Mos220.ru

Онлайн марафоны
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Упражнения на прощание в тренинге

Упражнения на прощание в тренинге

Как мы знаем, у любого явления нам лучше всего запоминаются начало и окончание. Так и в тренинге, эти знаковые этапы имеют большое значение. Если яркое начало оказывает прямое влияние на динамику тренинга и степень активности участников, то его окончание имеет не менее важную роль: именно в этот момент участники осознают итоги дня, оценивают его и выносят суждение о степени его ценности. Кроме того, хорошо проведенный этап завершения тренинга позволяет создать эффект «сжатой пружины» — это тот самый эмоциональный подъем, который остается у участников еще несколько дней и подталкивает их к тому, чтобы начать действовать.

Правила, которые помогут вам завершить тренинг наиболее продуктивно:

Режим труда и отдыха

Обязательно следите за тем, чтобы к концу тренинга у участников остались силы. Если они истощены морально и физически, это может означать только одно – их единственная мысль это «скорее бы попасть домой». Поэтому все самые сложные упражнения ставьте в середине тренинга, а к концу они должны упрощаться. Делайте больше перерывов, чаще проветривайте помещение, давай упражнения, связанные с двигательной активностью. Я не случайно ставлю это правило первым, так как хорошее самочувствие участников является обязательным условием удачного завершения тренинга.

Итоговые упражнения

Проведите финальное упражнение, которое поможет воссоздать структуру полученных знаний и логично завершить тренинг. Это упражнение должно быть простым, веселым и интересным. Вы можете дать задание по типу «Общий рисунок», «Коллаж», «Командная презентация» и другие аналогичные. Эти упражнения хороши тем, что в ходе совместной работы участники делятся друг с другом выводами, размышлениями и приходят к совместному результату. При этом оно простое и веселое, что помогает сбросить напряжение и подготовиться к завершению тренинга.

Подведение итогов

Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы вспомнить все, что вы прошли и создать ощущение ценности изученного. Поэтому в завершение тренинга напомните участникам основные блоки, которые вы разобрали, и попросите их озвучить свои впечатления. При этом необходимо правильно сформулировать свой вопрос, дабы направить мысль участников в нужное направление (а вы, как тренер, должны знать, какое главное ощущение от тренинга должно остаться):

  • Польза. Что для вас сегодня было наиболее полезным? Какие блоки пригодятся вам в работе наибольшим образом? Какие полезные способы вы сегодня узнали?
  • Новизна. Что было для вас новым? Какие техники вам запомнились наибольшим образом? Какие приемы вы хотели бы опробовать в ближайшее время?
  • Желание действовать. Какие техники вы примените в ближайшее время? Что сможете использовать даже завтра? Что вы хотите еще попрактиковать?

При этом вопросы должны быть достаточно конкретными и обращенными к личному опыту каждого участника. Используйте формулировки «что для ВАС было полезным», «что именно ВЫ возьмете в работу». Это поощряет участников давать более развернутые ответы. Не принимайте ответы в общей форме «все было хорошо, спасибо». Обязательно задайте участнику уточняющие вопросы. Старайтесь избегать использования слова «нравится». Не радуйтесь, если ваши участники рассказывают, как им «понравилось», это слово говорит лишь о том, что: ваши участники вежливые; им было весело; им лень думать об итогах тренинга. Поощряйте рассказывать о том, что именно им запомнилось и почемуименно это. А, как мы помним, проговаривание часто помогает осознанию.

И последняя, но очень важная рекомендация, как завершить тренинг

Завершение нужно проводить на эмоциональном подъеме. От тренера требуется не только структурность, но и способность зарядить энергией группу. Ускоряйте темп общения, ведите его в максимально энергичном стиле и делитесь со своей группой эмоциональным зарядом. Часто тренер, как и все участники, устает к вечеру, ему тяжело собраться, он становится вялым, апатичным, или же наоборот, старается как можно скорее проскочить этот этап и отпустить группу. Однако такой подход может полностью перечеркнуть все потраченные днем усилия, и именно поэтому, крайне важно оставить силы на яркое и позитивное завершение учебного дня.

Завершающие ритуалы тренинга

Когда завершены все круги интеграции опыта тренинга, совершите ритуал закрытия семинара. Необходимость этого ритуала продиктована тем, что тренинговая группа представляет собой живую социальную общность, которая имеет все циклы своей эволюции, и завершение, закрытие — это логический этап этого развития.

Формы завершения тренинга многообразны. Это может быть групповая медитация, особый ритуал прощания. Предложите группе соединить руки вместе и минуту сохранять молчание, или совершить групповые объятия, или произносите ОМ, или какие-то другие спонтанные ритуалы, которые бы подчеркнули значимость коллективного процесса.

Вне сомнения, в каждый раз творится нечто новое для завершения тренинга, но есть основные стратегии проведения этих ритуалов, которые мы и хотим привести ниже.

Я тебе дарю это в знак…

До начала ритуала приготовьте «дары». Это, как правило, сладости, конфеты, маленькие кусочки шоколада, орешки или финики, кусочки печенья и т. д.…

«Дары» кладутся в красивую вазу, которая стоит на ритуально оформленном столе в центре зала.

Ведущий предлагает каждому взять горсть «даров» и подойти к другому со словами: «Я приношу тебе этот дар в знак своей признательности за…»

Каждый заканчивает предложение в зависимости от сложившихся во время тренинга отношений: «За понимание, любовь, признание, помощь и т. д.» Во время проговаривания дар предлагается скушать.

Каждый делает этот ритуал с каждым, и это является символом завершения отношений в тренинге.

Вдохни и выдохни день…

Эта настройка была придумана в 1998 г.оду на тренинге «Инсайт» в г. Ярославле.

«Вспомните, как Вы в первый день вошли в этот зал, сели. Вспомните ритуал знакомства, занятия, которые были после знакомства… Затем вдохните этот день полностью, со всем его опытом, переживаниями, знаниями и выдохните с глубокой благодарностью за все, что было.

Затем вспомните, как начинался второй день. Вспомните… (перечисляются все занятия, которые были проведены за тренинговый день). Затем вдохните этот день и выдохните…»

Этот текст ведущий читает в вышеуказанном содержании и перечисляет все дни, которые продолжался тренинг.

«Сейчас вспомните, как начинался сегодняшний день тренинга. Вспомните все занятия, которые были, как Вы недавно собирались на этот последний ритуал прощания, заходили в этот зал, как Вы сели на то место, на котором сидите сейчас…

Вспомните весь тренинг от начала до конца, вспомните всех тех людей, с которыми Вы общались за это время, почувствуйте их присутствие в этом зале и затем вдохните этот тренинг со всеми знаниями, опытом, переживаниями, общением и выдохните с глубокой благодарностью за все, что было.

Тренинг закончен. Впереди жизнь, которой и был посвящен этот тренинг».

Я тебе благодарен…

Этот завершающий ритуал делается после того, когда уже все круги интеграции завершены. Участникам предлагается попрощаться друг с другом со следующими фразами: «Я тебе благодарен за то, что…»

Во время ритуала можно включить медитативную, торжественную музыку.

А теперь я хочу сказать…

Этот завершающий ритуал аналогичен предыдущему. Участникам предлагается попрощаться друг с другом со следующими фразами: «А теперь я хочу тебе сказать…»

Во время ритуала мы рекомендуем включить медитативную фоновую музыку.

Спираль

Группа становится в круг, и все берут друг друга за руки. Ведущий идет в центр круга по внутренней стороне круга, ведя за собой всю группу, пока не образуется плотная свернутая спираль, в центре которого находится ведущий.

Ведущий предлагает сделать вместе несколько глубоких дыханий, которые объединяет «Тело группы» в единое целое.

После этого участники группы отпускают руки и расходятся.

Ведущий может сопровождать этот ритуал какой-то настройкой, в зависимости от контекста тренинга и групповых ожиданий, целей.

Некоторые дополнения к интеграции

В последующие дни найдите время для рисования, созерцания, ведения дневника и для работы со сновидениями. Сон — это продолжение интеграции проявленных переживаний. Будьте внимательны к его посланиям. Полезно вести дневник или записную книжку, в которой Вы будете фиксировать свои цели, равно как и свои догадки и наблюдения, ошибки и успехи. Фиксация целей проясняет и укрепляет решимость. Исследования показывают, что люди, которые записывают свои цели, имеют гораздо больше шансов добиться успеха, чем те, кто этого не делает. Ведение дневника не нужно превращать в серьезную работу — всего несколько минут записей в день могут быть весьма ценны. Записи способствуют кристаллизации идей, большей осознанности и рефлексивности, ясности в структурировании своей продуктивной целенаправленной активности.

Читать еще:  Тренинг фото картинки

Глава 3. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ (ИТДТ)

Мы надеемся, что читатели этой книги, профессиональные психологи и психотерапевты, отчетливо понимают, что приведенные ниже описания упражнений и процессов ИТДТ важны как методический материал; реальное представление о них вы можете получить, пройдя клиентские и обучающие программы у авторов. Для опытных практикующих психологов эти описания могут также стать источником собственных идей и техник.

Мы приводим эти техники в соответствии со структурой занятия: Разминка-Развитие темы-Интеграция. Упражнения для каждого занятия подбираются в зависимости от целей и реальной динамики группы. Хотя одни и те же форматы могут служить разным целям, очень важно, чтобы вы знали, какие именно цели вы ставите, и с какими клиентами работаете.

Упражнения — разминки

Разогрев, разминка — необходимая часть любых занятий связанных с телом и движением. В интегративной танцевально-двигательной терапии разминка важна не только как физический разогрев, но и как «вход» в тему занятия (например, если темой являются взаимоотношения, разминкой может быть body jazz в парах).

Статья «Ритуалы приветствия и прощания для тренниговых занятий»

Прощание с группой

Описание упражнения : Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т.е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача – поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

Психологический смысл упражнения : Разминка. Установление контакта между участниками. Рукопожатие – это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами – это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.

Игра «Встретимся опять»

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

“ Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.

Я сегодня вот такой»

Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте. Я сегодня вот такой» — и показывает невербально свое состояние. Остальные дети говорят: «Здравствуй, Ваня! Ваня сегодня вот такой» и копируют его жесты, мимику, позу.

В игре должен принять участие каждый ребенок. В заключение дети берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте все!»

Игра «Доброе утро»

Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть: — Доброе утро, Саша! (Улыбнуться и кивнуть головой.)

Доброе утро, Маша! (Называются имена, идет по кругу.)

Доброе утро, Ирина Николаевна!

Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, опускают.)

Доброе утро, небо! (Аналогичные движения)

Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)

Игра «Поздоровайся радостно » или Игра «Поздоровайся с соседом так, как будто ты его боишься»

Игра «Здороваемся необычно»

Психолог говорит : «Давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Вы можете сами придумать их и показать всей группе. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия: тыльной стороной ладони, стопами ног, коленями, плечами, лбами и т. п.

Игра « Волшебный клубок»

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Ведущий передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до ведущего.

Завершить можно этим же упражнением. Дети должны поблагодарить друг друга за занятие и сделать комплимент по его итогам.

«Привет! Как твои дела?»

Все дети ходят по комнате, жмут друг другу руки и говорят: «Привет! Как твои дела?» Главное правило: здороваясь с кем-то, руку можно освободить только после того, как другой рукой начнешь здороваться еще с кем-либо. То есть каждый участник должен быть в контакте с кем-либо постоянно.

Игру можно использовать в конце занятия, заменив слова: «Спасибо. С тобой было интересно»

Участникам тренинга предлагается поприветствовать друг друга, используя только средства мимики и пантомимики (улыбку, рукопожатие, поглаживание, кивок головой). Каждый следующий участник предлагает свой способ приветствия.

Вступительное слово тренера (2 минуты)

Конспект сценария тренингового занятия по развитию коммуникативной компетентности личности

Тема «Учимся слушать».

Характеристика группы: 16 педагогов – членов одного коллектива уже принимавшие участие в тренинговых занятиях.

Длительность:90 минут (вводная часть – 12 минут; основная часть – 60 минут; заключительная часть – 18 минут).

Место (условия) проведения: помещение, свободное от мебели, 20 стульев

Цель тренинга: способствовать осознанию важности умений и освоению техник эффективного слушания.

Задачи тренинга:

– научить участников тренинга применять техники эффективного слушания;

– помочь участникам скорректировать свое поведение при использовании навыков эффективного слушания;

– сплотить группу, развивать умения и навыки групоового взаимодействия.

Перечень заданий:

1. Вводная часть: «Что нового узнали?», «Мое настроение».

2. Основная часть: «Маша и медведи», «Слепое слушание».

3. Заключительная часть: «Вопросы и ответы», Ритуал прощания «Спираль».

I. Вводная часть тренинга

Вступительное слово тренера (2 минуты)

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня наше с вами занятие будет посвящено такому полезному и, безусловно, очень нужному для всех людей навыку, как умение слушать собеседника. Ни для кого не секрет, что умение слушать является основой коммуникативного общения. Мы проводим 50-80% нашего времени бодрствования в общении. По крайней мере, 45% этого времени мы слушаем. Но умение слушать является способностью, обучению которой меньше всего уделяют внимания. Настоящее «искусство слушать» проявляется в том, что слушающий, во-первых, всегда воздерживается от выражения своих эмоций во время того, как говорящий излагает информацию, и во-вторых, «помогает» говорящему ободряющими жестами (кивками), улыбкой, краткими репликами, ненавязчиво, но так, чтобы он продолжал беседу.

– Есть ли у Вас какие-нибудь вопросы по поводу данного тренинга?

– Вы хотите что-то уточнить?

Упражнение 1. «Что нового узнали?»

Цель: знакомство участников группы, включение их в работу.

Время проведение: 10 минут.

Материалы и оборудование: мягкие стулья, расставленные по кругу в центре зала.

Инструкция: Сейчас мы с вами, сидя в кругу, по очереди будем называть свое имя и прилагательные-качества человека, начинающееся на те буквы, которые есть в имени. Это прилагательное должно как-то описывать или отражать особенности вашего характера, его индивидуальность. Например: «Я Марина. Я мудрая, активная, работящая, интеллектуалка, настойчивая». Остальные будут внимательно слушать и определять то, что хотели бы уточнить у кого-либо из участников.

Вопросы для рефлексии (анализа):

– Чье нового, неожиданного вы узнали? Что хотели бы уточнить?

– Кто на ваш взгляд наиболее точно отобразил через подобранное прилагательное свой характер?

Упражнение 2. «Мое настроение».

Цель: снятие тревожности, выражение настроения «здесь и теперь» с помощью рисунка.

Длительность: 5 минут

Материалы и оборудование: белые листы ½ А4 и цветные маркеры в 8 подставках (8 цветов по 10штук), планшеты (по количеству участников), стенд для размещения рисунков, передвижной модуль для размещения изобразительных средств и планшетов, аудиоаппаратура и аудио запись музыкального сопровождения (спокойная инструментальная музыка).

Задание: нарисовать свое настроение на момент начала занятия.

1. часть. Инструкция: На листе формата ½ А4 изобразите свое настроение, выбрав любые фломастеры. Варианты изображения могут быть абсолютно разными. Ваши графические навыки не имеют никакого значения. Выложите на стенде ваши рисунки. Расскажите, кто хочет о своих чувствах (настроении).

Читать еще:  Психологические тренинги для 1 класса

Задание выполняется на планшетах. Листы бумаги, планшеты и маркеры в подставках стоять внутри круга на модуле.

2. часть. Инструкция: Подарим по кругу друг другу хорошее настроение, используя правило «Трех плюсов» («добрый взгляд» + Имя + «добрые» слова (3-4).

При выполнении задания звучит спокойная инструментальная музыка.

Вопросы для рефлексии:

– Как изменились ли Ваши чувства, эмоции после упражнения?

II .Основная часть

Упражнение 3. «Маша и медведи».

Цель: выявить индивидуальные особенности слушания, причины «неслышания», значение установления цели слушания для его эффективности

Время проведения: 40 минут

Материал и оборудование: опросные листы по количеству участников тренинга, заранее выписанные вопросы опросника с правильными ответами на демонстрационную доску.

(До времени проверки не показываются эти вопросы участникам)

Ход выполнения упражнения:

Инструкция: Послушайте историю, которая может показаться вам знакомой. Тем не менее, я прошу вас быть очень внимательными, слушая мой рассказ. Итак, история. «Однажды Маша и ее друзья гуляли в лесу. Но Маша заблудилась и в поиске обратной дороги забрела к одиноко стоящему дому. Она постучала в дверь, и когда ей никто не ответил, она решила заглянуть в дом. Маша зашла в дом и увидела на столе тарелки с кашей. Она была голодна и попробовала кашу из первой тарелки.

«Слишком горячая каша» – воскликнула она и попробовала кашу из второй тарелки.

«Слишком холодная» – сказала она и попробовала кашу из следующей миски.

«А вот эта каша хороша», — сказала она весело, и съела всю кашу.

После того как она покушала, она почувствовала усталость и решила посидеть в одном из стульев, которые она увидела в гостиной комнате.

«Этот стул слишком большой» — воскликнула она попробовав сесть в первый стул.

«Этот стул какой-то неудобный» — сказала она слезая со второго стула.

И она попробовала сесть на маленький стул.

«А этот стул, чудо как хорош», – сказала она. Да только как сказала она это, стул под ней хрустнул, треснул, да и развалился на мелкие кусочки. Тогда усталая Маша пошла в спальню. Где она попробовала полежать на первой кровати, но она была очень неудобной. Вторая кровать ей не понравилась так как показалась ей слишком мягкой. А вот третья кровать пришлась ей в пору, на ней Маша и заснула.

Пока она спала, три медведя пришли в дом.

«Кто-то ел мою кашу!» – зарычал Медведь.

«Кто-то ел мою кашу!» – прорычала Медведица..

«Кто-то ел и мою кашу тоже!» – крикнул Медвежонок.

«Кто-то сидел на своем стуле!» – буркнул Медведь.

«Кто-то сидел на своем стуле!» – сказала Медведица.

«Кто-то сидел на моем стуле»– крикнул Медвежонок, «и разломал его на кусочки! «

Решили медведи продолжить осмотр своего жилища, и когда они зашли в спальню, то Медведь зарычал:

«Кто-то спал в моей кровати!»

«Кто-то спал и в моей постели тоже!» воскликнула Медведица.

«Кто-то спал в моей постели, и он все еще там!» — вскричал Медвежонок.

От этих криков Маша проснулась и, увидев медведей, вскочила и выбежала из комнаты. Маша быстро побежала вниз по лестнице, открыла дверь, и убежала в лес».

Вы прослушали историю и теперь можете заполнить свои листы опросника. После окончания заполнения я покажу вам правильный вариант ответов, и мы вместе проверим ваши.

Вопросы для рефлексии (анализа):

– Кто из вас заяиксировал ошибки в своих опросниках?

– Как вы думаете, что послужило причиной этих ошибок?

– Какой главный вывод из этого упражнения вы можете сделать?

– Как на ваш взгляд можно было бы избежать ошибок, с которыми вы столкнулись в этом упражнении?

Упражнение 4. «Слепое слушание».

Цель: отработка умения внимательно слушать, использовать технику выспрашивания.

Длительность: 20 минут.

Материалы и оборудование: два стула, стоящих спинками друг к другу, небольшие передвижные столики перед стульями, наборы по семь спичек (в соответствии с количеством участников тренинга).

Инструкция: Сейчас мы с вами разделимся на пары, потом вы займете приготовленные для вас места. Перед вами на столиках должен лежать набор из семи спичек. Сейчас ваша задача будет такова. Один из вас выкладывает из его спичек фигуру. Затем другой участник должен слушая указания своего партнера выложить из своих спичек такую же фигуру. Смотреть, что выложено у партнера нельзя. Вы можете только задавать уточняющие вопросы.

Вопросы для рефлексии (анализа):

– Кому удалось выложить точную копию фигуры?

– Как вы думаете, что помогало вам? Что мешало?

– Как вы думаете, что нужно было делать, чтобы у всех получилась точная копия фигуры партнер?

III.Заключительная часть

Упражнение 5. «Вопросы и ответы».

Цель: осмысление результатов тренинга.

Длительность: 10 минут.

Материалы и оборудование: планшетки, ручки, клейкие листочки.

Инструкция: сейчас вы поделитесь на мини-группы по 3-4 человека, которым я дам планшетку и набор листочков. Затем каждая мини-группа должна в течение 5 минут будет придумать максимум вопросов по теме тренинга, каждый вопрос нужно разборчиво написать на отдельном листочке и наклеить на планшетку. После этого мини-группы поменяются планшетками и должны ответить на полученные вопросы. У каждой крупы будет 10 минут на подготовку, после чего один представитель из каждой мини-группы рассказывает всем, какие вопросы они получали, и какие ответы на них придумали.

Вопросы для рефлексии (анализа): Трудно ли вам было формулировать вопросы? Ответы на какие вопросы вас затруднили? Как вы думаете, что вам помешало правильно ответить на вопросы? Помогли ли вам навыки, полученные в ходе сегодняшнего занятия в выполнении этого задания? Что вы чувствовали в начале тренинга? А что чествуете теперь? Сможете ли вы, на ваш взгляд применять полученные сегодня знания на практике в повседневной жизни?

Упражнение 6. Ритуал прощания «Спираль».

Цель: обеспечение эмоционального расслабления.

Длительность: 2 минуты

Материал и оборудование: отсутствует

Инструкция: Вы становитесь в круг, берете друг друга за руки. Я иду в центр круга по его внутренней стороне, ведя за собой всю группу, пока не образуется плотная свернутая спираль, в центре которой буду находиться я.

Сделаем вместе несколько глубоких дыханий, которые объединяют «Тело группы» в единое целое. После этого отпускаем руки и расходимся.

Ведущий может сопровождать этот ритуал какой-то настройкой в зависимости от контекста тренинга и групповых ожиданий, целей.

Заключительное слово тренера:

Цель: подведение итогов занятия

Длительность: 1 минута

Ведущий: Проживая жизнь, нам постоянно приходится взаимодействовать с людьми, окружающими нас. И, чтобы это взаимодействие оказывалось эффективным, нам необходимо уметь слушать собеседника. Поэтому, в заключении хочется вам сказать, что использование полученных на сегодняшнем занятии навыков поможет вам в вашей профессиональной сфере для поддерживания отношений с учениками и их родителями, коллегами, а также и в повседневной жизни при общении с людьми.

Сегодня мы с Вами учились использовать навык активного слушания. Работа получилась интересной, продуктивной и сплоченной. Спасибо Вам за занятие, надеюсь, Вы провели это время с пользой и все навыки, приобретенные на занятии, помогут в профессиональной деятельности. Спасибо за работу! До скорых встреч!

Тренинг на сплочение коллектива

Тренинговое занятие

Сплочение коллектива.

Тренинг (от англ. train: тренировать, тренироваться) – это система методов, нацеленных на развитие навыков самосовершенствования, самопознания, коммуникации и саморегуляции.

Психологический тренинг – форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Ключевым принципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности: общение, игра, обучение, труд.

Проведение групповых тренингов является достаточно новой формой работы с коллективом. Использование данной формы способствует повышению уровня принятия себя и других, развитию рефлексии, в том числе эмоциональной, стремлению к саморазвитию.

Для того чтобы образовательные цели были успешно достигнуты необходим сплоченный коллектив единомышленников. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат. Желание идти на работу, стремление к осуществлению поставленных целей и задач во многом зависит от взаимоотношений на рабочем месте. И чем лучше эти отношения, тем выше результаты труда каждого педагога и коллектива в целом. Поэтому проведение психологических тренингов становится неотъемлемой частью работы психолога в организации.

Читать еще:  Средства и методы психорегуляции и психотренинга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тренинговое занятие «Мы вместе»

Цель: сплочение коллектива и построение командного взаимодействия.

Задачи:

  • формирование благоприятного психологического климата внутри коллектива;
  • осознание каждым сотрудником своей роли в коллективе;
  • раскрепощение членов коллектива, установление контактов между ними;
  • развитие умения работать в команде;
  • развитие средств эффективного вербального и невербального взаимодействия в коллективе;
  • сплочение коллектива.

Участники: коллектив Центра.

Оборудование: стеклянный шар, шкатулка с зеркалом, тарелка с водой, релаксационная музыка, карточки с незаконченными предложениями, памятки с правилами работы в группе (по количеству участников).

Использованная литература:

  1. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. – М., 2009. – 78 с.
  2. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие. – М., 2005. – 256 с.

Ход тренинга

Участники сидят на стульях, расставленных по кругу. Звучит расслабляющая музыка.

Вводный этап

Психолог: Сегодня мы с вами примем участие в тренинге под названием «Мы вместе». В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы выработаем свои правила.

  1. Здесь и сейчас (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас и обсуждаем только то, что с нами происходит именно здесь)
  2. Говорю только за себя. Все высказывания должны идти только от своего имени: Я думаю, я считаю.
  3. Право говорить и обязанность слушать.
  4. Активность.
  5. Правило «стоп».
  6. Конфиденциальность. Всё, что говорится в группе относительно конкретных участников, остаётся внутри группы.

А теперь давайте выполним упражнение на знакомство.

Упражнение: 3 слова о себе.

Психолог достает стеклянный шар и предлагает с помощью него познакомиться поближе. Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается.

Основной этап

Психолог: Вот мы с вами и познакомились поближе. А сейчас, закройте пожалуйста глаза.

Цель упражнения: способствовать осознанию собственной ценности и индивидуальности каждого участника.

После того как все участники закрыли глаза, психолог передает по кругу шкатулку со словами: «В этой шкатулке находится нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое…». Каждый член группы по очереди получает шкатулку и открывает глаза, заглядывает в нее. (Содержимое шкатулки — зеркало)

  1. Что вы ожидали увидеть в шкатулке?
  2. Какие чувства у вас вызвало содержимое шкатулки?

Психолог: Итак, каждый из вас является ценностью для коллектива, каждый уникален и неповторим.

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроения в группе, овладение техникой комплимента.

Психолог произносит слова из стихотворения:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты…!

Сейчас, мы будем одаривать друг друга комплиментами. Работа будет проходить в парах (ведущий выбирает одного из участников в кругу и обозначает его пару – соседа по правую руку, следующие пары формируются по данному принципу).

Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент от собеседника, но и обязательно сделать ему комплимент в ответ (вернуть комплимент). Комплимент принимается в определенной форме: «Да, это так! А еще я. » (добавляется положительное качество), а затем говорит свой комплимент собеседнику в ответ.

— Галина, ты очень отзывчивый человек!

— Да, это так! А еще, я добрая!

— А у тебя Оля, такие красивые глаза!

  1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
  2. Были ли приятными моменты в упражнении, какие?

Психолог: Вы хорошо справились с заданием. Посмотрим, как вам удастся выполнить новое.

Упражнение «Цепочки»

Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Анализ упражнения:

  1. Чем вам понравилось данное упражнение?
  2. Что вы почувствовали, выполняя это упражнение?
  3. Какие трудности вызвало у вас это упражнение?

Психолог: Итак, любой коллектив – это огромный механизм, работа которого зависит от работы каждого человека. С помощью ряда упражнений, мы попытаемся понять как же налажена совместная работа в нашем коллективе.

Упражнение «Давайте построим…»

Цель упражнения: сплочение коллектива, понимание и прочувствование каждого участника.

Ведущий выстраивает всех участников в круг, затем просит участников закрыть глаза и перестроиться в квадрат. Психолог спрашивает участников, все ли уверены, что находятся в квадрате, открывать глаза можно только после того, как все участники будут уверены. Затем по аналогии можно построить и другие фигуры.

  1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
  2. Что понравилось вам в упражнении?

Упражнение «Тарелка с водой»

Цель упражнения: развивать взаимопонимание и поддержку в коллективе.

Участники группы по команде психолога закрывают глаза и молча, по очереди (по кругу) передают тарелку с водой друг другу.

В результат, при передачи развиваются способы коммуникации, поиск рук партнеров до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

  1. Что, по вашему мнению, не удалось?
  2. Как можно это исправить, что необходимо для этого сделать?
  3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

Завершающий этап (рефлексия)

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия. Время: 3-5 минут. Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешную работу аплодисментами!» Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

В заключении, хотелось бы отметить, что проведение психологического тренинга является интересной и продуктивной формой работы с коллективом организации. Он позволяет раскрыть каждого сотрудника, повысить уровень сплоченности в коллективе, научить способам решения проблемных ситуаций, возникающих в ходе производственного процесса, а также снять нервное напряжение путем вовлечения участников в игру. Тренинг – это возможность для сотрудников отвлечься от работы и расслабиться, пофантазировать, и открыто выразить свои эмоции.

Литература

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89, 2005. – 196 с.
  2. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия/ Под ред. Е.А. Левановой – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
  3. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. – М., 2009. – 78 с.
  4. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д. Корвасарского – СПб.: Питер, 2010. – 584 с.
  5. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие. – М., 2005. – 256 с.

Приложение 1

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

Правила работы в группе

  • Проявлять активность.
  • Слушать друг друга, не перебивать.
  • Быть искренним и открытым.
  • Обсуждать только те процессы, которые происходят в группе в данный момент (принцип «здесь и теперь»).
  • Говорить только от своего лица.
  • Избегать критики при выполнении упражнений.
  • Участник имеет право отказаться от выполнения упражнения, не объясняя причины.
  • Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы (конфиденциальность).
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector