Mos220.ru

Онлайн марафоны
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Упражнение приветствие в тренинге

Тренинг позитивного самовосприятия

Цель тренинга: побуждение к более активному самопознанию и самоопределению, развитию самосознания, раскрытие скрытого потенциала личности

Задачи:

  • создание комфортного психологического климата в группе;
  • помощь в формировании адекватной самооценки, умения объективно оценивать самого себя и свои достижения;
  • развитие приемов самопобуждения (самокритика, самостимулирование, самообязательство), способствующих личностному развитию и личностному самоопределению;
  • помощь в формировании индивидуальной программы развития и коррекции личностных качеств.
  • Планируемый результат: приобретение опыта использования ресурсных состояний, которые позволят достигать цели в жизни, определение лучших, сильных сторон личности.

    Место проведения: кабинет психологии

    Время проведения: 3 часа.

    Контингент: старшеклассники, студенты

    Реквизит: Бейджики, визитки.

    Введение в тренинг: объявление темы, регламента работы.

    Приветствие и пожелание.

    Знакомство с правилами работы в тренинге.

    Участники рассчитываются на 1-й 2-й, образуют внутренний и внешний круг. Каждый участник внутреннего круга стоит в паре с участником внешнего круга — положение «карусель». Внутренний крут неподвижен. По команде ведущего пары приветствуют друг друга, затем представители внешнего круга переходят к соседу слева и т.д.

    Ведущий объявляет, что сейчас все будут здороваться друг с другом, но не совсем привычными способами. Ведущий хлопает в ладоши и кричит: «Как деловые люди рукопожатием!» Все пожимают друг другу руки. Затем ведущий хлопает в ладоши и выкрикивает: «Правыми коленями!!» Все касаются коленом колена и здороваются и т.д.

    Можно здороваться:

    • правыми локтями,
    • левыми коленками,
    • затылками,
    • спинами,
    • реверансом как французские короли и королевы,
    • как африканские слоны, громко топая ногами,
    • без помощи слов и рук, а только взглядом (например, подмигиванием),
    • старым русским обычаем — трехкратным поцелуем (сопровождаем фразой: «Ба! Какие люди») и т.п.

    Шеринг: изменилось ли и как самочувствие и эмоциональное состояние после упражнения.

    Здра?вствуйте (здра?вствуй) — слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова — пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» — быть здоровым, благополучно существовать. И вы сейчас воочию убедились, что после приветствия поднимается настроение и улучшается самочувствие.

    Упражнение «12 месяцев»

    День рождения — день года, в который родился тот или иной человек. В теории вероятностей с днями рождения связана известная задача, называемая «парадокс дней рождения». Данный «парадокс» гласит, что в любой случайно собранной группе из 22 человек с вероятностью более 50 % у двух или более человек дни рождения совпадают (на первый взгляд, это противоречит житейской интуиции). Чем больше будет в группе людей, тем вероятность совпадения в днях рождения приближается к единице: например, в случайно собранной группе из 55 человек двое из них имеют день рождения в один день с вероятностью 99 %.

    Давайте посмотрим, а есть ли совпадения у нас. Прошу вас сесть по кругу по дням своего рождения, так чтобы с одного края находился участник, родившийся ближе всего к первому января, я с другого конца — к тридцать первому декабря.

    Самовыражение. Толерантность к себе и другим.

    Упражнение «Знаки зодиака».

    В группе каждый участник рассказывает, кто он по знаку зодиака и что из гороскопов на самом деле про него.

    Представители каждого знака зодиака должны создать соответствующую скульптуру. Выставка скульптур оценивается внутри группы.

    Упражнение «Что я знаю о своем дне рождения».

    Завершите предложение «В мой день рождения:». Могут быть варианты: «В мой день рождения родились:», «Мой день рождения совпадает с праздником:», «В мой день рождения обычно бывает:.погода» и т.п.

    Упражнение «Три желания».

    С чего же началась история празднования дней рождения? Одна из версий заключается в том, что последователи чёрной магии считали душу человека наиболее уязвимой в момент рождения, и любые пожелания или проклятия в этот день считались заклинаниями. Отсюда и зарождение традиции весь день встречаться с друзьями и избегать врагов.

    А если бы на ваше день рождения пришла добрая фея, какие бы три пожелания вы бы хотели от нее услышать.

    Все отвечают по кругу.

    Сплочение участников группы.

    Один из наиболее распространенных ритуалов в день рождения- приготовление торта. Чем больше гостей на празднике, тем больше торт. Он может быть даже в несколько ярусов. Его украшают свечи по количеству лет, исполняющихся имениннику. А какой торт получится в вашей группе?

    Участники создают групповую скульптуру торта со свечами.

    Упражнение «В тесноте, не в обиде».

    Гостей на нашем празднике собралось много, торт получился большой, только вот беда. Около торта всего 6 стульев, но должны уместиться все.

    Затем остаются 5 стульев, затем 4,3, но поместиться должна вся команда.

    Перед разрезанием торта именинник задувает все зажженные на торте свечи. Число свечей равно прожитым годам.

    По команде ведущего именинник (ведущий называет имя любого из игроков) мгновенно должен назвать какое-нибудь число от единицы до числа, равного количеству участников группы. Одновременно должно встать столько игроков-свечек, какое число названо.

    Упражнение «Мой самый лучший день рождения».

    Расскажите о самом запоминающемся дне рождения в вашей жизни (о самом долгожданном, о сюрпризе и т.п.)

    Это воспоминание можно использовать как ресурсное состояние.

    На дне рождения принято говорить об имениннике, о его особенностях, достоинствах.

    Каждому участнику по кругу группа выражает комплименты, подчеркивает положительные качества личности.

    Во многих культурах принято устраивать на дни рождения вечеринки и дарить имениннику подарки.

    Дарить и принимать подарки — это искусство, которому, как и всякому другому искусству, можно и нужно научиться, так как это является проявлением внутренней культуры человека. При этом вовсе не важно, дарите ли вы дорогой подарок или просто милый сувенир.

    Подарок должен быть выражением нашего хорошего отношения к человеку, а не средством успокоения нечистой совести. Умение дарить подарки говорит о том, как развито у человека умение любить другого.

    Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и дарит его своему соседу справа (путевку на черное море, украшение, торт, цветок и т.п.).

    Упражнение «Концерт по заявкам».

    На день рождения обычно устраивают хоровод вокруг именинника и поют песни о днях рождения.

    Группа делится на летников, зимников, осенников и весенников.

    Соревнование между командами «Кто споет больше песен о днях рождения»

    Для команды- победителя в качестве приза остальные участники поют общую песню.

    Упражнение «Мой день рождения через 10 лет»

    Ведущий предлагает расположиться поудобнее.

    Вы можете слышать мой голос и закрыть глаза. Глубоко вздохните: почувствуйте, как прохладный воздух касается крыльев вашего носа: почувствуйте теплый воздух вашего выдоха:С каждым вдохом и выдохом вы все больше расслабляетесь. Тело становится расслабленным:Теперь мысленно представьте, что перед вами окно в будущее и вы можете увидеть в нем себя через 10 лет. Внимательно посмотрите в это окно: В нем вы в свой день рождения через 10 лет. Оглядитесь вокруг: Кто вас окружает. Какие у них лица. В каком помещении вы находитесь. Что вокруг вас. Как вы выглядите? Чего вы добились за эти десять лет.

    Сделав глубокий вдох, вы почувствуете, как волшебное окно растворяется в воздухе. Снова чувствуете свою одежду, слышите звуки в этой комнате, и за ее дверью. Вы делаете вдох, и открываете глаза.

    В кругу все взялись за руки и хором сказали «спасибо всем» и «спасибо мне» за участие в тренинге.

    Литература:

  • Асмолов А.Г. XXI век: Психология в век психологии. //Вопросы психологии. — 1999 — №1.
  • Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М: Издательство «Ось-89», 1999.
  • Клюева П.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. — Ярославль, 1992.
  • Козырева Е.А. Программа психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей. Институт «Открытое общество». — М.: «Магистр». 1997.
  • Кривцова С.В. Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. — М.: «Генезис», 1999.
  • Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Под ред. И.В.Дубровиной. — М.: Академия, 1995.
  • Статья «Ритуалы приветствия и прощания для тренниговых занятий»

    Прощание с группой

    Описание упражнения : Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т.е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача – поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

    Психологический смысл упражнения : Разминка. Установление контакта между участниками. Рукопожатие – это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами – это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.

    Игра «Встретимся опять»

    Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

    “ Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.

    Я сегодня вот такой»

    Читать еще:  Принципы социально психологического тренинга

    Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте. Я сегодня вот такой» — и показывает невербально свое состояние. Остальные дети говорят: «Здравствуй, Ваня! Ваня сегодня вот такой» и копируют его жесты, мимику, позу.

    В игре должен принять участие каждый ребенок. В заключение дети берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте все!»

    Игра «Доброе утро»

    Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть: — Доброе утро, Саша! (Улыбнуться и кивнуть головой.)

    Доброе утро, Маша! (Называются имена, идет по кругу.)

    Доброе утро, Ирина Николаевна!

    Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, опускают.)

    Доброе утро, небо! (Аналогичные движения)

    Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)

    Игра «Поздоровайся радостно » или Игра «Поздоровайся с соседом так, как будто ты его боишься»

    Игра «Здороваемся необычно»

    Психолог говорит : «Давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Вы можете сами придумать их и показать всей группе. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия: тыльной стороной ладони, стопами ног, коленями, плечами, лбами и т. п.

    Игра « Волшебный клубок»

    Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Ведущий передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до ведущего.

    Завершить можно этим же упражнением. Дети должны поблагодарить друг друга за занятие и сделать комплимент по его итогам.

    «Привет! Как твои дела?»

    Все дети ходят по комнате, жмут друг другу руки и говорят: «Привет! Как твои дела?» Главное правило: здороваясь с кем-то, руку можно освободить только после того, как другой рукой начнешь здороваться еще с кем-либо. То есть каждый участник должен быть в контакте с кем-либо постоянно.

    Игру можно использовать в конце занятия, заменив слова: «Спасибо. С тобой было интересно»

    Участникам тренинга предлагается поприветствовать друг друга, используя только средства мимики и пантомимики (улыбку, рукопожатие, поглаживание, кивок головой). Каждый следующий участник предлагает свой способ приветствия.

    Тренинг на сплочение коллектива

    Тренинговое занятие

    Сплочение коллектива.

    Тренинг (от англ. train: тренировать, тренироваться) – это система методов, нацеленных на развитие навыков самосовершенствования, самопознания, коммуникации и саморегуляции.

    Психологический тренинг – форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Ключевым принципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности: общение, игра, обучение, труд.

    Проведение групповых тренингов является достаточно новой формой работы с коллективом. Использование данной формы способствует повышению уровня принятия себя и других, развитию рефлексии, в том числе эмоциональной, стремлению к саморазвитию.

    Для того чтобы образовательные цели были успешно достигнуты необходим сплоченный коллектив единомышленников. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат. Желание идти на работу, стремление к осуществлению поставленных целей и задач во многом зависит от взаимоотношений на рабочем месте. И чем лучше эти отношения, тем выше результаты труда каждого педагога и коллектива в целом. Поэтому проведение психологических тренингов становится неотъемлемой частью работы психолога в организации.

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    Тренинговое занятие «Мы вместе»

    Цель: сплочение коллектива и построение командного взаимодействия.

    Задачи:

    • формирование благоприятного психологического климата внутри коллектива;
    • осознание каждым сотрудником своей роли в коллективе;
    • раскрепощение членов коллектива, установление контактов между ними;
    • развитие умения работать в команде;
    • развитие средств эффективного вербального и невербального взаимодействия в коллективе;
    • сплочение коллектива.

    Участники: коллектив Центра.

    Оборудование: стеклянный шар, шкатулка с зеркалом, тарелка с водой, релаксационная музыка, карточки с незаконченными предложениями, памятки с правилами работы в группе (по количеству участников).

    Использованная литература:

    1. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. – М., 2009. – 78 с.
    2. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие. – М., 2005. – 256 с.

    Ход тренинга

    Участники сидят на стульях, расставленных по кругу. Звучит расслабляющая музыка.

    Вводный этап

    Психолог: Сегодня мы с вами примем участие в тренинге под названием «Мы вместе». В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы выработаем свои правила.

    1. Здесь и сейчас (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас и обсуждаем только то, что с нами происходит именно здесь)
    2. Говорю только за себя. Все высказывания должны идти только от своего имени: Я думаю, я считаю.
    3. Право говорить и обязанность слушать.
    4. Активность.
    5. Правило «стоп».
    6. Конфиденциальность. Всё, что говорится в группе относительно конкретных участников, остаётся внутри группы.

    А теперь давайте выполним упражнение на знакомство.

    Упражнение: 3 слова о себе.

    Психолог достает стеклянный шар и предлагает с помощью него познакомиться поближе. Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается.

    Основной этап

    Психолог: Вот мы с вами и познакомились поближе. А сейчас, закройте пожалуйста глаза.

    Цель упражнения: способствовать осознанию собственной ценности и индивидуальности каждого участника.

    После того как все участники закрыли глаза, психолог передает по кругу шкатулку со словами: «В этой шкатулке находится нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое…». Каждый член группы по очереди получает шкатулку и открывает глаза, заглядывает в нее. (Содержимое шкатулки — зеркало)

    1. Что вы ожидали увидеть в шкатулке?
    2. Какие чувства у вас вызвало содержимое шкатулки?

    Психолог: Итак, каждый из вас является ценностью для коллектива, каждый уникален и неповторим.

    Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроения в группе, овладение техникой комплимента.

    Психолог произносит слова из стихотворения:

    Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

    Высокопарных слов не стоит опасаться.

    Давайте говорить друг другу комплименты,

    Ведь это все любви счастливые моменты…!

    Сейчас, мы будем одаривать друг друга комплиментами. Работа будет проходить в парах (ведущий выбирает одного из участников в кругу и обозначает его пару – соседа по правую руку, следующие пары формируются по данному принципу).

    Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент от собеседника, но и обязательно сделать ему комплимент в ответ (вернуть комплимент). Комплимент принимается в определенной форме: «Да, это так! А еще я. » (добавляется положительное качество), а затем говорит свой комплимент собеседнику в ответ.

    — Галина, ты очень отзывчивый человек!

    — Да, это так! А еще, я добрая!

    — А у тебя Оля, такие красивые глаза!

    1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
    2. Были ли приятными моменты в упражнении, какие?

    Психолог: Вы хорошо справились с заданием. Посмотрим, как вам удастся выполнить новое.

    Упражнение «Цепочки»

    Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

    Анализ упражнения:

    1. Чем вам понравилось данное упражнение?
    2. Что вы почувствовали, выполняя это упражнение?
    3. Какие трудности вызвало у вас это упражнение?

    Психолог: Итак, любой коллектив – это огромный механизм, работа которого зависит от работы каждого человека. С помощью ряда упражнений, мы попытаемся понять как же налажена совместная работа в нашем коллективе.

    Упражнение «Давайте построим…»

    Цель упражнения: сплочение коллектива, понимание и прочувствование каждого участника.

    Ведущий выстраивает всех участников в круг, затем просит участников закрыть глаза и перестроиться в квадрат. Психолог спрашивает участников, все ли уверены, что находятся в квадрате, открывать глаза можно только после того, как все участники будут уверены. Затем по аналогии можно построить и другие фигуры.

    1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
    2. Что понравилось вам в упражнении?

    Упражнение «Тарелка с водой»

    Цель упражнения: развивать взаимопонимание и поддержку в коллективе.

    Участники группы по команде психолога закрывают глаза и молча, по очереди (по кругу) передают тарелку с водой друг другу.

    В результат, при передачи развиваются способы коммуникации, поиск рук партнеров до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

    1. Что, по вашему мнению, не удалось?
    2. Как можно это исправить, что необходимо для этого сделать?
    3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

    Завершающий этап (рефлексия)

    Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия. Время: 3-5 минут. Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешную работу аплодисментами!» Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

    Читать еще:  Тренинги для учителей на сплочение

    В заключении, хотелось бы отметить, что проведение психологического тренинга является интересной и продуктивной формой работы с коллективом организации. Он позволяет раскрыть каждого сотрудника, повысить уровень сплоченности в коллективе, научить способам решения проблемных ситуаций, возникающих в ходе производственного процесса, а также снять нервное напряжение путем вовлечения участников в игру. Тренинг – это возможность для сотрудников отвлечься от работы и расслабиться, пофантазировать, и открыто выразить свои эмоции.

    Литература

    1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89, 2005. – 196 с.
    2. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия/ Под ред. Е.А. Левановой – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
    3. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. – М., 2009. – 78 с.
    4. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д. Корвасарского – СПб.: Питер, 2010. – 584 с.
    5. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие. – М., 2005. – 256 с.

    Приложение 1

    Допишите незаконченные предложения.

    Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

    Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

    Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

    Допишите незаконченные предложения.

    Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

    Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

    Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

    Допишите незаконченные предложения.

    Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

    Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

    Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

    Допишите незаконченные предложения.

    Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

    Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

    Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

    Правила работы в группе

    • Проявлять активность.
    • Слушать друг друга, не перебивать.
    • Быть искренним и открытым.
    • Обсуждать только те процессы, которые происходят в группе в данный момент (принцип «здесь и теперь»).
    • Говорить только от своего лица.
    • Избегать критики при выполнении упражнений.
    • Участник имеет право отказаться от выполнения упражнения, не объясняя причины.
    • Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы (конфиденциальность).

    Глава З Начальная стадия тренинга. Разминки

    Особенно велика роль разминки, если в группе возникает сопротивление тренингу. Сопротивление — это открытые или скрытые действия, направленные на дезорганизацию и даже срыв занятий. Его оказывают те члены группы, которые испытывают недоверие как ко взрослым, так и к сверстникам, вероятнее всего — из-за прошлого негативного опыта. Кроме того, сопротивление может быть самодемонстрацией тех, кто претендует на лидерство в группе. Для некоторых учащихся сопротивление — это способ психологической защиты, способ избежать необходимости работы со своими проблемами с помощью перемещения внимания с собственных травмированных чувств на искусственно создаваемые внешние ситуации.

    Сопротивление может иметь разные формы. Оно может быть демонстративным, т. е. выражаться в открытом недоверии ведущему и попытках сорвать занятия. Наиболее агрессивные члены группы могут спровоцировать ведущего на агрессию различными выходками, вплоть до грубых, даже нецензурных выражений. Наконец, сопротивление может выражаться в молчании, отказе от взаимодействия с ведущим.

    Разминки позволяют и выявить сопротивление, и противостоять ему путем создания атмосферы раскрепощения и доверия. Кроме того, эффективным способом преодоления сопротивления и эмоционального напряжения является игнорирование нежелательных и позитивное подкрепление желательных форм поведения.

    При этом членам группы полезно объяснить, что, хотя желательно участие всех членов группы в выполнении упражнений, принцип активности — это пожелание, и он не накладывает на них никаких жестких обязательств. Они могут участвовать в упражнениях по своему усмотрению и выбору. Понимание этой разницы между строгой регламентацией поведения на обычных занятиях и возможностью отказа от ответов или действий в тренинговой группе снимает напряжение с сопротивляющегося, расслабляет его и способствует естественному возникновению желания проявить себя вместе с другими членами группы.

    Если в группе в начале занятий возникает сопротивление, на первом из тренинговых занятий разминка может занять больше времени, даже все это занятие целиком.

    Кроме разминки, в начале каждого занятия следует напоминать о правилах групповой работы

    В отличие от других упражнений, разминки могут повторяться от занятия к занятию. Более того, иногда вырабатывают специальные ритуалы начала каждого занятия.

    Упражнение 1. ПРИМЕР ВОЗМОЖНОГО РИТУАЛА НАЧАЛА ЗАНЯТИЙ (В.В. Макаров, 2005; A.C. Прутченков, 1991) Руководитель обращается к группе с такими словами: «Закройте глаза. Теперь возьмите правой рукой руку соседа. Подержите ее в своей. Старайтесь, не открывая глаз, сосредоточиться на звуках вокруг вас, пусть любой сосредоточит внимание только на том, что слышит, пусть некоторое время слушает и узнаёт звуки, которые к нему доносятся (одна минута). Все еще не раскрывая глаз, сконцентрируйте свое внимание на ладонях соседей справа и слева, которых вы касаетесь. Постарайтесь определить, какая ладонь теплее, какая — холоднее, была ли это ладонь соседа по правую сторону или по левую сторону (30 сек). С закрытыми глазами разомкните руки и сосредоточьтесь на своем дыхании, ощутите, как воздух входит и выходит через ноздри и губы, как двигается грудная клетка при каждом вдохе и выдохе (одна минута). Попробуйте сосчитать каждый выдох и на пятый — откройте глаза. »

    Упражнение 2. «ЗДРАВСТВУЙТЕ»

    (Б.Р. Матвеев, 2005)

    ИНСТРУКЦИЯ. Начинает один из участников занятия. Обращаясь к соседу по левую сторону, с чувством радости от встречи проговаривает: «Здравствуйте. », выражая свое отношение к нему и голосом, и жестом, и улыбкой.

    Упражнение 3. ЗНАЕШЬ, Я.

    (A.C. Прутченков, 1991)

    Члены группы приветствуют друг друга этой фразой, описывая любой интересный, смешной случай, который имел место во время общения с каким-то человеком в период между предшествующим и этим занятиями.

    Упражнение 4. ПРИВЕТСТВИЯ (В. Ромек, 2005)

    ИНСТРУКЦИЯ. Сейчас наша задача будет состоять в том, чтобы поприветствовать в течение минуты как можно большее количество членов группы. Можно приветствовать одного участника несколько раз.

    Обсуждение. Как вы чувствовали себя во время упражнения?

    Контакт с кем из членов группы вам запомнился?

    Что, по вашему мнению, к этому привело?

    Упражнение 5. ПРИВЕТСТВИЕ БЕЗ СЛОВ (В. Ромек, 2005)

    (Упражнение может быть использовано также для тренировки понимания невербальных сигналов) ИНСТРУКЦИЯ. Сейчас мы попробуем поприветствовать в течение трех минут как можно большее количество членов группы, но без слов, используя лишь возможности нашего

    тела, взгляда, мимики и жестикуляции. Можно приветствовать одного участника несколько раз. Постарайтесь попробовать как можно больше разных возможностей для приветствия. Не забывайте об улыбке.

    Обсуждение. Какие варианты приветствия вам больше всего понравились?

    Какое количество возможностей невербального приветствия вам удалось использовать?

    Как партнер реагирует на приветствие, сопровождаемое дружественным невербальным поведением?

    Как партнер реагировал на прикосновения или уменьшение дистанции?

    Примечание. Упражнение лучше выполнять под ритмичную музыку.

    Упражнение 6. АССОЦИАЦИИ (Упражнение может быть использовано также для тренировки памяти)

    ИНСТРУКЦИЯ. Вспомните личностное качество, начинающееся на ту же букву, что и ваше имя, например: «Ольга — обаятельная», «Владимир — вольный». Затем каждый участник произносит свое имя, прибавляя к нему придуманное качество. Причем каждый следующий участник повторяет все то, что говорили до него.

    Упражнение 7. ПОДАРОК (Упражнение может быть использовано также для формирования «Я-образа») ИНСТРУКЦИЯ. Все участники по кругу высказываются: «Что я бы хотел подарить тому, кто сидит рядом?» Называется то, что могло бы по-настоящему порадовать человека. Тот, кому «подарили», благодарит и объясняет, в самом деле был бы он рад такому подарку и почему.

    Упражнение 8. ДЕВИЗ (Упражнение может быть использовано также для формирования «Я-образа») ИНСТРУКЦИЯгХЗейч&с все участники поочередно, по кругу, скажут о том, какую футболку и с какой надписью- девизом они купили бы себе, если бы была такая возможность. Постарайтесь, чтобы ответ был не случайным, надпись отображала ваше жизненное кредо, его основной жизненный принцип (как девиз на щите рыцаря), а цвет отвечал вашему характеру.

    Упражнение 9. «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»

    (Лабиринты психологии, 1996) ИНСТРУКЦИЯ. Один человек загадывает слово и говорит его соседу. Тот не повторяет услышанное слово, а говорит первую на это слово ассоциацию, обращаясь к своему соседу. И так все говорят ассоциации по кругу.

    Обсуждение. Интересно сопоставить первое слово с последним, а затем по кругу опросить всех, кто что говорил. Очень часто ассоциации попадаются в одно русло и повторяют несколько раз за круг.

    Упражнение 10. ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДАМИ (И.В. Вачков, 1999)

    (Упражнение может использоваться для тренировки навыка социального восприятия) ИНСТРУКЦИЯ. Вариант 1. Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача — встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг.

    Вариант 2. Отличается противоположной постановкой задачи — ни с кем не встретиться взглядом.

    Упражнение 11. ШЕСТЕРКА (И.В. Вачков, 1999) (упражнение может использоваться для тренировки внимания)

    ИНСТРУКЦИЯ. Все игроки встают в круг. Каждый участник группы по очереди называет числа натурального ряда: один, два, три. Запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру 6 и кратные 6 (например, 6, 12, 16 и т. д.). Если игроку досталось такое число, он должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Играть можно до трех оставшихся наиболее внимательных игроков. Понятно, что вместо шестерки можно использовать другие цифры.

    Упражнение 12. ВСЕОБЩЕЕ ВНИМАНИЕ (Лабиринты психологии, 1996)

    Читать еще:  Тренинг да нет не знаю вопросы

    (Упражнение может использоваться и для развития навыков общения) ИНСТРУКЦИЯ. Участники могут свободно двигаться по аудитории. Всем участникам игры предлагается выполнить следующую задачу — любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры.

    Обсуждение. Обменяйтесь мнениями, кому лучше и быстрее удалось привлечь внимание и за счет каких средств.

    Упражнение 13. ПРЫЖКИ (Б.Р. Матвеев, 2005)

    ИНСТРУКЦИЯ. Встаньте в круг лицом к центру. Сейчас я начну хлопать в ладоши, и на каждый хлопок все должны молча подпрыгнуть, повернувшись при этом на 90 градусов. Задача: молча, без каких-либо переговоров или знаков повернуться всем лицом в одном направлении. Надо это сделать как можно быстрее.

    Обсуждение. Что помогло каждому справиться с поставленной задачей?

    Упражнение. 14. ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ

    (Лабиринты психологии, 1996) ИНСТРУКЦИЯ. Эта игра на внимание. Ведущий объясняет, что все участники игры должны повторять движения, которые он будет им показывать, кроме одного — «запрещенного», например, обхвата руками головы. Ведущий совершает различные движения руками, ногами, головой, корпусом. Улучив подходящий момент, показывает «запрещенное» движение. Тот, кто его повторит или даже только попытается повторить, считается нарушившим правила игры, и должен выйти из нее. Сначала ведущий проводит игру в медленном темпе, давая возможность усвоить главное правило.

    Упражнение 15. РАЗМИНКА (ЗВЕРИ) (Лабиринты психологии, 1996) ИНСТРУКЦИЯ. Все встают в круг. Ведущий каждому на ухо говорит, какой он будет зверь (например, кошка, белый бычок). Все «звери» берутся крепко за руки (согнутые в локтях). Ведущий будет громко произносить название какого-то зверя. Задача названного зверя — присесть, а всех остальных — не дать ему это сделать. Игра начинается. Но всего несколько зверей ведущий называет по-разному, а остальным он дает одно и то же название (например, бурундук). Сначала называются одинаковые звери. Все играющие концентрируются на задаче удержать названного «зверя». Затем ведущий называет бурундука и все «бурундуки» резко приседают. Это упражнение дает сильную эмоциональную разрядку, вызывает положительный заряд эмоций, смех.

    Упражнение 16. РЕФЛЕКСИЯ ПРОШЕДШЕГО ЗАНЯТИЯ

    (Может проводиться как в начале, так и в конце занятия)

    ИНСТРУКЦИЯ. Группа садится в круг, и все желающие поочередно высказывают свои впечатления об этом (или предыдущем) занятии. Что понравилось? Что не приемлемо? Что хотелось бы сделать сегодня по-иному? Какие претензии к группе, конкретно к кому, к руководителю? Не надо никого принуждать высказываться, говорят только по желанию.

    Психологический тренинг для педагогов

    Автор: Кушнаренко Ольга Николаевна, педагог – психолог, МБОУ г. Астрахани «СОШ № 61», г. Астрахань

    Психологический тренинг для педагогов

    Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

    Задачи тренинга:

    — формирование благоприятного психологического климата

    — нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними

    — развитие умения работать в команде

    — осознание каждым участником своей роли, функции в группе

    — повысить коммуникативные навыки педагогов

    — повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

    Необходимые материалы:

    — листы формата А – 4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры

    — спокойная музыка для релаксации

    — тарелочки, кувшин с водой

    — листки в клетку, шариковые ручки по числу участников

    Ход тренинга:

    Педагог-психолог:

    Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

    Психологический климат — это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

    В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

    Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

    Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

    Упражнение 1. «Приветствие»

    Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения

    Задание: приветствие партнера по общению улыбкой

    Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.

    Анализ упражнения:

    1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?

    2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?

    3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?

    Упражнение 2. «Мое настроение»

    Цель упражнения: выражение настроения

    Задание: нарисовать свое настроение на данный момент

    Инструкция: На листе формата А – 4 изобразить свое настроение.

    Устроим выставку наших настроений, подарим соседу только хорошее настроение, сопровождая подарок такими словами: «Я дарю тебе мое хорошее настроение…», а дальше пусть будет ваше ласковое слово, обращение, которое обычно адресуется вашим близким и любимым.

    Анализ упражнения:

    1. Что понравилось вам в данном упражнении?

    2. Какие эмоции вы испытывали при дарении и получении «настроения» в виде рисунка?

    Упражнение 3. «Комплимент»

    Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

    Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

    Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы

    « Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

    Высокопарных слов не стоит опасаться.

    Давайте говорить друг другу комплименты,

    Ведь это все любви счастливые моменты…!

    Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

    — Наташа, ты такой отзывчивый человек!

    — Да, это так! А еще, я добрая!

    -А у тебя Оля, такие красивые глаза!

    Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

    Анализ упражнения:

    1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

    2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

    Упражнение 4. «Цветок» (под музыку)

    Цель игры: помочь участникам пережить чувства взаимной поддержки и доверия, взаимопонимания на глубинном уровне.

    Участники делятся на пары, один из них представляет себя бутоном. Он описывает свой цвет, форму, почву на которой растет.

    Второй – представляет себя героем, оказывающему поддержку бутону.

    Он подходит к сидящему, сгруппировавшись, бутону со стороны спины, нежно обхватывает его своими руками, и начинает укачивать.

    Бутон набирает силу и «распускается». Затем партнеры меняются местами.

    Анализ упражнения:

    1. Расскажите о своих ощущениях после упражнения?

    2. С какими трудностями вы столкнулись?

    Упражнение 5. «Тарелка с водой»

    Цель упражнения: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи

    Задание: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с водой.

    В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

    Анализ упражнения:

    1.Что, по вашему мнению, не удалось?

    2. Как это можно исправить, что необходимо сделать?

    3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

    Упражнение 6. «Доверительное падение»

    Цель игры: сближение членов группы, установление между ними доверительных отношений.

    Психологический смысл упражнения

    Развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы, доверия.

    Это упражнение дает прекрасную возможность, испытать, что такое доверие.

    Задание: стоя спиной к партнерам упасть к ним на руки. Проводится по очереди с каждым членом группы.

    Анализ упражнения:

    1. Что было легче делать, падать или ловить?

    2. Какие чувства вы испытывали при этом?

    3. Есть ли в реальной жизни ситуации, где вы испытываете подобные чувства?

    Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те, которые падали, а что чувствовали те, кто замыкали круг.

    Упражнение 7. «Чему я научилась»

    Задание: дописать неоконченные предложения

    — Я была удивлена тем, что…..

    — Я была разочарована тем, что….

    — самым важным для меня было….

    Завершение. Обсуждение по кругу:

    — чему научилась сегодня…

    — что буду использовать в своей работе …

    Всем спасибо за активное участие.

    Использованная литература:

    1. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.

    2. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. Санкт-Петербург 2006. – 176 с.

    3. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М., 2005. – 256 с.

    4. Пособие для начинающего тренера, «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000. – 205 с.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector