Mos220.ru

Онлайн марафоны
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Упражнение необитаемый остров для тренинга

Психологическая игра «Необитаемый остров»

Данная игра была разработана для группы подростков в возрасте 12-15 лет с девиантным поведением, проходивших курс социальной адаптации в центре защиты прав несовершеннолетних “Душа”. В ней принимали участие педагоги, непосредственно работающие с подростками. К началу проведения игры участники были знакомы друг с другом примерно месяц.

В основу игры вошли элементы и принципы, используемые при проведении тренинга “Веревочный курс”. Особенностями этого тренинга является использование физических способностей человека для развития определенных психологических качеств, включение туристских препятствий, акцент делается на работе всей команды, особое внимание уделяется соблюдению техники безопасности. Каждое задание имеет свою легенду, которую рассказывает ведущий перед его прохождением. После выполнения каждого задания происходит его обсуждение.

В отечественной литературе часть подобных тренинговых упражнений впервые описана А.Лутошкиным, за рубежом в основе аналогичных программ лежит “Outdoor Ropes Course” – экстремальный курс американского психолога Карла Ронке. В основу упражнений использованных нами в игре легли материалы, представленные в списке литературы.

Цель игры: сплочение группы, обучение командной работе и умению брать на себя ответственность.

Задачи:

  • Подготовка площадки для проведения игры (совместно с подростками).
  • Знакомство участников с правилами игры.
  • Проведение этапов игры на сплочение участников.
  • Обсуждение каждого этапа с участниками.
  • Целевая группа: подростки и взрослые, количество участников – 12 человек.

    Продолжительность: 1-1,5 часа

    Используемые материалы: веревки, карабины и страховочная система (используемые в туризме), палатка, туристские коврики, теннисные мячи, веревочная лестница, воздушные шары, шоколад, лыжные палки, шарф или платок, три небольшие доски 30х30см.

    Обсуждение правил игры

    1.Предэтап
    1.1 Гнездо с “золотыми” яйцами
    1.2 Путешествие на корабле

    2.Основная часть игры
    2.1 Легенда – “Поляна разговоров”
    2.2 “Лабиринт”
    2.3 “Убежище”
    2.4 “Паутинка”
    2.5 “Сигнал о спасении”
    2.6 “Болото”

    Предварительная подготовка к игре:

    До проведения игры педагоги совместно с подростками на территории учреждения подготовили специально оборудованную площадку (ограниченная территория, которая может быть обозначена с помощью ярких меток), включающую в себя:

    • место для обсуждения “Поляна разговоров” – три сколоченные скамейки, поставленные полукругом;
    • веревочная лестница, закрепленная на турнике и натянутая под углом 45 градусов по отношению к земле;
    • место для переправы – веревка, натянутая между деревом (на высоте 5-6 метров) и вколоченным столбом (2 м);
    • место для проведения игры “паутина” – вертикальная паутина из веревок, имеющая минимум 12 ячеек, натягивается между двух столбов, в которые может пролезть участника (примерный размер 0,8х0,2м, утончается в зависимости от габаритов участников). Нижняя веревка паутины натягивается на высоте 1 м над землей.
    • обозначенный с помощью ярких веревок “лабиринт”;
    • сколоченная деревянная площадка размером 1,5 м х 1,5 м

    Ход игры

    Участники выстраиваются в шеренгу. Ведущие озвучивают участникам цель проводимой с ними игры и правила, которые они должны соблюдать.

    Обсуждение правил игры:

  • Время на подготовку задания не ограничено, разрешается в этот период разговаривать.
  • Выполнение задания начинается после того, как вся группа говорит: “Мы готовы”.
  • Задание считается выполненным, если каждый безошибочно справится с поставленной задачей. Если же хоть один участник допускает ошибку, группа возвращается на исходную позицию.
  • Во время самого выполнения задания все участники должны молчать, если кто-то начинает говорить, группа возвращается на исходную позицию.
  • Если кто-либо из участников не может выполнить задание, команда может его откупить за счет бонусов, полученных на предэтапе.
  • Если команда после нескольких попыток не справляется с заданием, участники могут отказаться от выполнения только в том случае, если вся группа говорит: “Мы сдаемся”.
  • 1.1. “Гнездо с золотыми яйцами”

    Легенда: Вы – команда путешественников, которая собралась в далекое плавание. Но прежде чем отправиться в дорогу, Вам необходимо запастись золотом, для этого Вам всей командой необходимо добыть “золотые яйца” (бонусы, которые в дальнейшем вам пригодятся для выкупа предметов или участников).

    Задание: Каждый участник должен залезть по веревочной лестнице до гнезда с “золотыми

    яйцами” (корзинки с теннисными мячами, подвешанной к турнику). Каждый участник может взять только одно “яйцо”. Те, кто падают, прекращают выполнение задания. Команда может помогать участнику, придерживая веревочную лестницу с разных сторон.

    1.2. “Путешествие на корабле”

    Легенда: Итак, Вы заработали свое сокровище, а теперь отправляетесь в дальнее плавание, к неизвестным землям.

    Задание: Участники всей командой должны уместиться в два обруча, связанных между собой в одном месте – это условный корабль, и отправляются в дорогу – начинают передвигаться в обручах до определенного обозначенного места.

    Ближе к обозначенной границе участникам дается дополнение к легенде: “Команда в процессе плавания потерпела кораблекрушение и попала на необитаемый остров”. Участники оставляют свой “корабль” (обручи) и отводятся ведущими на “Поляну разговоров” (место для обсуждения) на территории “острова” (обозначенная территория).

    2.Основная часть игры:

    2.1. “Поляна разговоров” (в дальнейшем все обсуждения ведутся в данном месте)

    Легенда: Вы попали на необитаемый остров. Корабль, на котором вы путешествовали, разбился о скалы, но сохранились “золотые яйца”, добытые перед путешествием. Ваша задача выжить: пройти испытания и спастись. На острове могут находиться люди – аборигены, у которых, возможно, что-то придется покупать или обменивать. Впереди вас ждут ситуации, в которых вы должны показать свои умения работать в группе и помогать друг другу.

    Легенда: Один из участников группы, когда спасался с тонущего корабля, выбрался на берег в очень опасном месте, он запутался в ядовитых лианах (лабиринт) и от их яда он временно перестал видеть (у участника завязаны глаза). Вы узнали об этом, когда стали собираться вместе, теперь Вы хотите его спасти.

    Задание: Команде необходимо вывести участника из лабиринта так, чтобы он не задел лианы (веревки), не поранился. Если он задевает ограничения, то возвращается в точку начала движения. Члены команды выстраиваются по периметру лабиринта. Выводить своего участника из лабиринта они должны с помощью слов, причем, один участник говорит только одно слово, ему повторять 2 раза подряд одно и то же слово запрещено. Когда один участник говорит, другие молчат, в том числе, участник с завязанными глазами. В случае нарушения правила, выполнение задания повторяется. Члены команды могут взаимодействовать с помощью невербальных средств общения (участникам дается время для того, чтобы они сами могли догадаться об этом).

    После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:

    1. Довольны ли участники тем, как справились с заданием?
    2. Что помогло справиться с заданием?
    3. Что мешало при выполнении задания?
    4. Что необходимо учесть, прежде чем переходить к следующей ситуации?

    Легенда: На острове наступает ночь, становится темно и холодно. Команде необходимо соорудить для себя убежище, но у Вас ничего не осталось после кораблекрушения. Пока Вы обсуждали как быть, появились, откуда не возьмись, аборигены. Они готовы обменять полезные для Вас вещи (которые в том числе подобрали после вашего кораблекрушения) на Ваши “золотые яйца”.

    Задание: Команде необходимо решить, на что именно они обменяют свои бонусы (на выбор: коврики – 1яйцо, тент – 4, палатка – 9, лыжные палки – 1 яйцо/штука). Завершив сооружение убежища на деревянном настиле, команда должна полностью в нем поместиться и просидеть там 3 минуты так, чтобы оно не разрушилось.

    После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:

    1. Довольны ли участники тем, как справились с заданием? Легко ли было принять решение?
    2. Что помогло справиться с заданием?
    3. Что мешало при выполнении задания?
    4. Что необходимо учесть, прежде чем переходить к следующей ситуации?

    Легенда: На острове наступил день, теперь участникам необходимо добыть еду для всей команды. Еда находится в некотором месте, вход в которое перекрыл паук ядовитой паутиной.

    Задание: Вам необходимо добыть еду, перебравшись всей командой на другую сторону паутины. В паутине есть ячейки, через которые можно пролезть, но эти ячейки нельзя использовать повторно, то есть каждый участник должен пролезть через свою ячейку. Паутину (веревки) задевать нельзя. Если кто-либо из участников ошибается, вся команда начинает прохождение этапа сначала. Кого-то из участников можно откупить за 2 золотых яйца, в случае, если он не может справиться. Откупленный участник может помогать остальным. Пройдя этап, команда получает еду (2 шоколадки).

    После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:

    1. Довольны ли участники тем, как справились с заданием?
    2. Что помогло справиться с заданием?
    3. Что мешало при выполнении задания?
    4. Что необходимо учесть, прежде чем переходить к следующей ситуации?

    2.5. “Сигнал о спасении”

    Легенда: В дали океана вдруг появляется нечто похожее на корабль, необходимо подать сигнал о том, что вы на этом острове. На вашем корабле был сигнальный мешок, возможно, после крушения его вынесло на берег. Вся команда идет на поиски этого мешка и находит его на высоком дереве. Теперь задача команды – подать сигнал о спасении.

    Задание: От самого высокого дерева до бревна протянута лиана (веревка). По этой лиане (веревке) один из участников (его выбирает команда) должен проползти до мешочка, подвешенного на дереве и взять его. Участник с помощью ведущих надевает страховочную систему, перчатки на руки, с помощью карабина закрепляется на веревке и, помогая себе руками и ногами, ползет вверх до сигнального мешка. К страховочной системе прикреплена еще одна веревка, конец которой находится у остальных участников. После того, как мешочек добыт, команда помогает этому участнику вернуться назад с помощью второй свободной веревки. В мешочке находятся сигнальные шары, которые вся команда надувает за 2 минуты. Затем нужно закрепить сигнальные шары на верхушке бревна.

    При выполнении данного упражнения участники могут разговаривать.

    После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:

    1. Довольны ли участники тем, как справились с заданием?
    2. Что помогло справиться с заданием?
    3. Что мешало при выполнении задания?
    4. Чем вы руководствовались, когда выбирали человека, который выполнит задание?
    Читать еще:  Тренинги взаимоотношения мужчины и женщины

    Легенда: Сигнал был подан, люди на корабле его увидели и приблизились к острову, теперь их хорошо можно рассмотреть. Но на пути от острова к кораблю есть преграда – болото, через которое корабль пройти не может, переплыть его вплавь тоже нельзя.

    Задание: Задача команды преодолеть болото, используя три кочки. Условия: в болото наступать нельзя, кочку пустой оставлять запрещено – иначе она утонет, перейти должна вся команда. Задание выполняется молча. Как только все участники преодолели болото – команда спасена.

    3. Завершение занятия:

    Легенда: Команда справилась с испытаниями, все добрались до борта корабля и были спасены.

    После выполнения весь заданий команда снова собирается на “Поляне разговоров” для подведения итогов.

    Примерные вопросы ведущих: “Что вы узнали о себе во время этой игры?”, “Что поняли о своих действиях как группы, команды?”, “Как то, что вы узнали здесь, соотносится с тем, как вы действовали в других областях вашей жизни – дома, в школе, на работе?”

    Упражнение «Необитаемый остров».

    Цель: диагностика и отработка способов, стилей взаимодействия, психологических умений; необходимых для эффективного решения задач, стоящих перед группой, развитие внимания друг к другу.

    Инструкция: «Сейчас мы сядем в большой круг для того, чтобы выслушать информацию и правила предстоящей ролевой игры. Вам предстоит серьезная и ответственная работа, в результат те которой вы сможете более глубоко понять свои привычки и более объективно оценить свою манеру общения. Постарайтесь увидеть новым взглядом и всех других участников группы.

    Итак, в результате кораблекрушения вы, вся ваша группа в полном составе, оказались на необитаемом острове. На нем богатый жи­вотный и растительный мир, но жизнь полна опасностей: ядовитые растения и животные, ливневые дожди, короткий, но жестокий хо­лод, могут быть и визиты каннибалов с сосед­них островов. В ближайшие несколько лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в родные края. Ваша задача — создать для себя нормальные условия, в которых вы могли бы выжить.

    Поймите серьезность и опасность проис­шедшего. Люди иногда в этих обстоятельст­вах теряют человеческий облик, вспыхивают ссоры и драки со смертельным исходом. Тут не место для развлечений и болтовни — вам надо есть и пить, обустроить себе жилье, что­бы солнце не спалило вашу кожу, и вы могли укрываться в сезон дождей от ливней, а зимой от холодов.

    Вам нужно освоить остров, организовать на нем хозяйство. Нужно наладить и социальную жизнь: распределить основные функции обязанности. Следует продумать и то, каким образом эти функции и обязанности будут выполняться. Прежде всего, решите вопрос о власти. Какой она будет на вашем острове? Кто будет принимать окончательное реше­ние? Все жители острова единогласно (кон­сенсус), или простым большинством, или группировка самых авторитетных жителей, или единолично лидер? И каким образом бу­дет контролироваться выполнение? Под стра­хом наказания, смерти?

    Как будет добываться и распределяться пи­ща? Поровну? По трудовому вкладу? Может быть, больше сильным, чтобы лучше работа­ли? Или слабым, чтобы выжили? Имеет ли право человек жить на вашем острове никого не слушая и никому не подчиняясь? А если его образ жизни сделает его слабым, болезнен­ным, обузой для других?

    Какие у вас будут праздники? Сколько? Как вы их будете устраивать?

    Какими будут семейные устои вашего со­общества?

    Кто и как будет воспитывать детей? Одним словом, вопросов очень много, а ответов пока нет. Вам предстоит найти их со­вместными усилиями.

    Разработайте нравственно-психологиче­ский кодекс взаимоотношений, примерно из 5-20 пунктов. Правила нужны четкие, а не абстрактные, они должны помогать решению конкретных проблем, эффективному сотрудничеству, предотвращению проблем и ссор. Нужно также предусмотреть и санкции за на­рушения установленных правил. На все обсуждение и принятие правил дается 20 минут и полная свобода действий в рамках задания. Нужно выбрать летописца, который будет фиксировать основные события, записывая все, что решили, каким образом проходило обсуждение и принятие решения и т.п.»

    В ходе группового обсуждения ведущий обращает внимание участников группы, что во взаимодействии каждый из них прибегает к различным стилям общения: Существует четыре основных стиля взаимодействий: ритуальный, императивный, манипулятивный и гуманистический.

    Ритуальный стиль

    Этот стиль обычно задается культурой, в которой живет человек. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать: «Прекрасно», как бы дела ни обстояли в действительности. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», не стесняясь отвешивать негативные характеристики собственному существованию.

    Императивный стиль

    Это авторитарная, директивная форма взаимодействия. Цель императивного стиля – достижение контроля над поведением другого, над его установками или принуждение к определенным действиям и решениям. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение – это отношения «начальник – подчиненный».

    Манипулятивный стиль

    При использовании манипулятивного стиля влияние на собеседника осуществляется скрытно. Цель остается той же: добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении собеседник воспринимается не как целостная личность, а как носитель определенных нужных манипулятору качеств.

    Гуманистический стиль

    К этому стилю относятся все разновидности диалогического общения: это равноправное взаимодействие, цель которого – взаимное познание, самопознание. Гуманистический стиль общения лишен императива и позволяет достичь глубокого взаимопонимания.

    Тренинг на сплочение коллектива «Необитаемый остров»

    Полева Галина
    Тренинг на сплочение коллектива «Необитаемый остров»

    Тема: «Необитаемый остров».

    Цель: Сплочение коллектива.

    План: 1. Разогрев группы.

    а) Коллективный рисунок «Наш дом».

    б) «Необитаемый остров с каннибалами».

    3. Заключительная часть.

    1. Разогрев группы.

    а) «Рукопожатие и поклон». (Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах).

    — Сейчас мы поприветствуем друг друга, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах. Раздаются карточки с ритуалами приветствия.

    * объятие и 3-х кратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);

    * легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);

    * легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

    * легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);

    * простое рукопожатие и взгляд в газа (Германия);

    * потереться друг ор друга носами (эскимосская традиция).

    Один из участников начинает «круг приветствия»: выступает на середину и приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы.

    Затем в круг вступает другой участник, стоящий справа от первого и т. д. и приветствует всех новым жестом.

    б) «О коллективе» (По кругу назвать, что в коллективе нравится больше всего

    2. Основная часть.

    а) Коллективный рисунок «Наш дом».

    — Давайте нарисуем для своего коллектива дом, в котором было бы всем хорошо. Для этого каждый участник подойдет к столу и нарисует на ватмане линию или элемент дома и его окружения. То, что уже нарисовано, стирать нельзя, можно только дорисовывать.

    Ведущий начинает первым. Кроме того, он побуждает участников рисовать не только части дома, но и его внутреннюю обстановку, заполнять пространство вокруг него. Можно рисовать «стеклянный» дом. Все. Что делают участники, комментируется весело и доброжелательно. Каждый имеет право рисовать то, что считает нужным. Задание выполняется до тех пор, пока на листе остается место, а у «художников» — энтузиазм.

    б) «Необитаемый остров с каннибалами».

    — Вы летите на самолете. Вдруг он терпит крушение над островом, где живут каннибалы. Остров богат дичью, животными, много растительности. У вашей команды есть возможность взять с собой 6 вещей из перечисленных, чтобы обустроиться на острове и жить там. И так, составьте список вещей, которые Вы возьмете с собой (6 шт.).

    1. Миски, кружки, ложки – 9 кг.

    2. Сигнальная ракетница – 6 кг.

    3. Географические карты и компас – 2 кг.

    4. Консервы мясные – 20 кг.

    5. Хоз. инвентарь – 12 кг.

    6. Канистра с питьевой водой – 20 л.

    7. Аптечка – 7 кг.

    8. Винтовка с запасом патронов – 30 кг.

    9. Презервативы и другие средства контроцепции – 0,5 кг.

    10. Шоколад – 10 кг.

    11. Золото, бриллианты – 25 кг.

    12. Большая собака – 55 кг.

    13. Рыболовные снасти – 1 кг.

    14. Подборка полезных игр про все – 15 кг.

    15. Туалетное мыло, шампунь – 1кг.

    16. Теплая одежда – 8 кг.

    17. Соль, сахар, витамины – 9 кг.

    18. Медицинский спирт – 10 л.

    — Огласите список вещей.

    — Кто у вас будет лидером?

    — Как будите распределять обязанности?

    — Как будите делить съестные запасы между членами группы?

    — Как будите принимать общее решение?

    -Будут ли в вашей группе микрогруппы?

    А теперь сделаем выводы о степени сплоченности коллектива.

    3. Заключительная часть.

    «Пожелание по кругу».

    — Пожелаем всем сразу здесь присутствующим что-то приятное. Желаем по очереди по часовой стрелке.

    Я вам желаю, чтобы Вы всегда с радостью шли на работу и получали большое удовольствие от своей работы и от общения членами коллектива!

    Итоговое занятие за первое полугодие по ФЭМП в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров» Воспитатель: Бачёва И. А ЦЕЛЬ. Выявить полученные знания детей за первое полугодие. ЗАДАЧИ. О. — повторить ориентировку на листе бумаги, названия.

    Как мы мам и бабушек поздравляли Готовится к празднику надо заранее. Обсудить сценарий, наметить план мероприятий, раздать стихи для разучивания и начинать работать. Да,.

    Тренинговое занятие «Необитаемый остров»
    план-конспект занятия по теме

    Это занятие хорошо проводить на 1 курсе, когда преподаватель еще не совсем хорошо знает ребят. В процессе игры сразу видно какую позицию занимает ребонок в группе, как к нему относятся и как он сам ведет себя в группе однокурсников.

    Читать еще:  Психологический тренинг определение

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    План открытого тренингового занятия

    Дисциплина: социальная адаптация учащихся 1 курса

    Преподаватель: Гаврилова И.М.

    Цели: содействовать процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

    Задачи: навыки командообразования, развитие навыков делового общения, умения договариваться, используя позитивные приемы; развитие саморегуляции, выработка и закрепление адекватных форм поведения и реагирования.

    Используемые учебники и учебные пособия:

    1. Н. Козлов. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, АРД ЛТД, 1997.

    2. Т. Эксакусто. Практикум по групповой психокоррекции. Ростов-на- Дону, «Феникс», 2007.

    Используемая методическая литература:

    1. А. Реан, А. Кудашев, А. Баранов. Психология адаптации личности. Санкт-Петербург, «Прайм-Еврознак», 2006.

    2. Л. Анн. Психологический тренинг с подростками. Издательский дом «Питер», 2003.

    Материалы к игре: фломастеры – 2 пачки, ручки шариковые и альбомные листы по количеству игроков.

    Презентации с релаксационной музыкой.

    Психологическая игра для подростков 15 — 17 лет закрепит навыки позитивного делового общения, возможность проявить свои лидерские способности.

    — Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычное занятие – мы совершим путешествие на необитаемый остров.

    — Как вы думаете , какие качества необходимы человеку, чтобы выжить в условиях острова?

    — Как вы думаете, лучше на острове находится одному или с командой и где будет шанс больше выжить?

    — Какие чувства испытает человек, если он окажется на острове один?

    Для того, чтобы выжить в экстремальных условиях человек должен научиться действовать сообща, прислушиваться к другим людям, сотрудничать, приходить на помощь, уметь договариваться и принимать решения в экстремальных условиях, и если понадобиться – то и в кратчайшие сроки. Вот сегодня мы и посмотрим, как мы умеем взаимодействовать и подчиняться мнению большинства. Для этого мы сначала потренируемся, что в дальнейшем поможет нам при работе.

    Давайте сейчас вспомним правила работы в группе:

    Правила групповой работы:

    1. Слушай внимательно все выступления.
    2. Не критикуй высказанные идеи.
    3. Не перебивай выступающего, соблюдай тишину.
    4. Не стесняйся высказывать свое мнение, самое простое предложение часто бывает гениальным.
    5. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
    6. Соблюдай личные права членов группы:
    1. право отстаивать свою точку зрения;
    2. право выдвигать идеи;
    3. право на обдумывание;
    4. право на пересмотр, уточнение своей позиции, на выдвижение нового предложения.
    1. Не обижайся.
    2. Будь доброжелательны.
    3. Каждый член группы несет ответственность за результативность работы группы. Успех и неудачу делим поровну

    1 упражнение: ПОЖЕЛАНИЕ

    Все играющие садятся в круг:

    Инструкция: «Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Кто-нибудь встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодня. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день».

    2 упражнение «Встать по числу, по цвету волос, по размеру ноги, по величине ладони, по размеру обуви…) » (психогимнастическое упражнение, тренер использует по своему усмотрению)

    Все участники садятся по кругу.

    Инструкция: «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действии друг друга».

    При обсуждении тренер может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у нас была тактика?». «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»

    — Вот мы с вами и готовы отправится на наш необитаемый остров. Предлагаю вам сейчас закрыть глаза, сесть по удобнее и попытаться представить себе то место, куда мы сейчас мысленно с вами перенесемся.

    Презентация «Море» с релаксационной музыкой –

    на фоне музыки звучат слова ведущего.

    — Каждый человек хоть однажды мечтает побыть наедине с собой, своими мыслями, чувствами. И он имеет на это полное право. Но человек существо социальное, и ему трудно быть одному очень долго. Не с кем поделиться своей радостью, не с кем обсудить проблему, посоветоваться, не от кого ждать помощи… Вспомните Робинзона Крузо: сколько усилий он приложил, чтобы преодолеть одиночество и остаться человеком!

    Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие на необитаемые острова. Каким будет это путешествие, зависит только от Вас. Нас ждут два острова, «Банановый» и «Кокосовый», которые мы должны будем заселить и сделать жизнь его обитателей безопасной, достойной и интересной.

    И так, на необитаемые острова отправляются первые его обитатели – президенты будущих островных государств.

    Среди участников проводится жеребьевка.

    Кто вытащил фишку с написанными на ней буквами «ПБ», тот президент Бананового острова, «ПК» — Кокосового. Президенты отправляются на «острова».

    — Как чувствуют себя президенты наедине с собой неповторимым?

    (президенты описывают свои ощущения).

    — Как долго Вы можете оставаться в одиночестве?

    И так, настало то время, когда Вам захотелось пообщаться, повеселиться, заняться общим полезным делом, показать свои способности. Президенты должны заселить свои острова народом так, чтобы получилось полноценное общество, способное создать каждому его члену условия для успешной и достойной жизни. Выбор производится из оставшихся участников игры по очереди. Начинает тот президент, который первый устал от одиночества. Делая выбор каждый из президентов должен его обосновать. Например: «Я выбираю Афанасьева А., так как он ведет здоровый образ жизни, человек ответственный, справедливый, хочет стать юристом. Без грамотного юриста построить правовое государство невозможно». Выбранный занимает место на острове. Следующий выбор производит президент другого острова и т. д.

    Когда президенты заселят свои острова, оставшиеся участники играют роль наблюдателей. Их задача наблюдать за тем, как строят свои взаимоотношения жители в совместной деятельности при решении поставленных задач в достижении цели.

    Жители двух островов получают одинаковые задания. Они должны придумать:

    — название государства, столицы;

    — выбрать песню, которая будет гимном;

    — основные законы (5);

    -чем будут заниматься жители вашего острова.

    Жители островов под руководством президентов работают в течение 15 – 20 минут.

    Наблюдатели(если они есть) (каждый для себя) фиксируют основные моменты их взаимодействия на листе бумаги, разделенной пополам: +, -. Оцениваются поступки, способы и приемы взаимодействия, но не личности участников.

    Обратить особое внимание на:

    — четкость и обоснованность распределения обязанностей;

    — руководство со стороны президента;

    — умение договариваться позитивными приемами.

    — (Это проговаривается, если команды не укладываются по времени — Вдалеке показалось судно, которое приближается к вашему острову – это ваш последний шанс вернуться домой! Если вы поторопитесь, то капитан судна вас примет на борт своего корабля)

    «Презентация государства». В течение 3- 5 минут жители каждого острова представляют свое государство и доказывают, что оно лучшее, что именно их государство способно обеспечить каждому его члену жизнь, достойную человека.

    Упражнение«Подарок»
    Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
    Время проведения:3-5 минут.
    Процедура проведения: ведущий говорит: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

    «Свеча доверия»- Я хочу подарить вам эту свечу в знак нашей с вами дружбы, взаимного доверия, сотрудничества и взаимопонимания, пусть она горит как символ вашей групповой солидарности. старайтесь, чтобы она не погасла.

    Мне очень понравилось с вами общаться, мне понравились ваши улыбки, ваше доброжелательное отношение друг к другу и чтобы продлить это впечатление я дарю вам видеофильм «Улыбка».

    Рефлексия: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?
    Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «. В процессе социализации, воспитания и развития личности ребёнка, важная роль отводится учителю. Характер влияния педагога зависит от свойств и качеств личности учителя, его профессиональной .

    Тренинговое занятие «Вперед к победе!» Автор-составитель Вознесенская Татьяна БорисовнаПедагог-психолог ГБОУ СПО МО «УОР по гандболу» Цель тренинга: сплочение команды, развитие умения общать.

    Тренинговое занятие «Вперед к победе!» Автор-составитель Вознесенская Татьяна БорисовнаПедагог-психолог ГБОУ СПО МО «УОР по гандболу» Цель тренинга: сплочение команды, развитие умения общать.

    Данная презентация составлена для всего практического занятия и является иллюстрацией к каждому этапу, включая все виды контроля.

    Тренинговая программа «Альтернатива» предназначена для работы с подростками по преодолению возрастных кризисных явлений. Эффективна в работе с детьми подросткового возраста с повышенным уровнем тревож.

    Информирование о структуре эмоциональных переживаний, обучение осознания своего эмоционального состояния.

    Знакомство ребят 10-12 лет с понятием «толерантнсть» и демонтрация участникам занятия значимости толерантного общения.

    Тренинговое занятие «Путешествие на Остров Взаимопонимания»

    Возрастная категория: дети подросткового возраста

    Количество участников: 7-20

    Время проведения: 80мин — 120мин (в зависимости от групповой динамики)

    Цель: сплочение коллектива воспитанников

    • развитие творческого мышления
    • развитие воображения
    • снятие коммуникативных барьеров
    • коррекция психоэмоционального состояния
    Читать еще:  Тренинг формирования имиджа 13 мастерских имидж класса

    Подготовка: мультимедийная установка для показа презентации, разрезные карточки для второго упражнения (картинки или просто названия) предметов. Музыка релаксационная «Море» и музыка для путешествия (звучит тихо на заднем плане). Бутылка стеклянная, газета, ручки и листочки, ватман, карандаши цветные/ фломастеры, пакет конфет (сюрпризный момент)

    Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на остров взаимопонимания. Остров необитаем и находится за морями и за скалами. Добираться нам до него предстоит долго, но зато, добравшись, нас ждет награда. В пути нас ждут приключения и испытания.

    Итак, передо мной находится команда, которая отправится на остров. Предлагаю, для начала, поздороваться, пожав руки каждому участнику команды. (Стоя в кругу)

    Теперь нам нужно собрать необходимые вещи, то без чего на острове никак нельзя.

    Какие необходимые вещи вы возьмете с собой? Можно взять 10 вещей

    • мыло
    • зубная щетка
    • полотенце
    • одеяло
    • нож
    • спички
    • обувь
    • одежда
    • молоток
    • топор
    • Палатка 10 — местная
    • Баллон с кислородом
    • Комплект географических карт
    • Собака
    • Шило
    • гвозди
    • зеркало (для сигнализации воздушным и морским спасателям)
    • ракетница с сигнальными ракетами;
    • канистра с питьевой водой;
    • медицинский спирт; (для дезинфекции и профилактики возможных болезней).
    • винтовка с запасом патронов
    • Канат
    • Аптечка с медикаментами
    • Компас
    • Консервы мясные и рыбные
    • Шоколад
    • Спальные мешки (по 1 на каждого члена экипажа)
    • Лодка резиновая надувная

    Каждую выбранную вещь ребенок должен обосновать, а затем голосованием ее принять или не принять.

    Взяли вещи, садимся в лодку.

    Ваша лодка терпит кораблекрушение. Есть шанс спастись, если освободиться от ненужных вещей — и доплыть до острова.

    Но что выбросить? Ведь какие-то вещи могут пригодиться, чтобы жить на этих островах, а сколько там жить никто не знает. Не выкинете ничего – утоните в море. Сделаете ошибку, выкинув нужную вещь – погибните. перед вами список вещей, находящихся в лодке необходимо оставить только 3 самые важные вещи. Что бы вы выкинули за борт?

    Команда должна выработать общее решение, но не голосованием, а единодушным согласием. Если хоть один человек будет против, то решение не принимается. При этом не тяните, можете погибнуть, у вас всего 5 минут.

    Затем один из членов команды должен зачитать список и доказать почему они это оставили.

    Самыми необходимыми предметами являются те, которые служат для привлечения внимания и помогают выжить до прибытия помощи.

    Поздравляю! мы добрались до острова.

    Но вход на остров закрывают отвесные скалы. Нам придется их преодолевать.

    Дети на полу (сидя, лежа, стоя) выстраивают «скалу», принимая различные позы, удерживаясь друг за друга. Условная линия на полу обозначает обрыв. По команде психолога «Скала готова? Замри!» альпинист должен пройти вдоль обрыва перед «скалой» и не «сорваться». Он может держаться за «скалу», шагая по выступу. Все участники упражнения поочередно выступают в роли «альпиниста»

    Мы справились с этим испытанием! Теперь мы на острове.

    Давайте насладимся этим островом и немного отдохнем.

    Упражнение на релаксацию «На море»

    «Примите удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.
    Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, теплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости схватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения.

    Итак обратного пути у нас пока не предвидится. Подождем спасателей. А пока нам необходимо решить, такой серьезный вопрос, как выборы вождя. Кто, на ваш взгляд, лучше всех справится с ролью вождя? Кого бы вы хотели видеть в роли вождя? Задумайтесь над этим.

    А теперь на счет «три» каждый покажет пальцем на того человека, которому он мог бы доверить свою судьбу. Это может быть и он сам.

    На счет «три» все выбрасывают пальцы в сторону самого достойного.

    Для того чтобы исследовать остров и не потеряться вы решили все вместе взяться за руки. Но как только вы взялись за руки, каждый потянул в свою сторону, так что все запутались. И теперь вождь должен распутать получившуюся паутину.

    Замечательно! Вы выбрали хорошего вождя! У вас все получилось!

    День проходит за днем, вы исследовали уже весь остров и не нашли ничего полезного, а на морском горизонте не видно ни одного корабля и в небе не появляются ни самолет, ни вертолет. И вы начинаете догадываться, что с этого острова вам не скоро предстоит освободиться, может статься, спасатели уже прекратили поиски, посчитав нас погибшими. Прошла неделя. Похоже, пребывание на острове может затянуться и оказаться гораздо более долгим, чем вы предполагали. Надо как-то обустраиваться. Итак, что же вы предпринимаете?

    Упражнение «Обустройство быта, распределение ролей»

    Предлагаю вам на ватмане изобразить ваш быт. Где вы живете, кто ответственный за строительство, кто ответственный за добычу пищи, кто поддерживает очаг, чтобы тот не потух, кто отвечает за безопасность от диких зверей. Нарисуйте вашу жизнь на острове. и продумайте и запишите три основных правила проживания на этом острове. (Пример: все важные решения принимаются совместно голосованием, драки и оскорбления запрещены, важно мнение каждого)

    На этой стадии работы происходит более глубокое погружение в игровую реальность. Обозначаются приоритеты в целях и смыслах жизни на острове, предлагаются разнообразные способы добывания пищи и организации досуга (некоторые «поселенцы» создают кружки художественной самодеятельности, некоторые — лектории по всем областям знаний, дабы не растерять культурный багаж, и т.п.). После сообщений каждой группы о своем житье-бытье на острове, ведущий может задать следующие вопросы:

    Как вы строите отношения друг с другом?

    Каким образом вы решаете наиболее сложные вопросы вашей жизни?

    Как происходит разделение труда, обязанностей? Кто за что отвечает?

    Фактически участники групп начинают проектировать новое устройство мира, создавать его по тем законам, которые они считают правильными и необходимыми.

    Ведущий. Итак, вы вполне обжились на острове, наладили свой быт. А между тем прошло два года.

    И однажды волны прибоя вынесли на берег остов небольшой яхты. Вероятно, она пострадала во время шторма, потому что оказалась разбита настолько, что восстановлению не подлежала. Однако в ней чудом сохранился отсек, где вы обнаружили пустую бутылку. Эта находка, разумеется, породила у вас идею отправить письмо, доверив его волнам, и сообщить людям о том, что вы живы и здоровы. Пожалуйста, напишите письмо, которое вы положите в эту бутылку. Напоминаю на всякий случай, что координат своего острова вы не знаете.

    Участники дружно сочиняют письма, часто проявляя изобретательность в способах описания местоположения своего острова и с юмором рассказывая о своей жизни. Письма зачитываются вслух.

    Мини-дискуссия «Тайна острова»

    Давайте сядем вкруг и постараемся понять, в чем тайна острова? Почему его назвали островом взаимопонимания? Что же такое это взаимопонимание?

    Взаимопонимание — это тип человеческих отношений, которым присуще адекватное отражение слов и действий друг друга, совпадение взглядов и суждений, согласие в поступках, а также взаимно терпимое, взаимопрощающее поведение в случае разногласий.

    Теперь мы знаем тайну острова. На нем нельзя выжить без взаимопонимания, по этому его так назвали. А мы выжили! За это остров дарит нам в подарок счастливый случай в виде появившейся у берегов льдины!

    Скорее залазим на неё и плывем домой!

    Упражнение «На льдине»

    Цель: способствовать развитию взаимоотношений в группе, сплочение группы, развитие коммуникативных способностей.
    Задачи: включить участников в активное групповое взаимодействие, снять напряжение, развить внимание.

    Игровой материал: газета.

    Время проведения: 10 мин.

    Ход занятия: Команде выдается большой газетный лист, который они расстилают на полу. Ведущий зачитывает инструкцию: «Представьте себе, что вы оказались на отколовшейся льдине, дрейфующей посреди бушующего моря. Льдина – это ваша газета. Вам всем нужно разместиться на ней и продержаться несколько минут, пока льдину не донесет течением до дома. Касаться пола за пределами газеты нельзя – кто сделает это, тот считается «утонувшим».

    Когда участники разместятся на своих льдинах и продержатся в таком положении 15-20 секунд, ведущий сообщает, что шторм отломил по кусочку от каждой из льдин, и отрывает примерно по 4 части от каждой из газет, предлагая участникам разместиться на том, что осталось. Так повторяется 2-3 раза. Если в команде тонет один человек, она получает предупреждение, если два или больше – выбывает из игры (ваша льдина перевернулась). Техника подразумевает тесный телесный контакт участников и включает элемент совместного риска, поэтому не рекомендуется проводить ее как в недостаточно разогретых группах, где участники демонстрируют зажатость и стеснение, так и в чрезмерно активных, трудно управляемых группах.

    Молодцы! Все справились! Ура! Мы дома!

    А вот и привет с нашего острова! В благодарность за то, что мы разгадали его тайну! (сладкий подарок).

    Грецов А. Психологически игры для старшеклассников и студентов / А. Грецов, Т. Бедарева – СПб. : Питер, 2008. – 190 с.

    Громова Т. «Незаконченный сценарий для свободного плавания» — Метод в теории и на практике. / «Школьный психолог» — №23 июнь 2004 г.

    Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.

    Саканова И.Н. Социальный педагог МОУ «Еласовская средняя общеобразовательная школа» Горномарийского района Республики Марий Эл.

    Образцова Т. «Психологические игры для детей». Часть 1/ Образцова Т.Н.; Лада, 2010 г.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector