Mos220.ru

Онлайн марафоны
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цзен психотренинг игры и упражнения

Пахомов Ю.В., Цзен Н.В.. Книги онлайн

Юрий Вильевич Пахомов (на фото) — психолог, автор многих методических разработок в области образования — от детских обучающих игр до профессиональных учебных пособий для менеджеров, психологов и педагогов.

Наиболее известные и востребованные сегодня работы — книги «Психотехнические игры в спорте» (впоследствии трижды переиздавалась в составе более объемистой книги, «Психотренинг. Игры и упражнения») и «Игротехнический букварь».

В настоящее время работает бизнес-консультантом, регулярно печатается в ведущих деловых изданиях. Область интересов — танцы, искусство, философия.

Николай Владимирович Цзен — психолог.

Его короткая жизнь вместила в себя очень многое. Посвятив себя познанию человеческой природы, он шел путем напряженных поисков и удивительных находок. Глубокий, ни на что не похожий след он оставил в различных областях своей профессиональной работы, в памяти и судьбах тех, кто его знал.

Окончил учёбу на факультете психологии МГУ, получив диплом с отличием. Его исследования, в частности, были посвящены психологии в спорте. В конце 70-х — начале 80-х психолог в спортивной команде был в диковинку. Внедрял свои знания и опыт на практике, консультируя спортивные команды.

В 1979 году вместе со своими друзьями-коллегами Юрием Пахомовым и Владимиром Докучаевым он написал рукопись под названием «Психотехника». Эта напечатанная на машинке книжка впоследствии, в 1985 году, преобразовалась в книгу Н. Цзен и Ю. Пахомов «Психотехнические игры в спорте», а затем — «Психотренинг: игры и упражнения».

Разработал концепцию психотехнического мифа, где изложил принципы изменения человека в психотехническом опыте. Идея была проста: каждый человек живет в своей картине мира, и все изменения с ним происходят в рамках этой картины мира. Если считать эту «картинку» с человека, или «поместить» человека в иную, чем у него есть сейчас, картину мира, в «другой миф», то можно организовать такие психотехнические процедуры, которые бы запускали внутри человека или в его «межличностном пространстве» процессы, способные его изменять в соответствии с законами этого мира. Он разработал принципы создания психотехнических процедур — психотехник: игр, упражнений.

Книги (2)

Эта книга содержит две части: «Психотехнические игры в спорте» и «Занимательный аутотренинг». Обе они посвящены использованию психотехнических игр при обучении простым видам саморегуляции. Десятки упражнений помогут научиться контролировать мышечный тонус и уровень бодрствования, развивать воображение и фантазию, больше доверять самому себе и своим ощущениям, чувствовать партнёра и лучше взаимодействовать с другими людьми. Такие навыки полезны не только в спорте, но и в любых других областях, где происходят «командные игры».

Интересным дополнением служат недавно разработанные игры, которые уже прошли проверку в ряде избирательных кампаний.

Книга будет несомненно полезна всем практикующим психологам, педагогам, спортивным тренерам, а также организаторам избирательных кампаний.

Настоящая книга представляет собой сборник упражнений и игр, предназначенных для обучения мышечному расслаблению (релаксации).

Адресована она преподавателям физкультуры, тренерам, инструкторам групп здоровья, а также врачам и психологам, работающим в областях психопрофилактики, психологической коррекции и психологической разгрузки. Основной областью приложения включенных в сборник упражнений является обучение началам аутогенной тренировки.

Игры и упражнения

Издатель

Игры и упражнения
Юрий Пахомов

Редактор Максим Осовский

Иллюстратор Nataly Villegas

© Юрий Пахомов, 2018

© Nataly Villegas, иллюстрации, 2018

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вступительная статья Ивана Нефедьева

Сейчас выходит много книг, так или иначе относящихся к тематике игр, и это не случайно. Всё больше людей понимает, какой это мощный инструмент в образовании, в работе, рекламе, PR – да, буквально во всех сферах жизни!

На семинарах я часто задаю вопрос: «Кто такой среднестатистический игрок в России и в мире?

Мужчина это или женщина? Сколько ему лет?». Обычно самый частый ответ из зала – юноша 15—20 лет.

Сейчас игры или какие-то отдельные игровые механики окружают нас буквально повсюду. Если взять только мобильные игры, то часто можно видеть ребёнка, играющего в планшете, хотя он ещё не умеет говорить. Если вы заглянете в метро или в маршрутку, то большую часть людей вы найдёте уткнувшимися в телефон. И скорее всего они будут играть во что-то, а не читать. Я занимаюсь игрофикацией – добавлением игровых правил в учёбу, работу и другие занятия, которые многим кажутся скучными. С помощью игровых правил обычно удаётся превратить любой рутинный, нудный процесс в увлекательный и интересный.

Среднестатистический игрок сейчас – это женщина 35—40 лет. Это не значит, что играют только женщины – нет, это значит, что играют сейчас все – от года до 70 лет. В отличие от нескольких предыдущих веков, игры сейчас становятся основным контекстом, основной средой обитания людей.

Иван Нефедьев – лауреат EdCrunch Award international competition of open online courses в номинации «Игрофикация»

Неважно, идёт ли речь о Белоруссии, США или Китае – вам будет очень непросто найти человека, который не знает, что такое переход хода к другому игроку или бонусный уровень. Игры теперь – не «фиктивная и непроизводительная приятная прихоть, пустая забава», о которой писал Роже Кайуа, а неотъемлемая часть нашей жизни.

Хотя сферы деятельности у нас с Юрием совершенно разные, я отлично вижу, как можно применить игры, описанные в этой книге. Мы проводим много очных мероприятий, и стараемся постоянно вносить разнообразие в командную работу, в процедуру знакомства участников и в другие активности. В сборнике Юрия Пахомова «Игры и упражнения» я нашёл для этого несколько ценных идей.

Вероятно, каждый человек, который работает с людьми, найдёт в книге хотя бы одно упражнение, которое ему будет полезно – и это уже достойный повод для прочтения. А ведь кто-то сможет применить в своей практике и десять, и двадцать игр. Выбор достаточно большой – почти полторы сотни игр, логично расположенных по рубрикам.

Все игры описаны очень понятно, и либо совсем не требуют дополнительных инструментов, либо нужен минимальный реквизит для их проведения. Описания сделаны в любимом многими формате «бери и делай».

Прочитайте эту книгу. Хотя это и совсем небольшой фрагмент в огромном мозаичном панно из книг, посвящённых тематике игр, может быть, именно этого элемента не хватает в вашей картине?

Соавтор книги «Игрофикация: преврати жизнь в игру! Пошаговое руководство»

ПРЕДИСЛОВИЕ

Тридцать лет назад, в 1988 году вышло в свет первое издание книги Николая Цзена и Юрия Пахомова «Психотренинг. Игры и упражнения». Книга быстро стала популярной среди педагогов и практикующих психологов, дважды переиздавалась и востребована профессиональным сообществом до сих пор. Первое издание было великолепно иллюстрировано одним из ведущих художников, содержала фрагменты теоретических и даже поэтических обоснований предлагаемого арсенала упражнений и игр. Однако, с наибольшим энтузиазмом профессионалами была воспринята ее методическая часть: легко и просто изложенные описания психотехнических упражнений и инструкции по их использованию – в Советском Союзе попытка создать такой сборник была предпринята впервые. По жанру упражнения и игры напоминают на те, что сегодня относят к классу салонных игр. Однако, по опыту авторов, по их замыслу и по тому, как их восприняли психологи и педагоги – это были игры не столько для развлечения, сколько для осознания и развития психических процессов.

В конце 90-х ко мне, одному из соавторов книги, обратился зарубежный инвестиционный фонд с предложением разместить описания игр в Интернете. Предполагалась, что это будет энциклопедия игр, описанных в едином, удачном найденном мной и моим соавтором формате. Планировалось также проработать имеющиеся на то время источники и увеличить количество упражнений-игр в 2—3 раза, а кроме того – снабдить интернет-ресурс поисковой системой.

Я нашел соисполнителя, мы довольно быстро сделали все в электронном виде, а заказчик перенес его в Интернет. Сайт прожил около трех лет, не дал ожидаемого коммерческого эффекта, и инвестор перестал его поддерживать. Минуло почти двадцать лет, и инициатор создания книги, которую вы держите в руках, Максим Осовский, предложил обратиться к моим архивным залежам и издать «энциклопедию игр» в бумажном варианте.

Что хотелось бы сказать читателю в напутствие?

За прошедшие двадцать лет в области отечественных игровых практик много чего произошло. Сначала мир ринулся в компьютерные игры. Прошло лет десять – и, как реакция на повальное увлечение квестами и стрелялками, последовало бурное развитие настольных игр: сегодня их разнообразие и сложность на порядки превосходят настольные игры советского времени. Параллельно в бизнесе и образовании стала развиваться практика использования «живых», «павильонных» игр с большим (в несколько десятков) количеством участников. Для конструирования таких игр под конкретные задачи заказчиков были разработаны целые методологии и технологии.

Сегодня можно говорить плотном присутствии в нашей жизни и компьютерных игр, и настольных, и павильонных игр. По природе своей они достаточно заметны, активно продвигаются и широко представлены на открытых площадках. Салонные игры не так хорошо видны. Они обитают в укромной домашней обстановке с гостями и застольями. Или в стенах кабинетов, где психологи ведут занятия с малыми группами. Эпизодически я сталкиваюсь с использованием таких игр в некоторых направлениях психологического тренинга, однако о масштабе их распространения судить трудно.

Предложенные читателю игры могут иметь «двойное» и даже «четверное» назначение – в зависимости от целей, вкусов и предпочтений тех, кто решит их затеять.

Читать еще:  Как закончить тренинг

Во-первых, многие из этих игр – особенно те, что предполагают состязательность и спортивный азарт, – хороши для того же, для чего и традиционные салонные игры: досуг, развлечение, интересное времяпрепровождение, масса поводов для веселья и находчивости.

Во-вторых, их можно использовать в преподавании психологии и различных ее ветвей. Говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Следуя той же логике, можно сказать и так: чем сто раз увидеть – лучше один раз сделать упражнение и прочувствовать всё на себе. В режиме практических упражнений знание о проявлениях человеческой психики ярче воспринимается, глубже понимается и лучше запоминается.

Можно ли рассматривать упражнения как тренировку, скажем, внимания, воображения или памяти? Можно ли уподобить их «бодибилдингу», когда регулярно поднимая гантели, мы развиваем различные группы мышц? Мое мнение: и да, и нет. Нет – потому развитие психики мало зависит от количества повторенных упражнений и от факта занятий «психофизкультурой» как таковой. Здесь работает другой механизм, и вопрос уже не в количестве отданного психотренингу времени, а в его качестве. Да – потому что при определенных условиях развитие психических функций действительно оказывается не только возможным, но даже и неожиданным по силе своего эффекта. Что это за условия?

Здесь мы должны перейти к третьему, наиболее интересному использованию игр, которое применяют разработчики и ведущие психологических тренингов. Дело в том, что игры и упражнения моделируют работу психической функции в лабораторных условиях, в рафинированном, упрощенном, очищенном от привходящих обстоятельств виде. Становится проще и легче осознавать проявления собственной психики, помещать их в центр внимания, запоминать и закреплять те грани внутреннего опыта, которые прежде не сознавались и оставались незамеченными. С проявлениями работы собственной психики можно экспериментировать. А самое главное – все это можно обсуждать с тренером или с партнером по упражнению. Среди журналистов одно время бытовал афоризм: «Чего не было в телевизоре, того не было вообще». Похожий феномен, с небольшими поправками, срабатывает и в повседневной психологии: «Что не было осознано и названо словом, того не было вообще».

Называние в режиме упражнений дает затем возможность вспоминать «имеющие имя» феномены и направлять внимание на проявления своей психики в повседневных ситуациях. Психические явления становятся осознанными, «видимыми» – а это дает ключ к управлению ими. Скажем, усвоив идею зазора между раздражителем и эмоциональной реакцией не него, мы можем отслеживать этот зазор, пытаться увеличивать его, пробовать «считать до десяти». Сначала в упражнениях, потом – в жизни. И это избавляет от многих проблем в отношениях с окружающими. Скажу больше: практика упражнений и последующих обсуждений с опытным психологом позволяет только «высматривать» психические проявления в потоке повседневного опыта, но и конструировать такие, которых прежде как бы и не было.

И, наконец, четвертый режим использования упражнений и игр для профессиональных психологов и педагогов. Он касается тех случаев, когда профессионалы не хотят или не могут довольствоваться готовыми арсеналами упражнений и вынуждены изобретать свои собственные. Для таких случаев предложенный сборник упражнений – это крайне полезный каталог прототипов. Или набор деталей конструктора. Или даже склад полуфабрикатов. В этом режиме сборник используется как «трамплин» для создания собственных упражнений и игр: по аналогии, по ассоциации, по вдохновению или путем простого комбинирования.

Игры и упражнения

Издатель

Игры и упражнения
Юрий Пахомов

Редактор Максим Осовский

Иллюстратор Nataly Villegas

© Юрий Пахомов, 2018

© Nataly Villegas, иллюстрации, 2018

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вступительная статья Ивана Нефедьева

Сейчас выходит много книг, так или иначе относящихся к тематике игр, и это не случайно. Всё больше людей понимает, какой это мощный инструмент в образовании, в работе, рекламе, PR – да, буквально во всех сферах жизни!

На семинарах я часто задаю вопрос: «Кто такой среднестатистический игрок в России и в мире?

Мужчина это или женщина? Сколько ему лет?». Обычно самый частый ответ из зала – юноша 15—20 лет.

Сейчас игры или какие-то отдельные игровые механики окружают нас буквально повсюду. Если взять только мобильные игры, то часто можно видеть ребёнка, играющего в планшете, хотя он ещё не умеет говорить. Если вы заглянете в метро или в маршрутку, то большую часть людей вы найдёте уткнувшимися в телефон. И скорее всего они будут играть во что-то, а не читать. Я занимаюсь игрофикацией – добавлением игровых правил в учёбу, работу и другие занятия, которые многим кажутся скучными. С помощью игровых правил обычно удаётся превратить любой рутинный, нудный процесс в увлекательный и интересный.

Среднестатистический игрок сейчас – это женщина 35—40 лет. Это не значит, что играют только женщины – нет, это значит, что играют сейчас все – от года до 70 лет. В отличие от нескольких предыдущих веков, игры сейчас становятся основным контекстом, основной средой обитания людей.

Иван Нефедьев – лауреат EdCrunch Award international competition of open online courses в номинации «Игрофикация»

Неважно, идёт ли речь о Белоруссии, США или Китае – вам будет очень непросто найти человека, который не знает, что такое переход хода к другому игроку или бонусный уровень. Игры теперь – не «фиктивная и непроизводительная приятная прихоть, пустая забава», о которой писал Роже Кайуа, а неотъемлемая часть нашей жизни.

Хотя сферы деятельности у нас с Юрием совершенно разные, я отлично вижу, как можно применить игры, описанные в этой книге. Мы проводим много очных мероприятий, и стараемся постоянно вносить разнообразие в командную работу, в процедуру знакомства участников и в другие активности. В сборнике Юрия Пахомова «Игры и упражнения» я нашёл для этого несколько ценных идей.

Вероятно, каждый человек, который работает с людьми, найдёт в книге хотя бы одно упражнение, которое ему будет полезно – и это уже достойный повод для прочтения. А ведь кто-то сможет применить в своей практике и десять, и двадцать игр. Выбор достаточно большой – почти полторы сотни игр, логично расположенных по рубрикам.

Все игры описаны очень понятно, и либо совсем не требуют дополнительных инструментов, либо нужен минимальный реквизит для их проведения. Описания сделаны в любимом многими формате «бери и делай».

Прочитайте эту книгу. Хотя это и совсем небольшой фрагмент в огромном мозаичном панно из книг, посвящённых тематике игр, может быть, именно этого элемента не хватает в вашей картине?

Соавтор книги «Игрофикация: преврати жизнь в игру! Пошаговое руководство»

ПРЕДИСЛОВИЕ

Тридцать лет назад, в 1988 году вышло в свет первое издание книги Николая Цзена и Юрия Пахомова «Психотренинг. Игры и упражнения». Книга быстро стала популярной среди педагогов и практикующих психологов, дважды переиздавалась и востребована профессиональным сообществом до сих пор. Первое издание было великолепно иллюстрировано одним из ведущих художников, содержала фрагменты теоретических и даже поэтических обоснований предлагаемого арсенала упражнений и игр. Однако, с наибольшим энтузиазмом профессионалами была воспринята ее методическая часть: легко и просто изложенные описания психотехнических упражнений и инструкции по их использованию – в Советском Союзе попытка создать такой сборник была предпринята впервые. По жанру упражнения и игры напоминают на те, что сегодня относят к классу салонных игр. Однако, по опыту авторов, по их замыслу и по тому, как их восприняли психологи и педагоги – это были игры не столько для развлечения, сколько для осознания и развития психических процессов.

В конце 90-х ко мне, одному из соавторов книги, обратился зарубежный инвестиционный фонд с предложением разместить описания игр в Интернете. Предполагалась, что это будет энциклопедия игр, описанных в едином, удачном найденном мной и моим соавтором формате. Планировалось также проработать имеющиеся на то время источники и увеличить количество упражнений-игр в 2—3 раза, а кроме того – снабдить интернет-ресурс поисковой системой.

Я нашел соисполнителя, мы довольно быстро сделали все в электронном виде, а заказчик перенес его в Интернет. Сайт прожил около трех лет, не дал ожидаемого коммерческого эффекта, и инвестор перестал его поддерживать. Минуло почти двадцать лет, и инициатор создания книги, которую вы держите в руках, Максим Осовский, предложил обратиться к моим архивным залежам и издать «энциклопедию игр» в бумажном варианте.

Что хотелось бы сказать читателю в напутствие?

За прошедшие двадцать лет в области отечественных игровых практик много чего произошло. Сначала мир ринулся в компьютерные игры. Прошло лет десять – и, как реакция на повальное увлечение квестами и стрелялками, последовало бурное развитие настольных игр: сегодня их разнообразие и сложность на порядки превосходят настольные игры советского времени. Параллельно в бизнесе и образовании стала развиваться практика использования «живых», «павильонных» игр с большим (в несколько десятков) количеством участников. Для конструирования таких игр под конкретные задачи заказчиков были разработаны целые методологии и технологии.

Сегодня можно говорить плотном присутствии в нашей жизни и компьютерных игр, и настольных, и павильонных игр. По природе своей они достаточно заметны, активно продвигаются и широко представлены на открытых площадках. Салонные игры не так хорошо видны. Они обитают в укромной домашней обстановке с гостями и застольями. Или в стенах кабинетов, где психологи ведут занятия с малыми группами. Эпизодически я сталкиваюсь с использованием таких игр в некоторых направлениях психологического тренинга, однако о масштабе их распространения судить трудно.

Читать еще:  Тренинг на мотивацию

Предложенные читателю игры могут иметь «двойное» и даже «четверное» назначение – в зависимости от целей, вкусов и предпочтений тех, кто решит их затеять.

Во-первых, многие из этих игр – особенно те, что предполагают состязательность и спортивный азарт, – хороши для того же, для чего и традиционные салонные игры: досуг, развлечение, интересное времяпрепровождение, масса поводов для веселья и находчивости.

Во-вторых, их можно использовать в преподавании психологии и различных ее ветвей. Говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Следуя той же логике, можно сказать и так: чем сто раз увидеть – лучше один раз сделать упражнение и прочувствовать всё на себе. В режиме практических упражнений знание о проявлениях человеческой психики ярче воспринимается, глубже понимается и лучше запоминается.

Можно ли рассматривать упражнения как тренировку, скажем, внимания, воображения или памяти? Можно ли уподобить их «бодибилдингу», когда регулярно поднимая гантели, мы развиваем различные группы мышц? Мое мнение: и да, и нет. Нет – потому развитие психики мало зависит от количества повторенных упражнений и от факта занятий «психофизкультурой» как таковой. Здесь работает другой механизм, и вопрос уже не в количестве отданного психотренингу времени, а в его качестве. Да – потому что при определенных условиях развитие психических функций действительно оказывается не только возможным, но даже и неожиданным по силе своего эффекта. Что это за условия?

Здесь мы должны перейти к третьему, наиболее интересному использованию игр, которое применяют разработчики и ведущие психологических тренингов. Дело в том, что игры и упражнения моделируют работу психической функции в лабораторных условиях, в рафинированном, упрощенном, очищенном от привходящих обстоятельств виде. Становится проще и легче осознавать проявления собственной психики, помещать их в центр внимания, запоминать и закреплять те грани внутреннего опыта, которые прежде не сознавались и оставались незамеченными. С проявлениями работы собственной психики можно экспериментировать. А самое главное – все это можно обсуждать с тренером или с партнером по упражнению. Среди журналистов одно время бытовал афоризм: «Чего не было в телевизоре, того не было вообще». Похожий феномен, с небольшими поправками, срабатывает и в повседневной психологии: «Что не было осознано и названо словом, того не было вообще».

Называние в режиме упражнений дает затем возможность вспоминать «имеющие имя» феномены и направлять внимание на проявления своей психики в повседневных ситуациях. Психические явления становятся осознанными, «видимыми» – а это дает ключ к управлению ими. Скажем, усвоив идею зазора между раздражителем и эмоциональной реакцией не него, мы можем отслеживать этот зазор, пытаться увеличивать его, пробовать «считать до десяти». Сначала в упражнениях, потом – в жизни. И это избавляет от многих проблем в отношениях с окружающими. Скажу больше: практика упражнений и последующих обсуждений с опытным психологом позволяет только «высматривать» психические проявления в потоке повседневного опыта, но и конструировать такие, которых прежде как бы и не было.

И, наконец, четвертый режим использования упражнений и игр для профессиональных психологов и педагогов. Он касается тех случаев, когда профессионалы не хотят или не могут довольствоваться готовыми арсеналами упражнений и вынуждены изобретать свои собственные. Для таких случаев предложенный сборник упражнений – это крайне полезный каталог прототипов. Или набор деталей конструктора. Или даже склад полуфабрикатов. В этом режиме сборник используется как «трамплин» для создания собственных упражнений и игр: по аналогии, по ассоциации, по вдохновению или путем простого комбинирования.

Николай Цзен

игры и упражнения Москва Независимая фирма “Класс” 1999 ББК 75.0 Ц 55 Цзен Н.В., Пахомов Ю.В.

Ц 55 Психотренинг: игры и упражнения — Изд. 2е, доп. — М.: Не­зави­симая фир­ма “Класс”, 1999. — 272 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 67).

ISBN 5863751169 Эта книга содержит две части: “Психотехнические игры в спорте” и “Занимательный аутотренинг”. Обе они посвящены использованию психотехнических игр при обучении простым видам саморегуляции. Десятки упражнений помогут научиться контролировать мышечный тонус и уровень бодрствования, развивать воображение и фантазию, больше доверять самому себе и своим ощущениям, чувствовать партнера и лучше взаимодествовать с другими людьми. Такие навыки полезны не только в спорте, но и в любых других областях, где происходят “командные игры”.

Интересным дополнением служат недавно разработанные игры, которые уже прошли проверку в ходе избирательных кампаний.

Книга несомненно будет полезна всем практикующим психологам, педагогам, спортивным тренерам, а также организаторам избирательных кампаний.

Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль Научный консультант серии Е.Л. Михайлова ISBN 5863751169 (РФ) © Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов © 1998, Независимая фирма “Класс”, издание, оформление © 1999, Л.М. Кроль, предисловие © 1999, В.Э. Королев, обложка www.kroll.igisp.ru Купи книгу “У КРОЛЯ” Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству “Независимая фирма “Класс”. Выпуск произведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону.

Игры в будущее “— Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня! — А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц.

— Надо запастись терпением, — ответил Лис. — Сперва сядь вон там, поодаль, на траву. Вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немного ближе. ” А. де СентЭкзюпери В обыденном сознании слова, начинающиеся с “психо”, скорее всего, связываются с чувствами, а значит, отчасти и с тем, как сделать их своими друзьями. В книге Николая Цзена и Юрия Пахомова о чувствах напрямую говорится немного, но тем ценнее то, как бережно они учитываются, тренируются, облагораживаются, а подчас и формируются. Книга создавалась около пятнадцати лет назад — кажется, что в другую профессиональную эпоху. И можно смело сказать, что, отлежавшись, среди волн моды и “геологических сдвигов” профессиональных пристрастий, она еще больше окрепла в своей оригинальности.

Эта книга была не то чтобы забыта — она всегда высоко ценилась профессионалами, — но явно недооценена. А между тем она задает целое направление практической психологии и психотерапии. В какомто смысле это открытие жанра, весьма плодотворного. Ее можно рассматривать как набор элементов мастерства “Сделай сам” или “Не бойся браться” — своего рода психотехнический конструктор ЛЕГО, состоящий из деталей, открытый и дополняемый новыми эссе. (Вот уже во второй раз у меня написалось три “с” вместо двух, и эта описка — явно в пользу умножения и мыслей книги, и упражнений).

“Психотренинг” читается как зарисовки будущих психотерапевтических новелл. Книга действенна и романтична одновременно, и при всей своей скрупулезной детальности открывает широкий горизонт для приложения. “Пружины” возможностей видны здесь и там.

Между строк проступает анекдотичность и комизм повседневного, скучного, монотонного психологического существования индивида, не подозревающего о том, что у него есть психика и какие цветы и букеты могут возникнуть, стоит лишь заглянуть в себя сквозь волшебные грани предлагаемых здесь подходов. Много лет назад один из авторов, работая со спортсменами, грубовато, но с любовью заметил: “Им надо делать психику”. В том смысле, что психика у спортсмена, конечно, есть, но рефлексия и новые открытия совсем не помешают. Вот этой непростой теме и посвящена книга, которую Вы держите в руках. Книга рефлексий и открытий про “околобытие” и “околосознание”.

Говоря высоким стилем, подход авторов представляется ренессансным — прежде всего соизмеримым с человеком и, конечно, талантливым, смелым и практичным. И даже смешивание “красок” разных практик — без достаточной опоры на традицию, теорию и авторитеты — выглядит в данном случае как достоинство. По содержанию и подходу книга осторожная и смелая одновременно.

Когдато найденные рамки для первого издания — в те времена необходимые, — были условными с самого начала. (“Психотехнические игры” звучат как “игры невсерьез”, к тому же указывают на ограниченное применение — “в спорте”; а “саморегуляция” отсылает к привычным и разрешенным формам — этакой “психотерапии в наморднике”.) На самом деле упражнения придумывались, опробовались, применялись и описывались в разных практиках: в психотерапии с невротиками, в работе со спортсменами высших достижений, в группах личностного роста — везде, куда могла ступить нога хорошего психолога и куда, по тогдашнему мнению, она ступить не могла.

На страницах книги в эпизодах практики много радости и открытий от встречи с человеческим в себе, от возрастающего интереса к нашей возможности “быть” — наедине с собой и вместе с дру­гими.

Леонид Кроль Николай Цзен, Юрий Пахомов Психотехнические игры в спорте 1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СПОРТЕ: ПРОБЛЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ.

Психология — незваная гостья? Вторая профессия тренера Каждый тренер ощущает необходимость ободрить своего воспитанника после неудачного выступления, или помочь ему справиться с “мандражем” перед стартом, или сказать чтонибудь отрезвляюще резкое, что позволило бы спортсмену собраться. За долгие месяцы и годы напряженной совместной работы тренер волейневолей нащупывает подход к каждому спортсмену. Изо дня в день, преодолевая сопротивление “человеческого материала”, тренер становится все более проницательным и мудрым. Он до тонкостей постигает души и характеры учеников. Он знает, кому, когда и что надо сказать. Для проникновения во внутреннюю жизнь каждого он обзаводится целым набором психологических “ключей” и “отмычек”.

Читать еще:  Темы тренингов для руководителей

В большинстве случаев тренер сам отлично решает все те практические вопросы, которые принято относить к сфере психологии. Решает их лучше, чем это сделал бы психолог с дипломом. Но, выступая в роли практического психолога, тренер часто даже не знает об этом. Он делает свое дело независимо от того, что говорят и пишут о спорте психологи. Быть может, он и понятия не имеет о таких вещах, как состояние сознания, самооценка, психотравма и прочее. Зачем ему нужны психологические термины и концепции, если он знает главное: что делать и как помочь спортсмену в каждой конкретной ситуации! Например, один наш знакомый тренер в течение многих лет работал со спортсменомстрелком. Он заметил, что его подопечный показывает хорошие результаты на соревнованиях только в тех случаях, когда сильно разозлен. И вот однажды накануне соревнований тренер разыгрывает миниатюрный спектакль. Он не дает спортсмену обещанные импортные патроны. Стрелок возмущен, тренер упорствует. Пружина конфликта раскручивается настолько, что, подходя к огневому рубежу, спортсмен в гневе швыряет коробку с патронами. На этом первый акт пьесы оканчивается. Во втором акте тренер — автор сценария и исполнитель главной роли — ловко ловит патроны и улыбается, и тогда стрелок всаживает одну за другой пули в “десятку”.

Можно привести немало подобных случаев, когда тренер оказывался на высоте психологического понимания, когда тонкости его маневров, изобретательности и мастерству мог бы позавидовать любой психологпрофессионал.

Но интуиция и опыт тренера не всемогущи. К тому же далеко не всякий тренер может похвастаться ими. Поэтому наряду с виртуозным владением “практической психологией” в тренерской работе можно наблюдать и нечто прямо противоположное.

На третий день чемпионата Москвы по пятиборью проходили состязания по скоростной стрельбе из пистолета. Лидировавший спортсмен в первых трех сериях набрал максимальный результат —150 очков. В перерыве между сериями его тренер, придав лицу твердое и волевое выражение, дает указания: “Соберись, выбей 200 очков!” Спортсмен согласно кивает. В четвертой серии он набирает смехотворную, непростительную даже для третьеразрядника сумму —36. Немного позже выясняется, что точно такая же история и точно в той же последовательности произошла год назад. И участвовали в ней те же действующие лица и исполнители.

Эти два внешне противоположных примера имеют одинаковую подоплеку. Оба тренера исходили из обыденных представлений о том, как можно помочь спортсмену, и оба стремились к лучшему. Оба полагались на свой личный опыт и пользовались, если так можно выразиться, интуитивной психологией и психотехникой. При этом успех или неудача зависели только от личных качеств и опыта тренера, от его умения наблюдать, понимать и чувствовать другого человека. Но ведь не все одарены этими качествами в равной мере! Не все имеют одинаковый опыт работы с людьми и одинаковые способности к его практическому применению. Фактиче­ски каждый тренер учится психологии на своих собственных ошибках. Движется ли он при этом кратчайшим путем? Конечно, нет. В то же время огромный опыт, накопленный практической психологией в других отраслях человеческой деятельности, остается вне поля зрения тренера. Он невольно оказывается в избитой ситуации “изобретения велосипеда”.

Как “изготовить” чемпиона О важности психологической подготовки спортсмена сказано немало слов. По психологии спорта написано большое количество книг. Однако сама психология проникает в спорт с большим трудом. Реальная психологическая работа ведется на узком фронте и небольшими силами. По всей видимости, одна из причин того, что современные системы практической психологии не нашли еще широкого применения в спорте, коренится в устоявшихся взглядах на то, что представляет собой спортсмен, как он побеждает и что ему нужно для победы.

В практической работе и стиле мышления многих спортивных тренеров намечается — и с каждым годом все отчетливее — тенденция к технологизированию своей деятельности. Грубо говоря, тренер начинает осознавать себя “инженером спортивных достижений” и львиную долю своих профессиональных усилий направляет по линии “методика—результат”. Сам спорт при таком подходе мыслится в чемто аналогичным производству: заготовкановичок, попадая в умелые руки вооруженного передовой методикой тренера, превращается со временем в классного спортсмена. В идеале вся система спортивной подготовки должна работать как хорошо отлаженная машина для воспроизведения спортивного мастерства. Достижим ли этот идеал? Во всяком случае, многие к нему стремятся. Тем более что три кита, на которых зиждется пьедестал победителя, доподлинно известны. Это физическая, техническая и тактическая подготовка спортсмена. Следовательно, для успеха на соревнованиях необходима совершенная организация тренировочного процесса во всех трех направлениях. Если все звенья подготовки спортсмена правильно налажены и четко согласованы между собой, то с конвейера сходит закономерный итог подготовительной работы — спортсмен высокого класса, способный побеждать и бить рекорды.

Личность самого спортсмена остается при этом за кулисами. В лучшем случае спорт превращается в соревнование систем спортивной подготовки, в худшем — его развитие направляется по экстенсивному пути. Последнее находит свое выражение в весьма распространенной среди тренеров уверенности, что результат на соревнованиях всегда пропорционален труду на тренировках. Этот вывод напрашивается, если основной каркас системы подготовки к соревнованиям полагать в общих чертах завершенным. Сила, техника, тактика — точки приложения усилий — выявлены. Значит, дело лишь в величине этих усилий. Отсюда тенденция к наращиванию нагрузок и объемов; отсюда же ложное представление, будто основная функция тренера — заставить своего ученика работать. В спортсмене начинают видеть чтото вроде часового механизма: чем туже закручена пружина на тренировках, тем мощнее раскрутится она в решающий момент. А победит тот, кто “взведен” сильнее других. Так весь промежуток времени, в течение которого человек занимается спортом, включая и тренировки, превращается в сплошное соревнование, а само соревнование — в простую демонстрацию достигнутого уровня подготовки.

Естественно, что в жесткие рамки такого спорта вписать психологическую подготовку спортсмена довольно сложно: здание уже выстроено, все детали машины прилажены, притерты одна к другой. Тогда единственное, что остается на долю практического психолога в спорте, — это наводить глянец, смазывать колесики механизма, который давно уже изобретен и построен. Все готово. Нужно лишь помочь спортсмену реализовать достигнутое, осуществить запланированное, предохранить его от нервных срывов.

Психотренинг: игры и упражнения. Цзен Николай, Пахомов Юрий

Психотренинг: игры и упражнения. Цзен Николай, Пахомов Юрий

Описание

Эта книга содержит две части: ‘Психотехнические игры в спорте’ и ‘Занимательный аутотренинг’. Обе они посвящены использованию психотехнических игр при обучении простым видам саморегуляции. Десятки упражнений помогут научиться контролировать мышечный тонус и уровень бодрствования, развивать воображение и фантазию, больше доверять самому себе и своим ощущениям, чувствовать партнера и лучше взаимодействовать с другими людьми. Такие навыки полезны не только в спорте, но и в любых других областях, где происходят ‘командные игры’. Интересным дополнением служат недавно разработанные игры, которые уже прошли проверку в ходе избирательных кампаний.

Книга несомненно будет полезна всем практикующим психологам, педагогам, спортивным тренерам, а также организаторам избирательных кампаний.

Обложка – твердая, бумага –офсетная, 255 стр

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ГЛАВА 1. Практическая психология в спорте: проблемы, проблемы

Психология — незваная гостья?

Вторая профессия тренера

Как изготовить чемпиона

Психология без психики

Проблемы тренера и психотехника вне спорта

Психотехнические игры: творчество, общение, самопознание

Духовный мир спорта

ГЛАВА 2. Как организовать и провести занятия

Краткое введение в психотехнические игры

ГЛАВА 3. Внимание и самоконтроль

Упражнение 1. «Пальцы»

Упражнение 2. «Муха»

Упражнение 3. «Фокусировка»

Упражнение 4. «Селектор»

Упражнение 5. «Хромая обезьяна»

Упражнение 6. «Заблудившийся рассказчик»

Упражнение 7. «Палач»

За гранью усилий

Упражнение 8. «Лентяй и труженик»

Упражнение 9. «Дыхание»

Упражнение 10. «Инфракрасные лучи»

В стальном кольце сосредоточенности

Упражнение 11. «Сверхвнимание»

Упражнение 12. «Карусель»

Упражнение 13. «Полевые тренировки»

ГЛАВА 4. Воображение и саморегуляция

Упражнение 14. «Лабиринт»

Упражнение 15. «Акробат»

Упражнение 16. «Волшебный карандаш»

Упражнение 17. «Чехарда»

Ключи от человеческого механизма

Упражнение 18. «Термометр»

Упражнение 19. «Пульс»

Упражнение 20. «Антивремя»

Упражнение 21. «Телепатия»

Упражнение 22. «Бег ассоциаций»

Упражнение 23. «Домино»

На крыльях воображения

Упражнение 24. «Чудеса техники»

Упражнение 25. «Синестезии»

Упражнение 26. «Перевоплощения»

Упражнение 27. «Групповая картина»

ГЛАВА 5. Рефлексия, эмпатия, бессловесное общение

Я на твоем месте

Упражнение 28. «Рефлексия»

Упражнение 29. «Монета»

Упражнение 30. «Гомеостат»

Упражнение 31. «Шеренга»

Упражнение 32. «Стена»

Упражнение 33. «Побег»

Упражнение 34. «Выбор»

Упражнение 35. «Робот»

Упражнение 36. «Клешня»

Упражнение 37. «Стыковка»

Упражнение 38. «Слалом»

Упражнение 39. «Анабиоз»

Упражнение 40. «Зеркало»

Смотреть и видеть

Упражнение 41. «Тахистоскоп»

Упражнение 42. «Разведчик»

Упражнение 43. «Стоп»

Упражнение 44. «На страже»

Упражнение 45. «Дискуссия»

ГЛАВА 6. Состояние сознания

Упражнение 46. «Чемпион XXI века»

Упражнение 47. «Шарик и гиря»

Упражнение 48. «В гостях у Морфея»

Упражнение 49. «Свеча»

Упражнение 50. «Куб Неккера»

Упражнение 51. «Антипальцы»

Упражнение 52. «Слово»

Упражнение 53. «Зазеркалье»

Упражнение 54. «Декада»

ГЛАВА 7. Как организовать и провести занятия (продолжение)

Эксперимент, а не рецепт

О подготовке тренера

С чего начать и чем закончить

Удачных покупок и приятного чтения!

@Lifebook.prom.ua — подписываемся на новости магазина в фб!

Нам можно звонить и спрашивать: «Что почитать?» тел: 068 98 98 4 98 (Viber)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector