Mos220.ru

Онлайн марафоны
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг жизненных умений

Тренинги жизненных навыков.
материал для подготовки к егэ (гиа) по психологии (11 класс) по теме

Тренинги для учащихся 10 — 11 классов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тренинг «Наполни смыслом каждое мгновенье»

средняя школа №22

«Наполни смыслом каждое мгновенье»

Разработала: Украинцева И.А.

Психолог СШ № 22

формирование и развитие навыков перспективного видения, моделирования своего будущего через постановку жизненных целей, оценку возможностей, препятствий и ресурсов для достижения поставленных целей;

расширение взгляда на собственную жизнь, оценка временной перспективы жизни, осознание связанности личной жизни каждого с жизнями других людей.

Оборудование: листы формата А-4, маркеры, свечи по кол-ву участников, музыкальное сопровождение, высказывания о смысле жизни.

Тренер: Одним из важнейших жизненных умений является умение

человека ставить перед собой жизненные цели, правильно оценивать свои способности, соотносить их со своими желаниями. Для полной реализации своего потенциала человек должен знать, чего он хочет, и уметь находить способы достижения желаемого, а также источники помощи и поддержки в окружающем мире. Сегодня у каждого из вас будет возможность соприкоснуться с этим умением, заглянуть внутрь себя и понять, чего же я хочу и что мне необходимо, чтобы этого достичь. о сначала давайте постараемся настроиться на эту работу. Попробуем взглянуть на себя через другого человека.

Тренер: Выберите себе в пару того члена группы, которого знаете меньше всех.

Данное упражнение включает в себя несколько заданий. Каждое из них рассчитано на определенное время. Я буду говорить, что надо делать, следить за временем и сообщать вам, когда оно закончится.

Задание 1. В течении 1 минуты молча смотрим друг на друга.

Задание 2. Каждому из вас дается 1 минута, в течении которой вы должны рассказать своему партнеру, кого вы видите перед собой. Рассказ надо начинать словами: «Я вижу перед собой…» и дальше говорить только о внешнем облике, стараясь не включать в рассказ оценочных понятий (красивый, ужасный…), а так же слов, которые содержат информацию о личностных особенностях человека, (добрые глаза, умный взгляд и т.п.) Сначала один говорит 1 минуту, другой слушает, потом наоборот. Я скажу вам, когда нужно будет поменяться ролями.

Задание 3. Каждому из вас дается 1 минута для того, чтобы рассказать своему партнеру, каким он был, с вашей точки зрения, когда ему было 5 лет. При этом можно говорить не только о внешнем облике, но и об особенностях поведения, характера.

После того как первая минута завершится, тренер предлагает тому участнику, который слушал рассказ о себе, в течении 30 сек сказать рассказчику, что в рассказе было наиболее точным, а что в его жизни было совсем не так.

Далее дается 1 минута для рассказа другому участнику пары, а слушатель в конце рассказа получает 30 сек. для обратной связи.

Задание 4. Каждому из вас дается 1 минута для того, чтобы рассказать своему партнеру, какой он, с вашей точки зрения, человек. Вы можете говорить обо всем, что соответствует ответу на вопрос: «Какой человек мой партнер?»

После выполнения всех четырех заданий участники садятся в круг, и каждый делится своими впечатлениями от этого упражнения.

Тренер: Я вам раздаю фрагменты, треснувших табличек с посланием потомкам. Соберите, что они нам завещали.

« Тот кто ответил на вопрос «Зачем жить?», — сможет вытерпеть любой ответ на вопрос «Как жить?» Фридрих Ницше.

«Смысл человеческой жизни – быть источником света и тепла для других людей» С.Л. Рубинштейн

Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут» Ж.Лабрюйер.

Как вы понимаете эти высказывания. Участники группы объясняют, как они понимают данные строки.

Упражнение «Жизненные цели»

Тренер: Перед вами — список жизненный целей. Этот список отражает то, к чему люди могут стремиться на разных этапах своей жизни. Безусловно, он далеко не полон. Прочтите его внимательно и попробуйте дополнить его теми целями, которых по вашему мнению, здесь не достает. А теперь попытайтесь составить свой, личный список жизненных целей ответив на следующие вопросы: «Чего я хочу достичь в жизни? К чему я стремлюсь и к чему мне хотелось бы стремиться? Что для меня наиболее важно из этого списка?

  • Любовь
  • Здоровье
  • Много друзей
  • Богатство
  • Интересная работа
  • Власть
  • Семейное благополучие
  • Успешная профессиональная карьера
  • Общественное признание
  • Высшее образование
  • Самосовершенствование

А теперь, когда вы составили свой список ценностей, я прошу желающих представить свои цели нашей группе.

Игра-драматизация «Линия жизни»

Тренер: Пожалуйста, во время этой игры не разговаривайте друг с другом, как вы привыкли с помощью слов и жестов. Все что вам разрешается во время этой игры,- общаться при помощи звуков, издаваемых вашим движением. Во время игры надо как можно активнее двигаться. Отставьте в стороны стулья, чтобы освободилось побольше места. Начните ходить по комнате в любом направлении. Смотрите в пол. (20сек)

А сейчас представьте себе, что вы очень старые люди, что вам около 80-90 лет. Когда вы встретите другого участника – такого же «дряхлого старика», как вы, посмотрите на него и поприветствуйте его кивком головы. (15сек)

Теперь вы стали немного моложе, вам уже 50-60 лет. Приветствуйте проходящих мимо правой рукой. (15сек).

Вы еще «помолодели». Вы крепкий 40- летний человек. Помашите проходящим левой рукой. (15сек)

Теперь вам 30 лет. Всем проходящим вы дружески кладете руку на плечо.

Вы должны двигаться как полный жизни 20-летний человек. Хлопайте ваших знакомых по плечам.

Сейчас вы стремительный 15-16 летний. Слегка коснитесь каждого проходящего, при этом стараясь не давать им коснуться себя. (15 сек)

А теперь остановитесь и замрите там, где стоите (10сек).

И вот сейчас вы дикие подростки. Вы гоняетесь, друг за другом, прыгаете и хватаете других за левое ухо, стараясь, чтобы они не схватили вас самих (15 сек)

Остановитесь там, где стоите. (10сек).

А теперь вы неутомимые 5-6 летние дети. Вы носитесь туда, сюда. Быстрее, быстрее, избегайте столкновений.

Когда скорость станет предельной: «СТОП!»

Остановитесь и замрите. Останьтесь в таком положении и закройте глаза. Что вы чувствуете? Теперь откройте глаза и вернитесь на свое место в круг.

— В каком возрасте вы чувствовали себя лучше всего?

— Что помогало мне чувствовать себя хорошо?

Упражнение «Линия жизни»

Каждый участник получает чистый лист формата А-4, в распоряжении группы имеются карандаши, ручки, фломастеры, линейки.

Тренер: Перед вами – чистый лист бумаги. Мы предлагаем вам изобразить на этом листе траекторию вашей жизни. Жизнь каждого человека начинается с момента его появления на свет.

Сейчас поставьте на вашем листе точку, которая будет символизировать этот момент. Момент своего рождения.

От этой точки проведите линию, которая и будет вашей «линией жизни».

Отмечайте, на ней каждые пять лет, начиная с нуля.

Обозначьте где вы сейчас находитесь, и попробуйте заглянуть в будущее.

А теперь посмотрите на свои жизненные цели и попробуйте распределить их на «линии жизни», в соответствии с тем, когда хотелось бы достичь той или иной цели.

Подумайте над тем, каким образом вы будете достигать этих целей, что можно сделать уже сейчас? Какие препятствия могут вам встретиться, что может помешать в достижении ваших целей? Какие ресурсы у вас есть, что может помочь в достижении ваших целей? Что можно взять из настоящего, прошлого, будущего для достижения целей? Чего не хватает вам сейчас для достижения целей?

(Индивидуальная работа. На выполнение задания отводится 3-5 минут)

Теперь мы предлагаем вам объединиться в группы . В подгруппах обменяться своими жизненными целями и создать групповую линию жизни.

(работа в подгруппах 5-7 минут)

(Презентация микро-группами своих вариантов «Линии жизни»)

Тренер: Что вам удалось узнать из этого упражнения? Что вы думаете о жизненных целях о необходимости их постановки перед собой? Как согласуются ваши цели с целями других людей? Какие не используемые пока еще ресурсы вы увидели в своей жизни?

Тренер: А теперь я предлагаю вам пройти через триумфальную арку.

Каждый участник тренинга проходит через арку, и получает хвалебные

слова в свой адрес.

«Настрой на позитивное восприятие себя и окружающих»

Психологические тренинги

Как правило, возникновение психологических тренингов связывают с именем Курта Левина и работой его учеников. Хотя, конечно, элементы тренинговой работы можно встретить в описаниях подготовки военных, в религиозных традициях, а также в работе деятелей искусства, и возраст этих описаний – сотни и даже тысячи лет.

В начале XX века К. С. Станиславским и его последователями были разработаны разнообразные упражнения для тренинга актеров. Более 300 примеров таких упражнений можно найти в книге: Гиппиус С.В. «Гимнастика чувств» 1967 г. издания или в более позднем издании «Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств» 2001 г.

Читать еще:  Тренинг на сплочение педагогов

Несколько позже стали развиваться всевозможные формы психической саморегуляции и выработки определенных трудовых навыков. В 1922 г. американский психофизиолог Р. Д. Джейкобсон разработал систему прогрессирующей релаксации, которая позволяла снимать нервно-психическое напряжение. В 1932 г. немецкий исследователь Иоганнес Генрих Шульц предложил классический вариант аутогенной тренировки, которая была основана на эффекте снятия внутреннего напряжения внушенным расслаблением.

М.М. Бирштейн, молодая ленинградская исследовательница-экономист, в 1932 г. провела на ленинградском заводе пишущих машин, а в 1936 г. — на ленинградской фабрике «Красный ткач», разработанные ею самой деловые игры, которые она называла «организационно–производственными испытаниями». Темой «испытания», например, был процесс перехода фабрики на выпуск новой продукции без остановки производства. С 1939 г. работа была прекращена, после долгого перерыва развитие деловых игр возобновилось в 80-е годы» (Бирштейн М.М., Деловые игры. Рига, 1989 г.)

В 1932 г. Якоб Морено ввел термин «групповая психотерапия», который определил как групповую работу пациентов, занимающихся разработанной им же психодрамой.

Первые психологические тренинги, направленные на повышение компетентности в общении, были проведены учениками Курта Левина в Бетеле (США) и получили название Т-групп. Эти тренинги были основаны на том, что люди живут и работают в группах, но при этом они не всегда осознают эти отношения, не понимают, какими их видят другие люди, как другие реагируют на их поведение. Курт Левин утверждал, что наиболее эффективные изменения в личности и поведении человека происходят не в индивидуальном, а в групповом контексте. Для того чтобы измениться, человек должен преодолеть собственную аутентичность и войти в контакт с другими, только так он может получить обратную связь и отслеживать изменения в себе.

Т-группа можно определить как организованное собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимодействием.

Успешная и эффективная работа учеников Левина в мастерской межгрупповых отношений привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. Впоследствии результаты ее работы учитывались в практике Т-групп.

В Т-группах стали обучать эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров. Отдельные Т-группы были ориентированы на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности. Они появились в 1954 г. и получили название групп сензитивности.

В 60-е гг. возникает движение тренинга социальных и жизненных умений (social/life skills training), которое опиралось на традиции гуманистической психологии К. Роджерса. Такие тренинги применялись для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития.

В тренинге жизненных умений использовались три основные модели, определяющие своеобразие подхода к участникам тренинга.

Первая модель состоит из семи категорий жизненных умений:

  • Критичность мышления
  • Настойчивость
  • Общение
  • Развитие Я–концепции
  • Решение проблем
  • Самоуправление
  • Уверенность в себе

Вторая модель классифицирует жизненные умения, которые являются целями тренинга:

  • Межличностное общение
  • Поддержание здоровья
  • Развитие идентичности
  • Решение проблем и принятие решений.

Третья модель включала в себя:

  • Тренинг эмоционального самоконтроля
  • Тренинг межличностных отношений
  • Тренинг самопонимания
  • Тренинг финансовой самозащиты
  • Тренинг самоподдержки и концептуализации опыта

В 70-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом.

Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков.

Тренинги, разработанные М. Форвергом стали часто применяться для социально-психологической подготовки руководителей промышленного производства.

Социально-психологические тренинги получил широкое распространение и в отечественной практике. Первая в стране монография, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга, была опубликована Л. А. Петровской в 1982 г.

В настоящее время этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической (работа с людьми) группы , руководителями предприятий и организаций.

Основная цель социально-психологического тренинга — повышение компетентности в общении. Эта компетентность связана с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение человека в контакте.

В ходе социально-психологического тренинга развиваются перцептивные способности человека, происходит коррекция и развитие системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления.

Одним из условий успешной работы тренинговой группы является четкое понимание ведущим той задачи, которая стоит перед ним.

Воздействие может осуществляться на уровне знаний, убеждений (когнитивная сфера), на уровне установок и отношения (эмоциональная сфера) и на уровне навыков и умений (поведенческая сфера).

Смешивать различные задачи в ходе одного тренинга не целесообразно, поскольку это усложняет контроль за их выполнением и рассредоточивает внимание как ведущего, так и членов группы.

Активность участников тренинговой группы носит специфический характер. В тренинге люди вовлекаются в специально созданную социально-психологическую ситуацию. Основная задача ведущего – стимулировать и поощрять активность участников. Для этого необходимо сформировать у группы готовность, установку на максимальное включение в ситуацию, в тренинговый процесс.

Наиболее эффективными являются те упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно. Важно контролировать осознание участниками целей и задач, конкретного упражнения.

Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что он видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам.

Принцип исследовательской творческой позиции

В ходе тренинга, зачастую, участники встают на позицию исследователя, ученого. Они строят гипотезы, делают предположения, а затем проверяют их на практике, в ходе «эксперимента». И задача тренера заключается в том, чтобы сформировать у участников такую позицию и сконструировать такие ситуации, которые позволят участникам лучше всего понять себя, свои ресурсы, свои личностные особенности.

Основные характеристики такой ситуации это проблемность, неопределенность, безоценочность.

Реализация этого принципа часто встречает сильное сопротивление со стороны участников. Люди, которые приходят в группу тренинга, имеют определенный опыт общения в школе, в институте, где, как правило, им предлагались определенные правила, модели, шаблоны, которые надо было выучить и следовать им в дальнейшем. Сталкиваясь с другим, непривычным, них способом обучения, люди проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивной форме.

Преодолеть это сопротивление помогает объяснение участникам сути происходящего и целей тренинга. Важно показать участникам, что тренинг – это эксперимент, в котором можно пробовать и ошибаться, находить удачные модели поведения и затем, после окончания тренинга, экспериментировать со своим поведением, творчески носиться к жизни, к самому себе.

Принцип объективации (осознания) поведения

Для выполнения этого принципа необходимо продумать и реализовать механизм обратной связи, который бы позволял бы участникам тренинга получать объективную информацию о том, как другие воспринимают их поведение и насколько оно эффективно.

В тех видах разновидностях тренинга, которые направлены на формирование и развитие умений, навыков, установок, используются дополнительные средства контроля. Это может быть, например, видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением. Однако, при этом надо учитывать, что видеозапись является очень сильным средством воздействия, способным оказать негативное влияние, поэтому им следует пользоваться с большой осторожностью, и что самое важное — профессионально.

Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения

Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое общение, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.

Реализация этого принципа позволяет создать в группе атмосферу доверия, открытости, безопасности, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.

Реализация перечисленных принципов составляет основу продуктивной работы группы социально-психологического тренинга.

Кроме принципов работы тренинговых групп, можно говорить и о специфике работы ведущего. Она заключается в постоянной рефлексии того, что происходит в группе. Эта рефлексия осуществляется за счет того, что тренер все время — приступая к проведению тренинга, планируя работу на день, непосредственно в процессе работы — задает себе три вопроса:

Для ответов на эти вопросы необходимо провести предварительную диагностику состояния группы, целей и установок ее участников, уровня сплоченности группы, характер отношений внутри ее и т.п.

Эффективность любого тренинга во многом зависит не только адекватности выбора целей, но и от того, насколько обширным арсеналом приемов он обладает для их достижения.

Первый шаг — это выбор методического приема. Чаще всего используют: групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, психогимнастика.

Выбор конкретного методического приема, а также определенного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:

Тренинг жизненных навыков

Тренинг жизненных навыков (ТЖН) является примером нового подхода к профилактике, фокусирующемся на главных психологических и социальных факторах, ответственных за приобщение и ранние стадии потребления психоактивных веществ. Эта программа включает материалы относящиеся к табаку, алкоголю и марихуане, поскольку приобщение ко всем трем веществам связано с одними и теми же причинами и происходит приблизительно в одно время, если иметь в виду последовательность развития поведения, связанного с потреблением психоактивных веществ.

Читать еще:  Тренинг кто я какой я

Главная цель тренинга — развитие личностных и социальных навыков. Некоторые из материалов, включенных в пособие, относятся к приобретению общих жизненно необходимых навыков, другие прямо и более тесно связаны с проблемой приобщения к психоактивным веществам. Например, в дополнение к обучению подростков общим навыкам неагрессивного настаивания на своем (умения сказать “нет”, требовать, неагрессивно настаивать на своих правах) их также учат использованию этих навыков для сопротивления прямому давлению сверстников в приобщении к психоактивным веществам. Таким образом, подростки не только обучаются широкому ряду личностных и социальных навыков в целях повышения социальной компетентности, но также учатся приложению этих навыков к конкретным ситуациям прямого социального давления в приобщении к потреблению психоактивных веществ. Концептуально пособие может быть разделено на пять компонентов:

Когнетивный компонент, предназначенный для предоставления информации, касающейся кратковременных и долговременных последствий потребления психоактивных веществ, распространяемости этих веществ, их социальной приемлемости, процессу развития зависимости от табака, алкоголя, марихуаны;

Компонент принятия решений, предназначенный для развития навыков критического мышления и ответственного принятия решений;

Компонент, предназначенный для развития навыков преодоления тревожности;

Компонент тренинга социальных навыков, включающий как общие навыки преодоления трудных ситуаций, так и тренинг неагрессивного настаивании на своем, что может быть использовано для сопротивления прямому давлению сверстников;

Компонент самосовершенствования, предназначенный для развития у подростков специфических личностных навыков (постановка целей и анализ своих достижений).

Руководство к проведению тренинга

Тренинг создан для подростков средней школы. Идеальным контингентом для него являются учащиеся 6 — 8 классов. Дополнительные поддерживающие уроки могут способствовать положительному влиянию тренинга. Отсюда можно основной тренинг проводить с шестиклассниками, а поддерживающие тренинги с семиклассниками и восьмиклассниками. Тренинг состоит из 11 разделов, которые следует изучать последовательно. Каждый раздел содержит цель, задачи для учеников, описание содержания и видов деятельности в классе. В приводимой ниже таблице № 1 указаны разделы и примерное количество уроков для каждого из них.

Тематика уроков по курсу “Тренинг жизненных навыков”

Занятие с элементами тренинга «Жизнь и жизненные навыки»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Занятие с элементами тренинга

«Жизнь и жизненные навыки»

Цель: обучение тому, как ставить цели; отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей; о бсуждение правил групповой взаимопомощи, создание благоприятной психологической атмосферы.

— развивать навыки постановки и достижения жизненных целей;

— объяснить необходимость приобретения жизненных навыков;

— развивать навыки эффективного взаимодействия;

— ознакомить с олимпийской формулой успеха;

— создать позитивный микроклимат.

Ритуал приветствия « Поздоровайся локтями»

Участники здороваются, соприкоснувшись локтями — 10 минут —

Попросите участников встать в круг.

Предложите всем рассчитаться на «один-четыре» и сделать следующее:

каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;

каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку — на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;

каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).

Скажите участникам, что на выполнение задания им дается только 5 минут. За это время они должны познакомиться с как можно большим числом членов группы, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Через 5 минут соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы.

Эта смешная игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками.

Целью нашего занятия является создание благоприятных условий обучения тому, как ставить цели; отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей; о бсуждение правил групповой взаимопомощи, создание благоприятной психологической атмосферы.

Мы с Вами:
— будем развивать навыки эффективного взаимодействия;

— поразмышляете о своих жизненных планах;

— узнаете больше друг – друга;

— узнаете, что такое жизненные навыки. (2мин)

2. Знакомство с группой.

Упражнение знакомство. Упражнение «Вы обо мне еще не знаете такого…» Если участники давно знают друг друга, попросите их рассказать о том, чего они никому раньше не рассказывали (смешной случай из своей жизни или то, что больше всего запомнилось из детства, о своей семье, лучшем друге, любимой книге, фильме). 7 мин

Как достичь жизненного успеха

Группу выпускников университета спросили об их планах на будущее. Лишь у 3 % опрошенных такие планы существовали в виде записей цели и этапов ее достижения. Через 20 лет доход этих 3 % выпускников превысил суммарный доход остальных 97 %. Они также в основном были больше до- вольны своей жизнью.

Олимпийская формула успеха.

Некоторые не задумываются над своим будущим и просто плывут по течению. Такие люди напоминают персонажей из юморески Остапа Вишни – чухраинцев, которые любили поговаривать: «Как-то оно будет». Только позже этим чухраинцам приходилось частенько скрести по затылку со словами: «Я так и знал». Намного лучше, если в своей жизни не полагаться на «как-то оно будет», а пользоваться известной олимпийской формулой успеха:

Успех = Воображение + Азарт + Действие

Каждый элемент формулы важен:

если у вас есть воображение и азарт, но нет действия, вы – мечтатель;

если у вас есть воображение и вы действуете, но без азарта, вы – посредственность;

когда у вас есть азарт и действие, но нет воображения, то вы достигнете цели, однако поймёте, что она была неправильной.

Воображение: представляйте конечную цель. Спортсмены, тренируясь, всегда заглядывают вперёд, «прокручивая» в своём воображении желаемый результат и путь к победе. Так и вы: попытайтесь детально представить своё идеальное будущее и спросите у своего будущего успешного «Я», что вам нужно сделать для достижения поставленной цели.

Азарт: поддерживайте мотивацию. Определив цель, не теряйте веры в свои силы, ведь «множество неудачников в жизни – это люди, которые не смогли реально осознать, насколько близко они подошли к успеху, прежде чем всё бросить» (Т. Эдисон). Вы можете подумать, что у вас нет особого выбора, например, потому, что ваши родители небогаты. Но поверьте: проблема не в том, что у вас нет вы- бора, а в том, что он слишком широк. Не имеет значения, живёте вы в городе или в селе, в бедной или богатой семье – ваши возможности практически не ограничены. Вопрос в том, хотите ли вы воспользоваться ими.

Действие: идите к своей цели. Проанализируйте, что нужно сделать для осуществления вашей мечты. Составьте план достижения цели, и шаг за шагом выполняйте его. Помните, что люди чувствуют себя счастливыми лишь тогда, когда реализуют себя во всех важных сферах жизни. Некоторые достигают немалых карьерных высот, но страдают из-за неудавшейся личной жизни. Другой посвящает себя только семье, но чувствует, что не полностью реализовал себя. Поэтому, планируя будущее, позаботьтесь о сбалансированности всех важных аспектов: семьи и друзей, работы и досуга, материального благополучия и духовности. ( 10 мин)

Задание 3.1. «Знакомство»

Лавка возможностей. Суфийская притча.

Однажды человеку приснилось, как будто он шёл по городу и зашёл в лавку. Он долго ходил между рядами, где лежали разнообразные экзотические овощи и фрукты. Они поразили его своим необычным видом, яркими красками, изысканными ароматами. Но стоило человеку взять с полки плод, как он тут же превращался в крохотное зёрнышко. Тогда он решил обратиться к продавцу: – Дайте мне, пожалуйста, вот этот фрукт. Но хозяин ответил: – Мы не продаём плоды, мы торгуем семенами.

Обсуждение притчи «Лавка возможностей».

Как вы считаете:

• Что нужно сделать человеку, чтобы взрастить из зёрен плоды?

• Что может помешать этому?

• Как вы можете связать эту притчу со своей жизнью?

Вывод: у каждого в жизни есть много возможностей, их стоит

Задание 3.2. психодиагностика по методике КОС. (10мин)

Задание 3.3. «Мои цели и планы»

3.3.1. Двигательная активность игра «Упражнение «Приветствие» 2мин

Цель — разминка и объединение в пары.

Участники энергично двигаются, пока вы не скомандуете: «Рука к руке!». Участники как можно быстрее образовывают пары, касаясь руками. Затем снова движение и ваша команда: «Колено к колену!», «Спина к спине!» и так далее. Через две-три минуты остановите игру и предложите выполнять следующее задание в парах, образовавшиеся на данный момент»

Читать еще:  Тренинг как метод активного обучения

3.3.2. «Моё идеальное будущее».

Абитуриенты объединяются в пары с помощью фигур круг и квадрат.

Вам нужно представить свое идеальное будущее в виде фильма и обсудить эти планы с партнером.

Прошло десять лет. Вас окружают самые важные в вашей жизни люди. Кто они? Чем занимаетесь вы?

О вас написали статью в газете и взяли интервью у тех, кто вас знает. Что эти люди сказали о вас?

2. По очереди представьте друг друга группе и расскажите, что вы узнали о жизненных целях и планах своего партнера. 25 мин.

3. Запишите одну свою жизненную цель и план её достижения. 10мин.

Шаги на пути к моей цели: 1.2.3. 4.

Для достижения своей цели я делаю : 1. 2. 3.

Для достижения своей цели я собираюсь : 1. 2. 3.

Я могу получить помощь от:

Двигательная активность игра «Тостеры и гренки» 3мин

Задание 3.4. Решение педагогических ситуаций.

Задание 3.5. Мозговой штурм.

• Спросите и запишите: «Что может помешать вашим планам?»

• Классифицируйте преграды: связанные со здоровьем, материальным состоянием, социальным положением и т. д.

Слово учителя «Жизнь прожить – не поле перейти»

Вывод: жизненные навыки помогут осуществить ваши мечты.

Что такое жизненные навыки

Жизнь каждый день дарит нам множество открытий, ощущений и

впечатлений, радость познания красоты и гармонии мира. Но в народе не зря говорят: «Жизнь прожить – не поле перейти». И действительно, на жизненном пути каждого из нас стоят вызовы и преграды, которые могут вывести из равновесия и отрицательно повлиять на здоровье. Умения, помогающие человеку преодолевать трудности и поддерживать высокий уровень благополучия, называют благоприятными для здоровья жизненными навыками. Приобретая такие навыки, люди лучше понимают самих себя и других, избегают ненужных рисков и проблем. Жизненными эти навыки называют потому, что они нужны каждому, независимо от того, чем он занимается, какую профессию выберет. Большинство людей приобретает эти навыки из собственного опыта, в основном «методом проб и ошибок». Но у того, кому помогли их приобрести, намного больше шансов достичь поставленной цели и жизненного успеха. 5 мин

«Что мы сегодня делали на тренинге?».

«Открытый микрофон». Перебрасывая друг другу мячик, участники по очереди продолжают фразу: «Сегодня я узнал (почувствовал)…».

Ритуал завершения тренинга. Абитуриенты становятся боком в круг, кладут ладони в центр и, подпрыгивая на одной ноге, произносят: «Пускай сегодня нам везет! Пускай нам завтра повезет! Пускай всегда и всем везет!». Попрощайтесь аплодисментами. 5 мин

Главная > Детские тренинги > Жизненные навыки

Жизненные навыки

Школьное образование направлено на развитие интеллекта. У учителей не хватает ни времени, ни знаний, чтобы учить детей важным жизненным навыкам. Но для счастливого и успешного будущего необходимо уметь планировать, ставить и достигать цели, управлять эмоциями, понимать чувства свои и окружающих, уметь знакомиться, поддерживать дружеские и партнёрские отношения, разрешать конфликты конструктивным способом, быть ответственным и уверенным человеком.

Комплексная программа «Жизненные навыки» — это недостающее звено в системе школьного образования.

В результате прохождения программы дети :

  • учатся работать в команде, уважать свои и чужие границы,
  • слушать, поддерживать друг друга,
  • понимать свои и чужие чувства, конструктивно их выражать и контролировать.
  • повышают самооценку и уверенность в себе,
  • совершенствуют навыки общения,
  • получают опыт уважительного взаимодействия, принятия своих переживаний, мыслей, чувств сверстниками и взрослыми.

Эти умения развиваются и закрепляются постепенно, причем разным детям нужно разное количество времени.
Минимальное время при регулярных занятиях — полгода.

Длительность и формат:

Программа состоит из 4 блоков по 2-4 занятия, которые проходят один раз в 2 недели. Каждая встреча состоит из двух частей по 45 минут. В перерыве проводится чаепитие, которое является частью программы. Дети учатся самостоятельно и вместе накрывать на стол, выбирать место для своего блюда, представлять его группе. По окончании второй половины занятия — время для свободных игр детей. Игры — неотъемлемая часть занятий, во время игры дети закрепляют полученные на занятиях навыки в обычной жизни, к тому же современные дети практически не играют.

Таким образом, занятие делится на 4 части: 45 минут длится первая половина занятия, 20 минут — чаепитие, 45 минут — вторая половина, 40 минут для игр.

Для занятий необходимо:

  • свободная и удобная одежда, сменная обувь
  • что-нибудь для чаепития, рассчитанное на всех участников: печенье, сушки, фрукты. Просьба приносить немного еды (1 позиция), но чтобы хватило всем.

Ведущая : Мария Фурсова , детский психолог.

Программа для детей 7-9 лет:

1. Я — особенный. Мои чувства.

  • Осознание собственной уникальности и принятие своих особенностей.
  • Формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
  • Внимание к своим чувствам и опора на них.

2. Нравится — не нравится в моей жизни. Гнев. Страх. Что с ними делать?

  • Способы выразить свои чувства без причинения вреда себе и другим.
  • Умение признавать свои ценности и находить время для того, что нравится.
  • Умение найти нравится в том, что делать нужно. Умение взять ответственность.

3. Дружба. Отношения. Знакомство.

  • Навыки знакомства, вхождения в группу.
  • Умение оказать и принять помощь.
  • Что мешает дружбе? Что делать, когда дразнят?
  • Ценность дружеских отношений.
  • Умение прекратить отношения, которые не устраивают.

4. Толерантность. Я и другой, не похожий на меня?

  • Умение принять того, кто не похож на меня.
  • Признание своей уникальности и уникальности другого.
  • Работа со страхом не похожих на меня людей.
  • Что делать, когда я не такой, как все?

Начало программы: по мере набора группы.

Количество мест в группе : 6-8 чел.
Формат: воскресенье (14:00-16:30) — группа 7-9 лет.
Стоимость 1 занятия: 1500 руб.

Программа для младших подростков 9-12 лет:

1. Я-ты-группа.

Данный блок — это фундамент программы «Жизненные навыки», в котором собраны базовые навыки и умения.
Мы начинаем со знакомства с чувствами, умения обнаружить их в теле и рассказать о них, развиваем навык говорить о себе перед группой.
Уделяем внимание теме: «Мое тело». В возрасте 9-12 лет тело начинает изменяться, вызывая интерес и волнения у ребят.
Мы предлагаем рассмотреть свое тело как мир со своей картой, законами, неизведанными и ресурсными территориями.
Учимся вместе с ребятами осознавать, что мне нравится, а что не нравится; чувствовать собственные границы и уметь их защищать, уважительно относиться к границам другого.

2. Учимся общаться.

В ходе занятий этого блока ребята:

  • пробуют разные модели общения («снизу», «сверху», «на равных»),
  • укрепляют доверие друг к другу,
  • развивают умения эффективно взаимодействовать в команде, слушать и слышать другого, делать так, чтобы слышали тебя.

3. Конфликты: конкуренция или сотрудничество.

На этом этапе мы будем:

  • развивать навык разрешения конфликтов,
  • разбирать причины напряженных ситуаций и возникающие чувства.
  • рассмотрим стратегии поведения в конфликтных ситуациях,
  • потренируем конструктивные способы выхода из конфликтов.

4. Я — взрослый? Ответственность.

Тема про взросление, знакомство со взрослым миром:

  • ценности и трудности мира взрослых;
  • в чем ты уже взрослый, а в чем — еще нет?
  • умение разумно брать ответственность, ставить цели и достигать их.

5. Тайм-менеджмент для детей: Планируй и действуй.

Жизнь детей наполнена множеством дел: школа, кружки, спорт, репетиторы, изучение языков, хобби, встречи с друзьями.
А ещё нужно есть, спать, отдыхать. Успеть все непросто.
Поэтому уже со школьных лет стоит научиться планировать и управлять своим временем.

В результате прохождения тренинга ребята научатся:

  • ценить время и разумно его использовать
  • планировать свою жизнь: ставить цели на год, на месяц, на неделю, на день
  • контролировать выполнение плана
  • успевать делать уроки, заниматься дополнительными занятиями и отдыхать
  • пользоваться простыми и эффективными инструментами планирования.

6. Мир чувств. Как управлять эмоциями.

Умение понимать собственные эмоциональные состояния и состояния другого человека необходимо
для построения гармоничных отношений с самим собой и другими людьми.

На занятиях ребята будут учиться:

  • распознавать свои чувства,
  • разумно взаимодействовать с ними,
  • принимать и безопасно выражать их.

Начало программы: по мере набора группы.

Количество мест в группе : 6-8 чел.
Формат: воскресенье (11:00-13:30)
Стоимость 1 занятия: 1500 руб

Тренинги для детей
и подростков
Авторская программа
Малаховой Л.Н.
14-15 марта 2020 г.

P.S.Путь отношений
Терапевтическая
группа

21 марта 2020 г.

Сепарация
в партнерских
отношениях
Терапевтический
семинар

25-26 апреля 2020 г.

Интенсив,
Грузия

29 мая -7 июня 2020 г.

Летний лагерь
Болгария
возраст 10-15 лет
31 июля-
21 августа 2020 г.


Профориентация
для
старшеклассников

Игры для жизни

Программа
для детей
5-7, 8-10 лет

Путь
отношений

Группа закрыта.
Набор группы на 2020 г.

Собирая целое
Терапевтическая
группа

Группа закрыта.
Набор группы на 2020 г.

Мужской клуб

Группа закрыта.
Набор группы на 2020 г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector