Mos220.ru

Онлайн марафоны
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг вопрос ответ

Вопросы-ответы

Прямые продажи или реклама, что выбрать?

Вопрос. Евгений, доброго времени суток! Смотрел ваше видео на youtube, познавательно и интересно, спасибо. Думаю, что самый лучший маркетинг, это прямой контакт с потенциальным клиентом, с возможностью сразу войти в доверие, заинтересовать и сформировать желание, а также развеять сомнения клиента.

В итоге вопрос, стоит задача выполнить план выдачи займов 1 офиса в 1 000 000 рублей и потратить на маркетинг 70 000 рублей, есть 2 варианта маркетингового бюджета. 1.70 000 рублей разделить между промо акциями ежедневно, расклейкой объявлений на остановках общественного транспорта, рекламой в газете еженедельно(цветной блок 100 см2), 1 банер в городе, 1 ролик на местном ТВ (5 выходов — 14 дней) 2.70 000 рублей разделить на 3 активных агентов по продажам, которые смогут проводить ежедневно по 5-10 презентаций на предприятиях города перед аудиторией в 100 человек. Какой вариант выберете вы?

Благодарю, за внимание. С уважением, Игорь Горобец .

Как проверить качество услуги до ее покупки?

Какие бывают способы проверки качества (соответствия) услуги до ее приобретения? Каким образом можно просчитать материальный эффект для компании (или человека), если речь идет об образовании?

Как продавать сложные комплексные услуги?

Клиент заказывает сложные производственные услуги (например, обустройство инфраструктуры здания). Однако клиент недооценивает время и усилия на получение технических условий, документации, на согласование проекта и т.п., и настаивает, что нужно выполнить все работы как можно скорее. Подрядчики-конкуренты готовы предложить ему такую «ускоренную» версию. Однако качество их работы, скорее всего, приведёт к переделкам, дополнительным затратам, проблемам у заказчика. Как не «отпустить» к ним клиента, для которого сроки выполнения услуг – критический фактор? Как не отпугнуть заказчика перечислением реальных условий, сроков, трудностей?

Как быстро придти в себя после негативного клиента?

Какие существуют способы быстрого восстановления позитивного настроя у продавца услуг, после негативного контакта с клиентом?

Почему дорогие услуги продавать сложнее чем дешевые.

Почему продать сервис на несколько миллионов долларов, сложнее, чем продать услугу шиномонтажа?

Почему уходят менеджеры по продажам и как их удержать?

Вопрос: Отдел продаж стабильно не выполняет план. Некоторые специалисты советуют недостающую сумму включать в виде долга дополнительной суммой к плану следующего месяца. Но если это происходит регулярно, то сильно демотивирует. Понижать план тоже неправильно, потому что есть опасение, что менеджеры по продажам и тогда будут делать меньше чем план. Как быть?

Хотят ли ваши продавцы продавать?

Вопрос. Возможно ли предложить реальную систему начисления заработной платы для менеджеров по продажам? Может быть у вас есть работающая модель? Проблемы у нас в том, что в нашем отделе оклада ни у кого не существует. Система проста: у менеджера есть определенный план, если выполнил 100% – получил 10% от суммы и + 10 000 руб. (премия), не выполнил – просто 8% от продажи, выполнил менее чем на 20% от установленного плана – получил 5% от суммы. Система есть, но результата не приносит, почему, не могу понять, вроде бы и «морковка» есть в виде премии, и учимся, и совершенствуемся, но результата в виде увеличения прибыли не видим. Может быть, вы нам поможете советом?

Продавцы не выполняют план продаж

Вопрос: «С учетом показателей продаж последних трех месяцев был повышен план для отдела продаж. В течение следующих двух месяцев план выполняли, но вот уже три месяца сотрудники отдела продаж не выполняют план и требуют его снижения. Как быть в такой ситуации: стоит ли снижать планку?»

«Черные дыры» в воронке продаж

Вопрос: «Евгений, добрый день. У меня несколько собственных бизнесов, связанных с мелкооптовой и розничной торговлей, плюс есть фирма по оказанию услуг. Во всех этих бизнесах сталкиваюсь с одной и той же проблемой: размещаю рекламу в СМИ и в Интернете, вроде бы и поток входящих звонков приличный, и посетители есть, но продажи оставляют желать лучшего. Клиенты постоянными не становятся – купили один раз, и на этом все, многие вообще не покупают, говорят: «Я все понял» – и уходят. Ощущение, как будто заказчики уходят в какую-то «черную дыру». Видимо, речь идет о какой-то системной ошибке, которую я сам не вижу. Как вы думаете, в чем могут быть причины?

Как увеличить время встречи с клиентом.

Я продаю В2В. Многие мои потенциальные клиенты очень сильно сокращают время на первую встречу со мной, как с менеджером по продажам. Что вы можете посоветовать в этом случае?

Тренинг вопрос ответ

Вопрос: А можно пропустить часть тренинга?

Ответ: Тренинг устроен так, что важно быть на нем все дни, все часы. Опаздывать нельзя, пропускать дни нельзя. Это связано с тем, что все упражнения на тренинге взаимосвязаны, то как вы выполняете упражнение зависит от динамики тренинга – от того, как вы выполняли все предыдущие. Это обеспечивает эффект погружения и большего результата.

Вопрос: Зачем на тренинге так много человек. За три дня невозможно успеть подробно проработать сложности каждого, разве нет?

Ответ: На тренинг действительно набирается обычно 40-60 человек. И это важно. Данный тренинг устроен как модель жизни. Чем больше разных людей присутствует на тренинге, тем проще вам увидеть как вы ведете себя в жизни и как складываются ваши отношения с конкретными людьми. Чем больше людей – тем больше жизненных ситуаций и историй разбирается. В участниках вы можете увидеть, как кто-то ведет себя, как ваша вторая половина или как ваш родитель. И в то же время, если за время тренинга Вас почти никто не заметил, и не уделил столько внимания, сколько другим – как это моделирует вашу жизнь? К тому же большая группа усиливает эмоции на тренинге и делает результат от него ярче и сильнее.

Вопрос: Вы можете привести пример какого-нибудь упражнения с тренинга?

Ответ: Данный тренинг является целостным и не сводится к набору упражнений. К тому же каждое из тех заданий, которые там есть, имеет свое значение в контексте тренинга и не имеет смысла вне его. Это может быть и командная игра, и общее задание всей группе или Вам лично. Да, на тренинге есть огромное количество абсолютно дурацких упражнений, которые ставят вас в ситуацию как в жизни. У вас появляется возможность увидеть как вы ведете себя обычно – и попробовать по-другому.

Вопрос: Для кого этот тренинг?

Ответ: 1) Для тех, кто хочет что-то изменить, но не знает как
И 2) для тех, кто хочет что-то изменить, но не знает что.
Для тех, кто готов вкладываться и работать. Если Вы идете с намерением во что бы то ни стало улучшить свою жизнь, разобраться в чем-то – так и будет. Если Вы идете просто посидеть и посмотреть – вашим результатом будет то, что Вы посидели и посмотрели.

Вопрос: Если мне уже скоро 50, а на тренинге в-основном молодежь 20-30 лет (возраста моих детей), стоит ли мне идти?

Ответ: Да. Безусловно. На этот тренинг приходят очень разные люди. При чём, чем больше представителей разных возрастов, профессий, статусов, материального положения и т.д. присутствуют на тренинге – тем это лучше для всех участников. Ведь это модель жизни. Те, кому двадцать, начинают понимать своих родителей, которым пятьдесят, а родители часто делают открытия в понимании своих детей. Кто-то ищет работу, а кому-то сложно найти сотрудников, которые заинтересованы в собственном развитии. И так во всём.

Вопрос: Тренинг по 12 часов подряд каждый день? Участники выдерживают такой режим.

Ответ: Да. Тренинг с одной стороны обеспечивает полное погружение, а с другой стороны, достаточное количество перерывов. Усталость будет, но связана она будет скорее с тем, «как много я пережил, как много сделал». Отдых – это смена деятельности, а там этого будет достаточно!

Вопрос: Выдаете ли вы какие-то сертификаты или дипломы о прохождении тренинга?

Ответ: Нет. У нас другая цель. У нас нет цели научить Вас чему-то конкретному или повысить квалификацию в чем-то. Мы скорее делаем так, чтобы вы увидели возможность и сделали свою жизнь более эффективной во всех сферах. Этот тренинг, он про Вас лично. Хотя пройдя его, как следствие количество сертификатов и регалий может у вас возрасти.

Вопрос: Я ведь могу уйти с тренинга, если мне не понравится?

Ответ: Да, конечно.
1) Если вы хотите пройти этот тренинг и получить от него результат, необходимо присутствовать все дни, не опаздывая на занятия. При этом в любой момент, если Вы того захотите, Вы можете уйти. В этом случае деньги за тренинг не возвращаются.
2) Если в конце третьего дня Вы подходите к тренеру и сообщаете, что Вы пробыли на тренинге все дни и для Вас не был эффективен – тренер возвращает Вам все деньги.
3) Если тренер сочтет ваше дальнейшее присутствие на тренинге не полезным для Вас или для других участников, Вам возвращают деньги и Вы покидаете тренинг.

Вопрос: Если мне еще нет 18 лет, мне можно на тренинг?

Ответ: Да. В этом случае к анкете Вам необходимо приложить письмо от родителя о том, что он или она осведомлены о Вашем участии в тренинге личностной эффективности под руководством А.Е. Дубовика, в такие-то числа по такому-то адресу.

Вопрос: Я хотела бы пойти на тренинг со своим молодым человеком. Это хорошая идея или лучше сначала пройти самой?

Ответ: Это хороший вопрос. И принять решение вам стоит, учитывая несколько моментов.
1) Пройдя тренинг без своей второй половины, есть риск, что Вы немного изменитесь, а он – нет. Вы захотите, что-то улучшить, изменить в ваших отношениях, но пересказать тренинг на пальцах, передать то, что Вы пережили, будет очень сложно. Для Вас за эти, допустим, три дня пройдет как будто целая жизнь – а для него всего лишь обычные выходные.
2) Ваши отношения – это тоже часть вашей жизни. В них тоже есть и радости и сложности и то, что можно было бы улучшить. Очень здорово то, что на тренинге будет близкий Вам человек, который сможет поддержать Вас и помочь. Но при этом как и другие сферы вашей жизни, не исключено, что ваши отношения получат некоторую встряску.
3) Опыт показывает, что для любви этот тренинг порой служит проверкой на прочность. Прочные отношения — становятся более прочными, а непрочные распадаются. Просто чуть быстрее, чем это произошло бы в жизни само собой.
Тренинг ничего не навязывает. Он служит катализатором для ваших решений.

Читать еще:  Тренинг для 4 класса

Да, можно. Для этого позвоните кому-то из организаторов и договоритесь о личной встрече в удобное для вас время.

Евгения Карпычева +7 (921) 950-85-61
Елена Шелыгина +7 (963) 322-02-87

Тренинг использует разные психологические подходы и методики. Если не считать, что НЛП можно встретить на каждом шагу в обычном общении, то ответ «Нет, он не основан на НЛП»

Вопрос:
Проводит ли Команда города СПб тренинг «Марафон» для прошедших базовый курс?

Вопрос:
Если проводит — то как можно присоединиться? Если не проводит — не желает ли Команда начать его проводить!? 😉

Я его ведущая. Более подробно все описано в группе Марафон http://vkontakte.ru/club7792888

Присоединиться можно. На данный момент я бы рекомендовала к группе по средам. Нам нужно будет просто встретиться в день группы пораньше (если есть возможность) и пообщаться.

Год думала, прежде чем задать вопрос.

Чем тренинг отличается от секты?
Как вы прокомментируете это:

Не слишком ли похожи многие моменты?
1. Полностью соответствуют структуре Лайфспринга:
— базовый курс -3 дня
— продвинутый — 5 дней
2. На всех обещают изменить вашу жизнь в лучшую сторону (в первые же 3 дня)
3. На всех этих сайтах вы не найдете никаких подрбностей — каким же образом вы достигнете столь чудесных результатов.
4. Сарафанное радио как средство распространения информации о тренинге.

Особенно вот это

ПРИЗНАКИ ДЕСТРУКТИВНОГО КУЛЬТА

Правительство ФРГ в листовке, которая раздается школьникам, выделяет несколько признаков деструктивного культа.

1. Уже первая встреча открывает для тебя полностью новый взгляд на вещи. Мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему. По сути все мировоззрение трансформационных тренингов можно свести к одной единственной фазе: «Все, что с тобой происходит, – твой выбор».

2. Слепая вера. Тебе не нужно размышлять или проверять. Твои новые друзья говорят: «Это невозможно объяснить, ты должен пережить это». Именно этими словами приглашали меня принять участие в тренинге, что-то похожее говорят людям, пришедшим на гостевой вечер.

3. У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. В воронежском случае – Эдгар Новопашин.

4. Критика со стороны не принадлежащих к группе считается доказательством ее правоты. «Ты прав», — говорят последователи Алекса Эверетта на любые возражения, что означает: «Ты просто не желаешь видеть очевидного, не хочешь трансформироваться, и это твой выбор».

5. Твоя группа — это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничает с группой или не позволяет ей спасать себя.

— Я общался с посещавшими тренинги «Лайфспринг». У этих людей одна общая черта — фанатизм, — говорит Елена Старостина, выпускник тренингового центра «ЭСТ». — По их понятиям, все человечество делится на счастливых, прошедших «Лайфспринг», и несчастных, которых необходимо через эти тренинги пропустить.

6. Группа отделяет себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений. В случае «Планеты успеха» — это язык и так называемая «открытая поза». Речь участников и
выпускников тренинга перенасыщена фразами типа: «это твой выбор», «в какую игру ты играешь», «это мое обязательство», «я есть сексуальный, изобильный, рискующий и т.д.». Вообще, язык участников довольно жестко регламентируется в ходе занятий. Например, действует запрет на союз «но». Открытая поза (см. фото) навязывается людям еще во время первого тренинга — она снижает сопротивляемость внушению. Все прошедшие «продвинутый курс», по моим наблюдениям, принимают ее автоматически, оказываясь в контексте тренинга.

7. Группа наполняет все твое время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями. Очень сложно остаться одному, кто-то из группы всегда рядом с тобой. Жесткий контроль ощущают на себе участники «лидерской программы». Они постоянно находятся на связи с капитаном группы и участвуют в благотворительных акциях.

8. Если ты начинаешь сомневаться, если обещанный успех не приходит, то виноват всегда окажешься сам, поскольку ты якобы недостаточно много работаешь над собой или слишком слабо веришь. С самого начала на тренингах людям вдалбливают: твоя трансформация, твой успех – твоя ответственность. Не почувствовал прилива сил, не начал новую жизнь, счел тренера непрофессиональным авантюристом – это твой выбор. Сам виноват.

9. Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению (или трансформации). Сидеть только в такой позе, говорить только таким языком, вовлекать как можно больше людей – все это правило трансформационных тренингов.

Успокаивает одно. Подобные тренинги не подразумевают пожизненного участия в организации. Как правило, человек активно включен во все мероприятия в течение года, от силы полутора лет. А потом, если сам не становится одним из тренеров или администратором проекта, покидает структуру.

Тренинг вопрос ответ

«А не хотите родить второго?», «Когда же ты выйдешь замуж?», «Вы разводитесь, да?» — наверное, каждой из нас доводилось оказываться в неловкой ситуации, когда любопытному собеседнику очень хотелось заполучить информацию, которой вы не хотите делиться, а потом сожалеть о том, какое направление приняла эта беседа.

Мы представляем вашему вниманию несколько стратегий, которые помогут вам дать ответы на самые каверзные вопросы и при этом прекрасно себя чувствовать. Рекомендуем для начала потренироваться на ком-то из друзей, чтобы не лезть за словом в карман в реальной ситуации.

1. Отвечая на неприятные вопросы, вы имеете полное право не давать собеседнику никакой конкретной информации. Ведите себя, как программист из анекдота, который на вопрос заблудившихся Холмса и Ватсона, путешествующих на воздушном шаре, ответил абсолютно правильно, но при этом от его слов не было никакой пользы.

– Сэр, не подскажете ли вы нам, где мы находимся?

– В корзине воздушного шара, сэр!

Или же давайте общую, но также не слишком полезную информацию.

– Сколько же ты зарабатываешь?

– Как все, средняя зарплата по отрасли (существенно меньше Абрамовича).

2 .«Отзеркаливание».

«Возвращайте» собеседнику его вопрос. Сделать это можно с помощью двух простых методик.

  • Формулируйте «переспрос» так, чтобы человеку, с которым вы беседуете, стало неудобно за свой интерес. Используйте универсальную конструкцию, которая начинается со слов:«Я правильно понимаю, что…», а ее окончание будет зависеть исключительно от того, будете ли вы продолжать общение, хотите ли «выстроить» свои личные границы и т. д., «Я правильно понимаю, что ты не прочь подержать свечку в моей спальне?», или «Я правильно понимаю, что твоя главная проблема на сегодняшний день — это моя личная жизнь?», или «Я правильно понимаю, что интерес к чужим бедам для вас в порядке вещей?». Отлично, если вы скажете все это очень вежливым, очень спокойным, ледяным тоном и не станете при этом жестикулировать, разве что удивленно приподнимете одну бровь.
  • «Усиливайте» интерес к заданной теме, адресуя собеседнику встречный вопрос из той же категории:

– Вы когда собираетесь рожать второго-то?

3. «Театр одного актера».

Услышав какой-то неприятный вопрос, вы всегда можете представить себя великой драматической актрисой, проникновенно заглянуть собеседнику в глаза, глубоко вздохнуть, прижать руки к груди (при желании можно «ломать» пальцы), изобразить бездну отчаяния и сказать трагическим голосом: «Умоляю тебя! Никогда, ты слышишь, никогда меня об этом не спрашивай!». Второй вариант — вы изображаете человека, дающего пресс-конференцию (мы не будем называть конкретных имен, но рекомендуем обратить внимание на лиц первого эшелона власти) и произносите фразу: «Пожалуйста, следующий вопрос!». Третья версия — для поклонниц сериала «Универ». Вспоминайте каратиста Эдуарда Кузьмина (он же Кузя) и говорите: «Это секретная информация!».

4. «Я — не зануда, не зануда, не зануда!»

Вместо того, чтобы обижаться, злиться или еще как-то демонстрировать, что вопрос собеседника вас задел, начните ровным монотонным голосом отвечать. Самое главное — это детали. Излагайте мельчайшие подробности и начинайте очень издалека!

– Когда же ты выйдешь замуж?

– Астрологи говорят, что для заключения счастливого брака необходимо, чтобы асценденты у влюбленных сходились (не спрашивайте нас, что такое асценденты и должны ли они сходиться на самом деле — годится любая заумная теория, в которой ваш визави не слишком разбирается, хоть «звездограмма», хоть крутой поворот линии жизни, хоть индекс Наздака). И вот в тот момент, когда я пойму, что встретила свою вторую половинку и проверю, подходим ли мы друг другу (придется уточнить где и во сколько он родился), тогда скажу ему: «Да». И ни минутой раньше.

5. Шутите, это раздражает!

– Боже мой, сколько же ты потратила на это платье?

– Пришлось голодать две недели, но чего не сделаешь ради моды!

Универсальные ответы

«Я восхищаюсь вашим умением задавать вопросы, которые ставят в тупик!» Или: «Вы — восхитительная женщина (удивительный мужчина), знаете, что меня в вас всегда поражало? Это ваше умение задавать некорректные (сложные, риторические) вопросы!»

«С удовольствием отвечу на ваш вопрос, только скажите сначала, почему вас это так сильно интересует?»

«А вы в каких целях интересуетесь?»

«Вы действительно хотите об этом поговорить?». Если слышите утвердительное «Да», смело парируйте: «А я — не хочу», — и улыбайтесь.

Если вы не хотите больше иметь никаких дел с человеком, который задает бестактные вопросы, можно позволить несколько больше. Например, заметить в ответ: «Это мое собачье дело».

Тренинг умения задавать умные вопросы

Валентина Дубовцева
Тренинг умения задавать умные вопросы

Тренинг умения задавать умные вопросы

Читать еще:  Тренинг по невербальной коммуникации

Типы вопросов

1. Осведомительные вопросы. Цель — получение новой информации. (Что это? Зачем это) Частный случай — это вопросы «на понимание», для уточнения ситуации или правильности своего понимания. («На каком основании вы утверждаете это?»)

2. Контрольные вопросы задаются для проверки знаний. Эти вопросы побуждают вспоминать.

3. Наводящие вопросы и принцип сведения сложного к простому. Наводящими называют вопросы, помогающие решить проблему, найти сильную идею или понять ситуацию. Эти вопросы, как и контрольные, типично «учительские». Задавать детям наводящие вопросы довольно сложно. Надо понимать, что и почему не понимает ребенок и каково его моральное состояние в настоящий момент. Надо хорошо знать обсуждаемый предмет, надо уметь давать четкие определения предметам и понятиям, владеть как искусством дробления целого на части, так и классификацией, и еще — надо иметь бесконечное терпение.

Одно из хороших методик задавания наводящих вопросов состоит в следующем: пытаются сложное для ребенка понятие или термин свести к ряду простых понятий, а если надо, то и к ряду простейших. И так надо делать до тех пор, пока ребенку не будут понятны абсолютно все слова и сам вопрос. Это так называемый принцип сведения, или упрощения. В основе принципа сведения лежит общеизвестное соображение — учить можно только тому, что ребенок воспринимает и понимает. Трудность вопроса должна соответствовать возможностям ребенка. Например, надо объяснить малышу, кто такой «космонавт». Смотрим в Толковый словарь русского языка С. И.Ожегова: «Космонавт — специалист, совершающий полет в космическом пространстве». Неудачное для наших дней определение, сложное определяется через сложное, «космонавт» через «космическое пространство». Надо либо придумать формулировку попроще,например: «Космонавт — это человек, летающий на ракете в космосе. А космос — это пространство очень далекое от земли, то весь Мир, куда входят Луна, Солнце, звезды. Космос такой большой, что у него нет границ», либо воспользоваться палочкой-выручалочкой — образным видением. Возьмите подходящий рисунок или фотографию и покажите детям.

Итак, в результате сведения мы получили из исходных, недоступных для ответа, вопросов только доступные. Кстати, правилу сведения должны подчиняться планы занятий.

И еще одно предупреждение. Нельзя задавать новый вопрос, пока ребенок не ответил на предыдущий. Некоторые нетерпеливые взрослые «засыпают» детей вопросами, не дав им сосредоточиться и ответить. В результате ребенок может зарыдать от обиды и бессилия справиться со своей «медленной» нервной системой и с «быстрой» нервной тетей. Людей, не любящих детей и не обладающих эмпатией (искусством понимания другого человека, и допускать к детям нельзя.

Приведем несколько наводящих на понимание и на решение задач вопросов: Какие части входят в эту задачу? Что известно о.? Что неизвестно? Что надо определить, найти, решить?. Что надо сделать сначала, что потом?

4. Проблемные, или развивающие, вопросы, побуждающие думать и понимать. Их еще называют «на умение думать», творческими или полифункциональными (одновременно на вспоминание, на логику, на анализ и синтез, на смекалку, на оригинальность мышления.).

Обычно, проблемные вопросы начинаются так: зачем. почему. какие функции выполняет?.

Вопросы, начинающиеся с вопросительного слова «зачем?» являются целевыми вопросами. Вопросы, начинающиеся с «почему?», можно отнести к категории научных. Частным случаем проблемных вопросов для малышей являются вопросы типа «Найди ошибку» (в виде рисунка или рассказа).

Хороши проблемные задания,начинающиеся словами: Сравните. Объясните. Сопоставьте. Чем отличается?. Что общего?. Как работает?. Как устроена?. Почему так произошло?.

5. Критикующие. Их цель — оценить и выявить недостатки. Все новое нуждается в честной, умной, строгой и доброжелательной критике, то есть в выявлении недостатков.

6. Вопросы на самоопределение, их еще называют на рефлексию. Цель этих вопросов: осмысление создавшейся ситуации, самоанализ.

7. Отсекающие вопросы. Это сильные вопросы, отсекающие предельно большое поле неизвестности.

Например, при игре в «Данетку» детей просят за 10 вопросов угадать, какой сказочный герой задуман. Вопрос: «Это Буратино?» — слабый вопрос, а вопросы — «Это живое? Это рукотворное?» — сильные, отсекающие вопросы.

8. Прогнозирующие вопросы задаютна выявление следствий типа: «Что будет, если?.» или «А это было бы, если?.» Это могут быть очень сложные вопросы на определение причинно-следственных связей. Например, невинный вопрос: «Что будет, если исчезнут насекомые?», является сложным системным вопросом, ответ на который потребует учесть сложнейшие пищевые процессы, бактериальное заражение и т. п.

9. Занимательные вопросы провоцируют интерес у детей к ответу, к мыслительной деятельности. Именно это-то нам и надо! Такого типа вопросы совершенно необходимы для детей. Одна из целей занимательных вопросов — заинтересовать детей определенной тематикой и стимулировать мышление.

Отметим, что система знаний, память, умение рассуждать и творчески мыслить могут развиваться и существовать только во взаимной связи и при условии выполнения упражнений по решению творческих задач, сформулированных в виде вопросов, упражнений, заданий и проблем.

10. Провокационные. Это вопросы с лукавством, со скрытой ошибкой или сложным утверждением. Их цель либо нанести вред, либо воспитать «чувство самурая»: настороженность, мгновенную готовность противостоять нападению, подвоху, обману или предательству, выработать бдительность, критическое отношение и здоровое сомнение.

11. Мудрые вопросы. Говорят, что умный человек отличается от мудрого тем, что умный знает, как выбраться из проблемы, а мудрый знает, как не попасть в проблему. И еще одно важное качество мудрого человека — он может принять правильное решение в условиях дефицита информации и времени. Почему? Он знает общие законы, умеет думать и имеет огромный опыт и знания.

Тренинг умения давать определения словам. Дети задают много вопросовс просьбой объяснить: «Что это такое? Как это называется? Зачем это? Почему?» На каждый вопрос надо ответить ясно, понятно для ребенка и точно.

Люди мыслят словами (вербальное мышление) и образами (образное мышление, поэтому надо точно знать значения слов и терминов, а также наглядно представлять образы предметов в сознании.

Привычку оперировать с четкими определениями и умение давать словам точные определения следует воспитывать с детства. Ибо это основа логического мышления, необходимое условие выполнения первого закона логики и взаимопонимания между людьми.

Формулировка определений слов довольно сложная, творческая кропотливая и ответственная умственная работа, поэтому полезно знать способы и правила формулировок определений и научить этому детей.

Игры и упражнения

Сначала познакомьте детей с новыми словами.

Интервью — беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.

Репортер — тот, кто задает вопросы.

Респондент — тот, кто отвечает на вопросы.

Сначала надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите детей по очереди что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон. Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.

Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю.

Варианты игры: 1) воспитатель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у воспитателя.

Беседа «Вопрос — ответ»

Детям читают рассказ. Затем ребята делятся на две команды. Одной команде предлагают задавать вопросы для выяснения того, как вторая команда поняла рассказ. Руководитель вместе с детьми определяет лучший вопрос и лучший ответ. Потом команды меняются ролями. Экзамен наоборот, или «Данетка»

Суть этой замечательной игры для всех заключается в том, что ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы,на которые можно дать один из пяти ответов: «да»; «нет»; «и да и нет»; «об этом нет информации»; «это не существенно». Вопросы не учитель, а ученик — в этом и заключается «экзамен наоборот». Цель «Данеток» — научить детей задавать сильные вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы). Достоинства «Данеток»:

1. У игры «Данетка» нет ограничений по возрасту. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих.

2. Игра «Данетка» абсолютно проста в проведении.Например: «Я загадал растение. За десять вопросов определите растение, которое я загадал».

3. Легко варьировать уровень трудности игры. Визуальные «Данетки»

На столе раскладывают много предметов или картинок. Задают вопрос: «Какой предмет я загадал?» Возможные отсекающие вопросы:

• Предмет лежит в правой половине стола? «Да».

• Предмет лежит в верхней четверти стола? «Нет» и т. д. Сократив поле поиска по «территориальному» признаку, можно

использовать видовые признаки: форма, цвет, вес.

Ситуативные «Данетки» отвечает на вопросы: как это могло произойти?

Как выбраться из тупика? Как объяснить странное поведение человека? Ситуативные «Данетки» развивают умение находить причинно-следственные связи.

Детские ответы на взрослые вопросы От чего нужно защищать детей? -От мух (Кирилл) -Чтоб они на улицу не убежали (Вика А.) -От драконов (Аксинья) -Чтобы собаки не съели (Георгий).

Дидактическая игра «Умные кубики» Для создания этой игры мне потребовались обычные пластиковые кубики, скотч, ножницы, и картинки с изображением транспорта (их я скачала.

Консультация для родителей «Детские вопросы и как на них отвечать» .

Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы» Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы»Цель: — Обратить внимание родителей на значение детских вопросов в развитии.

Консультация для родителей «Навыки и умения, необходимые ученику 1 класса» Навыки и умения необходимые ученику 1 класса. Через несколько месяцев наши дети пойдут в школу. Готовить к этой ответственной поре жизни-значит.

Консультация для родителей «Почему важно отвечать на детские вопросы» Одной из главных особенностей детей дошкольного возраста является любознательность, которая проявляется в вопросах. Именно этот возраст.

Искусство задавать вопросы мини-тренинг мышления

Умение задавать вопросы помогает при решении интеллектуальных задач, способствует улучшению взаимопонимания между людьми. 5 типов вопросов.

Искусство задавать вопросы — одно из базовых умений как для учебы, так и для профессиональной деятельности. Продвижение в освоении материала можно оценить с точки зрения того, какие вопросы задает человек. Многие профессии строятся на умении задавать правильные вопросы, т. е. вопросы эффективные для сбора информации. Врачей, менеджеров, педагогов, юристов, психологов специально учат задавать вопросы. Вопросы, которые человек задает, когда ему не хватает информации, показывают уровень понимания проблемы и способность задающего строить предположения. Умение задавать вопросы помогает при решении интеллектуальных задач, способствует улучшению взаимопонимания между людьми.

Современный человек задает вопросы не только другому человеку, но и поисковым системам в Интернете. Умение выделить ключевые слова, на которые «поисковик» даст содержательные ссылки основывается на том же искусстве задавать вопросы — просто вместо вопроса вы задаете ключевые слова из предполагаемого ответа.

Читать еще:  Психологический тренинг определение

Попробуйте выполнить следующие задания (можно выбрать один из трех вариантов, но лучше выполнить все).

Задание 1. Представьте, что вы преподаете иностранную литературу и хотите выяснить, насколько ваши ученики освоили трагедию В. Шекспира «Гамлет». Какие 10 вопросов вы задали бы для выяснения глубины познаний ваших учеников? Вопросы запишите.

Задание 2. Представьте, что вы руководитель, и один из ваших подчиненных опоздал со сроками выполнения важного задания. Придумайте 5-6 вопросов, которые вы задали бы, чтобы понять причину происшедшего и определить справедливую меру взыскания. Подумайте, кому вы могли бы их задать.

Задание 3. Представьте, что вы критик-искусствовед. Вы отбираете фильмы для фестиваля. Перед вами стоит задача выбрать 3 фильма из 5 представленных на конкурс. Придумайте 3-4 вопроса тем, кто уже видел эти фильмы, которые помогли бы сделать вам выбор до просмотра.

Какими вопросами вы «пользовались» — открытыми, т.е. требующими развернутого ответа (например, «Когда ты пользовался этой вещью в последний раз?») или закрытыми, на которые можно ответить «да» или «нет» («Ты давно ищешь эту вещь?»). Заметьте, что открытый вопрос дает собеседнику больше шансов высказаться, а вам — получить больше информации. Еще одна проблема закрытых вопросов — представление задающего вопрос о том, что такое давно, далеко, хорошо, могут существенно отличаться от представлений отвечающего (именно так рождается непонимание). Для вас «давно» — это неделю назад, а для другого — вчера. Попробуйте переформулировать вопросы, которые оказались в вашем списке закрытыми так, чтобы они стали открытыми.

Исследователи выделяют 5 типов вопросов.

I. Фактические вопросы (или вопросы на знание)

Такие вопросы направлены на выяснение фактов и особенностей, которые легко наблюдать. Ответы на фактические вопросы часто можно оценить как правильные или неправильные. Хотя фактические вопросы обычно простые, их тоже нужно уметь задавать.

Фактические вопросы направлены на определение следующих характеристик:

  • кто (кто автор, кто мог помешать, кто выполнял эту работу и т.д.);
  • когда (как часто, какова периодичность, как давно это было, сколько времени назад, когда это может случиться. );
  • где (как далеко это находится от. как туда добраться. );
  • как (как это произошло, как это могло случиться, какими качествами нужно обладать. )

Для Задания 1 примером фактического вопроса может служить такой вопрос: «Как называется пьеса Шекспира о принце Датском?». Менее примитивно выглядят вопросы, которые затрагивают сюжетные линии: «Когда и при каких обстоятельствах был убит Полоний? Какие последствия имело это убийство?». Для Задания 2 такими вопросами становятся: «К кому вы обращались за помощью, когда поняли, что не успеваете?», «На сколько времени вы опоздали с выполнением задания?», «Какими средствами для решения поставленной задачи вы обладали?», «Каковы последствия опоздания с выполнением задания?». Для Задания 3 фактическими вопросами будут: «Кто режиссер фильма?», «Какой опыт участия в конкурсах и фестивалях есть у создателей фильма?», «Сколько денег собрал фильм в прокате?».

Посчитайте, сколько фактических вопросов в вашем списке, в каком задании доля этих вопросов больше. Фактические вопросы очень важны для ситуации, предложенной в Задании 2 — чтобы понять ситуацию, предварительно следует выяснить историю вопроса, а затем последствия случившегося. Для ситуации Задания 1 фактические вопросы имеют наименьшее значение — фактическая сторона произведения известна и мало интересна. Ситуация Задания 3 предполагает, что фактические вопросы создают основу для принятия решения и должны быть дополнены другими вопросами.

II. Конвергентные вопросы

Эти вопросы не имеют однозначного ответа и требуют напряжения мысли. Ни ситуация, ни текст не дают прямой подсказки. Чаще всего эти вопросы формулируются как «Зачем. », «Каковы причины. », «Почему. » (С какими целями действовал человек? Каковы причины происшедшего? Из-за чего не случилось?).

Конвергентный вопрос соединяет понимание человека и фактический материал, это первая ступень интерпретации той ситуации или текста, относительно которых задаются вопросы.

Например, для «Гамлета» такими вопросами будут: «Каковы основные причины безумия Офелии, что толкнуло ее на самоубийство?», «Чем объясняется мстительность Гамлета, что заставляет его преследовать мать и дядю?». Для Задания 2 такими вопросами могут быть: «Почему вы обращались (или не обращались) за помощью?», «Чего вам не хватало для выполнения задания?». Для Задания 3 такими вопросами будут: «В чем преимущества этого фильма перед другими?», «Как лучше выстроить последовательность фильмов в программе фестиваля?».

Просмотрите свой список вопросов — сколько из них направлены на выяснение причин и объяснение?

III. Дивергентные вопросы

Суть такого вопроса состоит в обуславливании ситуации: «Что будет (не будет), если. ». Дивергентный вопрос позволяет отвечающему понять наличие альтернативы. Умение задавать такие вопросы важно для многих специалистов: принятие решения о лечении, мере наказания или поощрения обязательно должно основываться на оценке последствий принятого решения. Если конвергентный вопрос обращен на объяснение уже случившегося, то дивергентный — на предсказание будущего.

Анализ «Гамлета» мог бы включить, например, следующие вопросы: «Как бы развивались отношения Гамлета и Офелии, если бы отец Гамлета не умер?», «Что произошло бы с Гамлетом, если бы он остался в живых и покарал обидчиков?». Для второй ситуации можно было бы задать вопросы: «Что могло бы вам помочь выполнить задание в срок?», «Если бы вы использовали такое-то средство, как бы это повлияло на ситуацию?». Для третьей ситуации возможны вопросы: «Как включение этого фильма в программу фестиваля отразится на популярности фестиваля?», «Кто должен представлять фильм, чтобы он был замечен зрителями?», «Каков будет общественный резонанс, если этот фильм не будет включен в программу?».

Внимательно изучите список ваших вопросов — можно ли выделить «сильные» вопросы, значимые для решения проблемы, и «слабые», те, которые можно было бы исключить из списка. «Сильный» вопрос дает понимание ситуации, часто это вопрос на альтернативу: «Кто мог бы сделать это, при условии. », «Когда это может произойти, если. », «Где это могло бы происходить. » и т.д. И ситуация 2, и ситуация 3 требуют вопросов на возможность. Такие вопросы не совсем корректны для ситуации 1, поскольку в рамках художественного произведения трудно рассуждать в условном наклонении.

IV. Вопрос-оценка (вопрос на суждение и сравнение)

Эти вопросы соединяют понимание ситуации и отношение человека к событию, книге, фильму и т.д. Ответ на такой вопрос показывает взвешенность суждений, умение избегать категоричности. Вопрос на суждение предполагает, что отвечающий обладает информацией, выходящей за пределы ситуации, неравнодушен к предмету разговора и понимает неоднозначность того, о чем идет речь.

Вопросы на оценку и сравнение незаменимы, когда нужно оценить понимание исторического факта или произведения искусства. В ситуации 1 возможны вопросы: «Сравните гибель Офелии и Джульеты, в чем сходство и различие этих героинь Шекспира», «На каких других литературных героев похож Гамлет», «Чем пьеса „Гамлет“ отличается от других пьес Шекспира». Для ситуации 2 такими вопросами могут быть: «В чем ответственны вы, а в чем другие?», «Оцените свои действия: где вы принимали верное решение, а где ошибочное?». Для третьей ситуации вопрос на оценку может быть направлен, например, на сравнение разных фильмов по разным основаниям.

Вопросы на суждение и сравнение желательны во всех трех предлагаемых заданиях — важно, чтобы эти вопросы располагали к обоснованию точки зрения.

V. Комбинированный вопрос (комплексный вопрос, ответ на который может быть очень длинным)

На самом деле вопросы одного типа плавно переходят в вопросы другого типа. Так, фактический вопрос создает основу для вопросов трех других типов. Часто в одном вопросе можно соединить вопрос на объяснение и вопрос на предположение.

Например в ситуации 1 вы можете задать такие вопросы: «Не все герои пьесы Шекспира одинаково активно взаимодействуют друг с другом. Подтвердите это положение и найдите ему объяснение. Как могла бы выглядеть сцена диалога между Полонием и отцом Гамлета?». В ситуации 2 можно задать такие комбинированные вопросы: «Когда стало ясно, что вы не успеваете, почему вы не сообщили об этом сразу?», «Кто мог бы сделать это задание за вас, кому бы вы поручили его на моем месте и почему?». В ситуации 3 комбинированный вопрос может быть направлен на выяснение художественной ценности фильма: «Какие новые художественные приемы есть в фильме, как они соотносятся с приоритетами фестиваля?»

Посмотрите, много ли среди придуманных вами вопросов комбинированных. Подумайте, как можно соединить уже имеющиеся вопросы в общий комплексный вопрос. Степень взаимосвязи заданных вами вопросов определяется тем, есть ли у вас направленность в сборе информации, выделяете ли вы предварительные гипотезы, и насколько выдвинутые вами гипотезы вариативны. Комбинированные вопросы позволяют связать разные вопросы и из полученных ответов сложить целостную «картинку» изучаемой ситуации.

Умение задавать вопросы помогает человеку научиться отвечать на вопросы других вдумчиво и без спешки; отвечать, рассуждая и развивая свою точку зрения. Составление плана ответа на вопрос есть не что иное, как разбиение одного большого вопроса на более «узкие» вопросы. Не случайно многие психологи предпочитают говорить об искусстве, а не умении задавать вопросы: ведь вопрос показывает не только уровень осведомленности, но и способность человека подходить к предмету изучения нестандартно. Если в вашем списке много комбинированных вопросов, вопросов на объяснение, предсказание или оценку — вы, скорее всего, без труда включаете ваши творческие способности в изучение ситуации. Если вам было трудно задавать «сильные» вопросы, это не значит, что у вас таких способностей немного. Попробуйте переделать ваши вопросы в более сложные, а для этого «включите» интерес к заданию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector