Mos220.ru

Онлайн марафоны
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг по социализации детей

Тренинг как одна из форм социализации школьников

V Международный дистанционный конкурс «Старт»

Низкий оргвзнос 30р

Идёт приём заявок

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Наградные и подарки

МБОУ «СОШ № 53 с углубленным

изучением отдельных предметов»

Тема: «Тренинг как одна из форм социализации школьников»

У современных школьников, как правило, отсутствуют навыки живого общения, т.к. большая часть общения происходит через социальные сети. Поэтому классные часы я стараюсь организовывать и проводить в форме тренингов общения.

«Что же такое тренинг и что на нем происходит?

Тренинг—особый метод получения знаний, который отличается от своих аналогов тем, что все его участники учатся на собственном опыте настоящего момента. Это специально созданная благоприятная среда, где каждый может с легкостью и удовольствием увидеть и осознать свои плюсы и минусы, достижения и поражения. Помощь и внимание окружающих помогают быстрее понять, какие личностные качества необходимы и какие профессиональные навыки надо развить. Благодаря тому что ситуация тренинга учебная, ни один из участников не рискует уже сложившимися отношениями и взглядами, а приобретает и использует новый опыт. В реальной ситуации эксперименты могут привести к нежелательным последствиям. На стадии урока любой навык или качество моделируются на конкретных шагах и немедленно анализируются и проверяются в учебной обстановке, максимально приближенной к действительности. Так, на тренинге можно научиться гибкости, общению, принятию позиции другого, что очень полезно в жизни и творческой работе.

Структура тренинга общения.

Структура тренинга общения в общем виде состоит из трёх блоков:

— разминки (вводной части), занимает ¼ часть времени всего занятия;

— упражнений (основной части), занимает ½ часть времени всего занятия;

— итоговой рефлексии (завершения), занимает ¼ часть времени всего занятия.

Основная форма расположения участников на тренинге – круг. Круг создаёт возможности равенства школьников с педагогом, ведущим тренинг; круг увеличивает взаимное «заражение»; круг создаёт педагогу возможность более лёгкого отслеживания разворачивающихся процессов. Круг – это возможность видеть и слышать друг друга.

Позиция ведущего на равных в кругу подчинена общим правилам тренинга, отсутствия права на заключительные, окончательные суждения.

Разминка включает в себя ряд заданий, направленных на создание необходимой в тренинге атмосферы открытости и внимания, видения, слышания друг друга. Упражнения носят психофизический характер, т.е. включают в той или иной мере физические действия, движения. Такое «физкультурное» начало позволяет уменьшить психофизическую зажатость участников, а телесные взаимодействия – похлопывание друг друга, прикосновения друг к другу – включают на телесном уровне возможность объединённости, общности, сплочения.

Основные упражнения тренинга связаны с тем опытом, что задуман в тренинге как цель. Каждое упражнение, как правило, обсуждается, совместно анализируется. На общее обсуждение, как правило, выносятся не столько конкретные слова, действия школьников (в упражнении), сколько ощущения, чувства, связанные с их действиями и мысли по поводу своих действий. Ощущения, чувства, мысли выносятся в круг в словесных формах, специально задаваемых ведущим: «Я чувствую, что…», «Я думаю, что…», «Я ощущаю, что…».

В зависимости от задач упражнений, атмосферы на тренинге, состава участников, высказываются в анализе все ( по кругу) или только те, кто захотел бы сказать. Ведущий может побуждать к высказыванию, но не настаивать, не «продавливать», не требовать.

В конце тренингового занятия проводится круг итоговых рефлексивных упражнений относительно темы и занятия в целом. Формулы высказываний могут задаваться те же, что при рефлексии упражнений, но могут быть и специальные итоговые. Например, «Самое важное для меня на занятии было …», « На занятии я понял, что …», « На занятии я почувствовал …».

Занятие проводится в классном коллективе. Длительность 30-40 минут (хотя длительность занятий может варьироваться).

Место проведения должно быть просторным отдельным помещением, в котором не будут беспокоить посторонние. Обязательно должно быть место для свободного передвижения и фиксирование высказываний и записей учащихся. Можно использовать зал, просторный кабинет.

При работе с учащимися необходимо придерживаться следующих принципов:

Принцип самораскрытия. Каждый участник группы имеет возможность выразить свои чувства, переживания, мысли.

Принцип доброжелательности. Между участниками группы должны доминировать искренние, дружеские отношения.

Принцип добровольности. Активность учащихся должна достигаться не путём принуждения, а путём поощрения.

Принцип индивидуального подхода. При организации и проведении занятия должны учитываться индивидуальные психологические особенности участников, уровень их реальных возможностей.

Принцип безоценочности. В адрес участников группы, как со стороны учащихся, так и со стороны ведущего не должно звучать никаких негативных оценок.

Принцип жизненного опыта. Игры и упражнения должны соответствовать реальному жизненному опыту участников, должны быть понятны и доступны, соответствовать возрастным параметрам.

Принцип направленности на применение результатов тренинга в жизни. Тренинг должен иметь практическое значение, призван помочь участникам перенести полученный опыт на практику (именно для этого он и организуется).

Классный час в форме тренинга по теме «Наркотики и общество» для учащихся 8 класса.

Цель: 1. Повысить уровень информированности учащихся по проблемам, связанных с употреблением наркотических веществ.

2. Способствовать разработке и развитию навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ.

Задачи: 1. Выяснить уровень информированности учащихся по проблеме.

2. Предоставить достоверную информацию о причинах и последствиях употребления наркотиков.

3. Формировать умения говорить «Нет!».

Ведущий. Здравствуйте! Я очень рада вас видеть на этом классном часе, который мы проведём в необычной форме – тренинге. Сегодня я предлагаю вам обсудить одну из самых сложных проблем современного общества – наркомания.

Перед началом нашего обсуждения, предлагаю вам выработать правила работы на тренинге.

Учащиеся высказывают свои предложения, которые фиксируются на доске или ватмане. Эти правила находятся всё занятие на видном месте. Их в последствии можно использовать и на других занятиях.

1.Говорить по одному.

3. Правило поднятой руки и т.д.

Приветствие «Клубок». Передаётся мягкая игрушка и предлагается продолжить предложение «У меня сегодня … настроение, т .к. …»

Упражнение 2. «Ассоциации»

Написать 1-2 слова, которые приходят на ум, когда вы слышите слова «наркотик», «наркомания», «зависимость». 1 мин.

Высказывания участников вслух

Ведущий просит класс ответить на вопросы:

— Существует ли проблема наркомании в нашем обществе?

— Сталкивались ли с этой проблемой Вы или Ваши близкие? Что Вы чувствовали, когда столкнулись с этой проблемой?

— Насколько опасно это явление для подростков и молодёжи?

Ведущий: Ещё 15-20 лет назад наркотики в России были экзотикой, сегодня по самым скромным, можно утверждать, что каждый 15 житель страны – наркоман.

Упражнение 3. Работа в группах . 5 мин.

Сформулируйте определения понятий а) наркоман; б) наркомания; в) наркотик;

г) депрессия; д) ломка; е) зависимость.

Заслушать и записать ответы групп.

-Наркоман – человек, которому по результатам медицинского обследования поставлен диагноз «наркомания», человек, употребляющий наркотики.

— Наркомания- болезнь, вызванная систематическим употреблением веществ, включённых в список наркотиков и проявляющаяся в психической и физической зависимости от них.

— Наркотик- препарат, вызывающий зависимость.

— Депрессия- состояние угнетённого, пониженного настроения.

— Зависимость – привыкание к наркотикам, постоянная необходимость в их приёме.

Упражнение 4. Мозговой штурм. Работа по группам. 5 мин.

Сформулируйте причины и последствия употребления наркотиков.

Смерть от передозировки

Конфликты с близкими

Заслушать и записать выступления групп.

Вывод. Практически всех случаях человек сам выбирает употреблять ему наркотики или нет. Тот кто выбирает наркотики косвенно выбирает последствия.

Упражнение 5. Работа в группах.3 мин.

Ведущий: Достоверно определить употребление человеком наркотиков может только специалист. Можно ли узнать наркомана по внешнему виду?

-нездоровый цвет лица,

-бедность мимики (лицо похоже на маску),

— ссуженный или расширенный зрачок,

— замедленный или ускоренный темп движения,

— дрожание рук, головы,

— всегда длинные рукава,

-частая смена настроения и пр.

Вывод. Хотели бы Вы так выглядеть?

Упражнение 6. Игра «Спасибо, нет!»

Цель: Найти причины, по которым подростки могут отказаться от приёма наркотиков. Отработать навыки тактичного и твёрдого отказа.

Придумать ситуации, в которых на подростка оказывает давление его друг или группа сверстников .

Методика. Один – человек, на которого оказывается давление. Каждый раз говоря «Нет!», он должен аргументировать свой отказ. Например: «Нет! Я знаю, что это опасно для меня», «Нет! Я у же пробовал, мне не понравилось.».

Твой друг предлагает тебе: Группа друзей хочет, чтобы ты

— сделать кому-нибудь что-то нехорошее; -украл образец предстоящей

— выпить рюмку водки ; контрольной работы;

— покурить; — покурил травку вместе с ними;

— попробовать наркотик; — выпил с ними и пр.

— купить для него наркотик.

Обсудить, когда сложнее сопротивляться: под давлением группы или одного человека?

Помогут ли полученные навыки и опыт в реальных ситуациях?

Упражнение 7. «Спорные утверждения»

Цель: Каждый участник может выяснить свои взгляды на проблему наркомании.

Ведущий зачитывает по одному несколько спорных утверждений, после чего каждый участник должен встать под одной из табличек, на которой отражена его точка зрения – «Согласен», «Сомневаюсь. Не знаю», «Не согласен».

Участники могут объяснить свой выбор.

— Наркомания – это преступление!

— Наркомания – это болезнь!

— Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент!

— Наркоман может умереть!

— Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления!

— Продажа наркотиков не преследуется по закону!

Вывод. Человеку необходимо принимать эффективные для него решения, чтобы в ситуации выбора он смог сказать «нет!»

Подведение итога. Каждый участник высказывается, начиная со слов «Сегодня я понял…» , «Сегодня я узнал… », «Сегодня мне понравилось (не понравилось)…».

Гладышев С., Как вести себя на тренинге?, журнал «Обучение & карьера», 2005 г., N 35, с. 70.

2 .»Психологическое сопровождение школьников».Авт. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. М. ,Асадема, 2002г.

3. « Социальная работа с подростками девиантного поведения (проект «Умей сказать – нет!»). Сост. М.А.Костенко, О.В.Вараксина, и др. АККЦМ, Барнаул, 2002г

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

  • Классному руководителю

У современных школьников, как правило, отсутствуют навыки живого общения, т.к. большая часть общения происходит через социальные сети. Поэтому классные часы я стараюсь организовывать и проводить в форме тренингов общения.

«Что же такое тренинг и что на нем происходит?

Тренинг—особый метод получения знаний, который отличается от своих аналогов тем, что все его участники учатся на собственном опыте настоящего момента. Это специально созданная благоприятная среда, где каждый может с легкостью и удовольствием увидеть и осознать свои плюсы и минусы, достижения и поражения. Помощь и внимание окружающих помогают быстрее понять, какие личностные качества необходимы и какие профессиональные навыки надо развить. Благодаря тому что ситуация тренинга учебная, ни один из участников не рискует уже сложившимися отношениями и взглядами, а приобретает и использует новый опыт. В реальной ситуации эксперименты могут привести к нежелательным последствиям. На стадии урока любой навык или качество моделируются на конкретных шагах и немедленно анализируются и проверяются в учебной обстановке, максимально приближенной к действительности. Так, на тренинге можно научиться гибкости, общению, принятию позиции другого, что очень полезно в жизни и творческой работе.

Читать еще:  Тренинг лидерских качеств голосуй за меня

«Социально-психологический тренинг с детьми»

Татьяна Крючкова
«Социально-психологический тренинг с детьми»

Программа построена в форме психотренинга, цель которого — развитие навыков конструктивного общения, обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру, умение получать радость от общения, формирование базиса личной культуры, развитие эмпатии и собственной индивидуальности.

Цели: обучать умению слушать и слышать другого.

Побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого.

Развивать способность делиться своими переживаниями.

Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка.

Воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.

Развивать эмпатию, воспитывать желание и готовность помогать другим людям.

Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.

Развитие чувства мы, нравственности, доброжелательного отношения к окружающим.

Стратегии и методы достижения цели:

Используются методические приемы: беседы, направленные на знакомство с различными «волшебными» средствами понимания.

Словесные, подвижные и релаксационные упражнения. Рисование. Проигрывание психогимнастических упражнений. Поощрять открытое проявление эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами, словесными, творческими, физическими.

Анализ и инсценировка различных психологических этюдов. Игровые упражнения позволяют участникам привыкнуть друг к другу, адаптироваться в новой среде.

Результаты реализации программы:

Дети познакомились с разными способами общения, научились взаимодействовать и понимать настроение другого. Сотрудничать, учитывать и уважать интересы других.

Понимать и описывать свои желания и чувства, сравнивать эмоции.

Контролировать свои эмоциональные реакции.

Оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения.

Выражать свои чувства и понимать чувства других людей с помощью мимики, жестов, движений, пантомимики.

Психотренинг требует от его участников определенного уровня личностной зрелости и умственного развития. Занятия рассчитаны на старших дошкольников, проводятся раз в неделю. Длительность каждого занятия составляет 20-30 минут. Тренинг рассчитан на 7 занятий.

Каждое занятие начинается с нового вида приветствия, которое предлагают сами дети, а заканчиваются все дни тренинга одним и тем же прощанием.

Тренер группы должен организовать психологически комфортные условия для эффективной обратной связи, что позволит каждому участнику узнать мнение окружающих о своей манере поведения, о своих поступках, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ним в контакт, и на основе полученных знаний сознательно изменять свое поведение. Организатор создает непринужденную обстановку, чтобы ребенок не боялся, что его действия будут отрицательно оценены. Никаких оценок, порицаний, замечаний. Атмосфера доверия и дружеское расположение к ребенку дают возможность раскрыть его внутренний мир, позволяют научиться делиться своими проблемами.

Занятие 1. Все люди разные.

Цель: развитие внимания к окружающим людям. Способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Занятие 2.» Понимаю других — понимаю себя».

Цель: развивать умение слушать собеседника, развитие наблюдательности и внимания к чувствам других людей.

Занятие 3. Волшебные средства понимания. Интонация.

Цель: знакомство с интонированием речи. Развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе, отрицательного отношения к безразличию и безучастности к проблемам других.

Занятие 4.Волшебные средства понимания: мимика.

Цель: знакомство с мимическими выражениями, развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе, отрицательного отношения к безразличию и безучастности к проблемам других.

Занятие 5. Я твой друг и ты мой друг.

Цель: развитие бережного отношения к людям, умения учитывать интересы других. Развитие понимания настроения другого, развитие эмпатии.

Занятие 6. Я понимаю тебя.

Цель: развитие умения выражать свое настроение и чувствовать состояние другого. Развитие навыков культурного общения.

Занятие 7. Как хорошо быть волшебником.

Цель: развитие творческого воображения и непосредственности в общении.

Предлагаемый тренинг построен в рамках личностно ориентированной модели воспитания ребенка и учит прежде всего пониманию, принятию, признанию. В ходе работы в процессе непрямого воздействия на ребенка, то есть исключая наставления, создаются ситуации, в которых у детей в процессе ролевых игр, отработки способов общения, создаются ситуации, требующие проявления интеллектуальной и нравственной активности, и в процессе динамики и стилей общения возникают желаемые изменения в поведении и отношении к миру.

Список используемой для программы литературы.

1. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника.СПб: Издательство «Речь», 2005г.

2. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. М., Издательство «Книголюб», 2003 г.

3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Общение с ребенком. Период дошкольного детства.СПб: Издательство «Речь», 2003 г.

4. Саранская О. Н. Психологический тренинг для дошкольников. М., Издательство «Книголюб», 2007г.

5. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. Тропинка к своему Я. М., Издательство «Генезис», 2012 г.

6. Хоумер Л. Игровая терапия, как способ решения проблем ребенка. М. ,» Генезис», 2001г.

Консультация для родителей «Доверие миру. Чему учимся, о чем предупреждаем» Мир огромен и удивителен. В нем есть солнце, ветер, шелест листьев, аромат цветов. А еще есть острые камни, высокие ступеньки, трудные дороги.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Тренинг для родителей «Социализация ребенка в семье»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Тренинг для родителей «Социализация ребенка в семье»

Цель: помочь родителям найти пути к пониманию поведения ребенка, способствовать становлению родительской компетентности через повышение информированности и осмысления механизмов эффективного общения и формирования умений и навыков конструктивного взаимодействия с детьми в семье.

Психолог: Здравствуйте! Сегодня мы собрались для того, чтобы попытаться вместе избавиться от своих неприятностей, стать лучше, научиться относиться к ребенку с пониманием и уважением, научиться общаться. Слово «общение» является одним из важнейших слов в жизни каждого человека, а для развития ребенка она является более важным. В процессе общения с родителями формируется его личность. Наблюдая за тем, как общаются между собой мать и отец, ребенок учится поведения и будет использовать в своем будущем взрослой жизни. Поэтому наша задача показать вам на собственном примере, какие именно позиции родителей общения являются наиболее эффективными, а какие — наоборот, заставить задуматься о смене собственного отношения к детям.

Приветствие «Продли предложение»

Цель: стимулировать внимание участников тренинга, активизировать их творческие способности, привлекать родителей к совместной деятельности помочь родителям узнать друг друга.

Психолог: Перед тем, как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка.

Предлагаю вам продолжить предложение «Мой ребенок для меня . »

Психолог: Уважаемые родители! Наша встреча будет необычная. Все что будет происходить здесь, предлагаю оставить в своей памяти. Предлагаю Вам каждому дневник для работы на сегодняшней встрече. Рекомендую быть откровенными, искренними, открытыми в своих ответах, потому что это позволит помочь найти пробелы в воспитании ребенка и проанализировать их. Ваши ответы будут конфиденциальные, поэтому надеемся на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания.

Откройте дневники и заполните первую страницу.

Презентация «Давайте познакомимся» (работа в дневниках)

Ваши семейные ценности

Для эффективности работы предлагаю вам заполнить бейджики своим именем.

Задача «Цветок» (работа в дневниках)

Психолог : Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека — это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?

Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет задача «Цветок».

Инструкция: предлагаю заполнить лепестки. В середине запишите имя своего ребенка. На листочках ласковые слова, а на лепестках достоинства ребенка.

Вывод: лепестков много и, пожалуй, очень трудно подобрать такое количество ласковых слов. Охарактеризовать качества ребенка с положительной стороны.

— Какие ощущения вызвала у вас это упражнение?

— Легко вам было заполнять? Почему?

С какими осложнениями вы сталкиваетесь в воспитании и общении ребенка, в этом нам поможет узнать тест на следующей странице нашего дневника.

Тест для родителей «Семейное воспитание» (работа в дневниках)

Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с содержанием каждого вопроса выберите тот вариант ответа, который совпадает с вашим мнением. Ваши ответы позволят определить состояние семейного воспитания и особенности его влияния на психическое состояние ваших детей. Просьба отвечать честно. Не задумываться долго над вопросами.

На вопросы этого теста можно отвечать «да», «нет» или «не знаю».

1 На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.

2 Иногда вы обращаетесь за помощью или за советом к другим лицам, если не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.

3 Ваши интуиция и опыт — лучшие советчики в воспитании ребенка.

4 Иногда вам приходится доверять ребенку тайну, которую вы никому другому доверили бы.

5 Вас оскорбляет негативное мнение других людей о вашем ребенке.

6 Случается, вы иногда просите прощения у ребенка за своё поведение.

7 Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

8 Вы замечаете между своим характером и характером ребенка отличие, которая иногда удивляет (радует) вас.

9 Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.

10 Вы можете воздержаться от покупки интересной игрушки для ребенка (даже если есть деньги), потому что знаете, что игрушек у него много.

11 Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка — физическое наказание (ремень).

12 Ваш ребенок именно такой, о котором вы мечтали.

13 Ваш ребенок причиняет вам больше хлопот, нежели радости.

14 Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.

15 У вас возникают конфликты с собственным ребенком.

За каждый ответ «да», либо «нет» получаете по 10 баллов. За каждое «не знаю» — 5 баллов.

Если у вас 150-100 баллов, то вы способности к правильному пониманию собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения — ваши союзники в решении различных проблем. Вас можно признать образцом для подражания. Для идеала вам кое хватает.

Если у вас 90-50 баллов. Вы находитесь на правильном пути к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете решить. Не пытайтесь оправдываться недостаточностью времени для вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы оказываете влияние, а потому попробуйте это использовать. В семье не забывайте, что понимать — не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.

Если у вас 49-0 баллов. Кажется, можно больше посочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю — хорошему другу и проводнику на нелегком пути в получении жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что сделать для своего ребенка, попробуйте другой путь. Возможно, вы найдете того, кто вам поможет в этом. Это сложно, но в будущем жизнь вашего ребенка будет устроенным.

Вывод: каждый из вас проанализировал свои ответы и задумался ли ваши подходы в воспитании реализации именно таких целей?

В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в общении и поведении с детьми есть запрещаем то слушать, видеть, трогать, прыгать. Мне очень хотелось, чтобы вы проиграли игру «Запрет».

Читать еще:  Тренинг вопрос ответ

Игровое упражнение «Запрет».

Выбираю одного из родителей для выполнения упражнения, который будет ребенком.

Ведущий: посмотрите, пожалуйста, на свои стулья, у кого на стуле является геометрическая фигура треугольник. Выходите, пожалуйста. Вы ребенок, а я — мать. Я очень забочусь о своем ребенке, чтобы он не испачкался, чтобы не заболел и т.д. Запрещаю прыгать ребенку по лужам, бегать по улице — завяжу ему ноги, запрещаю прикасаться к палочки на улице, собирать камни и тянуть в рот — завяжу руки, запрещаю смотреть на вещи, которые по вашему мнению, не нужно видеть ребенку — завязываю глаза, слушать то, что говорят взрослые и говорят идти в свою комнату — завязываю уши, не хочу разговаривать с ребенком и говорю закрой рот — завязываю рот. Посмотрите на моего ребенка, сможет ли она в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно?

Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.

Родители находят компромисс, для решения сложных ситуаций:

— Не завязывать ноги — обуть резиновые сапоги;

— Не завязывать руки — помыть руки после улицы;

— Не завязывать глаза или уши — разговаривать спокойным голосом, не ругаться;

— Не завязывать рта — выслушать ребенка;

Психолог: вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.

В заключении хочу прочитать сказку Дмитрия Соколова «Фиолетовый котенок».

«Фиолетовый котенок» (чтение сказки сопровождалось показом)

Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.

— Ну что мне с ним делать? — Кошка всплескивала лапами. Ведь хороший, Фиолетовый котенок, а тут, на что ты будешь делать, хоть кол на голове теши — ни в какую.

Только в лунном! Ну что ты будешь делать?

— Нечего с ним цацкаться? — Рычал кабан. Макни его головой в солнечный Ушат или просто в речку!

Ишь ты — все котята как котята, а этому лунный свет подавай! Он просто глупый, — каркала ворона. Председатель маленькая, мозгов немного. Вырастет — его из солнечного света не вытащишь!

Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.

Луна была большая, белая, яркая.

— Милый котенок, — говорила Луна, — а почему ты фиолетовый?

— А как бывает еще? — Удивлялся котенок.

— У меня есть брат, — сказала Луна, — он очень большой и ярко-желтый. Хочешь на него посмотреть?

— Он похож на тебя? Конечно, хочу.

— Тогда не ложись спать, когда я стану таят в небе, ты немножко подожди. Он выйдет из-за тот горы и займет мое место.

Ранним утром котенок увидел Солнце.

— Ух, какое ты теплое! — Воскликнул котенок.

— А я знаю твою сестру Луну!

— Передай ей привет, — сказал Солнце, — когда встретишь. А то мы редко видимся.

Фиолетовый котенок теперь умеет мыть лапки не только на солнце, а даже в мыльной ванной. Ну и что?

— Если перевести ее на тему воспитания, то методы прослеживаются?

Вывод: действительно это сказка об отношении к воспитанию. Кошка, кабан и ворона — это методы воспитания, которые используют родители и они не всегда эффективны. В сущности это вина, угроза и насмешка. А Луна — это символ веры, она не воспитывает котенка, а расширяет его мир. И главное совсем не то, что он научился тому, что от него хотели, а то, что месяц нашла поход как этому научить.

Психолог: во время общения каждый человек учится регулировать как собственное поведение, так и поведение другого люди собственным примером, поощрять, стимулировать к различным видам деятельности, а может манипулировать. Общаясь, люди постепенно сменяют друг друга. А как мы меняемся, узнаем в ходе упражнения.

Психологи объединили определенные ситуации в несколько моделей воспитания.

Упражнение «Модели воспитания »

Психолог: Модели воспитания — это стабильные отношения между старшими и младшими, где воспитательная роль принадлежит старшим. Они иногда осознанные, иногда не полностью. В определенных случаях бывает, что вы на словах декларируете одну модель воспитания, а на действиях реализуете другую. Распространены случаи, когда родители используют в своей практике несколько моделей одновременно.

Воспитание бывает проблемным, является спорным, а есть и достаточно удачное. Возьмите карточки, на которых изображены рисунки и отражают те или иные модели воспитания. Каждой паре следует проанализировать изображения.

Психолог: после анализа каждой модели воспитания на вашу мысль какая модель воспитания наиболее способствует формированию и развитию социально — нравственному развитию ребенка. Обсуждение родителей.

Вывод: надеюсь что после обсуждения данного вопроса каждый из вас определил для себя, что воспитывая в них смелость, уверенность в себе, честность, трудолюбие и другие социально достойные качества, все это проводит к развитию социально адаптированного и психически здорового малыша в современном обществе.

8 Упражнение «Памятка на каждый день» (работа в дневнике)

В течение трех минут заполните, пожалуйста

1 Я никогда не буду

2 Всегда буду знать

3 Всегда буду проявлять интерес к

6 Я не хотела бы

Психолог: надеюсь, что эти правила вы будете использовать, когда возникнут трудности в общении и воспитании ребенка.

Сегодня вы много узнали, кто-то для себя нашел ответы на вопросы, кто-то нашел для себя нечто новое. Хотелось и мне узнать о нашей встрече, была она нужна, полно раскрыт был материал. Запишите свое отношение на цветочках. У каждого из вас они есть. На обратной стороне прошу заполнить предложения и озвучить их, передавая друг другу цветок образуя венок.

Упражнений «Венок желаний»

Подвести итоги занятия.

Психолог: я очень благодарна за нашу встречу, спасибо за активное, продуктивное участие. Запишите пожелания, это может быть темой нашей следующей встречи.

Социально-психологический тренинг

Одной из технологий социально-педагогической работы с детьми является социально-психологический тренинг. Социально-психологический тренинг направлен на обучение детей адекватным формам социального поведения в проблемных ситуациях, расширения ролевого репертуара, обеспечивающего улучшение коммуникаций и актуализацию процесса социального и личностного самоопределения.

В отечественной психологии социально-психологический тренинг понимается как практика психологического воздействия, основанная на методах активного социально-психологического обучения. Л. Анн определяет социально-психологический тренинг с детьми (подростками) как форму специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которой решаются следующие задачи:

  • 1. овладение социально-психологическими знаниями;
  • 2. развитие способности познания себя и других людей;
  • 3. формирование положительной «Я-концепции» [ 1 ].

В социально-педагогической работе с детьми подросткового и раннего юношеского возраста используются коммуникативные (поведенческие) тренинги и тренинги личностного роста.

Общая цель коммуникативного тренинга — повышение компетентности в общении — может быть конкретизирована в следующих задачах: приобретение знаний в области психологии личности, группы, общения: приобретение умений и навыков общения; коррекция, формирование и развитие установок, обеспечивающих успешность общения; развитие способности к адекватной оценке себя, других людей; развитие системы отношений личности [3].

Тренинг личностного роста направлен на создание условий для личностного роста участников тренинга. Как отмечает А.Г. Лидере, предметом воздействия здесь выступают не столько индивидуально-личностные проблемы детей, сколько нормативно-возрастные проблемы и задачи их развития [10].

Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15) принято в психологии называть отрочеством, или подростковым. Направления работы с подростками определяются задачами развития в этот период:

  • 1. формирование широкого спектра способностей и интересов;
  • 2. развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих переживаниях, поступках, формирования первичных навыков самоанализа;
  • 3. развитие и укрепление чувства взрослости, формирования адекватных форм самоутверждения среди сверстников;
  • 4. развитие навыков личностного общения со сверстниками;
  • 5. принятие телесного образа «Я» в связи с изменениями, связанными с ростом и половым созреванием;
  • 6. усвоение своей гендерной роли.

Юность (от 14-15 до 18 лет) — период, когда человек переходит от неуверенного подростка, притязающего на взрослость, до действительного взросления. Основными тенденциями развития в период ранней юности являются: становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я»; поиск смысла жизни, восприятие психологического времени; стремление к самоопределению, как в личностном, так и в профессиональном плане; формирование активной жизненной позиции, формирование убеждений и ценностей; расширение круга личностно значимых социальных отношений; увеличение потребности в дружеском, интимном общении.

При определении содержания программы тренинга вначале выяснятся «круг проблем» детей.На основании этого круга составляется «психологическая матрица», отражающая психологические трудности общения, решения возрастных задач и личностных проблем участников группы. С нее снимается

«тренинговая калька» — содержание тренинга, в котором для каждого компонента «психологической матрицы» подобраны упражнения, ситуации.

Количество участников тренинговой группы от 6 до 14 человек. Продолжительность каждого занятия: от 35-45 минут до 3 часов (в зависимости от возраста детей). Рекомендуется проводить занятия не реже одного раза в неделю. Возможно проведение тренинга-марафона для старшеклассников в выходные дни или в каникулы (по 6 часов в день). Общая продолжительность программированного тренинга 24-36 часов. Добровольность участия детей в тренинге является необходимым профессионально-этическим требованием. Поэтому, приглашая на тренинг детей, социальный педагог должен объяснить цели такой работы и ее формы и сформировать у них мотивацию к этой деятельности. Для детей до 14 лет необходимо разрешение родителей на участие в тренинге.

Эффективность проводимой работы определяется созданием в группе атмосферы взаимного принятия, психологической безопасности, поддержки и защиты. Для создания такой атмосферы в тренинговой группе необходимо соблюдать ряд специфических принципов:

  • • принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного, полноценного межличностного общения, основанного на уважении к чужому мнению, на доверии, на освобождении детей от взаимных подозрений, неискренности, страха;
  • • принцип материализации изучаемых социально-психологических феноменов, основанный на понимании того, что невозможно научить общению, показать значимость межличностного взаимодействия, развить сензитивность вне чувственно-практического опыта детей. Участвуя в различных упражнениях, подростки могут прояснить для себя отношения с другими, понять, как их поведение влияет на других, как они сами реагируют на те, или иные ситуации, исследовать свои чувства и модели поведения;
  • • принцип исследовательской творческой позиции предполагает конструирование и организацию таких ситуаций, которые давали бы возможность детям осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними;
  • • принцип постоянной, позитивной обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе обучения. При этом обратная связь дается только в позитивном ключе. Большинство детей в группах очень ранимы. Поэтому социальный педагог должен пресекать попытки детей давать друг другу негативную обратную связь. Позиция социального педагога на протяжении всех занятий — это позиция понимающего друга, помогающего каждому участнику стать самим собой.

В каждой тренинговой группе вырабатываются свои правила. Они призваны регламентировать отношения между участниками. Выделим те, которые в явном или неявном виде используются в деятельности большинства тренинговых групп:

  • 1) «Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев, запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.
  • 2) Искренность и открытость. Самое главное в группе — не лицемерить и нс лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. В тоже время степень искренности каждый выбирает сам.
  • 3) Правило обращения. В группе следует оговорить способ обращения друг к другу. Общение между всеми участниками и ведущими независимо от возраста и социального статуса во многих рекомендациях предлагается осуществлять на «ты».
  • 4) Конфиденциальность. Вес, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы.
Читать еще:  Тренинг центр москва вакансии

Планирование социально-психологического тренинга начинается с определения темы, из которой вытекают конкретные цели и задачи тренинга, что, в свою очередь, задаёт рамки и направление накопления необходимой информации. При этом ведущий тренинга опирается на конкретный состав группы, временные границы. В соответствии с выделенными целями и задачами идёт подбор «инструментария» и «встраивание» конкретных психотехник в создаваемый сценарий. На сегодняшний день разработаны тысячи упражнений, игр, психотехник, которые используются при проведении социально-психологического тренинга. Этот перечень позволяет ведущему тренинга выбрать те, которые наиболее соответствуют ситуации. Следует помнить, что применение любых методов социально-психологического тренинга осуществляется с определённой психологической целью. Основным принципом работы тренера является постоянная рефлексия всего того, что происходит в группе. Эта рефлексия осуществляется за счет того, что тренер, планируя работу группы в тренинге, задает себе три вопроса:

  • — какой цели я хочу достичь?
  • — почему я хочу достичь этой цели?
  • — какими средствами я собираюсь ее достичь?

Выбор того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами: содержанием тренинга; особенностями динамических процессов в группе; особенностями возникающих ситуаций в тренинге; возможностями ведущего.

Программа тренинга может включать ряд этапов:

I этап — ориентационный

  • 1) эмоциональное объединение группы;
  • 2) создание у детей мотивации на работу в группе.

II этап — обучающий:

  • 1) формирование социальных, психологических умений, определяющихся целью тренинга;
  • 2) развития личностных качеств.

III этап — рефлексивно-закрепляющий:

  • 1) повторение и закрепление социальных, психологических умений;
  • 2) получения сведений (обратной связи) об эффективности своего общения и поведения.

Каждое занятие может состоять из следующих структурных элементов:

  • 1) Упражнение на групповое сплочение или эмоциональный разогрев группы, целью которого является создание у детей эмоционального настроя на работу в группе.
  • 2) Дискуссия на тему занятия или обсуждение домашнего задания, цель — дать детям возможность понять, каким образом социально-психологические знания, умения могут быть реализованы в их общении в взаимодействии с другими людьми; дать возможность детям поделиться опытом применения в жизни изучаемых умений, поддержать друг друга и увидеть пути своего дальнейшего личностного роста.
  • 3) Упражнение на овладение умением несут основную смысловую нагрузку в занятии по теме. Их выполнение дает участникам возможность на опыте собственных переживаний понять психологический смысл изучаемого умения. На данном этапе работы алгоритм поведения задан и умение выделено из контекста ситуации.
  • 4) Разыгрывание и анализ проблемных ситуаций. Цель: дать возможность детям включить изучаемое умение в контекст поведения в конкретной ситуации, научиться выбирать соответствующий стиль поведения в общении с другими людьми. Ролевое разыгрывание дает возможность участникам побывать в роли взрослого, сверстника, испытать чувства, которые возникают при различных стилях поведения людей, ощутить самому результат выбора и использование изучаемого умения в жизни.
  • 5) Упражнение на формирование позитивного самоотношения и самопознания. Цель: создать условия для познания и принятия себя через самораскрытие.
  • 6) Обсуждение итогов работы по теме. Цель: получить обратную связь детей, дать им возможность выразить чувства, возникшие в ходе занятия и создать у них ощущение, что их мнение и впечатления важны для каждого.

Перед началом занятий социальный педагог должен подготовить примерную программу психологического тренинга. Наличие программы является обязательным, поскольку се подготовка позволяет четко осознать основные пути достижения поставленной цели.

Программы социально-психологического тренинга может иметь следующую структуру:

Титульный лист, на котором представлено название программы и имя автора-составитсля.

Пояснительная записка: обосновывается актуальность содержания программы; формулируются цели и задачи; указываются авторы книг, которые были использованы для составления программы; временные рамки серии занятий и каждого отдельного занятия; количественный и качественный состав группы.

Тематический план занятий: номера и названия тем, примерное количество занятий и часов, последовательность блоков или тренинговых модулей.

Структура занятия: выделяются и кратко описываются этапы, присутствующие в каждом занятии.

Содержание тренинга : представляются сценарные планы всех занятий с достаточно подробным описанием используемых упражнений, игр, психотехник и т.п. Упражнения, которые являются оригинальными авторскими разработками, рекомендуется каким-то образом выделить, например звездочкой после названия. Упражнения, заимствованные из литературных или иных источников желательно снабдить ссылками или примечаниями с указанием номера источника из списка литературы. Каждая психотехника, упражнение включает описание цели, указания необходимого для проведения упражнения времени, необходимых материалов, инструкции по проведению, примерного перечня вопросов для обсуждения после упражнения, домашнее задание (если предусмотрено).

Таким образом, групповое активное социально-психологическое обучение, осуществляемое в тренинговой работе, рассматривается как социальная технология, помогающая детям в их социализации через формирования социальных навыков, навыков самопознания и саморазвития.

Социально-психологический тренинг для подростков «Найдем общий язык»

Тренинг предназначен для подростков 14-15 лет. Цель тренинга — сплочение коллектива, повышение уверенности в себе, отработка навыков вербального и невербального общения, снятие тревожности, выплеск эмоций, формирование толерантности, отработка навыков бесконфликтного взаимодействия. Данный тренинг может применяться в работе социальными педагогами, психологами, воспитателями

Просмотр содержимого документа
«Социально-психологический тренинг для подростков «Найдем общий язык» »

КГУ «Макашевская СШ»

Социальный педагог: Киндрат Т.П., психолог Скотынянская Н.А.

Социально-психологический тренинг «Найдем общий язык»

Цель: создание социально-психологических условий для формирования навыков бесконфликтного общения, снятия эмоционального напряжения

— создать условий для снятия эмоционального напряжения

— создание доверительной обстановки, взаимопонимания, взаимоподдержки

— способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

Время проведения: 30 — 40 мин

Материалы и оборудование: стулья по количеству участников, шарф, скакалки или бельевая веревка (5-6), свеча, маленькие таблички с названиями

Возраст: 15-17 лет

Здравствуйте ребята, наш сегодняшний тренинг называется «Найдем общий язык». В начале нашего тренинга я бы хотела обсудить с вами правила:

«Здесь и сейчас». Мы говорим о своих ощущениях в настоящий момент и не обсуждаем вне тренинга все произошедшее здесь

Правило «поднятой руки». Уважительно относимся к говорящему, не перебиваем друг друга. Если хотим что-то сказать – поднимаем руку.

Обращаемся друг к другу по имени

Цель: активизация межличностного взаимодействия в группе, сплочение членов тренинговой группы.

Соц. педагог: ребята, мы хорошо понимаем друг друга с помощью слов. Давайте попробуем сейчас также понять друг друга с помощью жестов и мимики. Наше упражнение называется «Кто я?». Правила просты: участнику крепится на спину листочек или табличка с одним словом. Задача участника отгадать это слово. Остальные участники тренинга будут ему в этом помогать, изображая написанное жестами и мимикой.

Примерные слова: кактус, учитель, баня, свадьба, школа, наушники, чайник, стол, умывальник, интернет, кровать.

Цель: развитие коммуникабельности, концентрации внимания,

логического мышления, повышение сплоченности группы.

Психолог: ребята, а вы знаете, насколько важно для взаимопонимания уметь слушать и слышать друг друга? Наше следующее упражнение называется «Сказочники». Я предлагаю вам сочинить сказку. Только сочинять ее мы будем все вместе. Каждый из вас говорить одну лишь фразу, продолжая мысль другого. Так у нас получится целая история.

Упражнение «Найди отличие».

Цель: снятие напряжения, развитие наблюдательности.

Социальный педагог: наше следующее упражнение называется «Найди отличие». Чтобы понимать друг друга порой недостаточно слов. Жестов и мимики. Для этого необходимо быть очень внимательным и наблюдательным. Для начала выбирается один желающий проверить свою внимательность и наблюдательность. Он должен внимательно посмотреть на всех и запомнить внешность и детали одежды, прически и т.д. каждого. Затем он выходит за дверь, а оставшиеся ребята меняют что-нибудь в своей внешности. Задача вышедшего по возвращении найти в каждом изменения.

Упражнение «Доверительное падение»

Цель: снятие эмоционального напряжение, повышение сплоченности группы, развитие чувства групповой поддержки.

Психолог: итак, ребята, с помощью жестов и мимики общались, внимательность вашу проверили. Но кроме этого в процессе общения очень важна поддержка и взаимовыручка. И сейчас мы с вами выполним упражнение «Доверительное падение».

Участники разбиваются на пары, члены пары становятся лицом друг к другу, протягивая согнутые в локтях руки друг к другу ладонями вверх. Участники из разных пар становятся плечом к плечу. Таким образом получается «коридор» из рук. Один желающий становится на возвышение (стол, стул, постамент) спиной к «коридору» рук, крепко обхватывает себя за плечи, чтобы не ударить остальных, закрывает глаза и падает спиной на руки. Остальные участники ловят его. Затем меняются ролями.

Цель: развитие чувства эмпатии, доверия к группе.

Социальный педагог: у всех вас есть собственные желания, жизненные цели. А раз есть цели и желания, то, как правило, возникают и препятствия. Это неустранимый фактор нашей жизни. Но нужно уметь их преодолевать. И часто нам в этом помогают наши друзья. Сейчас участники тренинга создадут препятствия, а желающий должен будет с закрытыми глазами их преодолеть, не задев ни одного.

Суть упражнения заключается в том, что преодолевающий препятствия их запоминает (например, ленты, натянутые на разном уровне), а как только он начинает свой путь, все препятствия убираются и окружающие подсказывают как преодолеть их, хотя на самом деле путь открыт.

Упражнение «Передай эмоцию»

Цель: развитие навыков невербального общения, сплочение группы.

Психолог: уважаемые участники, вы сегодня учились общению и взаимопониманию, а также доверию. Давайте еще раз обратим наше внимание на язык жестов и мимики. Человек в процессе общения воспринимает словесно лишь 7 % информации, остальную он получает, подсознательно «считывая» эмоции собеседника, воспринимая жесты и мимику. И вот сейчас мы с вами потренируемся эмоции передавать так, чтобы собеседник правильно их понимал. Сейчас все участники становятся в колонну, лицом в одну сторону. Последний стоящий участник придумывает какую-либо эмоцию, легонько хлопает по плечу рядом стоящего, тот оборачивается, и внимательно смотрит, в то время как придумавший изображает эмоцию. И так по цепочке по принципу «глухого телефона». Когда эмоция дойдет до первого участника, в обратном порядке по цепочке каждый называет, что он передавал.

Рефлексия. Каждый участник, передавая зажженную свечу по кругу, говорит о своих эмоциях, чувствах, настроении.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector