Mos220.ru

Онлайн марафоны
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг межличностного взаимодействия адаптивный тренинг

Тренинг межличностного взаимодействия
учебно-методический материал на тему

Тренинг служит для включения участников группы в работу. Снижается уровень напряжения. Формируется мотивация к совместной деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тренинг межличностного взаимодействия

Единственная настоящая роскошь — это

роскошь человеческого общения.

( Антуан де Сент-Экзюпири)

«Единственная настоящая роскошь, — писал Антуан де Сент-Экзюпери, — это роскошь человеческого общения».

В нашей работе необходимо взаимодействие как между членами детского коллектива, между взрослыми, так и между воспитанниками и взрослыми.

Для развития межличностного взаимодействия мы используем тренинговые занятия.

Тренинг — это не только метод развития способностей, но и личности в целом.

Тренинговые занятия развивают следующие навыки и умения:

— доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом;

— сотрудничать и действовать сообща;

— согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;

— разрешать конфликтные ситуации

Система построения тренинга.

  • Тренинг состоит из относительно самостоятельных занятий.
  • В структуру занятий включены разного вида невербальные методики: мимические, жестовые, тактильные, ролевые этюды, позволяющие каждому на время стать разным – «Я» и другим – «Я».
  • Местом для проведения занятий важно выбрать изолированное, просторное помещение, оснащённое звуковой аппаратурой, стульями так, чтобы все могли сесть в круг, и плоской поверхностью для рисования.
  • План занятий предусматривает 3 основные части:
  • Вводная часть.
  • Рабочее время.
  • Обсуждение.

Вводная часть и обсуждение должны составлять примерно по четверти всего времени занятия. Оставшаяся половина времени должна быть уделена собственно работе.

Вводная часть служит для включения участников группы в работу. Снижается уровень напряжения. Формируется мотивация к совместной деятельности. Появляется возможность взаимодействия участников друг с другом, а также связь между всеми занятиями.
Все последующие занятия необходимо начинать с краткого обзора предыдущей встречи. Очень важно спрашивать детей, не хотят ли они что-нибудь «высказать» (любые чувства, мысли или вопросы) по поводу последнего занятия. Другой очень важный момент – обсуждение того, что дети пробовали делать сами между занятиями (например, использовали ли они новые способы поведения и т.п.).

Рабочее время направлено на достижение намеченной цели занятия и зависит от динамики группы.
Обсуждение является важнейшей частью каждого занятия, поскольку позволяет членам группы сконцентрироваться на том, что они узнали во время занятия. Обсуждение затрагивает внутриличностные процессы, межличностные взаимодействия, новые чувства, мысли, поведение и возможности применения новых знаний. Этому уровню отвечают следующие вопросы:

  • Что ты чувствовал, когда рассказывал об этом?
  • Какие мысли возникли у тебя, когда кто-то рассказывал о своих проблемах?

Обсуждение следует проводить после выполнения каждого упражнения и в конце занятия. Если не уделять должного внимания обсуждению, все предыдущие этапы теряют смысл, обсуждение помогает структурировать весь материал занятия. Это даёт возможность понять точно и ясно, что произошло, помогает закре пить новый опыт.

— Предлагаю поучаствовать в тренинге «Развитие сплоченности коллектива»

  • формирование благоприятного психологического климата в группе;
  • нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
  • первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
  • осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
  • развитие умения работать в команде;
  • сплочение группы.

Наша работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:

  • доверительный стиль общения;
  • активное участие в происходящем;
  • общение по принципу «здесь и сейчас»;
  • уважение друг к другу.

Упражнение «Геометрические фигуры»

Чтобы узнать немного больше о себе, выберите одну из имеющихся у меня геометрических фигур.

Тот, кто выбрал круг , хорошо умеет взаимодействовать с окружающими и строить отношения.

Выбравшие квадрат , как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру.

Любители треугольников обычно хорошо знают свои цели и умеют их достигать.

Участники, выбравшие спираль , как правило, творческие натуры, готовые предложить новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Вне зависимости от того, какую фигуру вы выбрали, каждый из вас уникален.

Цель: снятие напряжения и тревоги, налаживание контактов между членами группы.

Участники садятся в круг. Педагог — психолог дает первому игроку пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтобы способ передач его от игрока к игроку ни разу не повторился. Для тех, кто никак не может придумать оригинальный, еще не использованный в игре способ передачи стаканчика, команда придумывает смешные штрафные санкции. Все штрафы отрабатываются в конце игры.

Игра завершается, когда пройден полный круг, либо продолжается до тех пор, пока существуют оригинальные идеи.

В процессе тренинга развиваются коммуникативные способности.

Часто мимика, поза, жесты, физиологические реакции, манера сидеть, стоять, ходить невольно выражают внутреннее состояние, то есть невербальные проявления — важнейшие компоненты процесса коммуникации. Осознание собственного физического «Я» помогает лучше понять другого.

Упражнение «Рисунок на спине»

Участники делятся произвольно на две команды и строятся в две колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Психолог показывает какую-нибудь простую картинку последнему участнику. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине следующего члена команды. Задание — почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».

Оборудование: стенд для выставки, альбомные листы, цветные карандаши.

Обвести свою ладонь на бумаге карандашом. На каждом пальце написать свои достоинства, все хорошее, что знаете о себе. Сделать импровизированную выставку.

Упражнение «Ведро мусора»
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

Мне очень приятно сегодня с вами работать, я бы хотела, чтобы каждый из вас что-то сделал своему соседу, а может быть, и всем нам. Это может быть как воображаемый подарок, так и доброе, сердечное пожелание.

Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы пожелать Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплочёнными? Давайте напишем, что каждый из нас желает группе. Я, например, желаю вам оптимизма и взаимного доверия». Далее каждый из участников пишет на своем лучике пожелание. Участники сами прикалывают лучики к солнышку.

В завершение нашей работы я бы хотела всем вам подарить притчу.

Однажды старик сидел у входа в город. К нему подошёл юноша и спросил:

— Я ни разу здесь не был. Какие люди живут в этом городе?

Старик ответил ему вопросом:

— А какие люди были в том городе, из которого ты ушёл?

— Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда.

— Здесь ты встретишь таких же, — ответил ему старик.

Немного погодя другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос:

— Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?

Старик ответил тем же:

— Скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришёл?

— О, это были добрые, гостеприимные и благородные души. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться.

— Ты найдёшь таких же и здесь, — ответил старик.

Купец слышал оба диалога. И, как только путник отошёл, он обратился к старику с упрёком:

— Как ты можешь двум людям дать совершенно разные ответы на один и тот же вопрос?

— Сын мой, — ответил старик, — каждый носит свой мир в своём сердце. Тот, кто в прошлом не нашёл ничего хорошего в тех краях, откуда он пришёл, здесь и тем более не найдёт ничего. Напротив же, тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь найдёт верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся тем, что мы видим в них.

«Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мною разработана презентация на тему «Тренинг межполушарного взаимодействия», в которой представлены упражнения на развитие взаимодействия между левым и правым полушариями головного мозга.

Статья посвящена проблеме влияния социально-психологических факторов, в частности особенностей межличностного взаимодействия, на развитие предрасположенности подростков к компьютерной зависимо.

Классный час в 5 классе на тему: «Толерантность. Особенности межличностного взаимодействия.».

uml;«Межличностное взаимодействие в (широком смысле) – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт .

Читать еще:  Тренинг на тему мотивация

Формирование экологической культуры обучающихся через подготовку и проведение экологических праздников.

В связи с изменениями в социальной сфере актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизнедеятельности. Особого внимания в этом плане требуют лица с на.

Тренинг межличностных отношений «Что в имени тебе моем. » для обучающихся старших классов.

Игровой тренинг по межличностному общению

Цель: развивать умение самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, с помощью активного игрового взаимодействия совершенствовать коммуникативные навыки.

— развитие интереса к себе, формирование первичных навыков самоанализа;
— развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
— формирование умения говорить и думать о себе.

Сесть удобно, расслабиться.

  1. Вдохнуть глубже, зафиксировать вдох и выдохнуть (3 раза).
  2. Сжать руки в кулаки и расслабить (с каждым разом сильнее- 3 раза).
  3. Разжать пальцы в напряжении опустить руки вниз, стряхнуть (не на соседа)
  4. Поулыбаться как можно шире.
  5. Воздушный поцелуй вправо, влево, двумя руками.
  • Знакомство.

    Оборудование: карточки для оформления визиток, булавки, ручки, карандаши.

    Оформление визитки с тренинговым именем. Дети вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя друга или знакомого, литературного героя.

    Предоставляется полная свобода выбора. Тренинговое имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Эти визитки крепятся булавкой на груди так, чтобы все могли прочесть. В дальнейшем на всем протяжении занятий все будут обращаться друг к другу по этим именам.

    За пять минут выбрать имя, оформить визитку и подготовиться к взаимному представлению. Основная задача – подчеркнуть свою индивидуальность. Следует сказать о себе так, чтобы все участники сразу запомнили. Для этого все садятся рядом, образуя большой круг. По очереди, называя себя, объяснить, почему взяли именно данное имя на время тренинга. При этом необходимо подчеркнуть свои особенности (привычки, качества, умения, привязанности, и т.п.), которые действительно отличают Вас от окружающих, являются стержнем вашей индивидуальности.

    После окончания представлений вспомнить своеобразие друг друга. Для этого каждый участник по очереди называет индивидуальность сидящего, например, слева от него и т.д., пока каждый не сделает попытку вспомнить то, о чем говорил при знакомстве сидящий слева. Если кто-то затрудняется сделать это, пусть ему поможет любой желающий.

    Упражнение должно настроить участников на серьезное отношение к делу.

    Даже простейшее приветствие и знакомство могут дать многое для понимания человека.

    Нужно учиться запоминать полученную информацию проявляя внимания не только к внешности индивида, но к смыслу его слов. Основной принцип помогающий понять себя и других – это внимание к человеку.

    Человек живет в мире стереотипов. И это совсем неплохо! Они помогают ему экономить энергию для творчества и раздумий о смысле жизни Но они и мешают, обедняя нашу жизнь и отношения с близкими людьми. Например, как вы приветствуете друг друга при встрече? Кто готов рассказать и показать традиционные способы, приемы, манеру приветствия?

    Что вы при этом испытываете? Наверное, не очень много эмоций, так как это дело привычное Вы всегда так здороваетесь. Теперь давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Какие? Вы можете сами придумать их и показать всем. Кто хочет это сделать? Прошу. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия:

      1. Ладонями, но только их тыльной стороной.
      2. Стопами ног (внутренней частью, только очень легко, чтобы не было больно).
      3. Коленями (внутренней стороной колена левой ноги, слегка коснуться внутренней стороны колена правой ноги партнера).
      4. Плечами (правое плечо легонько прикасается к левому плечу партнера, а затем наоборот).
      5. Лбами (но очень осторожно, чтобы не повредить ни собственной головы, ни тем более головы партнера).

    Назовите ваши варианты. Мы готовы их попробовать. Следует установить контакты со всеми участниками тем или иным способом. Участники делятся друг с другом и со всей группой своими ощущениями.

    Участники разбиваются по парам и в течение одной минуты, один рассказывает о себе другому то, что желает. Через одну минуту дети меняются ролями.

    Следующий период игры заранее не обговаривается. Он заключается в том, что один участник из пары встает за спиной своего нового друга, кладет ему руки на плечи и рассказывает о нем от имени этого ребенка все, что запомнил. Затем дети меняются ролями. По окончании упражнения происходит обмен мнениями.

    Выбирается водящий, которому завязывают глаза шарфом и предлагают изучить своими руками руку одного из участников игры. После этого с него снимают повязку и водящий пытается найти “изученную” руку среди рук, протянутых всеми участниками.

    Оборудование: 2 шарфа.

    Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, другой – его Тенью. Человек делает любые движения, Тень – повторяет. Причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень действовала в том же ритме, что и Человек.

    Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения.

    Игра в четверках. Двое садятся напротив друг друга так, чтобы их колени соприкасались. Им завязывают глаза шарфами. Указательные пальцы правых рук – “Космические станции” — они вытягивают навстречу друг друга.

    Двое других стоят позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих начинает с помощью словесных команд управлять движениями правой руки сидящего перед ним.

    Цель – свести концы указательных пальцев своих партнеров.

      Ранжирование по качествам.

    а) Участники молча строятся в шеренгу по:

    цвету глаз
    цвету волос
    росту ( с закрытыми глазами)
    теплоте рук и т.д.

    Ведущему следует четко определять более яркие качества (слева, справа).

    б) Участник загадывает качества, говорит об этом психологу на ухо, а остальных выстраивает в зависимости от того качества и сам находит в себе место в этой шеренге. Остальные отгадывают это качество.

    Участники выбирают понравившуюся игрушку, берут ее в руки, рассматривают и пытаются “перевоплотиться” в нее. Через одну минуту рассказывают об этой игрушки от первого лица, о ее чувствах, мыслях, радостях, огорчениях.

    Один из участников выходит за дверь. Остальные выбирают кого-нибудь из оставшихся, которого водящий должен угадать по ассоциациям. Водящий входит и пытается угадать, кого именно загадали, задавая вопросы на ассоциации:

    — На какой цветок он похож?
    — На какой вкус?
    — На какую песню?
    — На какую книгу? И т.д.

    При этом водящий показывает, кто именно должен ему ответить. Он задает оговоренное заранее число вопросов (обычно 5), после чего должен назвать того, кого загадали. Если угадывает, то названный становится водящим. Если нет – уходит вновь. Если не угадает более двух раз – выбывает из игры.

    Когда легче было угадывать: когда отвечал тот, кого угадали, или кто-нибудь другой ? С чем это связано ?

    Различие между тем, какими мы представляемся самим себе, какими – другим людям.

      Листок за спиной.

    Оборудование: альбомные листы, булавки, ручки, музыкальное сопровождение.

    Каждому человеку интересно, что думают о нем другие люди, как чувствуют себя рядом с ним. Однако не всегда можно быть уверенным, что тебе в лицо скажут всю правду, приятную или неприятную. Это упражнение помогает преодолеть барьер: оно анонимно, однако происходит в контакте “глаза в глаза”.

    Возьмите большие листы. Эти листы вы прикрепите к себе на спину, и те, с кем вы здесь встретитесь, будут писать на них свои впечатления о вас: какой вы во взаимоотношениях с другими. Однако вы можете заранее выразить свои пожелания: если вы хотите, чтобы писали больше хорошего, в углах нарисуйте солнышко. Если для вас важно, чтобы писали о ваших недостатках, слабых сторонах, в углах нарисуйте кресты. А если вам интересно и то и другое, в углах нарисуйте вопросительные знаки.

    Все встают в общий круг и под музыку и голос водящего присматриваются друг к другу. Потом можно ходить и смотреть друг на друга, размышляя, к кому больше тянет. Кто здесь самый одинокий и почему ? С кем было бы трудно и почему ?

    По окончании все снимают большие листы, читают, что им написали.

    Потом делятся впечатлениями.

    Оборудование: листы бумаги, ручки, корзина для мусора.

    Зачем человеку мусорное ведро ? Зачем необходимо освобождаться от мусора ? Представьте жизнь без мусорного ведра. Так же с чувствами: накапливаются ненужные, бесполезные. Запишите на листочках чувства от которых хотите избавиться. “Я обижаюсь на …”, “Я злюсь на …”, “Я боюсь …”.

    Сверните листы в комочек, выбросите корзину.

      Релаксация. (Под музыку).

    “Представьте себя семенем дерева, которое созревает и в конце лета падает на землю. Оно постепенно уходит все дальше в почву и, наконец, находит свое место под этим необычным одеялом. Еще тепло, греет солнце. Но вот небо начинает хмуриться , все чаще идут дожди … наступает осень с дующими пронизывающими ветрами.

    Опадают последние листья с деревьев … Без них деревья стоят серые, голые, они спят. Так же спокойно спят семена в почве. Землю сковывает мороз, падает снег, бушует вьюга, а семена продолжают спать, им тепло. Идет время… Приближается весна. Солнышко пригревает все сильнее и сильнее. Тает снег, журчат ручьи.

    Вода пропитывает землю и будит семена от долгого сна. Сначала появляется корешок, затем росток, который медленно движется и тянется к поверхности земли.

    Проходит время… и вот уже стоит деревце, которое растет, крепнет. Его ветви – руки тянутся к свету, солнцу. Деревце прочно держится корнями за землю.

    Читать еще:  Фопель упражнения для тренинга

    Оно продолжает расти и теперь ему нестрашны ни дождь, ни ветер”.

      Мой портрет в лучах солнца.

    Оборудование: стенд для выставки, альбомные листы, цветные карандаши.

    Обвести свою ладонь на бумаге карандашом. На каждом пальце написать свои достоинства, все хорошее что ребенок знает о себе. Сделать импровизированную выставку, угадать: кому принадлежит рука.

    Каждый ребенок берет зажженную свечу по очереди и желает чего-то доброго участнику, стоящему слева.

    Тренинг межличностного взаимодействия

    Тренинг межличностного взаимодействия

    Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения.

    Антуан де Сент-Экзюпири

    «Единственная настоящая роскошь, — писал Антуан де Сент-Экзюпери, — это роскошь человеческого общения». Нам сегодня такая возможность предоставлена, и я надеюсь, что мы с пользой для себя проведём отведённое нам время.

    Упражнение «Имя и эпитет»

    Я попрошу участников нашего тренинга представиться остальным, назвав своё имя и подобрав по отношению к себе определение, которое будет начинаться с той же буквы, что и имя и позитивным образом характеризовать вас. (Например, Татьяна – творческая натура.)

    Спасибо, мне приятно, что сегодня здесь собрались удивительные, талантливые люди, знающие: чтобы реализовать в жизни заложенный природой потенциал, необходимо иметь высокую самооценку и уметь видеть свои сильные стороны.

    Упражнение «Геометрические фигуры»

    Чтобы узнать немного больше о себе, выберите одну из имеющихся у меня геометрических фигур.

    Тот, кто выбрал круг, хорошо умеет взаимодействовать с окружающими и строить отношения.

    Выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру.

    Любители треугольников обычно хорошо знают свои цели и умеют их достигать.

    Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, готовые предложить новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое.

    Вне зависимости от того, какую фигуру вы выбрали, каждый – настоящая звёздочка.

    Помните, у В. Маяковского:

    …если звезды зажигают – значит — это кому-нибудь нужно?

    Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами

    загоралась хоть одна звезда?!

    Каждому человеку хотя бы раз в жизни, а педагогам особенно, необходимо ощутить себя настоящей звездой.

    Упражнение «Возьми звёздочки»

    Я попрошу каждого из вас взять столько звёздочек, сколько он желает. А теперь мне хотелось бы, чтобы вы сообщили о себе столько фактов, сколько звёздочек вы взяли. Это могут быть интересные факты из вашего жизненного опыта, особые интересы, награды, памятные события, характеризующие вас как интересную личность.

    Да, каждый из нас уникален и неповторим. У каждого свои особенности, жизненный опыт, пристрастия. Совокупность этих факторов и создаёт неповторимую личность.

    А сейчас я попрошу вас удобно, насколько это возможно, расположиться на своих местах, закрыть глаза и представить себя цветком. На земле тысячи цветов — и у каждого свое назначение, свой характер, своя история, своя сказка. Представьте себя одним из этих цветов, прекрасным цветком — чудом красоты… Постарайтесь внимательно разглядеть каждый свой лепесток с прозрачными капельками росы, листья, стебель, а может быть, у кого-то есть и шипы… А теперь откройте глаза…

    Мне, конечно, очень бы хотелось, чтобы вы нарисовали свой цветок, но так как мы ограничены во времени, я попрошу вас выбрать из тех цветов, что я подготовила, один и прикрепить его к нашей поляне (листу ватмана на доске).

    Посмотрите, какой «прекрасный сад» у нас получился, постарайтесь запечатлеть эту картину в памяти, чтобы она поделилась с вами своей положительной энергией. И хотя здесь и много цветов, и все они разные, непохожие друг на друга, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам.

    Каждый из нас интересен по-своему, у каждого есть место, которое мы занимаем в многообразии этого мира, и всем нам без исключения, так же как и цветам, нужно солнце и внимание, ощущение себя частью этого прекрасного мира.

    Но, ощущая свою уникальность, не следует забывать о том, что рядом с нами не менее интересные люди, достойные нашего внимания. Теодор Драйзер, в частности, утверждал, что «богатство человека наполовину заключается в умении ладить с окружающими людьми». Но чтобы наше общение с ними состоялось и было эффективным, необходимо умение «видеть» их.

    Я предлагаю вам немного поиграть в ассоциации. В моём волшебном мешочке много самых разных предметов. Я попрошу вас, поочерёдно доставая по одному предмету, рассказать нам, каким человеком, по-вашему, мог бы быть этот предмет.

    Мне очень приятно сегодня с вами работать, и в конце нашего занятия я бы хотела, чтобы каждый из вас сделал своему соседу, а может быть, и всем нам подарок. Это может быть как воображаемый подарок, так и доброе, сердечное пожелание.

    Участники тренинга по очереди дарят своему соседу справа «воображаемый подарок». (Например, «я хотел бы подарить своему коллеге ларец, наполненный мудростью, чтобы в трудных ситуациях он всегда мог найти верное решение».)

    В завершение нашей работы я бы хотела всем вам подарить притчу.

    Однажды старик сидел у входа в город. К нему подошёл юноша и спросил:

    — Я ни разу здесь не был. Какие люди живут в этом городе?

    Старик ответил ему вопросом:

    — А какие люди были в том городе, из которого ты ушёл?

    — Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда.

    — Здесь ты встретишь таких же, — ответил ему старик.

    Немного погодя другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос:

    — Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?

    Старик ответил тем же:

    — Скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришёл?

    — О, это были добрые, гостеприимные и благородные души. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться.

    — Ты найдёшь таких же и здесь, — ответил старик.

    Купец слышал оба диалога. И, как только путник отошёл, он обратился к старику с упрёком:

    — Как ты можешь двум людям дать совершенно разные ответы на один и тот же вопрос?

    — Сын мой, — ответил старик, — каждый носит свой мир в своём сердце. Тот, кто в прошлом не нашёл ничего хорошего в тех краях, откуда он пришёл, здесь и тем более не найдёт ничего. Напротив же, тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь найдёт верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся тем, что мы видим в них.

    Тренинг межличностного общения

    Дата проведения: 17.12.12

    Контингент и возраст обучаемых : учащиеся 6-7 классов, 12-14 лет;

    Цель: развитие групповой сплоченности;

    Развивать эмпатию у участников процесса, умение общаться при помощи вербальных и невербальных средств общения, умение осуществлять рефлексию.

    Оборудование: листы бумаги формата А4, ручки.

    Знакомство: Здравствуйте, меня зовут Лэйсан, хотелось бы с вами поближе познакомиться, я учусь в педагогическом университете, на специального психолога,4 курс. Этот тренинг мы проведем вместе с вами, надеюсь на понимание. Давайте познакомимся(2 минуты).

    Я предлагаю вам поприветствовать друг друга пожатием рук. Но это будет не простое рукопожатие. Каждый из участников группы должен подойти по очереди ко всем остальным, скрестить свои руки (показываю), взять в них сложенные накрест руки партнера и во время рукопожатия сказать ему что- то приятное, комплимент или пожелание(5 минут).

    Может возникнуть нежелание рукопожатия с кем-то. В этом случае нужно сказать, что поприветствовать нужно всех участников команды. Если это не действенно, то предложить ребенку сделать это вместе. Если возникают проблемы при назывании комплиментов или пожеланий – показать пример.

    Упражнение «Рисунок на спине»:

    А сейчас мы с вами порисуем на спине. Нам необходимо построиться колонной, каждый участник при этом смотрит в спину своего товарища. Я сейчас нарисую картинку и спрячу, затем такой же рисунок я изображу пальцем на спине у того кто стоит последним в колонне. Ваша задача, постараться почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше, до самого первого. А первый затем воспроизведет этот рисунок на бумаге, в конце мы сравним этот рисунок с первоначальным вариантом. Итак, начали(15 минут).

    При непонимании задания – показать пример. Если возникают трудности с местоположением (кто, где, с кем стоять), то взять инициативу на себя и выстроить колонну на свое усмотрение.

    1.Что помогало понимать и передавать ощущение?

    2. Что чувствовали первые и последние стоящие в команде?

    3. Что мешало выполнить упражнение, с какими трудностями столкнулись?(7 минут)

    При затруднениях с ответом, попробовать переформулировать вопрос: 1. «Как ты понял и передал то, что ощутил?», 3. « Трудности при выполнении упражнения с чем они были связаны». А 2 вопрос можно задать лично обратившись по имени к первому и последнему участнику команды. При затруднениях, предлагать возможные варианты.

    Сейчас мы с вами поиграем. Вставайте в круг. Я буду змеей, а вы будите моим продолжением, тот к кому я подойду, становится моим хвостом, проползает подо мной и цепляется за пояс и так до последнего участника, пока хвост змеи не станет огромным(15 минут).

    В случае, если правило игры не поняты, показ примера.

    Сейчас мы поиграем с вами в игру похожую на испорченный телефон. Общаться можно только при помощи жестов не произнося слов, фразу записываем на листочке и показываем следующему вошедшему. Тот тоже записывает, как понял, показывает другому участнику и так до конца. Каждый раз фраза пишется заново, а предыдущая убирается. В конце, зачитываются фразы в обратном порядке, начиная с конца. Сейчас я попрошу вас выйти, один останется(15 минут).

    Читать еще:  Психологические тренинги для детей начальных классов

    В случае не соблюдения правил – употребление слов при показе, повторное объяснение правил игры и демонстрирования примера.

    Обратная связь, итоговое обсуждение: А теперь вспомните весь тренинг, подумайте и скажите, что больше всего понравилось, или не понравилось? Объясните почему? Как вы думаете, на что направлены упражнения, игры? Что сейчас чувствуете, какие эмоции преобладают? (10 минут)

    Тренинг межличностного взаимодействия

    Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 16:22, курсовая работа

    Краткое описание

    Предмет исследования –тренинг общения ,как условие формирования межличностных отношений сотрудников. Гипотеза : предполагается , что тренинг общения будет являться эффективным условием формирования межличностных отношений в коллективе ,если : — использовать элементы рефлексии -создавать атмосферу доверия и открытости -устанавливать обратную связь участников тренинга . Задачи: -На основе анализа психологической литературы ,рассмотреть подходы к проблеме межличностных отношений в коллективе. -Дать характеристику тренинга общения ,как условие формирование межличностных отношений сотрудников. -Разработать проект тренинга общения по формированию межличностных отношений сотрудников.

    Оглавление

    Введение…………………………………………………………………………2
    1.1Теоретическое исследование общения как межличностного взаимодействия………………………………………………………………….4
    1.2.Межличностные отношения в коллективе………………………………..8
    2.Тренинг для рабочего коллектива………………………………………….16
    Выводы………………………………………………………………………….38
    Список литературы…………………………………………………………….40

    Файлы: 1 файл

    KSRnnaaado.docx

    2.Тренинг для рабочего коллектива .

    Программа тренинга:улучшение эффективности межличностного взаимодействия, работников салона красоты. Салон красоты находится в г.Запорожье ,в Ленинском район, существует более 5 лет. Общая численность рабочего персонала около 12 мастеров. Количество обучающегося персонала-12 человек Регламент тренинга : Тренинг проводиться 2 дня :пятница и суббота,с 9 до 17,перерыв на обед 60 минут . Каждые полтора часа перерывы на кофе-паузы продолжительностью 15 минут. Тренинг проводит: Стрельникова В.,специалист по обучению персонала . Целевая аудитория: работники салона красоты. Цель тренинга: -создание благоприятного социально-психологического климата в группе -формирование навыков управления эмоциями -развитие экспрессивного поведения -усовершенствование адекватного восприятия других людей Задачи :

    -оптимизация эффективного межличностного взаимодействия

    -обучение навыкам управления эмоциями

    -усвоение навыков обратной связи

    -развитие умений высказывания и принятия обратной связи в общении

    -развитие умений невербального взаимодействия

    Тренинг дни по 8 часов

    Местом для проведения тренинга выбрали изолированное, просторное помещение, оснащённое звуковой аппаратурой, стульями так, чтобы все могли сесть в круг, и плоской поверхностью для рисования.

    Сумма за единицу

    1.Способы установления эффективной коммуникации

    1)Процесс общения (подготовка- контакт-результат)

    2)Установление отношений как основа эффективного делового общения

    3)Особенности взаимодействия с разными возрастными группами

    2.Навыки управления эмоциями

    1)Формирование доброжелательность и отсутствие враждебности к окружающему миру.

    2)Открытое и грамотное выражение своих чувств

    3)Понимание себя и мотивов своих эмоций и поступков

    3.Развитие экспрессивного поведения

    1)изучение выражения ( экспрессивного кода) как целостно-динамического явления

    2) Разкрытие особенностей межличностного и межгруппового восприятия.

    3) Выделение невербальных коммуникаций из общего потока движений человека и использующий для этих целей структурно-лингвистические критерии.

    4)Усовершенствование адекватного восприятия других людей .

    1)личность воспринимаемого человека, того, на кого мы смотрим и кого пытаемся понять 2) личность воспринимающего субъекта, того, кто смотрит и познает 3) ситуация, в которой происходит процесс познания и восприятия.

    1)Улучшение психологического климата в коллективе .

    2)Овладение навыками управления эмоциями.

    3)Знание навыков обратной связи.

    4)Усовершенствование адекватного восприятия других людей.

    Трениг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития,с применением :групповых лекций , упражнений в микрогруппе с использованием тренингов сенситивности и ассертивности.

    9:00- 9:15Вводная часть

    Цель : Представление тренера и участников, а также сбор ожиданий от тренинга и установление его правил.

    Я роздаю участникам бейджи на которых они пишут свои имена.Представляюсь сама : «Здравствуйте ,меня зовут Виталия Стрельникова,я работаю в тренинге первый раз.Тема нашего сегоднишнего тренинга улучшение эффективности межличностного взаимодействия в коллективе . Цели тренинга: -создание благоприятного социально-психологического климата в группе -формирование навыков управления эмоциями -развитие экспрессивного поведения -усовершенствование адекватного восприятия других людей».

    9:15-9:35Упражнение 1 Знакомство Цель занятия — знакомство участников группы, установление доверительных отношений, снижение уровня тревоги , запуск процесса самораскрытия. Ход работы:Все участники рассаживаются по кругу. Первый говорит: «Здравствуйте, меня зовут… «. Второй по цепочке произносит следующее: «Здравствуйте, меня зовут…. Я познакомился с…» — и называет имя первого. Третий называет свое имя, имя первого и второго. И так каждый участник по цепочке, пока все участники не назовут все свои имена.Участники завершили ознакомление. 9:35-9:40Обратная связь: «Легко ли вам было рассказывать о себе, что вы при этом чувствовали?Что вы чувствовали, когда слушали других? Что вы чувствовали, когда вас представлял ваш собеседник?».»

    9:40-9:55Правила работы в группе: Я говорю «Во время тренинга каждый из вас должен придерживаться определенных правил, таких как : 1)Называть друг друга только по имени либо так как хочет участник, чтобы его называли в группе. 2)Внимательно слушать собеседника, не перебивая его. 3)Придерживаться персонификации высказываний.

    4)Не скрывать свои эмоции как позитивные, так и негативные.

    5)Работать в режиме «здесь и теперь».

    6)Все, что говориться в группе, вне группы не обсуждается».

    9:55-10:00 Обратная связь:«Все согласны с правилами группы?»

    « Что вы ожидаете от этого тренинга?»

    10:00-10:15Мини-лекция . «Биологическая теория эмоции».

    Цель :показать участникам значения эмоций для жизни.

    Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые ‘чистые’ эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Врожденными являются далеко не все эмоционально — экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и аффективных отношений человека к чему-либо. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя » и направляя ее. 10:15-10:20 Обратная связь: «Как вы чувствовали себя во время лекции?» 10:20-10:40Упражнение 2 . «Упражнение с мячом» Цель занятия — развитие чувственного восприятия и навыков управления своими эмоциями. Ход работы :Одному из участников выдается мяч,необходимо перекидывая мяч другим участникам произносить название эмоций. Я записываю на доске названные участниками эмоции. Например: удивление, радость, боль, страх, ненависть, усталость, раздражение, злость, брезгливость, стыд, тревога, веселье, любовь, ревность. Далее говорю: « назовите эмоцию, которую каждый из участников чаще всего испытывает в своей жизни». Если участник называет негативную эмоцию, я прошу его назвать также положительною. 10:40-10:45Обратная связь :спрашиваю их «что больше всего вам понравилось в упражнении ,которое мы провели?»

    10:45-11:00Кофе-пауза 11:00-11:15Веселая разминка группы «Поменяемся местами…».

    Цель разминки :поспособствовать установлению дружеской атмосферы в группе. Ход работы: Стулья расставляются кругом, на один меньше, чем участников. Первый ведущий даёт команду сидящим на стульях: «Меняются местами те кто…», при этом он заканчивает фразу так, как посчитает нужным. Все, к кому относится сказанное, меняются местами, а ведущий в этот момент должен успеть занять любое свободное место. Участник, оставшийся без места и становится следующим ведущим. Я говорю: «Вот видите ,как много у всех нас общего ,все мы чем-то похожи.»

    11:15-11:20 Обратная связь: спрашиваю участников :«Какие эмоции вызвало у вас это упражнение ?»

    11:20-11:40 Упражнение 3 « Зеркало ». Цель занятия — развитие экспрессивного поведения, снятие эмоционального напряжения, развитие межличностного доверия путем вербальных и невербальных средств общения. Ход работы :я говорю: «Все мы любим смотреться в зеркало. Когда мы одни, мы позволяем себе кривляться, строить «рожицы» перед зеркалом. В одиночестве это легко. Попробуем это сделать здесь, в группе. Сейчас мы разобьемся на пары. Один из вас — это зеркало, другой — смотрящийся. В течение 3 минут, смотрящийся должен кривляться, изображать различные эмоции, двигаться перед зеркалом, а зеркало — в точности отображать увиденное. Каждый участник должен выступить в роли «смотрящегося» и в роли «зеркала»».

    11:40-11:45 Обратная связь : «Какие трудности возникали ,при проведении этого упражнения?» 11:45-12:00Упражнение 4 «Слепой и повадырь» Цель :Обогощение знаний об эмоциональной состоянии. Задачи :повышение групповой сплоченности ,научится снимать барьер на проявление чувст и эмоций Ход работы :я говорю «Группа делится на две команды – «поводырей» и «слепых». Задача «слепого» – закрыть глаза и найти в группе «поводыря». Для этого необходимо двигаться по помещению с закрытыми глазами в полной тишине. Первый, с кем столкнется «слепой», и станет его «поводырем». Главное – невербальное взаимодействие. 12:00-12:05 Обратная связь: «не было ли участникам страшно?уверенно ли вы себя чувствовали?насколько легко вы могли доверять друг другу ?на сколько принимали на себя ответственность за чужую безопасность?»

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector