Mos220.ru

Онлайн марафоны
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг лидерских качеств голосуй за меня

Тренинг «Я лидер»

Тренинг «Я лидер»

Цели тренинга:

1. Раскрытие личностного потенциала участников группы.

2. Формирование представлений о лидерстве, осознание и проявление своих сильных сторон.

Задачи тренинга:

1. Формирование взаимопонимания и чувства ответственности по отношению друг к другу.

2. Формирование навыков понимания друг друга.

3. Приобретение навыков принятия ответственности друг за друга.

4. Выявление и развитие представлений о лидерстве.

5. Приобретение навыков планирования деятельности и организации работы в команде.

Материалы и оборудование: ватман, карандаши, фломастеры, клей, журналы и газеты, свеча, ножницы, листы А4, карточки с ролями, бланки с тестами.

Время проведения: 1 час.

1. Упражнение «Аквариум»

Цель: формирование положительного благоприятного климата в группе.

Материалы: ватман, карандаши (фломастеры), клей, листы А4, ножницы.

Участникам группы раздаются листы, ножницы, фломастеры. В течение 15 — 20 минут они должны решить, рыбкой какой породы они будут на данном занятии, нарисовать, вырезать, раскрасить рыбку, написать на ней имя участника, породу рыбки.

На следующем этапе каждый из участников должен прикрепить свою рыбку на стену (лист ватмана), которая является образом аквариума. В какое место приклеить рыбку – каждый решает сам (кто-то поглубже, кто-то у поверхности), кто-то в водорослях, кто-то среди камней. Так же участники должны назвать своё имя и рассказать, что эта рыба ищет в аквариуме, как представляет своё существование среди других рыб.

Вопросы для обсуждения:

1.Легко ли вам было выполнять данное упражнение?

2.Возникали ли у вас затруднения при рассказе?

3.Какие чувства вы при этом испытывали?

2. Упражнение «Я рад тебя видеть…»

Цель: определение положительных сторон участников.

Каждый из участников обращается к своему соседу со словами: «Я рад тебя видеть, потому что…». Продолжить это высказывание нужно не внешними описаниями человека, а личностными качествами участников.

Вопросы для обсуждения:

1.Легко ли вам было выполнять упражнение?

2.Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?

3.Что вы испытывали, когда вам нужно было обратиться к другому человеку со словами «Я рад тебя видеть…»?

4.Легко ли вам было определить, почему вы рады видеть своего соседа?

5.Часто ли вам в жизни приходится говорить людям комплименты?

3. Упражнение «Лидерская удочка»

Цель: знакомство с участниками.

Материалы: таблица к упражнению.

Ты знаешь какой-нибудь фокус?

Ты можешь вспомнить 10 мультгероев?

У тебя много друзей?

Твоя семья состоит из 4 человек?

Ты летал на самолете?

Твое имя упоминалось в газете?

Ты обожаешь косметику?

Ты был на крыше своей школы?

Ты посещаешь какой-нибудь кружок?

Ты гордишься собой?

Ты боишься темноты?

Ты любишь математику?

У тебя русское имя?

Ты любишь быть первым?

Ты играешь в шахматы?

Ты любишь поп-музыку?

Ты любишь больше работать в группе, а не один?

Ты знаешь слова Российского гимна?

У тебя есть велосипед?

Ты мечтаешь побывать за границей?

Ты умеешь жарить картошку?

Ты разбивал стекло мячом7

У тебя есть родственники в городе?

Ты отдыхал в лагере?

Цель: выявление лидерских качеств.

Материалы: листы бумаги, маркеры, карандаши, газеты, журналы, ножницы, клей.

Цель: освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства.

В течение 10 минут необходимо подготовить коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах на тему «Лидер – это».

Вопросы для обсуждения:

1.Легко ли вам было выполнять данное упражнение?

2.Какие чувства вы испытывали, выполняя данное задание?

3.С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

4.Как вы считаете кто такой лидер?

Итак, лидер – это.

Вот несколько мнений, прозвучавших на одном из тренингов в ответ на вопрос: «Кто такой лидер, кого мы можем назвать лидером?»

Итак, лидер – это: прежде всего – доминантная личность; тот, за кем хочется идти;

-имеющий максимально большое влияние на окружение;

-человек, способный преобразовать ситуацию на пользу себе и другим;

-тот, чьи качества управленца, администратора, организатора проявлены в большей, чем у других, степени.

5. Тест «Лидер ли я?»

Инструкция к тесту: «Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голов».

1.Что для вас важнее в игре?

2.Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо.

Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3.Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?

4.Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

5.Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

6.В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?

7.Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

8.Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

9.Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

10.Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

Обработка и интерпретация результатов теста:

Подсчитать общее количество “А” и “B” ответов.

Высокий уровень лидерства — А = 7-10 баллов.

Средний уровень лидерства — А = 4-6 баллов.

Низкий уровень лидерства — А = 1-3 балла.

Преобладание ответов “B” свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.

Вопросы для обсуждения:

1.Довольны ли вы полученным результатом?

2.Узнали ли для себя что – то новое?

6. Упражнение – шутка «Тест с подтекстом»

Цель: поднять настроение в группе.

Участникам раздаются представленные ниже бланки теста и объявляется: «Сейчас мы проверим, насколько вы внимательны и готовы следовать инструкциям.

Вам необходимо быстро выполнить маленький тест.

В вашем распоряжении – всего три минуты.

Тест на внимательность

ФИО ______________________________________ Дата ____________

Инструкция: До того как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте и следуйте указаниям. Время на выполнение – три минуты.

1.Впишите в отведенном месте Вашу фамилию, имя и отчество и поставьте сегодняшнюю дату.

2.Впишите номер Вашего контактного телефона. Если у Вас его нет, то напишите номер 100.

3.Обведите этот номер.

4.Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.

5.Обведите этот знак треугольником.

6.Громко произнесите номер, который вы написали в пункте 2, так, чтобы всем было слышно.

7.Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении под номером 4.

8.В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручкой три маленькие дырочки.

9.Попробуйте посмотреть на мир сквозь эти дырочки.

10.Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.

11.Громко крикните: «Я почти закончил».

12.Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2.

Тренинг развития лидерских качеств

Марченко И. С.

педагог — психолог

Тренинг «Я лидер»

Цели тренинга:

1. Раскрытие личностного потенциала участников группы.

2. Формирование представлений о лидерстве, осознание и проявление своих сильных сторон.

Задачи тренинга:

1. Формирование взаимопонимания и чувства ответственности по отношению друг к другу.

2. Формирование навыков понимания друг друга.

3. Приобретение навыков принятия ответственности друг за друга.

4. Приобретение навыков планирования деятельности и организации работы в команде.

Материалы и оборудование: ватман, карандаши, фломастеры, клей, журналы и газеты, свеча, ножницы, листы А4, карточки с ролями, бланки с тестами.

Время проведения: 120 мин.

Ход занятия.

1. Упражнение «Аквариум»

Цель: формирование положительного благоприятного климата в группе.

Материалы: ватман, карандаши (фломастеры), клей, листы А4, ножницы.

Участникам группы раздаются листы, ножницы, фломастеры. В течение 15 — 20 минут они должны решить, рыбкой какой породы они будут на данном занятии, нарисовать, вырезать, раскрасить рыбку, написать на ней имя участника, породу рыбки.

На следующем этапе каждый из участников должен прикрепить свою рыбку на стену (лист ватмана), которая является образом аквариума. В какое место приклеить рыбку – каждый решает сам (кто-то поглубже, кто-то у поверхности), кто-то в водорослях, кто-то среди камней. Так же участники должны назвать своё имя и рассказать, что эта рыба ищет в аквариуме, как представляет своё существование среди других рыб.

4. «Лидер это – »

Цель: освоить активный стиль общения и развитие в группе отношения партнерства.
Задачи: потренироваться в определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств.

Материалы: листы бумаги, маркеры, карандаши, газеты, журналы, ножницы, клей.

Цель: освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства.

Время: 10 мин.

Ход упражнения:

В течение 10 минут необходимо подготовить коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах на тему «Лидер – это».

Представление работ. С вашей точки зрения лидер – это.. прежде всего – доминантная личность; тот, за кем хочется идти;

-имеющий максимально большое влияние на окружение;

-человек, способный преобразовать ситуацию на пользу себе и другим;

Читать еще:  100 разминок для тренинга

-тот, чьи качества управленца, администратора, организатора проявлены в большей, чем у других, степени.

5. Тест «Лидер ли я?»

Инструкция к тесту: «Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голов».

1.Что для вас важнее в конкурсах, соревнованиях?

А) Победа. Б) Развлечение.

2.Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо. Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3.Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?

4.Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

5.Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

6.В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?

7.Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

8.Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

9.Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

10.Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

Обработка и интерпретация результатов теста:

Подсчитать общее количество “А” и “B” ответов. Высокий уровень лидерства — А = 7-10 баллов.

Средний уровень лидерства — А = 4-6 баллов. Низкий уровень лидерства — А = 1-3 балла.

Преобладание ответов “B” свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.

Вопросы для обсуждения:

1.Довольны ли вы полученным результатом? 2.Узнали ли для себя что – то новое?

Упражнение «Ведущий телепередачи»

Цель: Развитие умения брать на себя ответственность.
Задачи: научиться планировать и реализовывать поставленные цели, работая в группе. Самораскрытие посредством творческой деятельности.

Сейчас мы с вами отправимся на необычную телестудию, где вы сможете попробовать себя в роли телеведущего и режиссера разных программ. Вы побываете на нескольких передачах. На каждую программу команде необходимо выбирать телеведущего. Остальные участвуют в разработке сценария и проведении данного мероприятия.

Время на подготовку (5 минут). Показ придуманных сюжетов (3 – 5 минут на каждую группу).
Первая передача «Новости»
Выбранному телеведущему нужно будет продумать и показать со всей своей группой сюжет новостей (сюжет может быть любым).
Вторая передача «Спорт»
Телеведущему нужно будет продумать и показать утреннюю разминку в течение 3 – 5 минут. Ведущий может быть сам в роли тренера группы, а может быть в роли комментатора. Разминка должна включать в себя не менее пяти различных упражнений, рассказать о режиме дня ученика — лицеиста.
Третья передача «Самый умный»
Например: В течение З минут вам необходимо подготовить интеллектуальную игру, викторину на выявление самого эрудированного учащегося класса.
Четвертая передача «Про животных»
Телеведущему нужно будет продумать и продемонстрировать собственные знания и предоставить информацию о жизни из мира животных.
Пятая передача «Культура»
Телеведущему нужно будет продумать и показать со всей своей группой сюжет на любую тему музыка. архитектура, живопись, поделиться новостями.
Рефлексия.

сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я понял, что…

теперь я могу…я приобрел…я научился…у меня получилось …

я смог…я попробую…меня удивило…урок дал мне для жизни…мне захотелось…

1.Что для вас важнее в конкурсах, соревнованиях?

А) Победа. Б) Развлечение.

2.Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо. Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3.Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?

4.Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

5.Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

6.В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?

7.Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

8.Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

9.Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

10.Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

1.Что для вас важнее в конкурсах, соревнованиях?

А) Победа. Б) Развлечение.

2.Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо. Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3.Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?

4.Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

5.Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

6.В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?

7.Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

8.Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

9.Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

10.Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

1.Что для вас важнее в конкурсах, соревнованиях?

А) Победа. Б) Развлечение.

2.Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо. Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3.Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?

4.Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

5.Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

6.В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?

7.Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

8.Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

9.Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

10.Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

Новости

Спорт

Культура, музыка, архитектура

«Самый умный»

В мире животных

Занятие с элементами тренинга на развитие лидерских качеств «Наш лидер»

Тимонова Елена Сергеевна
Занятие с элементами тренинга на развитие лидерских качеств «Наш лидер»

4. «Наш лидер».

Эта игра может быть использована как средство демократического выбора представителя в Совет творческого объединения, на представительное мероприятие, и т. д. Подобная игра может быть использована многократно в зависимости от целей представительства. Это позволяет «открыть» в группе много позитивных лидеров, которые смогут реализовывать свои способности в сфере своей компетенции. Подобная игра обогащает образ «Я» подростков, наполняя его обратной связью товарищей, которые, благодаря организованному рефлексивному пространству, не только констатируют наличие известных личности качеств, но и «открывают» в ней новые.

Цель: выбор лидера,соответствующего целям представительства:

-расширить у участников представлений о себе;

-научить презентации собственных лидерских качеств;

-развивать позитивную установку на партнера;

Количество участников: 6 – 24 человека.

Возраст участников: 12-14 лет.

Ход занятия.

— снятие эмоциональной напряженности;

-развитие способности в позитивной заинтересованности в партнере;

-расширение представлений о себе, о товарищах;

Основной этап: выбор представителя от группы.

— разработка комплекса личностных качеств, соответствующих лидеру-представителю;

развитие навыков группового обсуждения и активного слушанья;

Средства: — групповая проблемная работа;

ранжирование результатов групповой работы;

Ожидаемый результат: — выработка комплекса личностных качеств лидера- представителя от группы, позитивное отношение каждого к полученному перечню качеств;

— расширение образа «Я» участников;

развитие рефлексивного сознания;

— соотнесение своего представления о себе с идеальным образом лидера-представителя;

-развитие образа «Мы».

Средства: — самооценка и взаимооценка;

Ожидаемый результат: — единодушное согласие группы в выборе позитивного лидера по выработанным ранее личностным качествам;

готовность доверять решениям лидера и делегировать ему ответственность в рамках поставленной цели;

расширение понимания себя и других

развитие готовности к сотрудничеству.

Разминка. Упражнение «Чем мы похожи».

Процедура проведения: подростки сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой.Например: «Алёна, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители г. Мариинска, или мы одного роста и т. п.)». Алёна выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом, предлагая свой вариант сходства с собой. Игра продолжается до тех пор, пока все участники, группы не окажутся в кругу.

Процедура проведения: ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент.Например: «Кирилл, ты очень справедливый человек» или «Татьяна, у тебя очаровательная улыбка». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

Основной этап: выбор представителя от группы.

Группа делится на микрогруппы по 4-5 человек в каждой. В каждую микрогруппу раздаются листы и ручки.

Педагог предлагает каждой микрогруппе (путем обсуждения) записать 3 черты характера и 3 умения, которыми должен обладать человек, в наибольшей степени достойный быть представителем группы. Целесообразно заранее разделить листы, раздаваемые в микрогруппы,на две части: «Черты характера» и «Умения». На работу в микрогруппах отводится 10-12 минут.

Читать еще:  Как правильно пишется тренинг

Далее педагог предлагает представителю от каждой микрогруппы назвать выработанные в результате обсуждения черты характера и умения будущего лидера. Ведущий записывает их на доске, разделив отдельно в два столбца. В результате на доске, в среднем, фиксируется 10 черт характера и 10 умений, свойственных, по мнению группы, будущему лидеру.

Затем предлагает каждому участнику игры выбрать из полученного списка 3 черты характера и 3 умения, которые, по их мнению, в наибольшей степени соответствуют их представлению об идеальном представителе.

После этого педагог ранжирует выработанный группой список, используя следующий приём: просит поднять руки тем подросткам, которые выбрали первую по списку черту характера — и ставит на доске рядом с ней соответствующее количество голосов, затем — кто выбрал вторую черту — и рядом соответствующее количество голосов и т. д. В результате на доске рядом с каждой чертой характера и с каждым умением будет стоять число, характеризующее количество выборов.

Педагог при поддержке группы выбирает из списка 3 черты характера и 3 умения, набравших наибольшее количество голосов, а остальные — просто стирает с доски.

В заключение основного этапа, используя окончательно выделенные характеристики будущего представителя, синтезирует их в эмоционально окрашенный психологический портрет, обращая внимание при этом на то, что данный психологический портрет является идеалом именно для этой группы и для заданных целей.

Группа разбита на микрогруппы.Предлагается всем участникам игры записать в своих тетрадях следующую таблицу:

и умения избираемого лидера Самооценка

0-7 баллов Оценка других

В крайний левый столбец таблицы участники игры переписывают с доски составленный группой список 3 черт характера и 3 умений лидера-представителя.

Затем каждый подросток оценивает выраженность этих качеств у себя по 7-бальной шкале и записывает результаты во 2 столбец (самооценка). После этого в микрогруппе обсуждается и записывается в 3 столбец выраженность каждого качества у представителя микрогруппы с точки зрения товарищей (по 7-бальной шкале)— Оценка других.

Таким образом, заполняются второй и третий столбцы таблицы. Затем каждый участник суммирует общее число баллов по каждому качеству и умению и делит на 2, получая итоговое значение (4 столбец). По существу, итоговое значение по каждому качеству является средним арифметическим самооценки подростка, выраженной в баллах и оценки этого качества со стороны товарищей. Таким образом, заполняется четвертый итоговый столбец.

После того, как получены итоговые оценки по каждому качеству, участники суммируют их по вертикали. Обобщенный результат записывается в строке «Итого». Максимальное итоговое значение, демонстрирующее выраженность выбранных качеств, должно составлять 6*7 = 42 балла. Предлагается выйти к доске пятерым участникам, набравшим наибольшее число итоговых баллов. Педагог отмечает, что вышедшие участники объективно в максимальной степени соответствуют роли лидера — представителя (по баллам, однако, чтобы выбрать из них лучшего, им необходимо произвести положительное впечатление на окружающих, реально проявить выделенные группой качества. Для этого каждый претендент должен в течение одной минуты произнести речь, в которой он убеждает окружающих в том, почему следует выбрать именно его. После того, как речи всех кандидатов прослушаны, группа голосует за одного из них. Таким образом, группа выбирает своего лидера-представителя.

1. Айламазьян А. М.Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра. — М. : Владос-пресс, 2000.

2. Абрамова Г. С., Степанович В. А.Деловые игры: теория и организация.-Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

3. Алапьева В. Г. Методические рекомендации по организации учебнотехнических и деловых игр.-Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

4. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г.Организация дополнительного образования детей: Практикум Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

5. Кипнис М. Тренеруем умение вести за собой, быть лидером, «мотором» и вдохновителем. – М., 2009.

6. Рудякова О. Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками. – Волгоград, 2008.

7. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.

Круглый стол с элементами тренинга «Душевное общение с ребенком» Цель: просвещение родителей по вопросам гармонизации детско-родительских отношений. Задачи: A) Психологическое просвещение — дать родителям.

«Родительские установки и их влияние на формирование самооценки будущих первоклассников». Занятие с элементами тренинга Цель: Осознание участниками тренинга роли родительских установок в воспитании ребенка Игровое упражнение. Родителям на выбор предлагаются.

«Как помочь малышу стать самостоятельным». Занятие родительского клуба в форме круглого стола с элементами тренинга Цель: помочь родителям осознать важность возрастного периода от 2 до 3 лет для развития самостоятельности детей и их дальнейшей успешности.

Психологическое занятие с педагогами с элементами тренинга «Мы — дружная команда!» Тренинг проводился с целью построения эффективного командного взаимодействия, сплочения коллектива и раскрытия творческих способностей педагогов.

Сценарий семинара-практикума с элементами тренинга «Профилактика ЗОЖ» Цель семинара-практикума: формирование потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии (как залоге успешности в педагогической.

Семинар-практикум с элементами тренинга «Общение педагогов и родителей» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида.

Круглый стол с элементами тренинга «Я в ответе за свои поступки» Круглый стол с элементами тренинга на тему «Я в ответе за свои поступки» Цель: формирование ответственности за себя, свои действия. Задачи:.

Занятие для педагогов с элементами тренинга «Здоровые воспитатели — здоровые дети» Современная жизнь с её многочисленными трудностями как эмоционального, так и психологического характера, требует от человека любой профессии.

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Отпустите меня в Гималаи»: Как дожить до отпуска Цель: Снижение психоэмоционального напряжения педагогов. Ход мероприятия: Ритуал приветствия Игра «Круг друзей» Все поют: «Что мне снег,.

Занятие с элементами тренинга по профилактике курения Занятие с элементами тренинга по профилактике курения Цель: профилактика курения, формирования установки на здоровый образ жизни. Задачи:.

Тренинг лидерских качеств

Тренинг лидерских качеств «Голосуйте за меня» продолжает серию тренингов, начатых тренингами личностного роста и коммуника­тивных навыков. После этих занятий предла­гается поработать над развитием лидерских ка­честв. Желательно проводить тренинги имен­но в этой последовательности, но вполне воз­можно проведение занятий данного тренинга без предварительных тренингов личностного роста и коммуникативных умений. Этот тре­нинг более жесткий, требующий больших усилий со стороны участников, поэтому от­бор членов группы должен быть тщательным.

Описание разработок тренинга личност­ных качеств начнем со сравнения понятий «менеджер» и «лидер». Эти понятия не иден­тичны. Главное качество лидера — четкое ви­дение цели, которая другим представляется лишь в весьма туманных очертаний или не видится вовсе. Основное же качество менедже­ра, управляющего — эффективно, с наименьши­ми потерями реализовать увиденную лидером цель. Но это не означает, что лидер не может быть менеджером, то есть выполнять его фун­кции, так же как и менеджер вполне может со­вмещать свои основные функции с ролью ли­дера того коллектива, группы, которыми он руководит и ведет к поставленной цели.

В специальной литературе имеются раз­личные точки зрения на структуру личности • лидера. Это сложнейшее многомерное обра­зование, состоящее из различных, но взаимо­связанных элементов. Для удобства работы с этим понятием сгруппируем личностные ха­рактеристики лидера в шесть блоков:

• представления лидера о себе;

• потребности и мотивы, влияющие на пове­дение лидера;

• система важнейших убеждений;

• стиль принятия решений;

• стиль межличностных отношений;

• устойчивость к стрессу.

Остановимся еще на «Я — концепции» ли­дера, которая поможет организовать проведе­ние тренинговых занятий. Американские пси­хологи Д. Оффер и Ч. Строзаер включают в образ «Я» лидера шесть различных частей:

• Я — преодолевающее конфликты.

Физическое «Я»— это представления ли­дера о состоянии своего здоровья, физиче­ской силе и слабости. Лидер должен быть до­статочно здоровым, чтобы болезни или недо­могания не препятствовали его деятельности.

Семейное «Я»— это представления лидера о своих семейных отношениях и обязанно­стях, стиле отношений дома. У лидера должна быть опора в семье, чтобы он имел возмож­ность хотя бы некоторое время отдыхать и расслабляться в домашней обстановке.

Социальное «Я»— это представления ли­дера о своих способностях к совместной дея­тельности с другими людьми. Лидер должен уметь вести переговоры, стимулировать свое окружение, использовать навыки работы с различными группами и другими лидерами.

Психологическое «Я»— это представле­ния лидера о своем внутреннем мире, своих желаниях, страхах и т. д. Лидер должен пони­мать, что происходит с ним в те или иные мо­менты, в тех или иных ситуациях.

Сексуальное «Я»— это представления ли­дера о своих претензиях и возможностях в этой сфере. Лидер не должен иметь проблем, чтобы целиком отдаваться своему делу.

«Я», преодолевающее конфликты— это представления лидера о своей способности к творческому преодолению конфликтов и на­хождению новых решений для старых проб­лем. Лидер должен обладать достаточными знаниями и интеллектом, чтобы восприни­мать проблему, и быть достаточно самоуве­ренным, чтобы приняться за ее решение и пе­редать свою уверенность другим.

Читать еще:  Принципы социально психологического тренинга

Ориентируясь на эту структуру лидера, мы и разрабатывали занятия и упражнения дан­ного тренинга. В структуре каждого занятия есть возможность поработать с участниками сразу над несколькими характеристиками ли­дера. Любое занятие в определенной мере яв­ляется и диагностическим, т. е. участник с по­мощью ведущего и самостоятельно, используя предложенные тесты и другие методики, мо­жет проверить себя, свою готовность высту­пать в качестве лидера, увидеть и прочувство- ^ вать как свои слабые, так и сильные стороны, наметить и выполнить конкретную программу дальнейшего самосовершенствования в дан­ном направлении.

Разработки занятий специализированного тренинга лидерских качеств

Давыдова Алиса Юрьевна

«Голосуйте за меня»

Разработки занятий специализированного тренинга лидерских качеств

Хотите подчинить себе других, — начинайте с себя!

Л. Вовенарг, французский мыслитель

Описание разработок тренинга лидерских качеств начнем со сравнения понятий «менеджер» и «лидер». Эти понятия не идентичны. Главное качество лидера — четкое видение цели, которая другим представляется лишь в весьма туманных очертаниях или не видится вовсе. Основное же качество менеджера, управляющего — эффективно, с наименьшими потерями реализовать увиденную лидером цель.

В специальной литературе имеются различные точки зрения на структуру личности лидера. Это сложнейшее многомерное образование, состоящее из различных взаимосвязанных элементов. Для удобства работы с этим понятием сгруппируем личностные характеристики лидера в шесть блоков:

1. Представления лидера о себе;

2. Потребности и мотивы, влияющие на поведение лидера;

3. Система важнейших убеждений;

4. Стиль принятия решений;

5. Стиль межличностных отношений;

6. Устойчивость к стрессу.

Остановимся еще на образе «Я — концепции» лидера, которая поможет организовать проведение тренинговых занятий. Американские психологи Д.Оффер и Ч.Строзаер рассматривают образ Я лидера, состоящим из шести различных частей :

1. Я — физическое;

2. Я — сексуальное;

4. Я — социальное;

5. Я — психологическое;

6. Я — преодолевающее конфликты.

Физическое Я — это представление лидера о состоянии своего здоровья, физической силе и слабости. Лидер должен быть достаточно здоровым, чтобы болезни или недомогания не препятствовали его деятельности.

Сексуальное Я — это представления лидера о своих претензиях и возможностях в этой сфере. Лидер не должен иметь проблем, чтобы целиком отдаваться своему делу.

Семейное Я — это представления лидера о своих семейных отношениях и обязанностях, стиле отношений дома. У лидера должна быть опора в семье, чтобы он имел возможность хотя бы некоторое время отдыхать и расслабляться в домашней обстановке.

Социальное Я — это представления лидера о своих способностях к совместной деятельности с другими людьми. Лидер должен уметь вести переговоры, стимулировать свое окружение, использовать навыки работы с различными группами и другими лидерами.

Психологическое Я — это представления лидера о своем внутреннем мире, своих желаниях, страхах и т.д. Лидер должен понимать, что происходит с ним в те или иные моменты, в тех или иных ситуациях.

Преодолевающее конфликты Я — это представления лидера о своей способности к творческому преодолению конфликтов и нахождению новых решений для старых проблем. Лидер должен обладать достаточными знаниями и интеллектом, чтобы воспринимать проблему, и достаточно самоуверенным, чтобы приняться за ее решение и передать свою уверенность другим.

Ориентируясь на эту структуру лидера, мы и разрабатывали занятия данного тренинга. В структуре каждого занятия есть возможность поработать с участниками сразу над несколькими характеристиками лидера. Любое занятие в определенной мере является и диагностическим, т.е. участник с помощью ведущего и самостоятельно может проверить себя, свою готовность к лидерской деятельности, увидеть и прочувствовать как свои слабые, так и сильные стороны, наметить и выполнить конкретную программу дальнейшего самосовершенствования в данном направлений.

Человек рожден для великих дел, когда у него хватает сил победить себя самого.

Цель занятия — создать благоприятные условия для эффективного начала работы группы, взаимного представления участников. Для этого необходимо рассказать об основных правилах социально-психологического тренинга, разработать и принять правила данной группы. На этом занятии начинается освоение активного стиля общения, запускается процесс коррекции самооценки участников и самораскрытие членов группы, формулируются индивидуальные задачи членов группы на предстоящие занятия.

Рекомендации ведущему. Ваша основная задача на протяжении всего тренинга, а особенно на первых занятиях, создать условия, необходимые для активной самостоятельной работы каждого участника над собой. Вы должны помогать группе и каждому участнику в работе над собой. Для этого Вы:

1). Организуете обсуждение и принятие Правил работы группы, а затем четко следите за их выполнением на каждом занятии;

2). Объясняете цель проводимого упражнения, разъясняете инструкцию к очередному заданию, процедуре; отвечаете на возникающие вопросы участников, а затем контролируете ход упражнении и правильность их выполнения;

3). Передаете по очереди права ведущего участникам для самостоятельного проведения ими одного из упражнении. За время занятий каждый из них должен провести хотя бы по одному упражнению со всей группой. Такие упражнения обозначены значком (+);

4). Организуете совместное обсуждение и анализ ситуации во время очередного упражнения или этюда, давая возможность высказаться всем желающим, исходя из заданных целей и задач тренинга и конкретного занятия ;

5). Контролируете эмоциональное состояние всех участников и группы в целом и в случае необходимости оказываете психологическую поддержку;

6). Подводите итоги каждого занятия и объясняете домашнее задание.

Примерное содержание занятия

Способность концентрироваться является важнейшим качеством для лидера.

Н. Энкельманн, психолог

«В начале работы каждый из вас должен выступить перед всей группой с краткой автобиографией. Вам нужно буквально за 30 сек. рассказать о себе, выделяя самое важное, что вы считаете нужным. При этом имейте ввиду, что это ваше первая заявка — представление себя всей группе, от нее зависит очень многое, поэтому серьезно подумайте, о чем вы будете говорить : о том, где вы учитесь (учились), где живете, какой вы человек, а может быть сколько вам лет и какой рост ? Одним словом, думайте и запишите свою биографию, чтобы при выступлении не забыть. Кстати, не забудьте начать с фамилии и имени. На составление биографии отводится 5 минут. Затем мы соберемся в большой круг и вы по очереди выступите перед всей группой, рассказывая свою биографию. Задача — четко и ясно рассказать о себе и запомнить наиболее интересные моменты в биографиях друг друга.»

Рекомендации ведущему. После представления своих биографий участники оформляют визитку, где указывается тренинговое имя. Визитки крепятся булавкой (или значком) на груди так, чтобы все могли прочитать игровое имя. Участники обращаются в дальнейшем друг к другу по этим именам. Вам следует позаботиться о карточках для визиток.

Работу над своей автобиографией следует продолжить и на следующих занятиях, чтобы у участников была возможность постоянно размышлять над собой. Поэтому лучше собрать автобиографии участников, чтобы они не забыли их к следующему занятию.

Психологический комментарий. Это самое начало встречи, поэтому участники должны подумать над представлением себя. Причем именно такое начало, когда человеку приходится сделать краткий анализ своей жизни, помогает настроиться на большую и серьезную работу. Участники с первых минут тренинга понимают, что предстоит серия не просто увлекательных встреч, милых бесед или веселых игр, а тренинг (от слова тренировка) своих лидерских качеств. Кроме того, биографический подход охватывает все основные сферы, над которыми и предстоит работать участнику. Прежде всего при составлении биографии человек явно проявляет представление о себе, видно его самовосприятие как в социальном, так и в психологическом плане.

2. «Правила группы».

«После представлений мы ознакомимся с основными правилами социально-психологического тренинга, поговорим об особенностях этой формы работы. Затем мы должны выработать и принять правила работы нашей группы. Подчеркну, что в каждой тренинговой группе могут быть свои правила, но те, о которых будем говорить мы, должны лежать в основе нашей работы. Эти правила являются универсальными (См. тренинг «Привет, индивидуальность», раздел «Первое занятие», упр.2.)

Для нашей группы, которая сориентирована на тренировку лидерских качеств личности, существуют дополнительные правила, рассчитанные на специализированный тренинг. Мы их также должны обсудить и принять. Вы вправе внести изменения и дополнения, т.е. модифицировать их.

1. Конструктивность общения. Мы говорим только по делу, поэтому участникам тренинга запрещается разговаривать на посторонние темы, не имеющие непосредственного отношения к проводимому этюду или процедуре, а также задавать неконструктивные вопросы, отвлекающие от содержания занятия и снижающие его эффективность.

2. Состязательность. Мы настроены на победу, поэтому в ходе тренинга ведется постоянный учет результатов работы каждого участника и определяется лидер. Систему подсчета баллов устанавливает ведущий, за исключением тех случаев, когда он поручает это делать самой группе или отдельным участникам.

3. Самостоятельность в подведении итогов. Мы ответственные люди, поэтому участники самостоятельно подсчитывают сумму баллов за каждый этюд, каждое упражнение, определяют итоговую сумму полученных баллов, вычитая из нее штрафные баллы, и свое место в группе. Для этого на протяжении всего тренинга заполняется специальная ведомость учета результатов работы. Это позволяет в любой момент тренинга видеть свой результат. Пример заполнения ведомости.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector