Mos220.ru

Онлайн марафоны
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг как метод обучения

Тренинг как метод обучения

Робот извещает Вас о том, что у этой страницы на сайте нашлись похожие материалы. Посмотреть По материалам моих лекций

Понятие о тренинге

Тренинг (англ. training – обучение, тренировка, подготовка) – форма активного обучения, основу которой составляет выполнение комплекса упражнений, направленных на развитие умений и социальных установок. Конечно, в ходе тренинга участники приобретают и новые знания, но это не теоретические знания в «чистом» виде, они обязательно связаны с практикой их использования.

Тренинг как особая форма обучения сформировался в начале XX в. В частности в 1912 году в США автор популярных книг по психологии Дейл Карнеги организовал свой тренинговый центр «Dale Carnegie Training», в котором стали проводиться тренинги по развитию уверенности в себе, формированию навыков общения, делового взаимодействия с людьми, публичного выступления. Выдающийся психолог Курт Левин установил, что общение, организованное в ходе совместного выполнения специально подобранных упражнений, становится наиболее эффективным при анализе участниками собственных переживаний в группе. Вместе со своими коллегами во второй половине 1940-х гг. он стал использовать занятия с тренинговыми группами (Т-группами) для развития у участников навыков общения. Успешный опыт К. Левина и его учеников способствовал открытию в США Национальной лаборатории тренинга.

В 1950-е – 1970-е гг. тренинг развивается как форма развития социально-психологических умений, способности личности взаимодействовать с окружающими людьми. Контингент участников тренинга состоял из представителей тех профессий, которые ориентированы на работу с людьми: педагогов, менеджеров, консультантов и т.п. В настоящее время тренинг получил широкое распространение, выйдя за рамки практической психологии и подготовки специалистов. Он используется педагогами и психологами в работе с детьми и подростками, находит применение в общем и профессиональном образовании, в воспитании и развитии личности, в коррекционно-педагогической работе.

Виды тренинга

Тренинги, используемые в наше время, весьма разнообразны по форме, задачам и целевой аудитории. В сети Интернет есть довольно много специализированных ресурсов по тренингам, особенно в области бизнеса, менеджмента. Пример такого онлайн-ресурса — страница, посвящённая искусству переговоров в предпринимательской деятельности.

Сегодня среди видов тренинга выделяются…

Социально-психологический тренинг – вид тренинга, который был разработан в 1970-е гг. под руководством немецкого психолога М. Форверга и явился логическим продолжением исследований тренинговых групп К. Левина и К. Роджерса. Цель социально-психологического тренинга состоит в развитии умений и навыков социального взаимодействия.

Психотерапевтический тренинг – тренинг, проводимый для изменения в сознании участников, для коррекции их поведения, для улучшения отношений в группе.

Обучающий («навыковый») тренинг, направленный на выработку навыков: учебных и профессиональных; физических (силовых) и умственных; социальных; специальных (например: навыков закаливания организма; психологической саморегуляции; выживания в сложной ситуации и т.д.).

Бизнес-тренинг, проводимый для повышения эффективности управления и производственной деятельности.

Аутотренинг – тренинг, который человек «проводит сам с собой», выполняя определённые упражнения, помогающие расслабиться или сосредоточиться, преодолеть усталость и болезненные ощущения, избавиться от негативного отношения к другому человеку, развить в себе полезные качества.

Тренинг личностного роста, направленный на личностное развитие. Выполняемые упражнения помогают человеку избавиться от недостатков и развить в себе полезные качества личности. Может проводиться как с группой, так и индивидуально, как под руководством тренера, так и самостоятельно.

Тренинг общения – часто встречающееся название вида тренингов, используемого в воспитательной работе с подростками. Как следует из названия, для этого тренинга подбираются упражнение на развитие коммуникативных умений, а содержанием деятельности является общение в тренинговой группе. Для организации общения моделируются разнообразные ситуации, используются элементы игры и драматизации. Подсказка робота: со статьёй «Тренинг как форма активного обучения» тематически связаны:

  • Модели пассивного, активного и интерактивного обучения
  • Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках литературы посредством интерактивного обучения
  • Отгадай (Упражнение на способы передачи информации)
  • Плюсы и минусы (Упражнение на целеполагание и преодоление проблем)
  • Через три года (Упражнение на целеполагание)

Для ссылки:
Сидоров С.В. Тренинг как форма активного обучения [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/1/trening_kak_forma_aktivnogo_obuchenija/14-1-0-387 (дата обращения: 14.04.2020).

Тренинг как метод обучения

Мозговой С. Г., Казакова А. И., Кирова Н. Ю., Канунникова А. П.

ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Дальневосточный Федеральный университет, филиал в г. Арсеньеве

В данном докладе рассматривается сущность, виды, функции такого активного метода обучения как тренинг. Проводится анализ сильных и слабых сторон данного метода. А также обосновывается эффективность применения тренинговых занятий для обучения студентов ВУЗов.

Ключевые слова: активные методы обучения, тренинг, студент, цель.

This report reviews the nature, types and functions of training. We analyze the strong and weak aspects of this method. It also substantiates the effectiveness of training sessions to teach students at the universities.

Key words: active learning methods, training, student, goal.

Современный процесс обучения невозможно представить без методов, обеспечивающих максимальную активизацию творческого потенциала учащихся — активных методов обучения. Активные методы обучения — система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала [1]. Среди множества методов активного обучения выделим тренинг. Согласно распространенному определению, тренинг представляет собой групповое занятие психологической направленности под руководством опытного ведущего-психолога, направленное на развитие необходимых знаний, умений, навыков человека, а также лучшее понимание себя и других [2].

Тренинг – это один из ведущих активных методов обучения, поскольку выполняет целый ряд задач, таких как анализ ситуаций, получение новых знаний и мгновенное применение их на практике, развитие творческого потенциала и умение работать в группе.

Целевая аудитория тренинга разнообразна и включает в себя бизнесменов, программистов, домохозяек, студентов, продавцов, учителей, пенсионеров. Здесь нет профессиональных и возрастных ограничений [3].

История тренингов начинается в конце 60-х годов прошлого века. Тренинг «Динамика Разума» был создан в Техасе, США, Александром Эвереттом для подготовки кадров внутренней и внешней разведки. Идеи и технологии этого автора стали прототипами многочисленных тренингов во всем мире. В нашей стране такие программы появились еще в 90-е годы. Изначально их вели американцы, затем воспитанные ими российские тренеры организовали собственные тренинг-центры [там же].

Существует особая классификация методов работы на тренинге:

— кейс (проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения);

— деловые игры (имитация профессиональной деятельности);

— ролевые игры (исполнение определенных ролей с целью проработки определенной ситуации);

— групповые дискуссии (совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации);

— мозговой штурм (высказывание как можно большего числа идей по поводу проблемной ситуации и выбор лучшего) [4].

Тренинг имеет большой позитивный потенциал. Положительными составляющими тренингов являются:

— создание таких ситуаций, в которых человек может на новом уровне осознать, что происходит с ним в реальной жизни;

— развитие человеком жизненного, творческого и духовного потенциала не задействованного ранее;

— проведение тренингов в схеме марафона – то есть процесс не растягивается на месяцы и годы, а проходит оперативно за несколько дней;

— меньшая стоимость по сравнению с индивидуальной психотерапией;

— прочный научный фундамент [5].

Будучи прикладной технологией, позволяющей применять на практике достижения многих наук о человеке, тренинг вобрал в себя лучшее, что есть в философии, психологии, социологии [3]. Однако существуют некоторые ограничения по прохождению тренингов:

-тренинги противопоказаны в случае диагностированных врачом депрессий, неврозов, тревожных состояний;

— тренинг — это групповое занятие, поэтому если есть желание подробного вникания в личные проблемы, то лучше обратиться к психоаналитику [5].

Существует также миф относительно тренингов: опасность «подсесть» из-за желания вновь и вновь переживать фонтан положительных эмоций, которые дает курс [там же]. Однако нельзя впасть в зависимость от обучения, от приобретения новых знаний и навыков.

Уникальность тренинга состоит в том, что никто не говорит Вам, как следует улучшить свою жизнь. Участники сами обнаруживают возможности видеть себя и жизнь вокруг иначе. Главная задача тренинга — создать обстановку, в которой человек, нацеленный изменить свою жизнь, начнет делать это немедленно [3]. Здесь обозначаются цели и формулируются способы их достижения. Многочисленные упражнения позволяют запомнить позитивную информацию и применить ее в повседневной жизни.

Читать еще:  Социально психологический тренинг принципы

В настоящее время тренинги широко применяются как дополнительная форма обучения студентов. В эпоху информационного общества молодому человеку для построения успешной карьеры необходимо обладать не только строго профессиональными знаниями и навыками, но и умением эффективной коммуникации, способностью постоянно обучаться и наличием разнообразных жизненных интересов. Весь этот комплекс и обеспечивают тренинговые занятия. К тому же они способствуют развитию лидерских качеств, что также немаловажно для студента.

Молодость — особый возраст, когда, с одной стороны, планы просто колоссальные, а с другой стороны, — уже присутствует некоторое сомнение в том, что планы эти реализуемы в принципе [6]. Чтобы исключить сомнения по поводу устройства будущей жизни и не потеряться в многочисленных возможностях после окончания обучения в ВУЗе необходимо начать строить свое завтра уже сегодня. Человек может сделать свое будущее таким, каким хочет его видеть.

Обозревая собственное прошлое и выстраивая жизненную стратегию будущего, уместно сформулировать элементарную тренинг-модель.

Прежде всего, надо ответить себе честно на три вопроса:

Если ответы вызывают чувства, далекие от уверенности и спокойствия, то сейчас самое время определить, что же Вы знаете о своей личностной силе и как Вы умеете ее применять, потому что способность противостоять неопределенности и непредсказуемости жизни не дается от рождения, а успешно тренируется [6]. Только определив свою цель, Вы сможете ее достигнуть.

Но этому не учат в школе и особо не учат в ВУЗе, этим вряд ли в полной мере могут поделиться с нами родители, именно поэтому каждый год огромное количество молодых людей оказывается в состоянии «лишних на празднике жизни». Исходя из вышесказанного, можно заключить, что тренинг является объективным решением данных проблем.

Эффективность применения тренингов в сфере обучения студентов можно обосновать следующими фактами:

— в процессе активного, увлекательного сотворчества членов группы и тренера гораздо проще усвоить необходимый материал;

— студенты за несколько дней получают возможность не просто освоить огромный объем новой информации, но и научиться ей пользоваться;

— тренинг, в отличие от академических лекций, нацелен не столько на овладение новыми знаниями, сколько на создание нового. Нового восприятия привычных вещей, нового взгляда на мир и себя в этом мире, нового отношения к обстоятельствам, опыту, ценностям, результатам и лидерству.

Тренинг – эффективный способ обучения, посредством которого студент усваивает новые понятия и получает возможности их практического применения. В процессе тренинга создаются ситуации, в которых студент действует и переживает, находясь чаще в дискомфортных для себя условиях. Но если есть желание получить максимальный результат, то нужно будет пройти через этот дискомфорт. В заключении хотелось бы отметить, что тренинг — не панацея от всех бед, а только лишь стимул.

1. Вернер Л. Г. Применение активных методов работы на уроках в начальной школе http://pedsovet.su/load/145-1-0-4578;

3. О тренингах. Интернет-ресурс тренинг – центра «Планета лидеров» http://planetalider.ru/history/;

4. Белая О. Методы психологического тренинга http://propsiholog.ru/node/485;

5. Городков Б. Компьютерные решения № 92 2007.;

Тренинг как метод обучения и инструмент дополнительного образования

«Человеку может повезти с генами, но все равно нужно постоянно учиться и прокачиваться. Везение с генами — это как рояль Steinway, доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нем все равно нужно учиться». Т. Черниговская

Тренинг — термин из английского языка (от англ. — train, training) и имеет ряд значений: воспитание, обучение (на практических занятиях или в приближенных к реальным условиях), подготовка, тренировка, дрессировка. Точного эквивалента в русском языке нет.
В значении «тренировка» тренинг, конечно же, не является каким-то новым изобретением. Однако в качестве метода обучения для взрослых в современном виде тренинг появился относительно недавно. В любом случае, так или иначе, на тренинге мы учимся и тренируемся.
Существует много определений и видов тренингов, и применяются они в разных сферах деятельности: в бизнесе, в социальной сфере, в образовании, в психотерапии. Это и бизнес-тренинги; и личностные тренинги: психологические и эзотерические; и тренинги развития личности; психотерапевтические тренинги; тренинги состояний; исследовательские тренинги; трансформационные тренинги.
Общее в них то, что на тренингах можно изменить некие настройки и программы, модели управления своим поведением и деятельностью, развить уже существующие навыки – профессиональные и личностные, — расширить их диапазон.
Бизнес-тренинги, как метод повышения профессиональной компетентности и отработки эффективных профессиональных навыков, как инструмент развития персонала, стали неотъемлемой частью современной деловой культуры.
При этом, точно также как профессиональные навыки, можно совершенствовать и развивать личностные качества и социальные навыки, так называемые soft skills («софтскилз», англ. soft skills – «мягкие навыки» или «гибкие навыки»). Они важны и в работе, и в жизни, и позволяют быть эффективным и успешным независимо от специфики профессиональной деятельности или конкретной специальности.
К их числу относят: умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, умение слушать, умение договариваться, работу в команде, личностное развитие, управление временем, креативность и т.п.
Кроме того, что большинство тренинговых программ и семинаров или курсов опираются на навыки из ряда soft skills, тренинг также является наилучшим средством освоения этих навыков.

Огромный процент того, что мы делаем, мы делаем бессознательно. Ведь те программы, которые наш мозг скачивает и устанавливает в себя всю жизнь, через некоторое время становятся «компьютерным железом» и действуют по умолчанию.


А тренинг кроме всего прочего может помочь распознать свои жизненные стратегии, бессознательные программы поведения; перевести некоторые неосознанные компетенции в область осознанных; преодолеть недоверие к себе; задуматься о своей жизни, миссии, возможностях, потребностях, истинных желаниях.
В ходе тренингов, связанных с личным развитием и эффективностью, нарабатывается практика работы над собой, появляются инструменты перевода проблемы в задачу, использование авторской позиции, появляется возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть свои привычные стратегии и научиться произвольно и преднамеренно их изменять, растёт коммуникативная компетентность, появляется импульс к дальнейшему развитию, становится понятнее собственная мотивация, проясняются истинные цели.
Там можно научиться ставить цели так, чтобы выполнять их – хотелось; научиться находить решения и осознанно брать ответственность; управлять своими эмоциями; научиться способности посмотреть на ситуацию не своими глазами, а глазами другого человека. Такая способность является основой коммуникации, обучения, сопереживания и даёт поведенческое преимущество.
Из книг, статей, лекций можно получить информацию или знания. Однако умение или навык сформировать таким способом не получится. Факт присутствия знания не означает его принятия или подкрепления действием – присвоения. Таким вещам имеет смысл учиться на практике. Поэтому эффективность обучения зависит от самого ученика и возрастает, когда он из наблюдателя превращается в активного участника процесса.
Проще говоря тренинг не решает проблемы, а даёт инструменты для их решения, а также выступает в качестве «тренажера», на котором в безопасной обстановке осваиваются новые поведенческие знания и умения.

Таким образом, тренинг можно считать особой формой или методом обучения, который опирается не на знание в результате получения информации, а на реальное знание, основанное на возможности пережить на собственном опыте то, о чем говорит, например, лекция или учебник.
Необходимо помнить, что для закрепления новых привычек в реальной жизни необходимо их внутреннее принятие, присвоение и, конечно, время. Поэтому зачастую тренинговые программы состоят из нескольких блоков, разных по длительности. При этом в линейке тренингов обычно есть основной базовый курс, дающий основные инструменты для дальнейшего самостоятельного применения, но без которого не освоить следующие ступени, так же как в любой другой учебной программе.

В основе любого тренинга лежат методы практической психологии, групповое взаимодействие, обратная связь, практические упражнения и игры.
Задача тренера заключается в том, чтобы дать участникам возможность сделать свои собственные открытия и попробовать новые практические инструменты для произвольного овладения и управления собственным поведением, чтобы потом самостоятельно применять их в реальной жизни. Ведь именно тогда происходят настоящие изменения.

Когда ты найдёшь то, что полюбишь по-настоящему, ты сам удивишься, сколько всего ты сможешь. Можешь ты или не можешь — это всегда тебе решать. Из к/ф «Легенда 17

ü Если вы чувствуете, что не используете все свои возможности и ресурсы; не реализуете весь потенциал; остановились и не находите новых целей;
ü если у вас есть запрос расширить картину мира и стремление к наполненной, осмысленной, внутренне более свободной жизни;
ü если вы хотите научиться лучше понимать людей и себя, видеть связи событий и явлений, свою внутреннюю мотивацию; научиться прощать и принимать (в том числе и себя), добровольно брать на себя ответственность и осознанно делать выбор;
ü если вы хотите найти именно свои цели и место, выработать привычку жить осмысленно, то возможно вам имеет смысл идти на тренинг повышения личной эффективности.

Читать еще:  Средства и методы психорегуляции и психотренинга

Важно понимать, что такая работа над собой не необходимость, а вопрос личного выбора. И никто кроме вас эту внутреннюю работу не сделает.

***
Так, резюмируя, можно сказать, что тренинг – это метод обучения, который, в отличие от традиционных методов получения знаний, приводит также к практическому освоению нового или изменению старого поведения, приобретению новых более совершенных поведенческих навыков для профессионального и личного развития.
Реальное знание — это знание, полученное в результате собственного опыта, а не информации. При этом полученный опыт остаётся как возможность, право, разрешение произвольно применять (или не применять) освоенные инструменты и произвольно, преднамеренно и целенаправленно изменяться и развиваться.
Эффективность такого обучения зависит от активности принимающего участие в тренинге, и возрастает, когда ученик из пассивного наблюдателя превращается в активного участника процесса.
Настоящие перемены или трансформация происходят тогда, когда изменённые элементы поведения внутренне приняты и присвоены человеком и, следовательно, становятся произвольными и осознанными.
Вопрос повышения личной эффективности и развития – вопрос личного выбора. Это интереснейшая внутренняя работа над собой, приносящая изменения и на внешнем плане.

Тренинг как метод обучения и инструмент дополнительного образования

«Человеку может повезти с генами, но всё равно нужно постоянно учиться и прокачиваться. Везение с генами — это как рояль Steinway, доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нём всё равно нужно учиться». Т. Черниговская.

Тренинг — термин из английского языка (от англ. — train, training) и имеет ряд значений: воспитание, обучение (на практических занятиях или в приближённых к реальным условиях), подготовка, тренировка, дрессировка. Точного эквивалента в русском языке нет.

В значении «тренировка» тренинг, конечно же, не является каким-то новым изобретением. Однако в качестве метода обучения для взрослых в современном виде тренинг появился относительно недавно. В любом случае, так или иначе, на тренинге мы учимся и тренируемся.

Существует много определений и видов тренингов, и применяются они в разных сферах деятельности: в бизнесе, в социальной сфере, в образовании, в психотерапии. Это и бизнес-тренинги; и личностные тренинги: психологические и эзотерические; и тренинги развития личности; психотерапевтические тренинги; тренинги состояний; исследовательские тренинги; трансформационные тренинги.

Общее в них то, что на тренингах можно изменить некие настройки и программы, модели управления своим поведением и деятельностью, развить уже существующие навыки — профессиональные и личностные — расширить их диапазон.

Бизнес-тренинги, как метод повышения профессиональной компетентности и отработки эффективных профессиональных навыков, как инструмент развития персонала, стали неотъемлемой частью современной деловой культуры.

При этом точно также как профессиональные навыки можно совершенствовать и развивать личностные качества и социальные навыки, так называемые soft skills («софтскилз», англ. soft skills — «мягкие навыки» или «гибкие навыки»). Они важны и в работе, и в жизни, и позволяют быть эффективным и успешным независимо от специфики профессиональной деятельности или конкретной специальности.

К их числу относят: умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, умение слушать, умение договариваться, работу в команде, личностное развитие, управление временем, креативность и т.п.

Кроме того, что большинство тренинговых программ и семинаров или курсов опираются на навыки из ряда soft skills, тренинг также является наилучшим средством освоения этих навыков.

Огромный процент того, что мы делаем, мы делаем бессознательно. Ведь те программы, которые наш мозг скачивает и устанавливает в себя всю жизнь, через некоторое время становятся «компьютерным железом» и действуют по умолчанию.

А тренинг, кроме всего прочего, может помочь распознать свои жизненные стратегии, бессознательные программы поведения; перевести некоторые неосознанные компетенции в область осознанных; преодолеть недоверие к себе; задуматься о своей жизни, миссии, возможностях, потребностях, истинных желаниях.

В ходе тренингов, связанных с личным развитием и эффективностью, нарабатывается практика работы над собой, появляются инструменты перевода проблемы в задачу, использование авторской позиции, появляется возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть свои привычные стратегии и научиться произвольно и преднамеренно их изменять, растёт коммуникативная компетентность, появляется импульс к дальнейшему развитию, становится понятнее собственная мотивация, проясняются истинные цели.

Там можно научиться ставить цели так, чтобы выполнять их — хотелось; научиться находить решения и осознанно брать ответственность; управлять своими эмоциями; научиться способности посмотреть на ситуацию не своими глазами, а глазами другого человека. Такая способность является основой коммуникации, обучения, сопереживания и даёт поведенческое преимущество.

Из книг, статей, лекций можно получить информацию или знания. Однако умение или навык сформировать таким способом не получится. Факт присутствия знания не означает его принятия или подкрепления действием — присвоения. Таким вещам имеет смысл учиться на практике. Поэтому эффективность обучения зависит от самого ученика и возрастает, когда он из наблюдателя превращается в активного участника процесса.

Проще говоря, тренинг не решает проблемы, а даёт инструменты для их решения, а также выступает в качестве «тренажёра», на котором в безопасной обстановке осваиваются новые поведенческие знания и умения.

Таким образом, тренинг можно считать особой формой или методом обучения, который опирается не на знание в результате получения информации, а на реальное знание, основанное на возможности пережить на собственном опыте то, о чём говорит, например, лекция или учебник.

Необходимо помнить, что для закрепления новых привычек в реальной жизни необходимо их внутреннее принятие, присвоение и, конечно, время. Поэтому зачастую тренинговые программы состоят из нескольких блоков, разных по длительности. При этом в линейке тренингов обычно есть основной базовый курс, дающий основные инструменты для дальнейшего самостоятельного применения, но без которого не освоить следующие ступени, так же как в любой другой учебной программе.

Методы

В основе любого тренинга лежат методы практической психологии, групповое взаимодействие, обратная связь, практические упражнения и игры.

Задача тренера заключается в том, чтобы дать участникам возможность сделать свои собственные открытия и попробовать новые практические инструменты для произвольного овладения и управления собственным поведением, чтобы потом самостоятельно применять их в реальной жизни. Ведь именно тогда происходят настоящие изменения.

Кому это нужно

«Когда ты найдёшь то, что полюбишь по-настоящему, ты сам удивишься, сколько всего ты сможешь. Можешь ты или не можешь — это всегда тебе решать». Из к/ф «Легенда 17».

  • Если вы чувствуете, что не используете все свои возможности и ресурсы; не реализуете весь потенциал; остановились и не находите новых целей;
  • если у вас есть запрос расширить картину мира и стремление к наполненной, осмысленной, внутренне более свободной жизни;
  • если вы хотите научиться лучше понимать людей и себя, видеть связи событий и явлений, свою внутреннюю мотивацию; научиться прощать и принимать (в том числе и себя), добровольно брать на себя ответственность и осознанно делать выбор;
  • если вы хотите найти именно свои цели и место, выработать привычку жить осмысленно, то возможно вам имеет смысл идти на тренинг повышения личной эффективности.

Важно понимать, что такая работа над собой не необходимость, а вопрос личного выбора. И никто кроме вас эту внутреннюю работу не сделает.

Так, резюмируя, можно сказать, что тренинг — это метод обучения, который, в отличие от традиционных методов получения знаний, приводит также к практическому освоению нового или изменению старого поведения, приобретению новых более совершенных поведенческих навыков для профессионального и личного развития.

Реальное знание — это знание, полученное в результате собственного опыта, а не информации. При этом полученный опыт остаётся как возможность, право, разрешение произвольно применять (или не применять) освоенные инструменты и произвольно, преднамеренно и целенаправленно изменяться и развиваться.

Читать еще:  Тренинг да нет не знаю вопросы

Эффективность такого обучения зависит от активности принимающего участие в тренинге и возрастает, когда ученик из пассивного наблюдателя превращается в активного участника процесса.

Настоящие перемены или трансформация происходят тогда, когда изменённые элементы поведения внутренне приняты и присвоены человеком и, следовательно, становятся произвольными и осознанными.

Вопрос повышения личной эффективности и развития — вопрос личного выбора. Это интереснейшая внутренняя работа над собой, приносящая изменения и на внешнем плане.

Тренинг, как интерактивная форма обучения при подготовке специалистов по социальной работе

Соколова Марина Михайловна
канд. психол. наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Казанский национальный исследовательский университет, РФ, г. Казань, 220659.59@mail.ru

Аннотация: Деятельность специалиста по социальной работе связана с формированием определенных умений и навыков, которые невозможно сформировать, используя лишь традиционные, пассивные методы обучения. В педагогической практике выделяют три основные формы обучения: пассивную, активную и интерактивную, каждая из которых обладает определенными преимуществами. Тренинг является наиболее оптимальным методом среди прочих интерактивных методов в подготовке специалистов по социальной работе, поскольку он дает возможность сформировать требуемые для выполнения функций личностные и профессиональные качества.
Ключевые слова: социальная работа, формы обучения, методы обучения, интерактивные методы обучения, тренинг, профессиональные умения и навыки

Training as interactive form of educating at preparation of specialists on social work

Sokolova Marina Michailovna
cand. the course of studies. associate Professor of social work, pedagogy and psychology, Kazan national research University, Russian Federation, Kazan

Abstract: Activity of specialist on social work is related to forming of certain abilities and skills that it is impossible to form, using the traditional, passive methods of educating only. In pedagogical practice distinguish three basic forms of educating : passive, active and interactive, each of that possesses certain advantages. Training is the most optimal method among other interactive methods in preparation of specialists on social work, as he gives an opportunity to form required for implementation of functions personality and professional qualities.
Keywords: social work, forms of educating, methods of educating, interactive methods of educating, training, professional abilities and skills

Под социальной работой понимается профессиональная и общественная деятельность, цель которой заключается в оказании помощи людям и социальным группам в решении социальных проблем.

Можно сказать, что практика социальной работы одновременно и наука, и искусство, и для ее выполнения специалисту по социальной работе необходимо обладать целым комплексом различных коммуникационных навыков.

Как отмечает Куприянов Р.В., «…социальная работа — это очень динамично развивающаяся профессия. Ее цели, задачи и содержание во многом определяются текущей социально-экономической ситуацией в обществе, доминирующими социальными проблемами, социальной политикой государства и, наконец, культурой данного общества. …. Такие требования к социальной работе могут быть реализованы только благодаря большому профессионализму социальных работников, что, в свою очередь, накладывает высочайшие требования к системе их подготовки» [3, c.110 ].

В ходе проведения учебно-практических занятий преподаватели ставят своей целью не только формирование нравственно-целостных ориентации будущего специалиста, его гуманистического отношения к человеку, но и формирование профессиональных навыков.

При проведении занятий выделяют три формы взаимодействия преподавателя со студентами: пассивные, или как их еще называют «классические», активные и интерактивные. Основными классическими методами проведения занятий являются: лекция, рассказ, объяснение, демонстрация фильмов и др. Во всех случаях учащийся является пассивным приёмником информации. При подготовке специалистов нового поколения нельзя ориентироваться только на традиционные методы обучения, поскольку они недостаточно стимулируют процесс мышления, а лишь способствуют воспроизведению полученной информации. [1, с 241]

Под активными понимаются методы, в которых активную позицию по отношению к другим участникам учебного процесса (преподавателю, одногруппникам), занимает обучаемый.

Под интерактивными понимаются методы, при реализации которых приобретение знаний учащимися возможно только в процессе позитивного взаимодействия, которое является главной особенностью групповых методов обучения. Причем, результат в этом случае достигается усилиями всей группы, но за него каждый член группы несет индивидуальную ответственность и отчетность. По сути интерактивные методы являются лишь разновидностью активных методов обучения.

Целью использования в процессе обучения интерактивных методов является создании комфортных условий обучения, способствующих раскрытию творческого потенциала каждого участника группы, успешному освоению практических навыков работы, повышению мотивации к освоению знаний.

К основным формам интерактивного обучения относятся: деловые и ролевые игры, дискуссии, творческие задания, тестирование, тренинги и проч.

Использование групповых методов проведения занятий дает возможность учащимся проявлять свои социально-значимые чувства и эмоции, видеть реакцию на них своих одногруппников, корректировать свое социальное поведение. Это способствует формированию личностных и профессиональных поведенческих навыков. Таким образом, использование групповых методов в образовательном процессе позволит значительно повысить уровень профессиональных знаний расширить диапазон коммуникативных умений. [2, с. 39]

Тренинг – это один из основных методов активного обучения, поскольку именно при его проведении могут бы решены основные задачи интерактивного обучения, а именно: возможность применения на практике теоретических знаний, полученных при прослушивании лекций, развитие творческого потенциала и умение работать в группе, что способствует повышению интереса к изучаемым дисциплинам. Как особая форма обучения тренинг существует с начала двадцатого века. Уже в 1912 году американский педагог, лектор, писатель Дейл Карнеги в организованном им тренинговом центре, проводил тренинги по развитию уверенности в себе, а, также по формированию навыков коммуникаций. [4].

Под тренингом понимается совокупность групповых методов обучения целью которых является формирования навыков коммуникаций, группового взаимодействия, самопознания. Применяется тренинг как для формирования общих, так и профессиональных коммуникативных навыков у представителей профессий, связанных с общением, таких как, врачи, преподаватели, руководители и т.д. [7]

Тренинговый формат занятий способствует развитию и формированию социально-психологических качеств личности студента, позволяет сделать ситуацию предсказуемой и доступной для обучающихся, такой, чтобы они сами могли делать выбор, занимать самостоятельные позиции. [6]

Как отмечает Ореховская Н.А., тренинг не может полностью заменить классические формы обучения, но может служить хорошим дополнением к профессиональному обучению, т.е. формированию определенных умений и навыков характерных для определенной деятельности. [5]

Основными преимуществами тренинга перед другими формами интерактивного обучения является то, что он включает в себя все остальные формы: деловые и ролевые игры, дискуссии, творческие задания, соревнования, анализ ситуаций и др.

К наиболее часто применяемым методическим приемам проведения тренинга относятся:

  • групповые дискуссии,
  • ролевые игры,
  • психодрама и ее модификации,
  • психогимнастика.

При подготовке студентов по направлению «Социальная работа», как показывает опыт, тренинг является одной из самых эффективных форм проведения практических занятий, поскольку позволяет отработать навыки консультирования клиентов, совершенствовать методики коммуникативного общения, освоить приемы управленческо-организационной деятельности.

Занятия в формате тренинга способствуют созданию благоприятной психологической обстановки, дают возможность каждому быть услышанным, посмотреть на себя со стороны, экспериментировать с поведением. Тренинг может быть использован на всех этапах обучения. [8]

Наблюдая за работой студентов на семинарах становится очевидным, что далеко не все студенты умеют четко формулировать свои мысли, располагать к себе людей, проявлять терпимость к чужому мнению и беспристрастную оценку окружающих, не обладают умением слушать, а ведь именно эти умения и навыки необходимы в работе с клиентом. Тренинговый формат проведения занятий создает условия для отработки этих навыков, причем студенты могут провести ряд тренингов самостоятельно. При оценке проведения тренинга силами студентов результат может оцениваться по следующим критериям: умение организовать работу группы, умение поставить цель и подобрать упражнения для ее достижения, умение осуществлять обратную связь. Самостоятельное проведение тренинга дает возможность учащимся почувствовать свою значимость, воспитывает чувство ответственности и повышает мотивацию.

В заключении хотелось бы отметить, что преимущество применения тренинга, как активного метода обучения заключается в том, что он способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся, формированию у них профессионального мышления, углублению рефлексии, способствует повышению эмоциональности его участников, обеспечивает прямую и обратную связь при взаимодействии преподавателя и студентов, а также студентов между собой и, в конечном итоге, повышает уровень мотивации к обучению вообще, и к изучаемым дисциплинам в частности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector