Mos220.ru

Онлайн марафоны
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг для подростков упражнения

Тренинг для подростков упражнения

Психологические игры и упражнения для подростков

Игры на сплочение команды

Циферблат

Участники, сидящие в кругу, образуют «циферблат часов» — каждый из них соответствует определенной цифре. Проще всего, если участников 12 — тогда каждому соответствует одна цифра. При другом числе играющих кому-то придется изображать 2 цифры или, наоборот, на какие-либо цифры придется по 2 человека. Это несколько осложнит игру, но и сделает ее более интересной. Если участников более 18, то целесообразно сделать сразу 2 циферблата. После этого кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» его показывает — сначала встает и хлопает в ладоши тот, на чью цифру пришлось показание часовой стрелки, затем — минутной. Первые 1-2 заказа времени может сделать ведущий, потом — каждый из участников по кругу.

Тренировка внимания, включение участников в активное групповое взаимодействие.

Краткий обмен впечатлениями, а также соображениями о том, какие качества развиваются в этой игре и для чего они нужны.

Хлопок по коленям

Участники, сидя в кругу, кладут руки на колени своих соседей таким образом, чтобы правая рука каждого оказалась на левом колене соседа справа, а левая — на правом колене соседа слева. После этого им предлагается считать по кругу по часовой стрелке таким образом, чтобы цифры произносились в порядке, соответствующем расположению рук на коленях: тот, кто начинает, произносит «один», сосед справа произносит «два» (так как его рука лежит по порядку следующей) , сосед слева — «три», а «четыре» — опять тот, кто начинал счет и т. д. Кто ошибся — выбывает из игры. Счет продолжается до тех пор, пока из игры не выйдет примерно половина участников. В качестве усложнения можно предложить участникам считать в обратном направлении или прибавлять или вычитать по единице от каждого следующего числа.

Упражнение служит хорошей интеллектуальной разминкой, развивает внимательность, создает условия для наблюдения за партнерами по общению.

Длительное обсуждение не требуется, достаточно короткого обмена впечатлениями.

Скалолаз

Участники встают в плотную шеренгу, создавая «скалу», на которой торчат выступы («коряги») , образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача водящего — пройти вдоль этой «скалы», не упав в «пропасть», т. е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников. Водящий сам выбирает способ решения этой задачи. Переговариваться нельзя. Проведение упражнения удобнее всего организовать в форме цепочки — участники с одного конца «скалы» поочередно пробираются к другому, где вновь «встраиваются» в нее.

Формирование доверия, ломка пространственных и психологических барьеров между участниками. Кроме того, упражнение работает на развитие навыков невербальной коммуникации (общения без по­

мощи слов посредством жестов, мимики и т. д.) и координации совместных действий. Физическая и эмоциональная разминка.

Обмен эмоциями, возникшими по ходу игры. Какие чувства появлялись у водящих и у составляющих «скалу» при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало справиться с заданием?

Живое зеркало

Участники объединяются в тройки. Включается музыка, и один человек из каждой тройки начинает совершать под нее любые движения, которые ему хочется. Два других участника выступают в роли «живого зеркала» — повторяют все его движения (1,5-2 минуты).

Потом роли меняются, так чтобы в активной позиции побывал каждый из участников.

Разминка, сплочение, создание условий для более полного взаимопонимания и получения обратной связи — возможности взглянуть на свои движения «со стороны», глазами других людей.

Какие эмоции и чувства возникали при выполнении упражнения? Что нового удалось узнать о себе и о тех, с кем вы были в тройке?

Волшебный ключ

Для упражнения потребуется замочный ключ и длинная тонкая веревка (длина определяется из расчета 1,5 м на одного участника).

Участникам, сидящим в кругу, дается замочный ключ, к которому привязана длинная веревка, и предлагается пропустить эту веревку под одеждой каждого из участников таким образом, чтобы она входила под одежду сверху, на уровне воротника, а выходила снизу, на уровне пояса. Таким образом, оказывается связанной вся группа. Потом можно предложить участникам коллективно выполнить несколько несложных физических упражнений (встать, наклониться вперед, присесть и т. п.).

Когда упражнение завершено, целесообразно оставить ключ, в зоне видимости участников в качестве своего рода символа группы: «С помощью этого ключа мы оказались связаны одной нитью. Пусть он висит на видном месте и напоминает о том, что теперь мы одна команда».

Сплочение команды, происходящее в значительной мере на символическом уровне («теперь мы связаны одной нитью»). Снятие пространственных и психологических барьеров между участниками.

Обмен эмоциями, возникшими при выполнении упражнения, и также соображениями, в каких жизненных ситуациях участники окапываются «связанными одной нитью».

Упражнения на эффективную коммуникацию

Эстафета с шариками

Четыре надутых воздушных шарика (лучше, если будут также несколько запасных).

Участники делятся на 3-4 равные команды, включающие четное число участников (для возможности работы в нарах). Между ним проводится эстафета по следующим правилам: первая пара из каждой команды получает воздушный шар, с которым должна пройти по дистанции (6-1 0 м) , попасть им в намеченную мишень (приблизительно 50 х 50 см) и вернуться назад. При этом брать шар в руки нельзя, он все время должен находиться в воздухе, а партнерам разрешено касаться его строго поочередно. Потом шар передается следующей паре из своей команды и т. п., пока он не побывает у каждой пары. Выигрывает команда, завершившая эстафету быстрее. Как вариант упражнения, шар зажимается двумя участниками между собой любым способом, трогать его руками запрещается. Пара, уронившая шарик, начинает с начала дистанции.

Установление взаимопонимания в парах. Выработка умения действовать скоординированно с партнерами, быстро, решительно и ловко.

Какие эмоции возникли по ходу игры? Что за качества, помимо ловкости, требуются, чтобы добиться победы в такой эстафете? Где еще нужны эти качества?

Чепуха

Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нем ответ на вопрос ведущего, после чего загибает лист таким образом, чтобы его ответ не был виден, и передает своему правому соседу. Тот письменно отвечает на следующий вопрос ведущего, вновь загибает лист, передает дальше и т. д. Когда вопросы закончились, каждый участник

разворачивает лист, оказавшийся у него в руках, и вслух, как связный текст, читает записанные на нем ответы.

Примерный перечень вопросов:

• Как это происходило?

• И что в итоге получилось?

Внешне упражнение напоминает шутку, однако получившиеся тексты иной раз оказываются весьма неожиданными и заставляют задуматься над теми проблемами, которые значимы для участников.

Подробно обсуждать эту процедуру необходимости обычно нет. Достаточно попросить участников высказаться, какой из получившихся текстов показался им наиболее интересным и чем именно.

Спмпатия группы

Каждый из участников получает минуту времени для того, чтобы выступить перед группой. Выступление осуществляется в произвольной форме — это может быть устная речь, небольшая актерская роль, демонстрация каких-либо спортивных умений и т. п. Ставится лишь одна задача — вызвать с помощью этого выступления симпатию группы. Потом каждый участник оценивает выступления баллами от 1 до 5, описывая, насколько участник вызвал его симпатию.

Это делается письменно, на небольших листочках бумаги. Когда все выступления завершены, ведущий собирает эти листочки и вычисляет сумму баллов, набранных каждым выступающим, и называет, 3- 5 участников, набравших наивысший балл. Полностью озвучивать список не рекомендуется, так как это может оказаться дискомфортно; для участников, набравших недостаточно высокие баллы.

Тренировка навыков самопрезентации, развитие речевой компетентности, тренировка сообразительности. Материал для обсуждения, с чем связаны наши симпатии и антипатии в отношениях.

Какой смысл мы вкладываем в слово «симпатия»? Что общего между выступлениями, оцененными наиболее высоко?

Угадай рифму

Участники делятся на две команды. Ведущий произносит слово из числа распространенных в русском языке, к которому легко подобрать множество рифм (например, можно использовать: дом, нос, день, суп, лед, гол, май). Одна команда придумывает к нему три рифмы.

Их задача — продемонстрировать эти рифмы другой команде таким образом, чтобы те смогли угадать их. При этом говорить или показывать на окружающие предметы нельзя, нужно продемонстрировать слова только с помощью мимики и жестов. Потом ведущий произносит следующее слово, команды меняются ролями, и игра повторяется (общая длительность 4- 6 раундов). Формального определения победителей в этой игре не предусмотрено, однако игрокам можно пояснить, что более эффективна та команда, которая тратит меньше времени на подбор рифм и придумывание того, как их продемонстрировать, а также те, чьи рифмы быстрее отгадываются соперникам.

Развивается невербальная экспрессия (способность выражать свои мысли и состояния посредством мимики и жестов, без помощи слов), наблюдательность и умение понимать собеседников на основе их мимики и жестов. Тренировка беглости и гибкости владения речью (способность к быстрому подбору рифм тесно связана с этим качествами).

Кому больше понравилась роль придумывающего и демонстрирующего рифмы, а кому отгадывающего, почему? Какие варианты предложенных рифм и способы их демонстрации запомнились, по­казались наиболее интересными, чем именно? Дл я чего важно уметь передавать определенную информацию без помощи слов, а также понимать такую информацию, передаваемую другими людьми?

Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов

Психологический тренинг для подростков «Навыки общения»

Ангелина Шагинян
Психологический тренинг для подростков «Навыки общения»

Шагинян А. А. – социальный педагог

отделения семейного устройства

и сопровождения замещающих семей

Цель: развитие навыков общения, вербальной и невербальной коммуникации у подростков.

Оборудование: мяч, 2 длинные веревки, выражения, газета, «Древо впечатлений» на ватмане, листочки желтого, красного и черного цвета.

Ход занятия:

Ведущий: здравствуйте ребята, как настроение? Сегодня мы будем тренировать навыки общения, узнаем об интонации, позициях и дистанциях общения. Предлагаю начать со знакомства.

«Знакомство с перекидыванием мяча». Участники встают в круг. Ведущий, держа в руках мячик,представляется: говорит свое имя (возможный вариант: имя и какой нибудь факт о себе, после чего перебрасывает мяч любому другому участнику. Тот ловит его, представляется, вновь перебрасывает его другому участнику и т. д., пока мяч не побывает в руках у каждого. После этого перебрасывание происходит в обратном порядке, однако каждый участник сам уже не представляется, а вместо этого по памяти говорит имя того человека, которому собирается кинуть мяч.

Описание упражнения. Группа делится на две команды, равные по числу участников. Каждая из команд выстраивается в колонну таким образом, чтобы направляющие колонн стояли лицом друг к другу на расстоянии около 1,5 м. На роль направляющих, капитанов команд, лучше пригласить самых активных и коммуникабельных подростков. Каждый участник держит в руке канат (подойдет и прочная бельевая веревка, протянутый вдоль обеих колонн. Дается задание – не отрывая рук от каната, завязать узел на его промежутке между двумя направляющими колонн. Техника выполнения задания участникам не объясняется, они сами должны найти способ завязывания узла. В среднем группе подростков на это требуется 5–7 минут.

Обсуждение. Следует обратить внимание участников, что в выполнении данного упражнения удается добиться успеха лишь в том случае, если группа начинает действовать слаженно, предварительно придумав и обсудив способ решения задачи.Возможен выход на обсуждение проблем лидерства: «Мало придумать способ завязывания узла, нужно еще, чтобы другие приняли этот способ и стали выполнять инструкции того, кто его предложил. А как этого добиться?»

Читать еще:  Тренинг психолога с детьми

Упражнение «В ролях»

В эту игру лучше играть, рассевшись по кругу. Каждый игрок читает стихотворение, после чего все получают задание прочитать любое четверостишие с определенной заданной интонацией.

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик

Тише, Танечка, не плачь

Не утонет в речке мяч

Возможные варианты интонаций: светлая радость, вселенская печаль, озорство, грусть, интерес, уныние, страсть, любопытство, любовь, злость, раздражение, уныние, равнодушие, наглость, обида, уважение, восхищение, злорадство, преклонение, слащавость. — и другие.

Участники должны прочитать стихотворение в той роли, которая выпала им. Листок со стихотворением «Наша Таня» пускается по кругу, далее он тянет листок с ролью. Задача чтеца — прочитать стих так, чтобы его персонажа отгадали. Задача слушателей — внимательно следить за речью и интонацией собеседника. После прочтения и обсуждения сыгранной роли книжка передается другому участнику.

Завершение игры — обсуждение самых ярких рассказов и ролей. Если вы ввели систему баллов, то находите победителя игры, а лучшего чтеца награждаем в любом случае!

Упражнение «Дистанция общения»

Описание упражнения. Участники встают в две шеренги друг напротив друга, на расстоянии примерно 3 м таким образом, чтобы каждый нашел свою пару в противоположной шеренге. По сигналу ведущего одна шеренга начинает медленно подходить к другой. Участники, стоящие в неподвижной шеренге, ждут, пока напарник приблизится к ним на такое расстояние, что дальнейшее сближение начнет вызывать дискомфорт, желание отойти назад. Когда это происходит, они жестом руки останавливают своих напарников. После этого участники встают на свои места и роли стоящих в шеренгах меняются – двигаться начинают те участники, которые до того были неподвижны.

Дальше шеренги смещаются относительно друг друга на одного человека (крайние участники при этом переходят в другую шеренгу, и цикл повторяется. При небольшом количестве участников можно выполнить упражнение по полному кругу (каждый с каждым, при большом – ограничиться 2–3 циклами.

Психологический смысл упражнения. Возможность попрактиковаться в определении комфортной дистанции общения с разными собеседниками.

Обсуждение. Какая дистанция общения оказалась наиболее комфортной? Насколько это зависит от собеседников, в частности от их пола? Какие эмоции возникают, если дистанция общения оказывается более/менее комфортной?

Упражнение «Позиции общения»

Описание упражнения. Участники разбиваются на пары. Один участник в каждой паре говорящий, второй – слушающий. Участники сидят напротив друг друга и по команде ведущего начинают рассказывать о своих увлечениях между собой. Через минуту по команде ведущего их взаиморасположение меняется – говорящий встает, слушающий продолжает сидеть, рассказывая о семье. Еще через минуту следует новое изменение – теперь оба участника стоят, повернувшись друг к другу спиной и рассказывают о школе. Потом роли говорящего и слушающего меняются, и упражнение повторяется.

Психологический смысл упражнения. Участники убеждаются, что эффективность слушания и производимое на собеседника впечатление зависят не только от слушания как такового, но и от взаимного расположения собеседников.

Обсуждение. При каком расположении собеседника было легче говорить? А легче слушать? Как вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?

Упражнение «Перебежчики и охранники»

Описание упражнения. Группа делится пополам. Половина участников («перебежчики») садятся в круг, а за спиной каждого из них встает «охранник». Задача «перебежчиков» – поменяться с кем нибудь местами, условившись об этом взглядами незаметно для «охранников». Слова и жесты использовать нельзя. «Охранники» же внимательно наблюдают за поведением «перебежчиков», и если видят что то подозрительное, то сразу кладут руку на плечо своей жертве. «Перебежчику», у которого на плече лежит рука «охранника», двигаться нельзя. Желательно, чтобы в ходе игры роли менялись и каждый побывал бы в роли как «перебежчика», так и «охранника». Следует специально оговорить, что «охранникам» нельзя держать «перебежчиков» все время. Например, можно ограничить время непрерывного удержания двумя секундами.

Психологический смысл упражнения. Развиваются навыки невербального общения и наблюдательность, а также быстрота реакции.

Обсуждение. Какая роль больше понравилась участникам? Какие чувства вызывала игра? На какие внешние признаки ориентировались участники при попытке «вступить в сговор» («перебежчики») и предотвратить побег («охранники»?

Упражнение «На льдине»

Описание упражнения. Участники делятся на команды по 5–7 человек (желательно, чтобы все команды были одинакового размера, и между ними равномерно распределились парни и девушки). Каждой из команд выдается большой газетный лист, который они расстилают на полу.Ведущий зачитывает инструкцию: «Представьте себе, что вы оказались на отколовшейся льдине, дрейфующей посреди бушующего моря. Льдина – это ваша газета. Вам всем нужно разместиться на ней и продержаться несколько минут, чтобы дождаться спасателей. Касаться пола за пределами газеты нельзя – кто сделает это, тот считается «утонувшим». Когда участники разместятся на своих «льдинах» и продержатся в таком положении 15–20 секунд, ведущий сообщает, что шторм отломил по кусочку от каждой из льдин, и отрывает примерно по четверти от каждой из газет, предлагая участникам разместиться на том, что осталось. Так повторяется 2–3 раза. Если в команде «тонет» один человек, она получает предупреждение, если два или больше – выбывает из игры («ваша льдина перевернулась»). Победившей считается та команда, которая продержится дольше других.

Техника подразумевает тесный телесный контакт участников и включает элемент совместного риска, поэтому не рекомендуется проводить ее как в недостаточно «разогретых» группах, где участники демонстрируют зажатость и стеснение, так и в чрезмерно активных, трудно управляемых группах.

Психологический смысл упражнения. Техника, помимо активизации участников к творческому решению поставленной перед ними проблемы, способствует сплочению, формированию взаимного доверия. Кроме того,она наглядно демонстрирует основной принцип командной работы: выиграть индивидуально нельзя, это могут сделать только все вместе. Зато проиграть можно и индивидуально («упасть со льдины», поставив этим под угрозу действия всей команды.

Обсуждение. Сначала участники делятся эмоциями и чувствами, возникшими в процессе выполнения упражнения, потом – своими соображениями по поводу того, что позволило победившей команде лучше справиться с такой ситуацией, а что «сгубило» остальных. После этого ведущий просит привести примеры жизненных ситуаций, где проявляются сходные механизмы.

Упражнение «Древо впечатлений»

Описание упражнения: каждому участнику выдаются листики желтого, красного и черного цвета. Участникам нужно выбрать цвет листочка и написать на нем чем понравилось или не понравилось занятие. Затем листики закрепляются на общее древо, где желтый цвет – означает положительные впечатления, красный цвет – понравилось, но не все, черный цвет – не понравилось. После того, как все «делятся» впечатлениями, ведущий подводит итоги о сегодняшнем занятии. Участники и ведущий прощаются друг с другом.

Подведение итогов занятия:

Вам понравилось занятие?

Что больше всего запомнилось?

Что нового узнали?

Консультация «Особенности общения подростков» А часто ли мы взрослые знаем с кем и о чем общаются наши дети вне стен дома и школьных стен. Свободное общение не просто способ проведения.

Картотека игр, формирующих у дошкольников навыки позитивного общения со сверстниками Картотека игр, формирующие у дошкольников навыки позитивного общения со сверстниками Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай Цель:.

Навыки, необходимые для эффективного общения педагога с родителями Навыки, необходимые для эффективного общения педагога с родителями 1. Суметь представить информацию за оптимальное количество времени.

Психологический тренинг для педагогов «Сплочение коллектива» Автор:Светлакова Клара Рауфовна, педагог – психолог, МБДОУ «Сказка».с. Красная Горка. Психологический тренинг для педагогов Тренинг направлен.

Психологический тренинг для педагогов ДОО «Оранжевое настроение» Продолжительность тренинга: 1 — 1.20 час Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде. Задачи: 1. Знакомство.

Психологический тренинг для педагогов ДОУ по формированию коммуникативной компетентности Психологический тренинг для педагогов ДОУ Цель: формирование коммуникативной компетентности во взаимодействии всех участников педагогического.

Психологический тренинг для родителей «Я с тобой, малыш!» Психологический тренинг для родителей: «Я с тобой, малыш!» Цель: актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей. Задачи:.

Тренинг для подростков 13-17 лет по самопознанию

— создание положительного эмоционального климата в коллективе;
— формировать стремление к самопознанию, возможности распознавать личностные качества и качества окружающих, стремление к взаимодействию с другими людьми.
— способствовать социализации личности, сформировать лидерские качества.
— формирование и развитие дружеских качеств;
— формирование привычки терпимого отношения к многообразию проявлений человеческой индивидуальности;
— мышечное расслабление, снятие эмоционального напряжения.

1. Ритуал приветствия.
• Упражнение «Подари улыбку другу».
2. Разминка.
• Упражнение шуточное приветствие:
— По моему сигналу вы начинаете хаотично двигаться по классу и здороваться со всеми, кто встретится на вашем пути. Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок – машем одной рукой, 2 хлопка – рукопожатие, 3 хлопка – здороваемся плечами.
3. Основное содержание:
• Беседа о многообразии человеческой индивидуальности:
— Ребята, скажите, как вы понимаете, что значит — многообразие человеческой индивидуальности? (варианты ответов участников группы).
— Благодарю за ваши ответы. И так, индивид — человек как единичное природное существо, представитель вида «Homо Sapiens», носитель индивидуально своеобразных черт. Каждый человек — неповторим, и имеет социально значимые отличия
от других людей. Образ «Я» – это результат выделения человеком самого себя из окружающей среды. Чтобы резюмировать сказанное, мы должны признать, что каждому человеку следует стремиться иметь свое собственное «Я»; иначе он никогда не будет представлять ничего, кроме «наемного экипажа», в который может сесть любой пассажир и требовать везти, куда хочет.
Здесь нелишне отметить, что гармоничное развитие человека связано с постановкой им основных жизненных целей, стремление к получению образования.
Давайте рассмотрим основные жизненные позиции, которые приводят к счастливой жизни. Школу, рассмотрим как начальный фундамент становления личности: в школу мы приходим, чтобы получать знания – «к знаниям, через старания, трудолюбие, усидчивость и внимательность», общаться с друзьями, выстраивать взаимоотношения с учителями. Для успешности становления личности, человек должен быть здоровым – «в здоровом теле – здоровый дух». Теперь жизненные перспективы выйдут за границы школьной жизни. Окончив школу и университет, человек получает образование. Образованный человек находит успешную работу. Соответственно имеет материальный достаток. Образованная и успешная личность притягивает к себе людей. Таким образом, выстраиваются дружеские отношения, и появляется семья. Достигнув данного рубежа, человек испытывает душевное эмоциональное благополучие и удовлетворенность своей личностью. Все это можно заключить, сказав, что человек – счастлив!
Я желаю каждому из вас выбрать правильную дорогу жизни и целеустремленно идти к успеху!
Чтобы грамотно сформировать жизненные ценности и цели, каждый человек должен постоянно заниматься самовоспитанием и самообразованием. Воспитанный и образованный человек – носитель собственного «Я».

Упражнение «Метафорический автопортрет (по принципу игры в ассоциации):
Каждый человек обладает своими индивидуальными качествами личности, характера, поведенческими особенностями.

Рассуждение: если бы я был растением (животным, книгой, насекомым, продуктом и др.), то я был бы…

— Ребята, послушайте фрагмент стихотворения Н.Заболоцкого:
«Как мир меняется! И как я сам меняюсь!

Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной,
Не я один. Нас много. Я — живой».

Читать еще:  Тренинг для продавцов

Упражнение «Сколько меня?»
Сложите лист бумаги несколько раз, после чего вырежте из него силуэт человека. Развернув лист бумаги, каждый из вас получает или отдельные фигуры человечков, или ленту из них. Попробуйте назвать социальные роли полученных фигурок, ассоциируя их с собой (учащийся, член семьи, друг и т.д.) Фигуры необходимо распределить таким образом, чтобы получились группы человечков, симпатичны друг другу.
А теперь, представьте себе, что каждый из вас психолог, с каким пожеланием вы обратились бы к человечкам, составляющим группу, и с каким пожеланием вы обратились бы к человечку вне группы?»

Упражнение «Люди не похожие на меня»
В этом упражнении предлагается представить себе своего друга, который в каких — то важных вещах существенно от вас отличается. Затем необходимо, не называя его имени, рассказать, чем он отличается и почему он вам дорог.

Зачастую мы видим себя не так, как видят нас другие. Ребята, вам предлагается ответить на вопросы и узнать, каким ты выглядишь в глазах других:
1. Мой любимый цвет:
а) красный или оранжевый;
б) белый;
в) черный;
г) темно-синий или лиловый;
д) желтый;
е) коричневый, серый или фиолетовый;
ж) зеленый.
2. Когда я иду на вечеринку:
а) я надеваю яркую, броскую одежду, с шумом захожу в комнату и надеюсь, что все
обратят на меня внимание;
б) надеваю что-нибудь особенное, но захожу тихо и надеюсь увидеть кого — нибудь из
знакомых;
в) надеваю одежду, в которой надеюсь не привлекать к себе особого внимания.
3. Когда я ложусь спать, я лежу:
а) на спине;
б) на животе;
в) на боку;
г) закрыв рукой голову;
д) с головой под одеялом.
4. Я хожу:
а) большими, быстрыми шагами;
б) маленькими, быстрыми шагами;
в) не очень быстро, голова вперед;
г) не очень быстро, голова вниз;
д) медленно.
5. Обычно я чувствую себя лучше всего:
а) сразу после того как проснусь;
б) днем;
в) поздно вечером.
6. Если происходит что-нибудь смешное:
а) я громко смеюсь:
б) я тихо смеюсь;
в) я смеюсь про себя;
г) я широко улыбаюсь;
д) я немного улыбаюсь.
7. Когда я разговариваю с людьми, то:
а) я стою со скрещенными руками;
б) держу руки впереди себя;
в) одну или обе руки держу на боку;
г) дотрагиваюсь до собеседника;
д) дотрагиваюсь до своего лица или волос;
е) люблю держать в руках какой — нибудь предмет, например, карандаш.
8. Когда я расслабленно сижу на стуле, то:
а) держу колени, ноги рядом;
б) сижу нога на ногу;
в) вытягиваю ноги перед собой;
г) одна нога подо мной.
Ключ к тесту – баллы:

Вопрос 1: а — 6; б — 2; в — 7; г — 3; д — 5; е — 1; ж — 4.
Вопрос 2: а — 6; б — 4; в — 2.
Вопрос 3: а — 7; б — 6; в — 4; г — 2; д — 1.
Вопрос 4: а — 6; б — 4; в — 7; г — 2; д — 1.
Вопрос 5: а — 2; б — 4; в — 6.
Вопрос 6: а — 6; б — 4; в — 3; г — 5; д — 2.
Вопрос 7: а — 4; б — 2; в — 5; г — 7; д — 6; е — 1.
Вопрос 8: а — 4; б — 6; в — 2; г — 1.

Результаты
42 и более баллов. Окружающие считают, что ты самоуверенный человек, который любит находиться в центре внимания. Они восхищаются тобой, иногда завидуют, некоторые — боятся. Тебе нелегко завязать дружбу.

От 35 до 41 балла. Окружающие находят тебя интересным человеком, с которым можно предпринять много веселого. Что ты сделаешь в следующий момент — нельзя предсказать, поэтому с тобой интересно. Многие хотели бы видеть тебя своим лидером.

От 27 до 34 баллов. Тебя считают очень дружелюбным человеком. С тобой общаются, потому что ты приветлив и весел. Многие хотели бы дружить с тобой.

От 20 до 26 баллов. Считают, что ты осторожен и практичен. Большому количеству знакомых ты предпочитаешь несколько хороших друзей. Друзья доверяют тебе, а ты — им.
Менее 20 баллов. Окружающим кажется, что ты скромный и обеспокоенный человек. Некоторые считают, что ты слишком переживаешь из — за мелочей. По их мнению, ты очень осторожен; прежде чем что-либо предпринять, ты все тщательно обдумаешь.

4. Релаксация.

5. Подведем итоги:
Сформулируйте впечатления о прошедшем занятии:
— Что понравилось на занятии?
— Что было трудно делать?
— С чем уходите, и что с собой берете?

6. Ритуал окончания занятия.
Упражнение «Подари улыбку другу»:
Занятие окончено.

Психологический тренинг для подростков — первый день из 10 занятий

Упражнение «Хи! – Ха! – Хо!»
Подростки стоят в кругу, держась за руки. По команде ведущего они высоко прыгают вверх три раза. В первом прыжке громко кричат: «Хи!», во втором прыжке: «Ха!», в третьем «Хо!». Получается забавное приветствие друг друга: «Хи! — Ха! — Хо!». После чего все хлопают в ладоши.
Разминка
Упражнение «Космическая скорость»
Эта игра служит не только для знакомства, но и учит принимать коллективное решение. Участники встают в круг и поднимают одну руку над головой. Начать игру может любой ученик. Он бросает мяч любому другому игроку, отчетливо называя свое имя, и опускает руку. Получивший мяч бросает его следующему (нужно стараться бросать мяч через круг, а не рядом стоящему), также называя свое имя, и опускает руку. Так продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у всех игроков по одному разу (поднятые руки служат сигналом, что игрок еще не получал мяча). Когда мяч вернется к тому, кто начинал игру, огласите начало следующего раунда: предложите бросать мяч в том же порядке, только называть не свое имя, а имя того, кому бросаете. Обратите внимание, что не все ученики еще запомнили имена друг друга, поэтому нуждаются в подсказке со стороны партнера. Засеките время, за которое мяч обошел всех игроков.
После второго раунда предложите придумать варианты, как можно провести игру быстрее, сохраняя первоначальные правила: мяч в определенной последовательности должен побывать у каждого игрока только один раз. Обратите внимание на то, чтобы ни одно предложение не отметалось без проверки, поощряйте и подбадривайте учеников. Если у вас есть время, вы добьетесь фантастического результата.
На самом деле результатом будет не высочайшая скорость передачи мяча, не запоминание имен одноклассников, а бесценный опыт сотрудничества, принятия совместных решений, появление чувства сопричастности. Обязательно оставьте время для короткого обсуждения процесса и результата игры. Ведущий засекает время. Каждый раз, когда игроки предложат новый способ, он говорит им: «Вы молодцы, но можно это сделать еще быстрее». Если игроки сложат ладони в форме наклонного желоба (большие пальцы образуют стенки), а последний подхватит мячик внизу, то на выполнение задания уйдут доли секунды.

Основная часть
Упражнение «Наши правила»
Ведущий предлагает правила, которые будут действовать на протяжении всего тренинга.
Правила
1.Называть друг друга по имени, обозначенном на «визитке».
2.Уважать говорящего, уметь слушать, иметь право быть услышанным.
3.Говорить о том, что думаешь и чувствуешь здесь и сейчас — по ходу общения в группе.
4.Говорить от своего имени («я считаю. », «я думаю. »).
5.Хранить честь и достоинство участников группы за ее пределами, как и свои собственные.
6.Избегать прямых оценок людей («мне не нравишься ты»), говорить о действии того или иного человека («мне не нравится твой проступок»).
7.Быть открытым в общении.
8.Активно участвовать в происходящем.
9.Контактировать как можно с большим количеством участников группы.
После того как учащиеся познакомились с правилами, предлагается каждому определиться и показать всем «на пальцах», на сколько баллов он согласен придерживаться этих правил. Затем обсуждаются и комментируются результаты этого голосования.
Упражнение «Визитка»
Всем раздаются карточки, на которых надо обозначить себя так, как ему (ей) хотелось бы, чтобы его (ее) здесь и сейчас называли. По кругу пускаются несколько маркеров. Визитка крепится булавкой на грудь. Начинается знакомство. Иногда возникает маленькое препирательство — в какую сторону двинуться по окружности с представлением: ах, как бы оказаться последним! Правда, потом у последних (вот оказия!) нередко возникает проблема: «не хочу повторяться», «все уже сказали». Если имена на визитках одинаковые, можно предложить договориться о вариантах: «Оля — Олечка — Ольчик — . ».

Упражнение «Широко закрытые глаза»
Ведущий предлагает участникам поучаствовать в эксперименте: «Цивилизация, в том виде, в каком она существует сейчас, — результат способности человека видеть. Лишите его слуха или обоняния, и ничего кардинально не изменится в образе жизни «homo sapiens». Лишите его зрения — изменится многое, если не все. Мир принципиально не опирающегося на зрение человечества будет совсем другим.
Зрение — наш лоцман во внешнем мире, но не только: внутренний мир тоже во многом основывается на зрительных образах. Мы зависимы от нашего зрения, в каком-то смысле мы — его рабы. Предлагая нам простой, дешевый по затратам психической энергии способ общения, зрение затмевает иные пути познания, понимания, взаимодействия с миром природы и миром людей. Оно обедняет нас. Нет, не подумайте, я никоим образом не ратую за то, чтобы человечество добровольно лишило себя этого великого источника информации. Я за то, чтобы использовать имеющиеся у нас психологические возможности для расширения опыта познания мира и самого себя. А для этого иногда очень полезно отказаться от услужливого зрения и посмотреть внутрь и вовне себя «широко закрытыми глазами».
Участники в течение 5 минут просто ходят с закрытыми глазами с установкой регистрировать необычные ощущения. Все происходит под необычную медитативную музыку.
Обсуждение строится в произвольном варианте. Желающие высказываются о своих возникших ощущениях и ассоциациях.
Упражнение «Интервью»
Все разбиваются на пары. Участники интервьюируют друг друга в парах в течение 5 минут. Затем представляют друг друга, причем каждый говорит о напарнике так, как будто рассказывает о себе.
Упражнение «Пожмите друг другу руки!»
Игрокам предлагается выходить в круг и пожимать друг другу руки, если они сочтут, что называемые ведущим характеристики имеют к ним отношение. Каждая фраза начинается со слов: «В круг выходят те, кто.
— играет на каком-нибудь инструменте;
— родился в другом городе;
— умеет петь (танцевать, играть в футбол, кататься на коньках, плавать);
— бывал когда-нибудь в Алматы (Москве, Минске);
— любит жареные пирожки (соленые огурцы, моченые яблоки);
— имеет брата (сестру, собаку, кошку, хомяка, попугая);
— считает себя «совой» («жаворонком»);
— любит математику (биологию, физкультуру)»…
Можно перемежать шутливые характеристики серьезными.
Обсуждение.
— Как вы себя чувствовали во время игры?
— Узнали ли вы для себя что-то новое?
— Всегда ли хотелось выйти, когда звучала подходящая характеристика?
— Ожидали ли вы с нетерпением, когда появится возможность выйти в круг?

Читать еще:  Что такое флеш тренинг

Упражнение «Путаница»
Это упражнение включается в тренинг, если у игроков много энергии и позволяет время. Все становятся в круг и поднимают правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая правых рук, повторить то же левыми. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать этот клубок, держась за руки. Упражнение можно усложнить, если задание выполнять молча.
Упражнение «1,5 минуты»
Все участники садятся по кругу. Тренер выходит из круга и дает инструкцию к упражнению, стоя за кругом.
«У вас 1,5 минуты, в ходе которых надо внимательно посмотреть друг на друга». (За временем следит тренер.)
Через 1,5 минуты тренер просит всех повернуться на стульях спиной в круг, подходит к одному из участников группы и говорит, обращаясь к нему, например: «Владимир, я иду по кругу (тренер идет вправо или влево) и прохожу одного, второго, третьего, останавливаюсь у четвертого человека, кто это?». Владимир отвечает (если ответ неправильный, надо ему об этом сказать и дать возможность ответить еще и еще раз, пока не будет получен правильный ответ). После этого тренер предлагает Владимиру ответить на ряд вопросов, относящихся к внешнему облику названного участника группы. Например: «Есть ли у Петра галстук?», «Какого цвета у него рубашка?», «Держит ли Петр что-либо в руках?» и т. д. Далее тренер дает аналогичное задание еще 2—3 участникам.
В заключение упражнения тренер просит всех повернуться лицом в круг и еще раз посмотреть друг на друга.
Упражнение «Рисунок моего настроения»
Под релаксационную музыку участники рисуют то, что может отразить их настроение «здесь и сейчас». Нерешительным предлагается просто набрать кисточкой краску понравившегося цвета, поставить кончик кисточки в любое место листа и делать спонтанные мазки.
Ритуал прощания
Упражнение «Ящики-Хрящики-Спички»
Участники стоят в кругу. Ведущий визуально делит круг на несколько секторов. Первая группа в прыжке кричит: «Ящики!», вторая: «Хрящики!», третья: «Спички!», четвертая: «Очки!», пятая: «Крючки!», шестая: «Сачки!», т.д. – главное, чтобы слова имели окончания: «…чки» или «…ики!». Сначала группы пробуют крикнуть громко и дружно по отдельности: Ящики-Хрящики-Спички. Потом по знаку ведущего все группы одновременно прыгают вверх и кричат свои слова. Ведущий отвечает: «Будьте здоровы! Вот как чихает слон». Ведущий акцентирует внимание на последней фразе, потому что участникам, проговаривающим свои слова в первый раз, не очень хорошо слышен результат.

Тренинг для подростков, направленный на повышение самооценки

V Международный дистанционный конкурс «Старт»

Низкий оргвзнос 30р

Идёт приём заявок

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Наградные и подарки

Тренинг повышения самооценки для подростков

Время проведения: 30-35 мин

Цель : повышение самооценки старшеклассников.

Установление связи между самооценкой и лидерскими качествами;

Мотивация на повышение самооценки;

Технологии повышения самооценки.

План занятия:

1 Упражнение-приветствие «Конфетка»;

2 Упражнение «Позитивные мысли»;

3 Упражнения- разминка «Встаньте те, кто…»;

4 Упражнение «Я люблю себя, даже когда…»;

5 Ритуал прощания. Рефлексия.

Ход тренинга

1. Упражнение «Конфетка »

Цель : креативное знакомства в новой группе.

Время проведения : 5-7 мин.

Это весёлое и очень полезное упражнение применяется психологами и тренерами, которые ведут групповые занятия. Используют его с целью небанального, креативного знакомства в новой группе.

Что Вам (как психологу) нужно будет сделать, так это не поскупиться и не полениться, а пойти и накупить самых разных конфет, какие только существуют.

Игра начинается так. Вы выносите красивое блюдо, на котором выложены конфеты: разной формы, размера, качества, цвета фантика. Приветствуются также конфеты без фантиков, леденцы от кашля.

Позаботьтесь о том, чтобы одинаковых конфет было несколько. Иначе кому-то не достанется то, что он хотел выбрать и он будет выбирать по принципу «что осталось». Кроме того, всегда интересно услышать, как об одной и той же конфете два человека рассказывают совершенно непохожие истории.

Далее Вы обращаетесь к игрокам : «Вот перед вами на блюде выложены конфеты. Посмотрите на них и выберите себе одну, которая больше всего похожа на Вас. А затем расскажите нам всем краткую историю-самопрезентацию, которая объяснит всем нам — почему вы считаете, что похожи на эту конфету».

Кстати, внимательный психолог, знакомый с интерпретацией цветовых тестов, не упустит случая продиагностировать эмоциональное состояние группы в целом по преобладающему цвету фантиков.

Красный — жизнеспособность, сила, выносливость.

Оранжевый — бодрость, радость, эмоциональность.

Желтый — вдохновляющий, способствует развитию интуиции.

Зеленый — исцеление, гармония, сострадание. Способствует развитию эмпатии и любви к ближнему.

Голубой — спокойствие. Способствует снятию напряжения и расслаблению.

Синий — мышление и творчество. Помогает генерировать больше творческих идей.

Фиолетовый — вдохновение. Помогает создавать новые концепции, изобретать.

Белый цвет – это слияние всех цветов радуги. — Читайте подробнее на
Вас должны насторожить:

Чёрный — общая подавленность,

Гостям разрешается задавать вопросы, шутить и кушать конфеты после окончания игры. Тот, кто конфеты не ест, возвращает свою не съеденную конфету на блюдо после того, как «отстреляется» со своим шоу. (Хотя правила игры не запрещают оставить эту конфету себе на память).

2. Упражнение «Позитивные мысли»

Цель : развитие осознания сильных сторон своей личности.

Время проведения : 5-7 мин

Инструкция : Участникам по кругу предлагается дополнить фразу «Я горжусь собой за то…». Не следует удивляться, если некоторым подросткам будет сложно говорить о себе позитивно. Необходимо создать атмосферу помогающую, стимулирующую ребят к такому разговору.

Данное упражнение направлено на поддержку в подростках следующих проявлений:

позитивных мыслей о себе;

симпатии к себе;

способности относится к себе с юмором;

выражение гордости собой как человеком;

описания с большей точностью собственных достоинств и недостатков.

легко ли было выполнить данное упражнение?

что было выполнить сложно и почему?

3. Упражнение «Встаньте те, кто…»

Цель : развивает наблюдательность, позволяет участникам лучше узнать друг друга.

Время проведения : 3-5 мин

Инструкция: Участники сидят в кругу на стульях. Ведущий без стула (то есть одного стула не хватает). Первый ведущий – тренер. Он говорит:

«Встаньте те, кто…» и называет тот или иной признак. Например: «Встаньте те, кто в джинсах»; «Встаньте те, у кого хорошее настроение»; «Встаньте те, кто вы».

Участники, которые считают, что названный признак к ним относится, встают со своих стульев и меняются местами. Ведущий стремится сесть на один из освободившихся стульев. В любом случае, поскольку стульев на один меньше, чем участников, кто-то остается «лишним». Он и будет следующим ведущим.

Упражнение «Внутренняя улыбка»

Цель : внутренняя улыбка — это простой, но очень действенный способ расслабления.

Искренняя улыбка способна преобразовать энергию организма и направить её на объединение и оздоровление себя и окружающих. Когда вы «улыбаетесь себе», то тем самым поднимаете свой энергетический уровень и подготавливаетесь к максимальной отдаче, что помогает вам положительно настроиться по отношению к себе.

Время проведения : 5-7 мин

Дайте группе следующие указания: «Сядьте прямо на стуле. Поставьте ноги на ширине плеч. Положите руки на колени так, чтобы вам было удобно,
закройте глаза и дышите как обычно.

Постепенно расслабьте мышцы лица. Представьте, что вы находитесь в каком-нибудь очень располагающем к релаксации месте — возможно там, где вы чувствовали себя наиболее комфортно.

Теперь представь те, что вы видите своё улыбающееся лицо. Ваши глаза излучают в энергию. Почувствуйте, как улыбка расслабляет и

разогревает ваше лицо.

Улыбайтесь сами. А теперь перенесите эту чистую энергию на челюсти и почувствуйте, как напряжение, сковывающее их, тает от тепла вашей улыбки.

Направьте тепло улыбки на шею, и почувствуйте, как любые неприятные ощущения исчезают.

А теперь улыбнитесь вашему сердцу и поблагодарите его за его постоянную и необходимую работу, которую оно совершает для вас ежесекундно.
Согрейте его теплом улыбки, и вы почувствуете, что ему стало намного легче работать. Пусть энергия вашей улыбки заполнит сердце любовью и радостью,

Теперь улыбнитесь своим лёгким, поблагодарите их за то, что они снабжают сердце кислородом. Когда вы в очередной раз вдохнёте в лёгкие воздух, почувствуйте, как они наполняются добротой и силой.

Теперь улыбнитесь печени и почкам, за то, что они следят за чистотой вашего организма. Вы почувствуете, что избавляетесь от злости и страха, которые испытывали.

Теперь направьте энергию улыбки в желудок и поблагодарите его за работу, которую он делает, переваривая пищу, которую вы едите.

10.Распространите тепло улыбки на мышцы ног и рук, расслабляя их.

Ваша внутренняя улыбка расширяется и распространяется,

заполняя вас целиком. Вы полностью расслаблены.

А теперь ощутите каждую частичку вашего тела.

Прекрасно. Когда будете готовы, медленно откройте глаза и посмотрите на меня. Замечательно! Сейчас, если хотите, то можете потянуться перед тем, как мы продолжим».

Проведя это упражнение вместе с группой, вы можете предложить им практиковать его дома с утра или в любое другое время, когда они просто хотят расслабиться или повысить чувство самооценки.

5.Упражнение: «Я люблю себя, даже когда. »

Цель : выполняя это упражнение, участники поймут, что необходимо хорошо

относиться к себе при любых обстоятельствах, разграничивая два аспекта: самих себя и действия, которые они совершают. Это упражнение даёт возможность участникам признать то, что им в себе не нравится. Затем они определят, что их не устраивает и найдут способ принять себя такими, какие они есть.

Время проведения : 3-5 мин

Необходимые материалы : листы бумаги (А4), цветные маркеры или карандаши.

Предложите участникам нарисовать в центре листа (А4) самого себя.

Затем дайте следующие инструкции:

а) Рядом со своим рисунком маркером или карандашом напишите одну вещь, которая вам нравится в себе, то чем вы гордитесь. Речь может идти о чём угодно: о внешности, личных качествах и т.д.

б) Теперь переверните лист. На обратной стороне напишите одну вещь, которая вас не устраивает.

в) Переверните лист обратно. Напишите ещё одну вещь, которая вам нравится в себе (используйте любимый цвет). Затем переверните лист и напишите вторую вещь, которая вам не нравится в себе (используя нелюбимый цвет).

г) Продолжайте писать то, что вам нравится в себе на стороне с
рисунком и то, что вам не нравится в обратной стороне, используя соответствующие маркеры для каждого пункта.

д) После того, как вы написали всё плохое о себе, о чём только могли подум ать, прочитайте это и затем напишите над этими словами: «Я люблю себя, даже когда . ».

е) Признайте, что вы привлекательны даже с учётом того, что вам в себе не нравится. Недостатки касаются ваших действий, а не вас как человека.

Помните, что при любых обстоятельствах вы достойны быть любимыми.

Попросите участн иков вернуться в одну группу Пусть они покажут свои рисунки всем и объяснят, что им нравится в себе, а что нет.

Когда все закон чат, вы можете попросить их повесить свои рисунки на стену так, чтобы всем была видна только «положительная» сторона. Можно предложить им взять рисунки домой и повесить там.

Ритуал прощания. Рефлекия. Время проведения : 3-5 мин.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector