Mos220.ru

Онлайн марафоны
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг ассертивности упражнения

Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения для подростков 12–16 лет. Занятие с элементом тренинга «Я спокоен»

Ольга Кононова — Анисимова
Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения для подростков 12–16 лет. Занятие с элементом тренинга «Я спокоен»

«Я спокоен

Основан на представлении, что противоправное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

Цель тренинга: развить ассертивность (уверенность) у подростков, способствовать формированию навыков адаптивного и конструктивного поведения.

Задачи тренинга:

1. повышение самооценки, снижение уровня личностной тревожности, усиление чувства уверенности в себе;

2) отработка приемов уверенного поведения в различных жизненных ситуациях без употребления словесной, физической, предметной агрессии.

Контингент: подростки (12-16 лет).

Формы работы: групповая.

Количество участников: 4-8 человек

1. Разминка.Упражнение: «Имя и эпитет»

Группа рассаживается по кругу. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя.Например: Саша Счастливый, Лена Ласковая и т. д.

2. Упражнение «Что дальше?».

Важно выяснить, типичные реакции на просьбу и типичные модели поведения во взаимодействии.

Цель: Определить поведенческие модели, обсудить альтернативные варианты реагирования на сложные ситуации

Ты узнаёшь, что твой друг рассказал про тебя информацию, которой ты не хотел бы ни с кем делиться?

Твоя девушка беременна.

Ты беременна и тебя бросил парень

У тебя украли дорогостоящую вещь, которая тебе не принадлежит.

Тебя бросил (а) любимый человек

Ты очень хочешь вещь, на которую у тебя не хватает денег.

В интернет выложили фото, которое тебе не нравится и которое ты не хотел, чтобы видели окружающие.

Ты поссорился с близким тебе человеком.

Погиб твой родной человек

Выгнали с урока

Потерял iPhone 8,

Безответная любовь. Тебе безумно нравится девушка/парень который не обращает на тебя никакого внимания и встречается с другим (ой).

Выслушать все мнения подростков и обсудить, возможна дискуссия.

Вывод: Безвыходных ситуаций не бывает, со всем можно справиться, главное не делать поспешных, необдуманных поступков!

3. «Я подарок для мира, потому что….»

Цель: повышение уверенности в себе, принятие своей индивидуальности.

Для выполнения данного упражнения необходимо заранее подготовить листочки с нарисованными на них подарками. После каждого высказывания «Я подарок для мира, потому что….» ребёнку выдается картинка с подарком и педагог повторяет сказанные им слова.Например: — «Я подарок для мира потому что, люблю маму»

— Да Сережа, ты действительно подарок для мира, это очень важно, что ты любишь маму, молодец!

Всем участникам тренинга необходимо встать в круг. Вначале все произносят друг другу минимум по три комплимента. После чего каждая участник (ца) рассказывает присутствующим о своих 3 качествах, за которые ее/его можно любить или почему он (а) подарок для мира.

4. Упражнение «Я свободен»

Осознание своих целей.

Представьте себе, что вы приняли волшебную таблетку, которая на время устранит все сдерживающие факторы, усвоенные правила и моральные нормы. Вы освобождаетесь от робости, нерешительности, тревожности, от внутренней цензуры и любого внешнего давления. Действие волшебной таблетки продолжается в течении недели. Что вы будете делать всё это время? Что вы будете говорить? Как будет выглядеть ваша жизнь? Как вы будете себя чувствовать? Напишите или расскажите как бы вы прожили эту неделю?

А теперь подумайте, могли бы вы сделать что-то из того, что написали, и без волшебной таблетки? К каким целям вы можете стремиться без неё?

4. Релаксация. Участники тренинга расслабляются под приятную медиативную музыку.

Интернет для жизни или жизнь для интернета? Интернет-зависимость у подростков За последнее десятилетие интернет стал неотъемлемой частью жизни для большинства населения. Сегодня любой современный человек хоть раз в.

Воспитание ценностного отношения к семье у подростков Семья, семейные отношения, семейные ценности – понятия, которые в современном обществе отходят по значимости на задний план, забывая о том,.

Физкультурное занятие в подготовительной группе с элементом технологии ТРИЗ Физкультурное занятие в подготовительной группе с элементом технологии ТРИЗ. Цель: развивать подвижность и гибкость тела детей. Задачи:.

Игра-путешествие с элементами тренинга для детей 6–7 лет «Необычный гость» Цель: формирование интеллектуальной и социальной готовности к школьному обучению. Задачи: 1. Обучение детей ориентировке в пространстве,.

Практическое занятие для воспитателей «Конфликты» (семинар с элементами тренинга) Практическое занятие для воспитателей «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей» Заблуждаться – это человеческое Прощать.

Родительское собрание «Безопасность детей в сети интернет или смертельно опасные игры подростков» В социальных сетях появляются многочисленные посты о новой опасной виртуальной игре среди подростков «Синие киты». Игру называют – «Группы.

Школьная готовность, или Что надо знать родителям для успешного обучения детей в школе Уже несколько лет я провожу психологическую диагностику на предмет готовности детей к школе. Именно психологическую, где важные школьными.

Тренинг как форма интерактивного обучения ВВЕДЕНИЕ Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (inter- «взаимный», act-«действовать»). Интерактивное обучение – это.

Волшебный крючок Программа по вязанию игрушек (амигуруми) для детей и подростков 7–12 лет 2 года обучения Комитет по молодёжной политике Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский.

Занятие для подростков «Я и моя семья» Целевая аудитория: несовершеннолетние 12-18 лет. Форма и методы работы: беседа-диалог, работа в группах, индивидуальная работа; словестно-наглядный,.

Ассертивность

Ассертивность — это способность человека с достоинством и уверенно отстаивать свои права, при этом не зависеть от внешних оценок, влияний и не попирать права других. Эта способность проявляется в самостоятельности по урегулированию собственного поведения.

Обычная модель поведения человека сводится к двум крайностям: агрессия или пассивность. Первый случай отмечается завуалированным или явным желанием доминировать и манипулировать окружающими, подчиняя своим интересам. Второй случай характеризуется тем, что человек добровольно принимает на себя роль жертвы и ним руководит неуверенность, страх перед предстоящими переменами или, напротив, опасения потерять нажитое.

Ассертивное поведение руководствуется принципом: мы партнеры и никто никому ничего не должен.

Ассертивность заключается в самоутверждении без ложной скромности, а также бахвальства. Человек уверенно защищает свои интересы, учитывая точку зрения других людей.

Ассертивность в психологии

Под ассертивным поведением в психологии понимают открытое, прямое поведение, не имеющее умысла причинить вред другим людям. Существуют специальные разработки программ социально-психологического тренинга, целью которых выступает упрочение и развитие ассертивности. Отдельные программы придерживаются бихевиоральной ориентации, другие ориентированы на гуманистическую психологию, но все они нацелены на принцип развивать у человека способность быть твёрдым, дружелюбным и честным.

Ассертивность в психологии – это, прежде всего принятие ответственности за свое поведение. Речь идет, прежде всего, о том, что человек ответствен за личное поведение и не имеет права обвинять людей за их реакцию.

Термин ассертивность заимствован из английского языка и обозначает настаивание на своем или отстаивание своих прав. В разговорной речи употребляется редко, однако в психологии отмечается довольно часто. Под ассертивностью в психологии понимается личностная черта, которая характеризуется автономией, а также независимостью от оценок, внешних влияний и способности регулировать собственное поведение. Можно допустить в понимание ассертивности такое понятие, как самодостаточность.

Концепция ассертивности появилась в конце 50-х прошлого века в работах американского психолога А. Солтера, который соединил ключевые положения гуманистической психологии. Теория Солтера включает конструктивный, оптимальный способ межличностного взаимодействия, в противовес деструктивным способам — агрессии и манипуляции. Традиционные механизмы социализации непроизвольно формируют уязвимость человека, сталкиваясь со всевозможными манипуляциями от других людей. Человек испытывает влияние внешних воздействий, а окружающие этим зачастую злоупотребляют, манипулируя в своих целях. Испытывая на себе неприемлемые требования, человек не способен им противоречить, поэтому подчиняется в противовес своим установкам и желаниям. Зачастую собственные требования, а также притязания не высказывает, постоянно сверяя свои поступки, побуждения с чужими оценками, стесняясь своих чувств и боясь показать свое подлинное лицо. Стараясь преодолеть такое положение, человек невольно овладевает манипулятивными приемами, отвечая агрессией на агрессию или даже на справедливую критику. Эта тактика дает временный, иллюзорный эффект, обедняя человека в межличностных отношениях, а также в плане душевного комфорта. Формирование ассертивного поведения предусматривает, чтобы человек пересмотрел, насколько его личностное поведение выражает его собственные склонности, а также побуждения и насколько это навязанные кем-то установки. Необходимо осознать, когда и кем прописан вашей жизни сценарий, если он вас не устраивает, то его необходимо откорректировать. Зачастую происходит, что человек попадает во власть установок, которые ему чужды и от этого страдает. В этом случае необходимо возложить только на себя главную роль, что значит фактически переписать жизненный сценарий, выступив режиссером всей постановки. Ключевые положения тренинга ассертивности включают подмену негодных установок на новые.

Читать еще:  Ролевые ситуации для тренинга

Тренинг ассертивности

Мануэль Смит разработал самоутверждающую модель ассертивного поведения, которая включают следующие принципы и права:

— я могу оценивать мысли, собственное поведение, эмоции и поэтому, самостоятельно отвечать за последствия;

— я имею право не объяснять личностное поведение и не извиняться;

— я имею право обдумать решение проблемы самостоятельно;

— я имею право менять своё мнение;

— я имею право не знать чего-либо;

— я имею право отвечать за ошибки;

— я имею право высказаться о том, что мне не интересно;

— я имею право существовать независимо от доброжелательности людей, а также от их благосклонного отношения ко мне;

— я имею право на принятие нелогичных решений;

— я имею право высказаться, что кого-то не понимаю.

Ассертивность в переговорах это демонстрация уважения и самоуважения к другим людям, а также достижение рабочего компромисса, включающего выход, устраивающий обе стороны.

Ассертивность включает эффективное общение, которое отмечается в трех главных качествах — открытость, честность и прямота в разговоре. Эти принципы соблюдаются не за счёт эмоционального состояния собеседника. Прежде всего, речь идет о способности говорить то, что чувствуете и думаете относительно обсуждаемого вопроса, однако, не расстраивая, что важно, партнера по общению и демонстрируя уверенность, а также позитивную установку. Уверенность в себе отмечается следующими параметрами: самоуважением, а также причислением себя к профессионалам, владеющими своим ремеслом.

Ассертивность в общении это умение понимать и внимательно слушать. Человек стремится понять позицию и точку зрения собеседника. Зачастую мы относим себя к хорошим слушателям, однако возникает вопрос: почему, слушая, мы переходим от фактов к предположениям, часто перебивая и желая быстро изложить свою точку зрения?

Ассертивность в деловом общении очень важная способность, включающая в себя следующие принципы и права: выражать чувства, мнения и убеждения; говорить «нет» или «да»; менять мнение; быть самим собой, при этом не подстраиваясь под мнение других; сказать «я не понимаю»; не брать ответственность за чужого человека; просить о чем-либо; рассчитывать на серьёзное отношение к себе; ошибаться; устанавливать собственные приоритеты, принимая решения быть нелогичным; высказаться «мне это безразлично». Антонимом ассертивного состояния выступает манипулятивность, под которой понимают убеждения, развивающие пассивную модель поведения.

Ассертивность, являясь социальным качеством личности, проявляется в сотрудничестве, а также ориентации на компромисс. Другие психологи дают такое объяснение состояния, как продвижение своей воли и умение настаивать на своем, а также убеждать. Развитие этой способности нуждается в обучении спонтанным реакциям, при которых человек делает то, что хочет и ни в чём себя не ущемляет. Управление собой направлено на улучшение жизни. Если живёте в гармонии, то значит, управляете множеством вещей вокруг себя, включая и людей. Плывя по течению, люди сами разрешают манипулировать собой, позволяя решать все за себя. Что происходит в жизни: зачастую мы решаем чужие проблемы, наказываем за ошибки. Чем это грозит: вы садите человека себе на шею, а он потом впадает в состояние апатии. Наказывая за ошибки – мы наказываем за полученный опыт. Решая чужие проблемы – мы делаем беспомощным человека.

Ассертивные навыки вырабатываются таким образом. Необходимо представить себя в свободной компании, где никто ничего никому не должен и не обязан. Свободные люди делают только то, что решили и хотят, и только поэтому они вызывают интерес друг у друга. Только представьте, насколько вы станете богаче и обаятельнее, когда будете делать, что желаете.

Тест на ассертивность

Обработка включает подсчет числа положительных ответов:

А – 1, 6, 7, 11, 13, 18, 20, 23.

Б – 2, 4, 8, 10, 14, 17, 19, 22.

В – 3, 5, 9, 12, 15, 16, 21, 24.

Высокий показатель в А говорит об представлении ассертивности, однако не использовании ее в жизни. Зачастую вы испытываете недовольство окружающими и собой.

Высокий показатель в Б свидетельствует, что вы правильно двигаетесь и способны овладеть ассертивностью. Изредка ваши попытки в действиях переходят в агрессивность.

Высокий показатель в В говорит об хороших шансах овладеть ассертивностью. У вас выстроилось мнение о себе, а также своем поведении, вы стали оценивать себя реалистично.

Наименьший показатель в А говорит о том, что не использованы шансы, которые дает жизнь. Необходимо научиться жить гармонично и с собой в согласии.

Наименьший показатель в Б свидетельствует, что ассертивности возможно научиться.

Наименьший показатель в В говорит о существовании проблемы. Вы очень переоцениваете себя и поэтому ведете себя не вполне искренне, представляя себя в лучшем свете.

Инструкция: вам необходимо поставить «+» за каждый ответ положительный, или « – » за каждый ответ отрицательный.

1. Меня очень раздражают ошибки людей.

2. Я могу легко напомнить о долге другу.

3. Периодически я говорю неправду.

4. Я всегда в состоянии о себе позаботиться.

5. Мне приводилось ездить «зайцем».

6. Соперничество лучше, чем сотрудничество.

7. Я часто изматываю себя по мелочам.

8. Я человек достаточно решительный и самостоятельный.

9. Я люблю всех своих знакомых.

10. Я верю в свои силы при возникновении проблемы.

11. Находясь на чеку всегда можно защитить свои интересы.

12. Неприличные шутки не вызывают у меня смеха.

13. Я признаю всегда авторитеты и поэтому уважаю их.

14. Никому не позволю вить из меня веревки. Сразу заявлю протест.

15. Я поддерживаю всегда всякое доброе начинание.

16. Никогда не лгу.

17. Я очень практичный человек.

18. Меня всегда угнетает тот факт, что теоретически могу потерпеть неудачу.

19. Согласен с суждением: «Руку помощи ищи изначально у собственного плеча».

20. Приятели оказывают на меня значительное влияние.

21. Я всегда прав, пусть даже другие считают иначе.

22. Согласен с изречением: «важна не победа, а участие».

23. Перед тем, как что-либо предпринять — подумаю, как воспримут это другие.

24. Я никому никогда не завидую.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Тренинг ассертивности упражнения


Несколько мыслей об Ассертивности…

ВЫ ХОТИТЕ СКАЗАТЬ, НО НЕ МОЖЕТЕ, ПОТОМУ ЧТО НЕ БЫЛО ПРАКТИКИ… ЗНАКОМО?

— Вы хотите сказать: мне нужно побыть одному. Но вместо этого глупо улыбаетесь и терпите бесконечное нарушение личного пространства. У вас снижается мотивация ко всему. Нарастает неудовлетворенность собой. Знакомо? — Ваш собеседник-манипулятор остроумен, за словом в карман не полезет. Вы не успели осознать первый его выпад в ваш адрес, а он уже стреляет в вас вторым и третьим снарядом. Знакомо? Вы в растерянности, самооценка падает…

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ, ЕСЛИ СЛОВА НА ХОДУ НЕ ПОДОБРАТЬ?
— Для начала «сделать лицо», улыбнуться, пусть и натянуто.

— Можно использовать фразу-клише: возможно, в чем-то вы правы. Я подумаю над вашими словами. А сейчас мне нужно побыть одному (уйти, как вариант. Или: прошу вас, уйдите).

Проблемы здесь 3:

1). Вы не знаете, ЧТО ИМЕННО говорить в таких случаях.

2). Вы не уверены в себе, боитесь разжать зубы… Боитесь последствий. То есть, не привыкли преодолевать страх. Это грустное явление называется ПРИВЫЧКА ПОДЧИНЯТЬСЯ СТРАХУ.

Читать еще:  Психологический тренинг определение

3). В вас заложены, вбиты, вами приняты неправильные ПРОГРАММЫ ПОВЕДЕНИЯ, в которых вы воспринимаете себя как вечного подчиненного, вечного исполнителя чужих желаний, вечного раба.

ПРИМЕР. СТРАХИ ЖЕНЩИН

Солнечный день. Открытый бассейн, джакузи под небом, рядом строения бань, саун, тихие ресторанчики среди соснового бора, неподалеку залив. Людей мало. Атмосфера отдыха, релаксации и комфорта. Молодая женщина пытается получить удовольствие в одной из чаш джакузи. Она отдыхает от бесчисленных трудовых дней, читая книгу. Назовем женщину Алёна.

Во второй чаше пребывает полная дама с коктейлем в руках и унылым выражение лица. Из отеля выходит парень, по виду симпатичный, и вразвалку направляется к той чаше, в которой релаксирует Алёна.

На лице нашей героини отражается явное неудовольствие. Её уединение сейчас будет нарушено. Она демонстративно утыкается в книгу. Парень улыбается, он явно заинтересован. Заняв место рядом с Алёной, он начинает нести чушь про погоду и про то, что в баре можно взять пиво. Алёна кивает из вежливости, глупо улыбается и пытается продолжить чтение. Но парень настойчив, он пытается шутить, говорит комплименты её телосложению… В конце концов Алёна выбирается из чаши, напяливает халат и направляется в сторону бани. Парень выныривает из ванны и следует за ней:

— Надеюсь, я вам не помешаю.

Алёна неопределенно пожимает плечами и терпит нежелательное общество. Потом она задаёт себе вопрос: ЧТО мешало вежливо сказать:

— Молодой человек, я сегодня не расположена к общению. Надеюсь на ваше понимание.

Что мешало, спрашивается.

Когда женщина не привыкла отвергать ухаживания, она либо не уверена в себе, либо «жалеет» мужчин, щадяще относится к их самолюбию. А жалость в данном случае уместна ли? Особенно, когда мужчина не нравится.

ЖЕНСКОЕ РАБСТВО

В женщинах по-прежнему много остается рабства. Терпеть, изображать, улыбаться, притворяться — пока все ещё норма. Но эта норма — ничто иное как извращение собственных желаний. Рабское поведение выращивает внутреннего горбуна.

СТРАХИ МУЖЧИН

Страх перед отказом часто толкает мужчин на то, чтобы скорее согласиться обладать дурнушкой, серой мышкой, чем бороться за обладание яркой, состоявшейся личностью, женщиной, вызывающей восторженные взгляды. Ведь звезда будет постоянно нравиться остальным мужчинам, придется всегда быть на высоте рядом с такой спутницей, придется соответствовать ей, постоянно расти. К тому же, страх перед отказом — подойти К ТАКОЙ женщине.

Есть мужчины, готовые добиваться только ярких женщин, и серые мышки не интересуют их. Это мужчины с высокой самооценкой, и далеко не всегда красавцы, но как правило — состоявшиеся, успешные, с высоким уровнем дохода, читающие, интересующиеся, с отличными коммуникативными навыками и чувством юмора, а самое главное, привыкшие к мысли о том, что отказ и сопротивление — это здорово и хорошо.

Что же за приз, если его не нужно завоёвывать.

Если вас угнетают и контролируют собственные страхи, если хотите научиться говорить нет — улыбаясь, если вам необходимо умение пресекать манипуляции — стоит освоить Ассертивность или техники уверенного поведения. Вы научитесь на тренинге видеть ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, РАЗНОВИДНОСТИ манипуляций.

Пока манипулятор говорит, вы сможете определить вид манипуляции и вынуть из «таблетницы» подходящую таблетку! Это весело! Словесные атаки и провокации можно умело отражать. Это своего рода психологическое самбо.

За 3 часа тренинга я в паре с желающими разбираю 21 технику ассертивного поведения. Ваш арсенал увеличится весьма. С каждым разом вы станете реагировать все более уверенно, и вскоре вам станет смешно, весело от того, сколь просто решаемы эти задачи. Есть задачи посложнее!

УДОВОЛЬСТВИЕ и ПОЛЬЗА ОТ ТРЕНИНГА

На тренинге вы от души посмеетесь, избавитесь от внутреннего напряжения и зажимов. Цель тренинга для вас — почувствовать уверенность, прилив сил. Люди приходят очень интересные, живые!

Вместе мы сломаем старые, неэффективные программы и освоим новые модели поведения. Вам будет проще отказывать и делать предложение, вести переговоры и презентации, убеждать людей в своей позиции. Но главное — вы ощутите, что ДОСТОЙНЫ БОЛЬШЕГО. И это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТАК.
Наталья Грэйс

  • Причины возникновения агрессии, хамства; природа страхов;
  • Позитивное и негативное мышление; внутренний жест.
  • Виды манипуляций.
  • Техники ассертивности (противостояние манипуляциям).
  • Психологическое самбо (тестирование на ассертивность).

Производственные отношения

  • Конфликты в деловом общении.
  • Методы предотвращения, урегулирования и разрешения конфликта.
  • Как реагировать на оскорбительные высказывания начальника?
  • Как защитить себя от негативного воздействия коллег по работе?
  • Как отстоять свое мнение в совместных проектах с более опытным коллегой?
  • Как реагировать, если при трудоустройстве работодатель задает Вам провоцирующие
    вопросы?

Семейные отношения

  • Отношения между родственниками.
  • Производственные отношения между родственниками, если родственник является Вашим начальником или подчинённым.
  • Конфликтные ситуации между супругами (доминирование, подавление, противостояние).

Ассертивность в мире, который меня окружает

  • Негативные ситуации в магазине, на улице, в транспорте…
  • Как вернуть в магазин бракованный товар?
  • Если Вам нагрубили в общественном месте…
  • Как вести себя с хулиганами?
  • Тренинг (практикум).

Взаимоотношения между друзьями и знакомыми

  • Кто наши друзья: друг или враг, вампир или донор?
  • В каких случаях полезно сказать «Нет».

Ассертивность — определение,тренинг, видео упражнения

В этой статье доступным для обычных пользователей языком раскрыты основные понятия ассертивного поведения и его эффективного применения в управлении коллективом. Эта информация будет полезна не только руководителям и психологам, но и каждому человеку для переоценки собственного поведения и умения достигать успеха через его изменение в более позитивную сторону.

Что такое ассертивность — определение

  • Умение выразить себя в контактах с другими, а также защитить свою психологическую территорию;
  • Положительная реализация своих целей без агрессии, но и без податливости;
  • Ассертивное поведение: непосредственное, вежливое, настойчивое и опирающееся на рациональные предпосылки.

Примеры ассертивного поведения

Выражение собственного мнения без атаки на мнение других лиц;

  • Отказ без обиды других;
  • Защита своих прав решительным, но не агрессивным образом;
  • Похвала критика с сохранением уважения к другому человеку;
  • Открытое выражение чувств и убеждений.

Ассертивность в психологии

Польза, проистекающая из ассертивного руководства людьми:

  • Уменьшается риск конфликта между начальником и подчиненными;
  • Все непонимания можно разрешить сразу же, поскольку коммуникация здесь открытая и непосредственная;
  • Больше конкретности и честности в общении с подчиненными;
  • Лучше атмосфера на работе, взаимное доверие;
  • Увеличивается уверенность в себе руководителя, а также его авторитет в глазах подчиненных;
  • Уменьшается риск манипуляции и агрессии в служебных отношениях.

Техники ассертивности. Ассертивная выдача распоряжений

4 элемента ассертивного распоряжения:

  • Указываем, кто именно является отправителем распоряжения;
  • Обращаемся непосредственно к адресату распоряжения;
  • Говорим, кого конкретно оно касается;
  • Определяем, когда именно оно должно быть выполнено.

Выдача распоряжений – примеры

Неассертивное поведение

«Пусть это кто-нибудь сделает», «Хорошо бы было, если бы Вы окончили этот доклад…», «Нужно было бы написать этот отчет», «Только такой способный, как Вы, сможет выполнить это задание», «Немедленно выполни это и не задавай никаких вопросов».

Ассертивное поведение

«Иван Иванович, я ожидаю от Вас, что Вы подготовите материал для обучения к концу этой недели. Пожалуйста, принесите мне его, когда он будет готов».

Техника ассертивности. Ассертивная критика

Принципы предоставления критической информации:

  • Оценивай поведение данного человека и его последствия, а не самого человека;
  • Говори конкретно, не обобщай, не используй слова: «всегда», «никогда»;
  • Отделяй факты от интерпретации;
  • Будь объективен, не руководствуйся своими предубеждениями;
  • Подскажи, как следовало бы поступать правильно;
  • Не передавай невербальную агрессию (не криви лицо, говори спокойно);
  • Одобри то, что было в оцениваемом поведении положительно;
  • Критикуй, чтобы спровоцировать изменение в поведении, а не для того, чтобы разрядить свои негативные эмоции;
  • Предоставляй критическую информацию непосредственно после оцениваемого поступка, не напоминай об ошибках через длительный срок;
  • Если ты выражаешь собственное мнение, используй «Я-выражения», например, По-моему…, Я думаю, что…;
  • Не критикуй при третьих лицах.

Пример ассертивной критики: «В твоем докладе я нашел несколько ошибок. Они приводят к тому, что все остальное не вызывает доверия. Я подчеркнул их красным. Я жду, что ты исправишь их к завтрашнему дню. Если у тебя есть сомнения, мы можем их обсудить».

Читать еще:  Тренинг социальных навыков

ЗАПОМНИ! Твое умение критиковать определяет результативность критики!

Неассертивная критика – примеры

  • «Не нравится мне эта таблица, Вы могли бы и постараться». Субъективное мнение, отсутствие конкретных претензий.
  • «Как всегда твое поведение отличается от принятых норм, ты никогда этому не научишься». Обобщение.
  • «Вы мало динамичны и у Вас слишком устарелый взгляд на вещи». Оценивается личные качества.
  • «Черт возьми, что ты снова натворил? Уйди с глаз моих долой». Агрессивная критика.
  • «Из-за твоей ошибки все мои усилия пропали даром». Вызывается чувство вины.

Техника ассертивности. Ассертивный отказ

Процедура ассертивного отказа:

  • Мы говорим «Нет»; говорим, чего мы не сделаем, обосновываем отказ (конкретно, например, несоответствия выражаемой просьбы существующим положениям);
  • Техника «заезженной пластинки» — повторение того же самого, если собеседник не уступает;
  • Окончание разговора, если на нас продолжают давить.

Ассертивное поведение и Отказ – примеры

Неассертивный отказ

  • «Как обычно, ты приходишь ко мне не вовремя и чего-то от меня хочешь. Постыдился бы просить об этом!»
  • «Собственно, я не могу сейчас этим заняться, но если тебе очень нужно… Может, урегулируем это очень быстро…»

Асертивный отказ

«Нет, я не согласен повысить вам зарплату. Это не соответствует правилам, которые мы предварительно определили, а также действующим процедурам. Если вы будете настаивать на этом, я буду вынужден прервать этот неконструктивный разговор».

Техника ассертивности. Реагирование на нарушение границ

4-х ступенчатая процедура реагирования на нарушение наших прав и психологических границ:

  • информация о том, что нам не нравится (определение проблемы);
  • выражение своего мнения и связанных с этим эмоций;
  • представление психологических тылов или предложение изменения;
  • использование тылов, если вредящее нам поведение продолжается.

Ассертивная реакция на нарушение границ – пример:

«Вы все время разговариваете по служебному телефону. Меня это отвлекает и нервирует, и, кроме того, вы блокируете другие соединения. Занимайтесь своими личными делами после работы».

Или: «Если Вы часами будете сплетничать по телефону, я буду вынужден найти себе другого секретаря».

Тренинг ассертивности, подведем итоги

  • Конфликты и проблемные ситуации могут препятствовать развитию отдела или учреждения;
  • Управление конфликтом заключается в его обнаружении и поиске решений;
  • Одним из инструментов разрешения конфликтов является ассертивное поведение;
  • Ассертивность, как или любое другое поведение, — это проблема собственного выбора;
  • Использование альтернативного по отношению к ассертивному поведения ведет к углублению конфликтной ситуации.

Видео: развитие ассертивности

Видео: Тренинг ассертивности, упражнения

Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения для подростков 12–16 лет. Занятие с элементом тренинга «Я спокоен»

Ольга Кононова — Анисимова
Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения для подростков 12–16 лет. Занятие с элементом тренинга «Я спокоен»

«Я спокоен

Основан на представлении, что противоправное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

Цель тренинга: развить ассертивность (уверенность) у подростков, способствовать формированию навыков адаптивного и конструктивного поведения.

Задачи тренинга:

1. повышение самооценки, снижение уровня личностной тревожности, усиление чувства уверенности в себе;

2) отработка приемов уверенного поведения в различных жизненных ситуациях без употребления словесной, физической, предметной агрессии.

Контингент: подростки (12-16 лет).

Формы работы: групповая.

Количество участников: 4-8 человек

1. Разминка.Упражнение: «Имя и эпитет»

Группа рассаживается по кругу. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя.Например: Саша Счастливый, Лена Ласковая и т. д.

2. Упражнение «Что дальше?».

Важно выяснить, типичные реакции на просьбу и типичные модели поведения во взаимодействии.

Цель: Определить поведенческие модели, обсудить альтернативные варианты реагирования на сложные ситуации

Ты узнаёшь, что твой друг рассказал про тебя информацию, которой ты не хотел бы ни с кем делиться?

Твоя девушка беременна.

Ты беременна и тебя бросил парень

У тебя украли дорогостоящую вещь, которая тебе не принадлежит.

Тебя бросил (а) любимый человек

Ты очень хочешь вещь, на которую у тебя не хватает денег.

В интернет выложили фото, которое тебе не нравится и которое ты не хотел, чтобы видели окружающие.

Ты поссорился с близким тебе человеком.

Погиб твой родной человек

Выгнали с урока

Потерял iPhone 8,

Безответная любовь. Тебе безумно нравится девушка/парень который не обращает на тебя никакого внимания и встречается с другим (ой).

Выслушать все мнения подростков и обсудить, возможна дискуссия.

Вывод: Безвыходных ситуаций не бывает, со всем можно справиться, главное не делать поспешных, необдуманных поступков!

3. «Я подарок для мира, потому что….»

Цель: повышение уверенности в себе, принятие своей индивидуальности.

Для выполнения данного упражнения необходимо заранее подготовить листочки с нарисованными на них подарками. После каждого высказывания «Я подарок для мира, потому что….» ребёнку выдается картинка с подарком и педагог повторяет сказанные им слова.Например: — «Я подарок для мира потому что, люблю маму»

— Да Сережа, ты действительно подарок для мира, это очень важно, что ты любишь маму, молодец!

Всем участникам тренинга необходимо встать в круг. Вначале все произносят друг другу минимум по три комплимента. После чего каждая участник (ца) рассказывает присутствующим о своих 3 качествах, за которые ее/его можно любить или почему он (а) подарок для мира.

4. Упражнение «Я свободен»

Осознание своих целей.

Представьте себе, что вы приняли волшебную таблетку, которая на время устранит все сдерживающие факторы, усвоенные правила и моральные нормы. Вы освобождаетесь от робости, нерешительности, тревожности, от внутренней цензуры и любого внешнего давления. Действие волшебной таблетки продолжается в течении недели. Что вы будете делать всё это время? Что вы будете говорить? Как будет выглядеть ваша жизнь? Как вы будете себя чувствовать? Напишите или расскажите как бы вы прожили эту неделю?

А теперь подумайте, могли бы вы сделать что-то из того, что написали, и без волшебной таблетки? К каким целям вы можете стремиться без неё?

4. Релаксация. Участники тренинга расслабляются под приятную медиативную музыку.

Интернет для жизни или жизнь для интернета? Интернет-зависимость у подростков За последнее десятилетие интернет стал неотъемлемой частью жизни для большинства населения. Сегодня любой современный человек хоть раз в.

Воспитание ценностного отношения к семье у подростков Семья, семейные отношения, семейные ценности – понятия, которые в современном обществе отходят по значимости на задний план, забывая о том,.

Физкультурное занятие в подготовительной группе с элементом технологии ТРИЗ Физкультурное занятие в подготовительной группе с элементом технологии ТРИЗ. Цель: развивать подвижность и гибкость тела детей. Задачи:.

Игра-путешествие с элементами тренинга для детей 6–7 лет «Необычный гость» Цель: формирование интеллектуальной и социальной готовности к школьному обучению. Задачи: 1. Обучение детей ориентировке в пространстве,.

Практическое занятие для воспитателей «Конфликты» (семинар с элементами тренинга) Практическое занятие для воспитателей «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей» Заблуждаться – это человеческое Прощать.

Родительское собрание «Безопасность детей в сети интернет или смертельно опасные игры подростков» В социальных сетях появляются многочисленные посты о новой опасной виртуальной игре среди подростков «Синие киты». Игру называют – «Группы.

Школьная готовность, или Что надо знать родителям для успешного обучения детей в школе Уже несколько лет я провожу психологическую диагностику на предмет готовности детей к школе. Именно психологическую, где важные школьными.

Тренинг как форма интерактивного обучения ВВЕДЕНИЕ Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (inter- «взаимный», act-«действовать»). Интерактивное обучение – это.

Волшебный крючок Программа по вязанию игрушек (амигуруми) для детей и подростков 7–12 лет 2 года обучения Комитет по молодёжной политике Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский.

Занятие для подростков «Я и моя семья» Целевая аудитория: несовершеннолетние 12-18 лет. Форма и методы работы: беседа-диалог, работа в группах, индивидуальная работа; словестно-наглядный,.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector