Mos220.ru

Онлайн марафоны
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сценарий тренинга для педагогов

Сценарий тренинга для педагогов

Автор: Петянова Елена Вячеславовна

Организация: МАДОУ «Надежда»

Населенный пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск

Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде.

Задачи тренинга:

  1. профилактика синдрома эмоционального выгорания;
  2. снятие психического напряжения и эмоциональной усталости;
  3. изменение коллективного настроения, посредством группового взаимодействия;
  4. формирование хорошего психологического климата, навыка эффективной коммуникации и взаимодействия с помощью внутреннего сотрудничества и взаимопомощи внутри коллектива.

Оборудование: листы формата А4, карандаши и ручки, вывеска «Здоровье», музыка, карточки с незаконченными предложениями.

Целевая аудитория: воспитатели, специалисты.

Количество участников: 15- 20 человек.

Время проведения: 1 – 1,5 часа.

Содержание тренинга.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вы мечтали когда-нибудь найти клад или владеть сокровищами? А может многим из нас сокровище дается при рождении. Но не все в состоянии сохранить, сберечь это сокровище. «Здравствуйте!» — говорим мы друг другу при встрече, не задумываясь, что это не просто приветствие, а пожелание здоровья. Ведь здоровье – это и есть сокровище, самое ценное в нашей жизни. Говорят «здоровье – это еще не все. Но без него все остальное – ничто».

Сегодня предлагаю вам принять участие в тренинге с целью профилактики и укрепления нашего психологического здоровья.

Китайская поговорка гласит:

«Расскажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь».

Человек усваивает: 10% того, что слышит

50 % того, что видит,

70 % того, что сам переживает,

90 % того, что сам делает.

  1. Упражнение «Комплименты».

Цель: формирование хорошего психологического климата и навыка эффективной коммуникации.

Всем из присутствующих говорили приятные слова, комплименты. Сейчас я предлагаю выполнить упражнение. Каждый из вас напишет на листе бумаге большими буквами свое имя в столбик. Затем мы поменяемся листочками. Каждый, выбравший себе листочек с именем одного из участника тренинга, напишет комплименты, добрые и ласковые слова, характеризующие этого человека. Каждый комплимент начинается на букву, присутствующую в имени участника.

(Например: И – интересная, Р – работоспособная, А – ангельская). После этого участники озвучивают свои комплименты по очереди. Тот участник, кому сказали комплименты говорит: «Да я такая, а еще я…» и добавляет ласковое, хорошее слово о себе.

Вопросы:

  • как вы сейчас себя чувствуете;
  • приятнее было получать комплимент или говорить комплимент другому человеку;
  • трудно ли было выполнять упражнение.

2. Упражнение «Театр Кабуки».

Цель: изменение коллективного настроения, посредством группового взаимодействия.

Игра напоминает игру «Камень, ножницы, бумага».

В театре Кабуки есть 3 главные роли:

Принцесса. Чтобы изобразить Принцессу надо присесть покачивая плечами и сказать: «Хи!».

Дракон. Вверх поднимают обе руки изображая когти и произносят: «Р-р-р!»

Самурай. Выхватывают воображаемый меч и резко произносят: «Ха!»

Каждая из команд посоветовавшись выбирает себе роль. При этом надо учитывать, что Самурай убивает Дракона, Дракон съедает Принцессу, а Принцесса очаровывает Самурая. Победившая команда получает очко. Игра продолжается до 5 очков.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. А как вы заботитесь о своём здоровье? (ответы участников тренинга)

Теперь предлагаю вам проверить насколько активно, вы сами заботитесь о своём здоровье и способствуйте его укреплению.

  1. Упражнение «Я работаю над своим здоровьем».

Педагоги встают со своих мест и выстраиваются в линию или встаю в круг, в центре круга вывеска «Здоровье».

Я буду задавать вопросы, если будет ответ положительный, то делайте шаг вперёд, если отрицательный – не двигайтесь.

  • Я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;
  • Я ежедневно совершаю прогулки перед сном;
  • Я посещаю бассейн, тренажерный зал, или занимаюсь каким-либо спортом;
  • У меня отсутствуют вредные привычки;
  • Я соблюдаю режим дня;
  • Я правильно питаюсь;
  • Я эмоционально уравновешен;
  • Я выполняю профилактику заболеваний.

Итак, кто из вас оказался рядом, ближе всего с бесценным сокровищем «здоровье»? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья. И каждому из нас есть над чем задуматься.

Наше здоровье зависит от нашего настроения. А что может поднять нам настроение? Это музыка и танцы. Для этого предлагаю немного потанцевать.

  1. Упражнение «Танец отдельных частей тела».

Цель: снятие психического напряжения и эмоциональной усталости.

Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен.

— танец всего тела.

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела. При помощи данного упражнения мы с вами избавились от мышечных зажимов, «выплеснули» негативную энергию.

Т.к. мы сегодня говорим о нашем психологическом здоровье, которое непосредственно влияет на наше соматическое состояние, предлагаю вам выполнить следующее упражнение.

5. Упражнение «Звуковая гимнастика».

Цель: укрепление духа и тела.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, послушайте о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки:

А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.

Снятию стресса помогает как смех, так и слёзы. Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться». Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, смех помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеется, живет долго!

Большинство людей признается, что после слез, они чувствуют себя лучше. Ученые считают, что слезы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать.

  1. Упражнение «Распредели по порядку».

Цель: донести важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности, осознание своего «Я».

Предлагаю распределить по порядку (на данный момент) следующий перечень (можно в виде круговой диаграммы в процентах):

— дети;

— работа;

— муж;

— Я;

— друзья, родственники.

А сейчас предлагаю распределить по порядку (как они хотят, чтобы было в идеале) этот же перечень.

После предлагается поразмыслить над полученными результатами.

  1. Упражнение «Удовольствие».

Цель: помочь найти ресурсы и осознать необходимость их использования для восстановления сил.

На столах лежат листы бумаги, я предлагаю написать вам 10 видов деятельности, которые приносят вам удовольствие, вы, таким образом, заботитесь о своем душевном здоровье, балуете себя.

Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия.

Эти любимые виды деятельности и есть ваши ресурсы, которые можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

А вот что советует Мадэлин Беркли-Ален.

Памятка «Двенадцать советов».

  1. Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, ужин в ресторане).
  2. Разреши себе побыть некоторое время в одиночестве.
  3. Найди время с удовольствием заняться своим любимым делом.
  4. Позволь себе полдня провести за «ничегонеделанием».
  5. Займись тем, чем ты давно уже хотела заняться, но на что никогда не хватало времени.
  6. В выходной позволь себе подольше поспать.
  7. Похвастайся перед другом или родственником своими достижениями.
  8. Потрать некоторую сумму из своих сбережений и купи себе какую-нибудь безделушку.
  9. Каждый вечер вставай под душ и «смывай» события прошедшего дня, т.к. вода издавна является мощным универсальным проводником.
  10. Если у тебя имеются нарушения со сном, читай на ночь стихи, а не прозу. Так как стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
  11. Высыпайся. Здоровый сон составляет 5-6 часов. Перед сном обязательно проветривай помещение. Это способствует улучшению сна.
  12. Чаще совершай прогулки. Особенно прогулки полезны вечером.
  1. Упражнение «Правила здорового педагога».

Предлагаю вашему вниманию «Правила здорового педагога». Чтобы узнать их, выполните задание: дополните фразу недостающими словами.

1) Спокойствие, только ____________! (Спокойствие)

2) Выходите из дому только с _________сумочкой! (Дамской)

3)__________сон — важное условие твоего здоровья. (Крепкий)

4) _____________ ___________прежде, чем полюбить ближнего. (Полюби себя)

5) Всю __________ выполняйте только на работе! (Работу)

  1. Упражнение «Посещение зоопарка».

Цель: снятие психического напряжения и психологической усталости, формирование хорошего психологического климата.

Участники разбиваются по парам и встают друг за другом (или в один общий большой круг). Ведущий становится позади одного из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди.

В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).

Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).

Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев “сбегать” вниз по спине).

Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).

Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).

Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).

Слышатся дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).

Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).

Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).

А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).

Сейчас посетители идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера, затем убрать руки и поменяться местами).

  1. Упражнение «Аплодисменты».

Мы с вами хорошо поработали. И в завершении я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-крепко соединить в аплодисменты.

До новых встреч!

Список используемой литературы:

  1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
  2. Под редакцией Хрящевой Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Серия: психологический тренинг. – СПб.: Издат-во Институт Тренинга, РЕЧЬ, 2001.
  3. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.

Сценарий тренинга для педагогов
материал по теме

Цель: развивать умение вступать в контакт с самим собой, вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе, формировать позитивное принятие себя. Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности.

Читать еще:  Педагогическая компетентность тренинг

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сценарий тренинга для педагогов

Место проведения : методический кабинет.

Продолжительность тренинга : 60 минут.

Цель: развивать умение вступать в контакт с самим собой, вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе, формировать позитивное принятие себя. Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности.

Расположение участников : педагоги садятся за стулья, расположенные полукругом

Инструкция. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Закройте глаза и сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Помолчите несколько мгновений. Возьмитесь все за руки. Почувствуйте энергию, исходящую от руки соседа. Подумайте о том, что стремление всего коллектива совпадают с мечтами каждого из вас. Каждая из женщин стремится к здоровью и благополучию. Все ждут любви и стараются реализовать свой творческий потенциал. Сегодня мы будем усваивать новые позитивные идеи, которые могут улучшить нашу жизнь. Все хорошо, мы спокойны, мы в безопасности, все хорошо в нашем мире! Повторите! Все хорошо, мы спокойны, мы в безопасности, все хорошо в нашем мире! 1-2-3 откройте глаза.

  1. Упражнение «Позитивные установки»

Ответьте на вопрос: «Вы любите себя? Почему вы любите или не любите себя? Что мешает вам, любить себя?» (ответы педагогов).

— Чтобы быть счастливой, чтобы у вас всегда были хорошие отношения на работе, со всеми окружающими вас людьми, вы должны научиться любить себя.

Если вы не любите себя, вы не можете наслаждаться положительными взаимоотношениями. Вы думаете, любовь к самому себе – это тщеславие и самовлюбленность. Однако эти качества не имеют ни малейшего отношения к любви. Тщеславие и чванство – следствие недостатка самоуважения. Если вы, например, зациклены на своей внешности, то чувствуете себя не уверенно и пытаетесь сделать себя более приемлемыми для окружающих.

Но наше достоинство не вытекает из физической красоты: оно основано на том, насколько мы любим себя. Если вы не любите себя, то не можете любить и других. Любовь к себе всегда помогает оставаться спокойными и уверенными в себе и налаживать прекрасные отношения в коллективе. Вы должны любить себя, такими, какие вы есть, и знать, что вы достойны любви.

3. Работа с зеркалом

— Давайте сейчас поработаем с зеркалом. Возьмите зеркало, посмотрите с любовью, глядя в глаза своему отражению, и скажите: «Я люблю тебя, я в самом деле люблю тебя». Повторите 3 раза: «Я люблю тебя, я в самом деле люблю тебя». Полюбуйтесь на себя? Посмотрите, как вы прекрасны? Занимайтесь этим каждое утро, говорите себе: «Я люблю тебя. Что я могу сделать для тебя сегодня, чтобы быть счастливой». Повторите 3 раза: «Я люблю тебя. Что я могу сделать для тебя сегодня, чтобы быть счастливой». Затем прислушайтесь к своим внутренним потребностям. Это может быть что-то незначительное, но прислушиваясь, вы начнете доверять себе, и скоро обнаружите, что вам легче доверять и остальным.

Если у вас появляются неприятные ощущения, подойдите к зеркалу и скажите себе ласковые слова, напомните себе: «Все в порядке, я по-прежнему люблю тебя». Повторите 3 раза: «Все в порядке, я по-прежнему люблю тебя». Подождите когда уйдут плохие мысли, они уничтожаются вашим желанием любить себя. Помните, что любовь к себе намного важнее любого переживания: эмоции стихнут, а ваша любовь останется неизменной.

Если происходит что-то восхитительное, подойдите к зеркалу и скажите: «Спасибо. У меня все замечательно, все хорошо». Повторите 3 раза: «Спасибо. У меня все замечательно, все хорошо». Признайте, что вы — причина всего хорошего в вашей жизни. Чем больше вы уважаете себя, тем чаще у вас будет повод для уважения.

Чаще говорите себе:

«Я заслуживаю жизнь — хорошую жизнь! Повторите. Я заслуживаю жизнь — хорошую жизнь!

Я заслуживаю любовь, много любви! Повторите. Я заслуживаю любовь, много любви!

Я заслуживаю жизни комфортной и богатой! Повторите. Я заслуживаю жизни комфортной и богатой!

Я заслуживаю радость и счастье! Повторите. Я заслуживаю радость и счастье!
Я достоин свободы – быть всем, кем я могу стать! Повторите. Я достоин свободы – быть всем, кем я могу стать!

Я заслуживаю всего самого хорошего в жизни! Повторите. Я заслуживаю всего самого хорошего в жизни!

Я принимаю эту насыщенную жизнь с радостью, удовольствием и благодарностью, потому что я достоин её. Повторите. Я принимаю эту насыщенную жизнь с радостью, удовольствием и благодарностью, потому что я достоин её.

Я особенная и неповторимая. Я люблю себя. Повторите. Я особенная и неповторимая. Я люблю себя».

— Расскажите, что вы чувствовали глядя на себя?

В процессе обсуждения участникам предлагается сообщить о своих впечатлениях и трудностях.

4. Психологическая зарядка

Зарядки помогут педагогам овладеть приемами релаксации, способствуют повышению энергетического потенциала.
Каждое упражнение повторяется от 3 до 6 раз.

  1. 1.Поглаживая себя левой рукой по затылку, повторить: «Я одобряю себя».
  2. Ноги на ширине плеч, вращая головой по часовой стрелке, повторить: «Я думаю о хорошем».
  3. Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, делать наклоны туловищем вправо – влево, повторить: «Каждый день чудесен».
  4. Принять позу цапли: руки в стороны, подняв ногу, согнутую в колене, повторить: «Я – королева» (правая нога – левая нога).
  5. Ноги на ширине плеч, делая круговые движения руками, повторить: «Мои мечты сбываются».
  6. Лопатки сведены, приседая и выпрямляясь, повторить: «Я решаю любые проблемы».
  7. Массируя мочки ушей, зажмуривая по переменно левый и правый глаз, повторить: «Будущее прекрасно».
  8. Правой рукой, поглаживая левый локоть, повторить: «Я любима, любима» (затем левой рукой — правый локоть).
  9. Перекатываясь с носка на пятку, повторить: «Мне всё удаётся».
  10. Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, попеременно напрягая и расслабляя ягодицы, повторить: «Я спокойна».

— Скажите, что вы ощущали при выполнении упражнений?
В процессе обсуждения предложить участникам возможность описать их ощущения при выполнении упражнений.

5. Упражнение «Какая Я?»

Это упражнение позволит определить отношение к самому себе.
— Даю вам 4 минуты, чтобы составить наиболее полный перечень своих достоинств. У кого получится больше всех?
После составления предложить собрать их в подготовленную коробку. Ведущий перемешивает листочки и зачитывает их в случайном порядке.

6. Упражнение «Кто это?»

— Я зачитаю достоинство кого-то из педагогов, а вы отгадайте кто это?
Затем отметить, кто самый очаровательный, привлекательный, счастливый, уверенный в себе человек, кто любить себя, и принимает себя позитивно, таким какой он есть (у кого больше всего достоинств).
— Любовь к самим себе – это та сила, что исцеляет нас. Любите себя как можно сильнее и отдавайте любовь другим.

Научившись любить себя, мы становимся сильными. Наша любовь к себе поднимает нас с уровня жертв до уровня победителей. Наша любовь к себе привлекает к нам чудесный жизненный опыт. Люди, хорошо чувствующие себя, естественно привлекательны, потому что обладают замечательнейшей аурой. Они всегда побеждают в Жизни. Мы можем захотеть полюбить себя. Мы тоже можем быть победителями. Мы созданы быть победителями.

Во время обсуждения необходимо дать каждому участнику возможность высказаться, приятно ли им было писать о своих достоинствах, были ли затруднения определить эти достоинства.

Описание процедуры. Упражнение выполняется в круге. Ведущий встает на четвереньки! И ничего не объясняя участникам начинает медленно и сосредоточенно двигаться по внутренней части круга от участника к участнику. Поравнявшись с коленями первого из сидящих членов группы, ведущий медленно поворачивает к нему голову, внимательно и по возможности серьезно смотрит ему в глаза и говорит веско и внушительно: «Я – Луноход – 1». Затем, опять устремив взгляд в ближайшую точку перед собой, тем же способом двигается к следующему участнику, где повторяет эти слова. Как только кто-то из участников не удержался и засмеялся, ведущий поворачивается к нему и произносит: «Слышу вас – Луноход – 2, вставайте сзади меня и продолжим движение. Это приказ. Как поняли Луноход – 2». Теперь уже два лунохода медленно двигаются по кругу. Каждый из них сообщает всем, мимо кого проходит, что он Луноход с соответствующим номером. Следующий рассмеявшийся участник становиться Луноходом – 3 и т.д. пока вся группа не оказывается на четвереньках.

В заключение ведущий объявляет, что мы побывали в космическом пространстве и предлагает посмеяться.

8. Медитативно — релаксационное упражнение «Радость любви»
На фоне музыкального сопровождения Ф. Шопена «Ноктюрн» произносятся формулы внушения позитивного отношения к себе, к миру (запись на аудиокассете).
В процессе обсуждения предложить участникам возможность описать их ощущения при прослушивании формул внушения.

9. Упражнение «Аутотренинг»

— Сегодня еще один совершенный день на Земле. Мы проживем его с радостью. Повторяйте за мной.

Я живу в любви и гармонии со всеми…

Я люблю себя… я люблю жизнь… я в гармонии с жизнью…

Я излучаю созданную мной гармонию на всех тех, с кем соприкасаюсь….

Я несу спокойствие… я несу любовь в свой мир…

Мне спокойно… мне хорошо в нашем мире…

Сделали глубокий вдох и медленный выдох.

Во время обсуждения необходимо дать каждому участнику обменяться впечатлениями, высказаться о своих ощущениях, оценить эффективность проведенного тренинга.

  1. Полная энциклопедия здоровья Луизы Хей / Пер.с англ. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
  2. М.А.Аралова Формирование коллектива ДОУ/ ТЦ «Сфера», 2005.
  3. О. Евтихов Практика психологического тренинга / Красноярск, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг состоит из 12 встреч педагога-психолога с педагогами ДОУ продолжительностью 60 мин. Направлен на активизацию стремления участников к познанию себя и самосовершенствованию, личностн.

Развивать умение вступать в контакт с самим собой, вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе, формировать позитивное принятие себя. Ознакомление с техниками самоуправления.

Тренинг помогает раскрыть творческий потенциал каждого педагога и почувствовать себя частичкой единого целого.

Программа тренинга для педагогов на тему: «Какими бывают тренинги?»Структура тренинга:1. Притча2. Понятие «тренинг»3. Какими бывают тренинги.

ЦЕЛЬ: Повышение коммуникативной компетентности педагогов.

— Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;- Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности.

Занятие для педагогов ДОУ для повышения эмоционального состояния.

Тренинги для педагогов и воспитателей

Показаны публикации 1-10 из 813 .
Все разделы | Тренинги для педагогов и воспитателей

Консультация для педагогов и родителей с элементами тренинга «Эмоциональное благополучие в семье» «Эмоциональное благополучие в семье» (консультация для педагогов и родителей с элементами тренинга) Цель: создание положительного эмоционального настроя и атмосферы безопасности в семье. Задачи:  стимулировать самовыражение эмоционального состояния посредством метода.

Читать еще:  Тренинг сценарий жизни

Консультация для педагогов «Позитивная социализация дошкольников через систему тренинговых упражнений» 1.Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью детей, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать свое поведение? А как хочется, чтобы наши дети, были другими — добрыми, порядочными.

Тренинги для педагогов и воспитателей — Конспект тренингового занятия для педагогов «Развитие креативных способностей педагогов»

Публикация «Конспект тренингового занятия для педагогов «Развитие креативных. » Психологический тренинг «Развитие креативных способностей педагогов». Цель: Создать условия для развития креативных и коммуникативных способностей у педагогов. Формирование сплоченности педагогического коллектива. Задачи: 1. Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагога» «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагога» Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения. Задачи: • Активизация процесса самопознания взаимопознания у педагогов; •.

Тренинг с педагогами ДОУ «Правила публичного выступления» Цель: научить педагогов преодолевать страх перед публичным выступлением. Ход тренинга: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас. Тема нашего мероприятия «Правила публичного выступления». Оно будет проходить в форме мини-лекции с несколькими практическими.

Тренинг для педагогов «Вместе мы сила» Тренинг для педагогов «Вместе мы сила» Подготовила Бережнова Е. А. воспитатель Цель: сплочение коллектива. Задачи: • способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопонима¬нию между педагогами; • повысить групповую сплоченность; • снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Тренинги для педагогов и воспитателей — Тренинг для педагогов ДОУ «Профессиональный и личностный рост педагога»

Статья «Тренинг для педагогов ДОУ «Профессиональный и личностный рост. » Игровой тренинг «Профессиональный и личностный рост педагога» Цель: формирование внутренней позиции успешного педагога. Задачи: 1. Расширение зоны личной уверенности педагогов. 2. Принятие сильных сторон личности, способствующих эффективному взаимодействию с окружающими. Тренинг.

Тренинг для педагогов «Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов» Тренинг для педагогов «Арт — терапия как средство сохранения здоровья педагогов» Педагог – психолог: Мазепова Н.В. Арт-терапия — это способ работать с душой через творчество. Арт — терапия позволяет человеку освободиться от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. В.

Тренинг для педагогов «Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов» Тренинг для педагогов «Арт — терапия как средство сохранения здоровья педагогов» Педагог – психолог: Мазепова Н.В. Арт-терапия — это способ работать с душой через творчество. Арт — терапия позволяет человеку освободиться от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. В.

Тренинг с педагогами «День психологической разгрузки» Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки» Цели: • Формирование благоприятного психологического климата; • Сплочение коллектива, создание доверительных отношений; • Профилактика профессионального выгорания; • Развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы;.

Психологические игры и упражнения с элементами тренинга для педагогов «Будем знакомы!»

Цель:

  1. Знакомство участников друг с другом.
  2. Самораскрытие участников занятия, создание условий для проявления творческой, профессиональной и личностной индивидуальности.

Задачи:

  1. Помочь участникам лучше узнать друг друга.
  2. Сократить дистанцию в общении.
  3. Снять тревожность.
  4. Сплочение группы через совместную деятельность.

План занятия:

  1. Приветствие. «Имя по кругу»
  2. Разминка «Поменяйтесь местами»
  3. Принятие правил группы.
  4. Творческое задание- изготовление визиток- бейджиков.
  5. Игра-раскрепощение «Имя в движении».
  6. Деление на группы ( по сборке пазлов).
  7. Творческое задание «Девиз группы».
  8. Упражнение – драматизация «Кинофильм»
  9. Упражнение – раскрепощение «Хор»
  10. Релаксация «Цветок в ладошках»
  11. Творческое задание «Прекрасный сад» (изготовление коллажей)
  12. Упражнение-раскрепощение «Дотронься до».
  13. Рефлексия. «Мешочки обратной связи».
  14. Расставание «Счастья, радости, добра… мы желаем вам друзья»

Ход занятий

Вступление ведущего:

Тренинг – это закладка того, что мы действительно хотим, чтобы в жизни происходили чудесные события, чтобы мы не боялись проявить себя, чтобы могли находить пути сотрудничества с другими и решения для возникающих проблем.

1. Приветствие «Имя по кругу»

Участники тренинга встают по кругу и передавая друг другу мячик называют свое имя и место работы или род деятельности ,которым занимаются.

2. Разминка «Поменяйтесь местами»

Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию.

Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре , носит часы и т.п.

Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого.

Например, поменяются местами те, кто:

  • работает всю жизнь в одном учреждении;
  • работает в настоящее время по новой программе;
  • любит свою работу;
  • работает педагогом уже больше 10 лет;
  • мечтал быть педагогом с детства и т.д.
  • первый раз участвует в конкурсе

После подвижного упражнения можно спросить желающих, во-первых, кто, что о ком запомнил, а во-вторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили. Таким образом, участники меняются местами.

3. Принятие правил группы:

Ведущий после знакомства предлагает принять правила группы, если участники согласны, они громко хлопают в ладоши, если не согласны – топают ногами.

  • открытое общение
  • активность и юмор
  • безоценочное суждение
  • добровольное участие
  • здесь и сейчас

4. Творческое задание «Изготовление визиток-бейджиков»

Всем участникам предлагается сделать визитки со своим тренинговым именем, используя бумагу, фломастеры, карандаши.

5. Игра-раскрепощение «Имя в движении»

Участники встают в круг, каждый по очереди произносит свое тренинговое имя и показывает любое простое движение, которое больше всего соответствует его характеру. Все участники громко повторяют имя и движение участника. И так все по очереди еще раз знакомятся.

6. Деление на группы по сборке пазлов. (3 группы)

Ведущий раздает пазлы участникам, они должны объединиться и собрать картинку из них, таким образом они делятся на 3 команды.

7. Творческое задание « Девиз группы».

Группам предлагаются рифмы , используя их они придумывают девиз

  • Кошка. Ложка. Окошко. Немножко.
  • Стакан. Банан. Карман. Обман.
  • Бег. Век. Снег. Человек.

8. Упражнение-драматизация «Кинофильм»

Группам предлагается постановка сказки «Репка» на киностудии:

  1. Американской – фильм ужасов с юмором.
  2. Французской — романтическая комедия.
  3. Итальянской – боевик со стрельбой и мафией.

15 минут подготовка и по 5 минут демонстрация.

Обсуждение: Эффективность взаимодействия. Все ли реализовались? Кто был лидером? Кто чувствовал себя востребованным ? Кто хотел быть в стороне?

9. Упражнение –раскрепощение «Хор»

Песню «В лесу родилась елочка» поют по заданию (группы вытягивают по 2-го задания), подготовка 5 минут

  • африканские аборигены,
  • индийские йоги,
  • кавказские горцы,
  • оленеводы Чукотки,
  • индейцы племени апачи,
  • английские джентельмены

Упражнение проходит весело, снимаются зажимы, участники раскрепощаются.

10. Релаксация «Цветок в ладошках»

Всем участникам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и представить , что они на зеленом лугу.(звучит релаксационная музыка со звуками природы).

Ведущий: «Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения.Это вы в детстве, узнали себя? Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, он прекрасен цветок детства, и вы несете его с собой по жизни. У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне, у кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся. Они все хороши, цветы нашего детства. И если вам будет трудно, вы не сможете найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок детства в ладошках ,и я надеюсь, что это вам поможет почувствовать себя маленьким наивным, счастливым ребенком, а уж он- точно подскажет, как почувствовать себя счастливым. Открывайте глаза. Пора возвращаться.»

Ведущий спрашивает об ощущениях, испытанных участниками.

11. Творческое задание «Прекрасный сад»

Описание упражнения: Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить какой цветок детства в ладошках они представляли в предыдущем упражнении . Каким он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это – нарисуйте свой цветок , напишите что-то важное на лепестках, что поможет вам быть счастливыми. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки, клей, бусины.

Далее участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, (можно использовать ватман и клей) желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

Обсуждение: Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на других растет твой. Но есть и общее — у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание . Эта полянка символизирует о том, что душа каждого педагога всегда полна прекрасными цветами.

Психологический смысл упражнения: оно используется для психологического сброса внутреннего напряжения, служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. Упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой, выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

12. Упражнение-раскрепощение «Дотронься до. »

Ведущий : «Дотроньтесь до желтого!», участники должны быстро найти в комнате или одежде что-то желтое и дотронуться до него. Можно давать задания дотронуться до высокого, низкого, шершавого, мягкого , круглого, бумажного и т.д.. Игра проходит быстро и весело.

13. Рефлексия «Мешочки обратной связи».

Психолог предлагает всем высказаться через написание своих пожеланий на картонных мешочках с названием «Позитив» и «Негатив»: все свои тревоги, недовольство, сомнения написать в «мешочке негатива», а свои мечты, пожелания, комплименты, чувства и настроения написать в «мешочке позитива». Потом мешочек «Негатива» торжественно под аплодисменты уничтожается, а мешочек «Позитива» водружается на видное место для эмоциональной подпитки участников в дальнейшем. Психолог предлагает желающим проговорить, то о чем они написали .

14. Расставание « Счастья, удачи, …»

Психолог предлагает всем встать в круг на ритуал завершения занятия. Каждый из участников желает одним словом всем участникам чего-то хорошего по подобию игры для детей «Комплименты». После того, как последний участник выскажется, все громко произносят : «Мы желаем вам друзья!». Психолог желает всем удачи и хорошего настроения.

Читать еще:  Упражнение вавилонская башня для тренинга

Список литературы:

  1. Баум Х. Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха. Москва,2008.-144с.143с.
  2. Копытин А.,Корт Б..Техники аналитической арт-терапии. Санкт-Петербург,2007.-144с.
  3. Непопалов В. Основы конфликтного поведения. Москва,2003.-71с.
  4. Самоукина Н.Игры в школе и дома. Ярославль.2004.-208с.
  5. Фопель К. С головы до пят. Москва,2005.-143с.

Игра — тренинг для педагогов «Здоровый педагог — здоровый ребенок.
Профилактика психоэмоционального выгорания»

Настройка аудитории на восприятие информации, привлечение внимания.

— Уважаемые педагоги, я прошу вашего внимания и поддержки. Хочу представить свое игровое тренинговое занятие.

— Для того, чтобы вам ясна была цель окунемся в историю.

Итак, Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.

Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях связанных с людьми. Это ощущение усталости, бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность.

Я приглашаю сюда тех кто испытывает что то подобное или хотел бы сберечь себя от этого состояния. Мне нужно 8 участниц.

Заметьте 16 столетий вспоминали императора. Для того чтобы вас вспоминали еще дольше и только добрым словом – позаботьтесь о себе прямо сейчас разминка.

Упражнение – энергизатор

Я рада вас всех приветствовать. Для того, чтобы немного размяться после работы, я предлагаю поиграть в игру. По моей команде вам необходимо выстроиться по определенному признаку как можно быстрее.

— «Постройтесь по росту», — «По размеру обуви», — «По цвету глаз начиная от светлых» (от светлых до темных), — по алфавиту отчества, — по дате рождения.

Вопросы для обсуждения упражнения:

  • Что помогло быстрее построиться?
  • Состоялась бы игра, если бы все были одинаковы по цвету глаз, росту и т.д.?

Вывод, к которому приходят ребята: Мы все разные, но нам весело и интересно вместе.

Знакомство

Давайте познакомимся. Как правило в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому на некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество.

Встаньте в круг. По очереди назовите как бы вы хотели чтобы вас сегодня называли. Свое настроение, внутреннее состояние вам предстоит выразить по-разному. Вытяните карточки на них написано как вам нужно выразить себя (остальные угадывают).

Вывод: Иногда легче выразить себя с помощью образов, чем рассказать словами и найти подходящие слова. Почаще надо заглядывать в себя. В одних случаях это поможет вовремя себе помочь, в других – научит жить здесь и сейчас.

Прежде чем объявить вам цель нашей встречи хочу показать небольшой опыт.

Приглашаю вас присесть (участницы уже делятся на 2 команды пока садятся, стулья стоят вокруг 2 столиков на которых тоже есть вода, стакан, гуашь, кисточка, блеск, трубочки).

Проведём опыт. Перед вами стакан с водой. Какая вода? (Прозрачная, чистая.) С каким вашим внутренним состоянием можно сравнить? Мысли? Чувства? Эмоции? Настроение? Вам нравится, когда внутри вас все спокойно. (Что нам может помочь в этом.)

Добавляем блеск. Теперь что происходит с нами? (Блеск радости и счастья, говорят блеск в глазах) Нравится нам это состояние? (что нам может помочь в этом.)

Перед вами краски, кисточка, вода, трубочки и стакан. Покажите опытным путем состояние психоэмоционального напряжения. (Напомню — состояние психического, эмоционального и физического изнеможения сопровождается ощущением усталости, сопутствует бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность.)

Объявляется цель занятия-тренинга:

Цель нашего занятия — создать модель, которая помогла сохранить наше психологическое здоровье.

Я приглашаю вас творческую мастерскую (педагоги садятся вокруг стола, на котором стоит соль).

Смотрите, на столах насыпана соль. Для чего ее можно использовать?

Мы сейчас попробуем соль жизни превратить в радость.

Несколько минут я предлагаю вам побыть наедине с собой и прислушаться к своим ощущениям. Спросите себя «Что я сейчас ощущаю, переживаю, думаю?». Можете на минутку закрыть глаза для того чтобы прислушаться к себе. Сосредоточьтесь на несколько секунд на этом вопросе и подумайте, с помощью каких цветов смогли бы отразить свое эмоциональное состояние.

Откройте глаза. Сейчас мы будем создавать вашу радугу настроений.

Перед вами соль и разноцветный мел. Выберите первый цвет соли который чем-то напоминает то что вы ощущали сейчас. (Дополнительно вы можете выбрать уже готовую окрашенную соль.)

Насыпаем немного соли на листок и начинаем ее окрашивать мелом. Высыпаем. Только делайте это очень аккуратно, чтобы не перемешать слои песка, иначе вместо радуги в бутылке у вас получится песок грязно — коричневого цвета. Итак, приступаем

Закрутите крышку. Поделка готова!

Следующий цвет и т.д. пока вы не заполните ваш сосуд радужного настроения.

Можно взять проволочку и попытаться создать какой-либо рисунок очень аккуратно, чтобы не перемешать лишние слои. Вот так творят египетские мастера создавая творческие рисунки из песка.

Это можно делать в группах с детьми, красить соль можно с помощью мела.

Итог: Продемонстрируйте свой шедевр. Посмотрите на радугу в бутылочке (баночке) внимательно и скажите, что приходит вам в голову, когда вы на него смотрите — ассоциации. Имеет ли это с вашими ощущениями внутренним состоянием, что-то общее?

Как вы думаете, с помощью чего мы попытались с вами очистить наш стакан? (Соль, краски. пластилин, песок- это методы арт-терапии или творчества.)

Вывод: мы сейчас учились выражать свое внутреннее состояние, все что накопилось в душе с помощью творчества. Трудно бывает понять, а тем более выразить словами то, что чувствуешь – зато более легко изложить в творчестве, к тому же это снимает накопленное психическое напряжение, помогает успокоиться или просто сосредоточиться. Мы сейчас с помощью невидимого мостика соединили мир фантазий и мир реальности.

У вас отлично это получилось.

Творчество, как ребенка, так и взрослого, реализованная в процессе арт-терапии, дает возможность выразить и воспроизвести внутренние чувства, переживания, сомнения, конфликты и надежды в символической форме, пережив еще раз важные события, ведь спонтанная изобразительная деятельность способна выражать скрытое содержание психической жизни.

Нас ждет второе испытание.

Инструкция: Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком.

Конечно, на пути к счастью будут встречаться препятствия, но вы же в счастливых галошах.

Итак, разбиваемся на две команды, встали в шеренгу — рассчитайсь на кошечки и пантерочки. Кошечки вправо, пантерочки – влево.

Будем соревноваться. Ваша задача, надев калоши преодолеть все препятствия (демонстрирую как пройти эстафету):

  • (кочки) – преодолеваем кочки неприятных, преследующих мешающих, темных мыслей (идем в галошах по ним);
  • (дорожка) – это река тревожности, волнений, страхов. (по ней нужно пройти необычным способом, ни разу его не повторить);
  • (барьер) — ваша планка низкая самооценка (я не смогу, у меня не получится);
  • Болото (обруч) невежества окружающих. Подумайте как его перейти чтоб не увязнуть в этом же болоте;
  • впереди цель (пьедестал с медалью ) – победа (здесь у вас минутка радости победы: ваши жесты, мимика, пантомимика, возгласы — которые помогут, вам передать ощущение победы) порадуйтесь немного;
  • Возвращаемся гордым победителем – передаем эстафету;
  • Бежит следующий участник.

Итог в форме интервью:

1. Как вам удалось так быстро преодолеть эти препятствия?

2. Что вы ощущаете?

3. Помогали ли вам ваших коллег?

4. Прибавилось ли у вас позитивных эмоций от победы, преодоления таких сложных препятствий?

5) Какие выводы вы для себя сделали?

7) А в жизни что вам помогает преодолевать препятствия на пути к цели?

8) В жизни, вам что труднее всего бывает преодолеть, с чем справиться?

(Открывается таз с рыбками наполненный водой.)

Перед нами таз с рыбками. У вас есть удочки. ваша задача – пока звучит музыка наловить в ведро как можно больше рыбок. Музыка смолкает вы подходите к аквариуму. Делаем все быстро, а то рыбки задохнуться без воды.

Подходим к аквариуму и выпускаем только тех рыбок, которые будут являться для нас запасами сил, благодаря которым мы можем противостоять неприятностям, то что помогает сохранить свою жизнестойкость.

Осталось угадать, как можно было назвать всех этих рыбок в аквариуме? (Можно применить мозговой штурм.)

Это наши ресурсы.

Каждому человеку нужны ресурсы – это источники запасов сил, благодаря которым мы можем противостоять неприятностям, то что помогает сохранить свою жизнестойкость.

Вывод: Вот так символическим языком мы попытались сегодня построить некую модель нашего психологического здоровья.

Нам всем вместе это удалось сделать в такой непринуждённой форме!

Рефлексия: Давайте по кругу выскажем своё мнение о прошедшей встрече и её значимости для вас (каждый участник по очереди высказывает свои мысли, чувства и ощущения).

Какие чувства испытывали?
Что нового узнали, чему научились? Над чем вы задумались?
Как это пригодиться в будущем?

Ведущий подводит итог: умение снимать свое психологическое и эмоциональное напряжение, позитивное мышление, осознание и развитие своего ресурсного состояния, а также положительные эмоции которые мы сегодня получили от встречи могут помогли нам ощутить себя лучше, подняли наше настроение и самоощущение. А если в собственном доме царит мир и любовь, позитив, то мы можем творить, дарить, нести любовь в маленькие домики детских сердец.

Здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог — здоровые дети.

Упражнение «Аплодисменты» (2мин)

Цель: поднять настроение и на позитиве завершить занятие в эмоциональном плане

Хотелось бы закончить нашу встречу на позитиве. Хотелось бы подарить ощущение победы и оваций каждому. Я подхожу к любому участнику нашей тренинговой группы и начинаю аплодировать. (Зал помогайте – молодчины же участницы столько преград преодолеть и сохранить позитив.) Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого т т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector