Mos220.ru

Онлайн марафоны
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сценарий тренинга для детей

Сценарий тренинга для родителей «Я и мой ребенок»

Улучшение понимания родителями своего ребенка, особенностей и закономерностей его развития; достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояния и интересов друг друга; выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ГБОУ детский сад № 430

Педагог – психолог, Радостева Светлана Александровна.

Сценарий тренинга для родителей «Я и мой ребенок».

Цель: улучшение понимания родителями своего ребенка, особенностей и закономерностей его развития; достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояния и интересов друг друга; выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.

Время проведения: 1,5-2 часа. В свободном изолированном помещении.

Материал: лист-схема на каждого родителя, листы чистой бумаги формата А4 для записи, ручки.

Ведущий предлагает родителям зайти в класс, и занять любое место в кругу. Произносит вступительное слово по теме тренинга для родителей.

Представление участников тренинга по кругу, в заключении всем предлагается закончить фразу: «Я пришел сюда…»

Игра-разминка «Здороваемся передвигаясь»

Приветствуем друг друга:

  1. глазами,
  2. улыбкой,
  3. кивком головы,
  4. рукопожатием,
  5. локтями правой руки,
  6. левым плечиком,
  7. коленками,
  8. как старинные друзья,

— Какие ощущения вызвало у вас это упражнение?

— Как менялись ваши чувства?

Игра «Аборигены и инопланетяне».

Цель : развитие умения с помощью вербальных и невербальных средств общения вступления в контакт.

Описание. Ведущий предлагает группе разделиться на две команды. Одна из них покидает помещение. Оставшиеся становятся аборигенами, которые живут на острове. Им необходимо визуально сымитировать остров из подручных средств. У них на острове существуют два правила.

  1. Они могут говорить только «да» и «нет».
  2. Когда им задают вопрос с улыбкой, они отвечают «да», когда вопрос задается без улыбки они говорит «нет».

Вторая группа участников становятся инопланетянами. Они хотят освоить этот остров и подружиться с аборигенами. Ведущий: «Сейчас мы с вами приземлимся на острове аборигенов. Вам необходимо вступить в контакт, и выяснить какие два правила существуют на их острове».

Ведущий: «Существует положительное и отрицательное поглаживание. Многие дети не получая положительных поглаживаний, учатся получать отрицательные, т.е. ведут себя так, что провоцируют взрослых на сердитые окрики, шлепки. Причем ребенок, привыкший к негативной схеме, может не воспринимать и положительного поглаживания.

Если ребенок получает только положительные поглаживания, то в результате не различает негативное и позитивное поведение. Ребенок просто не понимает, что хорошо, а что плохо. И когда к такому ребенку начинают предъявлять требования, он начинает протестовать: кричать, топать ногами. В результате расшатывается нервная система, возникают психосоматические расстройства. Таким образом, только положительные и только отрицательные поглаживания одинаково вредны».

Упражнение «Поругай и похвали». Участники разбиваются на пары и договариваются, кто будет первым, а кто вторым.

В ходе упражнения ведущий отмечает, за что участники хвалят и ругают друг друга.

— Как вы себя чувствовали в процессе выполнения упражнения?

— Что было легче? Хвалить или ругать?

— Хвалить себя или другого?

— Что вы по этому поводу чувствуете?

Все мы допускаем ошибки и это нормально. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Но ошибки можно и нужно исправлять. Давайте начнем прямо сейчас. Предлагаем выработать правила «поглаживаний».

Мозговой штурм. «Правила «поглаживаний».

Ведущий предлагает участникам выработать правила положительного и отрицательного поглаживания. Правила могут быть следующими:

  1. Один раз поругай, но десять раз похвали.
  2. Поругать можно сразу после проступка, но никак не через время.
  3. Ругаем поступок, а не ребенка.
  4. Выговаривая ребенку претензии, говорим от себя (я считаю…)
  5. Ругаем ребенка по схеме: +++ — — — + ++
  6. Ругать запрещено перед сном и после сна. Это ведет к психосоматике.
  7. Хвалить нужно сразу после поступка, доброжелательным тоном.
  8. Хвалить нужно поступок, а не ребенка (можно в присутствии других).

Психологи в своих трудах отмечают, что необходимо не менее 8 раз в день погладить и полюбить своего ребенка (утро и вечер не считаются).

Помимо поглаживаний мы применяем поощрения и наказания. Чем мы можем поощрить наших детей, и чем мы можем наказать их? (ответы участников)

-Наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая, ему плохое.

-Физических наказаний не должно быть.

-Ограничения требования запрета должны быть согласованы между взрослыми.

-Тон голоса– дружественно-разъяснительный, а не повелительный.

Работа с конфликтной ситуацией.

Группа делится на две подгруппы. Родителям предлагается пример конфликтной ситуации. Семья располагается вечером у телевизора, но смотреть каждых хочет свое. Например: сын – футбольный матч, мама – сериал. Разгорается спор: мама – никак не может пропустить серию, она «весь день её ждала»; сын – никак не может отказаться от матча: «Он ждал его еще дольше!».

Родителям необходимо найти выход из конфликтной ситуации. Ведущий предлагает несколько способов разрешения конфликтов.

Первый способ (не конструктивный) «Выигрывает родитель».

Второй способ (не конструктивный) «Выигрывает только ребенок».

Третий способ (конструктивный) «Выигрывают обе стороны: ребенок и родитель».

Последний способ основан на двух навыках общения: активное слушание и «я-сообщения». Схема конструктивного решения конфликта:

  1. Прояснение конфликтной ситуации.
  2. Сбор предложений.
  3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.
  4. Детализация решения.
  5. Выполнение решения, проверка.

В заключении ведущий предлагает схему последовательности шагов в решении конфликтной ситуации (см. приложение).

Ведущий предлагает вторую конфликтную ситуацию, которую родители самостоятельно решают при помощи схемы.

Конфликтная ситуация №2.

Мама входит в ванную комнату, где играют дети и видит, что все игрушки раскиданы и на полу стоит лужа, дети спорят между собой. Никто не хочет убирать в ванной стоит крик.

После того, как родители найдут выход из создавшейся ситуации используя схему, ведущий предлагает свой вариант.

МАМА: Знаете, ребята, я зашла сейчас в ванную и мне было очень неприятно увидеть там полный беспорядок: полотенца скомканы, на полу вода, ванна не вымыта. (Я-сообщение).

МАРИНА: Это все Сашка, он никогда за собой ничего не убирает!

САША (гневно): Неправда, ты сама там все побросала!

МАМА: Мне неприятна эта сцена («Я-сообщение»). Марина, ты хочешь сказать, что после тебя остался в ванной порядок (активное слушание).

МАРИНА: Ну, не совсем порядок, но уж не такое, как после него.

САША: Вот именно, «не совсем порядок»!

МАМА: Сейчас, Саша, я послушаю и тебя. Значит, кое-что и ты не убрала (продолжение активного слушания).

МАРИНА: Ну, может быть, кое-что.

МАМА (Саше): И тебе, Саша, обидно, когда тебя одного обвиняют во всем (Саша кивает). Значит, я поняла так: каждый согласен, что он внес свой «вклад» в беспорядок. (Мама резюмирует сказанное.) А папе теперь неприятно туда входить (активно слушает папу), да и мне, признаться, тоже («Я-сообщение»). Что же будем делать? (Ключевой вопрос, когда все выслушаны и страсти поутихли.) Саша: Пусть уберет каждый свое (мама выждала, пока предложение поступит от кого- либо из детей).

МАМА: То есть на каждый носок и каждую лужицу прикрепим надпись: «Саша», «Марина» (чувство юмора обычно очень помогает разрядить обстановку).

САША (улыбаясь): Ну, уж не до такой степени.

МАРИНА: Я вытру пол и вымою ванну, а он пусть уберет все остальное (еще одно предложение).

САША: Ладно, я согласен.

МАМА: Ну что ж, мне кажется, это решение всех устраивает. Когда вы сделаете это, сейчас или после ужина? (Детализация решения.)

САША: Да чего там, давай сейчас. (Марина кивает.) А что значит, «убрать все остальное»?

МАМА: Пойдем посмотрим. (Идут все вместе.) Что, по-твоему, здесь надо сделать?

САША: Полотенца, носки. еще мыло и мочалка. (Детализация решения.)

Дети быстро справляются с уборкой, ужин проходит мирно. Инцидент забыт, а дети приобрели ценный опыт беспроигрышного разрешения конфликта.

Сборник развивающих упражнений актерского тренинга для руководителей детских театральных кружков и студий

Марина Отиева
Сборник развивающих упражнений актерского тренинга для руководителей детских театральных кружков и студий

В данный сборник вошли наблюденные и авторские упражнения, апробированные на театральных занятиях театрального объединения.

Развивающий характер тренинга раскрывается в выявлении и развитии специальных творческих способностей, необходимых в сценической деятельности и работе актера:

концентрированное и многоплоскостное внимание;

чувство пространства и композиции;

образная, эмоциональная память и память тела;

гибкость и отзывчивость тела и так далее.

ЗНАКОМСТВО

Данный цикл упражнений предназначен для первых занятий. Цель его – знакомство педагога с группой, знакомство учащихся друг с другом, диагностика психофизических данных учащихся.

«ЗНАКОМСТВО С МЯЧОМ»

Участникам предлагается встать в круг. Педагог (стоящий либо тоже в круге, либо в его центре) кидает по очереди участникам мяч; участники должны вернуть педагогу мяч, одновременно назвав свое имя.

Упражнение рекомендуется начинать, используя большой яркий мяч. На первом круге проведения упражнения нужно сделать акцент, чтобы учащиеся «пристроились» к мячу: его размеру, весу, расстоянию, на которое его нужно кинуть, а также координацию голосового посыла и физического действия броска.

В процессе усложнения педагог использует мячи все меньшего и меньшего размера, а также при возможности помещения увеличивает расстояние броска, что требует более серьезного сосредоточения внимания и распределения физических усилий.

Вариант 1. Мяч бросается через удар мяча в пол. При этом участникам предлагается представить, что звук (во время произнесения имени) соответствует полету мяча и опускается «вниз», как будто бы падает в пропасть, что в свою очередь активизирует грудные резонаторы. Это простое упражнение в свою очередь диагностирует физические зажимы ног (напряженные прямые ноги во время ловли и бросания мяча, спины и рук (слишком сильный бросок, при котором мяч летит намного дальше, чем нужно, либо мышечную вялость (мяч недолетает до цели, состояние речевого аппарата и голосовых данных и общую координацию движений и речи.

Вариант 2. Мяч бросается по воздуху (без падения на пол). При этом участникам предлагается во время произнесения имени сохранять ощущение полета звука вниз, тогда как мяч летит наверх. В этом упражнении также важно отметить, что необходимо «попадать звуком в партнера», то есть, называть имя для партнера, чтобы тот запомнил, и чтобы конец звучания совпадал с моментом, когда мяч оказывается в руках партнера, а не улетал в сторону или падал на середине круга.

«ПОВТОРИ МОЕ ИМЯ» («РИТМ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ»)

Это упражнение является хорошим продолжением предыдущего.

Участники стоят в круге (педагог среди них). Педагог предлагает участникам одновременно, то есть хором называть по очереди имена всех присутствующих по часовой стрелке, начиная с педагога. Здесь важно, чтобы все называли того или иного человека именно так, как он сам себя назвал в предыдущем упражнении (Дима, а не Дмитрий, например, т. к. от того как человек сам себя представил всем зависит то, как он хочет, чтобы его называли в этой группе.

Вариант 1. То же, что и прежде, только хоровое произнесение каждого имени отбивается ритмически двумя хлопками в ладоши. Это ритмическое привнесение очень хорошо организует начало упражнения (2 начальных хлопка исполняют роль затакта, собирая внимание) и весь его ход, не давая хоровому звучанию «расползаться».

Вариант 2. Сохраняя предыдущие условия, участникам предлагается так назвать имена друг друга, чтобы они чем-то запомнились, или нужно не просто назвать имя, а «представить», «презентовать» человека, при этом можно использовать соответствующие жесты. При ритмической организации этого варианта упражнения возникает нечто вроде забавного танца.

При повторных кругах проведения этого варианта упражнения рекомендуется менять направление движения (до этого называние имен шло по часовой стрелке, теперь же – против, начинать не с педагога, а с какого-нибудь другого участника и через какой-то промежуток времени менять положение в круге, чтобы последовательность имен не «ложилась на язык», то есть не запоминалась механически. Также при повторных проведениях (2-й, 3-ий круг и т. д.) нельзя повторять использованные ранее жесты, что провоцирует учащихся мгновенно реагировать и придумывать новые варианты.

Читать еще:  Тренинг вопрос ответ

Далее учащиеся также хором называют имя, но только тот человек, чье имя не называется, молчит, не подсказывая остальным, как его зовут, он только использует жесты, все должны вспомнить и озвучить его имя.

«ЧТО ОБЩЕГО?» (групповые скульптуры)

Участники делятся на малые группы (по 3-4 человека в каждой в зависимости от общего количества детей в группе). В каждой малой группе участникам нужно в течение 5-8 минут рассказать о себе и найти нечто, объединяющее всех в этой группе, после чего это нужно воплотить в застывшей позе или «скульптуре». Всем остальным участникам коллектива нужно отгадать, что объединяет членов той или иной группы.

Упражнение можно выполнять во многих вариантах, меняя составы групп и темы для «скульптур»: «что мы любим», «что ненавидим» и т. д.

НАСТРОЙКА ДРУГ НА ДРУГА

Говорить друг другу «Доброе утро» или «Здравствуйте» — в этом заключено всё упражнение. Актеры, пришедшие на занятие заниматься тренингом еще не готовы к нему. Им нужно время, чтобы погрузиться в атмосферу и настроиться друг на друга.

Участникам тренинга предлагается ходить по комнате в хаотическом движении, ничего не играть, не суетиться, просто ходить, видеть друг друга и общаться глазами – только не разговаривать! Почувствовать себя в команде. Это еще не театр, но уже команда.

Ходить по площадке в хаотическом движении. Когда вы встречаетесь с кем-то, то нужно:

a) сказать друг другу «доброе утро»;

b) представить себя партнеру;

c) пожать друг другу руки;

Комбинировать разные виды приветствий.

Найти свой собственный способ поприветствовать партнера.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Любое занятие актерского тренинга хорошо начинать с мышечной разминки. Упражнения, приведенные ниже с одной стороны хорошо прогревают мышцы, мобилизуют физический аппарат, избавляют от излишнего мышечного напряжения, с другой, дают хороший эмоциональный запал к последующему ходу занятия.

«МОЙ МЯЧ – ВАША ГОЛОВА»

У ведущего в руке – мяч. Учащиеся стоят напротив в положении «Стайка». Ведущий предлагает учащимся представить, что мяч в его руках – это их голова. Ведущий начинает медленно двигать мячом, учащиеся – соответственно головами. Таким образом комбинируется упражнение на внимание и мышечная разминка шеи. Движения мяча, диктующие повороты и наклоны головы должны быть медленными, чтобы не повредить мышцы и позвоночник. Постепенно можно вносить разные темпы и амплитуды в упражнение, например – резко опустить мяч до уровня пола – учащиеся должны также опустить голову на уровень пола и т. п.

Участникам, стоящим в круге, предлагается представить, что все находятся на огромном батуте. Всем нужно начать прыгать (хорошо при этом использовать ритмичную заводную музыку). Прыжки должны быть разными. (На более позднем этапе можно предложить использовать прыжки на корточках). После можно предложить в прыжках поменяться местами в круге, предварительно связавшись глазами с партнером. Важно в упражнении следить за ритмичностью дыхания.

«ГАЗЕТА» (СЖАТЬ СЕБЯ)

Встать ноги широко, руки вытянуты в стороны и наверх. Представить, что вы – разглаженный лист газеты, причем мышцы лица также растянуты «во всех направлениях», рот открыт. Теперь представить, что эту газету кто-то начинает медленно сминать в маленький шарик – начиная от пальцев рук нужно начать медленное скручивающее движение.

УПРАЖНЕНИЯ НА ВНИМАНИЕ

Участники стоят в круге лицом в одном направлении (друг за другом). Ведущему и участникам нужно договориться о «системе знаков», например:

1 хлопок – идти вперед по кругу;

2 хлопка – остановиться;

1 свисток – идти спиной вперед;

2 свистка – идти в противоположном направлении.

Участники движутся по кругу, реагируя на команды ведущего и выполняя соответствующие действия. Необходимо сохранять равные расстояния между друг другом, чтобы круг не терял своей формы.

Когда задание успешно выполнено, ведущий может «изменить язык» — предыдущая система знаков будет иметь абсолютно противоположное значение, например:

1 хлопок теперь будет значить «идти в противоположном направлении»

1 свисток — остановиться;

2 хлопка – идти спиной вперед;

2 свистка – идти по кругу вперед.

После этого можно опять «изменить язык», введя абсолютно новые знаки и соответствующие им задания, например:

3 хлопка – поднять руки вверх;

3 свистка – прыгать на одной ноге и т. д.

Или можно присваивать одному знаку несколько команд, например:

2 хлопка = остановиться, поднять руки;

1 свисток = двигаться спиной вперед, руки положить на колени и так далее.

При проведении этого упражнения ведущий может использовать звуки одного или несколько музыкальных инструментов или различные аккорды или даже коротенькие мелодии в качестве знаковой системы.

На более позднем этапе выполнения упражнения участникам предлагается не только успевать реагировать на тот или иной сигнал, соотнести с ним верную команду, выполнить ее, но также оправдать ее, моментально сочинив предлагаемые обстоятельства и ответив на вопрос: почему я это делаю?

(На данном этапе участникам не обязательно стоять в круге: они могут двигаться хаотично)

«ВЛЕВО ЗНАЧИТ ВПРАВО»

Участники располагаются на тренировочной площадке в положении «стайкой» и выполняют следующие инструкции ведущего:

«Вперед» — маленький прыжок вперед;

«Назад» — маленький прыжок назад;

«Влево» — шаг влево;

«Вправо» — шаг вправо.

Хлопок в ладоши – хлопнуть в ладоши;

Удар ногой в пол – поворот вокруг себя на 180 градусов.

Как мы видим, «язык» команд соответствует действиям, которые необходимо выполнить за исключением последней команды.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Дидактическая игра «Мозаика из кружков цветной бумаги» Образовательная область: «Познавательное развитие» Составление мозаики из кружков цветной бумаги доставляет большое удовольствие у детей,.

Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через систему развивающих игр и упражнений Цель: повышение эффективности работы по математическому развитию детей на основе применения системы развивающих игр Задачи: 1. Сформировать.

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Музыкальная шкатулка» Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Музыкальная шкатулка» (направленный на развитие.

Отчетный концерт вокального и танцевального кружков. Сценарий мюзикла ДЕТИ ПОД МУЗЫКУ ВБЕГАЮТ В ЗАЛ, РАССАЖИВАЮТСЯ. ПЕСНЯ «СКАКАЛКА» Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал, Николай.

Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий посредством применения учителем-логопедом развивающих игр Особое место в жизни ребёнка занимает игра. Наиболее эффективным средством развития, отвечающим возрастным особенностям дошкольников, является.

Рекомендации для родителей по проведению развивающих игр, упражнений летом Проводя итоговое родительское собрание в мае, раздаю родителям такие памятки. Прошу иногда играть со своими детьми в развивающие игры. Игры.

Сборник упражнений, направленных на развитие эмоциональной устойчивости детей «Здоровый малыш» На современном этапе развития общества актуальность проблемы физического и психического здоровья детей не вызывает сомнения. В последние.

Сценарий презентации кружков и студий в техникуме Сценарий Презентации кружков и студий «Пригласительный билет в творчество» Вед. Добрый день! Здравствуйте! Мы начинаем нашу встречу Простыми.

Семинар с элементами тренинга «Наиболее выраженные симптомы эмоционального выгорания у педагогов детских садов» Цель: обратить внимание педагогов на проблему сохранения их психологического здоровья. Задачи: 1. Дать представление о «синдроме эмоционального.

Игровой тренинг для школьников 11-13 лет

Игры по формированию творческой активности учащихся 5-7 класса

Игровой тренинг «Живой цветок»

Задачи игрового тренинга: формирование у детей комплексного восприятия мира и человека; воспитание таких позитивных черт, как доброжелательность, оптимизм; ознакомление ребят с материалом, имеющим познавательную ценность.

Рекомендации по проведению.

Учитывая многоплановость задач, для занятия была избрана форма игрового тренинга, хотя некоторые элементы этого занятия можно использовать и в интегрированном уроке по географии, истории и музыке, в организации танцевальных вечеров, вечеров отдыха.

Игровой тренинг «Живой цветок» рассчитан на ребят в возрасте 10-12 лет, но может быть адаптирован с учетом вышеназванных аспектов для любого возраста. В тренинге может участвовать группа не менее 12 человек, как мальчиков, так и девочек. Тренинг не требует от них специальной подготовки, а проводится ведущим, как говорится, экспромтом. Участники тренинга могут даже не знать друг друга. Все должны быть в спортивной форме или брюках.

Для проведения тренинга необходимо просторное помещение (лучше с ковровым покрытием), а также нужен магнитофон. Реквизит не требуется.

Для тренинга записывается программа, включающая в себя специально подобранные музыкальные фрагменты. (В данной разработке использованы фрагменты современной поп-музыки.)

При подготовке тренинга желательно выяснить музыкальные вкусы детей, способность к взаимодействию, их интересы и общий уровень физического, психического и умственного развития. Сделать это можно с помощью импровизированной викторины, беседы или динамичной игры.

Ход тренинга

I. Организационный момент. Слово ведущего.

Ведущий выходит и встает перед ребятами.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что в любом фильме, спектакле у каждого есть своя роль. Сейчас я хочу предложить вам поставить сказку, где вы все будете играть одну и ту же роль. А чтобы вам легче было угадать, что это за сказка, ответьте на такой вопрос. Вот я — человек, а ты кто? Тоже человек. А ты? И ты — человек. А все мы вместе? Правильно, люди. А эти люди, те и другие — кто? Все люди, живущие на Земле, называются человечеством. Итак, сегодня мы будем играть в человечество. Его историю. А с чего начинается любая история, чья-то жизнь? Да, с рождения. (Звучит фрагмент песни М. Джексона «Излечим мир».) Так вот, неизвестно как, неизвестно где и неизвестно почему, на Земле родилось человечество. Представьте, что вы — это первые люди планеты Земля. И вы сейчас появитесь на свет. Встаньте в линию, лицом ко мне, плечом к плечу. Возьмитесь за руки, закройте глаза. (Звучит фрагмент медитативной музыки «Путь дельфина».)

Не открывая глаз и не расцепляя рук, попробуйте образовать круг, лицом не внутрь, а вовне круга.

Ребята замыкают круг, пытаются выровнять его так, чтобы чувствовать плечо соседа.

Ведущий. Перед вами море, синее, холодное, как 3 тысячи лет назад. Вон, слева, летят белые-белые чайки, а справа ползут тёмные грозовые тучи. Волны почти докатываются до ваших ног. медленно наклонитесь вперёд, к морю. А теперь назад. Еще раз вперёд. Назад. Чуть-чуть влево. Вправо. Снова влево. Вправо. Медленно-медленно открываем глаза. (Звучит фрагмент африканской музыки Тони Чайлдс «Зимбабве».)

Посмотрите вокруг. Вы видите все это в первый раз. Где вы? Вы в Африке! Посмотрите друг на друга. Вы только что родились. Вы должны познакомиться друг с другом, верно? Как? Вы знаете, кто был первым другом человека? Верно, собака! Тогда играем в «Бинго», именно так, представим, звали первую собаку человека — Бинго!

II. Проведение игр.

Игра «Бинго»

Ребята образуют внешний и внутренний круги с равным количество участников. Внешний круг начинает движение по часовой стрелке, а внутренний — против часовой. При этом все хором произносят стихи: «Мой лохматый серый песик у окна сидит, мой лохматый серый песик на меня глядит». И затем произносят по буквам имя «песика», хлопая в ладоши: «бэ, и, эн, гэ. », и на букве «о» широко взмахивают руками, останавливаясь напротив соседа из другого круга, и радостно пожимают руки, обнимаются и хлопают друг друга по спине.

Читать еще:  Тренинговое занятие на тропе доверия

Ведущий. Но люди недолго жили в мире и согласии. Они стали делиться на племена, народы, страны, которые враждовали друг с другом. Они делились по цвету кожи, разрезу глаз, по вере в Бога. Вот и вы не избежали разъединения.

Ребята по команде должны быстро разделиться на тех, у кого карие глаза, и на тех, у кого голубые, зелёные или серые. Затем деление может произойти по начальным буквам имени или фамилии (гласные — негласные), по цвету отдельных элементов одежды (светлые — тёмные) и т. д. Далее ребята делятся на две равные по количеству человек команды, первая из которых становится племенем Тумба, а вторая — племенем Юмба. Племена выбирают себе вождей. Между племенами проводится граница.

Звучит песня группы «Доктор Албан» — «Хэлло, Африка!».

Ребята выбирают вид боя:

— вытолкнуть противника плечом, без помощи рук, и зайти на его территорию;

— то же самое, но спинами;

— взявшись за руки, перетянуть противника на свою территорию и т. д.

Выигрывает племя, победившее в общем зачете.

Ведущий. В самый разгар раздоров в землях Тумба и Юмба появляется чужестранец. Он понял, что лучше всего поработить племена, когда они разделены.

Ведущий (за чужестранца). Здравствуйте, вождь племени Тумба! Я освобожу твое племя от рабства, но если я обману твоих соплеменников в игре, они будут служить мне. Согласен?

То же самое с племенем Юмба.

Игры-обманки

«Обезьяна на дереве»

Все встают плотно друг к другу в одну линию. Каждый должен по очереди повторить слова и действия ведущего. Например: «Петя, ты видишь вон ту обезьяну на дереве?».

Петя: «Вижу. Света, а ты видишь вон ту обезьяну на дереве?» И так по цепочке. Все держат перед собой вытянутую в направлении «дерева» руку. Затем ведущий садится на левую ногу, вытянув вперед правую, и, дождавшись, когда это сделают все, толкает соседа в бок, и все падают.

«Зоопарк»

Ведущий, шепча на ухо каждому, называет какое-то животное. Все встают в круг. Ведущий ходит внутри круга и говорит: «Я иду по зоопарку и вижу. льва (носорога, слона и т. д.).

Условия игры: тот, «чьё» животное назовет ведущий, должен резко сесть, а его соседи схватить его за локти, чтобы он не успел это сделать. Но поскольку ведущий загадывает всем одно и то же животное, например обезьяну, то при ее упоминании все участники одновременно садятся.

Таким образом, оба племени попадают в «рабство» чужестранцу.

Ведущий говорит ребятам, что от рабства их может спасти только, если они. Ведущий выслушивает варианты решений, пока кто-нибудь не скажет: «Помириться». Мир начинается с рукопожатия. Как здороваются по-африкански? Придумывают вместе: ладошками, внутренними сторонами ступней и затем бедрами, как в танце «бамп». А как здороваются охотники, машинисты, канатоходцы? Все варианты тут же пробуются и повторяются всеми.

Ведущий. Итак, вы снова живёте в мире и согласии. Готовы ли вы все вместе пойти в Индию на праздник Лотоса? А знаете ли вы, что нам предстоит преодолеть (звучит восточная музыка) пустыню Сахару, Красное море, Аравийский полуостров, а затем от Персидского залива по Индийскому океану достичь берегов Индии? Тогда в путь! Готовьте своих верблюдов для каравана.

Все садятся на колени. Хлопают, повторяя за ведущим, руками по коленям. «Верблюды» вышли на исходную. Стоп! Резко убыстряют темп хлопков. «Караван» начал движение. Быстрее! Хлопают руками по щекам (караван идёт по воде), по груди (мост), трут ладошками одна о другую (идёт по песку), поднимают руки вверх и через мгновение опускают вниз (бархан). Так, чередуя все эти «препятствия» и убыстряя темп, «караван» достигает «финиша» — Персидского залива.

Перед ребятами — Персидский залив. Как доплыть до Индии, если ни деревца кругом? Решено идти под водой. (Звучит песня группы «Битлз» «Желтая подводная лодка».) Ребята встают за ведущим в колонну, взявшись за талию впереди стоящего, и в ногу, под ритм песни, начинают движение. Устав, «паровозик» замыкает круг, не прекращая синхронно шагать, и ведущий берется за талию последнего в колонне. Затем все останавливаются и одновременно садятся на колени друг другу. Отдыхают.

Ведущий. Мы в Индии! Уже начинается праздник Лотоса! Вы умеете танцевать? А танцевали ли вы когда-нибудь, лёжа на полу? Тогда исполним все вместе танец «Живой цветок»!

Все падают и садятся в круг, вытянув ноги к центру. (Звучит песня «Поклонись» группы «Джизус лавс ю».) Все синхронно повторяют движения за ведущим: взявшись за руки, покачиваются вправо-влево, опускают руки к центру и вверх, делают «волну», «взрыв» и т. д. Ребята сами могут предложить какие-то движения, и все их повторяют, двигаясь в ритме песни. (Звучит песня М. Джексона «Излечим мир».) Ребята отдыхают в произвольной прозе, но не нарушая круга. В это время ведущий спрашивает ребят, что им понравилось в этой игре, а что нет, что бы они изменили, дополнили и какой вывод сделал для себя каждый. Затем ведущий предлагает всем встать в круг, но на этот раз лицом друг к другу и, взявшись за руки, покачаться под музыку из стороны в сторону. После этого все складывают руки в общем рукопожатии, вытянув их к центру круга, и благодарят друг друга: «Спа-си-бо!»

Для успешного проведения первого тренинга «Живой цветок» необходимо выполнять следующие условия:

— музыкальные фрагменты должны поддерживать эмоциональный фон игры, соответствовать создаваемому на каждом этапе настроению и иметь чёткий ритмический и мелодический рисунок, доступный восприятию детей;

— ведущий должен иметь в запасе несколько дополнительных игр на случай, если ход тренинга примет незапланированное направление (например, во время «боев» или действий чужестранца);

— сам ведущий должен с первых минут заинтриговать ребят, быть весёлым и артистичным, его артистизм, а также удачно подобранная музыка помогут создать необходимый эмоциональный настрой;

— тренинг должен быть динамичным, объяснения ведущего — ясными и немногословными.

Хорошо проведённый тренинг может дать толчок к сочинению подобных мини-спектаклей, посвящённых разным темам, или стать поводом для более глубокого изучения музыкальной (танцевальной) культуры разных стран. Такие элементы тренинга, как игра «Караван», танец «Живой цветок» или «Подводная лодка», могут стать традиционными для последующих встреч участников тренинга, так как являются прекрасным средством психотерапии. А круг — это идеальная форма для создания коммуникативной ситуации.

Упражнения по актерскому мастерству

Уроки тренинга по актерскому искусству на нашем сайте направлены, в первую очередь, на практическую сторону развития сценического мастерства. Этим и объясняется использование в обучении специальных игр и упражнений на закрепление знаний и тренировку актерских навыков. Представленные ниже упражнения, нацелены на развитие не только какого-то определенного профессионального качества, но и на совершенствование целого набора умений, полезных для перевоплощения в роль. Многие из этих приемов и упражнений применяли ведущие мировые актеры для развития своего актерского таланта.

Упражнения на выразительность: пантомимы и инсценировки

Для мастерства любого актера важны чувство правды и выразительность. Именно эти качества помогают актерам услышать от режиссера заветное слово «верю». Актерам необходимо развивать выразительность и правдоподобность, чтобы стать понятными своему зрителю, нужным образом донести до них идею театрального произведения. Для этого существуют специальные методики и упражнения.

Пантомима. Пантомима – это вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела без использования слов. Для выполнения упражнений с пантомимой отлично подходят всем известные игры: Крокодил, Активити, Alias. Цель подобных игр – с помощью пантомимы и без слов постараться объяснить загаданный предмет, явление или фразу другим игрокам так, чтобы они догадались. Это не только полезно для тренировки выразительности, но и очень весело, так что смело приступайте к выполнению данного упражнения!

Инсценировка пословицы. Чтобы справиться с этим заданием, вы можете использовать не только возможности своего тела, но и слова. Цель упражнения — сыграть небольшую сценку, иллюстрирующую общеизвестную пословицу, таким образом, чтобы максимально доходчиво донести до партнёров по игре или зрителей ее смысл. Возможные примеры пословиц: «Семь раз отметь – один отрежь», «Баба с возу – кобыле легче» и т.п.

Упражнение «Слова на букву…»

Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе с вами и начинаются на букву: «К». На букву «П»… А на «В»?

Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы помочь вам максимально эффективно выполнить это упражнение, предлагаем обратить внимание на определенные группы окружающих предметов, которые вы, возможно, забыли включить.

Полезным для вас также может стать урок тренинга по творческому мышлению, посвященный развитию воображения. В этом уроке вы найдете различные советы и упражнения, которые будут актуальны и для развития ваших актерских способностей.

Упражнение «Повтори»

Любому начинающему актеру необходим свой ориентир, пример для подражания. В отличие от времен Станиславского, сейчас в нашем распоряжении огромное количество разнообразных примеров отечественного и зарубежного актерского искусства, легко доступных в Интернете. Нужно просто открыть youtube, скачать фильм с нужным нам персонажем и попытаться повторить его эмоции, речь.

Для выполнения упражнения включите видео и начните копировать позу, мимику, жесты, движения вашей модели. По возможности, копируйте голос, интонации, речь. Поначалу будет трудно, но чем больше вы будете репетировать, тем лучше будет получаться. Конечно, невозможно всё сделать в точности так, как делает ваш персонаж, старайтесь быть как можно более похожими: обращайте внимание на все детали, типичную манеру исполнения, испытываемые эмоции.

Приведенный ниже видеоролик иллюстрирует, как это упражнение на сцене выполняет знаменитый комедийный актер Джим Керри.

Упражнение на актерскую фантазию «Додумай»

Во время поездки в общественном транспорте попытайтесь придумать имя, биографию или другие детали для незнакомых людей, которые едут с вами, основываясь лишь на их внешнем виде. Обращайте внимание даже на самые незначительные мелочи и старайтесь придумать обоснование каждой детали внешнего вида наблюдаемого человека.

Если вы путешествуете в компании друга, поделитесь своими мыслями с ним, а потом предложите ему сделать то же самое, сравните ваши истории.

Эти упражнения направлены на развитие творческого мышления и фантазии актера, для которого богатое воображение является одной из важнейших составляющих успеха. Чтобы зритель поверил в вашу игру, вы сами должны на какое-то время убедить себя в том, что являетесь своим персонажем и живете его жизнью. Станиславский называл способность актера сотворить своего персонажа и вжиться в его роль искусством переживания, о котором вы сможете прочитать в данном уроке нашего тренинга.

От предлагаемых обстоятельств к роли

В этом упражнении вам нужно на основе известных жизненных обстоятельств героя додумать его характер и представить его эмоциональное состояние. Можно сказать, что это упражнение является противоположным предыдущему. Для его выполнения постарайтесь вообразить, как определенные жизненные обстоятельства повлияли на героя, его поведение, эмоции, слова. Постарайтесь описать или даже показать человека, который:

  1. Уже давно не спал и очень устал от выполнения сложной работы.
  2. Вчера получил повышение и новую зарплату в 2 раза больше предыдущей.
  3. Получил сверхспособности настоящего супергероя, теперь он умеет летать, лазить по стенам, пускать паутину запястьем.
  4. Только что проиграл все свое состояние в рулетку.
  5. Смотрит скучный актерский спектакль в то время, когда по телевизору идет футбольный матч его любимой футбольной команды.
Читать еще:  Темы тренингов для сотрудников

Упражнения на концентрацию

Концентрация внимания очень важна для актера. Вокруг нас много факторов, которые влияют на наше поведение, мысли и эмоции. Если вы хотите хорошо сыграть свою роль, вам нужно научиться не отвлекаться на внешние раздражители. Кроме того, важно уметь быстро собраться и настроиться на предмет своего перевоплощения. Для развития актерского внимания существует ряд техник и упражнений.

Обратный отсчет. Закройте глаза и досчитайте от 100 до 1 про себя. Постарайтесь считать одинаковым темпом и не очень быстро. Дышите ровно и концентрируйтесь на числах, пытайтесь представлять их визуально.

Концентрация на предмете. Присядьте поудобнее и сконцентрируйте свой взгляд на каком-то одном предмете, например, на стрелке висящих на стене часов. Постарайтесь выкинуть посторонние мысли из головы и думайте только о стрелке.

Также существуют специальные техники улучшения концентрации, видео одной из которых вы можете посмотреть ниже, начиная с 4-й минуты:

Выполняйте эти упражнения для тренировки умения быстро сконцентрироваться, но помните, что для внимательности иногда полезно просто выспаться и четко определить объект концентрации. Другие полезные советы, как быть внимательными, вы можете прочитать в специальном уроке.

Упражнение «Смена ролей»

В жизни мы нередко играем различные роли, попадая в разные обстоятельства. Если мы хотим развить в себе актерский талант, нам важно научиться управлять эмоциями, играя самые разнообразные роли. Ведь все эти умения — профессиональное ремесло актера, которое должно быть у него на самом высоком уровне.

Чтобы тренировать контроль над эмоциями и способность быстро менять роли, попробуйте выполнить следующее упражнение. Несколько раз произнесите одну и ту же фразу (к примеру, «Дорогие друзья, я не зря собрал/а вас здесь»), с позиции разных персонажей: маленькой девочки, ее мамы, пожилого человека, бизнесмена, знаменитого артиста, президента. Попытайтесь найти особенности каждого из них, для этого фразу можно немного модифицировать, добавляя типовые речевые приемы каждого персонажа. Кроме того, вы можете попробовать произносить фразу от имени одного и того же персонажа, но находящегося в разных эмоциональных состояниях.

Для этого упражнения полезно использовать уже описанные нами приемы, которые вы можете найти в уроках по ораторскому искусству и ремеслу актера.

Упражнения на импровизацию

Импровизация – это работа актёра по созданию сценического образа, действия и собственного текста во время представления, не по заранее созданному сценарию. С помощью импровизация легко проверить, насколько умело вы владеете качествами настоящего актера. Как правило, в жизни нам приходится играть именно спонтанные, неотрепетированные роли, поэтому тренировка импровизационных навыков актуальна не только для профессиональных актеров. Существуют различные модификации импровизации и упражнений для совершенствования умения выступать без подготовки:

«Без остановки». Задача данного упражнения заключается в том, что вам нужно без подготовки непрерывно произносить монолог на определенную тему в течение 3-5 минут. Паузы должны быть минимальными, а ваше изложение должно звучать так убедительно, чтобы слушатели подумали, будто вы произносите заранее подготовленную речь. Темы могут быть разными: начинайте с предметов, которые вам хорошо знакомы, а потом переходите к малознакомым или вообще неизвестным темам. Высшим пилотажем является монолог вообще без темы.

«Интервью». Другим видом импровизации является интервью. Попросите вашего знакомого или коллегу приготовить ряд вопросов для вас. Вопросы должны быть неожиданными и открытыми, то есть предполагающими развёрнутый ответ, а не просто «да» или «нет». Старайтесь быстро, уверенно и максимально подробно отвечать на поставленные вопросы, убедительно отстаивайте свое мнение и как можно ярче выражайте эмоции.

С привязкой к словам. Подберите 20-30 слов, которые отдаленно связаны между собой. Напишите каждое слово на отдельном листе бумаги или карточке. После этого вы можете начинать импровизационную речь, вытаскивая слова в произвольном порядке и связывая их в последовательный рассказ, обязательно используйте каждое из написанных слов в своем выступлении.

Комплекс упражнений на дикцию

Умение четко и внятно говорить является важнейшим качеством любого актера. Для тренировки дикции можно использовать специальные упражнения, направленные на развитие речевого аппарата и органов дыхания. Некоторые из подобных упражнений вы сможете найти в специальном уроке по риторике, а также в видеоролике, который мы разместили ниже.

Цепочки ассоциаций

Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.

Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.

После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Практика

Актерских упражнений очень много, но самое главное – это практическое использование этих приемов на сцене и в жизни. Оно позволяет не только отшлифовать необходимые навыки, но и научиться работать в реальных условиях с настоящими зрителями. Если вдруг вам представится уникальная возможность сыграть роль в школьном спектакле или на новогоднем корпоративе, ни в коем случае не отказывайтесь от нее, а смело беритесь за дело. Кроме того, наша обычная жизнь часто предлагает нам новые роли:

  • Вчерашний студент в аспирантуре становится преподавателем.
  • Обычный менеджер во время презентации превращается в великолепного оратора.
  • Знакомство с новыми людьми помогает открыть в себе новые качества и показать себя с лучшей стороны.
  • И многие другие.

Игровой тренинг для родителей «Творческое начало в ребёнке»

Задачи игрового тренинга: познакомить родителей с особенностями развития творческих способностей ребёнка, с использованием сказки для развития детского творчества; способствовать активизации творческого потенциала родителей; создать условия для раскрепощения интеллектуальных, коммуникативных ресурсов родителей, общения в интерактивном режиме.

Материал: листы бумаги, ватман, ручки, фломастеры, набор цветных кружков, маркеры, воздушный шарик, рисунки с изображением сказочных персонажей с различными эмоциями, памятка «Как развивать в ребёнке творческое начало».

Ход проведения игрового тренинга

Участники тренинга рассаживаются в кругу.

Приветствие. Упражнение «Знакомство».

Цель: создание благоприятной атмосферы для общения.

Родителям предлагается маркером написать на листе бумаги по три определения своей семьи, своего ребёнка и его самые любимые сказки. Затем участники представляют написанное.

Мини-информация «Использование сказок для развития творческих способностей у детей».

Цель: повышение педагогической компетентности родителей.

Ведущий (В.). Сказки — это, наверное, один из самых лучших моментов детства, которые мы стараемся взять во взрослую жизнь. Сколько существует человечество, столько малыши всех времён, культур и народов с абсолютно одинаковым восторгом слушают сказки, которые рассказывают им взрослые. И сами взрослые испытывают при этом ничуть не меньший восторг, видя горящие глаза своих детей и возвращаясь в детство. Волшебный язык сказки позволяет независимо от возраста говорить на одном языке, пробуждает веру в то, что нам всё по плечу, что любую проблему можно решить, стоит только захотеть. О скольких важных вещах сказка даёт возможность рассказать детям, даже самым маленьким! Этот кладезь народной мудрости преподносится легко, понятно и весело. В сказках таится громадный ресурс для воспитания и развития малышей, и любому родителю вполне по силам воспользоваться им.

Читают или рассказывают сказки своим детям, наверное, все родители. Вы пробовали когда-нибудь сочинять волшебные истории сами или вместе со своим малышом? Это уже особое действие, которое помогает развивать фантазию и воображение, всё то, что потом сможет стать основой творческих способностей. Кроме того, мы можем помочь ребёнку разрешить определённые трудности, найти выход из сложных ситуаций и, самое главное, получаем дополнительную возможность для интересного общения. Ведь сочинять сказки необязательно в диаде «мама — ребёнок», вполне могут включиться и папа, и бабушка с дедушкой. Сочинять всем вместе — что может быть забавнее и важнее? Никакие нравоучения и педагогические изыски не способны заменить живое творчество.

Разделение на группы.

Цель: создание благоприятных условий для общения и взаимодействия.

Участникам раздаются напечатанные отрывки из сказок. Необходимо узнать сказку и найти членов своей группы.

Работа в группах.

Цель: знакомство с вариантами творческой деятельности по сочинению сказок с ребёнком.

  • Сочинение сказки по набору цветных кружочков.

Участникам предлагается набор из цветных кружков, каждый из которых — символ, обозначающий сказочного героя (одушевлённый или неодушевлённый). Количество кружков должно соответствовать количеству героев придуманной сказки.

  • Сочинение сказок по цепочке.

Ведущий начинает сказку, участники продолжают сюжет по цепочке.

Упражнение «Не урони воздушный шар».

Цель: создание позитивного настроения при взаимодействии друг с другом.

Участники передают друг другу по кругу воздушный шарик, не касаясь его пальцами и ладонями рук.

Упражнение «Объясни настроение».

Цель: определение эмоционального состояния сказочного героя.

Каждому предлагается рисунок с изображением сказочного персонажа с определённым настроением. Нужно придумать и назвать ситуацию, которая могла вызвать данную эмоцию. Приветствуются оригинальные шуточные ответы.

Упражнение «Как развивать в ребёнке творческое начало».

Цель: повышение педагогической компетентности родителей.

Участники определяют условия развития творческих способностей детей, обсуждают условия в парах и записывают на ватмане. Ведущий предлагает каждому участнику памятку.

Памятка

Для того чтобы творческое развитие ребёнка было успешным, необходимо помнить простые правила.

— Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком; интересоваться его проблемами, вникать во все возникающие сложности и помогать развивать умения и таланты; воспринимать вопросы и высказывания всерьёз.

— Уважать право ребёнка на собственное мнение и относиться к нему как к равноправному партнёру, который пока обладает меньшим жизненным опытом; включать в совместное обсуждение общих семейных дел.

— Предоставлять ребёнку жизненное пространство: с вниманием относиться к его потребностям, приобретать книги, игры и другие нужные вещи для любимых занятий; не запрещать играть с бросовым материалом (коробками, нитками, лоскутками и т.д.) — это стимулирует воображение; найти место, где ребёнок смог бы показывать свои поделки и достижения; не ругать за беспорядок на столе, если он ещё не закончил занятие (однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания).

— Приучать ребёнка мыслить и действовать самостоятельно; поощрять в нём максимальную независимость от взрослых, не теряя при этом уважения к ним.

— Помогать строить собственные планы и давать ребёнку возможность самостоятельно принимать решения и быть ответственным за них.

— Побуждать ребёнка придумывать истории и фантазировать, делая это вместе с ним, брать в поездки по интересным местам.

— Не сравнивать своего ребёнка с другими, указывая при этом на его недостатки.

— Развивать в ребёнке позитивное восприятие мира, хвалить за конкретные поступки и успехи и делать это искренне.

Рефлексия «Заверши фразу».

Цель: оценка эффективности состоявшегося взаимодействия.

Каждому участнику предлагается продолжить одну из фраз:

  • На тренинге мне особенно понравилось…
  • Во время тренинга я приобрел(а)…
  • Тренинг заставил меня задуматься о…
  • Чтобы развивались творческие способности моего ребёнка, я могу…

1.Гуз, А.А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / А.А. Гуз. — 2-е изд. — Мозырь: Белый Ветер, 2008.

2.Носова, Е.А. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей: пасобие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Е.А. Носова, Т.Ю. Швецова. — Минск: НИО, 2008.

3.Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста / Л.Б. Фесюкова. — М.: Фолио, АСТ, 2000.

Игровой тренинг для родителей подготовила В. Дробышевская

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector