Mos220.ru

Онлайн марафоны
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социально психологический тренинг принципы

Социально-психологический тренинг. Принципы проведения

Одним из лучших методов развития общительности индивида является социально-психологический тренинг (СПГ). Существует множество видов СПТ, но всех их объединяет то, что они — средство воздействия, получения тех или иных социально-коммуникативных знаний, умений и опыта. Можно сказать, что в психологическом плане это означает следующее:

— выработка системы навыков и умений общения;

— коррекция имеющейся системы межличностного общения;

— создание личностных предпосылок для успешного общения.

Анализ возможных воздействий социально-психологического тренинга обнаруживает, что в процессе групповой работы затрагиваются и глубокие личностные образования участников тренинга. Ведь человек получает новые конкретные сведения о себе. И эти сведения затрагивают такие личностные переменные, как ценности, мотивы, установки. Все это говорит в пользу того, что СПТ можно ассоциировать и с процессом развития личности, вернее с началом этого процесса. Действительно, получаемые в тренинге новые сведения о себе и других, как правило, остро эмоционально опосредованные, побуждают заново переосмыслить сложившуюся «Я» — концепцию и концепцию «другого». Овладение глубинным общением является одновременно и средством и результатом воздействия в рамках СПТ [Мальханова, 2006; 20].

Таким образом, можно сказать, что развитие компетентности в общении предполагает адекватный выбор и использование всего набора средств, ориентированных на развитие личностных субъект-субъектных сторон общения и субъект-объектных составляющих этого процесса. Развитие личности состоит не только в построении высших уровней ее структуры, но в ослаблении существующих и неэффективных. Анализируя свой коммуникативный опыт, индивид не должен сосредотачиваться на присущих ему недостатках. Следует, напротив, сконцентрироваться на своих достоинствах, представляющих ту единственную и реальную силу, которая помогает разрешать жизненные проблемы, т.е. определить ситуацию можно только чувствуя и осознавая себя частью этой ситуации. Развитие общительности личности начинается с формирования у человека такой направленности личности, при которой ценность человеческого общения находится не на периферии, а в центре системы ценностных ориентаций человека.

Обычно участники подобного тренинга преследуют с помощью ведущего тренинга следующие цели: скорректировать свой негативный опыт и сформировать умения и навыки в сфере общения.

Базовые методы групповой психотерапии — это групповая дискуссия и ролевые игры в различных модификациях и сочетаниях. Численность группы — обычно от 7 до 15 человек; продолжительность общего цикла занятий — нескольких дней (ряд специалистов проводят длительные тренинг-марафоны).

Продолжительность отдельной встречи — от полутора до трех и более часов. Встречи участников могут быть ежедневными или более редкими.

а) овладение определенными социально-психологическими знаниями;

б) коррекция и формирование социально-психологических умений и навыков участников;

в) осознание целостности социально-психологического бытия людей;

г) развитие способности адекватно и понимать себя и других;

д) овладение приемами декодирования психологических сообщений, которые поступают от окружающих людей и групп;

е) обучение индивидуализированным приемам межличностного общения;

ж) чувственное познание группо-динамических феноменов и осознание своей причастности к возникающим межличностным ситуациям [Мальханова, 2006; 24].

Ведущим принципом организации социально-психологического тренинга является принцип диалогизации взаимодействия, то есть полноценного межличностного общения. Оно базируется на уважении к чужой мысли, доверии, избавлении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха [Прутченкова, 1991; 86].

Уровень организации работы в значительной мере зависит от того, как практически реализуется принцип психологического взаимодействия. Для достижения положительных личностных изменений, перестройки отношений иногда нужны «острые моменты, потрясение». Поэтому в учебно-тренинговой группе должны использоваться такие приемы, как открытое обсуждение поведения участников, элементы психодрамы и ряд других эмоционально насыщенных средств обратной связи.

Одним из основных является принцип самодиагностики, спровоцированной группой для каждого из участников и руководителя. Он включает в содержание занятий вопросы и упражнения, рассчитанные на то, чтобы любой из участников группы рассказал о своих психологических проблемах и предложил пути их практического решения.

Также необходимо сделать акцент на принципе практической материализации социально-психологических феноменов, которые изучаются. Важно организовать переживание предложенных межличностных феноменов каждым участником группы.

Существенным является вопрос о комплектовании группы. Формируя группу, лучшее не включать в неё людей с очень стереотипизованной психологической защитой, так как занятия могут значительно усилить тревожность таких субъектов.

Отправным пунктом для обеспечения успешной работы тренинговой группы выступает принцип добровольности. Члены группы должны быть заинтересованы в собственных изменениях и готовы целеустремленно достигать поставленной цели. Сплоченность в группе возникает намного быстрее, если группа закрыта и работа в ней четко структурирована.

На начальной стадии обучения руководитель должен подробно ознакомить всех с главными нормами и принципами тренингового общения:

1. Общение по принципу «здесь и теперь». Для многих участников характерно стремление переключится с непосредственной тренинговой работы на обсуждение прошлых или будущих событий. В этом случае срабатывает механизм психологической защиты. Но главная идея тренинга состоит в том, чтобы группа превратилась в своеобразное объемное зеркало или даже систему зеркал, в которых каждый член группы смог бы увидеть себя во время выполнения упражнений. Это достигается, в частности, тем, что в группе существует интенсивная обратная связь, которая базируется на доверительном межличностном общении [Петровская, 1989; 115].

2. Принцип персонификации высказываний. Суть его состоит в добровольном отказе от безличных языковых форм, которые помогают скрывать в повседневном общении собственную позицию того, кто говорит, или же избегать прямых высказываний в нежелательных случаях [Рогов, 1999; 341].

3. Принцип акцентирования на языке чувств. Согласно нему участники группы должны делать акцент на эмоциональных состояниях и проявлениях (своих собственных и партнеров по группе) и во время обратной связи, если возможно, использовать язык, который фиксирует такое состояние. Примером данной формы языка есть констатация типа: «Твоя манера говорить на повышенных тонах вызывает у меня раздражение». Для повседневного общения обращение в подобной эмоционально акцентируемой манере не является типичным. Соответственно перед каждым участником ставится задача перестроить стиль своего общения и, в частности, выработать умение «ловить», четко идентифицировать и адекватно высказать свои чувства.

4. Принцип активности. Соблюдение этого принципа является главным требованием к поведению участников тренинга. Речь идет о реальном включении каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие с целью целенаправленного познания себя, партнера, группы вообще. В повседневной жизни человек под влиянием разных обстоятельств нередко замыкается в себе и концентрируется лишь на собственных проблемах. Задача состоит в том, чтобы помочь ему научиться объединять эту замкнутость на себя с активной включённостью в другого, в анализ групповых процессов [Петровская, 1989; 117].

5. Принцип доверительности. Предусматривает создание благоприятных условий для доверительного общения участников тренинга, обеспечивает групповую динамику, в значительной мере определяет результативность занятий. В качестве первого и простейшего шага к практическому созданию такого климата руководитель предлагает принять единую форму обращения друг к другу на «ты». Это не только психологически уравнивает всех членов группы, но и привносит определенный элемент интимности и доверия.

6. Принцип конфиденциальности. Суть его раскрывается в рекомендации «не выносить» содержание общения, которое развивается в процессе тренинга, за границы группы. Это тоже оказывает содействие установлению доверительных отношений, так как участники уверены, что содержание общения останется в рамках этой группы, и легче идут на открытый, искренний контакт

Нужная атмосфера для занятий в группе создается путем осознания участниками положительных аспектов своей личности. Этому отводится особое внимание. Ведь открытие в себе новых положительных качеств вырабатывает уверенность в себе и дает силы для дальнейших конструктивных изменений. Руководитель должен продумывать и находить способы привлечения участников тренинга к работе друг с другом, а также исследовать, как можно помочь понять причины поведения в группе.

Социально-психологический тренинг

Социально-психологический тренинг (СПТ) — вид групповой практической психологии, ориентированный на развитие социально-психологической компетентности. Автор термина — М. Форверг. В литературе, кроме этого, существует ряд других названий (группы открытого общения, активное социаль­ное общение, группы интенсивного общения и т.д.). Но СПТ на сегодня является наиболее часто употребимым и наиболее устоявшимся термином. Нужно подчеркнуть, что это понятие является чрезвычайно широким, соответственно, им обозначают большое количество самых разнообразных методов.

Объединяя в себе элементы реального и лабораторного эксперимента, социально-психологические тренинги являются эффективным средством психологического воздействия, позво4 ляющим решать широкий круг задач в области компетентнос­ти в общении.

Социально-психологический тренинг — один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением Щ поведением других участников групп. Для такой рефлексии и саморефлексии в группе создаются максимально благоприятные условия, основанные на ряде принципов. К основным прин­ципам социально-психологического тренинга относят 120 :

качественные изменения процессов общения в группе; активную позицию участника тренинга; ограничение обсуждения событий лишь в рамках тренинга («здесь и теперь»);

персонификацию высказываний; намеренную межличностную обратную связь; высокую степень включенности эмоциональной сферы частников.

Общей целью СПТ является повышение компетентности в сфере общения. К основным задачам СПТ относят следующие.

1. Приобретение психологических знаний, взглядов различных психологических школ на личность человека, процесс взаимодействия людей, приемы эффективного общения.

2. Приобретение внешне выражаемых умений и навыков
бщения: в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при активном слушании, т.е. обогащение тех­ники и тактики общения.

3. Коррекция коммуникативных установок, таких как партнерство — взаимодействие с позиции силы, искренность — «шшшуляция, вовлеченность — избегание общения, настойчи-кк-ть — соглашательство, т.е. выработка собственных страте­гий общения.

4. Адекватное восприятие себя и других в ситуациях общения.

5. Развитие и коррекция личности, ее глубинных образова­ний, решение личностных экзистенциальных проблем.

И зависимости от специфики задачи социально-психологический тренинг может приобретать различные формы:

1. Ориентироваться на приобретение и развитие специаль­ных навыков, например умения вести деловую беседу, решать межличностные конфликты и т.д.

Читать еще:  Тренинги для учителей на сплочение

2. Углублять опыт анализа ситуаций общения, например
риимитие способности адекватно воспринимать себя и других, мобилизировать ситуации группового взаимодействия.

Основные характеристики тренинга 121

1. Высокая степень неопределенности. В самом общем виде тренинг можно определить как некоторую ситуацию, в которой с некоторыми людьми происходят некоторые изменения.

2. Искусственность. Тренинг — это общение по особым правилам. Лишь благодаря этим правилам в группе возникает ин­тенсивный контакт между участниками.

3. Специальная атмосфера. Ввиду того, что тренинг «сжат»
во времени, тренеру необходимо как можно быстрее создать рабочую обстановку в группе. Решающим фактором здесь является возникновение особого психологического климата, в котором начинают «раскрываться» участники.

4. Познание через переживание. Отличительной чертой атмосфера на тренинге является ее эмоциональная насыщенность. Тренинг предназначен для передачи знаний, которые невозможно передать словами. Тренинг — это познание через переживание.

5. Встречная активность участников. Активность участников и их добровольность являются необходимым условием проведения тренинга. Если участники действительно активны, та из самой обычной ситуации они могут извлечь много полезной
информации («психологических открытий»).

6. «Колесо» тренинга. Тренинг, как и любое взаимодействие между людьми, состоит из трех элементов: тренер, участники и программа. В каждой ситуации есть желания тренера, реакции участников и программа тренинга. Все эти элементы должны быть
сбалансированны и соответствовать данной конкретной группе. Ни один из элементов не должен доминировать над другими.

Выделяют 5 основных этапов развития группы СПТ 122 :

1) вступление; цель — создание установок на участие, активность, необычность, доверие к психологу;

2) игровое общение; цель — создание атмосферы психологической безопасности, общего «Мы»;

3) конфронтация; цель — помощь во внутренней перестройке участников и выражении негативных состояний;

4) личностное общение; цель — помощь в создании «откры­того» общения участников тренинга;

5) клуб общения (творческое общение) за пределами тренинга; цель — закрепление отношений между участниками тренинга, планирование и осуществление их дальнейшего самостоятельного развития.

Каждое занятие социально-психологического тренинга включает четыре этапа 123 :

1. Создание единого психологического пространства, а также обратной связи (отдельный участник, вся группа и наоборот).

2. Проведение дискуссий, игры или интервьюирования для создания ситуаций рефлексии.

3. Решение конкретных задач, овладение знаниями, навыками, умениями, а также достижение иных развивающих или коррекционных целей.

4. Релаксационные восстановительные упражнения для снятия
и’мхологической напряженности и подведение итогов занятия.

Каждый этап, в свою очередь, предполагает соответствующие этапы:

—определение целей, темы дискуссии, характера проблемы, ориентацию на них участников занятия;

—круговая дискуссия по обсуждаемой проблеме, сбор инфоормации, суждений, мнений, новых идей, предложений от всех ее участников;

—упорядочение информации и ее обсуждение;

—обоснование альтернатив и совместная их оценка;

—подведение итогов дискуссии, совместное резюмирование;

— сопоставление целей занятия с полученным результатом;

— снятие психологической нагрузки, подведение итогов занятия.

Виды социально-психологического тренинга

Понятие социально-психологического тренинга

Понятие «тренинг» в современной научно-методической лите­ратуре имеет многообразную трактовку, но единого подхода пока еще нет.

Тренингпредставляет собой область практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в об­щении (Психологический словарь, 1990). Определяют его и как метод социально-психологи ч ее кой подготов­ки, развития личности, как комплекс активных групповых мето­дов и процесс преобразующего воздействия на личность, а также форму групповой коррекции коммуникативного действия челове­ка, эффективного конструирования самоактуализирующейся, само­адаптирующейся личности.

Специфическими чертами тренинга являются:

построение рабо­ты на ряде специфичных принципов; нацеленность на психологическую помощь членам группы;

наличие специальных требований к помещению, оборудованию и участникам тренинга;

акцент на взаимоотношениях между участниками в соответствии с принци­пами тренинга;

использование активных методов работы; объекти­визация субъективных чувств участников;

психологический ком­форт на занятиях.

Рассматривая тренинг как метод психологической коррекции, его можно представить как тренировку, упражнение, результатом которого становится система умений и навыков эффективного по­ведения, необходимого личности для взаимодействия с другими людьми.

Виды социально-психологического тренинга

Большинство зарубежных тренингов классифицируются по принципами общения:

перцептивной, коммуникативной, интерактивной, протекающих в тесной взаимосвязи, поэтому речь идет лишь об акцентировании в групповой работе.

По содержанию задач, реша­емых посредством тренинга, его можно разделить на два класса (Л. А. Петровская, Р. М. Грановская):

1) ориентированные на раз­витие социальных умений, например: вести переговоры, разрешать межличностные конфликты;

2) нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения, себя, другого человека, группы в це­лом.

Ключевым является перцептивно-ориентированный тренинг (Л. А. Петровская), поскольку в контексте общения социальная перцепция выполняет регулятивную функцию.

Перцептивный (коммуникативный) тренингпредполагает развитие способности адекватного и полного познания себя, других людей, отношений в разнообразных ситуациях общения.

Система занятий побуждает человека переосмысливать уже имеющиеся представле­ния о людях, заставляет искать пути самосовершенствования.

В хо­де этого тренинга участники получают сведения о том, как они выглядят в глазах других людей, и о том, как их действия и по­ступки воспринимаются со стороны. О

снову составляет организа­ция намеренной межличностной обратной связи в ситуациях «ин­дивид — индивид», «индивид — группа», «группа — группа».

Социально-психологический тренинг поведения(М. Форверг) на­правлен на изучение социального поведения через отношение че­ловека к окружающему миру и самому себе.

Цели тренинга заклю­чаются в развитии личности, готовности ее к творчеству, правильному восприятию социальных отношений в обществе, раз­витии навыков саморегуляции.

Основу тренинга составила теория обучения Д. Н. Узнадзе о двух уровнях человеческого поведения: импульсивном, возникающем на уровне установки, и объективи­рованном.

Тренинг позволяет создать условия для такого объекти­вирования через разрушение выученного поведения, лабилизацию и создание новых мотивации и ориентиров поведения, выражаю­щихся в увеличении свободы индивидуального поведения, расши­рении границ исполнительской компетентности, в приобретении навыков контролирования.

Когнитивный тренинг (мыслетренинг)направлен на приобретение человеком умений рационально изменять ход мыслей, негативно влияющих на восприятие им действительности и приводящих по­этому к возникновению отрицательных эмоций, поведенческих труд­ностей. Он основан на признании решающей роли знания чело­века о себе как основе коммуникативного поведения. В процессе этого тренинга в сознании человека формируется когнитивная кар­та образа собственного «Я», которая становится регулятором само­программирования личностью своего коммуникативного поведения. Основу тренинга составляют две психодиагностические програмзироватъ поведение других людей через способность предугадать их мысли, чувства, поведение. Сензитивность рассматривается как осо­бая чувствительность, способствующая формированию социально­го интеллекта.

Тренинг личностного ростапредполагает совершенствование лич­ности с помощью формирования умений самоанализа, самопо­знания.

Гештальт-тренингнаправлен на осознание человеком причин своего внутреннего дискомфорта и нахождение путей выхода из него.

Тренинг трансактного анализапризван помочь разобраться в структурных компонентах личности и ее ролей, показать человеку способы взаимодействия с другими на основе эго-состояний.

Тренинг индивидуального стиля.Его целью является обучение участников методам наблюдения и коррекции своего индивидуаль­ного стиля в условиях межличностного общения, отработка навы­ков взаимодействия с людьми разных коммуникативных стилей. Теоретическая основа тренинга — идеи К. Юнга о существовании устойчивых типов психики, которые проявляются в поведении и установках сознательной деятельности.

Тренинг социализации личностипредставляет собой разновид­ность тренинга личностного роста. Здесь главная цель выражается в повышении эффективности реализации потенциальных возмож­ностей личности, своеобразное «делание себя», «делание своей жиз­ни» на фоне возрастания чувства удовлетворения собой. С помо­щью данного тренинга у человека появляется возможность скорректировать и создать новые концепции способов жизнедея­тельности и решить затруднительные ситуации.

Групповая форма работы

Любое тренинговое занятие чаще всего предполагает группо­вую форму работы, которая позволяет достаточно легко моделиро­вать процесс межличностного взаимодействия, отрабатывать раз­личные его ситуации в зависимости от вида деятельности участников группы и цели тренинга.

Процесс обучения в Т-группе состоит из нескольких элемен­тов.

Первым элементом обучения в этой группе является то, что участник может найти ответ на вопрос, что происходит и почему.

Ему предлагается такая система обучения, которая позволяет са­мому понять, как учиться на основе анализа собственного опыта и обратной связи, полученной в процессе экспериментирования. Во время всего обучения в Т-группе ее участники развивают вос­приятие себя и окружающих, расширяют способы самопрезента­ции, демонстрируют разные модели поведения.

Каждый человек преподносит себя другим в четырех аспектах: во-первых, он пока­зывает свою личность с помощью общих знаний и тех составля­ющих содержания его «Я», о которых знают все; во-вторых, часть информации о нем остается скрытой, а часть — известной другим; в-третьих, человек проявляется как «слепое пятно», в нем скрыты такие качества, резервы, о которых другие знают, а он не знает; в-четвертых, человек предстает в образе «неизвестного» — это то, что скрыто и от человека, и от окружающих.

Обратная связь — второй элемент обучения. Она проявляется в том, что участники сообщают о своих реакциях на поведение других с целью помочь им откорректировать его в направлении достижения целей.

Экспериментирование — третий важный элемент обучения, ос­нованный на поиске новых стратегий, видов поведения. Причем новый опыт сочетается со старым, участник имеет возможность проследить ясную и точную непосредственную обратную связь, что создает предпосылки того, что человек будет чувствовать себя бо­лее уверенно в реальной ситуации.

Чтобы обучение и взаимодействие были эффективными; нуж­ны доверие, внимание, активность участников группового процес­са. В связи с этим уделяется достаточно большое внимание про­цедуре подбора участников тренинга.

Участниками групп могут быть люди эмоционально стабильные, стремящиеся к познанию; нуждающиеся в психокоррекции эмо­циональных поведенческих нарушений; психически здоровые, те, чья психологическая защита низка, а способность к научению вы­сока.

Для успешности функционирования группы важно соблюдение правила количественного состава, В группе должно быть не более 12—18 человек. Большие по составу (20—25 человек) группы не позволяют полностью реализовать принцип обратной связи, умень­шается время для индивидуального выступления каждого участни­ка, утомительно выслушивать, запоминать большое количество вы­сказываний. А в маленьких, по 8 человек, группах нет возможности создавать «диады», «триады», которые необходимы при проведении некоторых упражнений, и ведущему самому приходится заменять участника группы, что не всегда удобно и оправдано методически. В целом количество участников определяется типом группы.

Читать еще:  Тренинг фото картинки

Успешность функционирования группы определяется и степе­нью выполнения участниками норм и правил. Они есть в любой социальной группе. Хотя иногда и наблюдается расхождение меж­ду официальными нормами и нормами неофициальной группы, в целом они позволяют принимать конструктивные решения, защи­щают права члена группы, являются стандартом поведения.

Групповая динамика

Групповая динамикаможет быть представлена как совокупность групповых действий и интеракций, которые являются результатом взаимоотношений, деятельности и влияний членов группы. Она представляет собой развитие или движение группы во времени (А. А. Осипова).

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

1. Цели и задачи тренинговой работы
2. Понятие о принципах психологического тренинга
3. Организационные принципы психологического тренинга
4. Принципы создания среды тренинга психологического тренинга
5. Принципы поведения участников тренинга психологического тренинга
6. Этические принципы психологического тренинга

Список литературы

1. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга[Текст]: учебное пособие / И.В. Вачков. — М: Издательство «Ось-89», 1999. — 176 с.
2. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга [Электронный
ресурс]: учебное пособие / И.В. Вачков. — М: Издательство «Ось-89», 1999. — 176 с.
3. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные,
организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы [Текст] / И.В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
4. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга [Текст] / О.В. Евтихов. — СПб.: Речь, 2004. — 256 с.
5. Макшанов, С.И. Психология тренинга: Теория. Методология.
Практика[Текст]: монография / С.И. Макшанов. — СПб.: «Образование», 1997. -238 с.
6. Никандров, В.В. Антитренинг, или контуры нравственных и теоретических основ психотренинга[Текст]: учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2003. — 176 с.

Цели и задачи тренинговой работы

Цели тренинговой группы, принципы ее работы, функции и роли ведущего тренинг, используемые им методы О.В. Евтихов называет структурными характеристиками тренинга [4, с.43].
Цели тренинговой работы могут быть разными. Это связано с тем, что, во-первых, тренинговые методы находятся на стыке психотерапии, обучения и психокоррекции. Во-вторых, процессы, происходящие в группе во время тренинга, многосторонни. И.В. Вачков определяет общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы [1, 2]:
— исследование психологических проблем участников группы и оказание им помощи в их решении;
— улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья участников группы;
— изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия участников группы для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;
— развитие самосознания и самоисследование участников группы для коррекции или предупреждения у них эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
— содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности участников группы и ощущения ими счастья и успеха.
О.В. Евтихов конкретизирует цели психологических тренингов разной направленности в виде задач [4, с.44-46].

Таблица 6. Цели и задачи тренинга

  1. развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта вобщении
  2. познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми
  3. осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, мешающих ффективной коммуникации
  4. развитие способности прогнозировать поведение другого человека
  1. развитие способности к самоанализу и пониманию других
  2. разделение наблюдаемых и переживаемых компонентов в восприятии другого человека
  3. развитие способности к пониманию и прогнозированию отношения, чувств и состояний человека в определенных ситуациях
  4. развитие чувствительности участников к групповому процессу, связанной с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от других

Развитие личности участников

  1. формирование адекватного представления о себе
  2. освоение системы понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности и социально-психологических ситуаций
  3. коррекция неадаптивных личностных установок
  4. снятие внутриличностных конфликтов и напряжения
  5. формирование навыков организации оптимального общения, конструктивного разрешения конфликтов в общении, психологического анализа ситуаций

Группа «Тренинга личностного роста»

  1. коррекция и развитие самовосприятия
  2. развитие способности к самоанализу и рефлексии
  3. осознание и преодоление интерпретационных ограничений накладываемых стереотипизированными фрагментами сознания

Группа
«Тренинга
позитивного
самоотношения»

Развитие
психических
процессов

  1. развитие мышления (творческого мышления, подвижности мышления)
  2. развитие памяти (овладение мнемотехниками)
  3. развитие сенсорной наблюдательности (расширение способности фиксировать всю совокупность сигналов)

Группа
«Тренинга
познавательных
процессов»

Понятие о принципах психологического тренинга

Слово «принцип» означает основное, исходное положение теории, учения, мировоззрения, теоретической программы.
Принципы психологического тренинга, по определению С.И. Макшанова, — основные положения и правила реализации тренинга как метода [5].К настоящему времени сформулирован ряд обоснованных принципиальных положений, относящихся к организации и проведению тренинга. Необходимо отметить, что в работах отечественных психологов определены и охарактеризованы различные принципы психологического тренинга. Это связано с разработанными ими концепциями (т.е. системой взглядов) тренинговой работы.
И.В. Вачков определяет тренинг как метод развития субъектности человека; способ организации активности участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих. Он считает, что принципами тренинга являются принцип событийности, принцип метафоризации и принцип трансспективы [3].
С.И. Макшанов определяет тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека. Он считает, что принципы тренинга содержательно тесно связаны с факторами изменений психологических феноменов, воплощение которых в среде тренинга относится к принципиальным условиям эффективного применения метода. Принципы психологического тренинга, с его точки зрения, включают: организационные принципы (комплектования группы, физической закрытости, пространственно-временной организации), принципы создания среды тренинга (системной детерминации, реалистичности, избыточности), принципы поведения участников тренинга (активности, исследовательской и творческой позиции, объективации поведения, субъект-субъектного общения, искренности, «здесь и теперь»), этические принципы (конфиденциальности, соответствия целей содержанию, ненанесения ущерба) [5]. В следующих вопросах лекции дана их характеристика.
Никандров В.В. определяет тренинг как специфическую форму психологической работы с людьми, ключевой идеей которой является «использование феномена взаимовлияний участников (так называемых горизонтальных связей) для достижения успеха в их обучении и личностных изменениях» [6, с.11]. Он рассматривает такие принципы психологического тренинга как принцип активности, принцип игрового моделирования, принцип обучения, принцип систематической рефлексии, принцип групповой формы.

Организационные принципы психологического тренинга

Организационные принципы определяют основные положения и правила подготовки и проведения тренинга.
— Принцип комплектования группы тренинга — при наборе участников тренинговой группы следует учитывать характеристики как возраст, пол, профессиональная принадлежность, уровень должностной иерархии, а также некоторые психические свойства личности.
— Принцип физической закрытости — тренинговая группа работает в одном и том же составе от начала и до конца тренинга. После начала работы группы новых участников в нее не включают. Пропустившие несколько занятий участники включаются в дальнейшую работу только с согласия остальных членов группы, при этом им необходимо рассказать пропустившему участнику обо всем, что произошло в группе во время его отсутствия.
— Принцип пространственно-временной организации тренинга- тренинг проводят в предназначенном и специально оборудованном помещении. Тренинг имеет временные границы — продолжительность занятия, количество встреч, продолжительность всего тренинга.

Принципы создания среды тренинга

Принципы создания среды тренинга определяют основные положения и правила создания условий проведения тренинга.
Тренинговая группа является обществом в миниатюре, отражающим внешний мир в искусственно создаваемом взаимодействии. Соответственно психологическая среда тренинга должна выступать фрагментом более широкого социального окружения и соответствовать по основным показателям особенностям значимой реальности. Иначе возникнет проблема переноса полученных результатов в лабораторной тренинговой среде в реальную социальную действительность. Также среда тренинга должна иметь достаточную гибкость для ее подстройки в соответствии с решаемыми задачами и используемыми методами ведения тренинга.
Принципы создания среды тренинга включают:
— принцип системной детерминации — воплощение в среде тренинга основных факторов изменений психологических феноменов человека и группы;
— принцип реалистичности — создание среды, позволяющей в значимых деталях прорабатывать различные социальные и профессиональные ситуации, а также проблемы участников. Чем более отличается лабораторная среда тренинга от реальной (в значимых переменных), тем меньше вероятность переноса полученных изменений в реальную жизнь.
— принцип избыточности — создание возможностей выбора различных вариантов дальнейшего продолжения тренинга
(предоставление участникам информации, проведение тренинговых процедур и др.) в соответствии с развитием группы и ее содержательным продвижением.

Принципы, характеризующие поведение и деятельность участников тренинговой группы

Принципы поведения и деятельности участников тренинга — правила поведения и деятельности участников тренинга в групповом взаимодействии.
— Принцип активности — включение в работу на тренинговых занятиях всех участников группы. Результативность тренинга для каждого участника определяется степенью его личной включенности во все происходящие события и процедуры. Активность участников тренинга возрастает, если они получают установку на включение в любой момент в совершаемые в группе действия.
— Принцип исследовательской и творческой позиции — в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, варианты разрешения проблем, свои личные ресурсы, возможности и особенности, получают возможность экспериментировать в широком диапазоне ситуаций со своим поведением и желающими сотрудничества участниками группы. С этой целью в группе тренинга создается креативная среда, основными характеристиками которой выступают проблемность, неопределенность, принятие тренером и группой поведения каждого участника, безоценочность.
— Принцип объективации поведения — перевод поведения участников тренинга с импульсивного, неосознанного уровня регуляции деятельности на осознанный, когда в любой ситуации человек отдает себе отчет в том, с какой целью он действует, адекватны ли избранные им средства ее достижения специфике ситуации и его возможностям.
— Принцип субъект — субъектного общения — взаимодействие участников тренинга, при котором учитываются интересы, чувства, переживания, состояния других, признается ценность их личности. Реализация принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, позволяющую участникам
группы экспериментировать со своим поведением, не опасаясь ошибок.
— Принцип искренности — в ходе обсуждения тех или иных вопросов участники говорят правду; каждый член группы тренинга сам определяет для себя меру искренности.
— Принцип «здесь и теперь» — говорить о чувствах, мыслях, способах поведения, относящихся к актуальной ситуации.

Читать еще:  Организация тренингов как бизнес

Этические принципы психологического тренинга

Этические принципы — правила отношений участников тренинговой группы с тренером и между собой.
— Принцип конфиденциальности — информацию о личностных проявлениях участников тренинга и их успешности участники не обсуждают с кем-либо за пределами группы. Соблюдение данного принципа является необходимым для формирования доверительных отношений в группе и создания атмосферы, способствующей самораскрытию участников, а также сохраняет мотивацию участников на обсуждение возникающих вопросов и проблем в рамках группы.
— Принцип соответствия заявленных целей тренинга его содержанию — недопустимость по желанию тренера изменения содержательного плана работы с группой.
— Принцип ненанесения ущерба — предотвращение ведущим возможного ущерба со стороны ведущего участникам тренинга, со стороны одних участников тренинга другим, отказ от манипулятивных способов поведения.

Контрольные вопросы
1) На достижение каких целей направлена работа тренинговой
группы?
2) Сформулируйте определение понятия «принципы психологического тренинга».
3) Какие группы принципов психологического тренинга выделяет С.И. Макшанов?
4) Какие принципы входят в каждую группу?

Источник Бобченко, Т.Г.Основы тренинговой работы: курс лекций / Т.Г.Бобченко; Владим. гос.ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. -128с.

Лекция 10. Понятие социально-психологического тренинга;

Социально-психологический тренинг (СПТ) – это новая сфера деятельности в России. Новизна ее проявляется, в частности, и в том, что она не имеет вполне устоявшегося названия. В настоящее время существует ряд противоречий и неясностей в определении тренинга как особой области прикладной психологии. В отечественной и зарубежной литературе фигурируют различные термины, например, лабораторный тренинг, активная социально-психологическая подготовка, активное социальное обучение и пр. Термин «социально-психологический тренинг» употребляется чаще и, по-видимому, является более устоявшимся по сравнению с другими.

Понятие «социально-психологический тренинг» входит в более широкое понятие «тренинг», которое употребляется во многих областях деятельности человека для обозначения действий, направленных на изменение каких-либо характеристик тренируемого. Например, в спорте, рабочих профессиях или армии существуют виды деятельности которые представители этих сфер определяют как тренинг. Необходимо определиться, какое понимание тренинга включает в себя область социально-психологического тренинга. Можно выделить четыре смысла использования термина «тренинг»:

1. Тренинг как своеобразный метод дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами (отрицательным или положительным подкреплением) вырабатывается нужное поведение тренируемых.

2. Тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование новых свойств и отработка умений и навыков.

3. Тренинг как метод активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача знаний, а также развитие некоторых умений и навыков.

4. Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных проблем.

В любом случае тренинг понимается как метод воздействия с целью изменений определенных характеристик участников.

В прикладной психологии в ходе тренинга могут применяться все указанные методы: и воздействие подкреплением, и тренировка как многократное повторение, и передача знаний и умений с активным включением тренируемого в учебный процесс, и методы самоанализа. Таким образом степень агрессивности воздействия не является достаточным фактором отличия тренинга, применяемого в прикладной психологии от других употреблений этого термина. Тренинг в психологическом понимании этого термина может использоваться для работы с любыми категориями здоровых людей, в том числе и для работы со спортсменами, трудовыми коллективами или в военных структурах. То есть по критерию объекта воздействия мы можем лишь развести тренинги, применяемые как метод работы с психически нездоровыми людьми (например в области психотерапии) и тренинги, применяемые для работы с психически здоровыми людьми. Но этого не достаточно, так как в работе с здоровыми людьми понятие «тренинг» используется для обозначения самых разных типов воздействия. Уместным представляется использования критерия предмета изменений, которые подразумеваются в ходе тренингового воздействия. В практической психологии под тренингом понимают метод или совокупность методов, которые обеспечивают формирование новых качеств или навыков с целью решения психологических проблем тренируемого и повышения эффективности его социальных контактов. Тренинги направлены на самопознание и саморегуляцию, развитие навыков общения и межличностного взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений. Примером может служит групповой тренинг, называемый «Телесно-ориентированная терапия» В. Райха, в котором применяются упражнения, активно влияющие на физиологию человека, но при этом предметом воздействия остаются социально-психологические барьеры участников, а тело служит лишь средством проведения изменений.

В рамках понятия «тренинг» выделяют множество видов тренингов. В диссертационной работе мы рассматриваем такой вид тренинга как «социально-психологический тренинг». Приведем несколько примеров опубликованных определений социально-психологического тренинга. В кратком психологическом словаре представлено следующее определение: «Совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимопонимания людей в группе» [56, 212]. К. Рудестам [104] говорит о социально-психологическом тренинге как о совокупности методов опытного обучения, Л. Петровская предлагает обозначить термином социально-психологический тренинг практику психологического воздействия, основанную на активных методах групповой работы. [89] С. Макшанов определяет СПТ как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы, организации [73].

Многие авторы вводят понятие социально-психологического тренинга как совокупность методов. Однако, определяя границы понятия СПТ, И. Вачков пишет: «Современное понимание тренинга включает в себя многие традиционные методы групповой психотерапии и психокоррекции, что вынуждает искать его истоки в разнообразных направлениях клинической психотерапии в группах» [16, 7]. Действительно, рассматривая СПТ в рамках деятельности по развитию личности, мы сталкиваемся с разнообразными методами групповой психологической работы, граничащими с обучением, терапией и коррекцией.

Рис. 1 Соотношение понятий «социально-психологический тренинг», «психотерапия», «психокоррекция», «обучение».

Емельянов указывает, что существуют формы психологической работы, которые не укладываются в границы понятия «социально-психологического тренинга». Он предлагает обозначение «активные групповые методы», считая психологическую работу с коммуникативной стороной деятельности своих клиентов выходящей за рамки понятия СПТ [29]. Социально-психологический тренинг представляет совокупность методов с четко обозначенными целями и характеристиками, и входит в группу активных групповых методов психологического воздействия. Ряд методов, применяемых в СПТ применим и в других областях практической психологии, из которых в свою очередь СПТ заимствует некоторые методы работы с психически здоровыми людьми.

Однако, определяя понятие «социально-психологический тренинг» мы не согласимся с мнением Емельянова, что социально-психологический тренинг, это только наименование набора активных групповых методов, которое не содержит указания на целевое применение [29]. Г. Марасанов вводит понятие «активные методы практической психологии», понимая под этим совокупность приемов, форм и способов психологической практики, входящих в понятие «социально-психологический тренинг» [75]. В данной работе мы будем исходить из положения о том, что социально- психологический тренинг можно определить не только как совокупность методов, но и как самостоятельную сферу деятельности, отличную от таких сфер как психотерапия, психокоррекция и обучение. Как сфера деятельности, социально-психологический тренинг является одной из сфер применения активных групповых методов как целенаправленного инструментального действия, в процессе которого участники получают возможность присвоить набор «культурных орудий» [37, 5] для овладения новым поведением или изменения старого поведения.

Для разграничения СПТ и других сфер применения активных групповых методов обозначим некоторые параметры, совокупность которых характеризует именно социально-психологический тренинг.

4 Работа ведется с психически здоровыми людьми.

5 Применяется групповая форма работы.

6 Используются методы практической психологии, подразумевающие активное вовлечение участников группы.

7 В ходе тренинга решаются задачи по развитию и совершенствованию личности в целом и личностных качеств, необходимых для улучшения социального бытия участников.

Все методы СПТ характеризуются, во-первых, ориентацией на достижение обучающего эффекта группового взаимодействия. Во-вторых, эти методы реализуют принцип активности участника путем включения элементов исследования в процесс тренинга. В-третьих, методы предполагают обучение на моделях, принцип метафоризации группового опыта. Под принципом метафоризации мы понимаем использование образов и игровых ситуаций для выявления тех эмоций, действий и установок, которые сложно проявляются при анализе эпизодов обыденной жизни. Примером могут служить такие приемы как сравнивание участниками себя с деревом или другим предметом, графическое изображение своей жизни, упражнения, помещающие участников в экстремальные ситуации: в пустыне, в тюрьме, на Луне и пр.

Все множество форм СПТ можно разделить на три больших класса.

1. Тренинги, ориентированные на развитие специальных умений и навыков в сфере общения (умение вести дискуссию, умение разрешать конфликты, навыки самопрезентации и пр.)

2. Тренинги, нацеленные на углубление опыта анализа ситуации общения. Имеется в виду повышение адекватности анализа себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом. Следует отметить, что последняя задача решается и в первом случае, но лишь как сопутствующая.

3. Тренинги, направленные на изменение личностных диспозиций, аттитъюдов. Затрагивается область мотивов поведения участников.

Изменения, происходящие в социально-психологических характеристиках личности под воздействием СПТ можно соотнести с областями структуры личности, выделяемыми Н. Леонтьевым: область мотивов, область умений и область навыков.

Тренинги первого класса направлены на изменение и формирование навыков, необходимых для эффективного социального поведения, тренинги второго класса развивают умения, изначально присущие человеку. Основной акцент ставится на восприятии и анализе воспринимаемого. Трений класс тренингов направлен на изменения в личностных диспозиций, входящий в область мотивов.

Современную ситуацию в практике тренингов можно охарактеризовать тем, что классифицировать тренинги по целям и направленности воздействия намного проще, чем по применяемым методам воздействия. Основными методами в СПТ являются игры и групповые дискуссии, которые применяются во всех видах СПТ и разрабатываются в соответствии с конкретной целью тренинга, а также с учетом других параметров, таких как состав группы, количество и продолжительность тренинговых сессий, материальной базы. В России еще недостаточно развита методическая база игр и упражнений, поэтому зачатую одни и те же игры используются в разных тренингах с разными целями. Поэтому использовать критерий метода для определения видов СПТ представляется нецелесообразным.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector