Mos220.ru

Онлайн марафоны
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологический тренинг определение

Сущность психологического тренинга

Тренинг – особая разновидность обучения через непосредственное «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта, которая несводима ни к традиционному обучению через трансляцию знаний, ни к психологическому консультированию или психотерапии. Иногда для его обозначения используется термин, представляющий собой «кальку» с английского языка, – «экспериенциальное обучение» (от англ. experience – «жизненный опыт»).

При таком обучении занимающийся непосредственно соприкасается с изучаемой реальностью, а не просто думает о встрече с ней или размышляет о возможности «что‑то с ней сделать» (Баркли, Кэйпл, 2002, с. 209). Мы исходим из следующего рабочего определения:

► Психологический тренинг – это активное обучение посредством приобретения и осмысливания жизненного опыта, который моделируется в межличностном взаимодействии посредством игр и осознается в ходе дискуссий.

Особенно актуально такое обучение именно в подростковом возрасте, когда потребность в общении обострена, а жизненного опыта недостаточно, зато ярко выражено стремление к его приобретению. Тренинг позволяет получить опыт, с одной стороны, в максимально «сконцентрированном» виде, и с другой – в психологически безопасных условиях, облегчающих его осмысливание. «Тренинг как метод направлен на то, чтобы помочь участникам освоить какую‑либо деятельность. Но какие условия обеспечивают усвоение новой деятельности? Очевидно, что человек должен: 1) хотеть это делать; 2) знать, как это делается и 3) уметь это делать» (Бачков, 2007, с. 18). Тренинг как раз и позволяет участникам осваивать деятельность посредством непосредственного соприкосновения с ней в специально смоделированных ситуациях.

Разнообразие психологических тренингов велико. Термины «психологический тренинг», «социально‑психологический тренинг» также довольно сложно поддаются однозначному определению. В широком смысле, социально‑психологический тренинг – любое активное социально‑психологическое обучение, осуществляемое с опорой на механизмы группового взаимодействия (в отличие, например, от тренинга развития познавательных процессов – внимания, памяти, мышления и т. д.). Так, Л. А. Петровская (1989, с. 7) и Л. Ф. Анн (2003, с. 33) обозначают этим термином практику психологического воздействия, основанную на активных методах групповой работы. Иногда понятие «социально‑психологический тренинг» выступает и как более узкое, обозначающее только одну разновидность психологических тренингов, направленных на совершенствование навыков общения посредством ролевых игр с элементами драматизации (Форверг, Альберг, 1984).

Для психологических тренингов характерны некоторые общие черты.

1. Соблюдение принципов групповой работы , таких как активность участников, партнерское общение, исследовательская позиция участников в процессе межличностного взаимодействия, осуществление обратной связи.

2. Применение активных методов групповой работы. Основных методов два: сюжетно‑ролевая игра и групповая дискуссия. В то же время число конкретных тренинговых упражнений, создаваемых на их основе, измеряется тысячами. Используются и другие методы, такие как арт‑терапия, прикладная психодиагностика, телесно‑ориентированные техники и т. д., но они, за исключением некоторых узкоспециальных тренингов, обычно носят подчиненный характер.

3. Акцепт па взаимоотношениях между участниками группы, интенсивное межличностное взаимодействие. Тот жизненный опыт, который и обеспечивает основной обучающий потенциал тренинга, возникает как раз в ходе игрового моделирования взаимодействий, а предметом осознания становится в процессе групповых дискуссий.

4. Организация, направленная на то, чтобы обеспечить наилучшие возможности для интенсивного общения участников и свести к минимуму отвлекающие факторы. В частности, этому способствует часто практикуемое размещение участников в кругу, наличие автономного звукоизолированного помещения, четкое регламентирование времени протекания тренинга, введение правил взаимодействия.

5. Атмосфера раскованности и свободы общения. Общение в условиях тренинга более интенсивное, эмоциональное, открытое и искреннее, чем в обычных межличностных контактах. На начальных этапах работы с группой основная задача ведущего – создание соответствующей атмосферы, моделирование психологически безопасных условий для такого общения. В дальнейшем, при благополучном протекании тренинга, открытость и искренность становится общепринятой нормой взаимодействия в группе.

6. Наличие более или менее постоянной группы. Пропуски встреч не приветствуются, а обсуждать происходящие в группе события за ее пределами запрещается, поскольку это ведет к потере той эмоциональной энергии, которая должна аккумулироваться в процессе работы. Иногда организуются и так называемые открытые группы, состав которых может меняться на каждом занятии, но такая работа связана с рядом методических сложностей и практикуется относительно редко.

7. Нацеленность на психологическую помощь участникам группы. Результат тренинга не сводится к формированию у участников системы знаний и умений; большое значение имеет субъективное улучшение психического состояния и получение импульса к дальнейшему саморазвитию. Поэтому наряду с объективными критериями результативности тренингов рассматриваются и субъективные.

Общение в условиях психологического тренинга строится на следующих принципах (Петровская, 1989, с. 59–65):

«Здесь и сейчас» – разговор о том, что происходит в группе в каждый конкретный момент; исключение общих, абстрактных рассуждений.

♦ Персонификация высказываний – отказ от обезличенных суждений типа «обычно считается», «некоторые здесь полагают» и т. п., замена их адресными: «я считаю», «я полагаю».

♦ Акцентирование языка чувств – избегание оценочных суждений, их замена описанием собственных эмоциональных состояний (не «ты меня обидел», а «я почувствовал обиду, когда ты…»).

♦ Активность – включенность в интенсивное межличностное взаимодействие каждого из членов группы, исследовательская позиция участников.

♦ Доверительное общение – искренность, открытое выражение эмоций и чувств.

♦ Конфиденциальность – рекомендация не выносить содержание общения, развивающегося в процессе тренинга, за пределы группы.

Возможность структурировать общение в соответствии с этими принципами дают правила тренинга, которые обычно обсуждаются в группе и принимаются на первом же занятии (подробнее см. часть 2 данной книги).

В подавляющем большинстве случаев психологический тренинг проводится в групповой форме, что дает ряд дополнительных преимуществ, отмечаемых многими авторами (Рудестам, 1998; Бачков, 2000). В частности, отмечаются такие преимущества групповой формы работы:

♦ Группа отражает общество в миниатюре и поэтому может служить «полигоном» для развития самых разных социальных умений.

♦ Человек может осваивать в группе новые умения, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров.

♦ Группа позволяет получить обратную связь и поддержку от людей со сходными проблемами, участники могут идентифицировать себя с другими.

♦ Групповой опыт противодействует отчуждению, что помогает установлению более близких отношений с окружающими и решению межличностных проблем.

♦ Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания участников.

♦ Взаимодействие в группе создает напряжение, которое может трансформироваться в конструктивную работу по выявлению и решению психологических проблем участников.

♦ Групповая психологическая работа позволяет привлекать сразу много клиентов, и поэтому более доступна участникам, чем индивидуальная.

Психологический тренинг

Психологи́ческий тре́нинг — форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Ключевым принципом обеспечивающим эффективное обучения и развитие, является постоянном сочетании в тренинге всех форм деятельности: общение, игра, обучение, труд.

Следует отличать психологические тренинги от групповой психотерапии.

Многие практики, формально называющие себя психологическими тренингами, критикуются некоторыми авторами как психокульты. [источник не указан 249 дней]

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Психологический тренинг» в других словарях:

психологический тренинг — Социально психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно психической напряженности, формирование личностных предпосылок для адаптации к новым… … Справочник технического переводчика

Читать еще:  Вакансии в тренинговый центр

психологический тренинг — 2.2.4.7 психологический тренинг: Социально психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно психической напряженности, формирование личностных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Социально-психологический тренинг — (от англ. train, training имеет ряд значений: воспитание, обучение, подготовка, тренировка, даже дрессировка; socialpsychological) прикладной раздел социальной психологии, представляющий собой совокупность групповых методов формирования умений и… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Перцептивно ориентированный социально-психологический тренинг Л. А. Петровской — Л. А. Петровская стояла у истоков становления практики социально психологического тренинга в нашей стране и ее теоретического осмысления с конца 1970 х гг. В 1982 г. она ввела в научный обиход само понятие «социально психологический тренинг» (С.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Социально-психологический тренинг — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития у человека компетентности в общении. Базовыми методами социально психологического тренинга являются групповая… … Финансовый словарь

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ЛИНГВО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ — ИНТЕГРАТИВНЫЙ ЛИНГВО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ. Метод обучения иноязычной речи взрослых людей, разработанный И. М. Румянцевой на основе «интегративной модели речи». Представляет собой систему целенаправленных, взаимообусловленных и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ — Область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития у человека компетентности в общении. Базовыми методами социально психологического тренинга являются групповая… … Словарь бизнес-терминов

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ — Один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения. В отечественной литературе авторы,… … Психотерапевтическая энциклопедия

ГРУППОВОЙ ТРЕНИНГ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ — специальные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы их коррекции. Множество форм группового тренинга разделяют на два больших класса: ориентированные на развитие социальных умений (напр., умение вести дискуссию,… … Профессиональное образование. Словарь

Социально-психологический тренинг с осужденными — Форма групповой подготовки (тренировки) осужденных для получения навыков в решении социальных и личных проблем. Основная цель СПТ – подготовка осужденных к законопослушному образу жизни на свободе. Тренинг способствует как развитию личности, так… … Энциклопедия современной юридической психологии

ТРЕНИНГ

Содержание:

Найдено 5 определений термина ТРЕНИНГ

ТРЕНИНГ

ТРЕНИНГ

В настоящее время термин Т. используется для обозначения широкого круга методик, базирующихся на различных теоретических принципах. Единой классификации Т. не существует. Выделяют Т., направленные на развитие навыков саморегуляции, коммуникативные Т., тренинговые подходы, стимулирующие личностный рост, обучающие Т.

К группе Т. саморегуляции относятся: аутогенная тренировка в различных вариантах, тренинг биологической обратной связи. Данные методы направлены на развитие способности контроля и управления физиологическими функциями, на оптимизацию эмоционального состояния и снижение психологического напряжения.

К группе коммуникативных Т., или Т. коммуникативных умений, относятся преимущественно групповые варианты поведенческого и социально-психологического Т. Они проводятся в целях формирования и совершенствования общей коммуникативной готовности личности (например, для людей, испытывающих жизненные трудности, связанные с общением). Различия между поведенческим и социально-психологическим Т. условны. Известным критерием для разграничения этих близких технологий совершенствования навыков коммуникации могут быть их разные целевые установки. Например, в клинике неврозов для коррекций личностных нарушений типа ограничительного поведения с целью более полной реадаптации больных с затяжными неврозами и невротическим развитием оправдано применение термина «поведенческий Т.» как отражающего терапевтическую направленность коммуникативной коррекции. Термин «социально-психологический Т.» более уместен при работе со здоровыми людьми с целью формирования или развития коммуникативных навыков. Методика проведения указанных Т. может быть различной, но обязательно включает в себя два компонента: ролевую игру и групповую дискуссию. Социально-психологический Т. составляют блоки различных коммуникативных умений, например, умения, необходимые в начале общения (при вступлении в контакт), для прерывания контакта, умения и навыки психологического аргументирования, активного слушания, выявления скрытого намерения партнера по общению и др. Методика проведения поведенческого Т. строится также на принципах воссоздания субъективно сложных для участников группы Т. ситуаций через разыгрывание ролевых игр и групповую дискуссию.

Приведем одну из наиболее распространенных методик поведенческого Т. Участники группы отбираются до начала занятий по следующим критериям:

1) эффективное прохождение основного курса психотерапии;

2) наличие показаний для проведения поведенческого Т., что определяет лечащий врач;

3) необходимый уровень мотивации для участия в группе поведенческого Т.

В группе одновременно могут заниматься 8-12 человек, однако состав ее и количество пациентов не регламентируются так жестко, как при групповой психотерапии, число участников колеблется от 3 до 18-20. Практически более оправдано создание открытой группы поведенческого Т., поскольку основная ее ориентация на формирование моделей более адаптивного поведения не требует учета динамики малой группы, и даже наоборот, уход пациентов, преодолевших поведенческие трудности, и появление новых предоставляют участникам возможности более точного формулирования собственных целей, создают образ лечебной перспективы. Занятие начинается с разминки, включающей упражнения коммуникативной, поведенческой и эмоциональной направленности. Затем проводится групповая дискуссия для определения цели занятия. Из предложенных участниками ролевых ситуаций выбирается одна или две, наиболее значимые для всех участников группы. После групповой дискуссии психотерапевт (тренер) предлагает ролевую ситуацию, которая разыгрывается участниками по очереди. В конце занятия проводится групповая дискуссия с целью рефлексии эффективности участия членов группы в ролевой ситуации. Возможно повторение наиболее сложной ситуации и дискуссии. Вопрос о завершении занятий в группе решается индивидуально каждым пациентом совместно с психотерапевтом. Проведение Т., как видно из описанной методики, при всей внешней простоте требует большого опыта работы с группами, хороших навыков организации коммуникативного Т., психотерапевтических занятий, поскольку, несмотря на поведенческую ориентацию этого Т., возможны обострения невротического состояния, в связи с чем желательно проведение поведенческого Т. групповыми психотерапевтами.

К группе Т., стимулирующих личностный рост, относятся тренинговые занятия, имеющие различные теоретические основы и направленные преимущественно на развитие отдельных сторон личности участников Т. (самопонимание, навыки социальной перцепции, осознавание смыслов, развитие стратегии личностного развития и др.). Понятие личностного роста нельзя определить однозначно из-за значительных различий в концепциях личности. Т. личностного роста — это собирательное понятие, обозначающее развитие личности с точки зрения разных концепций. Каждый современный тренинговый метод, имеющий личностную ориентацию, характеризуется собственной методологией развития личности. Поэтому можно выделить Т, личностного роста динамической, гуманистической, когнитивной и другой ориентации. К Т. личностного роста динамической ориентации в этом смысле могут быть отнесены психодраматические группы. Т. личностного роста гуманистической направленности объединяет группы встреч Роджерса (Rogers С. R.), группы гештальт-ориентации Перлса (Perls F. S.), группы экзистенциального Т., а также социально-психологический Т., направленный на развитие социальной перцепции и базирующийся на теоретических подходах отечественной социальной психологии (Петровская Л. А., 1989). Т. когнитивной ориентации проводится в группах и направлен на развитие прежде всего когнитивного компонента самопознания, осознавание неадаптивных стереотипов поведения. Большое значение в этом случае имеет работа с языком участников, для чего используется видеообратная связь и другие технические приемы. Одним из подходов к реализации личностного роста в. процессе Т. является проведение тематического Т., т. е. фокусирование внимания группы на какой-либо теме, которая для всего цикла занятий является сквозной. Методика проведения такого варианта когнитивного Т. личностного роста напоминает тематические дискуссии. Темы могут касаться профориентации (для подростков или безработных), национального самосознания, профессиональных особенностей и интересов, смысла жизни и др.

Читать еще:  Уверенность в себе тренинг упражнения

Обучающие Т. также представляют собой сборную группу и направлены на совершенствование в первую очередь навыков, необходимых для профессий, где определяющим фактором является эффективность общения. Программа таких Т. формируется в соответствии с заказом конкретной группы. Это может быть, например, лабораторный Т. для психотерапевтов, направленный на отработку навыков работы с пациентами, методический Т. для профессионалов, работающих с группами (методический Т. для тренеров, работающих с группами социально-психологического Т., методический Т. для групповых психотерапевтов и др.). Направленность такого варианта Т. может быть и тематической: Т. переговорного процесса, Т. для управленческого персонала и пр.

При всем разнообразии Т. и различии их теоретической базы можно выделить некоторые основные приемы, или процедуры: основные методические приемы ролевой игры и групповой дискуссии могут быть дополнены различными вариантами упражнений невербальной коммуникации, упражнениями для работы с языком, тренировкой определенных навыков, видеообратной связью и др.

Значение Т. как особого явления в мире психотерапии, психокоррекции и прикладной психологии постоянно возрастает, поскольку эффективность Т. различных направлений по сравнению с другими подходами обучения и совершенствования навыков уже доказана практикой.

Что такое тренинг

Как решить психологическую проблему

Training (англ.) — «тренировка, выработка навыков».

Допустим, что у вас есть какая-то проблема. Например, вы чувствуете, что больше не справляетесь со своим ребенком-подростком, который совершенно отбился от рук, и ничего не слушает. Вы, конечно, слышали, что с подобной проблемой можно обратиться к психологу. Допустим, что вы решили записаться к нему на прием, как вдруг увидели объявление, что специалист, которого вам порекомендовали, помимо индивидуальных занятий проводит еще и тренинг для родителей подростков. И вот тут вы растерялись, потому что совершенно не представляете себе, что и как будет происходить на этом тренинге, и может ли этот самый тренинг быть полезнее, чем индивидуальная консультация.

Итак, что такое тренинг. Тренинг — это одна из форм обучения и передачи информации. А именно: групповое занятие по какой-то заранее заявленной теме, на котором собравшиеся участники заняты решением каждый своей проблемы. В чем-то одинаковой — в нашем случае, трудности взаимодействия с подростками, — но в чем-то различной, что обусловлено различными обстоятельствами и предысторией.

От лекции или урока тренинг отличается тем, что материал не только «начитывается», но и прорабатывается, т.е. закрепляется в сознании участников тренинга. Достигается это за счет того, что ведущий на протяжении всего тренинга активно работает с мотивацией участников, стимулируя их интерес и пробуждая желание сделать услышанное частью своего личного опыта.

Выглядит это все примерно так: человек десять-двенадцать сидят на стульях друг напротив друга и говорят, разыгрывают специальные упражнения, выполняют различные творческие задания ведущего. А тренер, чаще всего психолог, внимательно наблюдает за реакцией участников на те или иные идеи или предложения. В случае если материал «не идет», тренер проводит специальные «разогревающие» процедуры, чтобы пробудить у аудитории непосредственный интерес к теме и мотивировать их к активному участию в работе над ней.

Главное отличие тренинга от индивидуальной консультации в том, что на тренинге каждому участнику становится доступен не только опыт и знания психолога, ведущего эти занятия, но и опыт и знания других участников. Таким образом, представления человека о проблеме и о путях выхода из нее сразу многократно расширяются. Часто само присутствие на группе уже способствует снятию остроты проблемы. Мама или папа, посетившие тренинг, убеждаются в том, что это не только их чадо перекрасило волосы в зеленый цвет, отказывается быть вежливым и все время клянчит деньги. Они видят, что с аналогичными трудностями в том или ином виде сталкиваются родители многих, если не всех, подростков. А это значит, что никакой катастрофы во всем этом нет, и что с таким проблемным ребенком тоже жить можно, и даже договариваться о чем-то можно.

Есть целый ряд наиболее распространенных проблем, решать которые удобно с помощью группового тренинга. Что однако не исключает и возможность обращения за дополнительной индивидуальной консультацией. Среди таких проблем:

  • неуверенность в себе, сложности в общении, одиночество;
  • способы борьбы со страхами;
  • методы разрешения конфликтов, умение противостоять агрессии;
  • проблемы супружеских отношений: не понимание, разобщенность;
  • тренинг на повышение женской привлекательности;
  • повышение творческого потенциала, развитие самопознания; и др.

В нашем центре (Европейский Центр Психологической Поддержки Семьи) разработан специальный тренинг для молодых мам, сталкивающихся с похожими психологическими проблемами после рождения первенца. В результате тренинга у молодых мам снимается тревожность, т.к. они начинают понимать причины своего состояния и специфику своей психологической нагрузки. Мама получает возможность разобраться в поведении своего мужа в первый год жизни малыша, а также научиться ладить со свекровью и собственной матерью, участвующих в воспитании ребенка и т.п.

Таким образом, тренинг может быть разработан практически под любую проблему, типичную для нашей культуры и нашего времени. Психологи, специализирующиеся на решении какой-то распространенной проблемы на индивидуальных консультациях с клиентами, разрабатывают комплекс полезных упражнений на преодоление этой проблемы уже для групповой работы.

Что дает людям участие в этих тренингах? Прежде всего, новый опыт, лучшее осознание самих себя, а значит, и лучшее понимание других людей. Например, родители трудных подростков в результате тренинга могут понять, чем вызван бунт подростка, и, вспомнив себя в этом возрасте, найти в итоге точки соприкосновения со своим строптивым чадом. Неуверенные в себе женщины после тренинга женской привлекательности обучаются не бояться подчеркивать свои достоинства и привлекать к себе внимание мужчин. Супруги, разыграв несколько упражнений на совместную деятельность в тренинге на лучшую совместимость и взаимопонимание, начинают видеть, что их сильные и слабые стороны как бы взаимно уравновешиваются, а значит, в паре они лучше защищены от различных жизненных неурядиц.

Конечно, люди по-разному «вкладываются» в работу над собой на тренингах. Соответственно, успехи одних оказываются больше, чем достижения других. Результат также очень зависит от ожиданий, предшествовавших тренингу (поможет или не поможет), и готовности к эксперименту над собой, т.е. желанию применить полученные знания и умения на практике в реальной жизни.

Правила поведения в тренинговой группе обычно специально оговариваются в самом начале. Они могут слегка варьироваться в зависимости от задач, решаемых на тренинге. Из наиболее распространенных правил можно указать:

  • единая форма обращения друг к другу (равные права каждого члена группы);
  • персонификация высказываний (выражение своего мнения и своей позиции);
  • уважение к говорящему (каждый имеет возможность высказаться);
  • конфиденциальность всего происходящего (сохранение анонимности).
Читать еще:  Тренинги по мотивации персонала

Тренинги, о которых упоминалось в этой статье, относятся к так называемым тренингам личностного роста. Другая категория тренингов — это бизнес-тренинги. Бизнес-тренинги, как правило, носят более прикладной характер (например, отрабатывают какой-то навык — как правильно говорить по телефону, вести переговоры, проводить презентации, осуществлять продажи, делать рекламу). Бизнес-тренинги дают человеку возможность повысить свой профессионализм, достичь успехов в карьере.

Тренинги личностного роста — это более глубокий уровень работы человека над собой, затрагивающий более сложные внутри- и межличностные проблемы. Здесь и проблемы взаимоотношений с родителями и собственными детьми, спутником/спутницей жизни и другими значимыми близкими людьми; и преодоление каких-то внутренних противоречий, поиск выхода из тупиковых ситуаций, обретение иного смысла жизни.

Зажигина Марина, семейный и детский психолог, консультант Европейского Центра Психологической Поддержки Семьи «СемьЯ»

Психологический тренинг

​Психологический тренинг — личностный тренинг, проводимый психологом и с использованием психологических, а не эзотерических и мистических понятий и категорий.

Основная цель психологического тренинга — повышение компетентности в общении — может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления.

Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков, либо перцептивных способностей и т. д. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой, — вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы.

Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов. Дадим им краткую характеристику.

Принцип активности

Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если мы даем участникам установку на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент.

Особенно эффективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно.

Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что он видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам.

Принцип исследовательской творческой позиции

Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможные особенности.

Исходя из этого принципа, работа тренера заключаете том, чтобы придумать, сконструировать и организовать те ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними.

В тренинговой группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.

Реализация этого принципа порой встречает достаточно сильное сопротивление со стороны участников. Люди, которые приходят в группу тренинга, имеют определенный опыт общения в школе, в институте, где, как правило, им предлагались или иные правила, модели, которые надо было выучить и следовать им в дальнейшем. Сталкиваясь с другим, непривычным, них способом обучения, люди проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивной форме. Преодолеть такое сопротивление помогают ситуации, позволяющие участникам тренинга осознать важность и необходимость формирования у них готовности и в дальнейшем, после окончания тренинга, экспериментировать со своим поведением, творчески относиться к жизни, к самому себе.

Принцип объективации (осознания) поведения

В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы.

В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков, установок, используются дополнительные средства объективации поведения. Одним из них является видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением. Надо учитывать, что видеозапись является очень сильным средством воздействия, способным оказать негативное влияние, поэтому им следует пользоваться с большой осторожностью, и что самое важное — профессионально.

Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения

Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.

Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.

Последовательная реализация названных принципов — одно из условий эффективной работы группы социально-психологического тренинга. Она отличает эту работу от других методов обучения и психологического воздействия.

Кроме специфических принципов работы тренинговых групп, можно говорить и о специфическом принципе работы тренера, который заключается в постоянной рефлексии всего того, что происходит в группе. Эта рефлексия осуществляется за счет того, что тренер все время — приступая к проведению тренинга, планируя работу на день, непосредственно в процессе работы — задает себе три вопроса:

— Какой цели я хочу достичь?

— Почему я хочу достичь этой цели?

— Какими средствами я собираюсь ее достичь?

Ответ на второй вопрос дают диагностические исследования тренера во время работы с группой. Объектами диагностики являются:

— содержательный план работы

— уровень развития и сплоченности группы, характер отношений, складывающихся между ее участниками

— состояние каждого участника группы, его отношение к себе, к другим, к тренингу.

Эффективность тренинга во многом зависит не только адекватности осуществляемой тренером диагностики, но и того, насколько большим арсеналом средств он обладает для достижения той или иной цели.

Первый шаг в решении задачи выбора средств — это выбор методического приема. К наиболее часто применяемым относится: групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, психогимнастика.

Выбор того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector