Mos220.ru

Онлайн марафоны
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологические тренинги для пожилых людей

Психологический тренинг для пожилых людей: мотивационные установки и упражнения

С точки зрения психологии, старость – это переход к новой социальной роли в сложившейся системе групповых и межличностных отношений в обществе. Не у всех, но для большинства такой адаптационный процесс проходит с трудностями и отрицательными последствиями.

Решение явных или скрытых психологических проблем требует участия специалиста, а занятия, обычно, проводятся в группах. Однако, что делать тем пенсионерам, которым в силу причин, такая помощь недоступна? Выходом может быть индивидуальный психологический тренинг для пожилых людей.

Эмпатия – спектр разных чувств и реакций сопереживания к любым эмоциям окружающих

Упражнения на преодоления чувства одиночества и повышение эмпатии возможно выполнять в рамках индивидуальной психокоррекции. Информация, фото и видео в этой статье помогут пенсионерам и их родственникам пройти этап адаптации к преклонному возрасту так, чтобы гнетущие мысли не ввели пожилого человека в устойчивое депрессивное состояние.

Преодоление чувства одиночества

Какой бы не была природа чувства одиночества у пожилого человека, для его коррекции применяют 2 вида психотерапевтического воздействия:

  1. Групповой тренинг социальных навыков, который включает:
  • ролевые психологические игры;
  • методы приобщения к разговору;
  • способы поддержания телефонных разговоров;
  • регуляция периодов молчания;
  • подчёркивание привлекательности своих физических данных;
  • развитие умения делать и получать комплименты;
  • изучение подходов к физической близости в пожилом возрасте с новым партнёром.
  1. Когнитивно-поведенческие индивидуальные занятия, целью которых является распознание автоматизма мышления, и тренировка по переводу таких автоматических мыслей из фактической категории в гипотетическую.

Некоторые из упражнений для пожилых, которые получают в качестве домашнего задания после занятий в группе, можно смоделировать и выполнять самостоятельно.

Приведём для примера небольшой перечень таких задач:

  • попробовать присоединиться к разговору, возникшему в очереди;
  • проходя мимо группы сидящих пожилых людей, вступить с ними в беседу, и поддерживать её в течение 5-ти минут;
  • в любом разговоре, поставить цель молчать (не перебивать) и внимательно слушать собеседника;
  • найти и прочесть книгу на тему сексуальной жизни в старости;
  • целенаправленно выйти на прогулку в парк или другое людное место, одевшись празднично, и сделать комплимент незнакомому пожилому человеку противоположного пола;
  • завести несколько новых знакомств в социальных сетях, и поддерживать ежедневную переписку;
  • интересоваться состоянием здоровья, положением дел у родственников и знакомых;
  • придумывать и рассылать интересные поздравления с текущими международными, пусть даже и шутливыми, праздниками или событиями;
  • поддерживать весёлое расположение духа и хорошее настроение у себя, и у окружающих, например, осуществить выход из дому с целью подарить несколько улыбок незнакомым прохожим разного возраста.

Важно. Как одиноким, так и семейным людям преклонного возраста полезно и нужно иметь хотя бы кратковременные контакты с детьми и малышами. Не стоит стесняться помочь незнакомой молодой маме успокоить плачущего ребёнка, сделать поощрительное замечания ребятам, занимающимся подвижными играми, дать несколько полезных советов молодёжи, а может, если это будет уместным, вспомнить о своих «юных подвигах».

Борьба с автоматическими (негативными) мыслями

Для борьбы с тревогой, бессонницей и негативными мыслями подойдут следующие психологические упражнения и приёмы:

  • прогоняйте негативные мысли прочь, но выделите для них специальные 10 минут в ежедневном режиме дня, а через время сократите и их количество;
  • при желании кричать, психовать или, например, бить посуду, задерживать себя не стоит – через пару минут эмоционального выброса всё пройдёт, а в некоторых случаях повторять подобные эмоциональные разрядки желание полностью исчезнет;
  • проанализируйте, когда именно или что вызывает негативные или депрессивные мысли, это поможет их не возникновению в выясненные моменты;
  • при неожиданных острых приступах автоматических мыслей, одёрните себя, заставьте отвлечься, в конце концов повторите несколько раз установку «Всё будет хорошо»;
  • если какое-то действие или событие вызвали негативные эмоции или мысли, постарайтесь разобраться почему и напишите эту аналитику на бумаге, а скомкав и выбросив его, непременно придёт облегчение;
  • существенно ограничьте время просмотра новостей;
  • обращайте внимание на мелочи, которые приносят удовольствие;
  • напишите индивидуальные аутотренинговые тексты для пробуждения и отхода ко сну, например, «я открыт только позитивным эмоциям», «несмотря на пасмурную погоду, день сложиться великолепно», «в сновидениях я буду путешествовать по уникально красивым местам», «мой сон будет продолжительным, приятным и без перерывов», и т.д.;
  • не стесняйтесь и не ограничивайте себя в проявлении чувства благодарности;
  • планируйте день и старайтесь этот план выполнять, а если что-то из него не успели, начните следующий день с клятвы-обещания обязательно сделать незавершённое;
  • лучшее средство прогнать автоматические мысли в любом возрасте – это физические нагрузки, подвижные игры, занятия арт терапией.

Элементы телесно-ориентированного тренинга для пожилых

Избавиться от автоматических мыслей поможет осознание языка тела и следующие упражнения:

  1. Снятие мышечных зажимов с помощью чередование напряжения и расслабления. В любом исходном положении, но лучше стоя, сильно напрягите одну руку, а затем полностью расслабьте её мышцы. Сделайте такие расслабления с другой рукой, ногами (поочерёдно) и другими частями тела.
  2. Волна из напряжений. Теперь выполните не поочерёдное, а последовательное напряжение мышц в такой очерёдности: правая рука, шея и плевой пояс, левая рука, спина и живот, ягодицы, правая нога, левая нога. После чего полностью расслабьте мышцы. Для усложнения упражнения, выполняйте расслабление мышц в таком же или в обратном порядке.
  3. «Огонь и лёд». Включите музыку. Выполняйте произвольные движения телом и конечностями, представляя себе, что они – это языки пламени. Спустя 20-30 секунд дайте себе команду «оледенеть», и замрите на 5-10 секунд, сильно напрягая мышцы, в том положении в котором вы находились на момент стоповой команды. Продолжайте выполнять упражнение пока не закончиться музыкальный трек.
  4. «Марионетка». Выполняйте это упражнение в том же алгоритме, как и предыдущее, но теперь, после команды «замри», представьте себе, что вы кукла на ниточках, которую повесили в реквизитный шкаф за одну из ниточек (за часть руки, за затылок, за ухо или за плечо). Зафиксируйте «подвешенную» часть тела, а другие расслабьте и немного раскачивайте.
  5. «Рисование глазами». Следующий музыкальный трек полностью отведите на рисование глазами. В любом исходном положении, придумывайте и рисуйте глазами воображаемые фигуры и предметы. Переводите взгляд от одной точки фигуры до другой, но не двигайте головой. Фантазируйте смелее. Предметы должны быть разных размеров, а у больших объёмных фигур, части должны располагаться на всех поверхностях комнаты – стенках, потолке, полу.
  6. «Ручная чечётка». В такт с ритмичной музыкой отбивайте такты хлопками в ладоши и их ударами по бёдрам, ягодицам, стене, столешнице, шкафу, дивану, чередуя хлопковые движения со щёлканьем пальцами.

Работа с метафорой

Такой психотренинг включает в себя достаточно как групповых, так индивидуальных приёмов. Предлагаем вам 2 раза в неделю, или чаще, писать себе специализированные метафоры на преодоление трудностей.

Такая работа позволяет провести анализ ваших проблем, включить творческий потенциал, запустить процессы аутогенной тренировки и мотивации. Ну а для того, чтобы поддержать мелкую моторику мышц на кистях, одну метафору пишите на компьютерной клавиатуре, а следующую – ручкой.

Приводим пример мотивационной метафоры на преодоление трудностей.

У подножья высоких гор, где мирно существуют грохот водопада и первозданная тишина, где Солнце только изредка закрывают крылья величественных птиц, жил молодой, весело звенящий ручеёк.

Он извивался тоненькой ленточкой среди дурманящих ароматами трав, а когда соскакивал с каменных уступов, оставлял им на память свои капельки-смешинки. Он радостно отражал сверкающие солнечные улыбки, изумрудную зелень травы, бездонную небесную синеву и мраморный отблеск гор.

Его жизнь была безоблачной и весёлой, пока на пути не встал огромный валун, покрытый отвратительным склизким мхом. Ручеёк замер в тёмном ущелье, и лишь гнетущая, чёрная тишина, ужасающая своей безысходностью, витала, окружая его холодом и смрадом.

«Как мне быть?» – опечалился уже безмолвный ручей. Нагрянувшие паника и страх сжали его так, что дрожь начала конвульсивно сжимать его тело. «Неужели я никогда не увижу апельсиновые оттенки солнечных лучей, не вдохну восхитительные горные ароматы и не пробегусь по камешкам и уступам? Неужели мне не выбраться отсюда?»

Он так испугался, что даже не мог позвать на помощь, закричав – помогите! «Всё – это конец», – решил ручеёк и стал медленно затихать, хороня себя в сырой, заболоченной земле вокруг ненавистного валуна.

Читать еще:  Игры ледоколы для тренинга

Но неожиданно тело ручейка пронзила тончайшая струйка родничка, который возник, казалось, ниоткуда. Этот маленький поток ледяной воды, вырываясь из кромешной темноты земли, тихо звенел, в предвкушении земных радостей. Ручеёк изумлённо наблюдал и раздумывал.

Неужели этот малюсенький родничок сможет преодолеть такую преграду? А родничок, упорно подпрыгивал вверх цепляясь за стенки ущелья, и падал вниз, вливаясь уже не в ручеёк, а в ручей, успевший наводниться соей печалью.

Напрягшись, ручей с силой выбросил родничок верх, и то легко перелетел через край валуна. «Побежали со мной!» слышался издалека весёлый, полный задора и счастья голос. Наивный счастливчик, подумал увядающий ручей. Я-то ему помог, а кто поможет мне? В памяти начали всплывать красочные былые картинки. И эти воспоминания возродили жажду к жизни! «Я хочу увидеть, что там дальше!», – решил ручей, и собрав силы, пару раз настойчиво ткнулся в валун.

И о чудо, валун оказался обычным известняком. Он с треском развалился на части, пропуская нашего героя к Солнцу и изумительной красоты неизведанной равнине. «Я победил! Я стану полноценной рекой, и обязательно увижу море или океан!».

К сведению. Одной из самых мощных форм психотерапии пожилых является мемуаротерапия. Написание книг воспоминаний является мощным средством психокоррекции и могут рассматриваться как особые «упражнения» психотренинга, если творчество будет подчинено определённым задачам. Например, сегодня надо написать о самом интересном дне из своей жизни, а завтра вспомнить и детализировать определённый год (наобум) и т.д.

Коррекция настроения музыкотерапией

Обычно люди слушают ту музыку, которая созвучна их настроению и состоянию души. Но можно достичь и другого эффекта. Заставив слушать себя определённую мелодию, можно откорректировать своё самочувствие и психоэмоциональный фон.

ЛУЧШИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Такие бесплатные психологические тренинги для пожилых людей особенно важны и необходимы. Каждый человек вправе находиться в гармонии со своим внутренним «Я» и миром, который его окружает. У каждого из нас есть свои стремления, желания, потребности и каждый рассчитывает на благоприятную, дальнейшую судьбу. Не секрет, что современный мир, изо дня в день, посылает нам новые испытания, напрямую воздействуя на нашу психику.

Как правило, наименьшей стрессоустойчивости подвержены две категории людей живущих на нашей планете. Подростки и пожилые люди. Первые в силу своего неокрепшего организма и переходного возраста стараются скорее повзрослеть и им, на данный отрезок времени кажется, что окружающий их мир жесток, холоден и несправедлив. Поэтому, окончательно не повзрослев, они каждый день сталкиваются с, казалось бы, неразрешимыми проблемами.

Вторые — это люди, достаточно много пожившие на земле, но, несмотря на свой почтенный возраст и жизненный опыт так же часто подвержены стрессовому напряжению. Для многих из них психологические тренинги для пожилых в Москве станут реальной поддержкой в дальнейшей жизни. Поскольку даже уход на пенсию с любимой работы может стать причиной серьезного стрессового состояния. Такие люди выглядят потерянными, замкнутыми и им кажется, что смысл их жизни утерян.

Важность бесплатных семинаров для пожилых людей

Пожилым людям достаточно сложно объяснить, что в их возрасте весьма полезно обратиться за психологической помощью, например, посещать эффективные тренинги для пожилых людей. В одиночку таким людям практически невозможно справиться со своим угнетенным состоянием, но убедить их в этом достаточно проблематично.

Тем не менее, каждый такой пожилой член общества имеет право и может обратиться за советом или помощью в психологический центр, который есть практически в любом городе. Там его выслушают, помогут советом и подскажут, как жить дальше. Кроме того подобные центры существуют с уже разработанными программами помощи пенсионерам учитывая возраст и вопросы с наболевшими проблемами.

Своевременная помощь в виде социально психологических тренингов для пожилых

Такого вида семинары и курсы крайне эффективны и помогли уже не одной сотне пожилых людей. Подобные специальные занятия призваны вселять гармонию в души состарившихся людей, внушить им, что они важны для общества и помочь им определиться с дальнейшей жизненной позицией.

Так еще социально психологические тренинги для пожилых людей важны и в эмоциональном плане. У многих пенсионеров меняется характер и не в лучшую сторону. Они становятся легковозбудимыми, подолгу могут быть грустными, поскольку зачастую меняется жизненная мотивация. И такие бесплатные психологические тренинги для пожилых людей способны отчасти уравновесить характер человека объяснить, что он не одинок в этом мире и так же важен для всех нас. Помимо этого на таких тренингах учат не зацикливаться в себе, больше бывать на воздухе, радоваться каждому восходу солнца, каждому новому дню. По возможности больше общаться со сверстниками, или начать с ними переписку, не отстраняться от близких людей. А в дальнейшей жизни видеть себя полноценной единицей социального общества, несмотря на свой преклонный возраст.

Тренинг для пожилых людей и обучающихся «Возьмёмся за руки, друзья» в Центре социального обслуживания населения.

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

педагог-психолог ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа»

Тренинг для пожилых людей Центра обслуживания населения

Цель : сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

— формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;

— развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;

— получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;

— осознание себя командой.

Структура тренинга:

Орг. момент – 7 минуты

Вступление. Цель задачи – 5 минут

Разминка – 5 минут

Основная часть – 20 минут

Рефлексия – 5 минут

Музыкальные паузы – 9 минут

Оргмомент. Просмотр м/ф «Просто так» (К/студия «Союзмультфильм»), 6.30 ’

— Добрый день! Я рада вас всех видеть. Сегодня наша встреча будет посвящена доброму отношению друг к другу, скажите, пожалуйста, какое настроение у вас после просмотра мультфильма «Просто так»?

Перед началом игр во время тренинг на сплочение коллектива важно попросить участников расслабиться и не принимать все, что будет происходить, близко к сердцу. Важно не только добиться сплоченности коллектива, выработки навыков сотрудничества, но и дать людям отдохнуть; получить массу положительных эмоций от общения друг с другом. Не всегда это будет просто. Если возникают проблемы, поговорите о них и попытайтесь помочь решить. Взаимоответственность и поддержка – важные составляющие здоровых отношений в коллективе. Цель нашей встречи – сплочение коллектива, развитие доверительных отношений.

Я предлагаю поприветствовать друг друга следующим образом:

Материал: клубок прочной шерсти.

Инструкция: участники тренинга сидят в кругу. Одна, держа в руках клубок ниток, конец зажимает в руках и бросает клубок следующей участнице встречи со словами: «Меня зовут ИО, я очень рада Вас видеть». Так каждая женщина бросает следующей. Получается паутина, связывающая друг друга. Затем клубок возвращается в обратном порядке, повторяя ИО друг друга. Ведущий говорит о том, что мы часто встречаемся с вами на мастер-классах, а возможности посидеть, поговорить по душам у нас не было.

Разминка. Упражнение «Мои ожидания».

Цель : выяснить ожидания участников тренинга, может быть, их опасения и интересующие вопросы для того, чтобы скорректировать программу тренинга и оценить эффективность работы тренера.

Материалы : ватманы, маркеры, стикеры (самоклеящиеся цветные бумажки) и фломастеры.

Ведущий просит участников написать свои ожидания от тренинга на цветных листочках (стикерах). Важно предупредить участников, что на одном листочке можно написать только одно ожидание или один вопрос. Затем стикеры прикрепляются на ватман и зачитываются. Такой вариант упражнения помогает тогда, когда члены группы стесняются говорить о своих ожиданиях или боятся, что другие будут над ним смеяться.

Музыкальная пауза. Исполнение песни «Возьмёмся за руки, друзья», Б. Окуджава, 3 ’

1) Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что. »

Цель : познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения : Участники сначала поворачиваются к соседу справа со словами: «Мы с тобой похожи тем, что. », затем к соседу слева. Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что. » Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Читать еще:  Организация тренингов как бизнес

Обсуждение:

— Какие эмоции испытывали во время упражнения?

— Что нового узнали о других?

— Что интересное узнали?

2) Упражнение «Щепки на реке» (фоновая музыка «течение реки»)

Описание: участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Участники игры «берега» помогают руками, ласковыми прикосновениями движению Щепки. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь.

Музыкальная пауза. Исполнение песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», О. Митяев, 3 07’

Необходимые материалы: цветная бумага, ножницы простой карандаш, фломастеры.

Инструкция: каждая участница на отдельном листочке обводит контур своей ладони, подписывает свой листочек и передаёт по кругу. Затем все пишут на этих листочках прощальные пожелания друг другу. После этого участники читают написанное.

Музыкальная пауза. Исполнение песни «Хорошее настроение»,

исп. Л. Гурченко, 2 45’

Все участники тренинга по кругу передают свечу и делятся своими впечатлениями, отвечая на вопросы:

— Что вызвало трудности?

— Оправдались ли Ваши ожидания?

В конце тренинга все участники встают в круг, и каждый высказывает свои впечатления о занятии.

Когнитивные тренинги как форма занятий с пожилыми людьми

Куличёк

  • 89688051236
  • mainkuli4ek@yandex.ru

Заказать звонокЗаказать консультацию

Когнитивные тренинги как форма занятий с пожилыми людьми

  • Куличёк
  • /
  • 09.10.2018 20:39 Окт 9, 2018 20:39:09
  • /
  • 1
  • Просмотров: 7994
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Твитнуть

Куличёк

Итак, для чего же нужно проводить с пожилыми людьми когнитивные тренинги? В первую очередь для предотвращения старческой деменции. У пожилых людей так или иначе происходит снижение познавательной деятельности, которая приводит к утрате в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков. Человек также перестает или имеет множество трудностей с приобретением новых знаний. Мы обязаны как-то подействовать на этот процесс.

Люди, которые окружают стариков, должны стараться делать вот что:

  • Поддерживать положительный эмоциональный фон у пожилых людей.
  • Стимулировать двигательную активность
  • Стимулировать познавательную активность.

На эти составляющие и направлен когнитивный тренинг, о котором пойдет речь ниже.

Сколько времени и как часто проводить тренинг

  • 2 раза в неделю
  • 40 минут
  • 9-10 занятий

За это время можно будет уже увидеть есть ли динамические изменения у пожилого в когнитивной сфере, и если нет, задуматься над другой формой работы.

Теперь я подробнее расскажу об упражнениях.

1. Знакомство и вспомни имя

Для начала необходимо дать время участникам тренинга рассказать что-то о себе, представиться, тут не нужно давить и задавать какие-то конкретный вопросы. Каждый участник пусть решает сам как и чем он будет делиться.

Можно передавать или перекидывать мячик участникам, чтобы они видели кто сейчас рассказывает о себе. Даже если кто-то будет молчать, само присутствие среди других людей может быть пожилому полезно.

После того, как круг закончиться необходимо дать задание участникам попробовать вспомнить имена участников, любого одного, и в случайном порядке спрашивать. Ни в коем случае не осуждать, если никто не может вспомнить, стараться поддерживать шутливую, добрую атмосферу. Помогать участникам вспомнить имена.

2. Спиной к спине

Далее предлагаем пожилым выбрать себе пару и встать напротив друг друга на какое-то время. Если участником на коляске или имеет иные трудности в передвижении или восприятии адаптироваться к нуждам ситуации. Участники должны какое-то время смотреть внимательно друг на друга и запоминать как можно больше о человеке напротив.

После какого-то времени мы предлагаем повернуться им уже спиной к спине и задаем опять же в случайном порядке вопросы. Вопросы могут быть разные, вот некоторые примеры:

  • Какой цвет глаз?
  • Какой цвет волос?
  • Во что одет?
  • И другие.

Не стоит придумывать слишком сложные вопросы, достаточно того, что у участником уже будет активизироваться внимание и память, и они будут прилагать усилия.

3. Да/нет; черно-белое
Следующее упражнение позволяет участником увеличить свое включение о том, что они говорят. Увеличить уровень осознанности в речи. Мы задаем им вопросы, опять же простые, можно задавать закрытые и открытые вопросы, например:

  • Вы любить смотреть телевизор?
  • Вы играете на фортепьяно?
  • и другие.

Особенность этого задания заключается в том, что участников отвечать, использую слова «да», «нет», «черно-белое». Пожилой человек будет стараться придумать ответ, удовлетворяющий условия упражнения. Обычно после 3-4 человек все включаются в процесс.

Вы можете придумать условия другие, поменять «запретные» слова. Как и в прошлых заданиях важно поддерживать хорошую атмосферу, не спешить, не давить на участников.

4. Ассоциации
Следующее упражнение очень похоже на игру «крокодил». Участникам необходимо показать загаданное слово или действие. Действие попроще вариант, например:

  • Колоть дрова.
  • Играть на пианино.
  • Слушать музыку.
  • и другие.

Слова можно группировать, как «профессии» «виды спорта» и другие. Это задание обычно проходит весело, и не должно быть сложностей у вас его применить на практике.

5. Цифры на концентрацию внимание

В этом упражнении мы даем каждому участнику разную распечатанную цифру. А озвучиваем вслух простые арифметические действия. Например: «10+27». Очевидно ответ будет «37». Участником необходимо создать вместе правильный ответ. Можно это сделать через пересаживание на стулья или, если пожилым людям не просто двигаться, можно просто озвучить ответ вслух, поднять руку.

Важно после всех этих непростых упражнений дать участникам возможность расслабиться. Для этого подойдут разные релаксационные мероприятия.

Надеюсь, что эта маленькая запись даст вам больше возможности для творчества с пожилыми людьми. Иногда не так важно проводить какие-то тренинги, намного важнее быть с людьми преклонного возраста, находится рядом, давать возможность выговориться, не наседать, не осуждать. Им так часто не хватает простого человеческого присутствия. А такое «проклятие» как старость пока мы не можем все же преодолеть

Штатный психолог дома престарелых: непыльная работенка или труд во благо?

В обычный штат домов престарелых всегда входили несколько врачей, медсестры, санитары – и считалось, что их вполне достаточно. С недавних пор здесь появился новый сотрудник – психолог. Что это за птица и для чего он старикам, доживающим остаток жизни в государственном или частном пансионате?

Должностная инструкция психолога: о чем говорится в документе

Как таковой, инструкции, подробно описывающей обязанности психолога в интернате или пансионате, почему-то не существует: есть только общий документ, где содержатся основные положения о квалификации сотрудников психологических служб и их категориях, выполняемых задачах и сфере ответственности.

Очевидно, в социальных учреждениях инструкцию составляют для конкретного специалиста с учетом особенностей работы на месте. По крайней мере, хочется на это надеяться.

Итак, вот приблизительный портрет специалиста, призванного следить за душевным состоянием постояльцев дома престарелых:

  • Образование – высшее по специальности «социальная психология», «психология»
  • Категории – «специалист», II – для проработавших три года, I – для тех, кто проработал во второй категории не менее трех лет
  • Обязанности: проведение социально-психологической экспертизы контингента, составление планов индивидуальных и групповых тренингов, собственно занятия с пожилыми людьми и даже участие в экспериментах по определению влияния условий проживания в ДП на психику подопечных

Ответственность психолог несет только за допущенные им нарушения дисциплины, правонарушения на рабочем месте и за причинение материального ущерба заведению.

А зачем он тогда нужен – возникает вполне резонный вопрос, ведь даже список профессиональных обязанностей психолога выглядит как-то размыто, общо, формально!

Зачем нужен психолог пожилому человеку?

1. Адаптация

Первые недели и даже месяцы проживания в доме престарелых – сильнейший стресс для человека, который десятилетиями жил в своем привычном мире, где его окружали родные, коллеги, соседи, друзья. Знакомой была и обстановка – расположение комнат, мебель, посуда. Были привычки, планы, каждодневные заботы, а теперь – все новое, незнакомое, чужое.

Читать еще:  Тренинг холодных звонков спб

2. Комфортное сосуществование и общение с соседями по пансионату, социализация

Пожилой человек, сохранивший до старости позитивное мышление, легкий и уживчивый нрав, — большая редкость. У большинства характер портится – появляются раздражительность, мелочность, неуступчивость, подозрительность на фоне прогрессирующей болезни Альцгеймера, сосудистой деменции и других болезней, меняющих психику до неузнаваемости.

Результатом становятся частые конфликты с персоналом и другими постояльцами. Если в ссоре человеку не помочь, не разгрузить его психологически, он замкнется в себе, станет чаще болеть.

3. Помощь в решении давних психологических проблем

Человек, проживший 70-80 лет, не только немало повидал на своем веку, но и получил множество психологических травм, которые заметно осложняют и без того нелегкую жизнь старика.

4. Профилактика депрессий и облегчение их течения

Депрессия – то, чем называют погружение в себя, утрату интереса к жизни даже в домашних условиях. Новая обстановка, нерешенные и затянувшиеся конфликты с новыми соседями по пансионату, тоска по родным и дому, болезнь – все это способно вызвать тяжелую подавленность.

5. Участие в реабилитационных программах

Очень часто в государственные и частные дома престарелых родственники помещают стариков, перенесших инсульт, тяжелые травмы тазобедренных суставов. Они совершенно беспомощны, обездвижены, но наряду с лечением также нуждаются в реабилитации, в программу которой обязательно входят занятия с психологом.

6. Слушать, слушать и слушать

Старики, наконец-то оказавшиеся среди множества людей, стараются наверстать упущенные возможности для общения, да и в силу возраста обычно очень говорливы.

Если в доме престарелых нет психолога, на нянечек, медсестер и врачей, у которых и так много работы, буквально обрушивается лавина из нескончаемых потоков воспоминаний, поучений или жалоб.

7. Помощь другим специалистам пансионата

Сколько интересных мероприятий не состоялось, сколько реабилитационных занятий оказалось малоэффективными из-за неверного подбора участников – вам об этом расскажет любой эрготерапевт, дефектолог или руководитель кружка в пансионате для пожилых людей.

Причина – в глубоком несоответствии темпераментов, характеров, возрастов и интересов тех, для кого все это задумывалось, — постояльцев заведения.

Правильно сформировать группу с учетом множества важных факторов поможет грамотный психолог, который наблюдает за постояльцами, проводит тесты, анкетирование, выявляет особенности мышления, интеллектуального развития своих подопечных.

Так должно быть в идеале – по крайней мере, такой была задумка авторов несомненно прекрасной идеи о вовлечении психологов в социальную работу.

А как все обстоит на самом деле?

Смотрите также:

Государственный и частный дом престарелых: как работают психологи

Психолог государственного заведения

На первый взгляд, его должность – почти синекура с невнятным набором обязанностей. Зарплату бы побольше – и лучшей работы для специалиста с профильным образованием трудно было бы сыскать:

  • Рабочий день строго нормирован – никакого дневания-ночевания на месте не нужно
  • Конкретных результатов никто не ждет и не требует, а значит, и выкладываться на все сто не имеет смысла. Все понимают, что больные старики, часто страдающие деменцией, — аудитория совершенно безнадежная: с прогрессирующим слабоумием не справляется даже медицина, а что может сделать психолог?
  • Редкие проверки ограничиваются лишь контролем ведения документации. Наведи порядок в бумагах и компьютере – и любую проверку пройдешь на ура

Дипломированные «инженеры человеческих душ» в государственных учреждениях соцзащиты обычно оказываются либо от безысходности, либо для накопления первоначального опыта работы по специальности, чтобы потом претендовать на более серьезную должность. Иными словами, социальной работе на всю жизнь посвящать себя желают единицы. Это накладывает свой отпечаток на отношение к обязанностям и, как следствие, на конечный результат.

А по-другому в бюджетных интернатах и нельзя: бюрократическая машина сразу же давит на корню все благие намерения. Пришла комиссия – покажи планы работы, папки с бумажками, где красиво описаны все виды занятий, которые якобы проводятся с пациентами, — и можешь быть свободен. За бумажной рутиной психолог лишается возможности полноценно работать с пожилыми людьми. Для него главное — составить все документы.

Сути обязанностей психолога, важности его участия в жизни пожилых людей не представляют себе ни руководители учреждения соцзащиты, ни родственники постояльцев, ни сами подопечные нового штатного специалиста. Одни – в силу предельной формализованности всей государственной социальной сферы, другие – в силу полного равнодушия к судьбам пожилых родных, третьи – из-за возраста и болезней.

Ставка такого специалиста в госучреждении чаще всего одна, а постояльцев – сотни. Даже работа с группами усложняется неимоверно, а уж об индивидуальных занятиях и говорить не приходится.

Ситуация усугубляется еще и тем, что очень часто в государственном доме престарелых нет элементарных условий для эффективной работы с пожилыми людьми. Есть только маленький кабинет, где проводить групповые тренинги невозможно, — разве что индивидуальную диагностику. В лучшем случае имеются еще сборники тестов, бумага и ручки.

Нет раздаточных материалов – их приходится мастерить самому психологу, если не лень. О дорогой аппаратуре для релаксации, видеокурсах, современной телетехнике смешно даже говорить.

В итоге у психологов государственных учреждений остается два пути – или простое отбывание рабочего дня с неизбежной профессиональной и человеческой деградацией, или увольнение с поиском более интересной, наполненной смыслом и нацеленной на результат работы с приличной зарплатой.

Частный пансионат

В частных домах престарелых психологу трудиться куда интереснее – причем во всех смыслах. К этому располагают:

  • Минимум формальностей и максимум практической работы
  • Хорошее оснащение кабинетов и залов релаксации
  • Небольшое число постояльцев, из которых удобно формировать мини-группы для занятий и даже вести работу с пожилыми людьми индивидуально. Без внимания не остается никто!
  • Неплохая зарплата

Задачи психолога в частном доме престарелых те же, что и в государственном, — помощь в адаптации к новым условиям, социализация пожилых людей, создание и поддержание здорового психологического климата, участие в коррекционных и реабилитационных программах. Разница лишь в том, что все это не на бумаге, а вполне реально достижимо.

Также важно то, что специалист-психолог имеет возможность сразу включиться в общий ритм работы пансионата, профессионально и эффективно участвовать в жизни его постояльцев и персонала.

Зарубежный опыт

Здесь есть чему поучиться российским сотрудникам психологических служб социальных учреждений. В европейских пансионатах для престарелых – альтенхаймах и elderly homes – вся работа психологов нацелена на максимальную социализацию пожилых людей, их вовлечение в полезную деятельность. Заинтересованное общение, труд в удовольствие – лучшие способы адаптации, профилактики депрессий и восстановления после тяжелых болезней.

На практике это выражается в расширении контактов с другими социальными учреждениями – например, в плотном сотрудничестве с детскими домами, для чьих обитателей критически важно почувствовать любовь и привязанность бабушек и дедушек.

Частые взаимные посещения, совместные вечера, концерты, праздники с подготовкой личных подарков да и просто общение помогают и старикам, и детям чувствовать себя нужными и любимыми.

Налажена и связь с волонтерским движением: молодые, энергичные ребята – постоянные гости в домах престарелых. Они не только помогают в работе, но и приносят свежие идеи юности, хорошее настроение, а старики заново учатся общению с людьми разных возрастов.

Для полезных дел в зарубежных пансионатах разбивают небольшие клумбы, сады с фруктовыми и декоративными деревьями. Повозиться в земле, вырастить своими руками цветы или деревце, оставив о себе память, — что может быть приятнее для одинокого пожилого человека?

Иногда в домах престарелых есть даже целые мини-хозяйства – фермы, где можно выращивать домашнюю птицу, ухаживать за животными. Старики, которым позволяет здоровье, с удовольствием включаются в такую работу, ведь она наполняет смыслом и радостью их жизнь.

Всей этой деятельностью руководят штатные психологи – выясняют круг интересов своих подопечных, вместе выбирают занятия, следят за успехами, поощряют и подбадривают пожилых людей.

Так кто же он – психолог дома престарелых – формальная штатная единица или действительно ценный специалист? Ответ на этот вопрос зависит от многого – личного отношения к обязанностям, политики администрации, существующих в пансионате условий для работы. Пока – только так. Как будет дальше – покажет время.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector