Mos220.ru

Онлайн марафоны
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологические тренинги для детей начальных классов

Психологические тренинги для детей начальных классов

МКОУ «СКОШ №7» г.Мыски

Тренинг общения «Я — особенный!», 3 класс

Цель: помочь детям поделиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают нас особенными, не похожими на других

— развитие интереса к себе, формирование первичных навыков самоанализа;

— развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;

— формирование умения говорить и думать о себе.

— мягкая игрушка, клубок ниток, веревка, шарф, трон с покрывалом, карточки “Техника самоподдержки”, свеча.

– Мы часто встречаем разных людей, кто-то из них похож на нас, кто-то отличается, кто-то кажется нам необычным и даже странным. И все мы по-разному воспринимаем и относимся к тем, кто не такой как мы. Сегодня тема нашего занятия “Я –особенный”. Каждый из вас не только неповторим, но и до конца непознаваем, потому что сложнее человека природа ничего не создала. И одно из самых увлекательных занятий – узнавать что-то новое о самом себе. Девиз нашего занятия: “Познай самого себя” (зачитывается запись на доске).

Упражнение может использоваться для разогрева группы в начале занятия.

“Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Кто из вас помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое хорошее отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг к другу и дружили между собой. Я начну с легкого, совсем мягкого прикосновения и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское.

2. Упражнение “Я такой же, как ты”

У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому товарищу, и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же. “Я такой же, как ты, потому что……” Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие и бросает мячик следующему.

3. Упражнение “Давайте говорить друг другу комплименты…”

Ведущий рассказывает ребятам, о том, как важно уметь выражать свои чувства, но порой мы говорим много плохого, и боимся говорить комплименты друг другу. Ведущий предлагает ребятам сказать каждому по комплименту своему другу, подруге, передавая при этом клубок нити. Таким образом, по окончании упражнения, вся группа оказывается “сшита” воедино. Это упражнение показывает единение группы.

После упражнения проходит обсуждение, какие чувства испытывали ребята, когда говорили комплименты, и воспринимали их.

4. Упражнение “Магазин игрушек”

Игра делится на 2 части.

1) Выбираются “продавец” и “покупатель”, остальные дети “игрушки”. Каждый придумывает себе образ игрушки и замирает в характерной для этого персонажа позе. Начинается процедура приветствия. Покупатель стучит в дверь или звонит в колокольчик. Продавец распахивает дверь, здоровается и приглашает войти. Покупатель осматривает магазин и товары, восхищается ими. Продавец рассказывает о своих игрушках и предлагает купить. Эта часть направлена на развитие коммуникативных навыков.

2) Покупатель выбрал игрушку и хочет купить ее. Продавец включает выбранную игрушку и та начинает двигаться характерным для нее способом. Задача покупателя – отгадать, что за игрушка перед ним.

5. Практическая игра “Встаньте те, кто. ”.

Ребята сидят в кругу. В центре — Ведущий, количество стульев меньше на 1, чем участников. Ведущий говорит: “Встаньте, кто. ” и называет какое- либо качество, например кто, считает себя добрым, умным справедливым, красивым, терпеливым, сильным и так далее.

Те, у кого присутствует названный признак, встают, и стараются занять свободное место, кроме рядом стоящего стула. Далее игра повторяется снова с новым ведущим по новым признаком.

Игра служит для разогревания группы

6. Упражнение “Это не веревка”

Цель: развитие творческого потенциала участников

Материалы: веревка, картон или мяч

Сообщите игрокам, что в этом упражнении речь идет об умении видеть вещи с новой точки зрения и превращать известные предметы в нечто совсем иное.

7. Упражнение “Включаем телевизор”

Дети молча стоят в кругу – они “телевизоры”. Психолог подходит и включает какой-нибудь из них. “телевизор” начинает работать, при этом ребенок изображает все, что ему приходит в голову. Игра позволяет самовыражаться, привлечь к себе внимание.

8. Упражнение “Классная комната”

Суть игры состоит в том, что дети перевоплощаются в той или иной атрибут классной жизни (Школьную доску, классный журнал, оконную штору, выключатель и т.д.) и от его имени выстраивают некое сообщение. Например, школьная доска рассказывает о том, сколько разных ошибок ей пришлось изобразить и т.д.

9. Упражнение “Протянуть руку”

Эта разминка способствует установлению отношений в группе.

Вытянуть руку в направлении участника,

— в одежде которого есть что-то красное,

— у кого карие глаза,

— чьи волосы длиннее ваших,

— у кого нет часов,

— кто одет в синие джинсы.

10. Упражнение “Найди пару”

Выбирается водящий, которому завязывают глаза шарфом и предлагают изучить своими руками руку одного из участников игры. После этого с него снимают повязку и водящий пытается найти “изученную” руку среди рук, протянутых всеми участниками.

ОБСУЖДЕНИЕ: как вы нашли свою пару? Какими были руки на ощупь? Что чувствовали, когда знакомились с другими руками?

11. Игра “Дождь в лесу” (релаксация, развитие чувства эмпатии)

Дети становятся в круг, друг за другом – они “превращаются” в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия. “В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко – высоко тянутся, чтобы каждый согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимая руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни”.

Рассказывающий садится на особый трон (накрыт красивым покрывалом), сидя на нем можно услышать о себе хорошее и услышать приятные слова от других

13. Карточки “Техника самоподдержки”

Ребята, сегодня на уроке мы узнали, что у нас всех очень много общего, и это помогает находить нам общий язык. На каждый человек отличается друг от друга и это здорово, что мы все разные, не похожие друг на друга, каждый из нас уникален! И эту уникальность и неповторимость нужно ценить и уважать в людях!

14. Упражнение “Открытая свеча”

Каждый ребенок берет зажженную свечу по очереди и желает чего-то доброго участнику, стоящему слева. Например, “Маша, я желаю тебе, чтобы у тебя сегодня все получалось”

— Что понравилось на занятии?

— В чем вам помогло сегодняшнее занятие?

Материал взят с сайта «Фестиваль открытых уроков», автор: Комова Юлия Викторовна, педагог-психолог

Тренинг на сплочение учащихся начальных классов.

Тренинг на сплочение учащихся начальных классов.

Цель: Сплочение класса и повышение самооценки детей.

Ход занятия

— Ребята, сегодня занятие проведу я. Но для начала давайте поздороваемся друг с другом. А делать это мы будем следующим образом. Сейчас давайте рассчитаемся на первый-второй.

— Молодцы. Теперь я попрошу всех встать и отодвинуть стульчики, чтобы они не мешали. «Первые номера» строятся за мной в колонну, а «вторые номера» становятся на против нас. Для начала давайте поприветствуем, друг друга в колонне (поворачиваемся, пожимаем руку следующему за ним ребёнку, ). А теперь давайте поприветствуем другую команду. Сейчас мы будем двигаться «змейкой» и пожимать друг другу руки.

Погружение. Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья. В тренинге есть одно важное условие: задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее, а чтобы сделали все.

Вначале вспомним притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья».

Читать еще:  Как стать тренинг менеджером с нуля

Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.

Упражнение «Строй». Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного: А теперь — по алфавиту, но сделать это молча.

Упражнение «Путаница». Все ребята встают в круг, и поднимают правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая рук, повторить тоже левыми. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать этот клубок, держась за руки. В заключение подводится итог тому, что происходило на тренинге.

Упражнение «Ботинки». Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Перемешать и разбросать в разные концы класса. Все встают, берутся за руки. Задание: каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала. После упражнения задаются следующие вопросы: Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал? Что вы испытали, выполняя задания?

Упражнение «Почесать спинку»

Встаньте, пожалуйста, в два больших круга так, чтобы каждый из вас оказался напротив ученика из другого — внешнего или внутреннего круга. Теперь я хочу, чтобы дети из внешнего круга одновременно повернулись направо. А теперь пусть повернутся направо и все те, кто стоят во внутреннем кругу. Теперь каждый видит перед собой спину своего одноклассника. Положите свои руки на плече соседу. И медленно начнем делать друг другу приятный и бодрящий массаж.

Упражнение превращение: Сейчас уберите стульчики в сторону, они нам будут мешать. Наша игра будет называться «Превращение». То есть я буду называть животных, людей, предметы в которых вы должны «превратиться». Давайте попробуем. Сейчас вы все «превращаетесь» в кошку. Вы можете издавать звуки, которые характерны для кошки, то есть мяукать, мурлыкать, можете потягиваться, как это делают кошки и т.д.

Теперь вы «превращаетесь» в:

— Человека, который очень расстроен

Упражнение «Через стекло». Детям предлагается сказать что- либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора можно предложить, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно».

Упражнение «Поезд» Нескольким учащимся предлагается изобразить «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.

Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».

Обобщение. Рефлексия тренинга:

Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.

Не бойся! Трус обречен на поражение.

Трудись! Другого пути к успеху не дано.

Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок, накопишь опыт.

Не лги! И ты будешь иметь друзей.

Не обманывай себя. Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других и ты многое поймешь, избежишь многих бед, добьешься уважения других людей.

Оставайся всегда и во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемой цели.

Подведение итогов работы группы.

А теперь я вас прошу взять клубочек и поделится своими впечатлениями о сегодняшнем дне, а клубочек передавайте друг другу

— Молодцы! Посмотрите, ребята, у нас получился замкнутый круг. И каждый из нас является его частичкой. Если я, например, подниму пальчик, то вам тоже придется это сделать, если он не хочет порвать ниточку. Мы единое целое. Мы команда.

— Распутываться мы будем следующим образом. Но сначала ответьте на мой вопрос: у вас возникало когда-нибудь желание сказать друг другу спасибо за проведенный вместе день?

— Сейчас у вас такая возможность появиться. А заодно мы сможем освободиться. То есть я сейчас передаю клубочек и говорю ему: «спасибо за прекрасный день». …. разматывает ниточку с пальца, передает клубочек …. И говорит ей «спасибо за прекрасный день.

— Я хочу сказать всем спасибо. Мне очень жаль, что нам придется расстаться.

— А теперь давайте попрощаемся, встанем в круг, вытянем ручку в середину что бы ваши пальчики касались: «Спасибо вам, до свиданья »

Просмотр содержимого документа
«Тренинг на сплочение учащихся начальных классов.»

Тренинг на сплочение класса.

Цель: Сплочение класса и повышение самооценки детей.

Ход занятия

— Ребята, сегодня занятие проведу я. Но для начала давайте поздороваемся друг с другом. А делать это мы будем следующим образом. Сейчас давайте рассчитаемся на первый-второй.

— Молодцы. Теперь я попрошу всех встать и отодвинуть стульчики, чтобы они не мешали. «Первые номера» строятся за мной в колонну, а «вторые номера» становятся на против нас. Для начала давайте поприветствуем, друг друга в колонне (поворачиваемся, пожимаем руку следующему за ним ребёнку, ). А теперь давайте поприветствуем другую команду. Сейчас мы будем двигаться «змейкой» и пожимать друг другу руки.

Погружение. Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья. В тренинге есть одно важное условие: задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее, а чтобы сделали все.

Вначале вспомним притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья».

Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.

Упражнение «Строй». Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного: А теперь — по алфавиту, но сделать это молча.

Упражнение «Путаница». Все ребята встают в круг, и поднимают правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая рук, повторить тоже левыми. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать этот клубок, держась за руки. В заключение подводится итог тому, что происходило на тренинге.

Упражнение «Ботинки». Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Перемешать и разбросать в разные концы класса. Все встают, берутся за руки. Задание: каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала. После упражнения задаются следующие вопросы: Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал? Что вы испытали, выполняя задания?

Упражнение «Почесать спинку»

Встаньте, пожалуйста, в два больших круга так, чтобы каждый из вас оказался напротив ученика из другого — внешнего или внутреннего круга. . . Теперь я хочу, чтобы дети из внешнего круга одновременно повернулись направо. А теперь пусть повернутся направо и все те, кто стоят во внутреннем кругу. Теперь каждый видит перед собой спину своего одноклассника. Положите свои руки на плече соседу. И медленно начнем делать друг другу приятный и бодрящий массаж.

Упражнение превращение: Сейчас уберите стульчики в сторону, они нам будут мешать. Наша игра будет называться «Превращение». То есть я буду называть животных, людей, предметы в которых вы должны «превратиться». Давайте попробуем. Сейчас вы все «превращаетесь» в кошку. Вы можете издавать звуки, которые характерны для кошки, то есть мяукать, мурлыкать, можете потягиваться, как это делают кошки и т.д.

Теперь вы «превращаетесь» в:

— Человека, который очень расстроен

Упражнение «Через стекло». Детям предлагается сказать что- либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора можно предложить, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно».

Читать еще:  Тренинг вопрос ответ

Упражнение «Поезд» Нескольким учащимся предлагается изобразить «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.

Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».

Обобщение. Рефлексия тренинга:

Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.

Не бойся! Трус обречен на поражение.

Трудись! Другого пути к успеху не дано.

Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок, накопишь опыт.

Не лги! И ты будешь иметь друзей.

Не обманывай себя. Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других и ты многое поймешь, избежишь многих бед, добьешься уважения других людей.

Оставайся всегда и во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемой цели.

Подведение итогов работы группы.

А теперь я вас прошу взять клубочек и поделится своими впечатлениями о сегодняшнем дне, а клубочек передавайте друг другу

— Молодцы! Посмотрите, ребята, у нас получился замкнутый круг. И каждый из нас является его частичкой. Если я, например, подниму пальчик, то вам тоже придется это сделать, если он не хочет порвать ниточку. Мы единое целое. Мы команда.

— Распутываться мы будем следующим образом. Но сначала ответьте на мой вопрос: у вас возникало когда-нибудь желание сказать друг другу спасибо за проведенный вместе день?

— Сейчас у вас такая возможность появиться. А заодно мы сможем освободиться. То есть я сейчас передаю клубочек и говорю ему: «спасибо за прекрасный день». …. разматывает ниточку с пальца, передает клубочек …. И говорит ей «спасибо за прекрасный день.

— Я хочу сказать всем спасибо. Мне очень жаль, что нам придется расстаться.

— А теперь давайте попрощаемся, встанем в круг, вытянем ручку в середину что бы ваши пальчики касались: «Спасибо вам, до свиданья »

Игры-тренинги для самореализации младших школьников

Дружный класс – мечта любого педагога, ребёнка, родителя. Осуществить ее очень просто. Следует работать над тем, чтобы каждый ребенок в детском коллективе чувствовал себя востребованной личностью, ощущал психологический комфорт от своего пребывания здесь, получал необходимую поддержку от своих товарищей.

Каждый педагог знает по собственному опыту, что год от года увеличивается количество детей, имеющих различные проблемы в поведении, в умении выстраивать отношения с товарищами, находить достойный выход из любой ситуации. Помочь этим детям можно лишь применяя различные адекватные методы воздействия на коллектив в целом и каждого ученика в отдельности.

Психологи-исследователи убедительно доказывают, что наличие качеств психологического здоровья зачастую становятся более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота только о физическом здоровье. Это значит, что деятельность детского практического психолога должна быть направлена на формирование у ребёнка полезных навыков и привычек, способствующих успешной адаптации в социуме и продуктивному развитию на благо самому себе и обществу.

Младший школьник находится еще на той переходной ступени, когда внутреннее лучше обретается через внешнее и получает выход прежде всего через действие.

Мы предлагаем систему игр, которые может проводить педагог или психолог. На одном из уроков следует выделить 10-15 минут для игры с детьми. Важно, чтобы это стало системой, а не использовалось от случая к случаю. Если педагог сочтёт обязательным и необходимым этот вид работы, правильно организует её, то данная совместная деятельность будет способствовать тому, что каждый ребёнок попадёт в ситуацию успеха, что снижает психологическое напряжение, повышает самооценку, улучшает настроение.

Как показывает практика, дети очень любят эти минуты игры, ждут их, способны сделать усилие над собой на уроках и переменах, чтобы приблизить и не пропустить желаемое занятие. При достойной организации занятий уже через 2-3 недели дети более спокойно реагируют на ситуации, возникающие в классе, ведут себя более миролюбиво, уравновешенно, лучше контактируют с товарищами для решения определенной педагогической или психологической задачи. Таким образом в детях воспитывается толерантность, которая является необходимой основой для выстраивания любых отношений в повседневной жизни.

Игры, настраивающие детей на совместную деятельность и общение.

Игра “Пожалуйста”. Дети стоят у своих мест. Педагог называет действие, которое дети должны выполнить только в том случае, если произнесено слово “пожалуйста” (например: “Пожалуйста, поднимите руки вверх” и т.п.).

Игра “Ласковое имя”. Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить, как его ласково называют дома. Затем предлагает бросать друг другу мяч и тот, к кому мяч попадает, называет своё ласковое имя. После того, как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч.

Занятие №2. Самоподдержка.

Игра “Я справлюсь”. Ведущий предлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, что сможет справиться с ситуацией, поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода, прячет руки за спину.

Обсуждение. Дети рассказывают, как будут себя вести. Если предложенный вариант одобряет большинство детей, то следует положить фишку в коробочку “Я справился”.

Занятие №3. Мысли управляют поступками.

Игра “Я сильный”. Ведущий предлагает детям проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. Он подходит по очереди к каждому ребёнку и просит его вытянуть вперёд руку. Затем он старается опустить руку ребёнка вниз, нажимая на неё сверху. Ребёнок должен удержать руку, говоря при этом вслух: “Я сильный!”. На втором этапе выполняются те же самые действия, но уже со словами: “Я слабый”.

Попросите детей произносить слова с соответствующей их смыслу интонацией. Затем обсудите, в каком случае им было легче удерживать руку и почему.

Постарайтесь подвести детей к выводу о том, что поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.

Занятие №4. Игры с пальцами и на пальцах.

Детям нравиться двигать пальцами и разговаривать. Эти игры помогают развивать речь, формируют навыки общения, учат гармонии жестикуляции и просто вызывают улыбку.

Игра “Воробьи”. Пять воробьёв на заборе сидели (руки перед собой, пальцы растопырены). Участники игры захватывают друг друга любым пальцем (по договору правой или левой руки) и тянут в свою сторону. Победитель тот, кто притянет соседа ближе к себе.

Занятие №5. Игры с пальцами и на пальцах.

Игра “Луноход”. Ведущий читает стихотворение:

Посмотрите: луноход
По Луне легко идёт,
Он шагает очень важно,
В нём герой сидит отважный.

Дети держат руки на столе, пальцы передвигают по поверхности, имитируя движение лунохода.

Игра “Управляя пальцами”. Играют 4 человека. Двое должны сесть друг напротив друга с закрытыми глазами и вытянуть навстречу друг другу указательные пальцы (можно начать с ладоней). Двое других игроков становятся позади сидящих. Затем по очереди каждый из них начинает “управлять” рукой сидящего, давая словесные команды. Цель – свести пальцы (ладони) друзей.

Группа занятий по развитию воображения и творческого взаимодействия.

Игра “Мостик дружбы”.

Педагог просит детей по желанию образовать пары и “построить” мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, взрослый может сам встать в пару с ребёнком и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами или ладошками).

Важно объяснить детям, что результат их работы будет зависеть от того, как слаженно будут работать все “части” машины.

Разделите детей на группы и предложите спроектировать свою машину (например, стиральную, миксер и т.п.).

Можно продемонстрировать одну из машин, например, стиральную. Попросите двух детей держаться за руки, чтобы третий свободно мог крутиться посередине, изображая “бельё”.

Предложенные формы работы психолога в младших классах средней школы нами опробованы в практической деятельности. Мы наблюдали в ходе работы с детьми, как постепенно они становились более открытыми, раскрепощенными, доброжелательными, контактными. Использование игр, в которых подвижны руки, развивает моторику мелких мышц, которая влияет на активность головного мозга, скорость мыслительных процессов, что, в свою очередь, сказывается и на учебной деятельности школьников.

Тренинговое занятие на сплочение младших школьников на тему: «Вместе мы сила!»

Тренинговое занятие на сплочение младших школьников

Читать еще:  Сценарий тренинга для педагогов

на тему : «Вместе мы сила!».

Цель: сплочение детского коллектива.

· ознакомить обучающихся с правилами работы в тренинговой группе;

· разработать «Законы дружного коллектива»;

· способствовать повышению самооценки у школьников;

· воспитывать чувство коллективизма;

· формировать интерес к тренинговым занятиям.

Методы: мониторинг психоэмоционального состояния, тренинговые упражнения, дискуссия, мозговой штурм.

Оборудование и материалы: 2 ватмана в виде солнца, смайлики по числу участников в двойном размере на начало и на конец тренинга, плакат «Законы дружного коллектива», бейджики, клубок ниток, запись расслабляющей музыки, музыкальный центр.

Участники: учащиеся 1 — 4 классов (не более 12 человек), педагог-психолог.

1.этап «Вступительный» (10 минут)

1.Начало занятия: (приветствие, цели):

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день. Мы попробуем подружиться и крепко – накрепко скрепить нашу дружбу! Я была свидетелем того, что не все ребята в коллективе пользуются уважением, у некоторых ребят мало друзей. Поэтому сегодня мы выясним причины возникающих проблем в общении, придумаем «Законы дружного коллектива», познакомимся получше друг с другом, станем дружнее и сплочённее и просто приятно пообщаемся. Готовы? Тогда начнем!

2. Мониторинг психоэмоционального состояния учащихся на начало тренинга:

— Напишите на веселом или грустном «смайлике» Ваше имя и приклейте его на ватман («Весёлый смайлик» — хорошее настроение, «Грустный смайлик» — плохое).

психологический настрой (ритуал встречи): Предлагаю Вам взять карточки со своими именами и прикрепить на грудь. Образуем «круг дружбы». Поделимся теплом др. с др., пожелаем успехов и добра!

3. Правила работы в тренинговой группе:

— Наше занятие будет проходить в форме тренинга. Для того, чтобы у нас с Вами получилось все что мы задумали, нам необходимо принять правила работы в группе.

1. Быть активным

2. Высказываться только от своего имени

3. Выполнять правило поднятой руки (не выкрикивать с места)

4. Не говорить хором

5. Не давать оценок

6. Здесь и сейчас (все чувства переживаем здесь и сейчас, соблюдаем конфиденциальность)

7. Право ведущего (слушаем внимательно то, что я говорю)

— Какие дополнения, изменения?

— Принимаем? Стараемся соблюдать.

Упражнение № 1 «Здравствуй, друг».

1. Победить неуверенность и страх ребенка

2. Создание благоприятной атмосферы в группе.

3. Предотвращение замкнутости и создание условий психологической раскрепощённости участников.

Дети делятся на две группы. Дети первой группы встают в круг, а участники второй группы заходят внутрь его и тоже встают по кругу, повернувшись лицом к своим одноклассникам. Таким образом должны получиться пары, которым нужно поздороваться друг с другом, повторяя за психологом его слова и движения:

После этого ребятам из внутреннего круга нужно сдвинуться вправо, перейдя к другим партнерам, и снова произнести приветствие. Так можно повторять несколько раз. В ситуации, когда все действуют по одинаковому шаблону, ребенок будет чувствовать себя равноправным членом коллектива, сможет раскрепоститься и преодолеть замкнутость.

2 этап. «Основной» (20 минут)

Упражнение №2 «Передай эмоцию»

Цель : развивать социальный интеллект, учить распознавать эмоции.

Инструкция: Группа стоит или сидит в кругу, один начинает и делает определенное выражение лица, с которым он смотрит на своего соседа слева. Теперь тот повторяет выражение лица и поворачивается в свою очередь к своему соседу слева и т.д. Игра продолжается пока эта «эпидемия» не охватывает всех играющих.

Упражнение №3 «Цветная паутинка».

Цель: Развитие навыков самооценивания и оценивания одноклассников, выражение своего мнения, коллективной сплоченности.

Инструкция: детям нужно встать в круг. Первый участник получает клубок ниток. Он должен несколько раз обмотать ниткой палец на руке и называть свои черты характера «Я…». После этого он продолжает: «Мне нравится…, потому что он(а)…» и перекатывает клубок ниток к тому, кого он назвал. Следующий игрок делает то же самое. Игра продолжается, пока все дети не окажутся связанными в одну паутинку. Допускается, чтобы один ребенок был выбран несколько раз. При этом надо следить, чтобы не осталось детей, не включенных в общую паутину. После игры рекомендуется обсудить, что в каждом человеке есть что-то хорошее, надо уметь это подмечать. И, конечно же, стоит обратить внимание на то, что эти нити символизируют дружеские отношения, коллективные связи между детьми.

Упражнение №4 «Мозговой штурм» разработка «Законов дружного коллектива»

Цель: развитие навыков выражения своего мнения, групповой сплоченности.

Дети садятся в круг. Ведущий говорит: «Ребята, я вам буду говорить начало закона, а вы продолжите этот закон. Говорим по очереди».

ЗАКОНЫ ДРУЖНОГО КОЛЛЕКТИВА

1. Закон пунктуальности (не опаздывайте!)

2. Закон улыбки (улыбайтесь всем вокруг, будьте в хорошем настроении)

3. Закон вежливости (будьте со всеми вежливыми)

4. Закон общения (говорите спокойно, не кричите, слушайте внимательно, не перебивайте собеседника)

5. Закон активности (будьте всегда активными)

6. Закон уважения (относитесь так к людям, как бы вы хотели, чтобы относились к вам)

7. Закон аккуратности (следите за своим внешним видом, соблюдайте правила личной гигиены)

8. Закон ответственности (будьте ответственными за свои поступки и обещания)

9. Закон бережливости (берегите своё и школьное имущество)

10. Закон милосердия (помогайте друг другу, не обижайте никого, будьте добрыми)

3 этап «Заключительный» (10 минут)

№5 Итоговая рефлексия:

· Мониторинг психоэмоционального состояния:

— Изменилось ли Ваше самочувствие, настроение, если да, то приклейте тот смайлик, какой соответствует вашему настроению. Нам очень интересно Ваше мнение о сегодняшнем тренинге – а так же о Вашем самочувствии, понравились ли Вам наши упражнения? (высказываются)

· Чему мы научились на сегодняшнем тренинге? (высказываются)

А сейчас давайте крепко накрепко скрепим нашу дружбу большим объятием! (Все берутся за руки, образуя круг, и обнимаются).

Тренинговое занятие на сплочение младших школьников на тему: «Вместе мы сила!»

Тренинг для младших школьников

С началом учебы жизнь маленького человека значительно меняется. У него возникают новые обязанности, меняется режим дня, он входит в новый незнакомый коллектив. Даже если ваш малыш посещал детский сад, такие перемены всегда очень трудны, так как он сталкивается со стрессом и нервным перенапряжением.

Дети младшего школьного возраста еще не умеют в достаточной мере контролировать свои эмоции, чтобы в одиночку справиться с внезапными изменениями в их жизни. Поэтому задача родителей – максимально облегчить процесс привыкания юного ученика к школе. Помочь в этом могут специальные коммуникативные тренинги для младших школьников, которые позволят детям быстрее адаптироваться в новом коллективе.

Какие преимущества дает тренинг для младших школьников?

Специальные психологические программы направлены на то, чтобы процесс привыкания юных учеников к школе проходил максимально безболезненно. Тренинг, предлагаемый нашим центром:

  • научит малыша справляться со своими эмоциями;
  • снимет ощущение тревожности и страха;
  • покажет ему, как правильно выражать эмоции;
  • предупредит появление психологических проблем в дальнейшем.

После прохождения этой программы ученику будет легче адаптироваться в любом новом коллективе, находить выходы из различных сложных ситуаций, в том числе и в сфере общения. Тренинг общения для младших школьников сделает ученика более уверенным в себе, что благоприятным образом скажется на его успеваемости и поможет лучше понять мотивы и поступки одноклассников.

Психологические проблемы проще предупредить, чем разбираться с их накопившимися последствиями, тем более что подавленные эмоции могут влиять на детей в течение долгого времени, создавая им массу новых проблем как в школе, так и дома.Тренинг в 1 классе, пройденный ребенком, подготовит его к учебе и поможет привыкнуть к новой роли.

Как следует вести себя родителям младшего школьника?

В первый учебный год родителям необходимо внимательно следить за всеми изменениями в поведении малыша. Следует ежедневно в процессе непринужденной беседы расспрашивать его об учебе, одноклассниках, что ему нравится и не нравится в учебном процессе. Необходимо следить за успеваемостью и помогать в выполнении домашних заданий. Школьник должен постоянно чувствовать заботу и поддержку родителей, это придаст ему уверенности и поможет лучше справиться с навалившимся стрессом.

При возникновении трудностей следует, не откладывая, записать ребенка на программу психологической подготовки в нашем центре «Инсайт». Занятия в группах проходят один раз в неделю. Малыш, играя, научится преодолевать трудности, обусловленные началом обучения, и пройдет этот этап максимально безболезненно, что в дальнейшем поможет избежать многих проблем, связанных с мотивацией к учебе и общением с одноклассниками и учителями.

Занятия ведет дипломированный психолог и сертифицированный юнгианский аналитик Татьяна Олеговна Рассадкина. Специалист имеет большой опыт работы с дошкольниками и младшими школьниками. Пусть ваши дети посещают школу с удовольствием.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector