Психологические тренинги для 1 класса
Мини- тренинг «Я школьник» 1 класс
Мини- тренинг для учащихся 1 класса «Я в школе»
Регулировать свои эмоции. Разминка. Прослушивание сказки «Колобок- школьник»
Солнышко с лучиками хороших качеств. Выполнить упражнение » Закончи предложение.»
«Рассказ о муравье»
Выбирают ребята цвет своего настроения.
Просмотр содержимого документа
«Мини- тренинг «Я школьник» 1 класс»
Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения в школе.
Формировать умение регулировать свои эмоции.
Закрепить умение находить компромисс.
Развитие навыков коммуникативной компетентности.
Формирование сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости.
Оборудование: солнышко с лучиками, карточки с заданиями.
Мы с вами столько всего пережили: и хорошее, и плохое, и веселое, и грустное. Мы были довольны и недовольны друг другом. Мы узнали о правилах и границах, об эмоциях и контроле эмоций, о внимании и о том, как услышать друг друга. Начнем наше занятие.
Давайте начнем с улыбки. Улыбнитесь своему соседу. Молодцы!
2. Ответьте на мой вопрос одним словом.
Я – кто? (ученик, сын, друг, дочка) Но главная роль в школе у вас какая? (ученик)
Жили-были дед и бабка. Говорит дед бабке: “Испеки-ка бабка колобок”.
Испекла бабка колобка. Рос, рос колобок, вырос и пошёл в первый класс.
Собрал портфель и бежит радостный по дороге, а на встречу ему заяц-прогульщик.
— Привет, колобок, ты куда бежишь?
— В школу тороплюсь!
— А зачем торопиться? Школа никуда не убежит. На уроки можно и опоздать.
— Правда? А я не знал.
И побежал колобок дальше, на встречу ему волк-хулиган.
— Колобок, колобок, ты куда так торопишься?
— А ты знаешь, как себя надо вести в школе?
— Можно прыгать и скакать, играть в мяч.
— Спасибо тебе волк за совет.
Пошёл колобок дальше. Идёт, идёт, а навстречу ему медведь-говорун.
— Здравствуй, колобок, ты куда идешь?
— Правда? Ты знаешь как себя нужно вести в школе?
— Чтобы тебя все в классе услышали надо громко кричать с места.
Идет колобок дальше, а навстречу ему лиса.
— Привет колобок! Ты куда идешь?
— Как себя в школе надо вести, ты знаешь?
— Да, мне заяц, волк и медведь рассказали, что на уроки можно опаздывать, бегать, прыгать, играть в мяч, кричать с места.
— А еще можно на уроке вскакивать с места и ходить по классу.
— Спасибо тебе лиса за совет!
Пришел колобок в школу, опоздал на первый урок. Вёл себя так, как ему рассказали лесные звери.
Посмотрела на это учительница и говорит: “ Колобок, тебе еще рано в школу, ты себя совершенно не умеешь вести. Вот когда научишься правильно себя вести, тогда и приходи в школу”.
Расстроился колобок, пришел на полянку, сел на пенек и заплакал.
“Как же я домой пойду к бабушке и дедушке? Мне стыдно. Я не знаю как же себя надо вести в школе. Кто бы мне помог, рассказал, какие правила существуют в школе”…
Давайте поможем Колобку. Но сначала скажите, что такое «правило»? (порядок, как нужно) Где можно их встретить? (на улице, дома,…)
Вспомните правила поведения в школе.
-Что может произойти, если правила не соблюдать?
«Правила – как сосуд для воды. Если сосуда нет, то получается только лужа, а сосуд придает форму воде».
3. Теперь выполним следующее упражнение.
Скажите одну и ту же фразу зло и миролюбиво.
Я не хочу с тобой играть
Ты разрушил мою работу
Ты рисуешь моим фломастером
Как было проще говорить? Почему? Почему говорить по-доброму и быть добрым сложно? (нужны старания, сдерживать злость)
Что нужно сделать, чтобы разрешить такие ситуации? (найти компромисс)
Давайте попробуем разыграть ситуации (по группам)
Два мальчика поссорились – помири их.
Ты и твой друг хотят играть одной и той же игрушкой.
Твой друг обижен на тебя, извинись перед ним, попробуй помириться.
Какой сделаем вывод – что нужно делать, чтобы не ссориться?
4.Народная мудрость гласит – доброта, что солнце. Добрые люди, как лучи солнца, добротой своей согревают людей. Сейчас я командам раздам, а вы должны выбрать только самые теплые лучики, те, на которых написаны хорошие качества людей.
Занятие-тренинг для учащихся 1 класса
Проводящий: Булкина Ю. А.
Цель: формирование навыков саморегуляции, увеличение объёма памяти, развитие внимания, мышления и умения ориентироваться в пространстве.
• развитие слуховой, логической, зрительной памяти учащихся; умения концентрировать внимание, воспроизводить увиденное и услышанное; ориентироваться в пространстве;
• формирование аналитико-синтетической деятельности детей – классифицировать предметы по их свойствам;
• воспитание чувства товарищества и доброжелательности;
• развитие речи детей.
Оборудование: презентация, индивидуальные карточки с изображением узоров, мяч.
I . Подготовительный этап.
1. Приветствие (по спокойную музыку).
2. Игра «Составим сказку» (развитие связной речи учащихся).
— Ребята, а какой праздник к нам приближается (Новый Год)?
— Сейчас мы с вами составим сказку об этом празднике (по кругу передают мяч и продолжают сказку).
— Я начинаю. Однажды Дед Мороз со Снегурочкой решили прогуляться по волшебному лесу.
3. Упражнение «Сказочные герои».
— А теперь вместе вспомним добрых сказочных героев. Вам необходимо повторить ответ товарища слева и сказать свой.
— Я начинаю. Мальвина (Крёстная фея, Кот в сапогах, Аврора, Илья Муромец, Золушка).
1. Упражнение «Куда указывает стрелка» (развитие пространственной ориентации).
— Покажите рукой, куда указывает первая стрелка. Эта стрелка указывает вниз (вправо, верх, влево, наискосок вверх влево, наискосок вниз влево, наискосок вниз вправо, наискосок вверх вправо).
— А теперь по очереди назовём стрелки.
— Усложним задачу. Сейчас будем называть и указывать направление стрелок под хлопки. Я хлопаю — вы указываете направление 1 стрелки, затем хлопок — 2 стрелки. И так до конца.
2. Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики рук).
3. Игра «Где ошибся Буратино?» (развитие зрительного восприятия).
— У вас на столах карточки с узорами, которые рисовал Буратино. Посмотрите внимательно. Он так торопился, что допустил ошибки. Вам нужно найти и исправить ошибки при помощи цветных карандашей. Свои узоры сверяйте с образцом.
4. Упражнение «Найди картинку» (развитие зрительной памяти, внимания).
— Сейчас я покажу вам картинку (элемент картины), которую вам необходимо запомнить. Затем вы должны будете отыскать её среди других картин.
— Раз, два, три — внимательно смотри!
• Показать 1 картинку. Найти среди 4-5 картинок.
• Показать 2-3 картинки. Найти среди 8-12 картинок.
• Показать 4-5 картинок. Найти среди 9-14 картинок.
5. Игра «Назови одним словом» (развитие мышления).
— Сейчас я буду читать вам слова. Ваша задача назвать все эти предметы одним словом.
• Окунь, карась, щука, сом — рыбы.
• Свёкла, огурец, капуста, помидор — овощи.
• Ромашка, ландыш, роза, тюльпан — цветы.
• Поезд, самолёт, автобус, велосипед — транспорт.
• Шкаф, стол, кровать, стул — мебель.
• Альбом, тетрадь, ручка, учебник — учебные принадлежности.
• Зима, лето, осень, весна — времена года.
III . Заключительный этап.
1. Игра-самоопределение «Какой я?».
— Сейчас мы вновь познакомимся друг с другом. А именно с качествами, которыми вы обладаете. По очереди каждый называет имя и своё качество.
— Следующий человек называет имя и качество предыдущего, а затем своё.
— Я начну. Меня зовут Юлия Александровна. Я добрая.
Час общения-тренинг в 1 классе «Умение дружить»
Ирина Холод
Час общения-тренинг в 1 классе «Умение дружить»
Цель: расширить знания детей о дружбе; формировать навыки дружеских отношений; развивать умение беречь настоящую дружбу; воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Оборудование: плакат «Дерево дружбы», карточки для работы в группах, «сердце», «листочки-сердечки», пазлы, карточки для объединения в группы.
Ход занятия-тренинга
— Кто, несмотря ни на что, всегда оказать вам помощь и поддержку, кто вас любит и ценит больше всего на свете? (Это ваша семья: мама и папа, бабушка и дедушка, братья и сестры)
— Кого еще можно назвать близкими людьми, с кем вам хочется общаться, учиться, играть? (это: друзья, одноклассники)
— Сегодня мы поговорим о дружбе и друзьях. Выясним, какой человек может быть достоин этого звания. Узнаем, что надо делать, чтобы нас всегда окружали верные друзья.
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождя и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит.
Вот, что значит настоящий верный друг.
Упражнение «Дерево дружбы»
— Если сравнить дружбу с деревом, то каким оно должно быть? (Большим и сильным)
— А если в классе конфликты, ссоры, драки, каким будет дерево? (Слабым и больным)
Работа в группах «Дружба»
• Объединение в группы (Д Р У Г)
•Задания в группах: — Как надо относиться друг к другу, чтобы наш класс был сильным деревом?
•Задание для всех: — Составьте слово из букв, что у вас есть. (друг)
— Что необходимо, чтобы из нашего коллектива выросло крепкое дерево? (Объединиться)
— Что нас должно связать? (Дружба)
— Стволом нашего дерева будет дружба. А ветками будут качества, которыми должны обладать друзья. (дети прикрепляют «ветки»с надписями: щедрость, смелость, доброта, правдивость, верность, чуткость, честность, внимательность)
Дети стают в круг и передают изображение сердца и говорят слова:
— Я передаю это сердце тебе, потому что ты….(добрый, честный, красивый. умный)
Упражнение «Дерево дружбы» (продолжение)
— Чего не хватает нашему дереву? (листьев)
— Листья — это наши сердца. Они добрые, теплые, чуткие. И цвета такие же теплые. (Дети прикрепляют свои листочки к дереву)
Встаньте, дети, встаньте в круг.
(дети идут по кругу)
Ты – мой друг, и я – твой друг.
(подают друг другу руки)
Ну а вместе мы – друзья.
(поднимают руки вверх)
В слове «мы» сто тысяч «я»
(повторяют несколько раз)
— Посмотрите, ребята, какое сильное дерево дружбы мы вырастили. Теперь мы должны его сохранить. А что случится, если кто-нибудь из вас ненадолго забудет правила дружбы? (Дерево заболеет)
— Надо дать детям советы.Выберете правильный ответ:
• Веди себя так, как тебе хочется или веди себя со своими друзьями так, как бы ты хотел, чтобы они вели себя с тобой.
• Чаще улыбайся или будь серьезным и сердитым.
• Рассказывай только о себе или слушай своего друга.
• Обращайся к другу по имени или называй по фамилии.
• Признавай свои ошибки или скрывай их и делай замечания другим.
Но если все-таки поссорились с другом, надо (помириться)
• Объединиться в пары (пазлы)
•Выполняют команды в парах:
— Пожмите соседу руку и скажите «Спасибо»
Упражнение «Подарок другу»
Дети получают рисунок цветка. В центре они рисуют портрет соседа, а на одном из лепестков пишется слово, что они могли бы подарить своему другу (щедрость, смелость, доброта, правдивость, верность, чуткость, честность,нежность, внимательность)
. Цветочки развешиваются на дереве.
Упражнение «Оценка тренинга»
Дети поднимают карточки, сигнализируя,понравился тренинг или нет: красная – да, синяя – нет
Прощание «Венок желаний»
Дети стают в круг,кладут друг другу руки на плечи и проговаривают:
— Давайте дружно жить, нашей дружбой дорожить.
«Давайте дружить!» Сценарий праздничного концерта к 1 Мая «Давайте дружить!»(сценарий праздничного концерта) 1. добрый день и добрый час Мы приветствуем всех вас! И считаем делом чести Выступать.
Как развить у ребенка умение оперировать графической информацией Для развития умения оперировать графической информацией необходимо создать условия для «вхождения» в мир графики, в деятельность по оперированию.
Психологический тренинг по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников в адаптационный период Интерактивные формы работы с родителями ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников в адаптационный период Тема.
Проектная деятельность «Давай дружить!» Название проекта: «Давай дружить». Тип проекта: социальный. Пояснительная записка. Актуальность темы проекта. Дошкольный возраст- период.
Стенгазета «Давайте дружить» Здравствуйте, уважаемые коллеги. В этом учебном году к нам пришли детки трехлетнего возраста (вторая младшая группа). Мы решили провести.
«Птица и птенцы». Тренинг формирования правил поведения в классе для младших школьников Конспект тренинга для учеников младших классов по формированию правил поведения в классе «Птица и птенцы»Этот конспект занятия-тренинга.
Тренинг «Какие чувства мешают дружить» Цель: учить детей умению различать и понимать эмоциональные состояния, развивать доброжелательные отношения между детьми. Содержание тренинга:.
Тренинг по культуре педагогического общения Групповое развивающее занятие для педагогов «Культура педагогического общения» Задачи: • Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование.
Тренинг с педагогами «Радость общения» ема: «Радость общения» Цель: Приобретение навыков эффективного общения Задачи: 1. Создание атмосферы эмоционального комфорта 2. Снятие.
Фотоотчет о тренинговом занятии «Учимся дружить» Учимся дружить. 09.09.2015 года дети и педагоги подготовительной группы «Дельфиненок» в очередной раз посетили сенсорную комнату центра.
Коррекционно-развивающее занятие психолога в 1 классе: «Я – Школьник»
Цель:
— формировать у детей осознание, что нужно учиться;
— способствовать сплочению ученического коллектива;
— создать положительную атмосферу взаимного доверия и уважения.
Оборудование: маркеры, бумага, сюжетные рисунки
Ход занятия психолога 1 классе
Цель: познакомить участников друг с другом и с психологом, создать условия для работоспособности группы.
Психолог. Имя человеку дают раз и на всю жизнь. Оно помогает другим обращаться к вам, а вам – к другим. Давайте поиграем в игру. Расскажите, как полностью звучит ваше имя, нравится ли оно вам, как обращаются к вам дома, как бы вы хотели, чтобы обращались к вам в группе.
(Психолог берет игрушку и передает детям по кругу.)
Упражнение «Правила нашей группы»
Цель: настройка группы на продуктивное и комфортное взаимодействие.
Для того чтобы мы могли хорошо провести наше занятие нам нужно установить правила нашей группы. Я предлагаю такие правила:
Называть всех по имени.
Слушать внимательно, никого не перебивать.
Не расстраиваться, когда что-то не получается, а попробовать еще раз.
Участвовать во всех играх и упражнениях.
Правила обсуждаются и принимаются.
Во время обсуждения правил психолог должен дать всем желающим возможность высказаться, выслушать все предложения, обсудить их.
Упражнение «Школа и детский сад»
Цель: развитие внимания; диагностика мотивации
Ученикам раздаются карточки с рисунками, характеризующие школьную жизни и жизнь в детском саду. Учащимся предлагается выбрать одну картинку и поделиться на две группы – «Детсад» и «Школа». Каждый участник показывает всем картинку и обосновывает, почему он выбрал именно ту или иную группу.
Сказкотерапия «Сказка про Мишку, который первый раз пошел в школу»
Цель: научить детей правилам поведения на уроке
В одном замечательном лесу вместе с мамой и папой жил маленький Медвежонок. Он любил бегать и играть в разные игры. Однажды мама сказала Мишке: «Ты стал взрослым, поэтому тебе уже нужно учиться. Я отведу тебя в школу».
Мишка слышал от своего друга Львенка, что в лесу есть школа, но никогда там не был. Ему стало очень интересно, поэтому он с радостью согласился идти в школу.
В школе была учительница – мудрая Сова. Она учила детей читать, писать, считать, рисовать. А сколько здесь было школьников: и Зайчик и Ежик, Лягушонок и Мышонок, и Белочка, и Волк, и Лисичка и многие другие. Все они сидели за партами, внимательно слушали учительницу и старательно выполняли ее задания.
Мишку также посадили за парту, дали тетрадь и карандаши. Но ему никак не хотелось просто сидеть и слушать то, что рассказывала Сова. Дома он привык, что можно бегать и гулять, а тут нужно сидеть, слушать и выполнять задания! Мишке показалось это слишком скучным. Он поднялся и без разрешения учителя начал ходить по классу. Подошел к Зайке и хотел с ним поиграть, но Зайчик знал правила поведения на уроке, поэтому не стал играть с ним. Мишка на него обиделся и начал подходить к другим зверятам, но и они отказывались с ним играть, а учительница Сова сделала Мишке замечание. Мишка вернулся на свое место, сел на стул и начал качаться, вдруг стул затрещал и развалился, Мишка упал на пол, зверьки начали смеяться. А Сова опять отчитала Мишку, но позволила сесть на другой стул.
Настроение у Мишки ухудшилось и он решил съесть что-то вкусненькое, чтобы чем-то себя успокоить. Он достал из портфеля горшок с медом, который положила ему мама, и начал есть прямо на уроке. Мед он брал лапой или же просто вылизывал его из горшка. После такого завтрака и сам Мишка, и парта и тетради были измазаны медом. А учительница снова начала ругать Мишку и объяснять, что нельзя так вести себя на уроке.
Мишка выслушал учительницу и решил, что исправится и будет также выполнять задачи и отвечать на вопросы учительницы Совы, как это делают другие зверята.
Только Сова обратилась к школьникам и попросила их рассказать о деревьях, которые растут в их лесу, как Медвежонок начал рассказывать просто с места и очень громко. Учительница снова сделала ему замечание, что нужно поднимать руку и не кричать с места, а ждать, когда тебя спросят.
А тут уже и прозвенел звонок с урока. Сова позвала к себе Лисичку и Мишку и попросила: «Лисичка, расскажи, пожалуйста, Мишке правила поведения на уроке». И Лисичка с удовольствием рассказала Мишке, как же нужно вести себя учащимся на уроке.
Как Мишка вел себя на уроке?
Назовите для Мишки правила поведения на уроке.
А кто-то из вас иногда ведет себя на уроке так, как это делал Мишка в сказке?
Цель: сплочение группы активизация участников, развитие внимания.
Участники выходят на середину комнаты. Ведущий дает команду: «Зверята, объединитесь по двое!» Участники ищут себе пару.
Потом: «Зверята, объединитесь по пятеро!» (Участники образуют пятерку). Числа называть не последовательно. Ведущий должен следить за качеством выполнения задания.
Цель: формирование положительного отношения к обучению
Школа – это не только место, где мы получаем новые знания, но и место, где находим новых друзей. Каждый человек помнит свой первый день в школе.
Учащиеся должны представить ситуации, когда в школу пришли на экскурсию дошкольники, чтобы узнать о школьной жизни. Они, согласно уже полученных знаний, должны рассказать про любимые предметы и доказать необходимость изучения всех предметов.
Почему нужно учиться?
Для чего нам знания?
Что нам нужно, чтобы хорошо учиться?
Для чего в школе нужны перерывы между уроками?
Игра «Лисичка, где ты?»
Цель: развитие чувства друг друга, создание психологически непринужденной атмосферы.
Дети стоят в кругу, лицом к центру. Зайчик встает в центр круга и закрывает глаза. Ведущий (психолог), ходит по середине круга и незаметно для детей выбирает, кто будет Лисичкой.
Зайчик зовет «Лисичка, где ты?», а Лисичка отвечает «Я тут Зайка!». Все открывают глаза и Зайчик должен угадать, кто был в роли Лисички.
Упражнение «Мое настроение»
Ученики выбирают смайлик с изображением настроения и цепляют его на доску, и говорят, что им сегодня понравилось на занятии.
Занятие-тренинг для учащихся 1 класса
Проводящий: Булкина Ю. А.
Цель: формирование навыков саморегуляции, увеличение объёма памяти, развитие внимания, мышления и умения ориентироваться в пространстве.
• развитие слуховой, логической, зрительной памяти учащихся; умения концентрировать внимание, воспроизводить увиденное и услышанное; ориентироваться в пространстве;
• формирование аналитико-синтетической деятельности детей – классифицировать предметы по их свойствам;
• воспитание чувства товарищества и доброжелательности;
• развитие речи детей.
Оборудование: презентация, индивидуальные карточки с изображением узоров, мяч.
I . Подготовительный этап.
1. Приветствие (по спокойную музыку).
2. Игра «Составим сказку» (развитие связной речи учащихся).
— Ребята, а какой праздник к нам приближается (Новый Год)?
— Сейчас мы с вами составим сказку об этом празднике (по кругу передают мяч и продолжают сказку).
— Я начинаю. Однажды Дед Мороз со Снегурочкой решили прогуляться по волшебному лесу.
3. Упражнение «Сказочные герои».
— А теперь вместе вспомним добрых сказочных героев. Вам необходимо повторить ответ товарища слева и сказать свой.
— Я начинаю. Мальвина (Крёстная фея, Кот в сапогах, Аврора, Илья Муромец, Золушка).
1. Упражнение «Куда указывает стрелка» (развитие пространственной ориентации).
— Покажите рукой, куда указывает первая стрелка. Эта стрелка указывает вниз (вправо, верх, влево, наискосок вверх влево, наискосок вниз влево, наискосок вниз вправо, наискосок вверх вправо).
— А теперь по очереди назовём стрелки.
— Усложним задачу. Сейчас будем называть и указывать направление стрелок под хлопки. Я хлопаю — вы указываете направление 1 стрелки, затем хлопок — 2 стрелки. И так до конца.
2. Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики рук).
3. Игра «Где ошибся Буратино?» (развитие зрительного восприятия).
— У вас на столах карточки с узорами, которые рисовал Буратино. Посмотрите внимательно. Он так торопился, что допустил ошибки. Вам нужно найти и исправить ошибки при помощи цветных карандашей. Свои узоры сверяйте с образцом.
4. Упражнение «Найди картинку» (развитие зрительной памяти, внимания).
— Сейчас я покажу вам картинку (элемент картины), которую вам необходимо запомнить. Затем вы должны будете отыскать её среди других картин.
— Раз, два, три — внимательно смотри!
• Показать 1 картинку. Найти среди 4-5 картинок.
• Показать 2-3 картинки. Найти среди 8-12 картинок.
• Показать 4-5 картинок. Найти среди 9-14 картинок.
5. Игра «Назови одним словом» (развитие мышления).
— Сейчас я буду читать вам слова. Ваша задача назвать все эти предметы одним словом.
• Окунь, карась, щука, сом — рыбы.
• Свёкла, огурец, капуста, помидор — овощи.
• Ромашка, ландыш, роза, тюльпан — цветы.
• Поезд, самолёт, автобус, велосипед — транспорт.
• Шкаф, стол, кровать, стул — мебель.
• Альбом, тетрадь, ручка, учебник — учебные принадлежности.
• Зима, лето, осень, весна — времена года.
III . Заключительный этап.
1. Игра-самоопределение «Какой я?».
— Сейчас мы вновь познакомимся друг с другом. А именно с качествами, которыми вы обладаете. По очереди каждый называет имя и своё качество.
— Следующий человек называет имя и качество предыдущего, а затем своё.
— Я начну. Меня зовут Юлия Александровна. Я добрая.