Mos220.ru

Онлайн марафоны
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подготовительный этап тренинга

Этапы подготовки и проведения тренинга.

Организация тренинга включает следующие вопросы:
1. Продолжительность тренинга.
2. Количество встреч и время одной встречи.
3. Периодичность встреч.
4. Количество участников.
5. Комплектование группы тренинга.
6. Составление программы тренинга.
Продолжительность тренинга — это общее количество часов, предусмотренных программой для достижения, поставленных целей. Обычно продолжительность тренинга составляет 28-32-40 часов, значительное уменьшение общей продолжительности тренинга не целесообразно, потому как для прохождения группой всех стадий и этапов работы требуется достаточное количество времени. Свертывание программы тренинга может приводить к отступлению от общих теоретических предпосылок групповой работы, что снижает его эффективность и ведет к несоответствию основного предназначения данного вида психологической работы.
Каждая встреча делится на сессии, продолжительностью 1,5 часа с 10-15 минутными перерывами и одним большим перерывом.
Количество встреч.
Обычно общее количество часов разделяют на 5-7 встреч, отсюда рассчитывается и время одной встречи, обычно оно составляет 6-8 часов.
Периодичность встреч.
1. Интенсивная работа — предполагает 4-5 встреч по 7-8 часов.
2. Менее интенсивная работа — строится из расчета 1 встреча в неделю по 4-5 часов.
3. Марафоны — встречи бывают редкими, но долгими — весь день или круглые сутки с небольшими перерывами для отдыха и сна.
Обычно программа включает 3-х дневный режим работы; 1-й и 2-й дни по 8-12 часов, 3-й день — 24 часа. Марафон — это экстремальный вариант групповой работы, предложенный Фредом Столлером и Джорджем Бахом, работавшими в психоаналитически ориентированных группах, где экспериментировали с различными нетрадиционными терапевтическим методами. В «марафонских» группах с большей легкостью создается атмосфера открытости и взаимного доверия. Кроме того, при длительной работе каждый член группы может получить толику внимания, так как, кто во время коротких групповых сеансов склонен пассивно самоустраняться, в «марафонских» группах вступает в конфронтацию и вовлекается в работу группы. Трудно остаться незаметным для людей, с которыми на протяжении дня или двух постоянно сталкиваешься нос к носу! Более того, длительные занятия позволяют подробно обсудить чувства членов группы, поэтому участники получают возможность полностью разобраться со своими проблемами. Неизбежная при недостатке сна и продолжительном эмоциональном напряжении усталость ослабляет психологическую защиту и повышает склонность к риску. Однако вызывает сомнения способность утомленных людей обобщить полученный в группе опыт и внести существенные изменения в свою повседневную жизнь. Снижение уровня психологической защиты действительно может способствовать ломке ригидных схем поведения и выявлению слабых сторон личности, но для того чтобы воспринять и усвоить полученный опыт, требуется определенная работоспособность. Более того, сохранение некоторых защитных реакций необходимо, так как суждения уставшего человека могут быть не вполне верными по причине неполного осознания им собственных потребностей. В настоящее время при проведении «марафонских» занятий все эти обстоятельства в большинстве случаев учитываются. Такие занятия проводятся с перерывами на отдых, а не превращаются в нон-стоп.

Комплектование группы.
У американцев при комплектовании группы действуют основные 2 принципа: добровольность и информированность.
Количество участников.
Оптимальное количество участников 10-14 человек.
Останавливаясь на организационных моментах тренинга нужно отметить, что они могут иметь различные вариации, дополнения и допущения. Это в каждом конкретном случае будет определяться:
• спецификой задач и целей, поставленных в тренинге;
• содержанием и методами групповой работы;
• возможностями участников.
Основные критерии формировании тренинговой группы:
1. Численность группы: допустимая — 6-25 человек, оптимальная — 8-12.
2. Возраст: допустимый — 18-60, оптимальный — 20-40.
3. Желательно, чтобы участники тренинга принадлежали к одной возрастной группе: 17­30 лет, 23-45 лет, 40-60 лет. Если в одной группе окажутся участники 17 и 50 лет, то это вызовет несимметричность отношений, что не способствует успешному общению и работе группы. Людей старше 60 лет не рекомендуется привлекать к тренингам, кроме групп для специально пожилых людей.
4. Пол.
5. Рекомендуются гетерогенные группы по полу, лучше, когда мужчин и женщин поровну. Возможно, когда в группе все мужчины или все женщины. Нежелательно все мужчины и одна женщина, и наоборот.
6. Статусное положение участников.
7. Рекомендуется подбирать группы гомогенные по статусному составу. Не рекомендуется включать в группу лиц, находящихся в прямом подчинении (чем выше формальный статус, тем выше будет и социометрический).
8. Социальный слой.
9. Участники тренинга по возможности должны принадлежать к одному социальному слою.
10. Интеллект.
11. Группа должна быть однородной по интеллектуальному уровню. Особенно это важно для групп интеллектуального тренинга.
12. Степень знакомства.
Желательно участие в группе незнакомых людей.
На ход группового процесса влияет национальность членов группы, в одной национальной группе больше взаимопонимания.
Не рекомендуется включать в группу:
1. лиц, лечившихся и наблюдавшихся у психиатра;
2. супругов, близких родственников, лиц устойчиво ненавидящих или обожающих друг друга;
3. невротиков;
4. лиц с пониженным интеллектом.
При комплектовании групп возможны индивидуальные беседы с каждым участником с уточнением следующих вопросов:
1. что вы ждете от тренинга?
2. есть ли у вас проблемы в общении?
3. пожелания относительно направленности работы.
Для выявление индивидуальных психологических особенностей: возможно использование методик Тимоти-Лири, опросника Кеттела, методики УСК (уровень субъективного контроля), проективные тесты. В некоторых случаях, если у консультанта возникает ощущение, что участник имеет отклонения в психике и поведении используется карточный вариант ММРТ (Миннесотский многопрофильный личностный опросник).

Требования к составлению программы СПТ.
1. Определение названия тренинга.
2. Определение целей тренинга.
3. Определение задач тренинга, которые конкретизируют цели тренинга.
4. Определение этапов тренинга. Основной принцип тренинга — принцип поэтапности развития группы и постепенности понимания участниками самих себя, своих проблем, взаимоотношений, стереотипов, установок. Принцип поэтапности включает то, что каждая встреса логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для следующей.
5. Определение количества встреч и целей каждой встречи.
6. Наполнение каждой встречи конкретным содержанием.
В каждую встречу включаются определенные процедуры-упражнения:
• психогимнастические;
• игровые;
• дискуссионные.
В каждой процедуре обозначается:
1. цель или назначение;
2. информационная вставка, проводимая от лица ведущего;
3. содержание процедуры;
4. примечания для ведущего;
5. обсуждение в группе (рефлексия).
В конце каждой встречи можно провести социометрию, дать домашнее задание, предложить вести дневник. Новая встреча начинается с рефлексии предыдущей, обсуждения домашнего задания.
В программе может быть указана:
• оснащенность помещения,
• требования к помещению,
• порядок проведения организационного этапа.
В программе необходимо указать:
• продолжительность тренинга в часах;
• количество встреч и продолжительность каждой встречи;
• периодичность встреч;
• количество участников.

М. Форверг и Т. Альберг разработали теорию социально-психологического тренинга поведения. Они работали в направлении обучения участников группы различным социально-положительным формам поведения. В ходе данной работы стало очевидно, что тренинговая группа в процессе работы проходит определенные фазы развития. На основе анализа материала, полученного в ходе проведения различных СПТ поведения М. Форверг предложил структурную схему организации СПТ.
Он выделил такие фазы процесса СПТ:
1. Фаза разминки.
2. Фаза активизации группы.
3. Фаза лабилизации.
4. Фаза введения ориентировочных основ, или когнитивных схем.
5. Фаза овладения новыми приемами поведения.
6. Фаза окончания.
Необходимо отметить, что предложенная структура тренингового процесса разрабатывалась в рамках теории СПТ поведения. Особенно специфичными в этом плане являются фаза введения ориентировочных основ и фаза овладения новыми приемами поведения. Но в то же время данная структура тренинговой группы несет в себе характеристики, черты и проявления, присущие различным видам групп.
При этом нужно учитывать, что фазы тренинговой группы условны и не всегда следуют в таком порядке. В то же время ведущему легче работать, ориентируясь на эти фазы.
Остановимся на характеристике каждой фазы.

Подготовительный этап тренинга в боксе

Содержание

Общеподготовительный этап Править

Подготовительный период в боксе состоит из двух относительно самостоятельных блоков тренировки: общеподготовительного и специально-подготовительного этапов. Каждый из них имеет свои цели и задачи и реализуется с помощью разных средств.

Остановимся более детально на общеподготовительном этапе, так как он, по-нашему мнению, освещен в научно-методической литературе поверхностно.

Учебно-тренировочный процесс, направленный на развитие функциональной (базовой) подготовки самыми разнообразными средствами (беговые упражнения, игровые, работа с тяжестями, упражнения на боксерских снарядах и др.), как правило, не поддается объективному анализу и прогнозированию. При таком подходе трудно правильно оценить тренирующий потенциал выбираемой нагрузки и тем самым обеспечить тот ее тренировочный эффект, который объективно необходим на конкретном этапе подготовки. Кроме того, рекомендации, имеющиеся в доступной литературе, не отвечают на многие вопросы. Например, о приоритетности развития (совершенствования) физических качеств (силы, быстроты, выносливости или их проявлений). В случае, когда главное направление развития того или иного качества выбрано, вопрос упирается в организацию тренировочной нагрузки по принципу распределения ее во времени и во взаимосвязи нагрузок разной преимущественной направленности. Выбор приоритетности развития “нужных” физических качеств на общеподготовительном этапе подготовительного периода имеет принципиальное значение для дальнейшего планирования нагрузок данного этапа.

При подготовке сборной команды Украины к Играм Олимпиад тренерским советом было выбрано приоритетным направление на развитие и совершенствование скоростно-силовых (взрывных) способностей мышц, участвующих в ударных движениях боксеров.

На других этапах подготовки указанное направление работы поддерживалось с изменением организации тренировочной нагрузки в зависимости от этапа (периода), целей и задач подготовки. Выбор этого направления можно объяснить тем, что на первом этапе подготовительного периода практически невозможно заложить функциональную базу таких качеств, как быстрота и выносливость.

Читать еще:  Тренинг центр москва вакансии

Первое качество — быстрота — предопределено генетически, имеет малую степень переноса и в своих проявлениях является специфичным для индивидуума. В зависимости от целей и задач этапа подготовки быстроту следует поддерживать на определенном уровне.

Развитие выносливости связано не только с совершенствованием “дыхательных” способов, но и с функциональной специализацией скелетных мышц — повышением их силовых и окислительных свойств. Иными словами, развитие выносливости должно быть ориентировано на устранение несоответствия между гликолитическими и окислительными способностями мышц, что является основной причиной высокой концентрации лактата, и на максимальное использование аэробного пути энергообеспечения. Развитие скоростно-силовых способностей “рабочих” мышц в какой-то степени будет способствовать устранению несоответствия окислительных способностей.

Известно, что рост спортивного результата обеспечивается преимущественно двумя факторами: повышением уровня специальной физической подготовки спортсмена и его способностью так организовать свои движения, чтобы как можно полнее реализовать растущие возможности. Задача управления тренировкой состоит в рациональном построении учебно-тренировочного процесса (содержание, объем и организация тренировочной нагрузки).

В качестве примера рассмотрим структуру подготовительного периода (общеподготовительный этап) сборной команды Украины при подготовке к Играм XXVI Олимпиады. Подготовительный период сезона 1996 года из-за загруженности календаря соревнований был перенесен на конец 1995 года. Он состоял из двух подэтапов в условиях централизованного сбора. Первый сбор проходил на олимпийской базе Конча-Заспа (11—16.12), второй — на базе в Алуште (18—28.12). В связи с тем что сбор в Конча-Заспе имел еще и другую задачу (прохождение спортсменами углубленного медицинского осмотра), объем выполняемой физической нагрузки был несколько ниже, чем на сборе в Алуште. В декабре в Алуште климатические условия наиболее полно способствовали выполнению поставленных задач. Мягкий морской климат благотворно влиял на физическое и психическое состояние боксеров.

Задачей сбора было повышение уровня общефизической подготовки специальной направленности в скоростно-силовом режиме концентрированным методом, направленным на развитие групп мышц ног, туловища и рук, задействованных в ударах.

Средства подготовки — прыжковые, толчковые упражнения с отягощениями и без них, беговые и игровые упражнения, работа на снарядах в разных режимах. Методы подготовки — ударный и комбинированный.

Практическая реализация данного подхода состояла в разработке специализированного комплекса упражнений для мышц, задействованных в ударных движениях. Для этого было разработано 12 упражнений для развития мышц нижних конечностей, туловища и рук и методика их применения. Модель основной тренировки была следующей:

  • подготовительная часть — 20—25 мин (ЧСС — 150— 160 уд-мин -1 );
  • основная часть — взрывная работа для мышц ног, рук, туловища (последовательность применения упражнений менялась по разработанной схеме) — продолжительность 30—40 мин (ЧСС — 140— 150 уд-мин -1 ) или работа на снарядах в скоростно-силовом режиме — продолжительность 27—30 мин (ЧСС — 160—180 уд-мин -1 );
  • заключительная часть —спортивные игры, упражнения на расслабление и др. — продолжительность 20 мин (ЧСС — 160— 170 уд мин -1 ).

Кроме того, в утренней и вечерней тренировках применялись игровые и беговые упражнения, школа бокса. Они были направлены на переключение вида деятельности и, как правило, не были объемными.

Основные тренировки проводились в первой или во второй половине дня в условиях спортивного зала или на открытом воздухе. Это давало возможность комбинировать средства подготовки. На наш взгляд, выбранное направление работы было выдержано. В среднем, за 16 дней централизованного сбора суммарный объем нагрузок при 2—3-разовых тренировочных занятиях составил 1950—2100 мин. Данное направление работы было продолжено в домашних условиях. Каждому боксеру был расписан индивидуальный план-график нагрузок и комплексы упражнений на “домашний этап”.

Результаты тестирования, проведенные по 27 параметрам в конце сбора, выявили ухудшение показателей силы удара и специальной выносливости (креатинфосфатной и гликолитической).

При планировании данного направления работы следует учитывать, что объем нагрузки должен находиться в пределах 5000—5300 мин на весь этап подготовки. Для создания условий возникновения долговременного отставленного тренировочного эффекта необходимо также учитывать организацию последующего тренировочного процесса. Как правило, после объемных нагрузок силового или скоростно-силового характера спортсмены не предусматривают достаточного по времени восстановительного периода. Тем самым они существенно снижают эффект ДОТЭ. Без восстановления энергетического потенциала эффективность такой подготовки довольно низкая, и к соревновательному этапу спортсмены подходят с невысокими показателями уровня специальной работоспособности. В период реализации тренировочного эффекта организм негативно реагирует на длительно продолжающуюся объемную работу. Особо следует быть осторожными с силовой нагрузкой. Интенсивная и кратковременная силовая нагрузка может быть использована в небольших объемах.

Специально-подготовительный этап Править

Структура построения специально-подготовительного этапа во многом зависит от количества и качества работы, проделанной на первом этапе, а также от сроков и значимости первого старта. Понятие “первичная спортивная форма” (ее спортсмен должен приобрести к окончанию специально-подготовительного этапа) довольно туманно и не имеет своего количественного и качественного выражения, а модельные характеристики, которые должны описывать данное состояние, как правило, локальны, характерны для конкретного контингента спортсменов, целей и задач исследования, наличия и точности инструментальных методик, характеризующих данное состояние и др. Вообще, проблема “состояние спортивной формы”, несмотря на свою актуальность, в теории и методике бокса до конца не решена. Результаты многочисленных исследований, в процессе которых было зафиксировано улучшение или ухудшение какого-либо показателя или блока показателей, еще не могут свидетельствовать о состоянии или пике спортивной формы в день старта.

Спортивный результат в боксе зависит от комплекса показателей, которые зачастую трудно учесть.

В каждом конкретном случае мы можем говорить лишь о тенденциях динамики показателей тренированности на конкретном отрезке времени.

Логично, что задачей специально-подготовительного этапа будет повышение уровня тренированности, непосредственное становление спортивной формы, развитие специальных качеств и навыков, специфичных для боксеров, приобретение спортивной формы и подведение спортсменов к специфической соревновательной деятельности (Дегтярев с соавт., 1980).

Основные средства подготовки — это общеразвивающие упражнения специальной направленности, специальные физические упражнения, специальные упражнения в технике и тактике бокса. Главным условием является приближенность по физиологическим, биохимическим и биомеханическим характеристикам (в разумных пределах) указанных средств к соревновательным упражнениям.

Взаимосвязь упражнений различной направленности зависит от конкретных условий подготовки и контингента спортсменов.

По данным Ю. Б. Никифорова (1987), на специально-подготовительном этапе общеразвивающие упражнения уже не являются преобладающими. Объем ОФП превосходит объем специальной подготовки примерно в 1,5 раза. Дегтярев и соавторы (1979) указывают, что физическая подготовка на специально-подготовительном этапе составляет 25—30 % общего времени, техническая подготовка — 35—45 %, тактическая подготовка, развивающая навыки ведения боя в условных боях и встречах с различными по боевым особенностям и стилю партнерами, — приблизительно 35—40 % общего времени. Кроме того, на данном этапе подготовки используется сравнительно много упражнений на снарядах в соревновательном режиме, условных и вольных боях, что в свою очередь поднимает интенсивность тренировок.

Специально-подготовительный этап составляет 3—4 нед, в зависимости от сроков и значимости предстоящих соревнований, и в некоторых случаях может быть использован как этап подготовки к ним.

ТРЕНИНГ

Тренинг (от английского train — воспитывать, учить, приучать) – это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка.

Требования к проведению тренинга:

¾ оптимальное количество участников тренинга 20-25 человек;

¾ соответствующее по размерам количеству участников тренинга помещение, где посадочные места расположены по «тренинговому кругу», что способствует активному взаимодействию его участников;

¾ обязательность ознакомления участников в начале любого занятия тренинга с целями и задачами данного занятия;

¾ проведение на первом занятии тренинга упражнения «знакомство» и принятие «соглашения» — правил работы группы; создание дружелюбной доверительной атмосферы и ее поддержание в течение всего тренинга;

¾ вовлечение всех участников в активную деятельность на протяжении всего тренинга;

¾ уважение чувств и мнений каждого участника; поощрение участников тренинга;

¾ подведение участников преподавателем к достижению поставленной перед ними цели занятия, не навязывая при этом своего мнения;

¾ обеспечение преподавателем соблюдения временных рамок каждого этапа тренинга;

¾ обеспечение эффективного сочетания теоретического материала и интерактивных упражнений;

¾ обязательность подведения итогов тренинга по его окончании.

Тренинг может состоять из одного или нескольких занятий, иметь различную продолжительность – от одного часа до нескольких дней.

Цель тренинга: дать участникам недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки безопасного поведения.

Задачи:

· обеспечение активного вовлечения всех участников в процесс обучения;

· достижение наработки и развития требуемого навыка.

Этапы проведения тренинга:

Введение.

Этот этап может быть проведен в любой удобной форме, однако он задает тон последующей работы. Поэтому на этом этапе важно создать демократическую, располагающую атмосферу. Хорошо, если педагог-тренер скажет о своих ожиданиях и о пожеланиях относительно предстоящей работы. «Ввести» участников в работу можно с помощью вступительного слова, мультимедийной презентации и т.п.

Знакомство.

Знакомство представляет собой необходимую процедуру первого занятия любого тренинга. Знакомство позволяет активизировать группу, вовлечь ее участников в процесс обучения, развить навыки общения. Знакомство проводится даже в том случае, когда участники знают друг друга. Можно провести игры на знакомство: «Интервью», «Узнай меня», «Обмен визитками» и др.

Ожидания участников.

На этом этапе следует выяснить ожидания участников от семинара-тренинга с помощью вопросов, на которые они отвечают по очереди «по кругу».

Читать еще:  Продажи тренинги читать бесплатно

Например: «Что вы хотите получить/узнать на этом семинаре?».

Можно заранее нарисовать на ватмане «дерево ожиданий». Попросить каждого участника написать, чего он ожидает от семинара-тренинга, на цветных клейких листочках (стикерах) и наклеить свой листок на «дерево ожиданий». А затем озвучить все эти ожидания.

Еще один вариант, это, когда каждый участник выходит и записывает свое ожидание на флипчарте.

Этапы тренинга

Работа с группой проходит в несколько стадий. Поведенческий тренинг включает обычно два этапа: основной и контрольный. На основном этапе происходит подготовка группы к работе (разогрев, лабилизация) и целенаправленное обучение приемам и навыкам (обучение техникам). Контрольный этап включает контроль уровня достигнутых результатов и снятие остаточного напряжения у участников тренинга.

Тренинг, как правило, включает в себя следующие фазы:

  • 1) знакомства;
  • 2) разогрева;
  • 3) лабилизации;
  • 4) создания (введения) ориентировочных основ деятельности;
  • 5) овладения.

Содержание и продолжительность каждой фазы зависят от ситуации в группе, групповой динамики в процессе тренинга, целей и задач тренинга и других параметров, которые тренер может отследить в процессе подготовки и проведения тренинга.

2. 3 Общие рекомендации по организации занятий группы социально-психологического тренинга

Цель группы: развитие социально-психологической компетентности личности, то есть способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми.

  • а) овладение определенными социально-психологическими знаниями;
  • б) коррекция и формирование социально-психологических умений и навыков участников;
  • в) осознание целостности социально-психологического бытия людей;
  • г) развитие способности адекватно и понимать себя и других;
  • д) овладение приемами декодирования психологических сообщений, которые поступают от окружающих людей и групп;
  • е) обучение индивидуализированным приемам межличностного общения;
  • ж) чувственное познание группо-динамических феноменов и осознание своей причастности к возникающим межличностным ситуациям.

Ведущим принципом организации социально-психологического тренинга является принцип диалогизации взаимодействия, то есть полноценного межличностного общения. Оно базируется на уважении к чужой мысли, доверии, избавлении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха.

Уровень организации работы в значительной мере зависит от того, как практически реализуется принцип психологического взаимодействия. Для достижения положительных личностных изменений, перестройки отношений иногда нужны «острые моменты, потрясение». Поэтому в учебно-тренинговой группе должны использоваться такие приемы, как открытое обсуждение поведения участников, элементы психодрамы и ряд других эмоционально насыщенных средств обратной связи.

Одним из основных является принцип самодиагностики, спровоцированной группой для каждого из участников и руководителя. Он включает в содержание занятий вопросы и упражнения, рассчитанные на то, чтобы любой из участников группы рассказал о своих психологических проблемах и предложил пути их практического решения.

Также необходимо сделать акцент на принципе практической материализации социально-психологических феноменов, которые изучаются. Благодаря его реализации много проявлений человеческой психики не только возникают перед членами группы в виде теоретических понятий, а и становятся достоянием их практического опыта. Важно организовать переживание предложенных межличностных феноменов каждым участником группы.

Существенным является вопрос о комплектовании группы. Желательно проводить предшествующие индивидуальные собеседования с ее потенциальными участниками. Формируя группу, лучшее не включать в неё людей с очень стереотипизованной психологической защитой, так как занятия могут значительно усилить тревожность таких субъектов. Кроме того, это может отрицательно повлиять на групповой процесс. Также нежелательно участие людей, которые не намерены продуктивно работать в плане личного развития и идут в группу только с целью «познания метода» или ради приятного времяпровождения.

Отправным пунктом для обеспечения успешной работы тренинговой группы выступает принцип добровольности. Члены группы должны быть заинтересованы в собственных изменениях и готовы целеустремленно достигать поставленной цели. Сплоченность в группе возникает намного быстрее, если группа закрыта и работа в ней четко структурирована. Продолжительность занятий в принципе должна быть определена заранее. Размещать участников во время тренинга лучшее по кругу в мягких креслах. Важно, чтобы каждый из них был уверен, что их не подслушивают.

На начальной стадии обучения важнейшей задачей, которую решает руководитель, является выработка групповых норм и усвоение участниками главных требований тренинга. Руководитель должен подробно ознакомить всех с главными нормами и принципами тренингового общения:

  • 1. Общение по принципу «здесь и теперь». Для многих участников характерно стремление переключится с непосредственной тренинговой работы на обсуждение прошлых или будущих событий. В этом случае срабатывает механизм психологической защиты. Но главная идея тренинга состоит в том, чтобы группа превратилась в своеобразное объемное зеркало или даже систему зеркал, в которых каждый член группы смог бы увидеть себя во время выполнения упражнений. Это достигается, в частности, тем, что в группе существует интенсивная обратная связь, которая базируется на доверительном межличностном общении.
  • 2. Принцип персонификации высказываний. Суть его состоит в добровольном отказе от безличных языковых форм, которые помогают скрывать в повседневном общении собственную позицию того, кто говорит, или же избегать прямых высказываний в нежелательных случаях. Конкретно: вместо высказываний: «считается. », «некоторые считают, что . » в группе учат говорить, используя формы: «я считаю, что . » и т.п..
  • 3. Принцип акцентирования на языке чувств. Согласно нему участники группы должны делать акцент на эмоциональных состояниях и проявлениях (своих собственных и партнеров по группе) и во время обратной связи, если возможно, использовать язык, который фиксирует такое состояние. Примером данной формы языка есть констатация типа: «Твоя манера говорить на повышенных тонах вызывает у меня раздражение». Для повседневного общения обращение в подобной эмоционально акцентируемой манере не является типичным. Соответственно перед каждым участником ставится задача перестроить стиль своего общения и, в частности, выработать умение «ловить», четко идентифицировать и адекватно высказать свои чувства.
  • 4. Принцип активности. Соблюдение этого принципа является главным требованием к поведению участников тренинга. Речь идет о реальном включении каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие с целью целенаправленного познания себя, партнера, группы вообще. В повседневной жизни человек под влиянием разных обстоятельств нередко замыкается в себе и концентрируется лишь на собственных проблемах. Задача состоит в том, чтобы помочь ему научиться объединять эту замкнутость на себя с активной включённостью в другого, в анализ групповых процессов. На занятиях поощряется конструктивная полемика между всеми участниками, включая руководителя.
  • 5. Принцип доверительности. Предусматривает создание благоприятных условий для доверительного общения участников тренинга, обеспечивает групповую динамику, в значительной мере определяет результативность занятий. В качестве первого и простейшего шага к практическому созданию такого климата руководитель предлагает принять единую форму обращения друг к другу на «ты». Это не только психологически уравнивает всех членов группы, но и привносит определенный элемент интимности и доверия. Кроме того, доверчивость поддерживается неопровержимым правилом: «Говорить только правду, или хотя бы не врать».
  • 6. Принцип конфиденциальности. Суть его раскрывается в рекомендации «не выносить» содержание общения, которое развивается в процессе тренинга, за границы группы. Это тоже оказывает содействие установлению доверительных отношений, так как участники уверены, что содержание общения останется в рамках этой группы, и легче идут на открытый, искренний контакт. Конфиденциальность дает возможность группе сохранить свой дискуссионный потенциал; обсуждение же участниками тренинга проблем группы за ее пределами приводит к тому, что готовность и потребность в обсуждении этих проблем в рамках самой группы уменьшается, ведь тема в определенной мере исчерпывает себя.

Одна из закономерностей начального периода общения — противодействие со стороны отдельных участников, которое возникает из-за тревожных ожиданий или очень развитой психологической защиты. Для того, чтобы разрушить начальную скованность, можно использовать подгруппы (2-4 человека), в которых участники могли бы обсуждать волнующие их проблемы.

Нужная атмосфера для занятий в группе создается путем осознания участниками положительных аспектов своей личности. Этому отводится особое внимание. Ведь открытие в себе новых положительных качеств вырабатывает уверенность в себе и дает силы для дальнейших конструктивных изменений. Руководителю группы также необходимо позаботиться о том, чтобы никто из ее членов не был подвергнут групповому давлению, и чтобы каждому участнику в случае переживания им кризисного состояния была предоставлена соответствующая помощь и поддержка.

Организовывая работу группы, следует помнить: обучение ее участников имеет ценность не только во время интенсивных и совместных эмоциональных переживаний, а главным образом во время осознания, внутреннего переосмысления, раскрытия причин их возникновения, то есть когда обнаруживаются назревшие вопросы и проблемы, которые не поддаются контролю и волевой регуляции со стороны самого субъекта. Искусство тренера и эффективность обучения во многом зависят от того, способен ли он использовать полученный материал, «вытягивать» из него учебный эффект, поскольку даже наиболее эффективные игры и ситуации в конкретной ситуации могут оказаться непродуктивными.

Необходимо упреждать поспешные намерения того или иного члена группы измениться соответственно какому-либо образцу, если они являются результатом групповых эффектов, простого «наполнения» личности эмоциональной энергетикой из-за работы в группе, а не следствием глубокого самоанализа. Руководитель не должен выступать посредником в принятии членом группы решений относительно личных изменений, но его главная обязанность — предупредить, к чему могут привести непродуманные решения (в данном случае — непонимание временности энергетического подъема как результата групповых занятий).

В особенности необходима такая поддержка, если члены группы проявляют готовность к самоисследованию. Руководитель должен продумывать и находить способы привлечения участников тренинга к работе друг с другом, а также исследовать, как можно помочь понять причины поведения в группе. Желательно проводить периодический анализ того, что происходит на занятиях, делать промежуточные итоги, уточнять направления дальнейшего развития группы и ее каждого участника.

Читать еще:  Психологические тренинги для 1 класса

На заключительных занятиях необходимо предупредить членов группы, чтобы они не переносили отношения в группе социально-психологического тренинга непосредственно в реальную жизнь, в другие коллективы. Сначала надо выяснить реальный уровень развития коллектива и подходить к организации своих отношений с людьми доброжелательно, но и критически, не отвергая, а используя опыт, которого они приобрели в процессе обучения. Тогда можно надеяться на положительные изменения.

Аттестационное задание: Программа проведения тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Аттестационное задание № 33

Как разрабатывать методы педагогической поддержки школьников для преодоления коммуникативных проблем? Предложите проект проведения тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений.

Денисенко Олеся Леонидовна

Каждому человеку присуща потребность в общении – взаимодействии с другими людьми. Удовлетворяя эту потребность, человек проявляет и реализует свои человеческие возможности: когда ученик спрашивает у учителя, правильно ли он решил задачу; когда старшеклассники защищают научный проект; когда подростки обсуждают в кругу своей компании новую книгу, во всех этих случаях мы видим примеры общения воспитанников с воспитателями или другими участниками педагогического процесса.

Современным школьникам очень сложно продемонстрировать умения завязать знакомство, очень часто учащиеся боятся выступить перед публикой, классом, им сложно поддержать беседу. Такие учащиеся, избегают участия в мероприятиях, предполагающих диалоги, дискуссии. Именно поэтому так важно помочь ребенку приобрести умения, необходимые для жизни в обществе, важно помочь ребенку преодолеть коммуникативный барьер и приобрести навыки общения.

Как высказывался древний философ Конфуций: «Есть три ошибки в общении людей: первая — это желание говорить прежде, чем нужно; вторая — застенчивость, не говорить, когда это нужно; третья — говорить, не наблюдая за вашим слушателем».

Коммуникативные умения – личностные качества, необходимые человеку для полноценной реализации общения, межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника.

Актуальность темы программы тренинга педагогической поддержки школьников для преодоления коммуникативных проблем становится бесспорной, а вот пути ее формирования – основная проблема для педагога. «Как соединить теорию и практику, какие методы педагогической поддержки для преодоления коммуникативных проблем использовать, как помочь ученику стать успешным?» – вот главный вопрос для педагога.

Программа тренинга составлена на основе программы тренинговых занятий для подростков, разработанной практическим психологом Т.М. Макартычевой.

Программа проведения тренинга

по развитию коммуникативных навыков и умений

История развития тренингов, как и история развития обучения, насчитывает тысячи лет. Одним из первых, кто начал использовать тренинги, стал Дейл Карнеги, который в 1912 году основал «Dale Carnegie Training». В этом центре проводились — и до сих пор проводятся — тренинги по развитию навыков публичного выступления, уверенности в себе, взаимодействия между людьми и пр.

Значительный вклад в тренинг как форму обучения также внес известный социальный психолог Курт Левин. В 1946 году он вместе с коллегами основали тренинговых группы, которые были направленные на повышение компетентности в общении. Их внимание привлекло то, что участники групп получают большую пользу от анализа собственных переживаний в группе.

Тренинг — это метод активного обучения, направленный на развитие умений, знаний и навыков, а также социальных установок.

Тренинг — форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

Существует к лассификация тренинга:

по виду – групповые, индивидуальные;

по временной протяженности — короткий, длительный;

по формам проведения: упражнения, тестирование, игры-тренинги, дискуссии групповые;

по социальной направленности : коммуникативный.

Программа тренинга рассчитана на активную субъектную реакцию учащегося (интеллектуальную, эмоциональную, действенно-практическую), на то или иное воздействие на личность.

Цели программы: повышение уровня коммуникативной компетенции школьников, снятие барьеров общения, социальное развитие и личностный рост подростков.

— формирование и развитие коммуникативной способности, готовности к успешному, позитивному общению;

— создание условий для обращения участников к собственному опыту общения с помощью игровых ситуаций;

— тренировка конструктивных способов выхода из конфликтного взаимодействия;

— сплочение коллектива, выработка взаимного доверия.

Ожидаемые результаты: у школьников появится уверенность в себе, участники овладеют некоторыми навыками коммуникации, что поможет им преодолеть барьеры в общении с другими людьми.

Программа тренинга отвечает возрастным особенностям учащихся и рассчитана на подростковый возраст участников 13-15 лет. Тренинговая группа школьников имеет назначенного руководителя (тренера-консультанта), формируется в составе 25-30 человек (один класс).

Упражнения позволят участникам решить свои личностные проблемы, повысить самооценку. Самое важное — ученик не усваивает насильно внедряемые стандарты, а развивает сам себя, закладывая этические и эстетические основы практического поведения. В ходе работы происходит изменение внутренних установок, пополняются психологические знания, и накапливается определённый опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям и к миру в целом, эффективнее решаются вопросы развития личности, успешно формируются коммуникативные компетентности.

Принципы групповых тренингов, способствующие включению детей в работу и развитию их коммуникативных навыков:

1. Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятии в целом. Такой подход не только помогает создать условия психологической безопасности для подростков, но и способствует развитию открытости и способности к самостоятельному принятию решений.

2. Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность участников давать обратную связь другим участникам и ведущему, а также принимать ее.

3. Принцип самопознания . В содержании занятия предусматриваются упражнения, помогающие самостоятельно познавать особенности своей личности. В процессе выполнения многих упражнений подросток имеет возможность увидеть себя в разных ситуациях, когда от него требуется принятие определенного решения.

4. Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом создаются условия для равноправного межличностного общения участников на занятиях.

5. Принцип рефлексивности. Целенаправленная рефлексия способствует осмыслению и оцениванию обучающимися себя, собственного ценностного выбора и своей деятельности.

При организации тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений необходимо учитывать следующие особенности. Тренинговая группа работает наиболее продуктивно, если она закрыта, т.е. работает постоянный состав участников, тогда в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников.

Помещение, где проводится тренинг должно быть просторным, теплым и светлым. В школе это класс для групповых занятий, зал хореографии, учебный кабинет (предварительно подготовленный). Немаловажным условием успешности работы является подготовленное оборудование (проектор, компьютер, звуковое сопровождение), листы А5, фломастеры, карандаши.

Продолжительность тренинга : 60 минут (урок+перемена).

1) подготовительный; 2) основной; 3) рефлексивный.

Подготовительный этап тренинга создает атмосферу доверия, взаимоуважения, а также мотивацию учащихся на предстоящую работу. Для создания благоприятного психологического климата используются различные способы: музыкальное оформление, интерьер, знаки внимания и т.д. Важно, чтобы всё это было новым, необычным, значимым для учащихся. Ведущему необходимо предупредить участников о возможных неудачах, в ходе тренинга поддерживать фразами («Не переживайте, у вас всё получится. Если возникнут трудности, мы разберёмся вместе . Не стесняйтесь высказывать свои мысли и задавать вопросы» ). Главное, чтобы участники тренинга понимали, что никто их не собирается критиковать, поучать и наказывать. Необходимо снять все физические и психологические зажимы, обеспечить психологическую раскованность

На основном этапе тренинга инициатива постепенно переходит к школьникам (возрастает интерактивность). Тренинговая программа не имеет однозначного алгоритма ввиду вариативности её содержательного исполнения, но психологически состоит из трёх взаимосвязанных фаз.

Первая фаза направлена на осознание участниками своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе. Она содержит упражнения, ориентированные на то, чтобы сфокусировать внимание участников тренинга на собственной личности, на своих представлениях о самом себе, переживаниях, мыслях, привычных способах поведения.

Вторая фаза направлена на осознание участниками себя в системе делового и личностного общения и оптимизацию межличностных отношений с окружающими (одноклассниками, педагогом-психологом, классным руководителем и т.д.). Роль ведущего на этой фазе — направляющая, поддерживающая, корректирующая. Он наблюдает за самостоятельной работой ребят, анализирует успехи и неудачи в их общении, оказывает поддержку. При работе учащихся в паре возможны микроконфликты, которые могут отрицательно повлиять на дальнейшую деятельность группы.

Третья фаза ориентирована на осознание участниками себя в системе деятельности и оптимизацию отношений к этой системе. На этой фазе основной упор делается на отработку умений самоанализа своей деятельности, а также на способы высвобождения своего творческого потенциала.

На заключительном этапе (этапе рефлексии, интерактивности) производится анализ и оценка результатов работы. Интерактивные процессы самоанализа, рефлексии, самовосприятия личности осуществляются в тренинге следующим образом: восприятие себя через соотнесение себя с другим человеком; восприятие себя через восприятие себя другими людьми, подведение итогов.

Ресурсы для реализации программы:

1.Материально-технические условия реализации программы: реализация осуществляется на базе МБОУ СШ №31. Тренинг проводится в учебном кабинете или в кабинете групповых занятий, оснащенном стульями для детей, а также свободным пространством для выполнения упражнений в положении стоя.

2.Учебно-методическое оснащение программы в Приложении 1.

Практическая значимость программы: в жизненных ситуациях подростки смогут ответить на вопросы, как выстроить правильное поведение, как восстановить положительное эмоциональное состояние, как наладить конструктивное взаимодействие с родителями, сверстниками, педагогами, а также реализовать приобретенные компетенции.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector