Mos220.ru

Онлайн марафоны
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

План тренингового занятия

Тренинговое занятие на сплочение и групповое взаимодействие

Цель: Формирование и развитие навыков группового взаимодействия.

Задачи:

  • Формирование групповой сплоченности
  • Развитие творческих способностей
  • Обучение принятию групповых решений

Время занятия: 1 час 30 минут.

План тренинга

  1. Знакомство участников с целями и задачами тренинга (2 мин)
  2. Групповые нормы (7 мин)
  3. Упражнение “Возьми салфеток” (15 мин)
  4. Упражнение “Узел” (10 мин)
  5. Упражнение “Совместный счет” (10 мин)
  6. Упражнение “Квадрат” (10 мин)
  7. Упражнение “Интуиция” (20 мин)
  8. Упражнение “Путаница” (10 мин)
  9. Упражнение “Ливень” (10 мин)
  10. Рефлексия (5 мин)

Ход занятия

1. Вступительное слово. Ознакомление участников с целями тренинга

2. Принятие групповых норм

  • Правило конфиденциальности: все что говорится и слышится в группе , не выносится за её пределы. После занятия третьим лицам вы можете рассказывать только о своих собственных переживаниях. Вы не должны сообщать ничего о действиях, словах и чувствах других участников.
  • Говорить максимально искренне.
  • Вы должны быть максимально в настоящем, придерживаться принципа “здесь и сейчас”. Быть в настоящем – значит обращать внимание на текущие события, на поведение и чувства других участников, т.е. быть включенным в групповую работу.
  • В группе не говорят о других участниках в третьем лице, а обращаются к ним , называя по имени.

3. Упражнение “Возьми салфеток”

Цель: выявление представлений слушателей о себе.

Оборудование : пачка салфеток.

Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: “На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток”.

После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

4. Упражнение “Узел”

Оборудование : длинная веревка.

Каждый из группы держится за веревку. Задача – завязать веревку в узел. Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается сначала).

5. Упражнение “Совместный счет”

Задание очень простое: следует всего лишь досчитать до десяти(по количеству участников). Хитрость состоит в том, что считать надо коллективно: кто-то говорит “один”, кто-то другой — “два” и т.д., договариваться о порядке счета нельзя. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. В простейшем варианте упражнение выполняется с закрытыми глазами, в более сложном — с закрытыми. Разговаривать по ходу выполнения упражнения запрещается. Ведущий фиксирует, до скольки, удалось довести счет в каждую из попыток. Это упражнение проходит интереснее, когда участники располагаются не по кругу, а врассыпную. Если участники сами установят определенный порядок произнесения чисел (по кругу, через одного, по алфавиту и т.п.), следует похвалить их за находчивость.

6. Упражнение “Квадрат”

Цель: прочувствовать каждого участника группы.

Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

Очень хорошо, если каждый участник тренинга будет отмечен руководством, а еще лучше, если команды получат хорошие памятные призы.

7. Упражнение “Интуиция” (20 мин.)

Цель: развитие умения прислушиваться к группе.

Все участники сидят на стульях в кругу. Один участник на некоторое время выводится из помещения. Группа договаривается о каком-то задании, которое должен будет выполнить этот участник (например, снять цепочку с шеи Светы и повесить её Антону), и о звуке, который группа будет использовать для подсказок (мотив песни или просто какой-то звук).

Затем участник снова заходит в помещение, и ему сообщается, что он должен выполнять какое-то задание. Когда участник начинает приближаться к выполнению своего задания, звук группы становится громче.

Обычно это выглядит таким образом. Сначала участник пытается определить “объект” задания – проходит мимо всех участников, когда он доходит до Светы, звук становится совсем громким. “Объект” определен, теперь нужно выяснить, в чем же заключается задание. Участник пробует дальше: касается плеч, часов – тихий звук, цепочки на шее – громкий звук. Участник снимает цепочку и примеряет её на себя – звук становится тише. Идет мимо всех участников и доходит до Антона – звук становится громче, и т.д.

После нескольких кругов задания можно усложнить: поставить свой пустой стул в центр круга и сесть на него, поменяться с кем-то местами, найти и открыть зонтик и прогуляться под ним с кем-нибудь из других участников.

8. Упражнение “Путаница”

Цель: Выявление степени групповой сплоченности. Настрой участников на взаимодействие.

Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый участник обязан найти себе “друга по рукопожатию”. Затем все участники вытягивают левую руку и так же находят себе “другу по рукопожатию” (важно чтобы друзья по рукопожатию были разные). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое общение между участниками.

9. Упражнение “Ливень”

Все сидят в кругу. Ведущий просит всех закрыть глаза и сохранять тишину, настраиваясь, таким образом, на восприятие звуков. Через некоторое время ведущий начинает потирать ладони (шум приближающегося дождя), затем к нему присоединяются следующий участник и т.д. против часовой стрелки, пока последний участник (левый сосед ведущего) не подхватит это движение. Затем ведущий запускает следующие движение – щелчки пальцами одной руки (первые крупные капли). Постепенно это движение выполняют все участники. Таким образом, будут запущенны следующие движения:

  • Потирание ладоней (шум приближающегося ливня);
  • Щелчки пальцев одной руки;
  • Щелчки пальцев двух рук;
  • Хлопки в ладоши;
  • Хлопки по груди;
  • Хлопки по одному колену;
  • Хлопки по двум коленям;
  • Не переставая хлопать, сначала топать одной ногой, затем двумя ногами.

Так постепенно создается шум сильного ливня.

Через какое-то время ведущий начинает запускать движения в обратном порядке — дождь постепенно затихает и удаляется. После того как последний участник перестанет потирать ладони, несколько секунд все сидят в тишине, пока ведущий не попросит открыть глаза. Ну как? Вы услышали шум тропического ливня.

Правила:

  • Начинай выполнять движения только после твоего соседа слева.
  • Продолжай выполнять старое движение, пока не приступишь к новому.

Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания.

План-конспект занятия педагога-психолога с элементами тренинга для учащихся старших классов

Ольга Лопата
План-конспект занятия педагога-психолога с элементами тренинга для учащихся старших классов

План-конспект занятия с элементами тренинга

для учащихся старших классов.

Педагога-психолога:

Лопата Ольги Васильевны

Цель занятия заключается в преодолении личностной тревожности путем активизации внутреннего потенциала ребенка на решение собственных проблем через смешанную игровую деятельность.

Сущностью игры является то, что она есть не обычная, реальная жизнь, а представляет собой условность, выход в сферу деятельности совершенно специфического характера. Игра – это свободное проявление всех эмоций, чувств и переживаний ребенка.

В работе с подростками я отдаю предпочтение групповой форме проведения психологических занятий.

• развитие уверенности в себе;

• создание условий для повышения уровня самопринятия;

• .снижение нервно-психического напряжения;

• способствовать формированию открытых отношений между членами группы.

Формы работы: тренинговые упражнения, элементы арт — терапии, мини-лекция, дискуссия, рефлексия, групповое обсуждение.

План занятия:

2. Основное содержание занятия.

Материалы: чистые листы бумаги, карандаши; небольшой мяч.

Ориентировочное время работы: 45-60 минут.

Ход занятия:

I. Вводная часть.

Здравствуйте, ребята. Нам предстоит большая совместная работа. Прежде чем начнём общение вам необходимо принять общие правила работы в группе.

Принятие правил работы в группе:

1) внимательно слушать друг друга;

2)не перебивать говорящего;

3) не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется;

Читать еще:  Сценарий тренинга для педагогов

4) все сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным.

— И так давайте поприветствуем друг друга. Каждый из вас называет имя и цвет своего настроения.

1. Упражнение «Приветствие»

Участникам предлагается выбрать цветной лист, который соответствует своему настроению и рассказать о нем. Цветные листы остаются у учащихся до конца занятия.

— Я вижу настроение у всех разное, надеюсь, к концу занятия оно будет более позитивным.

Все встают в один большой круг. У каждого есть возможность сообщить что-нибудь о себе. Может быть, кто-нибудь захочет рассказать о том, что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься в свободное время. На обдумывание дается минута, чтобы подумать, что рассказать о себе.

Например: Меня зовут. и я очень люблю петь.

После проведения каждый отвечает на вопрос: «Как я чувствовал себя, говоря о своих положительных качествах?».

— Но кроме положительных качеств в каждом человеке есть и отрицательные качества, но люди обычно не любят о них говорить. Я предлагаю вам их нарисовать.

3. Игра «Карикатура».

Детям предлагается нарисовать карикатуру на самого себя и отобразить в ней некоторые свои недостатки. Дается 10 минут. Затем каждый из ребят представляет свой рисунок.

Рефлексия. В чем испытали затруднения при выполнении рисунка?

Какие эмоции у вас вызывают ваши недостатки?

Можно сказать, что чаще это отрицательные эмоции?

Негативные эмоции мешают нам приступить к работе, собраться с мыслями. Как же можно помочь себе в ситуации, когда вы уже испытываете эти эмоции?

• Можно разрядить свои эмоции, высказавшись тем людям, которые поймут и посочувствуют.

• Если ты один, можешь поколотить подушку или выжать мокрое полотенце – это поможет расслабиться, так как обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах.

• Производи любые спонтанные звуки – напряжение может быть «заперто» в горле.

• Свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше. Другую газету порвать на мелкие кусочки, затем выбросить. Из другой газеты слепить свое настроение. Закрасить газетный разворот (рисование кляксами, пальчиковое рисование гуашью).

Один из этих способов я предлагаю вам выполнить сейчас. Подумайте о ситуации, которая вызывает у вас напряжение, тревогу, раздражение. Возьмите газету и начинайте ее скомкивать до самого маленького состояния, мысленно проговаривая о ситуации. Теперь забросьте комок как можно дальше. Стряхните руки. Сделайте глубокий вдох и выдох.

— Теперь самое время зарядиться положительным ресурсом.

Все чего бы вы хотели достичь в своей жизни, начинается с уверенности в себе. Верить в себя – значит верить в Высшую силу и справедливость.

4. Упражнение «Моя яблонька»

Цель: Формирование умения обозначить свою индивидуальность; формирование умения выделять и анализировать свои характерные черты; формирование восприятия своих личностных черт; формирование умения посмотреть на себя со стороны; поднятие самооценки.

Инструкция: «По различным легендам яблоня – это символ любви, жизни, бессмертия, помощница в трудных ситуациях, целительница и волшебница, способная наделить необходимыми качествами.

Я предлагаю вам «вырастить» свою яблоньку. Это будет волшебная яблоня, которая поможет вам выделить в себе главное, рассказать о себе, узнать о другом, а если вы ее сохраните, то она может стать вашим талисманом или вашей опорой в трудную минуту.

Итак, у вас у каждого есть бланк со схематичным изображением дерева. Как вы видите, оно состоит из 5 уровней веток. Ваша задача разместить на вашем дереве яблоки. Определите для себя, по сколько яблок будет у вас на каждом уровне. Так же определитесь с размером и цветом яблок. Яблоки вы можете либо рисовать фломастерами, либо вырезать их из цветной бумаги и наклеивать клеем. На все у вас есть 10 минут.

Готово? Отлично! Теперь второй этап нашего упражнения. Так как наша яблоня волшебная и обязательно должна приносить пользу, то мы должны наделить каждое яблоко положительной силой. На каждом уровне веток, яблоки отвечают за свое. Посмотрите, сколько яблок у вас на каждом уровне и постарайтесь сделать следующее. Итак,начиная снизу:

1. уровень – это ваше имя. Впишите в каждое яблочко производное от своего имени имя, то, как вас называют родные и знакомые, как вам хочется, чтобы вас называли.

2. уровень – это ваши черты характера. Впишите в каждое яблочко по одной черте характера. Каким вы себе видитесь. Какой вы?

3. уровень – это ваше социальное окружение. Впишите в каждое яблочко по одному человеку, который вам наиболее дорог.

4. уровень – это ваши умения и способности. Впишите в каждое яблочко то, чем любите больше всего заниматься, что вы умеете делать лучше всего.

5. уровень – это ваши достижения. Подумайте, вспомните и впишите в яблоки на этом уровни ваши самые важные достижения.

Давайте теперь расскажем про свои яблоньки. Кто хочет начать?.

Во время рассказов участники могут задавать друг другу вопросы, что-то уточнять.

После выступлений можно обсудить, чем понравилось или не понравилось упражнение, что чувствовали во время выполнения упражнения, какие выводы для себя сделали.

Вы можете сохранить для себя ваши деревца. Когда вам вдруг начнется казаться, что жизнь какая-то не такая, то вы можете посмотреть на свое деревце и увидеть, что вашу жизнь наполняет множество составляющих и в ней есть место для развития.

Если вам вдруг покажется, что имя у вас «дурацкое», и вы однотипный, то взгляните на дерево и поназывайте себя по всякому – вы разный, интересный с красивым многогранным именем.

Если вдруг вам начинает казаться, что у вас плохих качеств больше, чем хороших или слабость характера превосходит силу, то посмотрите на дерево, и вы увидите, что сила духа у вас огромная, твердость есть и доброта с мягкостью в норме.

Если вам, вдруг, начнет казаться, что вы одиноки – посмотрите на дерево – разве вы один? Вспомните о тех людях, которые вас окружают.

Когда вам станет скучно, и вы решите, что ни на что не способны и вам нечем заняться, вспомните о ваших умениях и способностях, о том, что вы лучше всего делаете и займитесь этим. Или посмотрите на свободные яблочки на этом уровне и придумайте новое дело.

Стать более уверенным, вам поможет воспоминание о своих достижениях – раз вы смогли это, то сможете и еще больше.

Можно попросить участников разместить свои деревца на доске — посмотреть, кто как себя позиционирует.

Участникам предлагается взять листки цветной бумаги. Каждый из присутствующих показывает свой цвет и говорит, что бы он пожелал всем окружающим, связанное с данным цветом.

Например: Я желаю вам синее море удовольствия. Я желаю вам поменьше чёрных мыслей и т. д.

Конспект открытого занятия «Моя семья» (для учащихся 1–2 классов) Тема открытого занятия: «Я и моя семья» (для учащихся 1-2 классов) Цели и задачи: 1. Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения.

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 3 и 4 классов «День добра» Конспект мероприятия на тему «День добра» Составитель воспитатель группы продленного дня Солина А. С. Чебоксары.

Конспект занятия для учащихся 7 классов «Мои изменения» Мои изменения Цель: развитие представлений о подростковом возрасте, причинах, по которым происходят изменения в физическом и эмоциональном.

Конспект занятия «Виды транспорта» для учащихся 1–2 классов Конспект занятия на тему: «Виды транспорта» для учащихся 1-2 классов Цель: познакомить учащихся с различными видами транспорта и научить.

Конспект занятия педагога-психолога для детей старшего возраста Конспект занятия педагога-психолога для детей старшего возраста: Игра, как средство улучшения психоэмоционального состояния детей. «В стране.

Конспект занятия педагога — психолога по формированию умения межличностного общения со сверстниками у старших дошкольников. Развлечение для детей старшего возраста «В стране вежливости» Цель: закрепить в речи детей употребление этикетных формул (приветствие, прощания,.

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов Олимпиада по музыке для учащихся старших классов Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, музыкальных.

Открытое занятие для учащихся старших классов «Семейные традиции» Открытое занятие для старших школьников «Семейные традиции»Цель занятия: углубить представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении.

Читать еще:  Тренинг на сплочение коллектива для младших школьников

План-конспект занятия педагога-психолога для детей 6–7 лет «Космос» План – конспект занятия педагога-психолога для детей 6-7 лет Тема: «Космос» Цели: сформировать у детей понятие «космос», «вселенная», ввести.

Конспект занятия с элементами тренинга для средней группы «Здравствуй, это я!» Конспект занятия с элементами тренинга для средней группы №2 «Желтые тюльпаны» «Здравствуй, это я!». Цели: 1. Знакомство нового специалиста.

ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ

Разработка тренингового занятия

Тренинг формирования коммуникативных навыков и умений

Специальность: 33.02.01 «Фармация»

Учебная дисциплина: «Психология общения»

Работу выполнил: студентка группы 59фм4 Осадчая Ирина Олеговна

Руководитель: Кожириновская Наталья Владимировна

Работа оценена: _______________________________________________________________

(оценка, подпись преподавателя)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная разработка создана в помощь тренеру при проведении тренинга «Формирование коммуникативных навыков и умений».

Актуальность проведения данного тренинга заключается в том, что коммуникация (процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию) является значимым компонентом в жизни человека и его личностном развитии.

Упражнения на коммуникативные навыки направлены на умение говорить легко и непринужденно, на умение красиво выстраивать рассказ, на умение слушать и слышать, на умение договариваться. Все это — важнейшие коммуникативные навыки, которые помогают добиться успеха и в работе и в личных отношениях.

Цель тренинга: формирование коммуникативных навыков и умений.

· тренировка речевой беглости и гибкости участников;

· расширение словарного запаса участников;

· отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;

· формирование коммуникативных и интеллектуальных способностей;

· развитие сплоченности микрогрупп;

· развитие умения выходить из контакта.

Условия проведения: для поведения тренинга нам понадобится помещение: аудитория, с расставленными по кругу стульями, и наличие 15-20 человек.

Время: занятие рассчитано на 1,5-2 часа.

ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ

Упражнение 1 «Самый-самый мой плакат»

Цель: знакомство участников между собой, создание доверительной атмосферы в начале тренинга.

Инструкция: участникам предлагают нарисовать на листе бумаги плакат, отражающий основные моменты его личности, который может включать некоторые моменты:

4) мой любимый цвет,

5) чем я люблю заниматься,

6) некоторые мои друзья,

7) так я выгляжу, когда я счастлив (автопортрет),

9) если бы у меня было одно желание, я бы загадал, чтобы.

10) вот мое любимое место.

Нарисованные плакаты прикрепляются на грудь. Каждый участник рассказывает о себе.

Необходимые ресурсы: листы бумаги, цветные карандаши, ручки, фломастеры.

1. Понравилось ли Вам упражнение?

2. Что Вам было интересно?

3. Возникали ли у Вас трудности?

Упражнение 2 «Другими словами»

Цель: тренировка речевой беглости и гибкости, умения подбирать синонимы, адекватно передавать одну и ту же мысль разными словами.

Инструкция: выбирается 6 добровольцев, каждому из них методом жеребьевки достается пословица. Участник должен передать ее таким образом, чтобы сохранить смысл высказывания, но при этом не использовать ни одно из тех слов, которые были в оригинальной фразе (за исключением частиц и предлогов):

1. Правда глаза колет

2. Старый друг лучше новых двух

3. Яблоко от яблони недалеко падает

4. Тише едешь — дальше будешь

5. Сам заварил кашу — сам её и расхлёбывай

6. Не все то золото, что блестит

Необходимые ресурсы: заранее заготовленные листики с пословицами для жеребьевки

1. Понравилось ли Вам упражнение?

2. Что Вам было интересно?

3. Возникали ли у Вас трудности?

Упражнение 3 «Устный счет»

Цель: формирование коммуникативно-интеллектуальных способностей. Развитие отдельных способностей у участников, а также развитие сплоченности микрогрупп, проверка умения работать в команде.

Инструкция: участники делятся на 3-4 команды, коллективно считают в уме. В каждой команде должен быть капитан.

Группы совместными усилиями в своем уме должны перемножить два больших числа, не пользуясь калькуляторами и пишущими принадлежностями. Участники должны придумать тактику, как сообща перемножать столбик: один запоминает одну строку, другой другую и т.д. Возможно, группа придумает какие-то творческие способы облегчения этой деятельности.

Если ответ оказался неверным, следующую попытку ответить группа получить только после того, как ответят все другие группы.

Команды разводятся по разным углам тренингового зала (чтобы они друг другу не мешали и не помогали).

Ведущий внимательно следит за тем, чтобы участники честно соблюдали правила: не пользовались записями и калькуляторами. Во всем остальном он предоставляет им полную свободу действий (в разумных пределах).

Тренер показывает табличку с заданием. (Задания следует давать по нарастающей сложности.)

148 x 85 = 12580

191 x 88 = 16808

228 x 87 = 19836

125 x 175 = 21875

364 x 326 = 118664

Необходимые ресурсы: заранее заготовленные таблички с заданиями.

1. Понравилось ли Вам упражнение?

2. Что Вам было интересно?

3. Возникали ли у Вас трудности?

Упражнение 4 «Верю — не верю»

Цель: формирование коммуникативных способностей, развитие умения выявлять обман.

Инструкция:тренер вызывает нескольких добровольцев. Они должны выйти за дверь. Он проверяет, нет ли у вышедших возможности подслушивать под дверью. Далее следует произвести какие-то изменения в тренинговом зале. Можно сделать, например, следующее:

— поменять местами стулья (не важно, одинаковые они или нет),

— пересадить местами двух участников,

— открыть или закрыть окно,

— нарисовать на доске рожицу и т.п.

Это не должен делать сам тренер, манипуляции должны быть произведены руками кого-то из участников (пусть это будет Василий).

Ведущий произвольным образом разбивает участников на несколько групп. Одной группе он предлагает утверждать правду: «Василий взял и поменял местами вот эти два стула». Другим группам предлагается говорить ложь: «Это Ирина взяла и переставила стулья», «Это не Василий поменял стулья местами», «Василий вместе с Ириной поменяли стулья». Можно сделать и так, чтобы еще одна группа говорила истину: «Это не Ирина поменяла стулья».

Когда заходят вышедшие добровольцы, каждая группа начинает отстаивать свою точку зрения. Предварительно не стоит визуально распределять участников по этим «группам влияния», добровольцы не должны сразу догадаться кто какой «партии» принадлежит.

Каждый из добровольцев должен сделать свой вывод и угадать, кто же произвел те или иные манипуляции.

Упражнение желательно провести несколько раз.

1. Кто из добровольцев быстрее угадал истину?

2. Как ему это удалось?

3. Можно ли каким-то специальным образом строить свои распросы, чтобы выяснить истину?

4. Как лучше «уворачиваться»?

Упражнение 5«Бег слов»

Цель: расшевелить уставших, расслабленных участников тренинга, расширение словарного запаса участников.

Инструкция: для этого упражнения ведущему понадобится секундомер или таймер с возможностью выставить на нём 20 секунд.

Первый участник произносит какое-нибудь слово (русское). Это может быть любое существительное или имя собственное. Следующий по кругу участник должен произнести слово, начинающееся на ту букву, которой заканчивалось предыдущее слово. Если слово заканчивалось на мягкий знак или «ы», берётся предпоследняя буква. То есть происходит то же, что в известной игре «Города», только можно произносить любые существительные или имена собственные. Цепочка слов может выглядеть так:

Если какой-то игрок сказал слово, которое уже было, или же не существительное и не имя собственное, то он выбывает.

Выбывают игроки и по другой причине. Ведущий запускает секундомер (таймер). По прошествии двадцати секунд он останавливает игру. Тот игрок, на ком остановилась очередь (предыдущий участник успел сказать своё слово, а этот ещё нет или не успел сказать полностью), выбывает из игры.

Тем самым участники замотивированы на то, чтобы как можно быстрее сказать своё слово. Чтобы не было споров, ведущий сразу оглашает вердикт (например): «Василий выбывает!» Выбывший участник выходит из круга.

Далее ведущий нажимает кнопку секундомера, говорит: «Дальше!» и игра возобновляется со следующего участника (который сидит следом за выбывшим).

Последний оставшийся участник объявляется победителем.

Необходимые ресурсы: секундомер или таймер с возможностью выставить на нём 20 секунд

4. Понравилось ли Вам упражнение?

5. Что Вам было интересно?

6. Возникали ли у Вас трудности?

Упражнение 6 «Выход из контакта»

Цель: тренировка речевой беглости и гибкости, умения выходить из контакта.

Инструкция: выбирается 6 добровольцев, 5 из которых будут пробовать выйти из контакта, а 1 будет создавать ситуацию.

Вы встретили не очень близкого знакомого, который заводит с Вами разговор, расспрашивает о делах, семье, проявляет назойливость. Вы вступаете в разговор, но, взглянув на часы, понимаете, что у Вас нет времени. Вы должны достойно, вежливо выйти из контакта.

Перед этим упражнением всем участникам можно выдать по три карточки: красной, желтой, зеленой. Когда ролевая игра завершается, все дают обратную связь, показывая свое отношение к увиденному. Зеленая карточка выражает одобрение, красная – порицание, желтая – нейтральное отношение.

Читать еще:  Тренинг про отношения мужчины и женщины

Необходимые ресурсы: карточки красного, желтого и зеленого цвета.

1. Понравилось ли Вам упражнение?

2. Что Вам было интересно?

3. Возникали ли у Вас трудности?

Наш рабочий день подходит к концу, мы хорошо поработали, и мне хочется предложить вам заключительную игру.

Упражнение 7 «Аплодисменты по кругу»

Цель: закрепление позитивного настроя после тренинга.

Инструкция: тренер начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

1. Понравился ли Вам тренинг?

2. Что Вам было интересно?

3. Возникали ли у Вас трудности?

Выводы: данное упражнение помогает тренеру сделать общие выводы об итогах проведения тренинга.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Биркенбиль В. Ф. Коммуникационный тренинг / В. Ф. Биркенбиль. — М.: ГРАНД: Фаир-пресс , 2002. — 350 с.

2. Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков / А. Г. Грецов – М. [и др.]: Питер , 2007. — 160 c.

3. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг / Ю. М. Жуков — М.: Гардарики , 2004. — 223 с.

Рабочая программа тренинговых занятий

Управление образования городского округа «Охинский»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи

(наименование учебного предмета/курса)

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(уровень, ступень образования)

(срок реализации программы)

Составлена на основе программы: «Развитие чувства уверенности в себе»

Прудкий Руслан Ринатович

В юном возрасте становление личности является сложным процессом, от которого во многом зависит дальнейшая жизнь человека. Если немного помочь подростку на этом этапе, подтолкнуть в нужном направлении, то из него вырастет гармоничная и яркая личность.

Уверенность в себе очень важна в жизни и влияет на все её сферы. программа тренинга уверенности в себе рассчитана на то, чтобы учащиеся смогли развивать в себе уважение к своей личности, учились ценить себя по достоинству. Уверенность включает в себя стрессоустойчивость, умение контролировать эмоциональное состояние, убедительность речи, энергичность, гармоничность личности, именно поэтому, к уверенным людям всегда все тянутся, так как с ними легко, уютно, комфортно. Тренинг уверенности в себе направлен на снижение уровня личностной и ситуативной тревожности у учащихся, коррекции их самооценки.

Цель тренинга: развить чувство личностной уверенности у учащихся, развить коммуникативные умения. В процессе занятий научить детей эффективному взаимодействию друг с другом.

Развитие в себе волевых качеств;

Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

Развитие способности к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений;

Развитие навыков убедительной речи;

Расширение диапазона творческих способностей;

Аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов;

Обучение участников ориентации в проблеме;

Развитие и расширение навыков принятия решений, нахождение компромисса;

Активизация процесса самопознания.

Отличительные особенности рабочей программы

Данная программа адресована подросткам (7-11 класс), обучающимся в МБОУ СОШ №5, имеющих повышенный или высокий уровень тревожности. Рабочая программа составлена на основе программы ««Развитие чувства уверенности в себе» Ширшовой С.А., представлена в виде подробных сценариев занятий, имеет четкую логику построения, имеет общую гибкую структуру, которая была разработана с учетом возрастных особенностей детей подросткового возраста.

Изменения, внесённые в авторскую программу:

Общее число занятий: 4, один раз в неделю.

Продолжительность занятий 30-40 минут.

Количество детей в группе 6 – 13 человек.

В рабочей программе допускаются изменения в виде замены игр и упражнений, исходя из численности участников.

Срок реализации программы: 1 месяц.

Формы, методы, технологии обучения

Формы организации образовательного процесса:

Традиционная схема (структура) тренингового занятия

В тренинговой практике сложилась своеобразная структура как отдельного тренингового занятия, так и тренинга в целом.

На фоне устойчивой структуры тренингового занятия каждый ведущий имеет свои наработки, которые делают тренинг более совершенным, насыщенным, привлекательным и тому подобное.

Поскольку считаем, что ведущий-новичок должен иметь четкое представление о структуре тренингового занятия (тренинга в целом), которое у него должно сформироваться на основе разных подходов, то полезным будет подать различные подходы (схемы) построения тренингового занятия (тренинга).

В начале занятий ведущий формулирует цель, задачи тренинга и помогает участникам определить собственные цели. Они могут быть:

— осознанными и вербализованными (т. е. выраженными в словах — в устной или письменной форме);

— осознанными, но невербалізованими (не высказанными ни в письменной, ни в устной);

— неосознанными и невербалізованими (на этом фоне, как правило, рождается сопротивление);

— неосознанными, но вербализованными (оговорки).

Цели бывают долгосрочными или стратегическими, среднесрочными или тактическими и краткосрочными — в процессе тренинга.

Проведение тренинга происходит по четко определенной структурой. Типовая структура, цель и задачи тренинга вместе служат основой для составления плана его проведения. Такой план может иметь различные формы (таблица, перечень последовательных действий, схема и др.), но принципиальным является то, и это хорошо стоит усвоить будущему ведущему, что план тренинга нужно составить обязательно. Естественно, это не означает, что тренинг пройдет полностью так, как было запланировано, однако план поможет тренеру придерживаться основных вопросов, которые должны быть проработаны в ходе работы группы, иначе невозможно достичь поставленной цели тренинга. Во время тренинга непременно возникает много второстепенных тем для обсуждения, и каждая из них оказывается более или менее привлекательной для участников. Однако их обработка будет служить другим целям. Тем временем срок занятия будет всплывать, и обязательные вопросы могут остаться нерассмотренными. Поэтому именно заранее составленный план поможет придерживаться выбранной темы и достичь желаемой цели.

В тренинговой практике сложилась структура занятия, которая у разных авторов имеет свои незначительные отличия. Представим различные трактовки структуры (схемы, этапов, частей, фаз) тренингового занятия, которое состоит из следующих частей:

ритуал приветствия позволяет сплачивать участников группы, создавать атмосферу группового доверия и принятия;

разминка настраивает участников на продуктивную групповую деятельность, позволяет установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, снять эмоциональное напряжение. Разминка проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, когда возникает необходимость как-то изменить эмоциональное состояние участников. Упражнения разминок выбираются с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности;

основным содержанием занятия есть совокупность упражнений и приемов, направленных на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, установление взаимоотношений между участниками группы;

рефлексия предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятия;

ритуал прощания способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.

Для углубления представления о структуре тренингового занятия полезным будет ознакомление с такой схемой.

Вводная часть тренинга предусматривает решение таких задач:

— оценка уровня усвоения материала предыдущего тренинга (получение обратной связи). Обычно это происходит в форме опроса (что больше всего запомнилось или понравилось на прошлом тренинге) или проверки домашнего задания;

— актуализация темы текущего тренинга и выявления ожиданий;

— создание доброжелательной и продуктивной атмосферы (этот этап называют общим термином «знакомство»). Он проходит в форме самопрезентации или взаємопрезентації участников тренинга;

— поддержание демократической дисциплины в форме принятия, уточнения или повторения правил группы.

Основная часть тренинга — несколько тематических заданий в сочетании с упражнениями на снятие мышечного и психологического напряжения.

В основной части тренинга иногда выделяют теоретический и практический блоки. Однако это разделение является весьма условным. Ведь знания (как умения и навыки) на тренинге пополняются в процессе выполнения практических заданий (мини-лекции в форме беседы, презентации, взаимообучение, работа в группах).

Заключительная часть тренинга включает:

• получение обратной связи по тематике текущего тренинга;

• релаксацию и процедуры завершения тренинга.

Организация групповой работы осуществляется поэтапно, этапы между собой взаимосвязаны. Г. Смид [119] групповую работу разделил на три этапа:

i этап. Предварительная подготовка, которая включает:

— оценку потребностей, возможностей клиента;

— подготовку проекта групповой работы;

— выбор методов оценки работы группы;

— процедура отбора участников группы;

2 этап. Проведение групповых занятий:

3 этап. Завершение работы:

— проведение итогового анкетирования;

— итоговая оценка результатов;

— подведение итогов встречи группы.

Тренинга присущи определенные атрибуты.

К ним относятся:

— специально оборудованное помещение и коммунальные услуги для тренинга (флипчарт, маркеры и тому подобное);

— атмосфера взаимодействия и общения;

— интерактивные методы обучения;

— структура тренингового занятия;

— оценка эффективности тренинга.

Структура тренингового занятия наиболее информативно раскрыта в следующих фазах, которых придерживаемся в работе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector