Mos220.ru

Онлайн марафоны
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Педагогический тренинг оценка уровня коммуникабельности

Слово педагога

Автор: Гайфутдинова Зарина Равильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Детский сад №1 «БЭЛЭКЭЧ»
Населённый пункт: город Альметьевск
Наименование материала: Педагогический тренинг
Тема: «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями»
Дата публикации: 22.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное Бюджетное Дошкольное образовательное учреждения

«Центр развития ребенка – детский сад №1 «Бэлэкэч»

«Оценка уровня коммуникабельности педагога с

Подготовили и провела:

учреждения «Центр развития ребенка –

детский сад №1 «Бэлэкэч» г. Альметьевска

Гайфутдинова Зарина Равильевна

Ведущий: Уважаемые коллеги как вы считаете кому принадлежит ведущая

роль в организации общения педагога с родителями воспитанников? Конечно

умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в

педагога в сфере общения с родителями воспитанников»

. Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем

нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы

воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет

дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос

хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени

для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно

педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.

Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в

общении с родителями нужно постоянно работать.

Сейчас уважаемые коллеги давайте

музыку, как только музыка остановится , вы встаете в пару с тем , кто

находится рядом с вами.

Психотехническое упражнение «Давление»

партнером, установка на равноправное общение (10 мин).

Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и

ведущим. Задача ведущего — слегка надавить на ладони своего партнера.

партнёра по игре.

Скажите, в какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы

давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони? Возможно Вы не

возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).

Почувствовали ли Вы, на сколько приятнее взаимодействовать на равных, а

психологическому давлению на партнёра по общению (родитель, ребёнок,

коллега) мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И

вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

команде. Каждой команде необходимо проиграть данную ситуацию и найти

выход из создавшейся ситуации. (мама предъявляет претензию, воспитатель

Команды показывают инсценировки.

профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного

учреждения (по- другому — работа сердца и нервов,

ежечасного расходования душевных сил и энергии. Воспитатель в детском

саду находится в постоянном контакте с администрацией ДОУ, коллегами,

детьми и их родителями.

Проблема взаимодействия воспитателя и родителей имеет место быть.

большинство родителей и

состоит в сотрудничестве.

Ведущий: «Правила построения эффективного общения»

в общении существуют

человека закладывается в первые 15 секунд! Для того что бы расположить к

себе человека необходимо применить «Правило трёх плюсов»:

2. Имя собеседника

демонстрировать свою готовность общаться сними. Необходима искренняя,

важный для него звук! Важно использовать имя отчество при приветствии!

ситуации обернулось в нашу пользу! Так же в общении наиболее применим

работы родители особенно

поведения ребёнка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом.

Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно

поведать о проблемных сторонах ребёнка.

Кроме этих приёмов существуют и другие приёмы установления хорошего

контакта с собеседником:

1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный

взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50см до 1,5м). Такая

дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому

собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь —

благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но нельзя

переступать «границы» личного пространства собеседника!

3. Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем

восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед

собой руки и ноги.

5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта

(отсутствие напряжённости в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд

исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

6. Использовать приём присоединения, т. е. найти общее «Я»: «Я сам такой

же. «, «У меня тоже самое. «Как можно реже употреблять местоимение

«Вы»(«Вы сделайте то — то!», «Вы должны это. «) Чаще говорить «Мы все

заинтересованны, что бы наши дети были здоровы, умели., знали.).

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта

и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Манеру одеваться — можно отнести к невербальным средствам общения

Так, строгий стиль в одежде (пиджак и юбка или брюки прямого

покроя) ассоциируются собеседником с высоким статусом партнера по

общению. С низким статусом обычно связывают одежду, которая

придаёт телу мягкие округлые формы (рукав реглан, свитер свободного

покроя, расклешенные юбки и т. д.).

Поэтому очень важно для педагога умение преподнести себя, быть

аккуратно одетым, т. к. его внешний вид одежда, прическа, походка и

даже обувь (туфли, а не домашние тапочки-шлепанцы) важны в

Как правильно вести беседу.

Слушать внимательно и доверительно

Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом,

наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно

услышать максимальное количество информации.

Дать возможность собеседнику высказаться

встречные вопросы с целью помощи высказаться или одобрения точности

Не прерывать высказывания собеседника

прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть

Дайте собеседнику возможность выговориться

Выражайте вашу заинтересованность при помощи поддерживающих

выражений (« Я правильно поняла?», «Я ничего не перепутала?», «Вы

считаете, что…» и т. д.)

Резюмируйте наиболее важные высказывания

Не прерывайте собеседника

Цель: развивать умение доброжелательно общаться с родителями. Задача

сделать комплимент сидящему рядом педагогу

, выступающему в роли

одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент похвала успехов их

Ведущий: Уважаемые педагоги вашему вниманию предлагаются вопросы.

Отвечать нужно быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

Полученные очки суммируются и определяете

коммуникабельности с родителями.

Игра-фантазия «Посылай и воспринимай уверенность».

Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций.

Игра проводится под релаксационную музыку.

— Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…

теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая

звезда. Это ваша звезда, она принадлежит Вам и заботиться о том, что бы вы

были счастливы. Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой

звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою

руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой

свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и

Ваша звезда, испускает во все стороны лучи

ясного теплого света и что этот

свет идёт ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале… Подумайте

обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.

Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой зале : своим

Консультация-тренинг «Общение педагогов и родителей. Приёмы эффективного управления диалогом»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДГ4 в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

— актуализировать существующие проблемы во взаимодействии педагогов с родителями;

— познакомить с приемами бесконфликтного общения;

— содействовать повышению уверенности в себе;

— упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями.

Ход консультации-тренинга:

1. Психологическая разминка «Очень я собой горжусь!» (3 мин)

Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала. Их регулярное выполнение способствует выработке умения контролировать свои эмоции без ущерба для здоровья. Кроме того, при возникновении конфликта благодаря этим упражнениям педагог сохранит спокойствие, обретет способность быстро справляться с негативными эмоциями.

Инструкция. Проговаривая аффирмации, педагоги выполняют следующие действия:

1. «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!» — стоя, свести лопатки и улыбнуться;

2. «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача!» — положить обе ладони на лоб, затем на грудь;

3. «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче!» — потирая ладонь о ладонь;

4. «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего!» — встав на цыпочки, руки поднять над головой и сомкнуть в кольцо;

5. «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу» — погладить себя по голове;

6. «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен — и я прекрасна!» — руки широко развести в стороны.

2. Притча «Страшный сон» (5 мин)

Инструкция: Педагогам предлагается прослушать и обсудить притчу.

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную новость. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев у властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть — ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» — спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

Читать еще:  Общение с клиентами тренинг для сотрудников

Вопросы для обсуждения:

Какое отношение, на ваш взгляд, эта притча имеет к теме нашего консультации-тренинга?

В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов?

Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка — как первый или как второй толкователь?

3. Теоретическая часть. (2 мин)

Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими активными помощниками и единомышленниками. В группе педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени – обучению в школе. Мы часто сетуем на то, что родителям безразличны наши усилия, что они не хотят идти на контакт, что не интересуются жизнью своих детей. А задумывались ли вы когда-нибудь о том, что, возможно, это мы не можем расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в нашей группе было тепло и уютно не только детям, но и их родителям?

Почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, «горы свернуть», а другие, как ни бьются, не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?

Одной из причин является непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и нехватка навыков общения. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью в общении с родителями нужно постоянно работать. Сегодняшний мероприятие как раз мы и посвятим этому вопросу.

4. Диагностика (оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В. Ф. Ряховскому). (10 мин)

5. Психотехническое упражнение «Давление» (5 мин)

Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.

Инструкция: найдите себе пару, встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.

Оцените свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?

-Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас).

Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).

Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будь то родитель, коллега, ребенок, мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

— Присаживайтесь на свои места.

6. Теоретическая часть (7 мин)

Сейчас я предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные – это:

Для того, чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

• Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

• Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

• Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

• Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

• Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

• Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

7. Упражнение «Волшебная шляпа» (10 мин)

Цель: развитие умения доброжелательного общения с родителями. (5 мин)(Участники остаются в кругу)

Инструкция: Я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебная шляпа». Сейчас каждый из вас будет одевать ее на себя и говорить комплимент сидящему от себя справа, как одному из родителей своей группы. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно!».

Ведущий подводит итог: самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

8. Подведение итогов консультации-тренинга (2 мин).

Я надеюсь, что сегодня вы почерпнули что-то интересное для себя, и это что-то поможет вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами.

9. Просмотр мультипликационного фильма «Моя жизнь». (5 мин)

В завершении нашей сегодняшней работы я бы хотела показать вам мультфильм, который называется «Моя жизнь». Мультфильм снят российским режиссером Натальей Березовской в 2000 году. В 2001 году на фестивале анимационного кино в г. Анси (Франция) мультфильм получил награду в номинации «Самый смешной мультфильм в мире». Главный герой — маленький поросенок, который пока еще не знает о сложности и жестокости мира. В ходе обсуждения просмотренного мультфильма участники подводятся к следующему выводу: мультфильм перекликается с притчей «Страшный сон». Представленный в нем детский оптимистический взгляд на жизнь помогает посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, обрести душевное равновесие, избежать конфликтов в общении.

10. Рефлексия. (2 мин)

Уважаемые коллеги, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о нашем консультации-тренинге. Что бы вы хотели пожелать его участникам?

Педагогический тренинг «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями».

Анастасия Борисовна
Педагогический тренинг «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями».

Педагогический тренинг

«Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями».

Цель: развитие безоценочного восприятия партнера по общению.

Методика проведения.

Вниманию педагогов предлагаются несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?

7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

9. Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?

10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — О очков. [/b]

Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.

30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Осенняя фантазия Каждую осень в нашем детском саду проходит выставка «Осенняя фантазия». В ней принимают участие дети, родители, педагоги. Сколько необычных.

Сердечное спасибо. Друзья!Сердечное Вам спасибо!Елене СмирновойИрине Андрунь (Глаголевой)Татьяне Вячеславовне КузьминойОльге МарченкоСветлане.

МБДОУ Детский сад «Радуга»

Москаленский муниципальный район Омская область

Тренинг для педагогов ДОУ «Интерактивные формы работы с родителями. Проблемы, пути решения»

Тренинг для педагогов ДОУ
«Интерактивные формы работы с родителями. Проблемы, пути решения»

Подготовила: Н.В. Янкина,

Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями.

1.Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии

2.Содействовать повышению уверенности в себе;

3.Упражнять начинающих педагогов в построении эффективного общения

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, «горы свернуть», а другие, как ни бьются, не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?

Одной из причин, является непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения. В связи с этим актуальны, и просто необходимы интерактивные мероприятия с педагогами, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями, способствующие также повышению уверенности в себе, объединяющие коллег из разных детских садов.

«Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога» (по В.Ф. Ряховскому).

  1. Игра «Молекулы»
    Цель:
    эмоциональная разрядка, разделение на пары, тройки, пятерки. Объединение трех «пятерок» в два круга.. (2-3 мин)

3.Психотехническое упражнение «Давление».

Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.(10 мин)

Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.

Правила построения эффективного общения:

1.«Правило трех плюсов»

Самые универсальные – это:

2.Приёмы установления хорошего контакта с собеседником:

  • Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но, не следует «сверлить» собеседника взглядом.
  • Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но,непереступать «границы» личногопространствасобеседника!
  • Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
  • Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
  • Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
  • Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

4.Упражнение «Тренировка интонации».
Цель:
осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.

Инструкция:Произнести фразыс оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

Я благодарна Вам за оказанную помощь.

5.Упражнение «Волшебная шляпа».
Цель:
развитие умения доброжелательного общения с родителями.
Инструкция:(Участники в кругу) Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент рядом стоящему, как одному из родителей своей группы. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно!».

6.Упражнение «Самый трудный родитель»
Цель
: осознание эмоционального восприятия роди­телей воспитанников.

Инструкция:Воспитателям предлагается в группах создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у Вас отрицательные чувства.

«Трудные» родители:Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».

Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».

Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение).

Фазы общения

На первой фазе общения с «трудными» родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».

Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.

Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.

Чтобы избежать противостояния с родителями:

  • необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;
  • подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;
  • показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку.

Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.

  • Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).
  • Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.
  • Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не противдруг друга».

7.Упражнение «Решение проблемных ситуаций»

Ситуация1. Мама забирает ребенка из детского сада. У него грязные брюки. Она предъявляет претензию воспитателю.

Ситуация 2. Перед новогодним утренником Маше досталась роль Снежинки, а не Снегурочки. Мама очень возмущена по этому поводу.

8.Упражнение «Объявление»
Цель: упражнение воспитателей в составлении неординарного объявления для родителей.

Инструкция:

Составьте объявление для родителей с просьбой помочь заклеить в группе окна.

Составьте приглашение для родителей на акцию «Мой цветущий детский сад»

9.Обратная связь

Оцените ясность, доступность изложенной информации и возможность практического применения полученных знаний.

Опросник: Оценка коммуникативных навыков

Ниже приведены различные коммуникативные навыки и умения человека вести диалог или переговоры. Вы можете оценить, насколько они справедливы для вас или кого-либо из сотрудников вашей организации, а также попросить знающих вас людей дать стороннюю оценку ваших коммуникативных навыков.

Возможны два варианты организации работы. Эту же анкету, изменив инструкцию, можно использовать для экспертной оценки коммуникативных умений менеджеров. Тогда каждого менеджера должны оценивать, как минимум, 6 экспертов, знающих менеджера по совместной работе не менее 3–6 месяцев. Два человека сверху, от высшего руководства, два — снизу, от подчиненных, и двое со стороны других руководителей. Самые надежные и полезные результаты может дать сопоставление двух методов: анкетирования самих менеджеров и их экспертной оценки.

Если, по мнению заполняющего опросник, оцениваемый человек обладает данным навыком или умением, то необходимо отметить цифру 7, если это не совсем так, — 6 и так до цифры 1, которая означает, что данный аспект в общении полностью отсутствует.

Обработка результатов

Результаты анкетирования обрабатываются с использованием ниже перечисленных шкал, внутри которых определяется среднее значение (из двух вопросов) по каждой шкале в отдельности. В итоге подсчитывается сумма средних набранных баллов по всем шкалам:

  • если сумма меньше или около 30 баллов, то следует обратить внимание на повышение коммуникативной компетентности;
  • от 30 до 60 баллов — следует обратить особое внимание на некоторые неудовлетворительные аспекты общения, так как они могут существенно влиять на эффективность управленческой деятельности;
  • свыше 60 баллов — демонстрирует уверенное владение коммуникативным минимумом.

Шкалы для обработки анкеты по коммуникативному минимуму

Подготовительная фаза

  1. Всегда ли вы планируете результат (цель) предстоящего разговора с человеком, этапы и способы его достижения?
  2. Часто ли вы подбираете для разговора с человеком факты, доводы и аргументы, соответствующие особенностям его личности и профессии?

Контактная фаза

  1. Способны ли вы разговорить, раскрепостить человека, создать у него конструктивный, положительный настрой на предстоящий разговор?
  2. Умеете ли вы по мимике, интонации, позе человека определить его желание продолжать начатый разговор?

Эмоции в разговоре

  1. Если ваш собеседник находится в возбужденном или подавленном состоянии, можете ли вы помочь ему справиться с ним, чтобы оно не мешало разговору?
  2. Если вы сами находитесь в состоянии излишнего эмоционального напряжения, умеете ли вы снизить его, не прерывая разговора с собеседником?

Фаза понимания

  1. Можете ли вы выяснить искреннее отношение человека к интересующей вас теме или проблеме?
  2. Знаете ли вы, какие именно аргументы и факты могут убедить данного конкретного человека принять нужное вам решение?

Фаза убеждения

  1. Умеете ли вы так говорить, чтобы человек воспринимал ваши слова и мысли без внутреннего сопротивления и искажения?
  2. Можете ли вы получить принципиальное согласие человека по интересующему вас вопросу?

Фаза завершения

  1. После окончания диалога говорите ли вы собеседнику о вашем впечатлении от разговора и его результатах?
  2. Если вам нравится, как ведет диалог ваш собеседник, говорите ли вы ему об этом?

Управление разговором

  1. Если какие-то аспекты поведения собеседника вас сильно отвлекают от цели или мешают вам сосредоточиться, можете ли вы скорректировать его поведение, не вызывая при этом у него агрессии?
  2. Умеете ли вы управлять ходом диалога и закончить его в нужный момент?

Методологические основы

Базовый коммуникативный минимум представляет собой перечень требований к практическим и теоретическим знаниям, навыкам и умениям менеджера. Данный коммуникативный минимум может быть определен как стандарт и является основой для оценки (аттестации) коммуникативной компетентности менеджера.

А. Теоретические знания (проверяются на основе опроса в письменной или устной форме):

  1. Физиологические основы и этапы передачи коммуникативного сообщения.
  2. Психофизиологические и психологические особенности восприятия людьми друг друга.
  3. Особенности вербального и невербального поведения людей в процессе коммуникации.
  4. Типы взаимодействия людей в процессе коммуникации.
  5. Особенности влияния субъективных интересов, состояния психологических особенностей человека, его опыта, ожиданий на процесс коммуникации.
  6. Роль и значение эмоций в коммуникации.
  7. Структура и функции коммуникативного акта.
  8. Структура, фазы и задачи ведения диалога.
  9. Структура межличностной коммуникации в организации.

Б. Теоретические знания основных техник коммуникации (проверяются на основе опроса в письменной или устной форме):

  1. Активное и пассивное слушание.
  2. Техника синхронизации, то есть учета состояния и поведения собеседника.
  3. Различные стратегии ведения диалога.
  4. Техника снятия разногласий собеседников: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.
  5. Техники снятия эмоционального напряжения: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.
  6. Техника утверждения: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.
  7. Техника вербализации: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.
  8. Техника вопроса: объяснить смысл, описать правила в условия применения, дать образец.
  9. Техника интерпретации: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.
  10. Техника паузы: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.
  11. Техника связки: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.
  12. Техника поэтапного согласия и т. п.

В. Практические умения (оцениваются экспертами на основе оценки реального общения либо на основе анкетирования):

  1. Умение взять на себя инициативу начала диалога и его ведения.
  2. При установлении контакта с человеком — умение понять, как надо вести себя с ним, что и как говорить данному человеку, уметь раскрепостить, разговорить его, создать у него положительный, конструктивный настрой на предстоящий разговор.
  3. При разговоре с человеком — умение, внимательно слушать его, одновременно наблюдать и учитывать особенности его вербального и невербального поведения.
  4. Умение понять психологические особенности собеседника, определить конгруэнтность его поведения, его желание или нежелание продолжать разговор, его способность (готовность) изменить свою позицию и т. п.
  5. В процессе разговора — умение отобрать, выделить наиболее существенное из всего сказанного собеседником; умение понять его, подчас скрытые, намерения и цели.
  6. При общении с человеком, находящимся в состоянии эмоционального возбуждения — умение скорректировать это состояние до работоспособного уровня, не вызывая у собеседника агрессии.
  7. При наличии или возникновении эмоционального напряжения, мешающего диалогу, — умение выровнять его без снижения темпа и эффективности ведения разговора.
  8. При убеждении человека — умение выяснить его позицию и отношение к теме, цели, обстоятельствам и прочим аспектам разговора; умение найти те аргументы и доводы, которые убедительны именно для данного конкретного человека, умение получить его принципиальное согласие; умение убедительно отказать.
  9. Умение дать собеседнику обратную связь по всем аспектам разговора; умение скорректировать поведение собеседника; умение сказать ему комплимент.
  10. Умение достигать запланированной цели диалога таким образом, чтобы у собеседника сохранялось желание продолжать сотрудничество.
  11. Умение выступить в роли арбитра между конфликтующими сторонами; умение понять их требования; умение найти конструктивную линию взаимодействия всех сторон.
  12. Умение управлять ходом диалога и закончить его в нужный момент.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector