Mos220.ru

Онлайн марафоны
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Педагогическая компетентность тренинг

Семинар-тренинг по развитию профессиональной компетентности педагогов
методическая разработка по психологии по теме

В материале представлен полный конспект готового семинара-тренинга по развитию профессиональной компетентности педагогов

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Развитие профессиональной компетентности педагогов».

Цель: Актуализация профессиональной компетентности педагогов.

1.Раскрыть основные компоненты профессиональной компетентности педагога;

2.Формировать профессиональную мобильность педагогов;

3.Предоставлять условия для самосовершенствования и взаимного обучения, направленные на развитие профессиональной компетенции педагогов.

Участники: воспитатели дошкольных групп, учителя-дефектологи.

Материалы: видео-презентация, компьютер, экран, мешочек, листы А4, ручки, карточки для задания, памятки.

Сообщение цели и задач

Вводное тренинговое задание «Целевое полагание и компетентности».

1.Работа в группах

Инструкция к заданию «Стало известно, что Вас посылают на неслыханно сложное задание связанное с профессиональной деятельностью. Что за задание и куда Вас посылают – неизвестно. В дорогу вам предлагается выбрать пять помощников из числа следующих лиц».

• Учитель сельской местности, 37 лет

• Домохозяйка с 2 детьми, 24 года

• Нейрохирург, 40 лет

• Африканский студент, 19 лет

• Дама, хозяйка салона 62 года

• Депутат парламента, 53 года

• Пастух овец 45 лет

• Стюардесса, 27 лет

Участники обсуждают свой выбор в группах, аргументируют в открытой защите перед аудиторией. Что явилось критерием выбора помощников?

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что двигаться вперед без осознания цели невозможно. Так же как и в путешествии, в профессиональной сфере необходимо знать цель. Цели бывают глобальные и локальные. Локальные цели мы формулируем на каждый день, глобальные же цели представляют для нас ориентир, к которому мы стремимся. Компетентностное образование, которое в современной науке претендует на роль концептуальной основы, проводимой в сфере образования выступает перед нами глобальной целью процесса образования.Профессионализм и компетентность являются основными ориентирами нашего выбора.

2. Ассоциативный кластер «Профессиональная компетентность », обзор представленных компетенций.

3. Презентация «Профессиональные компетентности педагога».

4. Игра «Качества» — необходимо написать 2 качества, которые профессионально проявляются в повседневной работе воспитателя. Затем эти качества складываются в мешочек. Каждый воспитатель берёт качество по одному из мешочка и говорит когда в его профессиональной деятельности проявляется данное качество, если педагог считает, что у него нет данного качества, тогда он может отдать его тому педагогу, у которого оно есть.

5. Решение практических педагогических ситуаций.

Катя (6 лет) играла со своей любимой игрушкой – плюшевым мишкой.Руслан (7 лет) захотел обратить внимание девочки на себя, потянул мишку за лапу и оторвал ее. Катя заплакала, стукнула Руслана медведем по голове, потом прижала игрушку к себе, отошла в сторону и расплакалась.

Воспитатель отругала Руслана, стала стыдить его при детях. Забрала медведя у Кати, чтобы Руслан с мамой (няней) пришили лапу. При этом успокаивая Катю, сказала:« Не плачь, Катюша! Вот какие у нас мальчики, не могут дружно играть с девочками».

Стратегия доминирования сводится к четкой регламентации поведения детей в конфликте, жесткой оценке их действий и поступков; предполагает возложение педагогом ответственности за происходящее на себя, а также единоличное принятие им способа решения трудной ситуации в отношениях между детьми.

Доминирование педагога – наиболее приемлемый способ поведения в конфликте, когда:

  • Педагог обладает достаточным авторитетом для принятия решения и предполагаемое им решение наилучшее;
  • Исход ситуации очень важен для самого педагога;
  • Есть угроза психическому и физическому здоровью детей, когда жизненный опыт, компетентность педагога позволяют ему незамедлительно принять решение.

Сережа и Леша дерутся из-за машинки. Леша отнимает машинку и, не обращая внимания на слезы Сережи, возит ее по комнате.

— Какая отличная машинка! Тебе она очень нравится, правда? Тебе нравится быть шофером? – спрашивает воспитатель у Леши.

Мальчик охотно соглашается.

— А ты знаешь, что Сереже тоже нравится эта машинка? Он смотрит на тебя и мечтает играть с нею, как ты. Ему даже больше хочется, чем тебе, потому что ты уже поиграл с нею, а он еще нет. Он очень обрадуется, если ты дашь ему машинку! А сейчас видишь, как ему обидно! Представь себе, что у тебя кто-нибудь отнял эту машинку. Ведь ты бы очень расстроился. Вот и он тоже. Давай сделаем его счастливым.

Посмотрим, как он удивится и обрадуется. Договоримся так: ты еще три раза покатаешь машинку по комнате туда-сюда, а потом дашь ее Сереже.

Леша внимательно слушал воспитателя, перевел взгляд с машинки на Сережу и охотно согласился с предложением воспитателя. Он поиграл с машинкой и отдал Сереже. Тот счастливо улыбнулся и сказал: «Спасибо!»

Стратегия сотрудничества строится на совместном с детьми поиске конструктивных способов разрешения конфликтов. В этом случае отмечается позитивное восприятие педагогом обеих конфликтующих сторон, признание им права ребенка «быть другим», терпимость по отношению к детям и их поступкам. Педагог в данном случае обращается к собственному опыту дошкольников, снимая тем самым эмоциональную напряженность (скрытую или явную): направляет усилия конфликтующих детей на поиск и самостоятельное решение трудной жизненной ситуации.

Открытое обсуждение на равных возникших проблем играет действенную роль в предупреждении и разрешении конфликтов. В конфликтных ситуациях возможность сотрудничества появляется в тех ситуациях, когда:

  • Решение проблемы очень важно для обеих конфликтующих сторон;
  • Есть время обсудить сложившуюся ситуацию, причины ее возникновения, выработать альтернативные варианты решения конфликта.

Мальчики (6 лет) решили играть в моряков. Построили корабль. Саша и Максим изъявили желание быть его капитанами. Возник спор между мальчиками, поскольку каждый захотел надеть фуражку капитана, взять бинокль, компас в руки, крутить штурвал.

Воспитатель предлагает Саше быть первым капитаном, Максиму – вторым. Одному капитану дает бинокль, фуражку, другому – штурвал и компас. При этом объясняет их основные обязанности. Конфликт исчерпан, игра продолжается.

Стратегия компромисса строится на двусторонних уступках. Часто компромисс служит лишь временным выходом из конфликтной ситуации.

К компромиссу обращаются в тех случаях, когда:

  • Другие стратегии оказались неэффективными;
  • Необходимо быстро решить спорную ситуацию;
  • Устраивает временное решение;
  • Дети на личном примере воспитателя учатся согласовывать свои интересы с желаниями другого.

Наташа (6 лет) и Оля (5 лет) решили играть в семью. Им обеим нравится одна и та же кукла. Обе хотят быть ее мамой. Выхватывают друг у друга коляску с куклой-дочкой.

Воспитатель, увидев это, предлагает Наташе (более спокойной и покладистой девочке) роль бабушки. Девочка соглашается. Тем самым конфликт разрешается.

Стратегия приспособления отличается стремлением воспитателя смягчить, сгладить острую конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях детей друг с другом. Она предполагает адаптацию воспитателя к личностным характеристикам участников конфликта, принятие их такими, какие они есть ( н-р, гиперактивные или, склонные к невротическим проявлениям).

К данной стратегии поведения в конфликте воспитатель обращается, когда:

  • Хочет сохранить положительные отношения в группе;
  • Немедленно решить проблему невозможно, он хочет добиться окончательного позитивного ее решения в дальнейшем;
  • Хочет научить ребенка уступать сверстнику.

Стратегия приспособления неприемлема в тех ситуациях, когда конфликтующие дети охвачены чувством обиды и раздражения, настроены негативно к партнеру по общению, их интересы и цели не поддаются сглаживанию.

Дети подготовительной группы вышли на прогулку. Несколько человек сразу побежали на качели. Все хотят качаться, но никто не хочет уступать сверстнику.

Воспитатель намеренно не вмешивается в спор между детьми. Тогда Аня (7 лет) предлагает другим детям: «Давайте я посчитаю и тот, кто первым выйдет, тот и будет качаться первым». Так первым стал качаться Илья, а за ним и все остальные дети.

Стратегия избегания заключается в сознательном уходе воспитателя от конфронтации и может быть выражена в различных неожиданных реакциях – шутке, демонстративном молчании, умении что-то «не заметить», переключить внимание ссорящихся детей на другой предмет и т.д. Такая линия поведения оправдана при незначительных конфликтах детей со сверстниками, эмоциональных срывах, неумении ребенка владеть собой.

Выбор такой стратегии оптимален, когда:

  • Конфликтная ситуация не является острой, не требует безотлагательного решения;
  • Воспитатель уверен в самостоятельном решении детьми спорной ситуации;
  • Немедленное обсуждение конфликта может привести к его обострению.

Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

Галина Фарафонова
Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

Психологическое вхождение.

Умение эффективно общаться — это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и мечты.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?». Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Все в твоих руках.

Умение общаться — это искусство слушать и слышать, искусство видеть и чувствовать, умение понять собеседника и донести до него свои мысли.

-Уважаемые коллеги! Наш сегодняшний тренинг я предлагаю посвятить совершенствованию навыков общения. Для того чтобы наше общение было эффективным, предлагаю в процессе общения придерживаться таких правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего.

3. Уважать мнение друг друга.

4. Я – высказывание.

5. Безоценочность суждений.

2. Знакомство по новому.

Упражнение «Моё имя»

В тренинге нам предоставляется шикарная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, – выбрать себе имя. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы – и ведущие тоже – в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

Участники подписывают бейджики.

— А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена:

Участники сидят в кругу. Необходимо назвать свое имя и на начальную букву своего имени придумать прилагательное. Следующий участник должен повторить предыдущее имя участника и его прилагательное, а также назвать собственные, и так далее.

Упражнение «Выбор траектории»

Эта разминочная игра также может быть отнесена к необычным способам поведенческой психодиагностики. Она может служить прологом к психотехникам, ориентированным на развитие умений осознавать собственные предпочтения и склонности.

Ведущий включает фоновую музыку (среднего темпа) и дает следующую инструкцию:

— У многих людей есть привычка, размышляя над решением какой-либо сложной задачи, двигаться по замкнутой траектории. Кто-то движется по кругу. (показывает, кто-то предпочитает ходить, совершая более резкие повороты, т. е. описывая квадрат или прямоугольник. (показывает, кто-то – как будто шагает вдоль сторон треугольника. (показывает). И наконец, встречаются люди, которые, размышляя, движутся по траектории, которую мы называем зигзагом. (показывает). У вас есть несколько минут для того, чтобы подвигаться но комнате, опробуя все эти траектории. Можно уменьшать или увеличивать размеры описываемых фигур по вашему желанию.

Участники начинают двигаться по комнате под музыку (разумеется, это упражнение применимо только в том случае, если позволяют размеры помещения). Ведущий мягко пресекает разговоры: нужно, чтобы каждый сумел настроиться на свои внутренние ощущения. Пяти-семи минут обычно достаточно для того, чтобы каждый определился в своем выборе. Ведущий предлагает участникам группы разделиться: «круги», «квадраты», «треугольники» и «зигзаги» занимают разные углы помещения.

— А теперь посмотрите, кто еще оказался в одной группе с вами? Кто так же, как и вы, предпочитает именно эту фигуру? Видимо, что-то объединяет вас, видимо, есть в вас нечто схожее, раз ваши вкусы в отношении этой геометрической фигуры совпадают. Обсудите в группах, в чем сходство между вами – людьми, выбравшими круг, квадрат, треугольник или зигзаг. Почему именно эта фигура оказалась для вас наиболее симпатичной?

Читать еще:  Тренинги взаимоотношения мужчины и женщины

После пятиминутного обсуждения каждая группа представляет свое обоснование сделанного выбора. Участники объясняют, чем выбранная фигура предпочтительнее остальных и как можно охарактеризовать людей, выбирающих эту фигуру. Выслушав каждую группу, ведущий может предложить сравнить точки зрения группы с мнением психологов, работающих в таком направлении, как психогеометрия*.

4. Основная часть

Упражнение имеет широкий диапазон задач: отработать навыки поведения в дискуссии, умения вести диспут, быть убедительным, изучить на конкретном материале динамику группового спора, открыть для себя традиционные ошибки, совершаемые людьми в полемике, потренировать способности выделять главное и отсеивать «шелуху», видеть существенные признаки предметов, научиться осознавать стратегические цели и именно им подчинять тактические шаги.

-Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара, большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно из-за поломки основных навигаторских приборов. Но, примерно, вы находитесь на расстоянии 1000км от ближайшего берега. У вас есть прочный надувной плот с веслами, а также и несколько коробочек спичек. Помимо этого осталось еще 15 предметов, которые вам необходимо классифицировать по степени их важности. Вот эти предметы:

1. зеркало для бритья;

2. канистра с водой;

3. противомоскитная сетка;

4. одна коробка армейского рациона;

5. карта тихого океана;

6. спасательная подушка, связанная с береговой охраной;

7. канистра с 8 литрами бензина;

8. маленький транзисторный радиоприемник;

9. репелленты (средство для отпугивания акул);

10. бутылка рома;

11. две коробки шоколада;

12.2м. нейлонового каната (удерживать другие предметы);

13. рыболовная снасть;

Обсуждение: Когда легче было работать: одному, в малой группе, всем вместе? Учли ли ваши интересы в ходе общей дискуссии?

Упражнение «Идеальное общение — кто вы?»

Участники садятся в круг.

Инструкция: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон».

Тренер раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, тренер тоже принимает участие в упражнении).

«Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?»

Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.

5. Упражнение «Хорошие и плохие поступки»

Описание упражнения. Участников делят на две команды, случайным образом. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды — написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой — написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.

Обсуждение. Каждая команда представляет свои темы. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.

Психологический смысл упражнения. Осознание педагогами связи между поступками и самоуважением. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.

5. Релаксация.

Игра-активатор “Друг к дружке”

Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.

Педагогическая компетентность тренинг

Автор: Лютостанская Варвара Витальевна

Организация: МБДОУ «ДС №74 «Земляничка»

Населенный пункт: Красноярский край, г. Норильск

Специфика деятельности по психологическому сопровождению молодых специалистов заключается в работе на формирование позитивной установки на преодоление трудностей, развитие чувства востребованности и социальной защищенности, освоение ими основ саморегуляции. Для решения этих вопросов, наиболее эффективным будет использование активных форм работы, которые позволяют воспитателю, в ситуации здесь и сейчас определить свои проблемы, отрефлексировать их и, получив помощь и поддержку, найти способы их устранению.

Цель: стабилизация благополучного психоэмоционального состояния молодых педагогов.

  • повышение профессиональной компетентности;
  • повышение психологической готовности к принятию профессиональной деятельности;
  • углубление знаний о способах и приемах сохранения психологического здо­ровья, обучение снятию эмоционального напряжения;
  • развитие профессионально значимых качеств личности, навыков самопозна­ния и рефлексии;
  • формирование внутренней позиции успешного педагога.

Целевая группа: молодые педагоги дошкольных организаций.

Количество человек: 5.

Продолжительность игрового тренинга: 1 ч 30 мин.

Используемые методы: метод словесного изложения, метод демонстрации, репродуктивный метод, беседа, упражнения, метод эмоционального стимулирования, работа под руководством, рефлексия.

Материалы: гуашь, кисточки, листы формата АЗ, бумага для записей, ручки.

Ход тренинга

1. Введение в проблему

«Здравствуйте, коллеги! Все вы по­нимаете, что с выходом на работу любой человек испытывает не­который дискомфорт и напряжение, связанные с адаптацией к новому месту, незнакомому коллективу и т. д. У ребенка период адаптации к детскому саду составляет от 10 до 90 дней. Взрослому человеку для адаптации к новой работе нужен минимум месяц.

Цель нашей встречи — помочь вам адаптироваться к новой роли и повысить свой профессионализм.

2. Выполнение рисунка «Я — воспитатель»

Цель: облегчить понимание актуального эмоционального состояния педагога, его отношения к работе в настоящее время, включая удовлетворенность ею и возникновение проблем.

Инструкция. Участникам раздают чистые листы, гуашь и кисточ­ки и предлагают в течение одной минуты подумать над тем, что они могли бы нарисовать по теме «Я — воспитатель». По завершении данной работы каждый педагог рассказывает о своем рисунке, объясняя, почему изобразил именно это.

Педагог-психолог интерпретирует рисунки по следующим кри­териям (можно использовать пояснения к любой методике):

  • цвет;
  • размер;
  • детали;
  • целостность созданного образа;
  • главный и второстепенные герои;
  • наличие активности в рисунке;
  • роль педагога с точки зрения автора рисунка;
  • взаимоотношения между героями и т. п.

3. Беседа о соответствии первоначальных представлений о работе действительности

Цель: отследить динамику представлений педагога о своей работе.

  • как вы представляли себе работу поначалу;
  • что оказалось не таким, как вы себе представляли;
  • как вы представляете себе эту работу сейчас;
  • что вам кажется сложным;
  • что для вас оказалось самым легким;
  • что вам доставляет наибольшее удовольствие в работе;
  • хочется ли вам сейчас работать воспитателем?

4. Создание образа идеального воспитателя

Цель: составить коллективный список качеств, присущих идеалу воспитателя.

Инструкция. Педагогам предлагается ответить, на вопросы:

  • каков в вашем представлении идеальный воспитатель;
  • какими качествами он должен обладать?

Свои представления участники тезисно излагают на бумаге, по­сле чего проводится обсуждение индивидуальных списков и со­ставление общего.

5. Упражнение «Какое качество важнее?»

Цели: сформировать у участников более глубокое представле­ние о личностных качествах педагога, стимулировать их к рефлек­сии собственных качеств.

Инструкция. Участникам последовательно предъявляются ли­сты с написанными на них тремя положительными качествами:

  • мудрость, надежность, настойчивость;
  • активность, бескорыстие, вежливость;
  • сила воли, скромность, смелость;
  • самозабвенность, тактичность, терпеливость;
  • гордость, гибкость, доброжелательность;
  • невозмутимость, обаяние, общительность.

Задача — в каждой строке определить самое важное качество и обосновать свое решение. По окончании упражнения проводит­ся обсуждение.

6. Упражнение «Мои профессиональные качества»

Цели: стимулировать участников к рефлексии своих личност­ных качеств, ресурсов и ограничений; составить план профессио­нального самосовершенствования.

Инструкция педагога-психолога: «Стремитесь ли вы стать иде­альным воспитателем? Имеются ли в вашем окружении воспитате­ли, на которых вам хотелось бы равняться? Как вы думаете, можно ли этого добиться, или с этим надо родиться?

Подчеркните в описании вашего «идеала» те качества, которы­ми вы обладаете сейчас, развитие в себе остальных качеств будет являться вашей целью.

Теперь разделите лист бумаги на две колонки: в первой укажи­те те качества, которые вам помогают в профессиональной дея­тельности, во второй — те, которые мешают.

Внимательно посмотрите на качества, которые вам необходи­мо развить, для того чтобы приблизиться к идеалу. Выберите из них три главных, первостепенных для вас.

Теперь надо разработать план по достижению намеченных це­лей по схеме:

  • сама цель;
  • мероприятия по ее достижению;
  • факторы, которые будут способствовать (в том числе лич­ностные особенности) или препятствовать достижению цели;
  • сроки реализации;
  • способы контроля или факторы продвижения к цели.

Дома составьте план достижения трех целей (план выработки у себя профессиональных качеств)».

Работа с рисунком «Я — воспитатель»

Цель: преобразовать себя на символическом уровне в идеаль­ного воспитателя.

Инструкция педагога-психолога: «Теперь, когда вы представляе­те себе, каким воспитателем хотите стать, пришел черед выпол­нить заключительное задание. Подумайте и сделайте со своим ри­сунком что-то, для того чтобы он стал называться «Я — идеальный воспитатель». Расскажите, что именно вы дорисовали и почему. Подпишите рисунок словами «Я — идеальный воспитатель»».

Комментарий. Люди с завышенной самооценкой часто почти ничего не меняют на этом листе бумаги. В данном случае педагог- психолог может намекнуть, что всегда есть, куда расти. Также мож­но обратить внимание участников на те качества, которые они вы­брали в портрете идеального воспитателя в качестве целей для саморазвития (см. упражнение б), и отразить их в рисунке.

Цель: обучить педагогов снятию эмоционального напряжения и мышечных зажимов.

На этом этапе педагог-психолог может познакомить молодых специалистов с упражнениями на релаксацию.

1) Релаксация «Воздушный шарик».

Инструкция : «Примите удобную позу, закрой­те глаза, дышите глубоко и ровно. Сейчас мы будем учиться рассла­бляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко и чув­ствуете, как он надувается. Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание и не спеша сосчитайте про себя до пяти, после чего начинайте мед­ленно и спокойно выдыхать. Шарик сдувается. А потом надувается вновь. Сделайте так пять-шесть раз, затем медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две минуты».

2) Релаксация «Абажур».

Инструкция «Представьте себе, что у вас внутри, на уровне груди, горит яркая лампа, покрытая абажуром. Когда свет идет вниз, вам тепло, спокойно и комфортно. Но когда вы начинаете нервничать, абажур поворачивается лампой вверх. Резкий свет бьет в глаза, слепит, вам становится жарко и неком­фортно.

Вообразили себе такую ситуацию? А теперь надо осознать, что в ваших силах ее исправить. Представьте, что абажур медленно и плавно поворачивается вниз, принимает нормальное положе­ние. Слепящий свет исчезает, вам вновь становится тепло, уютно и комфортно. »

Вопросы для обсуждения:

  • Насколько детально вам удалось представить описываемую ситуацию?
  • Как менялось ваше состояние по мере того, как вы мысленно поворачивали абажур?
  • Где и как в реальной жизни можно использовать такой прием саморегуляции?
Читать еще:  Тренинг для молодежи

Цель: подвести итоги тренинга: установить обратную связь с участниками.

Вопросы для обсуждения:

  • Какое у вас сейчас настроение, что вы чувствуете?
  • Какие упражнения вам запомнились, что заставило вас задуматься?
  • Считаете ли вы эти упражнения полезными?
  • Какие открытия вы сделали о себе или о других?
  • Какие темы вы предложили бы для следующих встреч?

Занятие для педагогов-воспитателей с элементами тренинга «Коммуникативная компетентность педагога- воспитателя»

Содержимое публикации

Дзинзус Ольга Ильинична

ГУ ЛНР « Ясли-сад № 121» г. Луганск

Занятие для педагогов-воспитателей с элементами тренинга

« Коммуникативная компетентность педагога- воспитателя»

Цель: совершенствование коммуникативной компетентности воспитателя,

Развитие способности в установлении психологического контакта в общении.

Знакомство с техниками защиты при вербальной агрессии.

Совершенствование навыка активного слушания.

Создание атмосферы доброжелательности в коллективе.

Установление правил работы в группе. Ожидания от занятия.

Упражнение –установление контакта. Если бы на земле исчезли люди, кем или чем бы вы стали ( стихия, предмет, животное, произведение искусства и т.д.)

Предлагаю Вам в начале занятия немного порисовать.

Упражнение « Рисунок по кругу».

На листе бумаги Вы начинаете рисовать любой рисунок, после моего хлопка рисунок нужно передать соседу слева( в свою очередь сосед тоже передает свой рисунок сидящему слева). Соответственно к Вам попадает в руки начатый рисунок соседа справа. Необходимо продолжить полученный рисунок по своему усмотрению. На каждый хлопок листы с рисунками передвигаются влево. Упражнение заканчивается, когда Ваш рисунок попадет к Вам.

Достаточно трудно понять задумку рисунка другого человека. Для того ,чтобы понять, что у человека на уме, что в душе с ним необходимо общаться.

Общение- это особенный процесс взаимодействия между людьми, который осуществляется с помощью вербальных и невербальными способов.

Вербальными способами коммуникации являются слова. Невербальными- поза, мимика, жесты, интонация, использование пауз, смеха, покашливаний.

По оценкам исследователей лишь 7% содержания сообщения передается вербально, все остальное невербально.

Остановим немного подробнее на этих 7%.

Нужно сказать, что в педагогике процесс общения является центральной проблемой. Процесс общения требует от воспитателя особенных знаний и умений. Много педагогических ошибок связано с неумением увидеть в поступках взрослых и детей настоящих мотивов и потребностей. Таким образом общение начинается с восприятия. Хорошо ли оно у нас развито. Предлагаю Вам ответить на ряд вопросов.

Тест « Активное восприятие»

Правда ли в Шотландии проживает мужчина, которому закон разрешил жениться на сестре своей вдовы?( нет, если у человека есть вдова- он умер)

Как правильно сказать: « Девять и пять равняется 13» или « Девять и пять будет 13»?( 9 и 5 будет 14)

Сколько зверей каждого вида Моисей взял с собой на ковчег? ( Моисей никого не брал, Это сделал Ной)

Каждый вопрос хотелось переспросить и уточнить. Быть внимательным, значит активно слушать. Предлагаю сформулировать несколько правил активного слушания, которыми Вы , наверняка, пользуетесь.:

Во время разговора смотрите собеседнику в глаза, но не постоянно, а периодически, чтобы удерживать контакт.

Никогда не заканчивайте предложение вместо собеседника

Повторяйте последние слова собеседника

Отвечая, старайтесь дать понять, что вы услышали собеседника: « Да, я вас понял…»

Задавайте вопросы, если что-то не поняли

Держите паузу перед ответом, это свидетельствует о том, что Вы хорошо обдумали ответ

И от правил активного слушания перейдем к наполнению нашей речи. Как вы думаете какое слово наиболее ласкает наш слух? Имя- правильно. Если Вы хотите быть услышанным, то нужно обращаться к личности, в чем бы ни состоял предмет разговора. А личность- это имя, в первую очередь, любимый звук его обладателя.

Однажды инженер-электрик Владимир Санжаревский соединил микрофон с мембраной через каскад усилителей. На мембрану он высыпал металлический порошок и стал в микрофон несколько раз подряд произносить имена. Владимир увидел, что одному и тому же имени на мембране всегда соответствует строго определенный рисунок!

Подобный процесс происходит в нашей голове. Когда мы слышим свое имя , то набор его звуков приводит в возбуждение одни и те же структуры головного мозга. Звуки нашего имени- вот первое, что запечатлевает наша память, именно они являются на протяжении всей жизни самыми легко распознаваемыми среди других звуков.

Хотелось бы сказать об еще одном феномене наполнения нашей речи. Назовем его условно « Плюс на минус дает минус»

В один поселок отправилась группа психологов, выяснить почему в тем такое множество самоубийств. При общении с жителями ничего особенного найти не удалось. Условия жизни были вполне нормальными, ничего странного в поведении погибших не припоминали. Большинство жителей работало на заводе, расположенном за поселком. Специалисты прибыли туда, но и там тоже ничего подозрительного. Условия вполне сносные, оплата высокая, кандидатов в рабочие хоть отбавляй. Даже текучесть кадров минимальная…Ну прямо волшебство какое-то! Разочарованные неудачными поисками, эксперты возвращались вечером в поселок. Тропинка шла по живописному месту вдоль склона холма и на одном участке ныряла в освещенный тоннель. Примерно посередине его, по правой стороне стены, была огромная замурованная дверь с красной, бросающейся в глаза надписью : « ВЫХОДА НЕТ!». Люди, пришедшие в поисках ответа, остановились, как по команде. Ответ был перед ними, Каждый, казалось, представлял в тот момент, как из года в год, каждый день встречались с этой надписью глаза погибших…Конечно, причины, вызывающие в человеке тоску и депрессию могут быть различными: от банальных, типа ссоры или гриппа, до чего-нибудь посерьезнее. Но дело то в том, что на каком-нибудь мрачном эмоциональном фоне , зловещая фраза : « Выхода нет», могла стать, что называется, последней каплей. Табличку сняли и проблема ушла вместе с ней. Неужели, скажете вы, два этих слова могли стать чьим-то приговором. В лондонском метро, тоже об этом думали и заменили все таблички « НЕТ ВЫХОДА» на « ВЫХОД РЯДОМ», чтобы не провоцировать отчаяния обездоленных людей. А кто из нас, скажите, не чувствует себя порой обездоленным?

Еще один пример . Пытаясь примириться, один человек говорит другому: « я не хочу, чтобы наши отношения были испорчены…» Во фразе частица « не» не в силах перевесить глагол « Хочу», который так и настаивает на желании несмотря на искреннюю мимику и тон. Лучше сказать что-то вроде : Я хочу восстановить наши отношения».

Головной мозг человека устроен так, что он более чувствителен к негативной информации, в силу многократного численного преобладания центров тревоги, боли и неудовольствия над центрами наслаждения и радости. Именно поэтому люди доверяют негативной информации больше, чем позитивной. Вызвать у человека агрессию или разозлить его гораздо проще , чем рассмешить.

Вышесказанное призвано показать силу всего негативного, и даже арифметика с юмором согласится, что минусы всегда берут над плюсами верх. Минусы, даже в скобках, не утрачивают своего яда, а их разрушительная сила поистине грандиозна.

Многих минусов- обид, конфликтов, конфронтаций можно избежать, если вовремя остановиться.

Предлагаю проиграть несколько ситуаций в парах:

Задача -вывести из состояния равновесия своего собеседника.

Ситуация 1. Ваша смена в саду закончилась, а ваша напарница никак не приходит

Ситуация 2. Вам необходимо было совместно выполнить работу, но ваш напарник опоздал на 40 минут и вам пришлось все делать одному.

Ситуация 3 Ваш руководитель отчитал вас за неверно выполненный отчет. Отчет готовил ваш коллега и в его части работы допущены неточности.

Если кто-то нарочно хочет вас зацепить, можно ответить: « мне жаль, что у вас плохое настроение, но у меня нет желания с вами ругаться»

Предлагаю вам варианты психотехник защиты при вербальной агрессии.

Психотехника « Внешнее согласие»

Принцип: необходимо согласиться с чем либо в высказывании собеседника.

Пример: « Я тоже считаю, что нам нужно обговорить эту проблему», « Меня это тоже беспокоит», « Согласна, что это неприятно»,

Преимущество техники: людям приятно, что с ними соглашаются. Собеседник чувствует, что вы настроены слушать его. Решение проблемы переходит из эмоционального русла в когнитивное.

Психотехника « Да, я такой и мне уже поздно меняться»

Принцип: вы сообщаете вашему собеседнику, что то, в чем вы его обвиняете, свойственно его личности.

Пример: « Я всегда опаздываю, мне нравится чувствовать себя не привязанным ко времени, это дает мне чувство свободы. Я такой»

Преимущества техники: используется вовремя грубых нападок, которые затрагивают вашу личность, обезоруживает аппонента.

Ограниченность техники: заводит аппонента в глухой угол, чем вызывает раздражение.

Психотехника « Испорченная пластинка»

Принцип: в ответ на претензии собеседника и его обвинения несколько раз повторить одну фразу, пока собеседник не исчерпает свои силы.

Пример : « Такого больше никогда не повторится», « я подумаю про это», « я вас понял», « я не могу сейчас обсуждать это»

Преимущества техники: использование этой техники позволяет сэкономить эмоциональные ресурсы, конфликт при этом не усиливается.

Психотехника « Бесконечное уточнение»

В ответ на критику, вы предлагаете апполненту бесконечное множество уточняющих вопросов.

Например « Извитине, что Вы имеете в виду?», « Что бы вы посоветовали сделать?»

Преимущества техники: использование техники дает возможность узнать про позицию аппонента, снижает эмоциональное напряжение, дает время на размышления о том, как отреагировать на критику.

Упражнение « Нарисуй числа частями тела»

2- правым плечом,

6- локтем правой руки,

7- локтем левой руки,

Сегодня мы с вами дружно работали в коллективе. Предлагаю вам пройти проективный тест « Умеете ли Вы работать в коллективе.

Тест Геометрическая картина мира ( Королева Злата « Говорящий» рисунок: 100 графических тестов.- Екатеринбург: У- Фактория.- 2005.)

ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

Умеете ли вы работать в коллективе

Посмотрите на композицию, составленную из четырех геометрических фигур и одной произвольной. Вы должны закрасить одну фигуру, часть фигуры или несколько та­ким образом, чтобы рисунок приобрел законченность.

Каждая из представленных в тесте фигур является символом, который можно и нужно расшифровать. Остановимся на каждой фигуре в отдельности.

КРУГ — это ваша коммуникабельность, способность идти на компромисс, умение сглаживать острые углы. Если вы ЗАКРАСИЛИ ТОЛЬКО КРУГ, то вас можно назвать прекрасным исполнителем, идеальным подчиненным, вы умеете работать в любом коллективе и ладить практически со всеми людьми.

КВАДРАТ — это ваша твердость и принципиальность, умение настоять на своем, способность к принятию решений. Если вы ЗАКРАСИЛИ ТОЛЬКО КВАДРАТ, то это значит, что вы сможете довести до конца любое дело и выполнить самую трудную работу. Вы трудолюбивы и прилежны.

ОВАЛ — это гибкость вашего мышления, инициативность, умение улавливать новые тенденции и веяния, способность к анализу. Если вы ВЫДЕЛИЛИ ТОЛЬКО ОВАЛ, то это говорит о вашем желании играть в коллективе лидирующую роль, вы просто не можете удовлетвориться ролью прилежного исполнителя, вам необходимо чувствовать себя впереди всех, и вы действительно стоите на шаг впереди своих коллег.

ПРОИЗВОЛЬНАЯ ФИГУРА — это ваше творческое начало, бунтарство, стремление разрушить старое и создать новое. Если вы ЗАКРАСИЛИ ТОЛЬКО ЭТУ ФИГУРУ, то вас можно назвать бунтарем и выскочкой, вы будете работать в коллективе только в том случае, если ваш руководитель заслужит ваше искреннее восхищение и уважение. Вы не признаете общепринятые авторитеты, вы сами их устанавливаете.

САМАЯ БОЛЬШАЯ ФИГУРА, ПРЯМОУГОЛЬНИК, — это коллектив, в который вы умещаетесь или нет. Если вы частично закрасили одну (две, три или все) фигуры таким образом, что ЗАКРАШЕННЫЕ ЧАСТИ ОКАЗАЛИСЬ В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ, а за его пределами фигуры остались незакрашенными, то это говорит о вашей исполнительности. Вы любите и умеете работать в коллективе, хотя при необходимости могли бы работать и самостоятельно.

Читать еще:  Тренинг сценарий жизни

Если вы ЗАКРАСИЛИ ВЕСЬ ПРЯМОУГОЛЬНИК, оставив незакрашенными только «наползающие» на него фигуры, то это говорит о том, что вы не способны проявить инициативу ни в чем, вы несамостоятельны, и коллективный труд для вас единственно приемлемый способ работы. Вы нуждаетесь в руководителе, как овца нуждается в пастухе. Вы по жизни ведомый.

Обратная связь. Впечатления о занятии.

Программа и содержание тренинга коммуникативной компетентности

Цель тренинга: Повышение эффективности взаимодействия с деловыми партнерами. Задачи:

1) Освоение концепции коммуникативной компетентности;

2) Отработка навыков активного слушания:

  • формулирование правильных вопросов
  • «малого разговора»
  • уточнения и побуждения к развертыванию ответа
  • перефразирования
  • интерпретации

3) Отработка одной из техник снижения эмоционального напряжения – вербализации эмоциональных состояний;

4) Отработка навыков вступления в контакт с использованием располагающих к контакту невербальных сигналов.

Количество участников: 10 – 12 человек

Продолжительность тренинга: 2 дня (16 часов)

10.00 – 11.10 Знакомство, правила

Цель для участников: узнать имена друг друга и получить первое представление о личностных качествах каждого.

Дополнительная цель тренера: произвести первую приблизительную диагностику коммуникативных умений участников и их личностных качеств.

Тренер занимает в кругу то место, которое удобно для него.

Тренер произносит: «Итак, давайте начнем. Наш тренинг называется «тренинг коммуникативной компетентности». Каждый из присутствующих должен назвать свое имя. А после этого скажет, что в нем или его личности помогает ему в деловом общении с другими людьми, а что мешает. При этом важно говорить не о внешних обстоятельствах, а о собственных качествах. Итак, каждый называет два своих качества, а прежде чем каждый из них будет говорить о себе, он должен повторить слова соседа справа». Во время представления участники раскрывают и те качества, которых они отнюдь не называют вслух.

Далее участникам предлагается договориться о правилах поведения на тренинге. Можно предложить участникам ввести дополнительно свои нормы. Тренер интересуется, все ли согласны с предложенными правилами.

После этого уточняются ожидания каждого из участников от этого тренинга (что вы ждете от тренинга, что должно измениться после него).

11.20 – 13.00 Отработка техники повторения

Тренер предлагает ознакомиться с определениями делового взаимодействия, деловой беседы, коммуникативной компетентности, коммуникативных умений и коммуникативных техник. После этого предлагается сконцентрироваться на первой группе умений – на активном слушании. На доске тренер зарисовывает схему техник активного слушания (приложение 1). И переходит к отработке первой технике активного слушания – технике повторения.

Цель: отработка умения дословно повторять сказанное партнером.

Участникам предлагают сыграть в детектив, в котором каждый будет автором этого детектива. Тренер придумывает первую фразу, например : «Рано утром мисс Марпл услышала телефонный звонок»,после чего передает мяч одному из участников, который должен будет продолжить сочинять этот детектив. Но прежде чем произнести следующую фразу он должен точно повторить то, что сказал тренер. Следующий участник должен будет повторить то, что сказал предыдущий, а затем произнести свою фразу.

После того как упражнение будет выполнено, тренер переходит к обсуждению упражнения:

  • Что было труднее – сочинять свою фразу или повторять чужую?
  • Почему?

Далее участникам предлагается обратиться к раздаточным материалам (приложение 2) и обсудить значимость техники повторения.

Упражнение: участники делятся на пары. Один из партнеров произносит определенные тезисы (на любую тему), а задача другого – вставить цитаты из высказываний партнера в собственные фразы. Затем они меняются ролями.

Далее обсуждение того, как получилось упражнение, что вызывало трудности и предложение совместно выделить преимущества умения дословно повторять сказанное партнером.

13.15 – 15.00 Отработка техники перефразирования

Цель: отработка умения передавать суть сказанного своими словами.

Тренер объединяет участников в команды. Каждая команда вспомнит какое-нибудь четверостишие из известного стихотворения. Нужно перефразировать строфу таким образом, чтобы каждое слово в нем передавалось иным словом или словосочетанием. Например, «я» можно превратить в «автора», «дорогу» — «в путь» и т.д. Важно, чтобы остальные смогли догадаться, что за стихотворение было перефразировано.

— Каким должно быть перефразирование, чтобы оно наиболее точно отражало суть первоначального текста?

После обсуждения предлагается обратиться к раздаточным материалам (приложение 3) и поговорить о том, что дает нам умение перефразировать сказанное партнером.

Ролевая игра « В чем дело? »

Участникам предлагается разделиться на три группы, каждая из которых должна придумать проблемную ситуацию. Группа должна сообщить участнику из другой группы определенное неприятное для него известие. Например, сообщить, что в проектную команду будет включен не он, а другой кандидат. Задача партнера: добиться максимально полного понимания позиции своего собеседника. Он должен стараться сделать это с помощью техник перефразирования и повторения.

После предполагается обсуждение результатов, трудностей и ощущений от игры.

перерыв 15.00 – 16.00

16.00 – 17.40 Отработка техники интерпретации

Цель: отработка умения формулировать свои предположения о причинах или целях высказывания партнера.

Участникам предлагается потренироваться в умении формулировать пробные гипотезы. Один из участников должен рассказать о каком-то своем поступке, возможно, о таком, который он сам до конца не понимает. Затем каждый из участников может задать ему пробный вопрос, который будет начинаться со слов : «А может быть, что ты…».Когда участник почувствует, что его правильно поняли, сессия интерпретаций закончится.

— Какие вопросы были наиболее удачными для прояснения причин или целей высказывания другого человека?

Участники обращаются к раздаточным материалам (приложение 4). Далее предлагается разделиться на тройки, где один из участников будет супервизором, другой – оператором, а третий – «жалобщиком». Задача участников – использовать технику интерпретации. После этого все снова садятся в круг и обсуждают, что получилось, а что – нет.

17.40 – 18.00 Подведение итогов дня

Тренер кратко перечисляет все техники, отработкой которых участники занимались в течение дня. Затем предлагает всем поделиться впечатлениями:

  • Что особенно запомнилось?
  • Что для каждого было самым важным?
  • Что понравилось и что не понравилось?
  • Кто хотел бы еще что-то добавить?

10.00 – 11.30 Развитие способности задавать открытые вопросы

Цель: предоставить возможность убедиться в ценности открытых вопросов для понимания партнера.

Суть игры заключатся в том, что участники путем задавания открытых вопросов должны отгадать некий объективный признак (пум-пум-пум), имеющийся у некоторых членов группы, загаданный ведущим. Нельзя задавать только один вопрос: «Что такое пум-пум-пум?».

После окончания упражнения тренер задает вопрос о том, какие преимущества и недостатки открытых вопросов. Результаты обсуждения можно представить в виде схемы на доске.

Далее участникам предлагается раздаточный материал, в котором описаны все нюансы задавания вопросов (приложение 5 ). Возможно, для большей структурированности тренеру стоит дать классификацию вопросов (закрытые, открытые и альтернативные).

Ролевая игра «Претендент»

Среди участников выбирается претендент на работу в агенстве, а остальные члены группы являются как бы нанимателями на работу. Задача участников, играющих роль менеджеров по персоналу, путем задавания открытых вопросов установить истинные мотивы поступления претендента в данную организацию.

После окончания игры участники обсуждают итоги игры. Как правило, выясняется, что наиболее информативны открытые и нейтральные вопросы.

11.45 – 13.15 Отработка техник малого разговора

Тренер выбирает нескольких участников, с каждым из которых заводит с ним малый разговор, используя техники малого разговора (цитирование партнера, позитивные констатации информирование, интересный рассказ).

После этого предлагает группе проанализировать эти примеры малого разговора и выделить приемы, которые помогают разговорить и расположить партнера (результаты записывает на флип-чарте).

Далее тренер рассказывает, на какие элементы подразделяется малый разговор, какие ошибки могут возникнуть в связи с этим и как их избежать. Раздает материалы, которыми можно будет воспользоваться при выполнении следующего задания (приложение 6).

Предлагается выполнение следующего упражнения:

Участники должны разделиться на группы (группа позитивных констатаций, группа информирования, группа интересного рассказа и группа цитирования). Каждая из групп должна выбрать себе целевую персону из противоположной группы и подготовить сценарий малого разговора с ней в своей технике. Через минут 15 начинаются презентации.

После окончания разговора тренер задает вопросы целевой персоне:

«Был ли этот разговор приятным и интересным для тебя?»,

«Хотелось ли продолжить разговор?»

«Что именно было интересным и приятным?»

После чего предлагает подвести итог: «Что помогает расположить партнера к беседе?».

перерыв на обед

14.15 – 15.45 Отработка техники вербализации чувств

Упражнение «Почтительная вербализация»

Цель: развитие умения использовать более почтительные формулировки для вербализации эмоциональных состояний.

Участники объединяются в пары по кругу. Те, кто в паре сидят справа, будут нападающими. Те, кто слева – регулирующими напряжение (их задача – снизить напряжение с помощью почтительной вербализации чувств). Каждой паре дается несколько минут на подготовку, после чего каждая пара должна по очереди должны продемонстрировать свои сценки. После окончания сценки тренер спрашивает у группы, было ли это сделано почтительно, эффективно.

После окончания упражнения тренер обсуждает с группой, какие формулировки оказались наиболее эффективными и записывает их на доске.

Далее тренер раздает материалы с менее ( и более) уважительными формулировками для вербализации чувств (приложение 7).

Упражнение «Расслоение по полюсам»

Для выполнения упражнения понадобится два ведущих, которые должны будут по наблюдаемым признакам определять личностные свойства других людей. Ведущие выйдут из комнаты на несколько минут, а когда вернуться будет сформировано две группы людей, представляющих два полюса (два полярных качества), например: чрезмерно осторожные – опрометчивые/ агрессивные – податливые и т.д. Задача ведущих – дать обеим группам какие-то задания. Надо придумать такие задания, чтобы их выполняли всей командой, и по тому, как команды будут выполнять задания, ведущие смогут понять, в чем различие между ними.

После выполнения упражнения группа обсуждает то, что получилось.

16.00 – 17.30 Невербальные компоненты общения

Стоит поднять в группе вопрос о значении невербальных компонентов общения. Участников просят перечислить невербальные компоненты общения. После этого тренер предлагает тому, кто хочет, поделиться своим личным опытом и вспомнить какие-либо ситуации, в которых очевидно проявлялась бы значимость данного компонента общения.

Затем тренер должен сказать что-то обоснованное и практически важное о том, какие невербальные сигналы важны в активном слушании. Тренер предлагает участникам рассмотреть фазы деловой беседы: вступление в контакт, ориентация в проблеме, обсуждение и решение. На фазе вступления в контакт очень важны невербальные компоненты общения. Участникам раздаются материалы (приложение 8).

Далее предлагается невербальное упражнение. Два ведущих уходят из комнаты, группа делится на две команды. Одной команде предлагается не улыбаться, когда ведущий будет здороваться с ними, а другой – наоборот, улыбаться. Задача ведущих — вступить в контакт со своими командами. Следующим заданием для команд будет смотреть для одной и не смотреть для другой команды в глаза ведущего.

После упражнения в кругу участники, как правило, сначала обсуждают, что получилось и что не получилось. Резюмируя, группа беседует о том, что установить контакт помогают такие сигналы, как улыбка, взгляд в глаза, ассиметричная поза, наклон вперёд, оптимальная для партнёров дистанция. Отсутствие их вызывает дискомфорт и затрудняет контакт.

17.30 – 18.00 Подведение итогов

  • Что запомнилось?
  • Что понравилось, а что нет?
  • Что нового вы узнали, извлекли из этого тренинга?
  • Какие ожидания сбылись?
  • Что бы вы предложили добавить (или убрать)?

Тренер благодарит группу за совместную работу и делится своими впечатлениями о процессе работы с данной группой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector