Mos220.ru

Онлайн марафоны
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конспект тренинг социального взаимодействия

Социально-психологический тренинг как форма специально организованного общения

Нигде не найти покоя тому, кто не нашел его в себе самом.

Практика российской общеобразователь­ной школы в последние годы обогатилась но­выми методическими формами, которые по­зволяют активизировать учебный процесс, внести значительные изменения в учебную и воспитательную работу. В числе этих новых форм следует назвать и социально-психоло­гический тренинг, который все чаще исполь­зуют не только профессиональные психоло­ги, но и обычные учителя, не имеющие специа­льной психологической подготовки в данной области.

Возникает естественный вопрос: «А вправе ли педагог, воспитатель, социальный рабо­тник, не имеющий специального психологи­ческого образования, проводить тренинговые занятия?» Конечно, в каждом конкретном слу­чае следует учитывать степень готовности ве­дущего, его опыт проведения таких или по­добных тренингов. Нужно подумать и о соста­ве участников, и о многом другом. В основе широко распространенных рекомендаций по использованию социально-психологического тренинга в обычной школьной практике ле­жит предположение о том, что в перечне дис­циплин, изучаемых в любом педагогическом

вузе, есть предмет «Психология». Это означа­ет, что любой выпускник педагогического ву­за имеет минимальные знания в области об­щей психологии, психологии личности и т. д.

Предлагаемый материал является лишь од­ним из возможных вариантов проведения тренинговых занятий. Окончательное реше­ние о проведении тренинга, об использова­нии того или иного задания или упражнения принимает сам ведущий. Еще раз подчеркнем, что при этом он должен помнить об уровне своей подготовки и о мере профессиональ­ной ответственности за те результаты, кото­рые будут получены в ходе тренинга.

Учитывая именно эти обстоятельства, ав­тор решил обобщить свой опыт и познако­мить читателя с основами этой формы рабо­ты, а также в качестве примера привести ме­тодические разработки нескольких социаль­но-психологических тренингов.

Социально-психологический тренинг -это форма специально организованного об­щения, психологическое воздействие которо­го основано на активных методах групповой работы. В ходе тренинга значительно эффек­тивнее решаются вопросы развития лично­сти, успешно формируются коммуникатив­ные навыки. Тренинг позволяет участникам сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решать свои личностные проблемы. Разумеется, ведущему не следует рассчитывать на глубокие изменения в созна­нии членов группы после одного занятия. Но, как правило, в ходе тренинга у большинства из них происходит переосмысление или сме­на внутренних установок. Участники попол­няют свои психологические знания, у них по­является определенный опыт позитивного от­ношения к себе, к окружающим людям и к миру в целом.

Участники социально-психологического тренинга во время занятий, овладевая различ­ными способами межличностного взаимо­действия, становятся более компетентными в сфере общения. Это особенно важно сегодня, так как произошел своеобразный коммуника­ционный «взрыв» — значительная интенсифи­кация отношений в сфере общения. Подоб­ное явление вызвано дальнейшим расшире­нием и углублением специализации практи­чески во всех областях человеческой деятель­ности. Все это вызывает необходимость в бо­лее эффективной координации усилий в раз­личных отраслях жизни, бурное развитие средств связи и транспорта, активизирует об­мен информацией разнообразного содержа­ния. Перечисленные изменения делают чело­веческие контакты легко и быстро воспроиз­водимыми, а главное — необходимыми и час­то просто неизбежными, и даже принудитель­ными. Каждый человек должен быть к этому готов.

Компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня. Причем это от­носится не только к таким профессиям, как менеджер, работник сферы обслуживания, пе­дагог или социальный работник, где требует­ся уже специальная коммуникативная подго­товка, но и практически ко всем остальным типам профессий, так как любой работник так или иначе включается в информацион­ный обмен, взаимодействует с людьми (кол­леги, клиенты и т. п.).

И в обычной жизни у человека, не понима­ющего себя, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, а тем более не уме­ющего общаться с другими людьми, могут возникать весьма серьезные проблемы. Изме­нившиеся условия жизни заставляют его отказываться от многих привычек, ломают сфор­мированные ранее стереотипы, которые еще совсем недавно помогали успешно справлять­ся с различными затруднениями. Неподготов­ленному человеку очень трудно в этой ситуа­ции решать возникающие проблемы без «по­терь», нервных срывов и даже заболеваний. Часто это происходит из-за того, что он боит­ся обратиться за помощью к своим близким, знакомым, окружающим людям, так как про­сто не умеет общаться или боится широкого общения.

Одно из основных достоинств тренинга в том, что во время занятий человек чувствует себя принятым и активно принимающим дру­гих. Он испытывает полное доверие группы, и самое главное — не боится доверять свои мыс­ли и чувства, переживания и сомнения дру­гим. В правильно организованной группе со­здаются условия, когда каждый член группы окружен человеческим вниманием и душев­ным теплом, он имеет возможность искренне заботиться о других участниках тренинга, по­могать им в случае необходимости и вправе рассчитывать на их помощь и поддержку.

Работая в тренинговой группе, участник может активно экспериментировать с различ­ными стилями общения, осваивать и отраба­тывать совершенно иные, не использованные ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологическую поддерж­ку, комфорт и личностную защищенность. При этом он может не бояться сделать оче­редную ошибку, обидеть своего партнера по общению, выглядеть глупым или неопытным. В тренинговой группе можно быть самим со­бой без всяких оговорок (разумеется, в рам­ках установленных правил). С этой точки зре­ния тренинг следует рассматривать как целе­направленную и интенсивную подготовку к более активной и полноценной жизни в об­ществе.

Важнейшая задача социально-психологи­ческого тренинга — помочь участнику выра­зить себя своими индивидуальными средст­вами, именно своими, т. е. характерными для каждого члена группы, а для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя.

Самовосприятие личности осуществляется по пяти основным направлениям.

Восприятие себя через соотнесение себя с другим человеком.Мы часто испо­льзуем другого человека в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа своих личностных особенностей. В этом случае мы смотрим на себя как бы со стороны, соотно­сим свои поступки с поведением другого че­ловека, про себя спрашивая: «А я так смог бы?» или утверждая: «А я могу лучше, выше, больше и так далее».

Тренинговые занятия дают участникам прекрасную возможность идентифицировать, сопоставить себя с другими членами группы. При этом происходит коррекция самооценки в ту или иную сторону. Здесь принципиаль­ное значение имеет состав группы, т. е. люди, с которыми будут сравнивать себя участники.

Восприятие себя через восприятие се­бя другими людьми.Мы используем ин­формацию, передаваемую нам окружающими. В данном случае функционирует так называе­мый механизм «обратной связи», когда мы уз­наем, что же о нас думают другие люди.

Во время социально-психологического тре­нинга постоянно действует обратная связь, что позволяет участникам узнавать мнение членов группы о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди,’ вступа­ющие с ними в контакт. Причем эта инфор-

мация может быть легко проверена прямым вопросом: «А как ты относишься к моим сло­вам?» или «Что ты думаешь о моем поступке?» Участники должны быть готовы к действен­ной и эффективной обратной связи. Это суть тренинга.

Восприятие себя через результаты собственной деятельности.Мы сами впра­ве оценивать то, что сделали. Это механизм самооценки, который может помогать разви­тию личности или мешать этому процессу. Прежде всего он влияет на самооценку, что особенно важно для формирующейся лично­сти школьника.

В группе тренинга осуществляется посто­янное определение уровня самооценки каж­дого участника и ее необходимая коррекция.

Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний.Мы в состоянии осмысливать, проговаривать, об­суждать с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мысли.

В этом одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы — проник­новение в свое «Я», получение опыта понима­ния своего внутреннего мира. Подавляющее большинство тренинговых этюдов, упражне­ний и процедур направлены именно на реше­ние этой задачи — понять себя, свое «Я».

Восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика.Мы принимаем свое тело, свое физическое «Я» как то, что у нас есть от рождения. В этом случае мы можем радоваться, глядя в зеркало; «Как здо­рово, что у меня такой нос (рот, уши, глаза и т. д.)», и огорчаться, спрашивая себя: «Ну поче­му у меня такой нос (рот, уши, глаза и т. д.)?»

В ходе тренинга участники учатся прини­мать свой внешний облик таким, какой он

есть, и, приняв его, развивать себя и свои воз­можности.

Основная гуманистическая идея любого из приведенных тренингов заключается в том, чтобы не принуждать человека, не давить на него, а помочь ему стать самим собой, при­нять и полюбить себя, преодолеть стереоти­пы, мешающие ему жить радостно и счастли­во, прежде всего в общении с окружающими людьми в различных социальных сферах.

Для эффективного функционирования группы социально-психологического тренин­га руководителю, организующему и проводя­щему занятия, необходимо осознать общую цель тренинга,например:

• повышение социально-психологической компетентности участников;

• формирование активной социальной по­зиции участников;

• развитие способности производить значи­мые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;

• развитие способности адекватного и наи­более полного познания себя и других лю­дей;

• коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

• изучение и овладение индивидуализиро­ванными приемами межличностного взаи­модействия для повышения его эффектив­ности.

Цели тренинга отрабатываются на разно­образном социальном материале, отражаю­щем основной замысел всей системы предла­гаемых заданий и упражнений. Естественно, что в зависимости от вида тренинговой груп­пы цель и задачи могут и должны быть отре-

дактированы самим ведущим, который в пер­вую очередь должен хорошо понимать, для чего он использует данную форму общения.

Тренинговое занятие на сплочение и групповое взаимодействие

Цель: Формирование и развитие навыков группового взаимодействия.

Задачи:

  • Формирование групповой сплоченности
  • Развитие творческих способностей
  • Обучение принятию групповых решений

Время занятия: 1 час 30 минут.

План тренинга

  1. Знакомство участников с целями и задачами тренинга (2 мин)
  2. Групповые нормы (7 мин)
  3. Упражнение “Возьми салфеток” (15 мин)
  4. Упражнение “Узел” (10 мин)
  5. Упражнение “Совместный счет” (10 мин)
  6. Упражнение “Квадрат” (10 мин)
  7. Упражнение “Интуиция” (20 мин)
  8. Упражнение “Путаница” (10 мин)
  9. Упражнение “Ливень” (10 мин)
  10. Рефлексия (5 мин)

Ход занятия

1. Вступительное слово. Ознакомление участников с целями тренинга

2. Принятие групповых норм

  • Правило конфиденциальности: все что говорится и слышится в группе , не выносится за её пределы. После занятия третьим лицам вы можете рассказывать только о своих собственных переживаниях. Вы не должны сообщать ничего о действиях, словах и чувствах других участников.
  • Говорить максимально искренне.
  • Вы должны быть максимально в настоящем, придерживаться принципа “здесь и сейчас”. Быть в настоящем – значит обращать внимание на текущие события, на поведение и чувства других участников, т.е. быть включенным в групповую работу.
  • В группе не говорят о других участниках в третьем лице, а обращаются к ним , называя по имени.
Читать еще:  Тренинг для 4 класса

3. Упражнение “Возьми салфеток”

Цель: выявление представлений слушателей о себе.

Оборудование : пачка салфеток.

Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: “На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток”.

После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

4. Упражнение “Узел”

Оборудование : длинная веревка.

Каждый из группы держится за веревку. Задача – завязать веревку в узел. Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается сначала).

5. Упражнение “Совместный счет”

Задание очень простое: следует всего лишь досчитать до десяти(по количеству участников). Хитрость состоит в том, что считать надо коллективно: кто-то говорит “один”, кто-то другой — “два” и т.д., договариваться о порядке счета нельзя. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. В простейшем варианте упражнение выполняется с закрытыми глазами, в более сложном — с закрытыми. Разговаривать по ходу выполнения упражнения запрещается. Ведущий фиксирует, до скольки, удалось довести счет в каждую из попыток. Это упражнение проходит интереснее, когда участники располагаются не по кругу, а врассыпную. Если участники сами установят определенный порядок произнесения чисел (по кругу, через одного, по алфавиту и т.п.), следует похвалить их за находчивость.

6. Упражнение “Квадрат”

Цель: прочувствовать каждого участника группы.

Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

Очень хорошо, если каждый участник тренинга будет отмечен руководством, а еще лучше, если команды получат хорошие памятные призы.

7. Упражнение “Интуиция” (20 мин.)

Цель: развитие умения прислушиваться к группе.

Все участники сидят на стульях в кругу. Один участник на некоторое время выводится из помещения. Группа договаривается о каком-то задании, которое должен будет выполнить этот участник (например, снять цепочку с шеи Светы и повесить её Антону), и о звуке, который группа будет использовать для подсказок (мотив песни или просто какой-то звук).

Затем участник снова заходит в помещение, и ему сообщается, что он должен выполнять какое-то задание. Когда участник начинает приближаться к выполнению своего задания, звук группы становится громче.

Обычно это выглядит таким образом. Сначала участник пытается определить “объект” задания – проходит мимо всех участников, когда он доходит до Светы, звук становится совсем громким. “Объект” определен, теперь нужно выяснить, в чем же заключается задание. Участник пробует дальше: касается плеч, часов – тихий звук, цепочки на шее – громкий звук. Участник снимает цепочку и примеряет её на себя – звук становится тише. Идет мимо всех участников и доходит до Антона – звук становится громче, и т.д.

После нескольких кругов задания можно усложнить: поставить свой пустой стул в центр круга и сесть на него, поменяться с кем-то местами, найти и открыть зонтик и прогуляться под ним с кем-нибудь из других участников.

8. Упражнение “Путаница”

Цель: Выявление степени групповой сплоченности. Настрой участников на взаимодействие.

Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый участник обязан найти себе “друга по рукопожатию”. Затем все участники вытягивают левую руку и так же находят себе “другу по рукопожатию” (важно чтобы друзья по рукопожатию были разные). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое общение между участниками.

9. Упражнение “Ливень”

Все сидят в кругу. Ведущий просит всех закрыть глаза и сохранять тишину, настраиваясь, таким образом, на восприятие звуков. Через некоторое время ведущий начинает потирать ладони (шум приближающегося дождя), затем к нему присоединяются следующий участник и т.д. против часовой стрелки, пока последний участник (левый сосед ведущего) не подхватит это движение. Затем ведущий запускает следующие движение – щелчки пальцами одной руки (первые крупные капли). Постепенно это движение выполняют все участники. Таким образом, будут запущенны следующие движения:

  • Потирание ладоней (шум приближающегося ливня);
  • Щелчки пальцев одной руки;
  • Щелчки пальцев двух рук;
  • Хлопки в ладоши;
  • Хлопки по груди;
  • Хлопки по одному колену;
  • Хлопки по двум коленям;
  • Не переставая хлопать, сначала топать одной ногой, затем двумя ногами.

Так постепенно создается шум сильного ливня.

Через какое-то время ведущий начинает запускать движения в обратном порядке — дождь постепенно затихает и удаляется. После того как последний участник перестанет потирать ладони, несколько секунд все сидят в тишине, пока ведущий не попросит открыть глаза. Ну как? Вы услышали шум тропического ливня.

Правила:

  • Начинай выполнять движения только после твоего соседа слева.
  • Продолжай выполнять старое движение, пока не приступишь к новому.

Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания.

Тренинг взаимодействия в группе

Тренинг для педагогов и воспитателей, направленный на формирование благоприятного климата в коллективе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тренинг взаимодействия в группе

“Карьерные успехи человека на 80% зависят от его умения общаться и только на 20% от уровня его профессионализма.»

  • формирование благоприятного психологического климата в группе;
  • нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
  • первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
  • осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
  • развитие умения работать в команде;
  • сплочение группы.

Наша работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:

  • доверительный стиль общения;
  • активное участие в происходящем;
  • общение по принципу «здесь и сейчас»;
  • уважение друг к другу.

Взаимодействие людей может быть осуществленно в:

Группа. Группе характерна постоянная потеря энергии и ресурсов во взаимодействии людей друг с другом. Эта потеря происходит во время конфликтов, возникающих из-за дублирования функций, избегания ответственности, неоправданно высокого контроля. Энергия затрачивается на «трение» друг с другом. Философия такого взаимодействия: «Я выиграю, а ты проиграешь», «Я выиграю, за счет тебя», «Если я вижу что проиграю, я сделаю так, чтобы все проиграли».

Коллектив характеризуется тем, что каждый человек является вкладом в общее дело, ровно настолько, насколько от него требуют. При таком взаимодействии практически нет потерь на межличностные конфликты. Такой форме взаимодействия характерна философия «Я выиграю сам, и ты выигрывай, как можешь сам», «Я выиграю, без тебя».

Команда – всеобъемлющее взаимодействие людей. За счет взаимодополнения, принятия ответственности за общий результат, открытости при обмене ресурсами становится возможным результат, не доступный при других видах взаимодействия При таком взаимодействии нет потерь на межличностные конфликты, на выяснение функциональной ответственности, дополнительное стимулирование к деятельности, при этом начинается волшебство командного духа и формируется настоящая корпоративная культура. Такому виду взаимодействия характерна философия «Я выиграю, тогда, когда выиграешь ты», «Я выиграю, когда мы все выиграем».

Каким сообществом является Ваша организация? Почему?

  • все члены команды четко представляют себе цели и преимущества совместной работы;
  • умения каждого человека известны остальным и функции распределены;
  • организационное строение команды соответствует выполняемой задаче;
  • в команде идет поиск новых более совершенных методов работы;
  • развита самодисциплина, позволяющая эффективно использовать время и ресурсы;
  • созданы достаточные возможности, чтобы собраться и обсудить любые вопросы, разрешить конфликты;
  • команда поддерживает своих членов и создает тесные взаимоотношения;

отношения в команде открытые, и она готова встретить любые трудности и преграды на пути эффективной работы.

Психологический климат — это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

1. Упражнение «Да, я такая…»

Участники встают в круг лицом к лицу. Двигается внутренний круг. Внутренний круг говорит комплименты, внешний отвечает :Да, я такая. А еще я могу…»

Обсуждение : Какие ощущения после сказанного? Что было сказано заслуженно, объективно? Чувствовалась искренность или формальность ? Что было легче: говорить комплементы или принимать их?

2. Упражнение «Построение круга»

Время : 10 минут.

Описание упражнения : Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.

Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплоченности.

Обсуждение : Что дает эта игра? Почему идеальный круг не получался сразу? На что ориентировались при построении?

3. Упражнение «Поворот в прыжках»

Время : 2-3 минуты.

Описание упражнения : Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь – добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.

Читать еще:  Психологические тренинги для детей начальных классов

Обсуждение : Можно ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя?

4. Упражнение «Ботинки»

Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Затем перемешивают обувь и разбрасывают в разные концы класса. Все встают, берутся за руки.

Задание : каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала.

Обсуждение: Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал? Что вы пытались делать в первую очередь: одеть обувь самим или помочт одеть ее соседу?

Делимся на две группы.

5. “Поиск сходства”

Все участники делятся на 2 команды. Задание заключается в том, что сначала участники ищут и записывают как можно больше сходств между командами, а потом- различия.

Обсуждение: Какой список оказался больше? Что было легче: искать сходства или различия? Чего в итоге оказалось больше: сходств или различий?

6. “Вавилонская башня”

Использовать ватман, маркеры и заблаговременно подписанные листики с заданиями. Цель – обучение взаимодействию в команде, приобретение навыков невербального общения. Ограничения – запрещается использовать голос в любых проявлениях и показывать друг другу индивидуальные листики. Описание – все участники делятся на три группы, по несколько человек (в зависимости от количества). Каждый получает задание на листочке, который никому не показывает. Задача: нарисовать картнку домик отдельными элементами. Например, один должен нарисовать контур, другой – окна башни, третий – флаг, четвертый – раскрасить и т.д. В результате должна получиться связная логичная картинка. После все оценивают получившееся и дается 1мин. на креатив. Что хотелось бы добавить?

Обсуждение: Что оказалось самым трудным, кто именно не справился с заданием и почему? Что оказалось прще: выполнять четкие указания или дополнять рисунок на свое усмотрение (креатив?)

Теперь необходимо выбрать себе напарника из другой команды, с которым дальше мы будем взаимодействовать.

7. “ Вслепую через лабиринт”

На полу помещения, где проводятся занятия, изображается лабиринт. Он может быть нарисованным, выложенным из газетных листов, выстроенным из стульев или сооруженным еще каким-то подобным способом. Участники разбиваются на пары. Один участник из каждой пары проходит лабиринт с закрытыми или завязанными глазами, а второй руководит его движениями. Потом они меняются ролями.

Смысл упражнения: упражнение обучает находить взаимопонимание с другим человеком в ситуации, когда необходимо руководить им, а также передавать информацию с помощью различных средств, как вербальных, так и невербальных. Развитие доверия, взаимопонимания участников.

Обсуждение: Что кому было проще – быть ведущим или ведомым, с чем это связано? Какие эмоции возникали в том и в другом случае? Что препятствовало взаимопониманию, а что, наоборот, облегчало его?

8. Коммуникативное упражнение «Испорченный телефон»

Время : 20–25 минут

Описание . Тренер просит выйти 7–10 добровольцев, которые будут принимать участие в упражнении, после объясняет правила: 6–9 человек выходят за двери, одному (тот, кто остался) тренер зачитывает текст.

Задача слушавшего: передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди — слушают и передают полученную информацию следующему участнику.

Сегодня заезжал Иван Петрович из управления. Он ждал Вас и не дождался. Очень огорчился и просил передать, что он сейчас в главном здании решает вопрос насчет японского оборудования.

Сказал, что должен вернуться к обеду, но если его не будет к 15 часам, то совещание нужно начинать без него.

А самое главное, объявите, что всем старшим воспитателям необходимо пройти тестирование в 11-ой комнате в главном здании, в любое удобное время, но до 20-го декабря. Пропуска можно будет заказать у Зинаиды Григорьевны.

  • Сколько информации от первоначального текста вы услышали?
  • заметили ли вы, как искажалась информация? Почему это происходило? Какие блоки информации исказились и исчезли в первую очередь? Что следует делать, чтобы информация передавалась более точно? À насколько заслуживает доверия информация, полученная «через третьи руки» (типа «Он мне говорил, что она рассказала, что …?

9. Упражнение “Пожелание»

Время : 3-5 минут.

Описание упражнения : Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы пожелать Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте напишем, что каждый из нас желает группе. Я, например, желаю вам оптимизма и взаимного доверия». Далее каждый из участников пишет на своем лучике пожелание. Участники сами пркалывают лучики в солнышку.

Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

Тренинг на сплочение коллектива

Тренинговое занятие

Сплочение коллектива.

Тренинг (от англ. train: тренировать, тренироваться) – это система методов, нацеленных на развитие навыков самосовершенствования, самопознания, коммуникации и саморегуляции.

Психологический тренинг – форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Ключевым принципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности: общение, игра, обучение, труд.

Проведение групповых тренингов является достаточно новой формой работы с коллективом. Использование данной формы способствует повышению уровня принятия себя и других, развитию рефлексии, в том числе эмоциональной, стремлению к саморазвитию.

Для того чтобы образовательные цели были успешно достигнуты необходим сплоченный коллектив единомышленников. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат. Желание идти на работу, стремление к осуществлению поставленных целей и задач во многом зависит от взаимоотношений на рабочем месте. И чем лучше эти отношения, тем выше результаты труда каждого педагога и коллектива в целом. Поэтому проведение психологических тренингов становится неотъемлемой частью работы психолога в организации.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тренинговое занятие «Мы вместе»

Цель: сплочение коллектива и построение командного взаимодействия.

Задачи:

  • формирование благоприятного психологического климата внутри коллектива;
  • осознание каждым сотрудником своей роли в коллективе;
  • раскрепощение членов коллектива, установление контактов между ними;
  • развитие умения работать в команде;
  • развитие средств эффективного вербального и невербального взаимодействия в коллективе;
  • сплочение коллектива.

Участники: коллектив Центра.

Оборудование: стеклянный шар, шкатулка с зеркалом, тарелка с водой, релаксационная музыка, карточки с незаконченными предложениями, памятки с правилами работы в группе (по количеству участников).

Использованная литература:

  1. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. – М., 2009. – 78 с.
  2. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие. – М., 2005. – 256 с.

Ход тренинга

Участники сидят на стульях, расставленных по кругу. Звучит расслабляющая музыка.

Вводный этап

Психолог: Сегодня мы с вами примем участие в тренинге под названием «Мы вместе». В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы выработаем свои правила.

  1. Здесь и сейчас (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас и обсуждаем только то, что с нами происходит именно здесь)
  2. Говорю только за себя. Все высказывания должны идти только от своего имени: Я думаю, я считаю.
  3. Право говорить и обязанность слушать.
  4. Активность.
  5. Правило «стоп».
  6. Конфиденциальность. Всё, что говорится в группе относительно конкретных участников, остаётся внутри группы.

А теперь давайте выполним упражнение на знакомство.

Упражнение: 3 слова о себе.

Психолог достает стеклянный шар и предлагает с помощью него познакомиться поближе. Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается.

Основной этап

Психолог: Вот мы с вами и познакомились поближе. А сейчас, закройте пожалуйста глаза.

Цель упражнения: способствовать осознанию собственной ценности и индивидуальности каждого участника.

После того как все участники закрыли глаза, психолог передает по кругу шкатулку со словами: «В этой шкатулке находится нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое…». Каждый член группы по очереди получает шкатулку и открывает глаза, заглядывает в нее. (Содержимое шкатулки — зеркало)

  1. Что вы ожидали увидеть в шкатулке?
  2. Какие чувства у вас вызвало содержимое шкатулки?

Психолог: Итак, каждый из вас является ценностью для коллектива, каждый уникален и неповторим.

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроения в группе, овладение техникой комплимента.

Психолог произносит слова из стихотворения:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты…!

Сейчас, мы будем одаривать друг друга комплиментами. Работа будет проходить в парах (ведущий выбирает одного из участников в кругу и обозначает его пару – соседа по правую руку, следующие пары формируются по данному принципу).

Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент от собеседника, но и обязательно сделать ему комплимент в ответ (вернуть комплимент). Комплимент принимается в определенной форме: «Да, это так! А еще я. » (добавляется положительное качество), а затем говорит свой комплимент собеседнику в ответ.

— Галина, ты очень отзывчивый человек!

— Да, это так! А еще, я добрая!

— А у тебя Оля, такие красивые глаза!

  1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
  2. Были ли приятными моменты в упражнении, какие?

Психолог: Вы хорошо справились с заданием. Посмотрим, как вам удастся выполнить новое.

Упражнение «Цепочки»

Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Читать еще:  Тренинги в лагере

Анализ упражнения:

  1. Чем вам понравилось данное упражнение?
  2. Что вы почувствовали, выполняя это упражнение?
  3. Какие трудности вызвало у вас это упражнение?

Психолог: Итак, любой коллектив – это огромный механизм, работа которого зависит от работы каждого человека. С помощью ряда упражнений, мы попытаемся понять как же налажена совместная работа в нашем коллективе.

Упражнение «Давайте построим…»

Цель упражнения: сплочение коллектива, понимание и прочувствование каждого участника.

Ведущий выстраивает всех участников в круг, затем просит участников закрыть глаза и перестроиться в квадрат. Психолог спрашивает участников, все ли уверены, что находятся в квадрате, открывать глаза можно только после того, как все участники будут уверены. Затем по аналогии можно построить и другие фигуры.

  1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
  2. Что понравилось вам в упражнении?

Упражнение «Тарелка с водой»

Цель упражнения: развивать взаимопонимание и поддержку в коллективе.

Участники группы по команде психолога закрывают глаза и молча, по очереди (по кругу) передают тарелку с водой друг другу.

В результат, при передачи развиваются способы коммуникации, поиск рук партнеров до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

  1. Что, по вашему мнению, не удалось?
  2. Как можно это исправить, что необходимо для этого сделать?
  3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

Завершающий этап (рефлексия)

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия. Время: 3-5 минут. Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешную работу аплодисментами!» Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

В заключении, хотелось бы отметить, что проведение психологического тренинга является интересной и продуктивной формой работы с коллективом организации. Он позволяет раскрыть каждого сотрудника, повысить уровень сплоченности в коллективе, научить способам решения проблемных ситуаций, возникающих в ходе производственного процесса, а также снять нервное напряжение путем вовлечения участников в игру. Тренинг – это возможность для сотрудников отвлечься от работы и расслабиться, пофантазировать, и открыто выразить свои эмоции.

Литература

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89, 2005. – 196 с.
  2. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия/ Под ред. Е.А. Левановой – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
  3. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. – М., 2009. – 78 с.
  4. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д. Корвасарского – СПб.: Питер, 2010. – 584 с.
  5. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие. – М., 2005. – 256 с.

Приложение 1

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

Правила работы в группе

  • Проявлять активность.
  • Слушать друг друга, не перебивать.
  • Быть искренним и открытым.
  • Обсуждать только те процессы, которые происходят в группе в данный момент (принцип «здесь и теперь»).
  • Говорить только от своего лица.
  • Избегать критики при выполнении упражнений.
  • Участник имеет право отказаться от выполнения упражнения, не объясняя причины.
  • Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы (конфиденциальность).

Конспект психологического тренинга на сплочение педагогического коллектива

Байзель Екатерина
Конспект психологического тренинга на сплочение педагогического коллектива

Тренинг на сплочение педагогического коллектива.

Групповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата в коллективе. Групповой сплоченности способствуют: положительное эмоциональное состояние педагогов, дружеская располагающая атмосфера в группе; позитивные взаимоотношения и симпатии между участниками, взаимопонимание. Таким образом, когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся работать и творить. Тренинг на сплочение коллектива – один из эффективных способов создания такой атмосферы.

Цель программы: повышение сплоченности коллектива

• Улучшение эмоционального состояния педагогов

• Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами

• Снятие эмоционального напряжения педагогов

Ход тренинга

Педагог – психолог: Добрый день! Рада приветствовать Вас на нашем тренинге! Сегодня мы имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах немного больше, и самое главное стать немного ближе друг для друга.

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Психолог: В начале нашей встречи я предлагаю поздороваться, но сделаем мы это необычным образом. Прежде всего, нам нужно разбиться на пары (педагоги образуют пары). Если Вы услышите 1 хлопок – здороваемся руками, 2 хлопка – здороваемся плечами, 3 хлопка – здороваемся спинами. Во время задания мы сохраняем молчание, здороваются только части нашего тела. Когда я позвоню в колокольчик, Ваша задача найти нового партнера.

Игра «Волшебная шляпа»

Психолог:

Что может сделать встречу приятной? (высказывания педагогов). Любую встречу сделает приятной, услышанный комплимент. Мы будем передавать шляпу по кругу и говорить соседу комплимент, а соседу нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Упражнение «Узнай рисунок»

Педагог – психолог:

Каждый из нас получил комплимент. Комплимент улучшает настроение, позволяет по — другому посмотреть на себя. Нарисуйте, пожалуйста, за 5 (10) минут свой портрет, каким вы себя видите в коллективе или хотите видеть. Рисунки подписывать не надо».

После завершения работы тренер собирает рисунки в общую пачку. Затем он достает каждый рисунок из пачки, прикрепляет к доске или к флипчарту (можно перед этим пустить рисунок по кругу, чтобы все рассмотрели его поближе)и проводит его обсуждение с группой по следующим вопросам:

• Каков этот человек?

• Кто это может быть?

Участники угадывают автора рисунка.

После того как группа узнала, кто был автором рисунка, тренер просит его сорвать цветок и закончить начатое предложение

На каждом цветке написано высказывание,которое нужно закончить:

Больше всего я хочу…

Человек, которым я восхищаюсь – это …

Больше всего я люблю…

Три места, где я жил.

Три вещи, которые мне нравятся…

Три вещи, которые мне не нравятся…

Вы еще не знаете обо мне, что я.

Упражнение «Я такой же, как ты»

Педагог – психолог: Предыдущее упражнения, привело меня к мысли, что мы все разные, но в чем – то мы похожи. У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому педагогу и, обратившись по имени, объясняет,почему он такой же: Я такой же, как ты, потому что…». Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие и бросает мячик следующему.

Упражнение «Узнай через прикосновение»

Психолог: Как Вы считаете, мы узнали друг о друге достаточно, чтобы узнать друг друга без слов? (высказывания педагогов)

Я предлагаю одному из Вас сейчас войти в центр круга, сесть на стул, положить руки на колени ладонями вверх и закрыть глаза. Мы все в произвольном порядке, будем подходит к нему и класть свои руки ему на ладони. Сидящий на стуле должен понять, чьи это руки. Каждый раз мы будем хлопать в ладоши, если подошедший назван правильно, и «нет в случае ошибки».

Упражнение «Сердце коллектива»

Педагог – психолог: У каждого коллектива есть свое сердце. Я предлагаю создать сердце нашего коллектива. Для этого напишите имя на листе бумаги и сложите его. Это необходимо для того, чтобы каждый из Вас мог вытянуть жребий с чьим – нибудь именем. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя Вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что Вы придумали. А сейчас, посмотрите, какое большое сердце я принесла. Оно станет сердцем нашего коллектива, после того, как мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце (педагоги под музыку приклеивают маленькие сердечки)

Конспект психологического занятия в форме тренинга «Искусство жить с родителями» для подростков 13–16 лет «Искусство жить с родителями». Конспект психологического занятия в форме тренинга для подростков (13-16 лет). Цель: Создание условий.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в ходе реализации программы развития и образования детей.

Игровой тренинг на сплочение педагогического коллектива Игровой тренинг на сплочение педагогического коллектива. Цели и задачи: сплочение группы, формирование благоприятного психологического климата.

Конспект проведения социально-психологического тренинга «Волшебная тропинка» Конспект проведения социально — психологического тренинга «ВОЛШЕБНАЯ ТРОПИНКА» Воспитатель: Огняник В. В. Тренинг: «ВОЛШЕБНАЯ ТРОПИНКА».

Конспект проведения социально-психологического тренинга «Волшебная тропинка» Конспект проведения социально — психологического тренинга «ВОЛШЕБНАЯ ТРОПИНКА» Воспитатель: Огняник В. В. Тренинг: «ВОЛШЕБНАЯ ТРОПИНКА».

Психологический тренинг на сплочение педагогического коллектива «Мы — одна команда» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Грабово Психологический тренинг на сплочение.

Тренинг на сплочение коллектива Цель: достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между.

Тренинг на сплочение педагогического коллектива ДОО Актуальность Групповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата в коллективе. Групповой сплоченности.

Тренинг, направленный на сплочение педагогического коллектива Цель тренинга: сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности.

Тренинговое занятие на сплочение коллектива для учащихся 5–6 классов Тренинг на сплочение в 5 классе Тренинг на сплочение классного коллектива клас[ 1. Упражнение на знакомство. Упражнение (5 мин.) Цель:.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector