Mos220.ru

Онлайн марафоны
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Этапы подготовки тренинга

Этапы подготовки тренинга

Подготовка и проведение тренинга в нашем центре проходит по следующим этапам:

1. Обсуждение бизнес — тренера с руководителем компании – Заказчика потребности в тренинге и ожидаемых изменениях в работе и в поведении сотрудников и руководителей после тренинга.

2. Формирование и описание критериев измерения результатов тренинга.

3. Изучение бизнес – тренером специфики работы компании — Заказчика, организационной структуры; текущей ситуации в компании; товара и услуг.

4. Встреча бизнес – тренера с сотрудниками и руководителями компании — Заказчика, куда входит:
— знакомство с сотрудниками и руководителями;
— индивидуальное обсуждение вопросов и задач, необходимых для решения в процессе тренинга, с каждым сотрудником и руководителем;
— определение количества навыков и умений, составляющих компетенции каждого сотрудника и руководителя;
— определение количества навыков и умений, необходимых для расширения в процессе тренинга (обозначение точек роста компетенций участников тренинга);
— сбор значимых рабочих ситуаций для включения в программу тренинга;
— анкетирование участников тренинга.

5. Подготовка и согласование проекта тренинга с руководством компании, куда входит:
— описание результатов изучения текущей ситуации в компании;
— описание желаемого результата в работе сотрудников и руководителей после тренинга;
— формирование целей и задач тренинга;
— программа тренинга;
— обоснование предлагаемой программы.

6. Подготовка сценария тренинга, раздаточных материалов для участников, презентации для лекционного материала, необходимого реквизита для упражнений.

7. Проведение тренинга.

8. Получение обратной связи от участников об эффективности тренинга.

9. Подготовка отчета по итогам тренинга, куда входит:
— описание методов, используемых на тренинге;
— сведенья о полученных на тренинге знаний, умений и навыков;
— анализ процесса тренинга;
— характеристика команды участников тренинга;
— результаты обратной связи от участников о результатах тренинга;
— выводы по результатам тренинга;
— рекомендации по дальнейшему развитию сотрудников и руководителей в организации.

10. Подготовка и согласование проекта посттренингового сопровождения, куда входит:
— описание целей и задач сопровождения внедрения полученных на тренинге навыков и знаний в профессиональную деятельность участников;
— методы сопровождения и обоснование отобранных методов;
— этапы и график посттренингового сопровождения.

11. Проведение посттренингового сопровождения, согласно утвержденному графику.

Распределение времени в структуре тренинга:

20% — мини – лекции, теоретический материал, презентации приемов и технологий;

50% — деловые и ролевые игры, упражнения, кейс- метод, видео – тренинг;

20% — работа участников: мозговые штурмы, обсуждения, разбор конкретных примеров;

10% — консультации по вопросам участников на темы тренинга.

Сроки подготовки и проведения тренинга:

Подготовка тренинга: от 3 до 14 рабочих дней;

Проведение тренинга: 2 дня по 8 астрономических часов (куда входят перерывы на кофе – брейк и обед).

Подготовка отчета: 3-5 дней;

Итого: время на подготовку и проведение тренинга занимает до 21 рабочего дня.

Сроки проведения посттренингового сопровождения определяются в результате обсуждения целей и задач посттренингового сопровождения, а также способов и методов сопровождения. Примерные сроки сопровождения: от 14 до 90 рабочих дней.

Все участники получают комплект раздаточного материала и сертификат участия на тренинге.

Примеры готовых программ смотрите на страницах сайта:

ТРЕНИНГ

Тренинг (от английского train — воспитывать, учить, приучать) – это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка.

Требования к проведению тренинга:

¾ оптимальное количество участников тренинга 20-25 человек;

¾ соответствующее по размерам количеству участников тренинга помещение, где посадочные места расположены по «тренинговому кругу», что способствует активному взаимодействию его участников;

¾ обязательность ознакомления участников в начале любого занятия тренинга с целями и задачами данного занятия;

¾ проведение на первом занятии тренинга упражнения «знакомство» и принятие «соглашения» — правил работы группы; создание дружелюбной доверительной атмосферы и ее поддержание в течение всего тренинга;

¾ вовлечение всех участников в активную деятельность на протяжении всего тренинга;

¾ уважение чувств и мнений каждого участника; поощрение участников тренинга;

¾ подведение участников преподавателем к достижению поставленной перед ними цели занятия, не навязывая при этом своего мнения;

¾ обеспечение преподавателем соблюдения временных рамок каждого этапа тренинга;

¾ обеспечение эффективного сочетания теоретического материала и интерактивных упражнений;

¾ обязательность подведения итогов тренинга по его окончании.

Тренинг может состоять из одного или нескольких занятий, иметь различную продолжительность – от одного часа до нескольких дней.

Цель тренинга: дать участникам недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки безопасного поведения.

Задачи:

· обеспечение активного вовлечения всех участников в процесс обучения;

· достижение наработки и развития требуемого навыка.

Этапы проведения тренинга:

Введение.

Этот этап может быть проведен в любой удобной форме, однако он задает тон последующей работы. Поэтому на этом этапе важно создать демократическую, располагающую атмосферу. Хорошо, если педагог-тренер скажет о своих ожиданиях и о пожеланиях относительно предстоящей работы. «Ввести» участников в работу можно с помощью вступительного слова, мультимедийной презентации и т.п.

Читать еще:  Тренинг на лидерство

Знакомство.

Знакомство представляет собой необходимую процедуру первого занятия любого тренинга. Знакомство позволяет активизировать группу, вовлечь ее участников в процесс обучения, развить навыки общения. Знакомство проводится даже в том случае, когда участники знают друг друга. Можно провести игры на знакомство: «Интервью», «Узнай меня», «Обмен визитками» и др.

Ожидания участников.

На этом этапе следует выяснить ожидания участников от семинара-тренинга с помощью вопросов, на которые они отвечают по очереди «по кругу».

Например: «Что вы хотите получить/узнать на этом семинаре?».

Можно заранее нарисовать на ватмане «дерево ожиданий». Попросить каждого участника написать, чего он ожидает от семинара-тренинга, на цветных клейких листочках (стикерах) и наклеить свой листок на «дерево ожиданий». А затем озвучить все эти ожидания.

Еще один вариант, это, когда каждый участник выходит и записывает свое ожидание на флипчарте.

Этапы подготовки и проведения тренинга.

Организация тренинга включает следующие вопросы:
1. Продолжительность тренинга.
2. Количество встреч и время одной встречи.
3. Периодичность встреч.
4. Количество участников.
5. Комплектование группы тренинга.
6. Составление программы тренинга.
Продолжительность тренинга — это общее количество часов, предусмотренных программой для достижения, поставленных целей. Обычно продолжительность тренинга составляет 28-32-40 часов, значительное уменьшение общей продолжительности тренинга не целесообразно, потому как для прохождения группой всех стадий и этапов работы требуется достаточное количество времени. Свертывание программы тренинга может приводить к отступлению от общих теоретических предпосылок групповой работы, что снижает его эффективность и ведет к несоответствию основного предназначения данного вида психологической работы.
Каждая встреча делится на сессии, продолжительностью 1,5 часа с 10-15 минутными перерывами и одним большим перерывом.
Количество встреч.
Обычно общее количество часов разделяют на 5-7 встреч, отсюда рассчитывается и время одной встречи, обычно оно составляет 6-8 часов.
Периодичность встреч.
1. Интенсивная работа — предполагает 4-5 встреч по 7-8 часов.
2. Менее интенсивная работа — строится из расчета 1 встреча в неделю по 4-5 часов.
3. Марафоны — встречи бывают редкими, но долгими — весь день или круглые сутки с небольшими перерывами для отдыха и сна.
Обычно программа включает 3-х дневный режим работы; 1-й и 2-й дни по 8-12 часов, 3-й день — 24 часа. Марафон — это экстремальный вариант групповой работы, предложенный Фредом Столлером и Джорджем Бахом, работавшими в психоаналитически ориентированных группах, где экспериментировали с различными нетрадиционными терапевтическим методами. В «марафонских» группах с большей легкостью создается атмосфера открытости и взаимного доверия. Кроме того, при длительной работе каждый член группы может получить толику внимания, так как, кто во время коротких групповых сеансов склонен пассивно самоустраняться, в «марафонских» группах вступает в конфронтацию и вовлекается в работу группы. Трудно остаться незаметным для людей, с которыми на протяжении дня или двух постоянно сталкиваешься нос к носу! Более того, длительные занятия позволяют подробно обсудить чувства членов группы, поэтому участники получают возможность полностью разобраться со своими проблемами. Неизбежная при недостатке сна и продолжительном эмоциональном напряжении усталость ослабляет психологическую защиту и повышает склонность к риску. Однако вызывает сомнения способность утомленных людей обобщить полученный в группе опыт и внести существенные изменения в свою повседневную жизнь. Снижение уровня психологической защиты действительно может способствовать ломке ригидных схем поведения и выявлению слабых сторон личности, но для того чтобы воспринять и усвоить полученный опыт, требуется определенная работоспособность. Более того, сохранение некоторых защитных реакций необходимо, так как суждения уставшего человека могут быть не вполне верными по причине неполного осознания им собственных потребностей. В настоящее время при проведении «марафонских» занятий все эти обстоятельства в большинстве случаев учитываются. Такие занятия проводятся с перерывами на отдых, а не превращаются в нон-стоп.

Комплектование группы.
У американцев при комплектовании группы действуют основные 2 принципа: добровольность и информированность.
Количество участников.
Оптимальное количество участников 10-14 человек.
Останавливаясь на организационных моментах тренинга нужно отметить, что они могут иметь различные вариации, дополнения и допущения. Это в каждом конкретном случае будет определяться:
• спецификой задач и целей, поставленных в тренинге;
• содержанием и методами групповой работы;
• возможностями участников.
Основные критерии формировании тренинговой группы:
1. Численность группы: допустимая — 6-25 человек, оптимальная — 8-12.
2. Возраст: допустимый — 18-60, оптимальный — 20-40.
3. Желательно, чтобы участники тренинга принадлежали к одной возрастной группе: 17­30 лет, 23-45 лет, 40-60 лет. Если в одной группе окажутся участники 17 и 50 лет, то это вызовет несимметричность отношений, что не способствует успешному общению и работе группы. Людей старше 60 лет не рекомендуется привлекать к тренингам, кроме групп для специально пожилых людей.
4. Пол.
5. Рекомендуются гетерогенные группы по полу, лучше, когда мужчин и женщин поровну. Возможно, когда в группе все мужчины или все женщины. Нежелательно все мужчины и одна женщина, и наоборот.
6. Статусное положение участников.
7. Рекомендуется подбирать группы гомогенные по статусному составу. Не рекомендуется включать в группу лиц, находящихся в прямом подчинении (чем выше формальный статус, тем выше будет и социометрический).
8. Социальный слой.
9. Участники тренинга по возможности должны принадлежать к одному социальному слою.
10. Интеллект.
11. Группа должна быть однородной по интеллектуальному уровню. Особенно это важно для групп интеллектуального тренинга.
12. Степень знакомства.
Желательно участие в группе незнакомых людей.
На ход группового процесса влияет национальность членов группы, в одной национальной группе больше взаимопонимания.
Не рекомендуется включать в группу:
1. лиц, лечившихся и наблюдавшихся у психиатра;
2. супругов, близких родственников, лиц устойчиво ненавидящих или обожающих друг друга;
3. невротиков;
4. лиц с пониженным интеллектом.
При комплектовании групп возможны индивидуальные беседы с каждым участником с уточнением следующих вопросов:
1. что вы ждете от тренинга?
2. есть ли у вас проблемы в общении?
3. пожелания относительно направленности работы.
Для выявление индивидуальных психологических особенностей: возможно использование методик Тимоти-Лири, опросника Кеттела, методики УСК (уровень субъективного контроля), проективные тесты. В некоторых случаях, если у консультанта возникает ощущение, что участник имеет отклонения в психике и поведении используется карточный вариант ММРТ (Миннесотский многопрофильный личностный опросник).

Читать еще:  Авиакатастрофа игра в тренинге

Требования к составлению программы СПТ.
1. Определение названия тренинга.
2. Определение целей тренинга.
3. Определение задач тренинга, которые конкретизируют цели тренинга.
4. Определение этапов тренинга. Основной принцип тренинга — принцип поэтапности развития группы и постепенности понимания участниками самих себя, своих проблем, взаимоотношений, стереотипов, установок. Принцип поэтапности включает то, что каждая встреса логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для следующей.
5. Определение количества встреч и целей каждой встречи.
6. Наполнение каждой встречи конкретным содержанием.
В каждую встречу включаются определенные процедуры-упражнения:
• психогимнастические;
• игровые;
• дискуссионные.
В каждой процедуре обозначается:
1. цель или назначение;
2. информационная вставка, проводимая от лица ведущего;
3. содержание процедуры;
4. примечания для ведущего;
5. обсуждение в группе (рефлексия).
В конце каждой встречи можно провести социометрию, дать домашнее задание, предложить вести дневник. Новая встреча начинается с рефлексии предыдущей, обсуждения домашнего задания.
В программе может быть указана:
• оснащенность помещения,
• требования к помещению,
• порядок проведения организационного этапа.
В программе необходимо указать:
• продолжительность тренинга в часах;
• количество встреч и продолжительность каждой встречи;
• периодичность встреч;
• количество участников.

М. Форверг и Т. Альберг разработали теорию социально-психологического тренинга поведения. Они работали в направлении обучения участников группы различным социально-положительным формам поведения. В ходе данной работы стало очевидно, что тренинговая группа в процессе работы проходит определенные фазы развития. На основе анализа материала, полученного в ходе проведения различных СПТ поведения М. Форверг предложил структурную схему организации СПТ.
Он выделил такие фазы процесса СПТ:
1. Фаза разминки.
2. Фаза активизации группы.
3. Фаза лабилизации.
4. Фаза введения ориентировочных основ, или когнитивных схем.
5. Фаза овладения новыми приемами поведения.
6. Фаза окончания.
Необходимо отметить, что предложенная структура тренингового процесса разрабатывалась в рамках теории СПТ поведения. Особенно специфичными в этом плане являются фаза введения ориентировочных основ и фаза овладения новыми приемами поведения. Но в то же время данная структура тренинговой группы несет в себе характеристики, черты и проявления, присущие различным видам групп.
При этом нужно учитывать, что фазы тренинговой группы условны и не всегда следуют в таком порядке. В то же время ведущему легче работать, ориентируясь на эти фазы.
Остановимся на характеристике каждой фазы.

Психологический тренинг и его сущность. Этапы психологического тренинга.

Понятие о тренинге. Виды тренингов. Отличие тренинга от других видов методов активного социально-психологического обучения. Специфические особенности психологического тренинга. Виды психологических тренингов. Требования к психологическому тренингу (пространство, участники, внешний вид и личность тренера). Этапы психологического тренинга. Основные виды упражнений

Тренинг (психологический словарь)- область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении».

Виды социально-психологического тренинга

Классификацию проводят по 3 основным критериям.

1. По принадлежности к ведущим теоретическим школам современной психологии

Читать еще:  Тренинги для учителей на сплочение

Выделяют тренинги бихевиористской, психоаналитической, гуманистической ориентации и другие

2. По основной методологической ориентации в понимании психологического воздействия на личность

Выделяют 2 вида тренингов:

— тренинги личностного роста, направлены на развитие самосознания, самопонимания и т.д. К им относят Т-группы, группы встреч, тренинги сензитивности, гештальт-ориентированные тренинги

— коммуникативные тренинги, формируют коммуникативные умения, адекватные различным ситуациям, межличностного и делового общения. К ним относятся тренинги повышения уверенности в себе, самоутверждения и т.д.

3. По прикладным целым проведения тренинга и содержания социального заказа на его организацию

— тренинги самосовершенствования, здесь решаются проблемы людей осознавших проблему и самостоятельного посещающих тренинг. (Гештальт-тренинги, группы встреч)

— обучающие тренинги, ориентированны на совершенствование коммуникативных навыков, имеющие высокую профессиональную значимость (тренинги делового общения, тренинги по управлению персоналом)

Отличия:1. От дискуссии — способ организации совместной деятельности для решения группового задания.2. От имитационной игры — форма моделирования какой-либо системы отношений личности в групповом взаимодействии.

Главное отличие от других методов: в тренинге человек получает знания, корректирующее его поведение, формируются навыки межличностного взаимодействия, развивается рефлексия.

Специфические черты тренинга: соблюдение ряда принципов групповой работы; нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников; наличие более или менее постоянной группы (от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны); определенная пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу); акцент па взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»; применение активных методов групповой работы; объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия; атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

Классификация тренинговых групп на основе критерия Ж. Годфруа:1. Группы интрапсихического направления: группы встреч, гештальтгруппы, группы трансактного анализа, психо-аналитические группы, группы использующие психосинтез, группы артерапии.2. Поведенческие группы: Т-группы, группы тренинговых умений, группы телесной терапии, группы танцевальной терапии, НЛП-группы, психо-драматические группы.

Требования: 1. Численность(минимально 3-4,максимально 50, оптимальная величина от 8 до 15. Такая группа легко управляема и не распадается на подгруппы)

2. К личности тренинговой группы(наличие затруднений, средний возраст, мотивация, не должен быть асоциальным, не должно быть психопатии, не должно быть ярко выраженной акцентуации, психически здоров, достаточный уровень саморегуляции)

3. Внешний вид тренера(дошкольный и младший возраст: отсутствие интересных украшений, убранные волосы, неяркий макияж, не стучащий каблук, голос не должен быть резким; подростки: одежда демократична, растрепанная прическа, яркие цвета, украшения не нужны; старший возраст: строгая, закрытая одежда, допустимо только обручальное кольцо, волосы собраны, не должно быть стойкого парфюма).

4.Личность тренера: эмоциональная устойчивость, высокий уровень эмпатии, организаторские способности, тактичность, гибкость мышления, стрессоустойчивость, толерантность, хорошая речь, объективность, уверенность в себе, честность, чувство юмора, рассудительность, партнерская позиция и др.

Стадии развития группы (Коттлер Дж., Браун Р.):1. Стадия формирования. Группа начинает развитие в процессе подбора будущих участников, которые делятся ожиданиями, чувствами по поводу будущих встреч.2. Начальная стадия. Намечена цель работы группы, установлены правила и осуществлена предварительная работа по проблеме доверия.3. Переходная стадия. В работе появляется сопротивление, замешательство, противостояние.4. Рабочая стадия. Решение конкретных проблем и противоречий, раскрытие друг перед другом.5. Стадия завершения. Итоги работы группы, перенос нового опыта в реальность.

Стадии изменения поведения участника тренинга (Минина Л.М): 1. Подготовка. Знакомство участников, создание мотивации изменений, сопротивление. 2. Осознание. Самораскрытие, наблюдение, анализ.

3. Переоценка. Изменения отношения к своим внутренним качествам и поведению. 4. Действие. Закрепление полученных знаний в конкретных способах действия.

Стадии развития групп со спонтанной динамикой (Мастеров Б.М.): 1. заключение первичного психологического контракта, знакомство, «притирка» участников, поиск тем общения, светское общение, рост эмоциональной напряженности. 2.эмоциональное сплочение и агрессия на ведущего как первое проявление эмоциональной открытости, начало рефлек­сивных процессов. 3.самораскрытие и рефлексия, обратные связи и соци­ометрия. 4.выход из ситуации «здесь и теперь», преодоление «оранжереи», социальная реабилитация, завершение.

Виды упражнений:

Требования к заданиям и упражнениям

  1. Соответствие составу участников
  2. Соответствие теме тренинга
  3. Простота выполнения
  4. Должны создавать доброжелательный настрой в группе
  5. Должны мотивировать и активизировать участников

1. Разогревающие игры и психотехники(знакомство, коллективный счет и т.д)

2. Игры, ориентированные на получение обратной связи (стул откровений, мой портрет глазами группы)

3. Игры социально-перцептивной направленности(личный герб)

4. Коммуникативные игры(катастрофа в пустыне)

5. Психотехники, направленные на помощь в решении проблем(разговор со сменой позиции)

6. Медитации-визуализации(горная вершина)

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 716 ;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector