Mos220.ru

Онлайн марафоны
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Три предметные области технологий менеджмента социокультурной деятельности

Б3.Б.7.1. Технологии менеджмента социально-культурной деятельности

Стратегический подход к управлению. Миссия, цели и задачи учреждения культуры. Типы стратегий организации. Стратегия конкурентоспособности учреждения культуры. Стратегические факторы конкурентного преимущества. Построение дерева показателей конкурентоспособности культурных услуг. Стратегия повышения качества культурного обслуживания населения. Стратегия ресурсосбережения. Технология выбора стратегий управления учреждением социально-культурной сферы. Формирование стратегии. Состав и содержание стратегии организации. Реализация стратегий.

Организации социально-культурной сферы как объект социокультурного менеджмента. Структура организации. Технология проектирования организационной структуры учреждения социально-культурной сферы. Позиция управления внутри организации. Регламентирование как технология управления социально-культурной деятельностью. Виды регламентирования: общеорганизационное, функциональное, должностное. Документирование как основная технология организационно-административного механизма управления социально-культурной деятельностью.

Система экономических механизмов социально-культурной деятельности учреждений культуры. Проблема финансирования социально-культурной деятельности. Технология формирования многоканальной системы финансирования организаций социально-культурной сферы. Технология привлечения и аккумулирования финансовых средств из различных источников (фандрайзинг). Организационное и техническое обеспечение фандрайзинга. Планирование фандрайзинговой кампании. Контакты с потенциальными донорами. Специальные мероприятия. Анализ эффективности фандрайзинга. Разработка организационных документов.

Содержание информации в сфере социально-культурной деятельности и требования, предъявляемые к ней. Источники социальной информации, используемые в деятельности организаций социально-культурной сферы. Основные элементы информационного обмена. Типология информационных потоков. Этапы прохождения информации. Двусторонний характер информационной деятельности. Современные технологии информационной деятельности: материально–техническая база, виды технических средств, автоматизированная система обработки информации.

Персонал организации как объект управления. Понятие мотивации труда персонала. Мотив, стимул и потребности, их место в мотивационном механизме. Система мотивации в социокультурных организациях – разработка, внедрение и реализация. Материальное и нематериальное стимулирование и их виды. Цели мотивации в процессе социально-культурной деятельности. Основные участники мотивационного процесса. Приемы и способы мотивации труда работников организаций социально-культурной сферы. Создание и развитие мотивационных условий. Особенности мотивации труда творческих работников.

Маркетинг как концепция рыночного поведения организации социально-культурной сферы в конкурентной среде. Культурная услуга как основной продукт деятельности организаций социально-культурной сферы. Основные характеристики услуги: неосязаемость, несохраняемость, непостоянство качества, неотделимость от источника и объекта социокультурной услуги.

Предложение социокультурной услуги: доступность, атмосфера предложения услуги (физическая среда), взаимодействие работников организации социально-культурной сферы с потенциальными и реальными потребителями социокультурных услуг, участие самих потребителей в системе культурного обслуживания. Проблема выбора номенклатуры платных услуг. Технология продвижения социокультурных услуг к потребителю и инструменты маркетинга. Основные средства маркетинговых коммуникаций: социальная реклама, личные продажи, продвижение продаж и стимулирование сбыта, паблик рилейшнз.

Нововведения как объект инновационных технологий менеджмента социально-культурной деятельности. Понятие «нововведение» и его жизненный цикл. Взаимодействие нововведения с организационной средой. Источники инновационных идей. Классификация инновационных процессов и нововведений в социально-культурной сфере. Инновационные цели, идеи, проекты и программы. Инновационный потенциал и инновационный климат. Диагностический анализ инновационной среды организации социально-культурной сферы по методу SWOТ–анализа. Проектное управление инновационной деятельностью социокультурных организаций. Соотношение проектного и программно-целевого управления. Роль специалистов социально-культурной деятельности в развитии инновационного потенциала учреждения культуры.

Три предметные области технологий менеджмента социокультурной деятельности

Современный руководитель сети учреждений социально-культурной сферы, наряду с прочными знаниями основ классического менеджмента, должен владеть и уметь управлять действующими технологическими процессами социально-культурной деятельности.

Настоящее пособие призвано стать дополнительным источником изучения вопросов социокультурного управления при освоении учебной дисциплины «Технологии менеджмента социально-культурной деятельности» студентам, обучающимся по направлению подготовки (специальности) 071800 «Социально-культурная деятельность», профиля подготовки «Менеджмент социально-культурной деятельности», квалификации (степени) выпускника «бакалавр».

Основная цель учебного пособия в контексте изучения дисциплины – сформировать у студентов знания, умения и навыки управления социокультурными процессами, позволяющие на практике осуществлять организационно-управленческую деятельность в условиях учреждений социально-культурной сферы.

Задачи дисциплины: изучить особенности финансирования сферы культуры; научиться использовать на практике технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере; рассмотреть технологии управления персоналом в социокультурном учреждении; раскрыть значимость системы подготовки и повышения квалификации работников сферы культуры и искусства.

Рассматривая место дисциплины в структуре основной образовательной программы, данный курс, являясь основным в системе дисциплин профилизации «Менеджмент социально-культурной деятельности», продолжает знания, полученные в ходе освоения учебных предметов «Основы менеджмента социально-культурной деятельности», «Ресурсная база социально-культурной деятельности», «Технологические практикумы СКД» и др., находя своевременное применение в реализации специальных управленческих заданий (проектов) в процессе производственной, преддипломной практиках. Учебная дисциплина «Технологии менеджмента социально-культурной деятельности» включает изучение теоретико-практических вопросов, таких как: «Система финансирования в сфере куьтуры», «Технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере», «Технологии управления персоналом в социокультурных учреждениях», «Механизм профессиональной подготовки менеджеров социально-культурной деятельности» и др.

Учебное пособие построено с учетом технологии модульного обучения, имеющее структуру с содержанием лекционного курса, целевую установку, план, список литературы и вопросы для самоконтроля, задания для самостоятельной и практической работы, правильно ответив на которые, студент должен в итоге продемонстрировать успешное освоение компетенций:

Читать еще:  Квалификация менеджер по продажам

– способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

– умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

– готовность к реализации технологий менеджмента и маркетинга в сфере социально-культурной деятельности (ПК-9);

– способность осуществлять финансово-экономическую и хозяйственную деятельность учреждений культуры, учреждений и организаций индустрии досуга и рекреации (ПК-10);

– готовность использовать правовые и нормативные документы в работе учреждений культуры, общественных организаций и объединений граждан, реализующих их права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни страны (ПК-11);

– готовность к организации творческо-производственной деятельности работников учреждений культуры (ПК-12);

– готовность к осуществлению технологий менеджмента и продюсирования концертов, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и других форм массовой социально-культурной деятельности (ПК-13).

Особенностью учебного пособия является то, что его материал основывается на базовом принципе сближения социальных, культурологических наук, изучении социокультурной теории, практического опыта и социокультурных технологий управления, теории и практики рынка, маркетинга и менеджмента, современной культурной и социальной политики и механизмов их реализации в условиях формирования новой государственности, рынка, становления гражданского общества. Оригинальность авторского подхода в преподавании курса заключается в проведении практических занятий с использованием практико-ориентированных технологий.

Актуальность и значимость настоящего пособия достаточно очевидна, поскольку специалистам социокультурной деятельности необходимо знать основные технологии менеджмента в учреждениях социально-культурной сферы; уметь работать в команде; разрабатывать цели и приоритеты творческо-производственной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреативные); владеть навыками управления деятельностью учреждений клубного типа (дома культуры; культурные центры; информационно-методические центры). И от того, насколько менеджер социально-культурного профиля будет мастерски владеть технологией социокультурного менеджмента, будет зависеть успешность его как руководителя-профессионала.

Технологии менеджмента в социокультурной сфере.

Предметом технологий этого менеджмента служат театр, кинопроизводство, цирк, хореография, музыкально-хоровое и оркестровое исполнительство, изобразительное искусство, СМИ, индустрия развлечений, эстрада, игорный и шоу-бизнес, артбизнес, спортивно-оздоровительный бизнес и туризм, книгоиздание и книготорговля, сервисные услуги ресторанного и гостиничного бизнеса и многие другие отрасли.

Технологии менеджмента в социокультурной сфере включают такие технологические действия, как анализ, прогнозирование, выработку и принятие управленческого решения, планирование, организацию выполнения плана, координацию, мотивацию имеющихся творческих (кадровых) ресурсов, контроль над выполнением решения и информацией.

Технологии анализа, или маркетинговые технологии являются изначальными для процесса управления. Это профессиональное использование нормативного, информационно-управленческого ресурса – мониторинг социально-культурных процессов, необходимость организации изучения и формирования современного рынка спроса на культурные продукты и услуги, проведения различных видов опроса, наблюдения, эксперимента, изучения документальных источников с целью сбора, обработки, систематизации, последующего анализа и использования правовых и организационно-хозяйственных документов, обширной социологической и инструктивной информации.

Технологии прогнозирования играют существенную роль – они позволяют выработать необходимые ориентиры в социально-культурной деятельности, обеспечить соблюдение нормативных, законодательных требований, предупредить и скорректировать возможные отклонения в достижении намеченных целей. Результатом их использования являются предположения по поводу различных условий, факторов и обстоятельств, рассчитанные на внешнюю и внутреннюю среду.

Технологии выработки и принятия управленческого решения способствуют выбору оптимальных вариантов из существующих прогнозных альтернатив в социально-культурной деятельности. Они направлены на обеспечение таких требований к управленческим решениям, как их эффективность, реальность, экономичность, своевременность, обоснованность и т.д. В основе управленческих решений лежат такие основания и признаки, как

· характер целей (оперативные, тактические и стратегические);

· характер решаемых задач (экономические, организационные, экологические и т.д.);

· причины возникновения (ситуационные, инициативные, эпизодические и т.д.).

Технологии планирования используются, чтобы выстроить и детализировать процесс реализации управленческого решения. Эти технологии, имеющие прямое отношение к тому или иному субъекту социально-культурной деятельности, позволяют выявить его основное назначение, цели и задачи, необходимые для их достижения, действия, методы и приемы. Они связаны с разработкой и реализацией бизнес-планов, медиапланов других видов стратегического и оперативного планирования. Стратегические и тактические (оперативные) планы призваны дать ответ на следующие вопросы:

1) где на данный момент находятся наши социально-культурные учреждения или организации; каковы их возможности и перспективы в области маркетинговых отношений, финансового, материального, кадрового обеспечения, научных исследований;

2) куда двигается учреждение или организация на основании оценки реальных возможностей.

Технологии организации направлены на выполнение, активное продвижение («промоушн») того или иного плана, проекта, программы в социально-культурной сфере. По существу, любой специалист-менеджер, занятый в этой сфере, выступает в качестве лидера, основного персонажа в рамках того или иного социально-культурного проекта, внутри любой инициативной группы. Организаторские технологии предполагают управленческую деятельность по формированию и регулированию (в том числе совершенствованию) социально-культурных процессов в сфере досуга и творчества, образования и физического развития.

Читать еще:  Менеджмент и пиар

Технологии координации, направлены на обеспечение бесперебойности и непрерывности выполняемых функций управления различными видами социально-культурной деятельности. Актуальность этих технологий обусловлена динамичными непрерывными изменениями внешней и внутренней социально-культурной сферы, что, в свою очередь, зависит от умения менеджеров быстро и оперативно маневрировать финансовыми и материальными ресурсами, проявить способности к своевременной адаптации и корректировке.

Поскольку любая из организационных и координационных технологий связана с активизацией человеческого фактора, грамотным использованием кадрового ресурса постольку каждая социально-культурная инициатива, формирование или пополнение творческого коллектива обязательно предусматривает мотивацию, стимулирование участников с целью опереться на их потребности, вызвать у них интерес и желания к предстоящей работе, развеять возможные опасения и сомнения. В процессе социально-культурной деятельности широкое распространение получили методы:

· материальной, экономической мотивации (заработная плата, премия, льготы, проценты, участие в прибылях, доплата и др.);

· методы нематериальной, социальной, психологической, морально-этической мотивации (делегирование полномочий, прав и ответственности, предоставление более содержательной, социально значимой работы с перспективой должностного и профессионального роста, общественное признание, благодарности, улучшение условий труда, создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и т.д.).

В социально-культурной сфере существуют благоприятные возможности для эффективной мобилизации целого ряда других мотивов, среди них: общение, обучение, стремление к успеху, творческое самоутверждение, ощущение собственной значимости и востребованности и т.д.

Технологии контроля необходимы, поскольку в процессе реализации своих творческих проектов и программ организаторы довольно часто сталкиваются со множеством непредвиденных обстоятельств, ошибочных решений, организационных либо финансовых проблем и т.д. Любая из технологий контроля предусматривает выполнение следующих обязательных процедур:

1) установление определенных стандартов, целей, требований, которым должны соответствовать конечный творческий результат, культурный продукт или услуга;

2) измерение того, что действительно достигнуто за определенный отрезок времени и сравнение достигнутого с ожидаемым результатом;

3) осуществление конкретных действий, если это необходимо, для корректировки серьезных отклонений от первоначального плана или проекта. Одним из таких действий, в частности, может стать пересмотр конечной цели или результата с тем, чтобы сделать их более реалистичными в данной ситуации.

Вопрос 38. Технологии менеджмента в сфере культуры.

СКД исключает элементы стихийного, рефлексивного регулирования. Не может происходить этот процесс и автоматически. Он нуждается в целенаправленном воздействии, где присутствуют все компоненты сознательного управления.

Поскольку СКД является объектом управления, постольку наравне с производственным, политическим, педагогическим менеджментом правомерно говорить о менеджменте социально — культурном.

Социально – культурный менеджмент (СКМ) – то совокупность управленческих отношений и способов управленческой деятельности в СКС, как особый вид взаимодействий и взаимосвязей между коллективами и отдельными людьми – субъектами этой деятельности. В условиях рыночных отношений менеджмент является мощным катализатором развития новых форм собственности и выработки соответствующей времени социально – культурной политике.

В сфере СКД выделяется многообразие различающихся по своему назначению управленческих технологий, прямо или косвенно связанных с понятием «СКМ».Предметом технологий этого менеджмента служат театр, цирк, кинопроизводство, индустрия развлечений, эстрада, игорный и шоу- бизнес, туризм, книгоиздание, сервисные услуги и мн.другие.

СКМ представляет собой деятельный процесс, в котором наряду с типичными для общего менеджмента принципами, структурой и другими свойствами проявляются черты менеджмента финансового, психологического, инновационного.

Управленческие технологии открывают неограниченный простор для СКМ как свободного творческого самопроявления, открытого для множества инвариантных форм самореализации менеджерской предпринимательской инициативы.

В каждой из этих технологий преобладает один из основных управленческих подходов: управление как процесс (процессный подход), управление как система (системный подход), управления как технология связанные с конкретной социально- культурной ситуацией (ситуационный подход). Одновременно в управленческих СКТ нетрудно вычленить определяющие ролевые (лидерские, посреднические) функциональные элементы предпринимательства и менеджмента в области искусства, образования, досуга и т.д.

В практике СКД в России лишь нарабатываются необходимые знание и умения в области СКМ. Между тем хорошо известен исторический опыт предпринимательства, меценатства, благотворительности в СКС. Лучшие традиции российского менеджмента в той сфере, научные взгляды и подходы еще ждут своего возрождения и развития.

Технологически управленческий цикл в СКС представляет собой совокупность основных действий менеджера ,педагога, технолога, которые выполняют в определенной последовательности, с момента конкретизации стоящей проблемы и выдвижение цели до момента достижения определенного результата. Этот цикл вкл. в себя такие технологические действия как анализ, прогнозирование, выработку и принятию управленческого решения, планирование, организацию выполнения плана, координацию, координацию имеющихся творческих (кадровых) ресурсов, контроль над выполнением решения и информацией.

В этом курсе под менеджерской деятельностью в сфере культуры, искусства, досуга понимается активное участие в соорганизации и координации действий всех участников социально- культурного процесса.

Читать еще:  Школа менеджеров рост

42. Виды предпринимательской деятельности некоммерческих организаций СКС.
Некоммерческой (монопрофитной) организацией является организация, не имеющая
извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не
распределяет полученную прибыль между участниками. Их деятельность в РФ
регулируется ФЗ принят гос. думой
8. 12. 1995. некоммерческие организации выполняют функции социального
посредника — реализация социальных идей и программ, действуют между
государством и коммерческими фирмами. Деятельность некоммерческих
организаций развивают область современного бизнеса и менеджмента.
По формам собственности некоммерческие организации делят:
а) государственныеб) общественныев) частныег) коллективные
По характеру финансирования:
а) дотированные из гос. бюджета различного уровня б) существующие на учредительные взносы
в) получающие доходы от собственной некоммерческой деятельности.
По масштабам своей деятельности:
а) местныеб) региональные в) общенациональные г) муниципальные

Некоммерческие организации осуществляют различную деятельность: культура,
здравоохранение, образование. Достоинством некоммерческих организаций
является гибкость, пластичность их функциональной структуры.

43. Маркетинговые технологии деятельности организации СКС.
Маркетинг в социально – культурной деятельности – это система управления деятельностью учреждений культуры по производству и реализации продуктов и услуг на основе изучения культурных интересов и потребностей населения с целью их формирования и удовлетворения.
В течении последних лет социально – культурные учреждениям пришлось выживать в рыночных отношениях и перейти на новые способы организации и управления. Им пришлось научиться экономично вести дела, искать новые источники финансирования, рынки реализации своих услуг и продуктов, соответствовать потребностям своей аудитории и потенциальных покупателей.
Учреждения культуры прилагают свои усилия для социально – культурного оздоровления общества, а общество в лице государства выделяет средства на содержание тех субъектов и объектов, которые осуществляют эту деятельность. Помимо государственного финансирования учреждения культуры стараются привлечь дополнительные финансовые средства путем предоставления платных услуг. Опасность может заключаться в том, что будут стимулировать и поддерживать услуги, которые в коммерческом отношении выгодны. Это может привести к понижению культурного потенциала населения, изменению культурных ценностей, утрате духовно – культурных смыслов СКД, понижению духовных потребностей населения, ориентация на примитивные формы развлечений, товары сомнительной полезности.
Традиционная концепция маркетинга применимая в коммерции и производстве не может в «чистом виде» успешно работать в некоммерческой (нонпрофитной) и полукоммерческой деятельности. Некоммерческая сфера финансируется государством из бюджета и ориентируется на потребителя видя в нем прежде всего личность, с запросами и нуждами (работа с малообеспеченными слоями населения, детьми, подростками). Данные категории пользуются услугами КДУ не оплачивая их т.к. государство их покрывает. Однако государственные средства не достаточны и учреждения непроизводственной сферы ищут возможность продавать свой продукт богатым клиентам, в которых видят источники средств – меценатов, спонсоров, фонды и др. Именно здесь используется маркетинг и дифференцирование на тех, кто полностью возмещает расходы и тех, кто частично платит. Когда рынок продуктов и услуг культуры ориентируется на неплатежеспособного потребителя, тогда маркетинг носит социально – ориентированный характер. Его цель – удовлетворение общественно значимых интересов и потребностей населения. Когда на рынке присутствуют потребители способные оплатить услуги, то маркетинг учреждений культуры обретает свойство коммерческой деятельности, т. е. получение прибыли. Большинство учреждений культуры выбирают оптимальное соотношение платных и бесплатных видов и форм деятельности. Н/р, клубные учреждения за счет платных концертов, спектаклей, танцевальных программ, обучающих курсов, проката инструментов, реквизитов, костюмов имеют возможность создавать и развивать самодеятельное художественное творчество, проводить массовые праздники, народные гуляния, культурно – досуговых программы.
Внедрение маркетинга в деятельность социокультурных учреждений привело к : 1) экономии в расходах, создании и реализации только самых необходимых и эффективных с точки зрения общественной полезности культурных проектов; 2) выработали стратегию пополнения финансов за счет платных видов услуг, изучении состояния социально – культурной среды, своих конкурентов; 3) приблизили работу учреждений культуры к потребителю, улучшили формы и методы работы, создали более комфортные условия для зрителей т. е. улучшение формы и содержания услуги (качества) и стремятся чтобы они соответствовали интересам и потребностям населения. Маркетинг в СКД — это процесс структурирования всех сторон организационной, деловой, творческой деятельности учреждений на этапах изучения культурных потребностей населения, разработки идей, создание и предоставление потребителям продуктов и услуг на безвозмездной и платной основе. Полученный доход от платных услуг направляются на воспроизводство последующей деятельности. Все средства из бюджета, фондов развития культуры и искусства, спонсоров и меценатов, платные услуги вливаются в единый финансовый фонд учреждения. Такую модель финансовой деятельности имеют цирки, профессиональные театры, культурно – творческие центры, музеи, библиотеки, выставочные залы, галереи, парки культуры и отдыха и т.д.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 84 ; Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector