Mos220.ru

Онлайн марафоны
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тайм менеджмент для учителя

Мастер – класс для педагогов «Тайм-менеджмент педагога. Навыки эффективных людей»

Мастер-класс для педагогов «Тайм-менеджмент педагога. Навыки эффективных людей»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Центр детского творчества»

г. Ярцево Смоленской области

Мастер – класс для педагогов

Навыки эффективных людей»

Малина Марина Валерьевна,

Методы и приемы

Установление контакта, приветствие участников

Заполнение оценочного листа (приложение 1)

— Еще раз здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Малина Марина Валерьевна. Я педагог-психолог ЦДТ. Вы, как я знаю, успешные педагоги, люди, которым хватает времени решительно на все. Вы успеваете не только работать, но и жить, Вы вовремя уходите с работы, Вы читаете много интересных книг, Вы часто посещаете театры, любуетесь природой, общаетесь с семьей. Да? Все верно? Тогда можно Вам можно дальше и не слушать меня. Но я полагаю, что в 98% случаев из 100 это не совсем так…

— Итак, тема нашей встречи «Тайм – менеджмент педагога. Навыки эффективных людей» Я уверена, что у нас все получится. Ну что ж, тогда начинаем.

— Я предлагаю Вам поработать с оценочным листом, заполните его первую часть.

— Что для вас тайм – менеджмент, что вы написали?

— А теперь, чтобы убедить Вас об актуальности и значимости Тайм – менеджмента на сегодняшний день, я предлагаю Вам выполнить упражнение «Пирог».

Перед Вами карточка, на которой изображен круг, разделенный на 70 секторов. 1 сектор обозначает 1 год, 70 лет – это средняя продолжительность жизни в России. Закрасьте сейчас столько секторов, сколько Вам лет. А теперь давайте обсудим Ваше будущее… сколько человек спит? В среднем 6-8 часов в сутки, так 1/3 часть оставшейся жизни уйдет на сон – закрасьте еще 1/3 часть секторов. По мнению психологов, если сложить время, затраченное нами на хандру, безделье, это еще как минимум 3 года – закрасьте еще 3 сектора. Посмотрите и оцените, сколько активного времени Вам осталось? «Малый кусок пирога»? Только в Ваших силах сделать его максимально вкусным, максимально питательным, максимально нужным.

— Стоит ли растрачивать время в пустую?

Упражнение «Пирамида успеха»

Заполнение «Матрицы Эйзенхауэра»

Упражнение «Определяем своих «лягушек»

Упражнение «Делим «Слона»

— Люди говорят, время проходит. Это ошибка! Время стоит. Проходим мы.

Время – это ресурс, данный каждому из нас от рождения. Времени у всех одинаково – 24 часа в сутки, 8760 часов в год. Даже если вычесть сон, то остается около 5800 часов активной деятельности! Запас времени у каждого человека огромен. И если кто-то скажет вам «У меня нет времени» — теперь вы знаете, этот человек заблуждается. Время есть у всех, просто расходуем мы его по-разному. И от того, как мы это делаем, зависит то, как мы живем.

— Давайте рассмотрим и профессиональную сторону вопроса. Мы все педагоги. На качество образовательной работы влияет уровень организации педагогического процесса. Поэтому для педагога важно уметь организовывать себя, обладать умением самоорганизации. Самоорганизация – дело, конечно, не простое. Но ради тех замечательных результатов, которые она приносит, ею стоит заняться.

— Чтобы узнать, как эффективно организовывать свое время, давайте разберемся, что же такое тайм – менеджмент (ТМ). Тайм – менеджмент – искусство эффективной организации времени. Задачи ТМ – помочь человеку организовать свое время так, чтобы с меньшими усилиями и в кратчайшие сроки достигать своих целей. Успевать больше, уставая меньше. На первом месте всегда должны быть Вы и главные люди Вашей жизни, — ради этого и стоит работать над собственной эффективностью.

Сегодня мы остановимся на некоторых критериях – это целеполагание, расстановка приоритетов и планирование.

— Итак, целеполагание. Хочется начать со слов Сенеки «Когда я не знаю, на какую гавань мне держать курс, ни один ветер не будет для меня попутным»

— Чтобы достичь чего-то, мы сначала должны знать, чего мы хотим. Только наличие четкой цели дает возможность достигнуть многого. – Не спешите сразу браться за глобальное – начните с того, что сформулируйте главные цели вашей профессиональной жизни, исходя из них определите долгосрочные цели на ближайшие 5-10 лет, определите 4 главные цели в год, затем определите цель на 1 месяц. И то, что вы делаете в течение дня, недели, месяца – приближает вас к этой крупной и далекой цели.

— Давайте попробуем выполнить упражнение по системе Бенджамина Франклина. Заполните все предложенные ступени пирамиды под названием «Успех».

— У Вас получилось, трудно было его выполнять? С какой трудностью вы столкнулись? Как Вы думаете почему?

— Следующий критерий, который я бы хотела с Вами рассмотреть, это – расстановка приоритетов.

Можно всю жизнь делать вещи правильно. Но лучше – делать правильные вещи.

Приходилось ли Вам заниматься решением какой-нибудь задачи впервые? Сколько сил и энергии уходило на то чтобы добиться хоть какого-то результата? Если Вы будете заново решать эту задачу, то отбросите большую половину дел, а будете делать только те, которые действительно давали результат. Заметьте: только небольшая часть всех ваших дел дает наибольший результат. Вложившись именно в эти дела, вы сэкономите массу времени.

В ТМ существует Закон Парето (Принцип Парето), который формулируется так: «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий дают только 20%». В приложении к управлению временем это правило звучит так: 20% дел (и затраченного времени) дают 80% результатов, 80% дел (и затраченного времени) дают 20% результатов. Этот принцип является универсальным, и применим к любой сфере деятельности. Например: 20% информации приносят 80% знаний по данной теме, а остальные 80% только 20%. Проверьте этот принцип обязательно, проанализировав одно из своих последних дел, чтобы убедиться самому в его действительности. Поэтому примите совет: следует вначале выделить те 20% дел, которые дают максимальный результат и начинать с них.

Отделять главные дела от второстепенных, причем делать это быстро и правильно – очень ценное для организации времени умение. И главным помощником в этом должен стать Метод Эйзенхауэра – техника расстановки приоритетов. Он выделил следующие 4 категории ежедневных дел по критериям – важности и срочности:

Категория А: Важные и срочные

Сюда входят все неотложные дела: аварийная и критическая ситуации, проекты с «горящим сроком», все то, что необходимо выполнить без промедления.

Не допускайте появления этих дел! Старайтесь предвидеть их появление!

Категория Б: Важные и не срочные

В этой группе должны быть сосредоточены дела, которые приближают Вас к цели – самые полезные задачи. Они касаются Вашего личностного развития. Сосредоточьте все Ваши усилия на делах этой категории – они принесут самую большую отдачу.

Категория В: Не важные и срочные

Выполнение этих дел никак не приблизят Вас к достижению Вашей цели. В этой категории скапливаются самые вредные дела, которые пытаются выдать себя за дела из категории А. Это могут быть срочные дела, не относящиеся к вашим непосредственным обязанностям. Не принимайте все, что надо сделать срочно – за важное. Думайте о целях!

Категория Г: Не важные и не срочные

Как ни печально, таких дел большинство. Эта категория ежедневных дел делает очень маленький вклад в Ваше качество жизни, либо не делает его вообще. Однако они часто бывают интересными и даже приятными. Это может быть: разговор с друзьями по телефону в рабочее время, чаепития, игра в компьютер, просмотр сериалов и др. С делами этой категории нужно поступать жестко – вычеркивать из списка или выделять для них время по остаточному принципу.

— Сейчас я предлагаю вам заполнить Матрицу Эйзенхауэра.

— Что у вас получилось? Легко ли распределить дела по приоритетам?

— Следующий немаловажный критерий ТМ – это планирование.

Если Вы наметили цель, и убедились, что она действительно важна — надо начинать действовать. Но не вслепую — а проработав эффективный план, чтобы тратить ресурсы (время, силы, деньги) именно на то, на что нужно, и в правильный момент.

— Педагог в своей профессиональной деятельности постоянно сталкивается с планированием. Планирование в ТМ может быть жестким и гибким. Жесткое — наметить четкий план, где каждое дело привязано к определенному времени, и этому плану следовать, оно удобно в масштабах года (годовой план учреждения). Гибкое планирование удобно для плана дня. Скажем, за день нужно сделать некоторые дела — пишем список, — и в течение дня дела из списка выполняем. В какой последовательности и когда именно — решаем по ситуации. Как планировать свое время, как сочетать жесткое и гибкое планирование — решать вам. Главное — план должен быть.

Специалисты по ТМ утверждают, что планирование высвобождает время. (Убедитесь в этом, когда вы идете в магазин со списком того, что нужно купить, и тогда, когда вы просто заходите в магазин. Вы тратите гораздо меньше времени, когда вы знаете, что нужно купить)

— В ТМ есть интересное правило, которое называется Правило 6 «П», оно гласит: правильное предварительное планирование предотвращает плохие показатели.

Планировать и думать нужно всегда на бумаге . Если цели нет на бумаге, то она не существует. ( Предлагаю циклограмму)

Продолжайте работать с составленным списком в течение дня: при появлении нового дела вносите его в список с учетом приоритетности по отношению к ранее запланированным задачам. Выполнив очередную задачу из списка, обязательно вычеркивайте ее. Это даст Вам ощущение удовлетворенности своей работой, прибавит энтузиазма и зарядит энергией.

— Я уверена на 100%, что у каждого из здесь присутствующего есть такие дела, которые не хочется выполнять, которые влекут за собой неприятные ощущения, отнимают много сил, не интересны сами по себе и выполнение которых откладывается постоянно изо дня в день. В общем, любое занятие, которое совсем не хочется делать, но рано или поздно выполнить его необходимо. Такие дела называются на тайм-менеджерском языке «лягушками».

— Напишите на листке бумаги свои «лягушки», сколько вспомните в течение 1 минуты. Написали? Я Вам расскажу, что делать с лягушками по ТМ: Всё очень легко: выписать на отдельный листок/отдельную вкладку/отдельный файл весь список лягушек и «съедать» каждое утро по одной. Вы удивитесь, но через пару недель у Вас не останется ни одной лягушки.

— А теперь я хочу остановиться на других делах, не менее неприятных. У каждого из Вас есть дела, выполнение которых пугает от большого объема, Вы не знаете, как к ним подступиться и с чего начать. Это могут быть написание образовательной программы, рабочей программы. На тайм-менеджерском языке их называют «Слонами». Как быть со «слонами»?

Сами понимаете — проглотить целого «слона» за раз практически невозможно. Но возможно нарезать его на «бифштексы» и съесть их по-одному. Улавливаете мысль? Итак, чтобы написать программу — нужно разбить ее на маленькие составляющие («бифштексы»).

Памятка «Правила тайм-менеджмента» (приложение 4)

Тайм-менеджмент для педагогов и студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чудакова А.Г.

Текст научной работы на тему «Тайм-менеджмент для педагогов и студентов»

ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И СТУДЕНТОВ

А. Г. Чудакова, преподаватель Кемеровского горнотехнического техникума

Каждый из нас часто сталкивается с проблемой нехватки рабочего (учебного) времени, что влечет за собой целый ряд негативных последствий: невыполнение запланированных мероприятий, работа по вечерам и в выходные, «завал» на работе (в учебе). Решить эту проблему можно, научившись правильно планировать свое рабочее время. Планирование и контроль — это две составляющие успешной организации работы не только преподавателя, но и студента.

Управление временем, или тайм-менеджмент, — это умение так распределить свое время, чтобы выполнить работы с меньшими затратами, лучше организовать труд (следовательно, получить лучшие результаты), уменьшить загруженность работой и стресс. Не надо быть специалистом-психологом, чтобы понять, как важна расстановка приоритетов при планировании своего рабочего времени.

Я решила поделиться своими знаниями о тайм-менеджменте с педагогами КГТТ на занятиях Школы начинающего преподавателя (ШНП), а также со студентами на часах общения. Чем не профилактика эмоционального выгорания?

Читать еще:  Самоучитель по тайм менеджменту

Ненавязчиво, в форме беседы слушателям были представлены основные принципы тайм-менеджмента, порядок планирования, а также проведен ряд тренингов.

Основные принципы тайм-менеджмента

Приступайте к делу без раскачки. Следует категорически отказаться от такого утреннего ритуала, как многоразовые приветствия, пространные обсуждения последних новостей и т. д. Социальные контакты, конечно, нужны,

да и вы — не робот. Однако их можно перенести на менее напряженное время, например обеденное и послеобеденное.

Подготовьте рабочее место. Уберите со стола все не нужные для решения первоочередных задач бумаги. На рабочем столе должно находиться одновременно не более шести документов. Это психологически оправданно: во-первых, лишние бумаги поглощают время, во-вторых, порядок на столе стимулирует порядок в мыслях.

Установлено, что десятиминутная подготовка к рабочему дню позволяет экономить до двух часов рабочего времени. Так что выиграйте эти два часа! Кроме того, составляя план рабочего дня, учитывайте следующее правило: планировать нужно не более 60 % вашего времени, а 40 %% — это резервный фонд для неожиданных и неотложных дел.

О планировании. Даже самый лучший способ работы безнадежен, если вы заранее четко не обозначили то, к чему вы стремитесь. Постановка цели заключается в точном знании того, что, когда, в каких масштабах надо достичь. Планирование как составная часть задач и правил самоменеджмента означает подготовку к реализации целей и структурирование времени.

Пример: вы собираетесь провести летний отдых на побережье Карибского моря. Для

того чтобы ваша поездка состоялась, вы планируете ряд последовательных мероприятий: от получения заграничного паспорта, приобретения путевки, билетов до покупки необходимых в дорогу предметов. Не получив паспорт, нецелесообразно приобретать путевку. Если не позаботиться о своевременном получении паспорта, можно остаться без путевки. Чем эффективнее вы спланируете подготовку к отдыху, тем приятнее он будет. Так же и в работе. Планирование ежедневной работы, средне- и долгосрочных мероприятий и результатов означает выигрыш во времени, достижение успеха и большую уверенность в себе.

Составьте план рабочего дня. Он поможет вам разумно распределить время и выделить первоочередные задачи. Принципиально важно составлять план дня в письменном виде. Письменный план помогает лучше оценить потребность во времени и более реалистично планировать резервное время. Реалистичный план дня должен в идеале включать лишь то, что вы хотите или должны, а также можете сделать в этот день.

• составить задания, т. е. мероприятия из недельного плана, расставленные по приоритетности; невыполненное накануне; добавившиеся дела; сроки, которые надо соблюсти, срочные звонки и т. п.;

• оценить требуемое на каждое задание время;

• зарезервировать время (в соотношении 60:40);

• контроль и перенос несделанного. Необходимо всегда перепроверять свои планы и изменять их, если они оказываются невыполнимыми или не позволяют достичь поставленной цели к сроку. Если же какое-то дело начато, то оно должно быть доведено до конца.

• осмысление сделанного за день;

• сравнение запланированного с достигнутым;

• перенос на следующий день.

Контроль не является заключительным этапом работы, как может показаться. Напротив, это начальный этап формирования плана на следующий день. Контроль осуществляется НЕ за людьми, а за результатами их деятельности! Основой контроля является создание четкой системы планирования, охватывающей как отдел (цикловую методическую комиссию) в целом, так и каждого сотрудника (план отдела (план ЦМК), индивидуальный план). Плановое мероприятие считается выполненным,

если совершены (завершены) все перечисленные в нем действия.

Расстановка приоритетов. Не следует сразу браться за самые легкие, интересные или требующие минимальных затрат времени дела. Необходимо приступать к вопросам, сообразуясь с их значением и важностью. Сложные задачи ни в коем случае нельзя откладывать на конец рабочего дня, недели или месяца. Начинать нужно в первой половине дня, когда вы еще не устали, полны сил, не загружены текущей работой. Тогда требования задачи и ваш потенциал совпадут. На первое место в календаре поставить дела с фиксированным сроком выполнения. Наивысшим приоритетом должны пользоваться также задачи, требующие больших усилий (например, выработка новой стратегии, разработка мероприятий по неделе ЦМК и т. д.). Специалисты рекомендуют включать в эту группу и «неприятные» задачи, выполнение которых может явиться причиной плохого настроения. К делам второй степени важности можно отнести различного рода среднесрочную работу, а также работу, связанную с выполнением обычных функций. На третье место следует поставить второстепенную работу, невыполнение которой не будет иметь сколько-нибудь значительных отрицательных последствий.

При планировании рекомендуется:

• группировать мелкие дела в одно и разделять очень крупные на несколько. В результате каждое дело должно занимать от 30 минут до 1,5 часа;

• желательно отдыхать через час работы хотя бы по 5 минут;

• не планировать более трех важных и более десяти дел в целом на один день;

• не приступать к выполнению новой задачи до завершения предыдущей; если вас прервали, то следует вернуться к незавершенному делу;

• вписывать невыполненные дела в календарь на следующий день;

• лучше всего план на следующий день составлять накануне вечером, разумеется, это не отменяет его обязательной перепроверки утром.

Из всех проводимых тренингов среди слушателей (как преподавателей на ШНП, так и студентов) наиболее популярным оказалось упражнение «Мой капитал времени», которое состоит в следующем. Ведущий (автор статьи) спрашивает: «Сколько у нас времени?» И получает ответы участников тренинга. Несомненно, каждому отведено свое время. Но давайте ответим приблизительно на вопрос: «Каков мой капитал

1 Мой возраст (в годах)

2 Средняя продолжительность жизни (приблизительно)

3 Мой капитал времени в годах («2» минус «1»)

4 Мой капитал времени в сутках («3» умножить на 365 дней)

5 Количество необходимых часов на сон в сутки

6 Количество активных часов в сутках (24 часа минус «5»)

7 Мой капитал времени в часах («4» умножить на «6»)

времени?» Для этого произведем математические расчеты по таблице 1.

Примечание: для заполнения строки 2 предлагается ориентироваться на максимальный возраст своих предков (генетическая предрасположенность) по женской либо мужской линии — для участников женского (мужского) пола.

Затем ведущий фиксирует на доске ответы участников, берутся средние результаты. Предлагается сравнить полученный капитал времени с тем числом, которое было названо вначале.

В среднем получилось от 200 тыс. до 400 тыс. часов.

Увы, мы не ценим наше время. Это первый вывод, который мы должны сделать. Если мы потеряем тысячу рублей, то это восполним, так как сможем заработать. Если мы потеряем 10-20 часов, то эту потерю мы не сможем восполнить никогда. Когда у нас украдут 100 рублей, то мы нервничаем. Когда крадут часы нашей жизни, мы философски рассуждаем: ну, что же делать.

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В БЕЛОВСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Е. В. Чернышов, преподаватель Беловского педагогического колледжа

Главная задача здо-ровьесберегающего сопровождения вос-питательно-образовательного процесса в колледже заключается в развитии имеющейся здоровьесбере-гающей среды и создании условий для формирования теоретических знаний и практических умений и навыков в области оздоровительной деятельности у студентов. Развитие активной здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении предполагает организацию всего образовательного процесса на основе принципов здоровьесберегающей педагогики: оздоровительной направленности, непрерывности, активного обучения, комплексного подхода и др.

Для создания здоровьесберегающей среды в колледже разработана программа здоровье-сберегающего сопровождения воспитательно-образовательного процесса, которая реализуется по двум направлениям: формирование знаний, умений и навыков сохранения и укрепления здоровья в процессе образовательной деятельности; создание организационно-методических условий, способствующих сохранению здоровья.

Формирование знаний, умений и навыков сохранения и укрепления здоровья в процессе образовательной деятельности

Анализ федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования и учебных планов подготовки будущих учителей и воспитателей позволил выявить перечень дисциплин, в содержании которых присутствует здоровьеопределяющий компонент. Наиболее ярко он представлен в дисцип-

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБщЕСтВО» № 4 (59) 2018

Тренинг: «Как успевать жить и работать. Тайм-менеджмент для учителя».

Тренинг: «Как успевать жить и работать.
Тайм-менеджмент для учителя».
Цель тренинга: Научить педагогов более эффективно использовать время. Повысить личную эффективность работы, позволяющие добиваться больших результатов и достигать значимых целей при меньших затратах времени и энергии.
Оборудование: раздаточные материалы: таблица «Мой капитал времени», схема «Пирог времени»
Продолжительность: 3 часа
Содержание тренинга
1.Знакомство с участниками тренинга
Упражнение 1. «Снежный ком» (15 минут)
Цель: Знакомство участников; запоминание имен
Каждому участнику необходимо назвать свое имя и придумать прилагательное (эпитет), начинающее на ту же букву, что и его имя. Следующий участник сначала называет имя и прилагательное того участника, который представился перед ним, затем свое. Задача следующего – повторить уже два имени и два прилагательных, затем назвать свои и т.д. Последнему участнику приходится повторять имена и прилагательные всех участников в кругу.
2.Знакомство с целями тренинга (10 минут)

Тайм-менеджмент – «технология, позволяющая невосполнимое время жизни использовать в соответствии с личными целями и ценностями». Поэтому целевая функция тайм-менеджмента – не эффективность или продуктивность, как часто думают. Полагаю, что целевая функция тайм-менеджмента – счастье. А результативность, способность вместить больше дел в единицу времени является необходимым, но далеко не достаточным условием счастья.
3.Обсуждение и принятие правил работы (10 минут )

4.Конкретизация ожиданий от тренинга (15 минут)

Модуль 1. Управление временем.

Упражнение 1. «Мой капитал времени» (30 минут)
Цель : Осознание понятия «мой капитал времени» через количественный показатель.
— Сколько у нас времени? (ответы участников) Конечно, мы не искушаем судьбу. Каждому отведено свое время. Но давайте приблизительно ответим на вопрос: «Каков мой капитал времени?» (см.таблица 1.)
Таблица 1.

Теперь сравните полученный капитал времени с тем числом, которое вы мне назвали при моем вопросе. В среднем у нас получилось 200 000- 400 000 часов. Увы, мы не капиталисты. Это первый вывод, который мы должны сделать. Если мы потеряем 1000 рублей, то это восполним, так как сможем заработать. Если мы потеряем 10-20 часов, то эту потерю мы не сможем восполнить никогда. (Обсуждение результатов в круге.)
Когда у нас украдут 100 рублей, то мы нервничаем. Когда крадут часы нашей жизни, мы философски рассуждаем: «Ну, что же, делать…. Как же с этим быть…»
Упражнение 2.«Пирог времени» (20 минут)
Цель : Осознание понятия «мой капитал времени» через визуальную технику.
Рассмотрим еще одну картинку (см. схема «Пирог времени»). Попробуем заштриховать пирог времени в соответствии с нашими временными ресурсами, который у нас еще есть. Итак, поставьте на окружности точку и от этой точки.
Отсчитайте количество секторов, равное вашему возрасту. Заштрихуйте. Это то, что вы уже прожили. В этом круге 80 секторов (средняя продолжительность жизни человека). А теперь давайте посмотрим на то, что у нас еще впереди. Если мы тратим на сон – 8 часов. Это треть суток. Не правда ли? В сутках 24 часа, 8 часов это 1/3часть. Итак, треть нашей жизни мы тратим на сон.
Отсчитайте и заштрихуйте 1/3часть секторов на сон. А теперь давайте посмотрим, сколько мы примерно потратим нашего времени на какие-то бесцельные ожидания, в течение которых нельзя ни почитать, ни послушать музыку. Это, к сожалению, могут быть периоды болезни.
Отсчитайте на это еще 3 года. Тоже заштрихуйте.(Обсуждение в круге.)
Посмотрите сколько остается. Весьма и весьма малый кусок пирога. На пару чашек чая. Наша задача растянуть этот пирог. Сделать его максимально вкусным, максимально питательным и полезным. Максимально нужным нам и вот эти мы будем сейчас заниматься.
Схема «Пирог времени»
Упражнение 3.«Поглотители времени»(25 минут)
Цель : Выявление поглотителей времени
Подумайте и выпишите все занятия, которые можно определить как «поглотители» времени. Посчитайте, сколько времени они отняли у вас в течение недели? Кто больше всех отвлекал вас? Что мешало вам завершить начатое за один прием?
Теперь, когда перед вами список основных «поглотителей» вашего времени, подумайте, какие меры вы можете предпринять для их устранения?
Вам будет легче справиться с этим заданием, если вы определите причины, которые приводят к потере времени. Предлагаю вам перечень наиболее распространенных причин. Отметьте те, которые характерны для вас.
Причины потерь времени:

  • не умею отделить важные дела от второстепенных;
  • не планирую предварительно свой день;
  • личная неорганизованность (беспорядок на письменном столе, в комнате и т.п.);
  • не всегда знаю, что нужно делать;
  • отвлекаюсь на телефонные звонки (и надолго);
  • не умею сказать «нет»;
  • моя личная недисциплинированность;
  • не довожу начатое до конца;
  • долго раскачиваюсь в начале каждого дела;
  • много времени трачу на мелкую и рутинную работу, а до важных дел руки не доходят;
  • не знаю своего личного ритма физической и умственной активности;
  • очень легко отвлекаюсь (например, на шум).
Читать еще:  Менеджер в сфере управления

Пусть вас не смущает большое количество отмеченных вами слабых мест. Определите «свои» 3 наиболее дорогостоящие и придумайте способ, как их устранить. Одолев три важнейших «поглотителя» времени, вы сможете значительно сократить потери времени.

Модуль 2. Постановка и способы достижения эффективной цели.

Упражнение 1. «Мои жизненные цели» (35 минут)

Цель : Прояснение жизненных целей
Всем известно, что ясность – залог эффективности. Самой частой причиной потери времени и главным препятствием на пути к успеху является неумение сосредоточиться на необходимой задаче. Поэтому важным этапом в управлении своим временем является четкое определение своих целей, распределение их по степени важности.
Выберите любые важные сферы жизни. Напишите их названия на отдельных листках.
Теперь из этих трех сфер выберите ту, которая является для вас самой важной. Положите тот листок, на котором вы записали ее название, перед собой и задайте себе вопрос: чего я хочу достичь? Можно закрыть глаза и посидеть некоторое время, размышляя над ними. После этого запишите все мысли и образы, какие возникли у вас. Записывайте все, что приходит в голову.
Из оставшихся сфер выберите ту, которая стоит на втором месте по значению, проделайте то же самое.
Возьмите третий листок. Прочитайте название сферы вашей жизни и задайте себе те же вопросы.
Возьмите первый список целей и прочитайте его. Что вы можете еще написать? Может быть, вы захотите что-нибудь вычеркнуть? Исправить?
Проранжируйте все ваши цели по степени важности от 1 (самая важная) до N (номер последней цели, не самой важной). Отложите список в сторону.
Прочитайте три первых пункта. Задайте себе вопрос: Это действительно самое важное для меня в данной сфере? Если ответ утвердительный, то переверните лист и запишите их на другой стороне. Если вы сомневаетесь, то выберите из тех пунктов, что идут следом, тот, что считаете важным, и затем перенесите на другую сторону листа.
То же самое проделайте со вторым и третьим списками.
Положите перед собой все списки с тремя главными целями. Теперь перед вами более ясная картина того, что вы хотите. Прочитайте свои записи еще раз и задумайтесь: Насколько важны для меня эти цели? Я действительно хочу именно этого? Насколько эти цели реалистичны? Насколько они согласуются между собой? Не противоречат ли они друг другу? Часто люди ставят перед собой значительно больше задач, чем они могут реально выполнить. Для осуществления всего желаемого у них просто не хватит сил, времени, способностей. Поэтому необходимо установить приоритеты, то есть решить: Какие цели являются наиболее важными? С какими можно повременить? На достижение каких целей следует направить свои ресурсы, то есть время, способности, умения?
Сейчас установите приоритеты А, В, С, для каждой из девяти целей, которые вы отобрали из трех важнейших сфер вашей жизни.

  1. очень, очень важные цели.
  2. очень важные цели.
  3. просто важные цели.

Возьмите чистый лист бумаги и запишите на нём сначала цели приоритета А, затем В и С. Посмотрите на список целей приоритета А. Это то, что вы хотите. Это и есть то, на что нужно направить ваши силы и энергию. Вы готовы уже сейчас приступить к их реализации? Каков будет ваш первый шаг?
Подведение итогов
Упражнение «Пять Пальцев» (по Л. Зайверту) (20 минут)
Цель : Получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы на тренинге.
Чтобы достижение цели стало реальностью, необходимо постоянно следить за тем, чтобы не сбиться с курса. Для управления такой «тонкой материей», как время, контроль важен особенно. Лотар Зайверт предлагает очень простой и удобный метод ежедневного итогового ТМ-контроля (впрочем, метод можно использовать и для промежуточного контроля над выполнением отдельных задач в течение дня) — так называемый метод «пяти пальцев». Метод является элементарной мнемотехникой, в которой за каждым из пальцев руки закреплен один из контролируемых параметров качества достижения цели.
Достаточно лишь посмотреть на ладонь правой руки и по первым буквам названий пальцев вспомнить параметры, на основании которых осуществляется контроль. Вот эти параметры (в несколько модифицированном, по сравнению с предложенными Л. Зайвертом, виде):
М (мизинец) — Мысли, знания, информация. Что новое сегодня я узнал? Узнал ли я что-то новое о своем времени? Придумал ли новые «хитрости», чтобы лучше управлять им?
Б (безымянный) — Близость к цели. Какие оперативные задачи, приближающие меня к достижению важных целей (долгосрочных стратегических), я сегодня решил?
С (средний) — Состояние. Какие дела были особенно интересными? Что было связано с положительными эмоциями и высокой мотивацией? Напротив, какие дела были скучными, субъективно тяжелыми, делались «через силу»?
У (указательный) Услуга, помощь, сотрудничество. Кому я помог, кому оказал ценную услугу, с кем нашел общий язык, с кем вместе хорошо работал?
Б (большой) — Бодрость. На какие задачи я затратил больше всего энергии, физических сил? Что сделано мною сегодня для поддержания здоровья и физической формы?
Попробуйте прямо сейчас, на этапе завершения нашего занятия, посмотреть на свою правую ладонь и проконтролировать результат, например, полученной информации:
-Можете ли вы назвать несколько наиболее важных идей, которые вас заинтересовали на занятии, какие у вас возникли мысли (мизинец)?
-Помогут ли знания, полученные на тренинге, в достижении ваших актуальных жизненных целей, ваша близость к цели (безымянный)?
-Были ли на тренинге упражнения, которые изменили ваше состояние (средний)?
-Помогло ли вам занятие лучше понять самого себя? Смогли ли вы в чем-то изменить себя, а в чем-то принять себя таким человеком, какой вы есть (указательный)?
-Было ли занятие тяжелым, трудным? Сильно ли утомило вас понимание изложенного материала (большой)?
Список литературы
1. Азарова О.Тайм-менеджмент за 30 минут.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.-160с.
2.Архангельский Г. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать.-М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009.
3. Васильченко Ю.Л., Тараченко З.В., Черныш М.Н. Самоучитель по тайм-менеджменту. –СПб.: Питер, 2007.-256с.
4.Добротворский И.Л. Самоменеджмент: эффективные технологии: Практическое руководство для решения повседневных проблем. –М.: Приор-издат, 2006.-271с.
5. Калинин С.И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. – СПб.: Речь, 2006.-371с.
6. Соснина М.А. Личный тайм-менеджмент, или Как управлять своим временем.-Ростов н/Д: Феникс, 2005.-256с.
7.Тайм-менеджмент по Брайану-Трейси: Как заставить время работать на вас/Брайан Трейси; Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.-302 с.

Тренинг «Тайм-менеджмент современного педагога»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Выбранный для просмотра документ Тайм-менеджмент современного педагога.docx

Конспект психологического занятия

с элементами тренинга

«Тайм-менеджмент современного педагога»

Количество человек е группе: 12-15.

Время проведения: 60 мин.

«ВРЕМЯ ЭТО ЖИЗНЬ. РАСТРАТИТЬ СВОЕ ВРЕМЯ — ЗНАЧИТ РАСТРАТИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ. ВЗЯТЬ СВОЕ ВРЕМЯ ПОД КОНТРОЛЬ — ЗНАЧИТ ОВЛАДЕТЬ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕЕ НАИЛУЧШИМ ОБРАЗОМ».

Оборудование: листы бумаги А4, простые карандаши, ручки, маркеры, раздаточный материал с анкетами, карточками для упражнений, доска, портфель для упражнения «Чемодан в дорогу», мультимедийное оборудование.

Музыкальное сопровождение: О. Газманов «Нарисовать мечту».

1. Упражнение «Меня зовут».

Смело и решительно

С угрозой, чтобы все вас начали бояться

Вежливо, чтобы не привлекать внимания

2. Игра «Поменяйтесь местами те, кто. »

Цели: получение дополнительной информации об участниках, настрой на работу в группе по теме занятия.

Инструкция. Ведущий выходит в центр круга. Участники сидят на своих местах. Мест ровно столько, сколько сидящих. Ведущий обращается к присутствующим со словами «Поменяйтесь местами те, кто. », заканчивая предложение определенной фразой. Задача участников — поменяться местами в зависимости от указанного условия, не договариваясь между собой. Ведущий пытается занять пустующее место. Если ему это удается, то на его место становится тот человек, которому не досталось стула.

.. .кто всегда успевает в рабочее время выполнить всё необходимое;

.. .кто планирует свой рабочий день заранее;

.. .кто не успевает отдохнуть в выходные;

.. .кто часто замечает нехватку свободного времени.

1. Введение в тему и цели занятия

Слово ведущего: Реализация ФГОС предъявляет высокие требования к профессиональным качествам специалиста. Работа в инновационных условиях требует от современного педагога максимальной работоспособности и умения быстро адаптироваться к возникающим изменениям. Одна из ключевых проблем в осуществлении профессиональной деятельности — отсутствие времени и трудности в его эффективном распределении. Поэтому необходимо учиться правильно и рационально организовывать свое рабочее и личное время для достижения целей, что, в свою очередь, позволит сохранить работоспособность и предотвратить возможность возникновения стресса. Таким образом, современному педагогу необходимо знание основ тайм-менеджмента. Понятие «тайм-менеджмент» обозначает умение управлять временем, т. е. грамотно планировать свое время, правильно расставлять приоритеты, вовремя осуществлять контроль за проделанной работой и при необходимости корректировать временные рамки, отпущенные на то или иное занятие.

2. Упражнение «Завершение предложения»

— Для меня время – это…

Цели: получение обратной связи, развитие навыка размышлять, создание основы для работы по теме занятия.

Инструкция. Участникам надо назвать ассоциации, которые у них возникают со словом «время». Ответы записываются на доске, после чего педагогам предлагается оценить, каких ассоциаций больше — положительных или отрицательных. На основе этого ведущий делает вывод.

3. Тест «Определение эффективности планирования»

6-10 баллов — эффективность планирования практически на нуле.

Вам следует подумать об использовании новых методов и инструментов для повышения эффективности планирования. Совет: запишитесь на курсы тайм-менеджмента.

11-15 баллов — эффективность планирования ниже среднего уровня.

Возможно, у вас есть собственная система планирования рабочего и личного времени, но вам следует повысить её эффективность, чтобы уменьшить стресс и усилить контроль над ситуацией.

16-20 баллов — средний уровень.

Ваша система планирования времени работает, но может работать ещё лучше. Вам следует обратить особое внимание на то, как вы расставляете собственные приоритеты, справляетесь с неблагоприятными обстоятельствами и ситуациями, или на то, как именно вы составляете свой план на день.

21-25 баллов — уровень выше среднего.

Ваша система планирования хорошо работает. Поддерживайте её работу, периодически

пересматривая её для того, чтобы убедиться, что вы планируете решение именно тех задач, которые наиболее важны для вас в жизни.

26-30 баллов — прекрасный планировщик. либо человек на грани истощения.

4.Мини – лекция «Теория тайм-менеджмента»

Любой человек мечтает расширить временные рамки дня. Но при этом убеждён, что рамки эти строги и непреодолимы, как стены неприступной крепости: 24 часа, и всё.

Даже если бы сутки содержали 96 часов, все занятые люди так же жаловались бы на недостаток времени. Чтобы справиться с этой проблемой, необходимо прежде всего изменить своё мировоззрение. Просто надо захотеть изменить себя.

Речь идёт о новом качестве жизни человека как члена информационного общества. Это качество достигается за счёт умения управлять собой, выработки чётких личных ценностей, формирования реальных жизненных целей, определения приоритетов.

Умение распоряжаться своим временем — жизненно важный навык. Каждый должен создать свою уникальную систему управления временем.

Если надо проехать 100 километров на телеге, то при её скорости 10 километров в час понадобится 10 часов. А если ехать на автомобиле, то нужен всего лишь час. При чём здесь время? Здесь важна технология его использования. Поэтому проблема недостатка времени — это проблема не времени как такового, а эффективности его использования.

Один в эту секунду горы двигает, а другой в качестве результата предъявляет лишь свои намерения что-то сделать.

Истратив время и усилия на развитие навыков управления временем, вы обязательно добьётесь положительных результатов.

Необходимо владеть приемами по организации времени. Рассмотрим некоторые из них.

Формула шести «П». «Планированием предваряют правильные поступки и предотвращают плохие».

Прием «Выделяем приоритеты, или АБВ-анализ». Главный принцип — значение
и важность задачи не равны удельному весу в перечне дел. Общие закономерности приема основаны на сравнении процентного соотношения количества задач и их значении.
Важнейшие задачи, или категория А, составляют в списке дел 15% от общего количества, а их значимость равна 65%.

Читать еще:  Как стать менеджером ресторана

Важные задачи, или категория Б, составляют 20% от общего количества дел, а их значимость — 20%.

Менее важные, или категория В, — 65% от перечня всех дел, а их значимость всего 15%.

Алгоритм составления приоритетного списка дел:

Составить список всех дел. Обязательным в перечне дел должен быть пункт, который связан с составлением и коррекцией планов на сегодняшний и завтрашний день.

Систематизировать дела по их важности, установить очередность дел в соответствии с их значением для вас.

Присвоить задачам соответствующие категории А, Б, В и запланировать для них следующие временные интервалы:

А — первые 15% всех задач, на них отводится 65% рабочего времени (в перечне из 10 пунктов — это первая и вторая задачи).

Б — 20% всех задач и 20% рабочего времени (это третья и четвертая задачи из 10).

В — на оставшиеся 65% задач остается 15% рабочего времени (5-10 задачи). Перепроверить временной план и его соответствие выделенному времени. Откорректировать свой временной план, прежде всего обратить внимание на задачи категории А.

Проанализировать задачи Б и В еще раз. Какие из них можно поручить выполнять другим людям?

Правило 10/90. Первые 10% времени, расходуемые на предварительное планирование и организацию работы, обеспечивают экономию не менее 90% времени на практическую реализацию.

Используйте это правило хотя бы раз, и вы убедитесь в его истинности.

Наиболее благоприятное время для составления плана работы на следующий день — конец рабочего дня. На это нужно 10-15 минут.

Планируем только 60 % рабочего времени. 40 % оставляем на форс-мажорные обстоятельства.

Чем больше мы планируем, тем больше времени у нас есть.

Генеральный план — месячный план — недельный план — ежедневный план.

В процессе работы вычёркивайте пункты из своего списка-плана по факту их выполнения.

Ценной для вас в этом процессе является картина достигнутого. Так рождается ощущение успеха и движения вперёд. Когда наблюдаешь себя в процессе последовательного выполнения запланированного, получаешь мотивацию и энергию, необходимые для того, чтобы дойти до конца списка. Одновременно повышается самооценка и возрастает уважение к себе.

Вся наша сегодняшняя работа будет построена на изменении вашего отношения ко времени и приобретении знаний в практике эффективного его использования.

5. Упражнение «Пожиратели времени»

6. Упражнение «Ловля кайросов»

-КАЙРОС — греческое божество, олицетворяющее счастливое мгновение
Кайрос – это время, удобное для чего-либо.

Кайрос (др.-греч. Καιρός — «благоприятный момент») — древнегреческий бог счастливого мгновения.

У древних греков было два слова для времени: хронос — касается хронологической последовательности или времени прошедшего и все пожирающего (имеет количественный характер); кайрос — неуловимый миг удачи, который всегда наступает неожиданно, и поэтому им очень трудно воспользоваться (имеет качественный характер). [1] Кайрос обращает внимание человека на тот благоприятный момент, когда нужно действовать, чтобы достичь успеха. Этот бог был очень почитаем у древних греков. На рельефе он изображён с прядью волос на голове — только за этот локон и можно ухватить неуловимого крылатого Кайроса. В руках он обычно держит весы, что символизирует справедливость судьбы, посылающей удачу тем, кто это заслужил.

Составить план на день по группам

7. Жаворонок – голубь – сова

Отыщите своих братьев, объединитесь, разработайте рекомендации для администрации в отношении более продуктивной качественной работы

8. Упражнение «Чемодан в дорогу»

Цель: создание благоприятного образа будущего, повышение самооценки. Инструкция ведущего: Наше занятие подходит к концу, но впереди у каждого из нас долгий путь к самосовершенствованию. Давайте соберем в дорогу чемодан, в который положим самые важные и полезные вещи, необходимые нам для эффективного распределения времени. (Каждый из участников выбирает из предложенных карточек ту, которую можно положить в чемодан.)

Позитивное начало дня

Начинать рабочий день в одно и то же время

Перепроверять план дня

Составить список приоритетных дел

Разбить цель на небольшие, быстро осуществимые задачи

Планируя свой день, 40% времени оставлять на непредвиденные дела Реально оценивать соответствие своих возможностей и желаний

Выполнение работы начинать с ключевых задач

Уделить время подготовительной работе

Разбивать работу на несколько этапов

Учитывать свои индивидуальные особенности: тип темперамента и хронотип

Находить время для отдыха и здоровья

При необходимости делегировать полномочия

Уметь отказывать и говорить «нет» задачам, не входящим в число избранных Вами приоритетов

Избегать незапланированных импульсивных действий

Выработать привычку своевременно разбирать бумаги, выбрасывая ненужные, и работать за чистым столом

Контроль за результатами и самоконтроль

Составлять план на следующий день

Поощрять себя за выполнение большой и важной работы

Домой — с хорошим настроением

8.Рефлексия «Для меня время – это…»

9. Ритуал прощания «Аплодисменты по кругу»

Инструкция. Ведущий начинает хлопать в ладоши, глядя на одного из участников и постепенно подходя к нему. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем и т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Руденко О.М. Мои 24 часа.//Психолог в школе.-2003.-№12

Бабаянц, Н.А. Тайм-менеджмент современного педагога //Справочник педагога-психолога. Школа. – 2015.- №5.

Клюева, О.В. Как повысить стрессоустойчивость //Справочник педагога-психолога. Школа. – 2013. — № 12.

Выбранный для просмотра документ Тайм-менеджмент современного педагога.ppt

Тайм-менеджмент в школе. Советы учителю

Управление временем (или по-английски «тайм-менеджмент») – существенная составляющая современной деловой жизни, включающая и управление личным временем, вне работы. Напрасно потраченное время снижает общую эффективность труда и «съедает» нашу личную жизнь. Спешка, неизбежно возникающая там, где время распределяется неразумно, увеличивает стресс, отнимает здоровье и радость жизни.

Фото pixabay.com

Исследователи в области труда говорят, что по уровню стресса работа учителя сопоставима с работой руководителя. Однако, в отличие от руководителя, учитель не имеет личного секретаря, помощника или референта. Поэтому педагогу вдвойне необходимо умение распоряжаться временем самостоятельно.

В советский период управление временем входило в комплекс задач, осуществляемых службами и подразделениями, отвечающими за научную организацию труда (НОТ). Сегодня этим, похоже, никто не озабочен, что объясняется во многом удешевлением рабочей силы. Что касается школы, то там НОТ не было никогда, даже в советский период. Однако, этот факт не означает отсутствия необходимости в ней.

Учительский тайм-менеджмент имеет ряд особенностей. Прежде всего, эти особенности продиктованы разнообразием и смешением работы различного вида в течение рабочего дня. По отношению к проблемам тайм-менеджмента можно разделить учительскую работу на три основные группы:

1. Уроки и подготовка к ним, происходящая непосредственно на перемене. Это работа по жесткому, заранее составленному графику, что не исключает личное регулирование действий внутри заранее установленного отрезка времени.

2. Подготовка к урокам дома или в стенах учебного заведения. Это полностью свободно регулируемый труд. Расписание составляет сам учитель.

3. Работа, которая раньше обозначалась как «неконкретизированная по количеству часов» работа, а теперь называется «другая» (см. Приказы Минобра 1601 и 536). Сюда входят как оплачиваемые дополнительные обязанности (заведование кабинетом, руководство методобъединением и т.д.), так и неоплачиваемые затраты времени. Начиная с совещаний и дежурств и заканчивая подготовкой концертов, олимпиад, предметных недель. Оставив пока в стороне проблему законности привлечения учителей к неоплачиваемой работе. Примем как должное, что оплачиваемая часть имеет характер работы с ненормированным рабочим днем. Регулируется такая работа во многом администрацией, и здесь имеется известная трудность для учителя. Независимо от личных навыков управления временем он или она могут потерпеть ущерб от неумелых действий администрации.

Итак, по порядку.

Урок и подготовка к нему на перемене ограничены отрезком времени, в который учитель обязан уложиться, иначе он или она помешает работе коллег и дезорганизует процесс. Как сделать использование этого отрезка времени наиболее эффективным? Прежде всего, здесь поможет планирование. Следует сразу сказать, что под планированием не имеется в виду изготовление план-конспектов или «технологических карт», рекомендуемых (даже, скорее,навязываемых) неизвестными никому методистами или администрациями различного уровня. Формы этих документов далеки от реальности, в основу их положено абстрактное, надуманное представление о личности ученика и учителя вкупе с фантазиями о школьной повседневности.

Чтобы планирование помогало работе, должны быть учтены последовательность действий и предполагаемые затраты времени. Например, одна книга к уроку берется из шкафа в классе, на нее будет потрачено полминуты. Другую книгу надо взять в библиотеке или в кабинете у коллеги, и это займет от пяти до восьми минут, причем, с участием других людей, и, как следствие, элементами непредсказуемости. Поэтому, надо заложить это время в план и по возможности не в самой непосредственной близости от урока.

Необходимо лучше продумывать график текущего дня со всеми взаимосвязанными элементами. Например, большое значение имеет возможность включить компьютер однажды, в начале учебного дня и выключить по завершении всех уроков. Но это подходит только педагогам, не покидающим свой кабинет. Совсем в ином положении оказываются учителя, вынужденные каждый новый урок проводить в новом кабинете. В этом случае включение и наладка компьютера под свои цели, как и последующее выключение отнимут приличную долю времени, которую и следует заложить в график, чтобы минимизировать дальнейшую нервозность и сбои в работе.

Аналогично обстоит дело и с учебной работой. Один вариант планирования подойдет для класса с устойчивой дисциплиной и достаточной мотивацией. И совсем другой, если в классе есть ученик или группа, привычные отнимать чужое время. Если вы знаете, что в классе будут Митя или Вася, обожающие плеваться в одноклассников или комментировать вслух действия учителя, заранее закладывайте в план время на персональное внимание к Мите или Васе.

Кстати, правилами классического тайм-менеджмента следует при составлении плана на день 40 процентов времени оставлять свободным: 20 процентов на непредвиденные задачи, 20 на спонтанно возникающие.

Значительная часть работы учителя происходит дома, и этот труд обладает всеми признаками надомного труда, несмотря на то, что законодатель не позаботился пока нормировать его соответственным образом.

Строго говоря, подготовка к занятиям может происходить и в здании школы. И так даже рекомендуют психологи: чтобы дома о школе «забыть» и отдохнуть. Но практика показывает обратное. Во-первых, большинство учителей — это работники с семейными обязанностями и прямо заинтересованы в надомной работе. Во-вторых, школы сегодня не располагают необходимыми рабочими местами и достаточным количеством оборудования, чтобы обеспечить учителям условия для подготовки к урокам. Таким образом, большинство педагогов осуществляют подготовку дома. Здесь важно распределить свое время так, чтобы другие члены семьи не страдали от такого положения дел, и в этом помогут многочисленные печатные и онлайн руководства по домашнему тайм-менеджменту.

Самая большая проблема — это ненормированные и «не конкретизированные по количеству часов» обязанности. Здесь учитель мог бы тоже включить все инструменты тайм-менеджмента: анализ эффективности, хронометраж, планирование и другие. Но работодатель может перечеркнуть все эти достижения своим стилем руководства: нерациональной подачей информации, внезапной переменой требований, избыточными или бессмысленными заданиями. Руководитель может быть очень бережлив по отношению к своему времени и расточителен ко времени работника. Как тут быть? Повторюсь, наличие активной и сплоченной профсоюзной организации позволило бы решить множество вопросов внесением соответствующих пунктов в коллективный договор. А если нет профсоюза или он «карманный», против директора не пойдет? Работник также имеет право требовать своевременного и точного оповещения (ст.22 ТК РФ), рационального расписания. К сожалению, общего норматива, требующего экономить время учителя, сегодня пока нет.

В заключение два «золотых» правила. Первое: планировать соотношение 60 процентов занятого времени к 40 процентам свободного (об этом уже говорилось). Второе: так называемый «принцип Парето», названный по имени экономиста, который открыл следующую закономерность «20 процентов усилий дают 80 процентов успеха, и наоборот — 80 процентов усилий дают 20 процентов успеха». Следите за собой, анализируйте свои достижения и неудачи, находите сильные стороны и ресурсы, пользуйтесь ими. Успеха, коллеги!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector