Mos220.ru

Онлайн марафоны
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тайм менеджмент для детей

Основы тайм-менеджмента для детей

Научить ребёнка самоорганизации – одна из основных головоломок родителей. Особенно в современном, динамично устроенном мире, когда рынок предлагает так много интересных мест для пробы своих возможностей в индустрии образования и развлечений (кружки, секции, клубы, мастерские, курсы и т.д.).

Действительно, как важно, научиться все успевать! При этом родителю необходимо учесть и те аспекты, которые связаны со здоровьем и самооценкой ребёнка, чтобы не нанести вред его эмоциональному состоянию. В помощь современным родителям лучшие техники тайм-менеджмента, которые работают в любом возрасте… Рекомендую проверить на себе.

Для этого возьмите большой лист (подойдет даже кусок ненужных обоев). От края до края проведите горизонтальную линию чуть выше середины листа, чтобы получилось 2 части – сверху и снизу. Нижнюю часть разделите вертикальной линией пополам. Всего – 3 части (одна большая наверху и две поменьше внизу). С вечера вместе с ребёнком запишите или зарисуйте на лист все его завтрашние дела: на большей части – школьные (уроки), на других – домашние, и внешкольные (кружки, секции, экскурсии). Сначала обозначьте дела, имеющие фиксированное время в течение дня (школу и кружки). Также обязательно укажите время завтрака, обеда, ужина и отхода ко сну. Затем – дела без конкретного времени, но в порядке их выполнения. Повесьте список на видное место для ребенка, на холодильник или шкаф. После выполнения дела, ребёнок ставит галочку рядом с делом. Обсудите с ребёнком те промежутки времени, когда ему необходимо делать уроки и когда можно пригласить друга в гости, пойти гулять, поиграть в компьютер, посмотреть телевизор и т.п.

  • «Приручить слона»

В тайм-менеджменте большие дела называются «слонами». Название данной техники сразу интригует детей и настраивает на игровой лад. Слон, как дикое животное, приручается постепенно, для этого нужно разделить большое дело-слон на небольшие части и ежедневно (или постепенно) выполнять по кусочку. Возьмите рисунок большого слона и объясните ребёнку, что слон доверится новой дружбе не сразу, сначала приблизит хобот, затем покачает головой, потом ноги сделают первые шаги в сторону ребёнка и т.п. Пусть ребёнок выполнив часть дела, закрасит (заштрихует) соответствующую часть тела слона. Эти маленькие шаги обязательно должны быть отражены в списке ежедневных дел (в плане) ребёнка.

  • «Сыр и мыши»

Многие дела ребёнка могут быть с легкостью выполнены благодаря этой технике. Объясните ребёнку, что он помогает мышам справиться с сыром. Например, перед ребёнком стоит задача: убрать в своей комнате. Совсем необязательно тратить на это множество временного ресурса и делать всё одним действием. Главное определить количество микродел и выполнить их, так, между прочим. Итак, мышки проделывают «дыры» в деле. «Дыры» — это задачи быстрого реагирования, они могут потребовать всего 3-5 минут. Соответственно, образовалось у ребёнка 10 минут свободного времени, то можно помочь 2-3 мышкам (протереть пыль на полке, собрать портфель и т.п.)

  • «Поймать лягушку»

На Западе давно имеется изречение, которое очень хорошо используется при выполнении различных дел. «Если каждое утро вам приходиться съедать живую лягушку, вы весь день после этого можете довольствоваться сознанием, что, вероятно, ничего худшего с вами сегодня уже не случится».

«Лягушки» – это самые нелюбимые и нудные дела, которые мы все стремимся отложить в долгий ящик. У детей это, как правило, уроки или дела по дому. Родители обычно о них хорошо осведомлены. Суть техники в том, чтобы эти самые дела поставить в приоритет и сделать их как можно скорее, «поймав лягушку». Если дать лягушке «ускакать», то от этого становится только хуже, ведь проблема никуда не денется, а разрастётся, как «снежный ком», и будет портить нам настроение. Важно научить детей обращать внимание на «лягушек» и тут же стараться их поймать.

  • «Воры времени»

Избавляемся от «воров» времени. В этом вам поможет наблюдение за ребёнком. Что его отвлекает – во время уроков, еды, и т.д. Не спешите сразу обвинять ребёнка в медлительности или лени. Причин может быть несколько – слишком много предметов или шумов, отвлекающих внимание, лень в том числе, усталость, отсутствие чувства времени и навыка планирования. Что делать? Ограничивать время на выполнение задания; учить заниматься только одним делом от начала и до конца; учить ребёнка замечать поглотителей («воров») времени и проходить мимо них; вводить правила в семье – обед без телевизора, и т.п.

Небольшой секрет: на любое занятие тратится ровно столько времени, сколько на него отводится. Если вы ставите ребёнку часы на 20 минут и говорите, что после задания он сможет заняться любимым делом, то оно абсолютно точно будет сделано за это время. Если вы позволяете ребёнку делать задания «в свободном режиме», то он может делать их часами, выводя вас из равновесия.

  • «Капитан корабля»

Подскажите ребёнку, что бывают такие дела, задания и задачи, которые можно выполнять совместно (с друзьями или семьёй). Ребёнок, как капитан, определяет круг таких дел, приглашает в команду нужных людей, распределяет зоны ответственности каждого, выносит на общее обсуждение. К таким делам может относиться, например, творческое планирование Дня Рождения ребёнка (его друга или родственника). Когда задача разделяется на подзадачи и делегируется соисполнителям, то и размерность задачи уменьшается, а её решение упрощается.

  • «Сделал дело – гуляй смело»

Необходимо учить ребёнка преодолевать откладывание дел на потом. У данного явления есть свои причины: страх не суметь сделать, скука, неуверенность в важности дела, лень. Конечно, с каждой из этих причин нужно работать отдельно. Однако в школьной жизни очень часто встречается такое явление, когда ученику задано объемное задание, а он его все откладывает, и откладывает, не желая за него браться в силу страха не справиться или просто из нежелания его делать. В этом поможет дисциплина, разумная организация труда и отдыха. Самый лучший отдых для школьника – днём на свежем воздухе и ночью в своей кровати. Сон должен быть достаточным – не менее, но и не намного более, 9 часов. Ежедневная прогулка даёт максимальное переключение от уроков, обогащает мозг кислородом, обеспечивает распределение нагрузки на организм, дарит положительные эмоции. Поэтому стремитесь к тому, чтобы эти 2 составляющих никогда не шли в ущерб урокам.

  • «Семейное планирование»

Планируйте выходные, каникулы, праздники вместе с ребёнком. Повесьте на холодильник лист, и пусть каждый в течение недели записывает то, чем хотел бы заняться в выходные (или на каникулах). В пятницу вы садитесь и решаете, какой вариант выбрать. Обсуждайте за обеденным столом свои успехи в планировании, рассказывайте ребёнку, сколько всего вы успели и чего не успели и почему. Что вам дало планирование дня. Именно в такие моменты ребёнок приобретает ценнейший опыт планирования, осознаёт, зачем нужны все эти списки и таблицы.

  • «Добрые напоминалочки»

Напоминать – это хорошо! Не надейтесь на то, что ребёнок сразу начнёт использовать весь предложенный инструментарий. Поэтому оставляйте ему напоминалки о том или ином деле, которое нужно выполнить (стикеры, записочки, смс-сообщения).

  • «Делай как Я!»

Для того чтобы ребёнок начал ценить время, родители должны стать для него примером в этом вопросе. Если в семье время не ценят и не планируют, то требовать от ребёнка правильно распоряжаться своим временем – бесперспективно. Часто детское восприятие и научение строится на подражании взрослому. Учтите этот факт!

Ребёнка нужно мотивировать. При этом постараться не стать заложниками мотивации, не вырастить в ребёнке потребители, которому за каждое реализованное дело будет нужно всё больше и больше. Нематериальная мотивация – самая благоприятная (совместное дело, похвала, искренняя благодарность, небольшой подарок и т.п.). Старайтесь организовать процесс в форме игры, сделайте его максимально веселым и интересным. Используйте картинки, рисунки, схемы, магниты, все, что поможет вовлечь ребёнка.

Обязательно хвалите ребёнка! Обращайте внимание на те дела, которые он успел сделать, а не на те, что пропустил. И не перегибайте палку, ведь инструменты должны остаться инструментами, делая жизнь школьника проще и веселее.

Тайм-менеджмент для детей

Почему он не работает и как сделать его эффективным?

Не все взрослые умеют распоряжаться своим временем, однако среди мам достаточно тех, кто умело распределяет дела и все успевает. Одни являют собой образцы самодисциплины, другие используют различные популярные техники тайм-менеджмента: рисуют матрицу Эйзенхауэра, заводят кухонные таймеры-помидорки, используют «метод Альп»… Продолжить можете сами, наверняка у вас есть собственный секрет эффективности!

Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы научить ребенка одному из этих методов. Мамы с энтузиазмом покупают магнитные доски, разноцветные стикеры и… Ничего не происходит! Почему тайм-менеджмент не работает, и как сделать так, чтобы работал?

Пытаясь просто перенести свой опыт на ребенка, мамы зачастую получают вместо одной контролирующей функции (ты уже сделал упражнение по русскому?) другую (ты подготовил стикеры со списком дел на завтра?) А причина проста: дети – еще не взрослые.

Нет зрелого волевого компонента – «шел, шел и отвлекся».

Нет умения расставить приоритеты, отделять «срочное неважное» от «несрочного важного».

Нет адекватного чувства времени: от понедельника до пятницы – плюс/минус бесконечность.

Хорошо, если со всем этим ребенок освоится годам так к 12, и то не всякий. А проблемы управлением временем возникают гораздо раньше. Как помочь ребенку их решить?

Гармонизация жизни

Плохо, когда в жизни одна работа или, в случае с ребенком, учеба. Не лучше, если она отходит на задний план, будучи забытой ради друзей развлечений. Найти баланс бывает сложнее, чем выполнить все дела по списку, именно поэтому с него, баланса, и стоит начать.

” Понаблюдайте за ребенком и, не критикуя, запишите его текущее расписание. Сколько он делает уроки, сколько времени проводит в социальной сети, за просмотром телепрограмм, компьютерными играми, на тренировке, на прогулке…

Выпишите все дела отдельным списком и разделите на 3-5 универсальных групп. Например, часто рекомендуют такое деление.

Интеллектуальное развитие (уроки, развивающие занятия).

Физическое развитие (спорт, активные игры, утренняя зарядка).

Духовное развитие (религия, искусство, путешествия).

Социальное развитие (общение с друзьями).

Возможно, это деление не кажется вам оптимальным, тогда вы можете предложить свое, например «учеба/внешкольные занятия/быт/отдых». Главное, не должно оказаться так, чтобы все были сконцентрированы в одной или двух группах – это явный показатель того, что что-то пошло не так.

Обсудите ваши наблюдения с ребенком. Устраивает ли его такое положение вещей, или он хочет, чтобы на какую-то сферу оставалось больше времени? Если ваши подсчеты заинтересовали его – вот и мотивация к управлению временем! Отлично, теперь вы – союзники.

Читать еще:  Менеджер по таможне вакансии

Подсчитываем время

«Рутинное» время

Прежде всего, определитесь, сколько времени у ребенка занимает ежедневная рутина. В самом деле, глупо записывать в ежедневный список дел чистку зубов или, к примеру, прогулку с собакой, если она стала обязанностью ребенка. Выпишите такие дела отдельно и суммируйте время, которое ребенок на них тратит. Туда же добавьте школьные уроки, тренировки, занятия в художественной и музыкальной школе. Все это дела, повлиять на длительность которых вы все равно не сможете. Теперь вы уже четко представляете, каким временем ребенок располагает каждый день.

«Регулярное» время

Определите время, которое разумно потратить на выполнение домашних заданий и сопоставьте его с фактическим. Если разница велика, есть смысл поработать над концентрацией внимания. Если же дни загружены домашним заданием неравномерно, нужно помочь ребенку перераспределить его так, чтобы некоторые уроки выполнять не накануне, а заранее. В отличие от рутинных, регулярные дела можно оптимизировать.

Борьба с хронофагами

Возможно, после этого вы обнаружите, что времени у ребенка осталось — всего ничего. Тогда нужно поискать, куда же оно делось? Взрослым обычно советуют определить хронофаги — пожиратели времени. Это могут быть социальные сети, проверка электронной почты, чтение лент новостей, игры на телефоне, наконец, курение и «перерывы на кофе». Разумеется, курение и кофе – это не варианты для вашего ребенка, но все остальное вполне может иметь место.

Полностью избавиться ль хронофагов очень трудно, да, пожалуй, и не нужно – к чему такой аскетизм? Нужно просто ввести их в четкие рамки: выделить для соцсетей определенное, строго ограниченное время. Во время прогулок, домашних заданий, бытовых занятий интернет должен быть отключен!

Зачастую такое правило в семье уже действует, но в отношении компьютерных игр. Большинство детей после пары недель экспериментов начинают понимать все преимущества контроля над хронофагами и подключаются к работе.

Лучше меньше, да лучше

Итак, с рутиной мы справились, время нашлось, на что его потратить? Если бы речь шла о вас, вы наверняка составили бы целый список дел, выделили самые важные из них и начали продвигаться шаг за шагом.

Но если речь идет о ребенке младшего школьного возраста, должно действовать правило: «Один день – одно дело»

В отличие от регулярных дел, у особых должна быть четко поставленная задача, ограниченные временные рамки и легко фиксируемый итог.

Конечно, бывают дела, которые невозможно выполнить за один день, например, работа над школьным научным или художественным проектом. В таком случае, ее нужно разбить на этапы, каждый из которых будет иметь четкий результат и может быть выполнен за один день. Вряд ли ученик младших классов сможет сделать это самостоятельно, тут ему понадобится помощь родителей.

Планируя время для какого-либо нового дела (сколько времени требуется на чистку зубов, вы и так знаете), нужно оставлять достаточно большой запас, приблизительно две трети от запланированного. К примеру, если вы полагаете, что ребенок завершит работу за полчаса – отведите на нее 50 минут.

Когда вы подводите итоги дня, то вычеркиваете из списка выполненные задачи. Это символическое действие, но оно очень важно для осознания завершения определенного этапа. Ребенку такой знак нужен даже больше, чем вам. Вот тут-то и пригодится и магнитная доска, и яркие стикеры, и наклейки-звездочки, словом, все, что угодно. Составьте расписание «особых дел» на неделю и пусть ребенок постепенно перемещает задачи в раздел выполненных. В конце недели подводим итоги – что удалось, что не удалось!

Итак, повторим еще раз.

Выделяем одно особое дело в день.

Отводим на него время с запасом.

Обязательно подводим итоги.

Особые дела – что это?

Наконец, последний камень преткновения – что такое «особое дело»? Порой определить это довольно просто. Например, ребенок собирается смастерить поделку в подарок бабушке. Домашние задания относим к регулярным делам, однако если школьник решил дополнительно позаниматься перед важной контрольной – это тоже вполне особое дело. Или, к примеру, если он поставил перед собой задачу прочитать серьезную объемную книгу, причем чтение дается ему с трудом – это тоже работа, которую можно разбить на этапы.

Однако иногда и сам ребенок, и родители попадают в тупик: все дела можно отнести или к рутинным, или регулярным, и никаких «особых» дел не предвидится. А между тем, именно эти час-полтора в день – резерв для саморазвития, просто ребенок еще не умеет им управлять!

Не вымучивайте из себя искусственные планы, лучше расслабьтесь и прибегните к ретроградному методу: в конце недели обсудите со своим чадом, что из сделанного за неделю он считает важным? Интересным? Что запомнилось больше всего? Было самым полезным?

Несколько недель анализа позволят вам (и ему тоже) увидеть направление, в котором следует двигаться. Например, если ребенок с энтузиазмом вспоминает, как сам придумал необычные бутерброды, отведите день под кулинарные эксперименты, увлекся рукоделием – отлично, продолжим вязание шарфика. Постепенно такие «особые дела» начнет подкидывать школа, причем и учебные (те же научные проекты), и социальные (например, разработка сценария классного праздника, волонтерская работа).

Постепенно какие-то дела перейдут в разряд регулярных, от каких-то ребенок откажется вовсе, но одно мы можем гарантировать – уже к средней школе «особых дел» будет столько, что вам придется учить ребенка новым навыкам тайм-менеджмента: распределению приоритетов и делегированию. А пока – начинаем с азбуки управления временем!

Тайм-менеджмент для подростков. Как подружить лень и кучу дел?

Фраза «У меня нет времени» молодеет с каждым годом. На вечную занятость теперь жалуются и поглощенные работой взрослые, и школьники, захваченные всевозможными кружками, курсами, соцсетями и интернетом.

Если до определенного возраста временем ребенка еще можно распоряжаться и влиять на распорядок дня, то годам к 13-14 это становится почти невыполнимой задачей. И в этот момент не стоит пытаться вернуть былое влияние или ужесточить контроль. Гораздо полезнее научить подростка распоряжаться временем правильно и познакомить его с таким понятием как «тайм-менеджмент».

Тайм менеджмент для взрослых = тайм-менеджмент для подростков?

Ответим сразу: нет. Многие «взрослые» техники предлагают слишком жесткие методы. Ну не сможете вы доказать ребенку, что он должен ограничивать свое общение в соцсетях, закрыть диалоги с друзьями или совсем отказаться от игр, потому что учеба важнее.

Лучше научите их сознательнее и быстрее справляться с делами насущными, чтобы они могли позволить себе отдых. И вот для этого можно подсмотреть у экспертов взрослого тайм-менеджмента что-то интересное.

«Что мне вообще нужно сделать?»

Нам часто кажется, что всю нужную информацию мы можем удержать в голове. Это неправильно. В любом возрасте. Потому что так мы загружаем рабочую память и, если говорить совсем просто, нам становится сложнее думать и действовать. В нашей голове царит хаос из дел нерешенных, недодуманных, забытых, и он мешает осознать, чем мы занимаемся в данный момент.

Школьникам бороться с этим хаосом должен помогать дневник, но не все любят в него заглядывать. Дневник (особенно с двойками) вызывает неприятные ассоциации. Чтобы от них избавиться, можно попробовать завести дневник «Личных дел». Это может быть красивый блокнот или даже специальная программа вроде Todoist. В этой аналогии с рабочим ежедневником не будет двоек и будет приятное ощущение взрослости.

Но заполнять его пока рано. Для начала научимся понимать, что вообще нужно сделать в этот день/неделю/месяц. Для этого попробуем «разгружать рабочую память».

Разгружаем рабочую память и создаем список дел

Два метода для этого мы подсмотрели у Максима Дорофеева, а он подсмотрел у других хороших авторов.

Первый – «Метод созерцания точки» – у Андрея Швецова. Все что нужно – это взять листок, ручку, расположиться поудобнее и попытаться сконцентрироваться на одной точке. Мозг быстро посчитает это занятие скучным и внимание начнет переключаться на что-то другое. Именно это нам и нужно. Записывать нужно все, что приходит в голову – так и получится список того, что имеет значение в данный момент.

Всплывать в процессе будут и невыученные уроки, и внеклассные занятия, и просто желания поиграть или встретиться с друзьями. На листке должно оказаться все – разбираться будем позже.

Второй метод – «Метод спусковых крючков» – придумал Дэвид Аллен. Он чуть сложнее, чем первый. Теперь мысли в голову посылает не наше рассеянное внимание, а список определенных слов. Во взрослом списке это «работа», «домашние дела», «спорт» и т.д. В подростковом мы собрали слова, подходящие по возрасту. Скачать такой список можно здесь .

Как им пользоваться?

  • Сядьте в спокойном тихом месте, где вы сможете хотя бы десять минут побыть в тишине (лучше, если это место будет далеко от компьютера и смартфона).
  • Положите перед собой белый лист бумаги — туда вы будете записывать все возникающее в голове.
  • Возьмите список спусковых крючков и начинайте неспешно и вдумчиво читать пункт за пунктом.
  • Если тот или иной спусковой крючок сработает, напомнив вам о потенциально забытом деле, запишите это дело на листке и продолжайте читать список дальше.
  • Когда список спусковых крючков закончится, оставайтесь на месте в течение трех-пяти минут. В этот момент из вашего сознания может всплыть что-то еще.

Отрывок из книги: Максим Дорофеев. «Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо».

Что это даст? После использования одного из методов, у подростка появится список актуальных дел.

«Этим я займусь завтра»

Список дел есть, но брать первое попавшееся и делать – не продуктивно. Для начала нужно поделить дела из списка хотя бы на три категории: сегодня, в течение недели, в течение месяца. Как показывает практика, последняя группа обычно превращается в «когда-нибудь». Делить можно с помощью коробочек, программ или того же листа бумаги. Главное, чтобы к задачам легко можно было вернуться.

Список разделили, теперь оформляем список в нашем дневнике «Личных дел». Здесь существует масса советов. Кто-то говорит не дробить дела на слишком мелкие пункты, другие утверждают, что задачи должны быть максимально разделены на шаги.

Мы предлагаем делать так, как вам удобно. Но лучше всего, если глядя на пункт в списке, сразу будет понятно как начать выполнять задание. Например, не просто «встретиться с Сережей», а «прийти на встречу с Сережей в понедельник в 17.30» или не просто «сделать ДЗ по математике», а «открыть учебник по математике на странице N и решить две задачи». Здесь можно обратиться к нелюбимому школьному дневнику.

Читать еще:  Проджект менеджмент обучение

Как составить такой список после разгрузки рабочей памяти – понятно. А что делать на следующий день? Можно опять разгрузить память и воспользоваться списком дел на неделю.

Что это даст? Подробный список дел на день с максимально понятными пунктами.

«А я точно все успею?»

Но как понять, сколько подросток может сделать за день? Как помочь ему не перегружать свой день, но и не давать излишне лениться? Нужно последить за продуктивностью с помощью таймера.

Попробуйте вместе засечь сколько времени уходит на выполнение стандартных действий. Например, на решение одной задачи по математике, упражнения по русскому языку или дз по литературе. Понятно, что задания могут быть разной сложности, но можно измерить их примерную продолжительность. Это поможет осознать, что домашнее задание, на самом деле, занимает не весь день. Стоит лишь разбить его на небольшие блоки и отключить на это время мобильный.

Докажем это на простом примере. Как вы думаете, сколько времени вы будете мыть 10 тарелок и 10 стаканов? 15 минут? 20 минут? Может быть 30?

Если засечь время с помощью таймера, то мы узнаем, что на мытье одной тарелки уходит 30 секунд, а стакана – примерно 40. Итого на такое количество посуды мы потратим около 12 минут.

Что нам дает эта информация? Теперь, когда мы увидим, что у нас есть свободные 12 минут. Например, перед приходом курьера или началом любимого сериала, мы сможем потратить их именно на мытье посуды, так как точно знаем сколько нам нужно времени.

Также развиваются события с домашним заданием. Если подросток знает, что одна задача по математике занимает примерно 15 минут, то он может спокойно взяться за нее, когда у него будет небольшой перерыв. Еще легче дела будут обстоять со чтением. Например, нужно прочитать параграф из 10 страниц. Одна страница занимает примерно минуту. Значит на параграф нужно всего 10.

Что кажется наиболее выполнимым «прочитать параграф» или «прочитать параграф за 10 минут»?

С помощью нехитрых подсчетов можно узнать сколько времени на выполнение всего дз понадобится в тот или иной день и планировать день с учетом нагрузки. Но все-таки собирать домашнее задание в один большой блок не рекомендуется: даже взрослым концентрации хватает максимум на 45 минут, а у подростков этот показатель еще ниже. Так что если вы решили посадить ребенка за стол часа на 3-4, то ничего хорошего из этого не выйдет.

Лучше разбивайте время на блоки и закладывайте в них конкретные задачи. Например, 45 минут – 3 задачи по математике. Сделает быстрее, можно посидеть в телефоне, поиграть или двигаться дальше по списку дел. Ориентируйте ребенка не на потраченное время, а на результат.

Кстати, измерять время проведенное в телефоне тоже можно. Например, с помощью программы Moment. В ней есть семейный режим, в котором можно ограничить время подростка, потраченное на смартфон.

Но лучше все же действовать мирными методами и рекомендовать ребенку просто следить за тем, сколько времени он проводит в мобильном. После замера можно вместе придумать приятные дела, на которые можно потратить время вместо телефона.

Тайм-менеджмент для подростков руками родителей

Подведем итог. Что нужно сделать, чтобы помочь подростку познакомиться с тайм-менеджментом?

  • Начните с приятного: купите ему красивый ежедневник или вместе выберите онлайн-программу для ведения списка дел;
  • В выходные попробуйте вместе разгрузить рабочую память: выберите один из методов и предложите ребенку составить список актуальных дел. Важно, чтобы при этом свой список он составлял сам, а вы в это время занялись списком для себя;
  • Опять же вместе разделите эти дела на три категории: сегодня (завтра, если делаете вечером)/ неделя/ месяц (или все-таки когда-нибудь);
  • Составьте в ежедневнике или программе список дел на день с максимально понятными пунктами;
  • Попробуйте выполнить его, а вечером обсудите сколько задач вам удалось сделать. Договоритесь, что до конца недели будете замерять время, которое тратите на ежедневные дела, с помощью таймера;
  • В выходные снова разгрузите рабочую память, проанализируйте список получившихся дел и данные, которые измерили за неделю. Попробуйте составить список на следующий день/неделю более осознанно, ориентируясь на реальное время для выполнения задач;
  • Повторяйте цепочку «разгрузить память – составить список дел – разделить на категории – составить расписание на день» каждую неделю. Можно выделять на это полчаса в воскресенье вечером.

Родителям не только можно, но и нужно участвовать в этом процессе. Во-первых, вы сохраните близость с подростком и будете понимать, чем он занимается. Во-вторых, научитесь или усовершенствуете собственный тайм-менеджмент.

Чтобы развиваться в этом направлении, вы можете читать книги по теме (например, упоминаемого Максима Дорофеева, Глеба Архангельского, Дэвида Аллена и т.д.) и подписаться на наш блог, чтобы мы присылали вам новые статьи о полезных навыках для подростков.

Тайм-менеджмент для школьника и 4 поглотителя времени

Как мы теряем время. Образец хронометража

Наши читатели уже знакомы с Федей Забывакиным: с помощью родителей мальчик постепенно осваивает секреты тайм-менеджмента, учится планировать неделю и составлять список дел на день. Сегодня рассказываем, как Федя выявил поглотителей времени и научился составлять хронометраж.

Как все успеть

Услышав, что родители пришли с работы, взъерошенный Федя выскочил в прихожую и завопил что есть мочи:

— Папа, мама, ну почему у меня опять ничего не выходит?

— Во-первых, здравствуй, сынок, — бодро отреагировал папа. — Мы очень по тебе соскучились, и ты, надеюсь, тоже рад нас видеть, не правда ли?

— Ну конечно, рад, — буркнул, потупившись, Федя.

— Во-вторых, успокойся, пожалуйста, и объясни толком, что стряслось.

— А стряслось то, — возмущённо затараторил Федя, — что я составил классный реалистичный план и собирался его быстро выполнить, и у меня должно было остаться полно времени, и я хотел кино про бегемотов посмотреть, и у меня опять ничего не выходит, и я.

— Стоп, — не выдержал папа. — Правильно ли я тебя понял, что ты не выполнил все намеченные дела, потому что не смог уложиться в запланированное время?

— Вот именно! Я. — продолжал возмущаться Федя.

— Почему, почему. Откуда я знаю почему! — раздражённо пожал плечами Фёдор.

— Отлично, — не терял спокойствия папа. — Придётся открывать детективное агентство. Другого выхода нет.

— Это ещё зачем? — От удивления Федя даже внезапно успокоился.

— Ну как же — время-то пропадает, а куда — ты не знаешь. Стало быть, действуют какие-то поглотители времени. Их надо найти и обезвредить.

— И как же мы их найдём? — Федя уже улыбался.

— Есть такой хитрый способ — хронометраж называется.

— Хро-но-ме-траж, — по слогам произнёс папа. — Одного из древнегреческих богов звали Хронос, что означает «Время». От его имени и произошло название первых в мире часов — хронометр — и способа учёта времени — хронометраж. Но об этом мы поговорим чуть позже, а пока давай-ка поймём, остались ли у тебя сегодня критически важные дела. Например, домашнее задание на завтра или помощь бабушке.

— Да нет, бабушка сегодня ни о чём не просила, а домашние задания я успел сделать. Вот только на проекте застрял. Я так переживаю, ведь мне его уже в понедельник сдавать. А в воскресенье будет выставка собак, и я мечтал, чтобы мы на неё пошли!

— Ну и что, сегодня ещё только четверг. Давай поступим так. Вначале ты всё-таки отыщешь своих поглотителей времени, иначе они тебе всё время будут жизнь отравлять. Для этого я тебе расскажу, как ведётся хронометраж, и ты его завтра проведёшь. Вечером разберёмся с результатами. А в субботу ты спокойно доделаешь всё, что не успел закончить по проекту. Если понадобится, я тебе помогу.

— Послушай, — вмешалась мама, обращаясь к папе. — А как насчёт того, чтобы не только Феде, но и нам с тобой провести хронометраж завтрашнего дня? И нам польза, и Фёдору в компании веселее.

Как провести хронометраж

— А что, я не против, — согласился папа и потянулся за ручкой и тетрадкой. —Тогда берём блокнот или тетрадку и расчерчиваем её вот так.

Перед тем как приступить к выполнению какой-то работы, мы записываем её в эту таблицу, в колонку «Дело». В следующей колонке указываем время начала. Потом спокойно делаем работу, не глядя на часы. А как только заканчиваем, смотрим на часы и в колонке «Окончание» записываем время. Дальше новое дело — и мы всё повторяем сначала.

— А столбец «Затрачено времени» что означает? — спросил Федя.

— Этот столбец ты заполнишь вечером, когда выполнишь все дела. Тебе нужно будет вычесть из времени окончания работы время её начала и записать разность в столбец «Затрачено времени». И тогда ты увидишь реальную картину того, на что было потрачено твоё время.

— А мне только дела записывать надо или всё-всё, чем я занимался? Например, когда я с бабушкой разговариваю, мне это тоже записывать нужно?

— Давай-ка завтра всё-всё запиши. А вечером мы вместе поработаем детективами: будем поглотителей времени искать. А теперь, друзья мои, предлагаю поужинать и всем вместе посмотреть фильм про бегемотов, отдыхать ведь тоже надо!

На следующий день после ужина семья Забывакиных уселась обсуждать проделанную работу.

— Итак, друзья, — начал папа. — Сегодня мы втроём вели хронометраж дня, и каждый получил определённые результаты. Предлагаю искать поглотителей времени, анализируя Федин хронометраж. А по ходу дела будем смотреть, было ли что-то подобное у нас, и рассказывать об этом. Давай, Фёдор, показывай, что у тебя получилось.

А получилось у Феди вот что.

— Ты смотри, какую огромную работу проделал наш сын! — уважительно воскликнул папа. — Теперь давай соображать: какие основные дела ты сегодня выполнял?

— Был на репетиции — это раз. Разбирался с «Вордом» — это два. И статью писал — три.

— Вот и давай с тобой подсчитаем, сколько чистого времени ушло на эти дела, а сколько — на всё остальное. Итак, рисуем ещё одну таблицу.

И папа быстро начертил на листе бумаги.

Читать еще:  Ищем менеджера мечты рф

4 поглотителя времени

— Смотри, Фёдор, — сказал папа, заполняя таблицу, — суммарное время, которое потрачено на репетицию, равно 1 часу 40 минутам.

Однако в течение этого времени вы вначале 15 минут ждали девочек, а затем ещё 15 минут ждали, пока заменят колонки. То есть реальное время на 30 минут меньше и равняется 1 часу 10 минутам. А на что потрачены лишние 30 минут?

— На ожидание? — робко спросил Федя.

— Ну конечно! Вот мы и выявили наш первый поглотитель времени — это «Ожидание».

— А у меня сегодня тоже такой поглотитель был, — вмешалась мама. — Представляете, совещание не могли начать: двоих ждали.

— Так начинали бы без них, — пожал плечами папа.

— Ну да, особенно если учесть, что это шеф и его заместитель, — скептически возразила мама.

— И что же делать теперь с этим поглотителем?

— Ну, можно заранее взять с собой что-нибудь, что позволит с пользой провести время: книжку, плеер, приставку, — сказал папа. — Это если ты можешь предположить, что тебе придётся кого-то или чего-то ждать. А если не можешь, то в телефоне есть игры, а в портфеле — ручка и блокнот. Порисуй или запиши какие-то интересные планы на будущее — как раз есть время их обдумать.

— Можно же и кому-нибудь из ребят позвонить, пообщаться, — подхватил Федя.

— Вот-вот, — согласился папа. — А для тебя вообще важнее всего сейчас стихи повторять.

— Вязать можно, — вдруг раздался голос бабушки, и все захохотали, представив себе, как они вяжут — кто в школе, а кто в ожидании совещания.

— Интересно, а что это вы смеётесь? — нимало не смущаясь, продолжила бабушка. — Вы вон модничаете в красивых шарфах, а я, между прочим, связала их в очередях всяческих да когда Олечка на прогулке в коляске спала.

— У поглотителя времени «Ожидание» есть родной брат, — продолжил папа. — И зовётся он «Опоздание». Почему брат? Да потому что, когда один опаздывает, другому приходится его ждать. Вы сегодня ждали девочек, потому что они опоздали. Мама сегодня ждала начальника, который опоздал.

Но самое интересное, что ты же сам можешь пострадать из-за своего опоздания. Например, ты вовремя не пришёл в поликлинику, а тебе надо получить справку в бассейн — значит, придётся идти туда в другой день.

— А в этом случае что делать?

— Прежде всего, я думаю, не забывать заводить будильник. Ну и приучить себя всё делать заранее: заранее выяснять, сколько времени нужно на дорогу, заранее узнавать расписание, заранее выходить из дома, заранее собирать вещи, а не готовить их в последнюю минуту.

Ещё важный момент: если у тебя намечаются две встречи подряд, то между ними стоит запланировать перерыв — тогда первая встреча не задержит вторую, даже если продлится дольше намеченного. У меня, кстати, такая ситуация сегодня была: в расписании стояло подряд несколько встреч с коллегами. А с утра человек на первую встречу опоздал. Так оно и пошло всё сдвигаться до самого вечера, даже поесть толком не успел.

Ну, давай посмотрим дальше твой хронометраж. Следующее дело — разобраться с текстовым редактором. Давай опять рисовать табличку.

— Вот так-то: разбирался с программой ты вовсе не 50 минут, а всего 20, остальное время книжку искал, — сообщил папа.

— Ничего себе, — ахнул Федя. — Это, выходит, я дольше книжку искал, чем работал?

— То-то и оно. Познакомься с ещё одним поглотителем времени под названием «Беспорядок». Если бы все вещи лежали на своих местах, ты бы просто подошел к полке и взял эту книгу.

У нас осталось последнее дело — твоя статья, и мы рисуем нашу последнюю табличку.

— Вот так-то, дружище, — сказал папа. — Казалось бы, ты статью писал два часа, а на самом деле всего час. И здесь не обошлось без поглотителя времени. А называется он «Отвлечение». Это очень коварный враг. Если мы отвлекаемся при выполнении какого-то дела, то делаем его гораздо дольше. Я имею в виду, что на само дело, даже без учёта перерывов, уходит гораздо больше времени.

— Представь себе, что поезд едет без остановок четыре часа. А если он делает четыре остановки, то едет уже на 40 минут больше. Как ты думаешь, сколько времени поезд стоит на каждой остановке?

Федя быстро разделил 40 на 4 и сказал:

— Подумаешь, это и так ясно, что 10 минут.

— А на самом деле одну-две минуты. То есть на остановки в среднем уходит шесть минут. А на что же уходит 34 минуты, как ты считаешь?

— А-а-а, я понял, наверное. На разгон и торможение.

— Конечно. Вот и наша голова работает так же, у неё тоже есть разгон и торможение. И чем больше мы переключаемся с одного дела на другое, тем больше времени занимает выполнение этих дел.

— А меня сегодня звонками замучили, — вдруг призналась мама. — Завтра, пожалуй, хоть на час поставлю телефон на автоответчик и займусь в это время наиболее важными делами. А потом всем перезвоню.

— Вот и правильно, — согласился папа. — Видишь, Фёдор, какое мы важное дело сделали: нашли и обезвредили поглотителей времени. А всё благодаря тому, что ты провёл хронометраж. Завтра доделаешь свою статью, а в воскресенье пойдём все вместе на выставку. Кстати, какие всё-таки породы мы идём смотреть, а?

Уважаемый читатель, а у тебя бывало так, что ты никак не успевал выполнить намеченные дела и при этом не понимал почему? Попробуй в течение одного дня провести хронометраж — и многое прояснится.

Тайм-менеджмент для детей: идеи, которые работают

Навыки тайм-менеджмента пригодятся каждому – и ребёнку, и взрослому, вне зависимости от того, идёт ли речь о карантинных или обычных буднях. Интересно отметить, что у девочек организовывать своё время получается гораздо успешнее, чем у мальчиков . Именно с этой особенностью и связывают то, что мальчики реже выполняют домашнее задание полностью и чаще забывают что-то сделать. Поэтому-то крылатая фраза «А голову ты дома не забыл?!» привычно обращена именно к мужской половине человечества.

В любом случае нетрудно представить, почему детям так не нравятся всякого рода расписания. Кому из нас хоть раз в жизни не хотелось выбросить будильник в окно? Все эти бесконечные рутинные походы в банк и на почту, прохождение техосмотра, оплата коммунальных платежей очень угнетают.

Но есть и хорошие новости – тайм-менеджменту можно научиться. Постичь эту нехитрую науку могут и стар, и млад. В её основе лежат самодисциплина и умение прогнозировать и расставлять приоритеты.

Прежде чем перейдём к советам, стоит сказать пару слов о том, как же воспринимают дети разных возрастов такую сложную субстанцию, как время.

⌛ Для совсем маленьких существует всего два временных отрезка – сейчас или не сейчас.

⌛ К 5-6 годам у детей уже формируются понятия о прошлом, настоящем и будущем.

⌛ Дети 7-10 лет уже неплохо ориентируются по часам и разбираются в календарях.

А то, каким образом вам удастся приучить ребёнка правильно распоряжаться временем, напрямую зависит от возраста.

Итак, с чего же начать?

1. Прежде всего, и себя, и ребёнка стоит убедить, что планирование это увлекательно и порой очень даже весело. Можно, например, смастерить семейный календарь на Апрель своими руками. В качестве примера можно взять адвент-календарь из нашего Зимнего альбома . Пусть ребёнок поможет сделать его ярким и красивым, а вы займётесь технической составляющей. Используйте разноцветные стикеры, вырезки из журналов, цветные карандаши и блёстки. Дайте волю фантазии!

2. Что вносить в календарь? Нужно отдельно выписать все дела в две колонки – старое и новое. К старому отнести всё, что ребёнок привык делать каждый день (умываться, чистить зубы, рисовать, играть и т.д.). Новое же – всё, чем вы давно хотели заняться дома с семьёй, но для чего не могли найти время и возможность. Идеи бесплатного семейного досуга ищите в наших статьях ( 15 идей: чем занять ребёнка на карантине и 5 идей для семейного досуга ).

3. Распределите все домашние дела и праздники (дни рождения, генеральные уборки, совместные киносеансы или другие события) по дням вашего календаря. Нет ничего эффективней наглядной демонстрации. Иногда кажется, что времени до какого-то момента ещё полно, но на деле это не совсем так – и убедиться в этом легко, просто взглянув на календарь.

4. Чтобы никто из членов семьи не терялся во днях, календарь должен обязательно висеть на видном месте . Например, в одной из самых посещаемых комнат – кухне. Он отлично бы смотрелся на холодильнике. А ещё помог бы избежать вопросов – «Мам, а скоро новый год?», «Пап, а когда лето?». Теперь ребёнок может своими глазами увидеть, что нескоро.

5. Можно также составить свой личный календарь для каждого члена семьи . При этом нужно обязательно обозначить главную и промежуточные цели (например, научиться читать 60-100-120 слов в минуту; сделать 15-20-40 приседаний в минуту; собрать пазл). А в конце месяца можно подвести итоги и поделиться успехами.

6. Обязательно должен быть и план на день, где прописывались бы время отбоя и подъёма, обеда и зарядки . Можно составить для всех членов семьи чек-лист с делами, среди которых обязательно нужно прописано время на отдых и развлечения (мы же не в армии, в конце концов).

7. И самое важное – не забывайте, что вы, скорее, тренер, чем менеджер. А значит, должны поддерживать и хвалить ребёнка . А главное – разговаривать с ним на одном языке. Превратите рутину в игру. Например, представьте, что вся семья – команда пиратского корабля. Папа – капитан, мама – старпом, а дети – команда. Как капитан или его помощник распределите судовые обязанности и обозначьте территорию. Пусть рабочее пространство станет каютой капитана, кухня – камбузом, ванная – океаном, а детская – островом сокровищ.

А как вы относитесь к планированию? Ведёте ежедневник, пользуетесь органайзером или держите все дела в голове?

Ещё больше интересных статей и идей для досуга вы сможете найти на нашем канале « Море идей ».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector