Mos220.ru

Онлайн марафоны
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сфера культуры и технология менеджмента

Культура, сфера культуры и менеджмент

Содержание

Глава 1.Сфера культуры и технология менеджмента. 2

Культура, сфера культуры и менеджмент. 2

Система механизмов менеджмента. Необходимость технологического представления менеджмента. 4

Организационно-административный механизм.. 5

Работа с персоналом.. 6

Информационный механизм.. 7

Особенности менеджмента в сфере культуры. Сфера культуры как сфера услуг. 8

Эволюция технологии менеджмента. 11

Компетентность современного менеджера и гуманитарная культура. 14

Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры

Глава 1. Сфера культуры и технология менеджмента

Культура, сфера культуры и менеджмент

Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов — организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность. Менеджмент имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества (коммерческом и некрммерческом бизнесе, политике, науке, образовании, конфессиональной активности и т. д.). Технология, т. е. конкретные способы осуществления менеджмента, зависят от социально-экономического развития общества и конкретной сферы, информационного обеспечения, действующего законодательства и целого ряда других факторов.

Деятельность в сфере культуры осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами. В наше время культура и сфера культуры имеют отношение к деятельности любых фирм (не только сферы культуры) и менеджменту ими и в них. Культура — тем, что и современный менеджмент не только проявляет все большую зависимость от своего социально-культурного контекста, от социально-культурной среды фирмы, но и сам приобретает черты технологии социально-культурного нововведения. Более того, каждая фирма все более отчетливо предстает носителем определенной культуры. Потому современный менеджмент, очень тесно сотрудничает с учреждениями сферы культуры: широкое развитие спонсорства, благотворительности, других форм связей с общественностью (public relations) неосуществимы без такого сотрудничества. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности. Нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход к более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность — все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе — применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.

Общность проблем и интересов современного бизнеса и сферы культуры обусловлены не только их технологическим содержанием. Сами эти технологические особенности обусловлены глубоким и принципиальным обстоятельством. Современный бизнес и социально-культурная сфера, в том числе и в современной России, обречены на сотрудничество — всерьез и по большому счету. Социально-культурная сфера не должна, да и уже не может существовать и развиваться как сфера исключительно государственных интересов. Привлечение внебюджетных источников финансирования, все более активное сотрудничество социально-культурной сферы с финансовым, промышленным и торговым капиталом, общественными движениями и организациями — одно из необходимых условий сохранения культурно-исторического наследия, воспроизводства творческого потенциала, развития культурной жизни. Но и бизнес заинтересован в сотрудничестве с социально-культурной сферой отнюдь не меньше, чем она в нем. Формирование и продвижение имиджа и репутации фирмы, спонсорство, патронаж и благотворительность, работа с персоналом, расширение сотрудничества, даже рекламные кампании и акции по стимулированию продаж — все это просто неосуществимо без проведения праздников, конкурсов, выставок, культурных программ, т. е. без обращения к социально-культурным технологиям, а то и прямого сотрудничества с соответствующими организациями и учреждениями социально-культурной сферы. Бизнес и культура в современном обществе «скованы одной цепью» — предполагают и дополняют друг друга, немыслимы друг без друга. Эта «обреченность» на сотрудничество имеет глубокий политологический смысл, чрезвычайно важный для развития и преобразования общества. Дело в том, что это сотрудничество, по сути дела, является способом реализации гражданского общества — не декларирования его, а наращивания его реальной ткани, его механизмов, процедур и «мускулов». Только общество, в котором сложились и вызрели развитые формы сотрудничества делового мира и сферы культуры, способно к саморазвитию и саморегуляции социально-экономических и социально-культурных процессов — по возможности независима от государства. Собственно, только в таком обществе и могут сложиться реальные предпосылки и условия для становления демократии. Но суть дела заключается отнюдь не в желательности сотрудничества бизнеса и культуры. Это не только и не столько даже реальность, сколько неизбежность — особенно с учетом экономического состояния и политической ситуации в России. Проблемы культуры и искусства не ограничиваются проблемами отрасли. Можно выделить несколько уровней роли (вклада) культуры и искусства в развитие современного общества:

(а) Прямой вклад сферы культуры в экономику:

• Сфера культуры и искусства создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие существенным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие экономики конкретного региона.

• Культура и искусство служат основным источником развития образования, СМИ, туризма, индустрии развлечений.

(б) Прямое социальное влияние:

• Культура и искусство обеспечивают социально-значимые виды деятельности, организацию отдыха, позитивно влияют на сознание людей, отношения между ними, способствуют духовному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала.

• В элитарной, массовой культурах, андерграунде предлагается разнообразие возможных образцов и моделей социального поведения.

(в) Косвенное экономическое влияние:

• Культура и искусство социально выгодны, так как они аккумулируют и транслируют некие базовые ценности общества, образы, которые, помимо прочего, используются в коммерческой и некоммерческой деятельности. Такие современные технологии бизнеса и менеджмента, как реклама, public relations, работа с персоналом, реинжиниринг корпораций, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля, невозможны без использования традиционных форм социально-культурной деятельности, без сотрудничества с учреждениями и организациями сферы культуры.

• Взаимовыгодное, взаимостимулирующее сотрудничество делового мира и сферы культуры, коммерческой и некоммерческой, но социально значимой сфер, их социальное партнерство оказывается важнейшим механизмом и инструментом формирования гражданского общества, способного к саморазвитию.

• Культура и искусство повышают ценность окружающей среды, например украшая товары, помещения, здания, включаясь в оформление города, материальной среды производства и отдыха.

(г) Косвенное социальное влияние:

• Культура и искусство обогащают социальную среду, пропитывая ее различными привлекательными событиями.

• Они выступают источником цивилизационного влияния и социальной организации, стимулируют творчество, повышая способность общества к восприятию и поиску нового, преодолению застарелых стереотипов сознания и поведения.

• Культура и искусство — коллективная память общества, неисчерпаемый источник культурно-исторического наследия и творческих идей для будущих поколений.

• Они улучшают и разнообразят жизнь, повышают степень социализации личности, способствуя профилактике и сокращению девиантного и асоциального поведения.

• Велика роль культуры и искусства в образовании и воспитании подрастающего поколения, влиянии на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей.

• Возрастает роль культуры и искусства в социальной коммуникации, в том числе — с использованием современных технологий.

С учетом всех указанных связей между культурой и развитием можно сказать, что культура является системообразующим фактором консолидации и развития общества в национальном и региональном масштабе.

Так, в Стратегическом плане развития Санкт-Петербурга и Программе развития культуры города отмечает ся, что экономика, международная роль Санкт-Петербурга во многом связаны с его позициями на рынке культурных и туристских услуг. Услуги в сфере культуры и туризма могут внести решающий вклад в рост экспорта международных услуг города в целом. Уже в настоящее время в общегородской структуре экспорта услуг ведущее место занимает гостинично-ресторанный сервис (49%), опирающийся прежде всего на привлекательность культурной жизни города, а по 9% приходится непосредственно на услуги связи, организации отдыха, культурных и спортивных мероприятий. Памятники культуры и события культурной жизни являются важнейшей составляющей маркетинга туризма, фактором инвестиционной политики, важнейшую роль в которой играет формирование и продвижение привлекательного образа города. В настоящее время Санкт-Петербург ежегодно принимает свыше полутора миллионов гостей из практически всех стран мира. Их обслуживанием, с учетом инфраструктуры, занято около 100 тыс. человек. Поэтому развитие сферы культуры выступает важнейшим дополнительным фактором как общей инвестиционной привлекательности города, так и реализации конкретных инвестиционных проектов, мощным катализатором деловой активности в городе. Речь идет об особом, уникальном ресурсе города — о петербургском духовном пространстве, культурном и духовном климате города, связанным с высоким уровнем интеллектуальной культуры, интенсивном, творческом приобщении к культурным ч ценностям, активной гражданственностью, особым стилем общения. В нынешних условиях впервые в истории города культура из вторичного феномена становится центральным градообразующим комплексом. Именно наличие мощного культурного потенциала делает перспективным развитие города как центра науки, образования, туризма и коммуникации. Без поддержки и развития культуры малореальными оказываются планы социально-экономического развития города.

Читать еще:  Менеджер проектов в it обучение

Культура в современном обществе во все большей степени выступает и осознается не как результат, следствие социально-экономического и политического развития, а как необходимое условие, важнейший фактор этого развития, нравственный стержень личности и общества. Без опоры на этот ресурс, без его сохранения и развития невозможно обеспечение других стратегических целей и задач, таких как формирование благоприятного социального климата, интеграция и продвижение города в мировое информационное пространство, мировой рынок туризма и т. д., в целом — решение таких фундаментальных задач Стратегического плана, как формирование Санкт-Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, обеспечивающего высокое качество жизнедеятельности и производства, а также укрепление Санкт-Петербурга как главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-Запада России. Более того, достижение главной стратегической цели — стабильного улучшения качества жизни всех слоев населения Санкт-Петербурга — по сути дела, есть приведение практических условий жизни и работы в соответствие с духовным потенциалом города. Поэтому речь не может идти об использовании культурного потенциала только в качестве проведения ударных ярких, титульно-представительных для города акций и мероприятий, эффективного вовлечения сферы культуры в контекст туристской деятельности, непосредственных потребностей коммерческой сферы по рекламе и public relations. Культура города — это в конечном счете реальная культура его реального населения. Обеспечить преемственность между культурным наследием (включая наследие советской эпохи) и современной культурой как непременное условие возрождения и утверждения в качестве доминирующего особого петербургского-ленинградского стиля в сфере интеллектуально-духовной и повседневной деятельности горожан — важнейшая задача городской культурной политики. Она должна быть направлена на повышение интегрирующей роли культуры, объединяющей горожан на основе осознания единства исторической судьбы, общих ценностей и экономических интересов. После этих важных предварительных уяснений можно переходить к рассмотрению конкретного технологического содержания менеджмента в сфере культуры.

Вопрос 38. Технологии менеджмента в сфере культуры.

СКД исключает элементы стихийного, рефлексивного регулирования. Не может происходить этот процесс и автоматически. Он нуждается в целенаправленном воздействии, где присутствуют все компоненты сознательного управления.

Поскольку СКД является объектом управления, постольку наравне с производственным, политическим, педагогическим менеджментом правомерно говорить о менеджменте социально — культурном.

Социально – культурный менеджмент (СКМ) – то совокупность управленческих отношений и способов управленческой деятельности в СКС, как особый вид взаимодействий и взаимосвязей между коллективами и отдельными людьми – субъектами этой деятельности. В условиях рыночных отношений менеджмент является мощным катализатором развития новых форм собственности и выработки соответствующей времени социально – культурной политике.

В сфере СКД выделяется многообразие различающихся по своему назначению управленческих технологий, прямо или косвенно связанных с понятием «СКМ».Предметом технологий этого менеджмента служат театр, цирк, кинопроизводство, индустрия развлечений, эстрада, игорный и шоу- бизнес, туризм, книгоиздание, сервисные услуги и мн.другие.

СКМ представляет собой деятельный процесс, в котором наряду с типичными для общего менеджмента принципами, структурой и другими свойствами проявляются черты менеджмента финансового, психологического, инновационного.

Управленческие технологии открывают неограниченный простор для СКМ как свободного творческого самопроявления, открытого для множества инвариантных форм самореализации менеджерской предпринимательской инициативы.

В каждой из этих технологий преобладает один из основных управленческих подходов: управление как процесс (процессный подход), управление как система (системный подход), управления как технология связанные с конкретной социально- культурной ситуацией (ситуационный подход). Одновременно в управленческих СКТ нетрудно вычленить определяющие ролевые (лидерские, посреднические) функциональные элементы предпринимательства и менеджмента в области искусства, образования, досуга и т.д.

В практике СКД в России лишь нарабатываются необходимые знание и умения в области СКМ. Между тем хорошо известен исторический опыт предпринимательства, меценатства, благотворительности в СКС. Лучшие традиции российского менеджмента в той сфере, научные взгляды и подходы еще ждут своего возрождения и развития.

Технологически управленческий цикл в СКС представляет собой совокупность основных действий менеджера ,педагога, технолога, которые выполняют в определенной последовательности, с момента конкретизации стоящей проблемы и выдвижение цели до момента достижения определенного результата. Этот цикл вкл. в себя такие технологические действия как анализ, прогнозирование, выработку и принятию управленческого решения, планирование, организацию выполнения плана, координацию, координацию имеющихся творческих (кадровых) ресурсов, контроль над выполнением решения и информацией.

В этом курсе под менеджерской деятельностью в сфере культуры, искусства, досуга понимается активное участие в соорганизации и координации действий всех участников социально- культурного процесса.

42. Виды предпринимательской деятельности некоммерческих организаций СКС.
Некоммерческой (монопрофитной) организацией является организация, не имеющая
извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не
распределяет полученную прибыль между участниками. Их деятельность в РФ
регулируется ФЗ принят гос. думой
8. 12. 1995. некоммерческие организации выполняют функции социального
посредника — реализация социальных идей и программ, действуют между
государством и коммерческими фирмами. Деятельность некоммерческих
организаций развивают область современного бизнеса и менеджмента.
По формам собственности некоммерческие организации делят:
а) государственныеб) общественныев) частныег) коллективные
По характеру финансирования:
а) дотированные из гос. бюджета различного уровня б) существующие на учредительные взносы
в) получающие доходы от собственной некоммерческой деятельности.
По масштабам своей деятельности:
а) местныеб) региональные в) общенациональные г) муниципальные

Некоммерческие организации осуществляют различную деятельность: культура,
здравоохранение, образование. Достоинством некоммерческих организаций
является гибкость, пластичность их функциональной структуры.

43. Маркетинговые технологии деятельности организации СКС.
Маркетинг в социально – культурной деятельности – это система управления деятельностью учреждений культуры по производству и реализации продуктов и услуг на основе изучения культурных интересов и потребностей населения с целью их формирования и удовлетворения.
В течении последних лет социально – культурные учреждениям пришлось выживать в рыночных отношениях и перейти на новые способы организации и управления. Им пришлось научиться экономично вести дела, искать новые источники финансирования, рынки реализации своих услуг и продуктов, соответствовать потребностям своей аудитории и потенциальных покупателей.
Учреждения культуры прилагают свои усилия для социально – культурного оздоровления общества, а общество в лице государства выделяет средства на содержание тех субъектов и объектов, которые осуществляют эту деятельность. Помимо государственного финансирования учреждения культуры стараются привлечь дополнительные финансовые средства путем предоставления платных услуг. Опасность может заключаться в том, что будут стимулировать и поддерживать услуги, которые в коммерческом отношении выгодны. Это может привести к понижению культурного потенциала населения, изменению культурных ценностей, утрате духовно – культурных смыслов СКД, понижению духовных потребностей населения, ориентация на примитивные формы развлечений, товары сомнительной полезности.
Традиционная концепция маркетинга применимая в коммерции и производстве не может в «чистом виде» успешно работать в некоммерческой (нонпрофитной) и полукоммерческой деятельности. Некоммерческая сфера финансируется государством из бюджета и ориентируется на потребителя видя в нем прежде всего личность, с запросами и нуждами (работа с малообеспеченными слоями населения, детьми, подростками). Данные категории пользуются услугами КДУ не оплачивая их т.к. государство их покрывает. Однако государственные средства не достаточны и учреждения непроизводственной сферы ищут возможность продавать свой продукт богатым клиентам, в которых видят источники средств – меценатов, спонсоров, фонды и др. Именно здесь используется маркетинг и дифференцирование на тех, кто полностью возмещает расходы и тех, кто частично платит. Когда рынок продуктов и услуг культуры ориентируется на неплатежеспособного потребителя, тогда маркетинг носит социально – ориентированный характер. Его цель – удовлетворение общественно значимых интересов и потребностей населения. Когда на рынке присутствуют потребители способные оплатить услуги, то маркетинг учреждений культуры обретает свойство коммерческой деятельности, т. е. получение прибыли. Большинство учреждений культуры выбирают оптимальное соотношение платных и бесплатных видов и форм деятельности. Н/р, клубные учреждения за счет платных концертов, спектаклей, танцевальных программ, обучающих курсов, проката инструментов, реквизитов, костюмов имеют возможность создавать и развивать самодеятельное художественное творчество, проводить массовые праздники, народные гуляния, культурно – досуговых программы.
Внедрение маркетинга в деятельность социокультурных учреждений привело к : 1) экономии в расходах, создании и реализации только самых необходимых и эффективных с точки зрения общественной полезности культурных проектов; 2) выработали стратегию пополнения финансов за счет платных видов услуг, изучении состояния социально – культурной среды, своих конкурентов; 3) приблизили работу учреждений культуры к потребителю, улучшили формы и методы работы, создали более комфортные условия для зрителей т. е. улучшение формы и содержания услуги (качества) и стремятся чтобы они соответствовали интересам и потребностям населения. Маркетинг в СКД — это процесс структурирования всех сторон организационной, деловой, творческой деятельности учреждений на этапах изучения культурных потребностей населения, разработки идей, создание и предоставление потребителям продуктов и услуг на безвозмездной и платной основе. Полученный доход от платных услуг направляются на воспроизводство последующей деятельности. Все средства из бюджета, фондов развития культуры и искусства, спонсоров и меценатов, платные услуги вливаются в единый финансовый фонд учреждения. Такую модель финансовой деятельности имеют цирки, профессиональные театры, культурно – творческие центры, музеи, библиотеки, выставочные залы, галереи, парки культуры и отдыха и т.д.

Читать еще:  Как стать менеджером по туризму с нуля

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 84 ; Нарушение авторских прав

СФЕРА КУЛЬТУРЫ И ТЕХНОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 31

Содержание информационного механизма

Информационным данный механизм можно назвать по двум причинам. Во-первых, его суть заключается в порождении соответствующей информации и документаль­ном (т. е. имеющем правовое значение) ее оформлении. Во-вторых, сама эта информация структурируется как бы в «силовом поле напряжения» между двумя «полюсами»: характеристикой желаемого результата (порождающей соответствующие решения и планы) и характеристикой реально полученного результата (порождающей данные контроля, учета и отчетности).

Соотношение всех четырех механизмов — организа­ционно-административного (ОАМ), экономического (ЭМ), информационного (ИМ) и работы с персоналом — изобра­жено на рис. 2. Система этих четырех механизмов явля­ется необходимой и достаточной для задания и реализа­ции любого менеджмента. Достаточной — в том смысле,

что других механизмов нет и не надо. Необходимой — в том смысле, что реальный ме­неджмент предполагает на­личие и использование всех четырех механизмов. Отсут­ствие или бездействие хотя бы одного из них приводит к тому, что успешный менедж­мент не состоится. Нет рас­пределения полномочий — и не ясно, кто за что отвечает, Рис 2 кто что делает. Нет экономи-

Система четырех механизмов ческого механизма — И все

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

превращается в безответственную и безосновательную игру административной воли. Нет компетентного и мотивиро­ванного персонала — и все ресурсы и все усилия пойдут прахом. Не принимаются решения и планы, нет контроля и учета, необходимых документов — тем более не прихо­дится говорить о менеджменте. Поэтому, чем бы вы ни собирались управлять — страной ли, отраслью ли, регио­ном ли, фирмой ли, подразделением ли, собственной се­мьей — распределите полномочия, обеспечьте ресурсы, поработайте над компетентностью и мотивацией, прини­майте решения и контролируйте. Иначе процесс не будет управляемым.

Сказанное относится, однако, к любому менеджмен­ту. Но имеются ли специфика и особенности менеджмен­та в сфере культуры? И в чем они заключаются?

В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

СФЕРА КУЛЬТУРЫ КАК СФЕРА УСЛУГ Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько веще­ственный характер, сколько связаны с феноменами со­знания (восприятия, понимания, мышления, пережива­ния и т. д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпа­дает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофиль­ма, прослушивание концерта, чтение книги и т. д.; книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т. п., не являются художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, унич­тожаемых в процессе потребления (сапоги снашивают, яблоки съедают), культурные ценности в процессе по­требления наращивают свою ценность (чем больше наро­ду прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т. п., — тем выше их социальная значимость).

Однако под услугами в сфере культуры теперь уже можно и нужно понимать не только услуги непосредствен­но посетителям, но и донорам, готовым выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера культуры — сфе­ра преимущественно некоммерческой деятельности. Это

‘ ГФЕРА КУЛЬТУРЫ И ТЕХНОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

2-2111

означает, что деньги в этой сфере появляются преимуще­ственно не на основе коммерции, а на основе привлече­ния средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными сред­ствами, спонсоров, благотворительных организаций и про­чих доноров. Даже в шоу-бизнесе, на первый взгляд пре­дельно коммерциализированном секторе сферы культу­ры, доходы от продажи билетов составляют обычно около 15% бюджета гастроли. Остальное — средства спонсоров. Да и сами гастроли чаще всего являются лишь частью рекламной кампании нового диска или альбома.

Некоммерческая деятельность не означает «непривле­кательная» для бизнеса. Во всем мире некоммерческий (нон-профитный) сектор — один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики. Действительно, что может быть привлекательней деятельности, когда все ваши доходы идут на покрытие ваших расходов и прибыль не образуется в принципе! Некоммерческая сфера обладает рядом законодательно закрепленных льгот и гарантий, привлекающих туда капитал. В силу своей публичное! социальной значимости она обладает явно выраженнь рекламным потенциалом, возможностями формирован! и продвижения привлекательного имиджа, репутации, со­циального статуса и т. д. Более того, некоммерческая дея­тельность, как уже говорилось, имеет более общий харак­тер, она может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может заниматься предпринима­тельской деятельностью, открывать производство сувени­ров, типографию, ремонтные мастерские и т. п.

Эти обстоятельства накладывают свои особенности на j маркетинг некоммерческой деятельности: он оказывает­ся многомерным, в отличие от традиционного маркетинга] в коммерческих сферах. Например, в некоммерческой сфе-^ ре довольно часто субъект платежеспособного спроса (тот, j кто платит деньги) не совпадает с непосредственным по-1 требителем (клиентом). Так, типичные потребители услуг| в сфере культуры — это дети, подростки, ветераны. Рабо­та с ними, с очевидностью, необходима, но кто должен! оплачивать оказываемые им услуги? Зачастую — не они! сами. Что-то оплачивают родители, что-то поддерживает-] ся бюджетными средствами, что-то — заинтересованны­ми в такой деятельности донорами, что-то — благотвори-

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

тельными фондами и т. д. Фактически в сфере культуры действуют, как минимум, два рынка: рынок потребите­лей и рынок доноров. И не всегда можно сказать, какой из этих рынков первичен: то ли сначала определяются виды работ с потребителями и затем ищутся доноры на их поддержку, то ли потребители подбираются для обеспече­ния интересов доноров, готовых платить деньги за опре­деленные виды работ с этими группами.

Эти особенности, вне всякого сомнения, сказываются на технологии менеджмента в сфере культуры. Однако при всей их важности они не отличают менеджмент в сфере культуры от любого менеджмента услуг. Практи­чески все указанные особенности суть особенности услуг.

Поэтому, с технологической точки зрения, не мень­ший интерес представляют особенности реализации меха­низмов менеджмента, специфичные для сферы культуры. В связи с этим, применительно к российской сфере куль­туры, до самого недавнего времени можно было говорить о ярко выраженной специфике. Заключалась она в вопи­юще низком уровне культуры управления в сфере куль­туры. Эпические сюжеты этого рода (централизация, КСК, платные услуги и т. п.) будут рассмотрены чуть ниже.

Технологии менеджмента в социокультурной сфере.

Предметом технологий этого менеджмента служат театр, кинопроизводство, цирк, хореография, музыкально-хоровое и оркестровое исполнительство, изобразительное искусство, СМИ, индустрия развлечений, эстрада, игорный и шоу-бизнес, артбизнес, спортивно-оздоровительный бизнес и туризм, книгоиздание и книготорговля, сервисные услуги ресторанного и гостиничного бизнеса и многие другие отрасли.

Технологии менеджмента в социокультурной сфере включают такие технологические действия, как анализ, прогнозирование, выработку и принятие управленческого решения, планирование, организацию выполнения плана, координацию, мотивацию имеющихся творческих (кадровых) ресурсов, контроль над выполнением решения и информацией.

Технологии анализа, или маркетинговые технологии являются изначальными для процесса управления. Это профессиональное использование нормативного, информационно-управленческого ресурса – мониторинг социально-культурных процессов, необходимость организации изучения и формирования современного рынка спроса на культурные продукты и услуги, проведения различных видов опроса, наблюдения, эксперимента, изучения документальных источников с целью сбора, обработки, систематизации, последующего анализа и использования правовых и организационно-хозяйственных документов, обширной социологической и инструктивной информации.

Технологии прогнозирования играют существенную роль – они позволяют выработать необходимые ориентиры в социально-культурной деятельности, обеспечить соблюдение нормативных, законодательных требований, предупредить и скорректировать возможные отклонения в достижении намеченных целей. Результатом их использования являются предположения по поводу различных условий, факторов и обстоятельств, рассчитанные на внешнюю и внутреннюю среду.

Технологии выработки и принятия управленческого решения способствуют выбору оптимальных вариантов из существующих прогнозных альтернатив в социально-культурной деятельности. Они направлены на обеспечение таких требований к управленческим решениям, как их эффективность, реальность, экономичность, своевременность, обоснованность и т.д. В основе управленческих решений лежат такие основания и признаки, как

Читать еще:  Менеджер по закупкам it

· характер целей (оперативные, тактические и стратегические);

· характер решаемых задач (экономические, организационные, экологические и т.д.);

· причины возникновения (ситуационные, инициативные, эпизодические и т.д.).

Технологии планирования используются, чтобы выстроить и детализировать процесс реализации управленческого решения. Эти технологии, имеющие прямое отношение к тому или иному субъекту социально-культурной деятельности, позволяют выявить его основное назначение, цели и задачи, необходимые для их достижения, действия, методы и приемы. Они связаны с разработкой и реализацией бизнес-планов, медиапланов других видов стратегического и оперативного планирования. Стратегические и тактические (оперативные) планы призваны дать ответ на следующие вопросы:

1) где на данный момент находятся наши социально-культурные учреждения или организации; каковы их возможности и перспективы в области маркетинговых отношений, финансового, материального, кадрового обеспечения, научных исследований;

2) куда двигается учреждение или организация на основании оценки реальных возможностей.

Технологии организации направлены на выполнение, активное продвижение («промоушн») того или иного плана, проекта, программы в социально-культурной сфере. По существу, любой специалист-менеджер, занятый в этой сфере, выступает в качестве лидера, основного персонажа в рамках того или иного социально-культурного проекта, внутри любой инициативной группы. Организаторские технологии предполагают управленческую деятельность по формированию и регулированию (в том числе совершенствованию) социально-культурных процессов в сфере досуга и творчества, образования и физического развития.

Технологии координации, направлены на обеспечение бесперебойности и непрерывности выполняемых функций управления различными видами социально-культурной деятельности. Актуальность этих технологий обусловлена динамичными непрерывными изменениями внешней и внутренней социально-культурной сферы, что, в свою очередь, зависит от умения менеджеров быстро и оперативно маневрировать финансовыми и материальными ресурсами, проявить способности к своевременной адаптации и корректировке.

Поскольку любая из организационных и координационных технологий связана с активизацией человеческого фактора, грамотным использованием кадрового ресурса постольку каждая социально-культурная инициатива, формирование или пополнение творческого коллектива обязательно предусматривает мотивацию, стимулирование участников с целью опереться на их потребности, вызвать у них интерес и желания к предстоящей работе, развеять возможные опасения и сомнения. В процессе социально-культурной деятельности широкое распространение получили методы:

· материальной, экономической мотивации (заработная плата, премия, льготы, проценты, участие в прибылях, доплата и др.);

· методы нематериальной, социальной, психологической, морально-этической мотивации (делегирование полномочий, прав и ответственности, предоставление более содержательной, социально значимой работы с перспективой должностного и профессионального роста, общественное признание, благодарности, улучшение условий труда, создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и т.д.).

В социально-культурной сфере существуют благоприятные возможности для эффективной мобилизации целого ряда других мотивов, среди них: общение, обучение, стремление к успеху, творческое самоутверждение, ощущение собственной значимости и востребованности и т.д.

Технологии контроля необходимы, поскольку в процессе реализации своих творческих проектов и программ организаторы довольно часто сталкиваются со множеством непредвиденных обстоятельств, ошибочных решений, организационных либо финансовых проблем и т.д. Любая из технологий контроля предусматривает выполнение следующих обязательных процедур:

1) установление определенных стандартов, целей, требований, которым должны соответствовать конечный творческий результат, культурный продукт или услуга;

2) измерение того, что действительно достигнуто за определенный отрезок времени и сравнение достигнутого с ожидаемым результатом;

3) осуществление конкретных действий, если это необходимо, для корректировки серьезных отклонений от первоначального плана или проекта. Одним из таких действий, в частности, может стать пересмотр конечной цели или результата с тем, чтобы сделать их более реалистичными в данной ситуации.

Технологии менеджмента в социокультурной сфере.

Предметом технологий этого менеджмента служат театр, кинопроизводство, цирк, хореография, музыкально-хоровое и оркестровое исполнительство, изобразительное искусство, СМИ, индустрия развлечений, эстрада, игорный и шоу-бизнес, артбизнес, спортивно-оздоровительный бизнес и туризм, книгоиздание и книготорговля, сервисные услуги ресторанного и гостиничного бизнеса и многие другие отрасли.

Технологии менеджмента в социокультурной сфере включают такие технологические действия, как анализ, прогнозирование, выработку и принятие управленческого решения, планирование, организацию выполнения плана, координацию, мотивацию имеющихся творческих (кадровых) ресурсов, контроль над выполнением решения и информацией.

Технологии анализа, или маркетинговые технологии являются изначальными для процесса управления. Это профессиональное использование нормативного, информационно-управленческого ресурса – мониторинг социально-культурных процессов, необходимость организации изучения и формирования современного рынка спроса на культурные продукты и услуги, проведения различных видов опроса, наблюдения, эксперимента, изучения документальных источников с целью сбора, обработки, систематизации, последующего анализа и использования правовых и организационно-хозяйственных документов, обширной социологической и инструктивной информации.

Технологии прогнозирования играют существенную роль – они позволяют выработать необходимые ориентиры в социально-культурной деятельности, обеспечить соблюдение нормативных, законодательных требований, предупредить и скорректировать возможные отклонения в достижении намеченных целей. Результатом их использования являются предположения по поводу различных условий, факторов и обстоятельств, рассчитанные на внешнюю и внутреннюю среду.

Технологии выработки и принятия управленческого решения способствуют выбору оптимальных вариантов из существующих прогнозных альтернатив в социально-культурной деятельности. Они направлены на обеспечение таких требований к управленческим решениям, как их эффективность, реальность, экономичность, своевременность, обоснованность и т.д. В основе управленческих решений лежат такие основания и признаки, как

· характер целей (оперативные, тактические и стратегические);

· характер решаемых задач (экономические, организационные, экологические и т.д.);

· причины возникновения (ситуационные, инициативные, эпизодические и т.д.).

Технологии планирования используются, чтобы выстроить и детализировать процесс реализации управленческого решения. Эти технологии, имеющие прямое отношение к тому или иному субъекту социально-культурной деятельности, позволяют выявить его основное назначение, цели и задачи, необходимые для их достижения, действия, методы и приемы. Они связаны с разработкой и реализацией бизнес-планов, медиапланов других видов стратегического и оперативного планирования. Стратегические и тактические (оперативные) планы призваны дать ответ на следующие вопросы:

1) где на данный момент находятся наши социально-культурные учреждения или организации; каковы их возможности и перспективы в области маркетинговых отношений, финансового, материального, кадрового обеспечения, научных исследований;

2) куда двигается учреждение или организация на основании оценки реальных возможностей.

Технологии организации направлены на выполнение, активное продвижение («промоушн») того или иного плана, проекта, программы в социально-культурной сфере. По существу, любой специалист-менеджер, занятый в этой сфере, выступает в качестве лидера, основного персонажа в рамках того или иного социально-культурного проекта, внутри любой инициативной группы. Организаторские технологии предполагают управленческую деятельность по формированию и регулированию (в том числе совершенствованию) социально-культурных процессов в сфере досуга и творчества, образования и физического развития.

Технологии координации, направлены на обеспечение бесперебойности и непрерывности выполняемых функций управления различными видами социально-культурной деятельности. Актуальность этих технологий обусловлена динамичными непрерывными изменениями внешней и внутренней социально-культурной сферы, что, в свою очередь, зависит от умения менеджеров быстро и оперативно маневрировать финансовыми и материальными ресурсами, проявить способности к своевременной адаптации и корректировке.

Поскольку любая из организационных и координационных технологий связана с активизацией человеческого фактора, грамотным использованием кадрового ресурса постольку каждая социально-культурная инициатива, формирование или пополнение творческого коллектива обязательно предусматривает мотивацию, стимулирование участников с целью опереться на их потребности, вызвать у них интерес и желания к предстоящей работе, развеять возможные опасения и сомнения. В процессе социально-культурной деятельности широкое распространение получили методы:

· материальной, экономической мотивации (заработная плата, премия, льготы, проценты, участие в прибылях, доплата и др.);

· методы нематериальной, социальной, психологической, морально-этической мотивации (делегирование полномочий, прав и ответственности, предоставление более содержательной, социально значимой работы с перспективой должностного и профессионального роста, общественное признание, благодарности, улучшение условий труда, создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и т.д.).

В социально-культурной сфере существуют благоприятные возможности для эффективной мобилизации целого ряда других мотивов, среди них: общение, обучение, стремление к успеху, творческое самоутверждение, ощущение собственной значимости и востребованности и т.д.

Технологии контроля необходимы, поскольку в процессе реализации своих творческих проектов и программ организаторы довольно часто сталкиваются со множеством непредвиденных обстоятельств, ошибочных решений, организационных либо финансовых проблем и т.д. Любая из технологий контроля предусматривает выполнение следующих обязательных процедур:

1) установление определенных стандартов, целей, требований, которым должны соответствовать конечный творческий результат, культурный продукт или услуга;

2) измерение того, что действительно достигнуто за определенный отрезок времени и сравнение достигнутого с ожидаемым результатом;

3) осуществление конкретных действий, если это необходимо, для корректировки серьезных отклонений от первоначального плана или проекта. Одним из таких действий, в частности, может стать пересмотр конечной цели или результата с тем, чтобы сделать их более реалистичными в данной ситуации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector