Mos220.ru

Онлайн марафоны
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предмет менеджмента это

Менеджмент как наука. Объект и предмет менеджмента

Понятие «менеджмент» появилось в конце XIX-начале XX в. Группа передовых западных инженеров организовала движение, внимание которого было направлено на повышение производительности труда и улучшение социальных отношений.

Менеджмент в упрощенном понимании это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Основоположником менеджмента как науки является американский ученый Фредерик Тейлор. Он считал менеджмент истинной наукой, покоящейся на фундаменте точных законов, правил, принципов отделения планирования от фактического вы­полнения самой работы. Ф. Тейлор сформулировал важный вывод о том, что работа по управлению — это определенная специальность и что организация в целом вы­игрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.

Менеджмент как наука изучает структуры управления, системы отношений между работниками, механизмы этих отношений, поведение работников предприятия и многое другое. Целью этой науки является формулировка и практическое применение общих принципов управления, которые можно использовать в любой сфере деятельности и на любом предприятии.

Главной задачей менеджмента является организация производства продукции и услуг, учитывая нужды потребителей и используя имеющиеся ресурсы (материальные и человеческие), достижение рентабельности производственного процесса и стабильного положения на рынке.

Менеджмент ставит перед собой конкретные задачи, разрабатывает мероприятия по их достижению, выявляет взаимодействие подразделений организации, производит координацию этих взаимодействий. Эта наука занимается также улучшением структуры предприятия, выполняет оптимизацию процессов принятия решений, занимается разработкой систем мотивации, создает эффективные стили руководства.
Менеджмент как наука работает следующим образом: производится сбор информации и выполняется ее анализ. Сделанные выводы применяются для принятия управленческих решений. Далее производится обязательный контроль выполнения этих решений. Контроль является важнейшей функцией менеджмента.
Грамотный руководитель должен видеть и осознавать причины, по которым фактические достижения компании не совпадают с целями. Руководителю необходимо также уметь выявлять основной комплекс взаимосвязанных проблем, устранять причинно-следственных связи в этой области; прогнозировать дальнейшие события, разрабатывать эффективные методы стратегического и оперативного управления.

Объекты менеджмента являются люди в организациях и совокупность отношений между ними, возникающих в процессе управления этими организациями.

Предметом изучения менеджмента является совокупность инструментов, которые позволяют проводить эффективную управленческую деятельность. К ним принадлежат законы, закономерности, принципы, категории, механизмы, модели и тому подобное.

Предмет и сущность менеджмента

1. Понятие менеджмента как науки управления

2. Природа и сущность управления

3.Специфика менеджмента в государственной службе

В условиях рыночной экономики большое внимание уделяется развитию малого бизнеса. В странах Запада более 95 % всех фирм составляют малые предприятия. Они максимально удовлетворяют потребности населения, создают рабочие места, являются местом внедрения различных нововведений. Устойчивость малых предприятий, их выживание в конкурентной борьбе зависит от эффективного менеджмента.

В упрощенном понимании, менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент (по-русски «управление») — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент — это также область человеческого знания, помогающего осуществлять эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров, — это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е годы XX в., когда стало ясно, что эта деятельность превратилась в профессию, область знаний — в самостоятельную дисциплину, а социальный слой — в весьма влиятельную общественную силу. Растущая роль этой общественной силы заставила заговорить о «революции менеджеров», когда оказалось, что существуют корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно техническим потенциалом, сопоставимым помощи с целыми государствами. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, сервисные, распределительные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

Менеджер — это специалист, которого нанимают для организации и управления каким-либо участком, для осуществления управленческой деятельности.

Управление — это процесс планирования организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации.

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. Управление должно быть направленно на успех и выживание. В то же время конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности предприятия (фирмы) путем рациональной организации производственного или торгового процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технологической базы.

В управлении всегда есть: субъект — тот, кто осуществляет управление, и объект — тот, кем управляют действия субъекта управления. Таким образом, основная задача управления — организовать работу других людей, при этом высшей формой искусством управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто им не управляет.

Если субъект управления управляет собственными действиями, т.е. субъект и объект объединяются в едином лице, то в этом случае имеет место частные случаи управления, называемые самоуправлением.

Различают управление техническими системами, экономическое управление, а также социальное, в ходе которого регулируются различные отношения между людьми.

Управление является реальным, если имеются с одной стороны потребность и возможность субъекта управления управлять, а с другой — потребность и возможность объекта управления выполнять управленческие команды.

Управление может осуществляться только в том случае, если существует реально действующая система, которая является органичной частью любой организации (называется системой управления).

Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но если речь идет о государственных органах любого уровня, более правильно использовать термин «public administration» — «государственное управление».

Менеджмент в государственной службе — это специальный менеджмент, который изучает особые черты, специфику, тенденции, отличающие менеджмент государственной структуры от коммерческого. Реализация каждой функции менеджмента в госслужбе проявляется, прежде всего, в целях, методах оценки результатов, формах отчетности, процедурах контроля, ответственности и системе стимулов:

цель — развитие региона, защита слабо обеспеченных слоев населения и т.д;

— в государственной структуре методом оценки результатов является уровень доходов, в коммерческой организации — доход;

форма отчетности — государство отчитывается перед избирателями, коммерческие организации — перед акционерами;

степень ответственности — государство несет ответственность перед народом;

система стимулов в коммерческой организации -материальное стимулирование, в государственной службе — льготы, социальные привилегии (бесплатное лечение, обучение и т.д.).

Принципы управления

1.Понятие принципов управления

2.Общие принципы управления

Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Основными задачами науки управления являются изучение и практическое применение принципов развития всей совокупности управленческих целей, разработка планов, создание экономических и организационных условий для эффективной деятельности трудовых коллективов. Изучение и овладение этими закономерностями является необходимым условием совершенствования управления общественным и частным производством, улучшения экономической инфраструктуры и подъема экономики страны. Поведение одного из основных и наиболее сложных субъектов управления — человека также строится на определенных принципах, внутренних убеждениях, которые определяют его отношение к действительности, на нормах нравственности и морали.

Читать еще:  Продакт менеджер обучение

Принципы управления производством, обществом и личностью опираются на диалектический закон развития, обобщающий опыт человеческой цивилизации. При смене социально-политических формаций, при непрерывном развитии всех явлений в мире изменяются и совершенствуются методы, формы, техника и сами принципы управления.

Принципы управления универсальны, т.е. применимы для воздействия на личность и для оптимального управления любым социумом — официальным (производственным, служебным, гражданским, общественным) или неофициальным (семейным, дружеским, бытовым). Трудно сказать, где роль этих принципов особенно актуальна и важна, несомненно, только, что социальные объекты управления наиболее сложные и ответственные.

Особо сложным объектом управления является коллектив, т.е. группа людей, объединенная на основе общих задач, совместных действий, постоянных контактов. Интеллектуальный, культурный и моральный потенциал членов коллектива настолько разный, что трудно предсказать реакцию каждой личности на управляющее воздействие. Как сохранить доброжелательные отношения, установить и удержать взаимопонимание со своим коллегой, как нужно воздействовать на коллектив, чтобы добиться выполнения поставленных задач без конфликтов и стрессов? Принципы управления как фундамент сложнейшего из видов искусств — искусства управления не претендуют на роль

панацеи на все случаи жизни, но во всех случаях не оставят человека без обоснованных, продуманных специалистами-профессионалами рекомендаций. Итак, принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы: ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда. Искусство управления не может опираться только на интуицию, талант руководителя. Это искусство основывается на солидной теоретической базе, накопленной за тысячи лет человеческой цивилизации, — на принципах, законах управления.

Принципы управления, правила, нормы, которыми следует руководствоваться в своей деятельности в ходе решения задач, стоящих перед фирмой, предприятием:

— определение целей и задач управления:

— разработка конкретных мероприятий по их достижению;

— разделение задач на отдельные виды работ;

— координация взаимодействий различных подразделений внутри организации;

— формирование иерархической структуры;

— оптимизация принятия решений;

— мотивация, стимулирование эффективной работы.

Предмет, метод, задачи и объект менеджмента

Можно ли определить канонические основы дисциплины для менеджмента? Формулировка именно таких основ, как предмет метод объект в менеджменте иногда вызывает затруднения. В данной статье сформулируем эти понятия и дадим пояснения к ним.

На самом деле единого мнения по данной проблеме нет. Зачастую каждый автор стремится сформулировать свое определение, концентрируясь на чем-то одном уникальном выявленном именно данным автором. Попытаемся свести различие понятий в единые определения. Но будучи научной дисциплиной, Менеджмент, должен и имеет свой предмет и методы и прочие атрибуты научности.

Предмет менеджмента

Как известно предмет любой науки это то, что она изучает, основа на которой она сконцентрирована. Для менеджмента таких основ несколько это организация, человек, цели и задачи.

Одно из самых распространенных определений предмета менеджмента. Если немного упростить его, то получим следующее. Предмет менеджмента это изучаемые процессы, которые протекают в организации и связаны с взаимодействием людей по достижению целей организации.
В общем, менеджмент изучает деятельность организации, совместное взаимодействие людей в организации и деятельность по достижению ориентиров организации.

Метод менеджмента

Метод любой науки это инструменты, которые используются, чтобы изучить предмет. Значит методы менеджмента это то, при помощи чего мы изучаем все организационные отношения и действия.

Это общее определение метода менеджмента. Однако столь сложная дисциплина не может использовать в своей деятельности лишь один метод.
В менеджменте используются разные методы изучения, которые заимствованы из других дисциплин. К методам менеджмента можно отнести и исторический подход, системный анализ, анализа синтез, индукцию и дедукцию, эксперимент, психоанализ и ряд других методов. Ведь основа менеджмента это аналитика, ведь именно на основе всестороннего анализа и принимаются эффективные решения.

Объект менеджмента

Объект менеджмента в общем это то чем мы управляем. А здесь есть масса вариантов. Объектами могут быть и люди (как индивидуально, так и группы), и предметы, и процессы. Можно управлять человеком, можно организацией, можно информацией, деньгами, коллективами и так далее.

Понятие объект менеджмента входит в состав понятия контура процесса управления. Контур представляет собой классическое выражение управление, то есть это, то, как мы управляем. Поэтому процесс управления включает всегда в себя субъект управления, объект управления, управляющее воздействие и обратную связь.

Субъект и объект в управления неразделимы, точно так же как и управленческое воздействие, которое присутствует всегда. А вот обратная связь необходимость эффективного процесса управления.

Задачи менеджмента

Каждая научная дисциплина имеет свои цели и задачи. Обычно задачи вытекают из цели.
Базовая цель менеджмента это достижения цели организации.

Задачи менеджмента вытекают из цели. Чтобы добиться цели необходимо эти задачи решить. К задачам можно отнести и управление производством и организацию труда, обеспечение продаж продукции, контроль выполнения процессов. Ниже приведены основные задачи менеджмента.

Таким образом, мы рассмотрели базовые понятия научной дисциплины менеджмент.

В следующей лекции разберем функции управления.

Сущность, объект и предмет теории менеджмента

Эффективность управленческой деятельности менеджеров в значительной мере определяется теоретической подготовкой, в том числе знанием теории менеджмента. Она вооружает специалистов знанием организационных законов, принципов и правил, необходимых им при принятии управленческих решений.

Для более полного раскрытия сущности понятия «теория менеджмента» вначале необходимо рассмотреть такие понятия, как «теория» и «теория управления».

В самом общем виде теория– это:

• система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности развития природы, общества, мышления;

• совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел какой-нибудь науки, а также совокупность правил в области какого-либо мастерства;

• сложившееся у кого-нибудь мнение, суждение, взгляд на что-нибудь.

Сущность понятия «теория управления» раскрывается в следующих определениях.

Цель теории управления –формирование целостного представления о взаимодействии сложных систем разной природы (технических, социальных, экономических и т.п.), внешних и внутренних связей, об отношениях, складывающихся между объектом и субъектом управления в процессе их взаимодействия.

Как уже отмечалось ранее, понятие «управление» значительно шире, чем понятие «менеджмент», но применительно к организации их можно рассматривать как синонимы. Поэтому и «теория управления» как наука в самом общем виде значительно шире «теории менеджмента». Однако применительно к организации можно утверждать, что понятие «теория менеджмента» идентично понятию «теория управления организацией».

На основе вышеизложенного можно сформулировать следующие определения понятия «теория менеджмента».

Теория менеджмента использует знания других наук, которые можно представить как:

• управленческие аспекты таких наук, как социология, психология, математика и др.;

• конкретные науки об отдельных сторонах управления;

• теория искусства управления.

Читать еще:  Менеджмент к каким наукам относится

В последние годы в менеджменте широко используются социология и психология управления, социология организации и др.

Если специальные науки изучают отдельные этапы процесса управления: планирования, организации, управления персоналом, маркетинг и т.п., то теория менеджмента изучает управление как целостное явление (систему и процесс).

Теория искусства управления опирается не только на универсальные принципы и закономерности, на общие правила управления.

Она в большей мере базируется на прошлом опыте и эмпирических обобщениях, на интуиции, на таланте управленцев.

Любая теория имеет свой объект и предмет исследования. Объектом изучения обычно считают то, на что направлена познавательная деятельность, а предметом – исследуемые свойства этого объекта.

Предмету теории менеджмента можно дать следующее определение.

В предмет теории менеджмента включаются также категории, раскрывающие сущность управленческой деятельности.

Категории, используемые наукой, позволяют проникать в глубь экономических явлений и процессов. В экономической науке категория – это теоретическое (абстрактное) выражение основных сторон производственных отношений. Экономические категории позволяют обобщать массовые явления экономической жизни, познавать экономические законы.

Теория менеджмента использует как общие экономические категории, так и категории, присущие только ей. Все категории теории менеджмента можно разделить на три группы (рис. 1.3)

Рис. 1.3. Классификация категорий, используемых в теории менеджмента

В качестве инструмента теоретического исследования предмета теории менеджмента выступает научный метод.

Метод –это:

• способ освоения действительности, основанный на рациональном, доказательном, системном исследовании природы и общества;

• упорядоченная деятельность по достижению определенной цели;

Требования, предъявляемые к научному методу:

• способность приносить новые результаты.

Метод предписывает исследователю, какие и как применять средства, чтобы получить истинные знания об объекте и предмете исследования.

Теория менеджмента как составная часть экономической науки и как учебная дисциплина использует: 1) общенаучные; 2) социологические; 3) конкретно-предметные методы исследования.

1. К общенаучным методам относятся: системный анализ, моделирование, аналогии, индукции, дедукции, статистический и др.

Системный анализявляется важнейшим инструментом системного подхода. Он используется для изучения свойств и структуры организации, рассматривая ее как сложную систему.

Моделирование –особый метод изучения объектов (систем) и процессов. Модель –описание, изображение или схема какого-либо объекта, явления или процесса, отображающая их структуру и функционирование.

Существует множество вариантов создания моделей объектов.

Для теории менеджмента представляют интерес экономические и математические модели. Моделирование позволяет избежать ошибок и определить перспективные направления развития систем или процессов.

Метод аналогии– метод, использующий аналог (например, аналогом может быть выбрана лучшая организация, адекватно отражающая исследуемый объект или процесс).

Вывод о состоянии тех или иных явлений и процессов при таком методе делается на основе сходства, существующего в других признаках. Это вероятностный метод. Выводы и умозаключения по аналогии в той или иной степени вероятностны.

Индуктивный метод– метод экономических исследований, основанный на переходе от частных экономических фактов к общим выводам и положениям; это рассуждение от частного к общему, выведение общих принципов из частных правил.

Дедуктивный метод– умозаключение, в котором осуществляется переход от общих фактов и положений к единичным выводам и обобщениям; это рассуждение от общего к частному, выведение частных принципов из общих правил.

Статистический метод– важнейший количественный метод экономической науки, широко используемый в различных науках, в том числе в менеджменте.

Его значение раскрывается в том, что статистический метод:

• сближает экономическую теорию и эмпирию, требует сопоставления теоретических положений с реальным практическим функционированием организации;

• позволяет формализовать управленческую науку, перевести ее на язык цифр и формул;

• выступает как эффективный способ проверки экономических теорий и гипотез;

• позволяет моделировать и прогнозировать экономические явления и процессы.

2. Теория менеджмента использует также социологические методы исследования (наблюдение, анкетирование, интервью, метод экспертных оценок и др.).

Наблюдение(применительно к объекту управления) – целенаправленное, организованное и осмысленное восприятие процессов, протекающих в организациях в естественных условиях ее существования с целью получения первичной эмпирической информации в форме эмпирических фактов.

Анкетирование– способ получения информации путем прямого или косвенного взаимодействия исследователя с опрашиваемыми респондентами в форме регистрации ответов на вопросы.

Интервью– метод устного опроса, где исследование проходит в форме особой беседы исследователя с респондентом.

Метод экспертных оценок– вид опроса (устного или письменного), при котором исследователь получает информацию от специалистов высокой квалификации в данной области знания.

Социологические методы исследования являются весьма эффективными при исследовании организации, так как позволяют получать достоверную информацию о ее состоянии и протекающих в ней процессах.

3. Конкретно-предметные методы исследования, привязанные к конкретным наукам (психологии, математике и т.п.), включают в себя способы сбора, обработки и применения научной информации для решения управленческих задач.

Краткие выводы

1. Управление – это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды (общества, живой и неживой природы, техники). В то же время управление можно рассматривать как определенный тип взаимодействия между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй – в позиции объекта управления.

2. Субъект и объект управления в целях эффективного взаимодействия должны соответствовать друг другу, обладать относительной самостоятельностью, осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, быть заинтересованными в четком взаимодействии.

3. Термином «менеджмент» характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью, т.е. менеджмент – это управление в социально-экономических системах (организациях) в условиях рыночных отношений.

4. Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Основные признаки организации: люди, работающие в данной организации; цели, которые она желает достичь; управление.

5. Менеджмент не существует в отрыве от организации. Организация является объектом менеджмента, а менеджмент предназначен для сохранения ее целостности. Менеджер – это наемный профессиональный управляющий, это член трудового коллектива организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

6. Теория менеджмента – наука, изучающая процессы и систему (механизм) управления организацией. Предметом изучения теории менеджмента являются отношения управления и закономерности, присущие менеджменту, рассматриваемому как целостное, комплексное, социальное явление.

7. К основным научным методам, используемым теорией менеджмента, относятся: системный анализ, моделирование, аналогии, индуктивный, дедуктивный, статистический, наблюдение, анкетирование, интервью и т.п.

Вопросы для самопроверки

1. Как вы охарактеризуете сущность и виды управления?

2. Каковы условия эффективного взаимодействия между субъектом и объектом управления?

3. В чем сущность предмета и продукта труда управленческой деятельности?

4. Каковы различия в понятиях «управление» и «менеджмент»?

5. Как вы понимаете сущность организации как системы и как процесса?

6. Согласны ли вы с утверждением, что менеджмент предназначен для сохранения целостности организации? Если да, то в чем это выражается?

7. Какие качества, присущие современному эффективному менеджеру, вы знаете?

8. В чем состоят различия между менеджером и предпринимателем?

Предмет, объект и субъект менеджмента

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Читать еще:  Обучение проектному менеджменту

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кравченко В.А.

МЕНЕДЖМЕНТ

Конспект лекций

ОДЕССА ОНЕУ 2013

Тема 1. СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Предмет, объект и субъект менеджмента.

1.2. Соотношение категорий «управление» и «менеджмент».

1.3. Организации как объекты управления.

1.4. Организация и ее среда

1.5. Жизненный цикл организации

1.6. Менеджеры и предприниматели.

1.7. Роли менеджера в организации. Качества менеджера

1.8. Уровни и сферы менеджмента.

Предмет, объект и субъект менеджмента

Сегодня в организациях все большего значения приобретает деятельность управленцев – менеджеров. Именно эти категории работников содействуют утверждению предприятия на рынке, успеха в конкурентной борьбе, воплощению новых идей и результативных стратегий. Менеджер, который владеет широкими знаниями в сфере современной экономики, основами информационных и компьютерных технологий, техникой делового общения с отечественными и зарубежными партнерами, может обеспечить успех организации, ее инновационное развитие, благоприятное инвестиционный климат.

Менеджмент – вид деятельности, направленный на работников организации с целью координации их действий для достижения поставленных перед организацией целей.

Предметом науки о менеджменте есть: теоретические принципы управленческой деятельности (законы, закономерности, принципы, категории, механизмы, модели и т.п.); практика управления организациями (работниками, коллективами работников, группами, организацией и т.п.); проектирование систем менеджмента (формирование взаимосвязанных и взаимодействующих управленческих рычагов, которые обеспечивают управленческое влияние управляющей системы организации на управляемую).

Объект менеджмента (объект управления) – процесс управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятий, корпораций, хозяйственных обществ, объединений и других организаций. Организация составляется из подразделов, каждый с которых имеет свою сферу деятельности и следовательно, нуждается в применении специфических приемов и методов влияния на него. Такие подразделы выступают также объектами управления, но к ним чаще применяют термин «управляемая система».

Исследование процесса менеджмента и его этапов дают возможность последовательно ознакомиться со всеми управленческими категориями, оказать взаимосвязи между ними, понять характер и особенности осуществления управленческого влияния. Это содействует формированию у будущих экономистов и менеджеров управленческого мышления, руководящих привычек, способности к принятию управленческих решений.

Осуществляет функции управления субъект менеджмента, которым может быть один человек или группа людей. Субъектом менеджмента (субъектом управления) есть работники управляющей и управляемой систем организации, их профессиональный и квалификационный уровень, степень выполнения ими полномочий, объемы ответственности, а также взаимосвязи в системе менеджмента. От субъекта управления след отличать субъект управленческой деятельности, которым может быть только физический лицо, индивид. Именно через субъектов управленческой деятельности, которые могут принадлежать как к субъектам, так и к объектам управления, реализуются управленческие отношения. Субъект управленческой деятельности – лицо, которое реализует управленческие отношения.

1.2. Соотношение категорий «управление» и «менеджмент»

Термин «менеджмент» в Украине начали использовать в начале 90- х годов XX ст., что было обусловлено падением командно-административной экономической системы и началом интеграции страны в мировое экономическое пространство. Возле с ним применяется термин «управление». Однако между этими сроками существует существенное отличие, поэтому их нельзя отождествлять. Управления – это целенаправленное действие на объект с целью изменить его состояние или поведение в связи с изменением обстоятельств. Управлять можно техническими системами, компьютерными сетями, автомобилем, людьми и т.п. Менеджмент является разновидностью управления, который касается лишь управления людьми (работниками, коллективами работников, группами, организацией и т.п.).

Менеджмент – целенаправленное влияние на коллектив работников или отдельных исполнителей с целью выполнения поставленных задач и достижение определенных целей.

Феномен менеджмента вызвал заинтересованность представителей многих наук и профессий. Ныне в мире существует свыше пятидесяти определений понятия «менеджмент». В его основе лежит английский глагол «to manage» – руководить, которое происходит от латинского «manus» – рука.

Относительно организации как социотехнической системы эти сроки часто используются как синонимы. Различаются они лишь тем, что, говоря об «менеджменте», имеют на внимании выполнения руководящих действий профессиональным управленцем – менеджером, который имеет специальную подготовку и необходимые знания для управления людьми. Поэтому в дальнейшем термин «менеджмент» и «управление» будем употреблять как равнозначные. Менеджмент охватывает процессы планирования, организация, мотивации и контроля, в процессе которых формируются и достигаются обозначенные цели. Характерной особенностью современного менеджмента является тесная связь с социологией, психологией, конкретными эмпирическими исследованиями организации.

Парадигмы менеджмента дают разные толкование этого понятия и его роли в производственно-хозяйственной деятельности. Например, Оксфордский словарь английского языка дает такие его толкование. Менеджмент – это образ и манера общения с людьми (работниками). Менеджмент – это власть и искусство руководства. Менеджмент – это умения и административные привычки организовывать эффективную работу аппарата (служб работников). Менеджмент – это органы управления, административные единицы, службы и подразделы.

Нередко менеджмент трактуется как совокупность принципов, методов, средств, функций и форм управления организациями, учреждениями с целью реализации стратегических планов, достижение эффективности производства и увеличение прибыли.

С функциональной точки зрения менеджмент – это процесс планирования, организация, мотивирование, контролирование и регулирование, призван обеспечить формирование и достижение целей организаций (предприятий, обществ, банков, ассоциаций и их подразделов).

По направлениям реализации функций менеджмент разделяют на такие виды: производственный менеджмент; финансовый менеджмент; менеджмент персонала; инновационный менеджмент; управление маркетингом.

Менеджеров рассматривают как распорядителей экономического жизни общества. В менеджменте основными есть такие категории: «организации», «функции управления», «уровни управления», «методы менеджмента», «стиле руководства», «коммуникации», «управленческие решения» и т.п.

Управление, которые характеризуется определенными функциональными приоритетами. На практике – это определения общего замысла управления, обеспечение необходимой направленности развития фирмы и наблюдения за общим по состоянию дел.

Администрирование– организационная деятельность в сфере управления через организационно-распорядительные методы, которые опираются на приказы, распоряжение, установки, которые поступают сверху.

У менеджеров-практиков и ученых еще и до сих пор не существует единства взглядов относительно сущности менеджмента: менеджмент – это профессия, ориентированная на практическое использование. Главное здесь реальный результат, который обеспечивается накопленным опытом менеджера; менеджмент – это процесс достижения цели организации с помощью других людей (главное для менеджера это искусство общения с людьми и управление ими); менеджмент – процесс принятия рациональных решений.

В последние годы наблюдается определенная конвергенция взглядов на то, что же такое менеджмент. В широком понимании менеджмент это одновременно система научных знаний, искусства и опыта, воплощенных в деятельность профессиональных управленцев для достижения целей организации путем использования работы, интеллекта и мотивов поведения других людей. В узком прагматическом значении сущность менеджмента лучше за все воспринимается из позиций системного подхода. Работа менеджеров именно и заключается в том, лишь бы соединить и скоординировать использование указанных ресурсов для достижения целей (элементов выхода) организации. Как же менеджеры достигают этого? в процессе выполнения основных функций менеджмента: 1) планирование; 2) организация; 3) мотивирование; 4) контроль.

Указанные функции менеджмента выполняются в определенной последовательности, которая и образовывает понятие «цикл менеджмента». Коммуникация и принятия решений полагают связующими процессами, поскольку они нужны для реализации всех основных функций.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector