Mos220.ru

Онлайн марафоны
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подготовка спортивных менеджеров

Спортивный менеджер: особенности, функции, обучение

Не секрет, что современный спорт – это не только громкие победы, кубки и медали, но и огромные деньги. Гонорары за выигрыши с каждым годом растут, плюс многомиллионные рекламные контракты. Причем это относится как к командным, так и к индивидуальным видам спорта. Футбол, хоккей, теннис, баскетбол, волейбол, бокс – все это не только огромные стадионы и толпы фанатов, но и деньги.

И пока спортсмены готовятся к турнирам, за их, а заодно и за своими кошельками следят специально обученные люди – спортивные менеджеры.

Особенности профессии

Попробуем разобраться в том, кто же эти люди. Спортивный менеджер может трудиться как в профессиональном, так и в любительском клубе. При этом круг его полномочий довольно широк. Он может, к примеру, вкладывать деньги в развитие школ частного вида или в проведение соревнований, заниматься поиском, а затем и развитием талантливых ребят, которые потом, становясь чемпионами, не только подтверждают профессионализм своего менеджера, но и делают его богаче.

Обязанности

Спортивный менеджер помогает подопечному зарабатывать не только медали, но и финансовые средства, в свою очередь, получая в качестве награды свои бонусы за хорошо организованный менеджмент. Есть и еще один распространенный вид деятельности спортивного менеджера – он вкладывает собственные средства в того или иного спортсмена или клуб, потом получает доход, как и в любом другом бизнесе.

В фитнес-индустрии специалистов также иногда называют спортивными менеджерами, однако выполняют они совершенно другую работу. Их задачапривлечь к любительскому спорту как можно больше людей, то есть расширить клиентскую базу, а значит, увеличить доход организации, в которой они трудятся. В нашем же случае речь идет о профессиональных командах или атлетах, а значит, внимание уделяется не только количеству, но и качеству.

Не играет существенной роли, на каком уровне представлена команда: городском, областном, федеральном или международном.

Личные качества

Чтобы стать настоящим спортивным менеджером, требуются определенные волевые качества и черты характера. Вопреки распространенному мнению, что в роли управленца могут выступать бывшие спортсмены, знающие и понимающие «изнанку» мира спорта, это далеко не так. Среди главных личных качеств, которыми должен обладать рассматриваемый специалист, – упорство и коммуникабельность. Что, к сожалению, очень редко является «коньком» профессиональных атлетов. Это просто не их стихия, за редким исключением. А спортивному менеджеру необходимо не только уметь общаться, но и делать это на разных языках мира, ну или как минимум на уверенном базовом английском.

Кроме того, спортивный менеджер – человек публичный, а значит, для него важно иметь презентабельный и ухоженный внешний вид, уметь преподнести себя, обладать хорошими коммуникативными навыками, вести переговоры на разных уровнях. Порой нужно уметь уговорить своих подопечных, а порой – потенциальных спонсоров, представителей власти. Без их помощи зачастую развитие того или иного клуба просто невозможно, особенно когда речь идет о небольших командах, базирующихся в маленьких небогатых городах.

Успешный спортивный менеджер должен обладать аналитическими способностями и, если хотите, определенным даром предсказания. Чтобы понять, может ли из того или иного мальчишки из дворовой команды вырасти настоящая звезда спорта, мало знать, какие для этого нужны физические данные. Нужно уметь разглядеть потенциал игрока. Это умение помогает работать на перспективу.

Сложно представить себе спортивного менеджера-профессионала, который сам бы не интересовался спортом. А потому эти люди — настоящие фанаты, посещающие массу турниров. Именно там они находят потенциальных чемпионов.

Как стать?

Так же, как и любому другому менеджеру, спортивному нужна специальная подготовка, а впоследствии и квалификационная переподготовка. В спорте все меняется, на смену старым правилам и тенденциям приходят новые веяния. Получить профессию менеджера в сфере спорта можно в специализированных университетах и обычных вузах.

На практике часто человек с финансовым, юридическим, социологическим или любым другим образованием приходит в спортивный менеджмент, влюбляется в спорт и делает неплохую карьеру в этой сфере. Однако и таким людям нужны курсы переквалификации. Их сегодня в России предлагается немало. Многие осуществляются дистанционно, через интернет — вебинары доступны на платной основе.

Что же касается профессионального высшего образования, то его можно получить как в МГУ, так и в любом региональном институте на кафедре физического воспитания. Вот список лишь некоторых вузов, где дают такое образование:

  • Финансовый университет при Правительстве РФ;
  • Уральский федеральный университет имени Бориса Ельцина;
  • Государственный университет в Пензе;
  • Челябинский Южно-Уральский государственный университет;
  • Институт отраслевого менеджмента в Москве;
  • Государственный университет в Кургане;
  • Политехнический университет Петра Великого в Петербурге;
  • Российский экономический университет имени Георгия Плеханова;
  • Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма;
  • Государственный университет в Тольятти;
  • Национальный исследовательский государственный университет имени Николя Лобачевского в Нижнем Новгороде;
  • Городской педагогический университет в Москве;
  • Государственный университет в Тюмени;
  • Государственный социально-педагогический университет в Самаре;
  • Дальневосточная государственная академия физической культуры и многие, многие другие.

Причем можно выбрать удобную форму обучения: очную, заочную, очно-заочную и даже дистанционную. Среди вступительных испытаний разные вузы и факультеты предлагают разные комбинации ЕГЭ. Среди них профильная математика, русский язык, обществознание, биология. И вот какие дисциплины в итоге будет изучать будущий дипломированный спортивный менеджер:

  • экономику;
  • управление спортивными объектами;
  • спортивное право;
  • психологию;
  • менеджмент физической культуры;
  • конфликтологию;
  • филологию и ряд других наук.

Если вы хотите не просто получить диплом, но и поднять на высшую ступень пьедестала своего спортсмена или целую команду, тогда стоит выходить на этот старт. Впереди непременно будут победы ваших подопечных, многомиллионные контракты со спонсорами, большие турниры, толпы фанатов и как результат – стабильный бизнес, солидное финансовое и социальное положение.

По статистике популярных в России сайтов трудоустройства, на сегодняшний день требуется более 23 тысяч спортивных менеджеров. Размер средней заработной платы человека на такой должности составляет 31 тыс. рублей, в большинстве регионов предложения по оплате превышают 55 тыс. рублей. При этом минимальная оплата – около 22 тысяч, а вот максимальная – более полумиллиона.

Плюсы и минусы специальности Спортивный менеджмент

Много профессий пришли на благодатную российскую почву относительно недавно. В начале 2000-х появляется специализация спортивный менеджмент. Интерес к профессии проявляется среди молодежи, которая пропагандирует здоровый образ жизни. Развитие спортивной индустрии в стране ознаменовано проведением ряда значимых международных соревнований. За последние годы в курортных зонах, городах и мегаполисах построили новые специализированные сооружения.

Чем занимаются представители профессии спортивный менеджмент

Не надо путать два направления: агент и менеджер. Если первый устраивает спортсменов, договариваясь о выгодных контрактах, то второй инвестирует, занимается развитием и способствует повышению заработков. Популярность профессии обусловлена востребованностью и перспективой заработков.

Многогранная специальность требует от человека активности и коммуникабельности. Спортивный менеджер проводит работу с командой, болельщиками, занимается развитием бренда. Профессионал создает условия для работы коллектива. Цель деятельности: поддержание баланса между спортивными достижениями и коммерческими успехами.

Менеджер в спорте выполняет управленческие задачи, адаптированные к новым тенденциям. Работа предполагает изучение перспектив для развития детских спортивных школ, клубов и команд, центров и федераций. В поле зрения менеджера отношения внутри организаций и их внешние связи. Работник занимается адаптацией и приспособлением потенциала организации под запросы рынка.

Чтобы стать спортивным менеджером, не обязательно быть атлетом или футболистом. Надо разбираться в сути вопроса и иметь потенциал руководителя.

Понимание спортивной специфики также необходимо. Подобными навыками обладают тренеры, учителя физической культуры, кандидаты в мастера спорта. Но они не владеют тонкостями бизнеса.

В функции спортивного менеджера входит:

  • распределение материальных средств, человеческих ресурсов и общее руководство федерацией или командой,
  • работа с персоналом, разъяснение целей и задач, ознакомление с политикой и перспективами, сбор информации и анализ результатов,
  • урегулирование внутренних вопросов, налаживание связей с внешними компаньонами.

Спортивный менеджер популяризирует выбранный вид спорта, организовывая соревнования, подбирая таланты и спонсируя развитие. Раскрутка бренда и пиар компании команд посредством болельщиков также входит в ведение работника. Менеджер становится спонсором организации, договаривается о выгодных контрактах, собирает информацию, анализирует, руководит. Также следит за микроклиматом и взаимоотношениями, физической формой и правильным питанием.

Перспективы для обладателя профессии

Молодые специалисты приходят в профессию из спорта. Дополнительно ими изучаются тонкости управления и коммерческая составляющая отрасли. Чтобы добиться повышения и надеяться на карьерный рост, надо получить соответствующее образование. Спортсмены разбираются в тонкостях и специфике отрасли, но не всегда рассматривают ее экономические возможности.

Востребованность спортивных менеджеров

Работники в сфере спортивного менеджмента востребованы, так как их не достаточно много. Человек, соединяющий в себе организаторские способности, коммерческую жилку и знания о предмете, способен сделать процесс увлекательным, выгодным и перспективным.

Так как профессия стала приобретать популярность только в начале 21 века профессионалов не очень много.

Востребованность в профессии зависит от выбранной специализации. На начальном этапе обучения студенты получают общие знания, а затем выбирают направление:

  • стратегическое,
  • программно-проектное,
  • организационное,
  • персонал-менеджмент,
  • инновационное,
  • риск-менеджмент,
  • финансовый менеджмент.

Стратегическое направление дает возможность занять должность в высшем руководстве. Основная работа – спортивный менеджер.

Читать еще:  Школа менеджера образования актион мцфэр отзывы

Зарплата

В зависимости от занимаемой должности заработная плата варьируется от 40 до 120000 рублей. Оплата труда напрямую зависит от деятельности спортивного менеджера. Она может подниматься от выгодных контрактов и успехов команды. Раскрученные виды спорта, имеющие высокие результаты и болельщиков, предлагают более высокие ставки по зарплате.

График работы

Спортивный менеджер трудится в офисе. Специалист работает с документацией, заключает договоры, разрабатывает программы развития клуба или федерации. Занимается рекламой и общается с коллективом по организационным вопросам. Возможны командировки в целях предварительного договора о матчах или с командой.

Возможность работы на фрилансе в этой специальности

Специфика профессии не позволяет работать удаленно, поэтому фриланс невозможен. Также исключена индивидуальная деятельность. Спортивный менеджер функционирует в составе команды. Возможно создание коммерческой организации по производству или реализации спортивного оборудования. Заключение договоренностей по рекламе или об участии в соревнованиях нередко проводятся в онлайн режиме, но заключение контрактов производится только при личной встрече.

Куда идти новичку

Многие спортсмены, закончившие активную карьеру, начинают заниматься тренерской работой. Вариант стать менеджером рассматривается при наличии соответствующего образования. Получить должность в крупной команде или федерации молодому специалисту сложно. Надо приобрести опыт и проявить себя в профессии. Есть возможность начать с детских или региональных команд, в частной сфере. Полученное образование дает перспективу занять место спортивного менеджера с карьерным ростом впоследствии. Существует перечень работ по специальности:

  • спортивный клуб,
  • федерация спорта,
  • администрация спортивных сооружений,
  • администрация соревнований,
  • промоутерская компания,
  • государственные органы, заведующие спортом.

Молодой специалист при наличии способностей и желании станет востребованным в организациях, имеющих отношение к развитию направления.

Повышение квалификации

Так как профессия появилась относительно недавно, ощущается нехватка грамотных специалистов. Межрегиональная Академия МАСПК предлагает пройти курсы по двум направлениям:

  • Управление спортивными организациями,
  • Руководитель спортивной организации.

Чтобы принять участие в работе курсов, надо предоставить документ о наличии средне-специального или высшего образования в сфере спорта. Обучение может инициироваться специалистом или работодателем.

Конкурсы по профессии

Результат работы спортивного менеджера в успехах команды, которую он продвигает. Это показатель профессионализма. Нет известной информации о проведении конкурсов на уровнях региона или страны. Возможно, причина этому редкость и молодость профессии.

Перспективы

За рубежом коммерческие профессии появились намного раньше, чем в России, но спорт – это закрытая сфера. К соискателям предъявляется ряд требований. Чтобы стать спортивным менеджером, надо пройти большой конкурс или иметь опыт работы известный далеко за пределами страны. Устроиться на работу проще, если студент получил образование за рубежом. К таким претендентам тоже предъявляются высокие требования, в частности, прием на конкурсной основе. Получить работу проще на периферии, где спорт также развит, как и в мегаполисах, но финансирование гораздо скромнее.

Смежные профессии

На базе профессии спортивный менеджер при наличии достижений или большого опыта, специалисты могут пройти обучение, чтобы стать тренером или агентом. К каждому направлению деятельности предъявляются свои требования. Тренер должен владеть тонкостями стратегии и правилами выбранного вида спорта. Агент – совершает коммерческую деятельность.

Где и как учат профессии

Многие спортсмены успевают совмещать успешное участие в соревнованиях с обучением в ВУЗе. Молодежь, которая решила связать жизнь со спортом, но не имеет в нем показателей, отправляется в специализированные учебные заведения. Лучшие вузы страны, выпускающие высококлассных специалистов:

  • Финансовый университет при правительстве РФ,
  • Государственный университет управления,
  • Университет им. Лесгафта в Санкт-Петербурге,
  • Университет Чернышевского в Саратове,
  • ГЦОЛИФК в Иркутске.

Чтобы стать профессиональным спортивным менеджером, не обязательно обучаться за границей. Для студентов действуют программы по обмену и стажировки в различных вузах ближнего и дальнего зарубежья. Есть практика дистанционной передачи знаний.

За время обучения студенты получают комплекс дисциплин, необходимых для дальнейшей карьерной деятельности. В перечень обязательных предметов входят:

  • Управление в спортивных организациях,
  • Основы маркетинга,
  • Коммерческий подход к использованию спортивных объектов,
  • Тенденции развития спорта,
  • Право в сфере спорта.

Профессия менеджера напрямую связана с коммерческой деятельностью и основами бизнеса.

Кому подходит данная специальность

Чтобы получить должность, необходимо пройти жесткий отбор и получить одобрение со стороны тренера и спортсменов. В обязанности профессионала входит заключение договоров и общение с членами команды, поэтому коммуникабельность находится не на последнем месте.

Администрирование и поддержка коллектива требует глубоких знаний в сфере управления. Функция в распределении бюджетных средств предполагает знание инструментов и расчетов. Логическое мышление, незаурядные математические способности, аккуратность и четкость присущи профессиональному спортивному менеджеру.

Поступление в вуз – серьезный шаг, перед совершением которого требуется оценить свои возможности.

  1. Студент должен обладать обучаемостью и гибкостью мышления, необходимыми для успешной коммерческой деятельности.
  2. Мультизадачность и решительность способствуют охвату всех аспектов предстоящей деятельности. В погоне за выгодой нельзя забывать о спорте. Обе сферы равнозначны и важны.
  3. Организаторские способности и коммуникабельность ведут к успешному налаживанию коммерческие связи и общению в коллективе.
  4. Целеустремленные работники принесут пользу себе и команде.

Претендент на должность спортивного менеджера должен быть готовым к сложностям, связанным с работой. Частые командировки, объем информации, многогранность профессии требуют способностей и целеустремленности.

Профессия спортивный менеджер специфическая. Для ее получения важно разобраться, как в спорте, так и в коммерции. Специальность открывает перед обладателем перспективы и варианты продвижения. Если найти свободную нишу, показать способности и результаты, то профессия спортивный менеджер принесет дивиденды.

Подготовка спортивных менеджеров

Специалист из Канады (D. Soucie. The emergence of sport management as — a professional occupation: A north American perspective) отмечает, что в последние 10-15 лет спортивный менеджмент сделал в Северной Америке гигантские шаги как в качестве учебной дисциплины, так и в качестве профессионального занятия.

Спортивный менеджмент является «последним ребенком» в многодетной семье специалистов физического воспитания. На сегодняшний день в Соединенных Штатах Америки и Канаде существует 207 программ подготовки спортивных менеджеров, в Европе — 23, в Азии — 8, в Африке — 3, в Океании — 1.

Сфера деятельности спортивных менеджеров весьма разнообразна: образовательные учреждения различных типов, муниципалитеты, правительственные учреждения, разнообразные организации любительского и профессионального спорта (клубы, спортивные сооружения, федерации и т. п.), компании по производству и продаже спортивных товаров и др. В то же время с позиций теории спортивного менеджмента и практики подготовки специалистов важным представляется ответ на вопрос, является ли спортивный менеджмент в настоящее время профессией. В идеале профессия должна иметь 8 характеристик: занятость в течение полного рабочего дня, членство в формальной организации, гибкая система специальной подготовки, научная база знаний, ориентация на клиента, автономия и ответственность, этический кодекс, система политических действий. Имеется, однако, мнение, что идеальной профессии не существует. В связи с этим при ответе на поставленный вопрос следует определить, насколько выполняемая профессиональная роль соответствует идеальной модели профессии. Спортивный менеджмент, по мнению автора, пока может быть охарактеризован как полупрофессия, потому что обладает не всеми (либо не в полной мере) названными выше характеристиками профессии. Так, далеко от завершения формирование действительно научной базы знаний по проблемам спортивного менеджмента; работая, как правило, в бюрократических структурах, спортивные менеджеры не имеют полной автономии и несут ограниченную ответственность; отсутствует детально разработанный этический кодекс поведения спортивных менеджеров и т. д. Практика, однако, свидетельствует, что общественное признание и становление спортивного менеджмента как профессии происходит быстрыми темпами, несмотря на наличие определенных препятствий. Более того, этот процесс ускоряется по мере того, как профессионально подготовленные спортивные менеджеры с академическими дипломами и учеными степенями занимают важные посты в государственных, общественных и частных спортивных организациях.

Зарубежный опыт

Ни для кого не секрет, что успешные спортсмены весьма состоятельные люди. И не менее материально обеспечены спортивные функционеры, агенты, организаторы соревнований, спонсоры, рекламодатели и производители спортивной одежды, оборудования и атрибутики. Поговорим о бизнес-образовании в сфере спорта.

Это утверждение и 30 лет назад было справедливо для описания ситуации за рубежом, а теперь и российский спорт характеризуется такими категориями. Профессиональный спорт на Западе со своими клубами, лигами, федерациями и чемпионатами давно уже диктует всему миру правила игры. Это не только рекорды и медали, но в первую очередь зрелище, которое приковывает внимание миллионов зрителей. Контракты на рекламу и телевизионную трансляцию финальных серий по хоккею, футболу, бейсболу, теннису оцениваются в миллионы и миллиарды долларов. За всем этим стоит титаническая работа юристов, координаторов и менеджеров, которым удается привлечь в эту сферу выгодных инвесторов, наладить грамотные экономические отношения со всеми участниками процесса и подать зрителю качественный продукт. Строго говоря, если бы не акулы шоу-бизнеса, не было бы и астрономических гонораров у выдающихся спортсменов, молодое поколение не имело бы стимула расти здоровым и выносливым, да и сам спорт высоких достижений не развивался бы столь стремительно и остался бы на том уровне, на котором находится сейчас. В США о бизнес-образовании для спортивных работников начали думать еще в середине шестидесятых. Там это происходило естественно, во‑первых, потому что экономические науки всегда занимали одну из ведущих ролей в образовании, во‑вторых, физическому воспитанию учащихся в университетах и колледжах уделяется очень большое внимание. Полупрофессиональные спортивные команды есть в каждом американском вузе, в расписание занятий включены специальные предметы, на которых студенты знакомятся с разными видами спорта, изучают историю их возникновения, правила и обязательно пробуют себя в них. Такой подход к образованию приводит к тому, что, например, 80 % игроков североамериканской студенческой баскетбольной лиги NCAA становятся звездами NBA. В середине восьмидесятых годов в США открылись первые бизнес-школы, где внедрялась программа МВА Sport Management & Entrepreneurship. Затем появились подобные ей, но акцентированные уже на смежные области MBA Sport Medicine, MBA Fitness Management и другие. Современная программа МВА Sport Management соответствует всем стандартам западного бизнес-образования: наличие базовых дисциплин, которые есть и в классических, и в специализированных программах (первый год обучения), и особые спортивные предметы, из числа которых можно выбирать необходимые (второй год обучения). Таким образом, можно говорить о разнообразии специализации в мире спорта при сохранении всех основных экономических и прикладных бизнес-дисциплин. В Европе заметно меньше учебных заведений, готовящих спортивных менеджеров. В Великобритании занимаются в основном футбольными специалистами, во Франции, Испании и Италии также во многих университетах обучают специалистов МВА, но на родных языках: французском, испанском, итальянском. В Канаде широко развиты программы Fitness & Leisure Management и подготовка топ-тренеров Coaching Management. Однако и там многие программы преподают на французском языке. MBA Sport Management в Европе стоит от 8 до 30 тыс. евро, в Канаде от 15 до 25 тыс. у. е., в Австралии от 13 до 20 тыс. у. е. Надо отметить, что большинство европейских программ МВА качественные кальки с популярных американских. Но в США футбол и футбольная индустрия менее развиты, чем в Старом Свете. То есть в Европе следует осваивать футбольный менеджмент, зимние виды спорта, спортивный туризм и фитнес. В Австралии традиционно сильны теннис и фитнес. Зато в США превалируют хоккей, баскетбол, бейсбол и бокс (а также менеджмент в этих играх). Если за время обучения удастся пройти стажировку в одной из многих известнейших промоутерских компаний, поучаствовать в организации спортивных мероприятий национального масштаба, это даст неоценимый опыт. Это станет залогом будущей удачной карьеры в спортивном менеджменте.

Читать еще:  Обучение на смм менеджера

Заключение

К сожалению, не смотря на усиливающееся с каждым годом внимание к профессиональному спорту, на теоретическом и практическом уровне спорт не рассматривается как самостоятельная сфера экономической деятельности. Положение физической культуры точно, адекватно отражает социально-экономическую ситуацию в стране. И это является всеобщей закономерностью ее функционирования в любом государстве и обществе. Вместе с этим объективно функционирует и другая закономерность — социально-целесообразного развития физической культуры и спорта в соответствии с потребностями государства, общества и отдельной личности. С учетом действия этих взаимосвязанных и взаимодополняющих закономерностей функционирования физической культуры и спорта и проводится анализ современного состояния отрасли. порт высших достижений давно признан показателем социально-экономического развития государства и общества. И в этом направлении проблем в России больше чем достижений. Причины: не отвечающая современным требованиям материально-техническая база, низкий уровень социальной защищенности ведущих спортсменов и тренеров, отсутствие соответствующего научно-методического обеспечения тренировочной и соревновательной деятельности, отсутствие преемственности между спортом высших достижений и системой дополнительного физкультурно-спортивного образования.

1. Андреев С. Н. Основы маркетинга некоммерческих субъектов // Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. № 5. С. 27—30.

2. Бауэр В. Г., Никитушкин В. Г., Филин В. П. Организационные и научно-методические перспективы развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. № 2. С. 28—32.

3. Бауэр В. Г. Сборник нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность спортивных школ (ДЮКФП, ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР). — М, 1997.

4. Галкин В. В., Сысоев В. И. Экономика физической культуры и спорта. Учебное пособие для вузов физической культуры. 2–е изд.– Воронеж: Изд–во Моск. Акад. экономики и права, 2000.– с.5–19.

5. Жолдак В. И., Зуев В. Н. Основы менеджмента спорта: Учебное пособие. — Тюмень, 1998.

Подготовка спортивных менеджеров

3053 дн. с момента
создания сайта

Что такое спортивный менеджмент?

В современной науке под «менеджментом» понимается процесс руководства или управления работником, рабочей группой, коллективом, различными организациями, действующими в условиях рыночной экономики. Спортивный менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение целей физкультурно-спортивной организации, которая действует в условиях рынка путем рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов. Иными словами, спортивный менеджмент — это теория и практика эффективного управления организациями спортивной отрасли в рыночных условиях.

Кто такие спортивные менеджеры и чем они занимаются?

Спортивная организация имеет определенную внутреннюю структуру, основанную на специфике того или иного вида спорта. В ней есть управления, департаменты, отделы, группы, команды. Иными словами, в спортивной организации существуют различные виды управленческой деятельности. Вместе с ними появляется структура взаимоотношений и подчиненности. Это значит, что менеджеры бывают разных уровней и задачи они решают разные. Менеджеров, как правило, принято подразделять на три основные группы:

— стратегический уровень (top manager) — это руководители спортивных школ, спорткомплексов, президенты спортивных клубов и федераций и т.п.;

— тактический уровень (middle manager) — руководители управлений, самостоятельных отделов и т.п.;

— исполнительский уровень (entry manager) – тернеры, начальники команд, медицинский персонал и т.п.

Спортивных менеджеров подразделяют и по видам профессиональной деятельности: генеральный менеджер, менеджер по персоналу организации, менеджер по рекламе, менеджер по маркетингу, менеджер-представитель спортсмена.

Функции спортивного менеджера.

Спортивные менеджеры, являясь субъектом управленческой деятельности, выполняют в организации ряд своеобразных функций. Среди них выделяются три ключевые функции.

1. Функция принятия решения . Именно менеджер определяет направление деятельности организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер, но он же и несет ответственность за последствия.

2. Информационная функция. Менеджер аккумулирует информацию о внутренней и внешней среде спортивной организации, в которой он работает, распространяет эту информацию в виде нормативных установок и разъясняет персоналу ближайшие и перспективные цели организации.

3. Функция руководителя. Менеджер выступает в качестве руководителя спортивной организации, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов спортивной организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации во взаимодействии с другими организациями.

Рынку свойственна неопределенность ситуации и предпринимательский риск. Они требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения. Профессионализм спортивного менеджера проявляется в знании технологии управления организацией и законов рынка, в умении организовать слаженную работу коллектива и прогнозировать развитие организации.

Обобщение опыта подготовки спортивных менеджеров в ВУЗе и рыночный спрос на специалистов такого профиля показывает, что все большему количеству организаций спортивной отрасли нужны менеджеры с определенным набором умений и навыков. Вот основные из них:

-владение современными компьютерными технологиями и программами;

-владение иностранным языком;

-умение формировать информационную политику организации;

-организация работы офиса организации;

-знание основных маркетинговых стратегий;

С сожалением пока приходится констатировать, что рыночный механизм спроса и предложения специалистов спортивного менеджмента в нашей стране еще не сформирован. Оптимизма добавляет внедрение профессиональных стандартов роботников спортивной отрасли и процедуры обязательной аттестации специалистов. Это позволит, с одной стороны, провести инвентаризацию управленческих кадров в отрасли, а с другой, выявить приоритеты управленческих специальностей в общем перечне должностей спортивного менеджмента.

ПОДГОТОВКА СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ

Разделение спортивной индустрии на различные рынки (рынок спортивных сооружений, рынок спортивных кадров, рынок спортивных услуг, рынок спортивных товаров, фитнес-индустрия и др.) диктует свои условия профессиональному образованию спортивных менеджеров, определяет системное мышление как основополагающее. В связи с этим теория и методика менеджмент-образования пришла к необходимости совмещения личностно-ориентированного и компетентностного подходов в обучении будущих руководителей сферы физической культуры и спорта.

Ключевые слова: реформирование спортивной отрасли, социальные функции физической культуры и спорта, спортивный менеджер, комплексное образование, менеджмент-образование, международное спортивное сотрудничество, специальные и общих функций менеджера, дифференциация спортивного менеджмента, традиционные методы обучения.

Экономическое и политическое реформирование начала 90-х годов, приведшее к развитию институтов частной собственности и предпринимательской деятельности, к переходу части государственной собственности в частные руки, стало началом нового подхода в управлении целой страной и всеми отраслями экономики, в частности. Разделившаяся на большее количество секторов экономика, потребовала соответствующих изменений в законодательстве для каждого из них. Сфера услуг, всегда уступавшая первенство в образовании ВВП и ВНП производственной сфере, с тех пор стала набирать вес и способствовать экономическому росту.

Предметом регулирования федерального законодательства о физической культуре и спорте становятся «. правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте» (ФЗ РФ №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации от 4 декабря 2007 г.). Исходя из данных № 329-ФЗ, спектр субъектов управления в сфере физической культуры и спорта в сравнении с предыдущей редакцией законодателем увеличен [1].

В систему реформирования физической культуры и спорта помимо федерального законодательства (около 350 нормативно-правовых актов в период с 2007 по 2012 гг.) включены федеральные программы и стратегии развития данной отрасли, каждая из которых нашла также отражение в региональном законодательстве. Согласно Федеральной программе «Развитие физической культуры и спорта» на 2006 — 2015 годы, а также Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года, показатели эффективности развития данной отрасли должны приблизить Россию к уровню ведущих в спортивном отношении стран мира. Из них следует, что численность граждан, систематически занимающихся спортом увеличится с сегодняшних 10 до 30% к 2015 году, 40% — к 2020 году. Данная программа предусматривает увеличение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями, оптимизацию системы управления сферой физической культуры и спорта и спортивной инфраструктурой, повышения уровня социальной защищенности и материального обеспечения спортсменов и работников данной отрасли деятельности. [8]

Читать еще:  Проджект менеджмент обучение

Преобразования подобного характера в экономической, социальной, политической, культурной сферах страны всегда влияют на развитие и функционирование социально-экономической системы физической культуры и спорта [6]. Страна остро нуждается в работниках нового направления в менеджменте — спортивных менеджерах. В работах отечественных авторов в пост реформенный период освещены основные преобразования в сфере физической культуры и спорта под влиянием новых политических, экономических и социальных условий; отмечается, что российский спорт прошел первый этап реформирования, в России создана качественно новая модель, которая должна стать предпосылкой для самостоятельности отрасли в целом. Такими авторами являются В.И. Жолдак, В.В. Кузин, В.Б. Мяконьков, С.Г. Сейранов и др.

Как и всегда, до реформ и в современных рыночных условиях, физическая культура и спорт играют в жизни общества важную роль. Постоянные физические упражнения способствуют появлению и развитию физических качеств и способностей человека, укреплению здоровья и повышению его работоспособности, творческому долголетию и творческой активности, что отражено в работах В.А. Антипова, К.С. Колодезникова, В.М. Фирсановой и других. Социальные функции физической культуры и спорта способствуют участию человека в производительном труде, формированию и совершенствованию общественных отношений, в том числе и улучшению культурных связей разных стран, стабильности и упрочнению мира, установлению нравственных ценностей в обществе в целом и у человека в частности, гармоническому развитию личности. Данный аспект был отмечен М.С. Братановской, Д.Д. Кондрашовым, Е.А. Чесновой и других.

Физическая культура и спорт как объект отраслевого управления представляет собой сложную совокупность государственных, общественных и коммерческих организаций физкультурно-спортивной направленности, основной целевой функцией которых является удовлетворение потребностей россиян в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом. Но такая классификация объектов управления — не единична [7].

Разделение физкультурно-спортивной отрасли на сектора или сегменты дает возможность уже детальнее подойти к проблеме оценки сложности и динамичности специализации «Менеджмент в спорте». Среди сегментов физкультурно-спортивного рынка можно выделить спортивные сооружения, фитнес-бизнес, лечебная и оздоровительная физическая культура, инвентарь и оборудование, образование, спортивно- зрелищные мероприятия, спортивный туризм и многое другое [3]. Исходя из многофакторности и многофункциональности управляемой системы, спортивный менеджер должен получить комплексное образование, чтобы обеспечить интересы и потребности всех категорий общественности: население, спортсмены, государство.

Отрасль физической культуры и спорта отличается профессиональным составом кадров специалистов, имеющим специальную профессиональную подготовку. Их в России около 200 тыс., 58% которых имеют высшее и 25% среднее профессиональное физкультурное образование. Существует государственная система подготовки специалистов по физической культуре и спорту [5].

Проблемы в целеполагании и содержании профессиональной подготовки руководителей на современном этапе развития общества очень актуальны. Обобщая работы отечественных и зарубежных авторов, можно сделать вывод, что подходам и технологиям профессионального обучения менеджеров уделяется достаточно внимания. Основным методологическим подходом в решении этой проблемы может быть избран компетентностный подход, в соответствии с которым ориентация в профессиональной подготовке ложится на становление интегральной профессионально-личностной компетентности руководителя, определяющей его универсальную способность проектировать и реально обеспечивать новое качество профессиональной деятельности.

Менеджером спортивной отрасли может стать любой специалист, получивший менеджериальное образование, пришедший к руководящей должности в спортивное сооружение и вникнув в специфику отрасли. Только времени на это потратит больше, чем предварительно обучаясь. Методы и принципы маркетинга и менеджмента везде одинаковы. Однако будущего спортивного менеджера сразу учат применять их к спорту. Ведь то же понятие конкурента в спорте другое: конкурируют не просто спортивные клубы, а спортивные клубы и шоу-бизнес. Спорт — это всегда зрелище [4].

Разделение спортивной индустрии на различные рынки (рынок спортивных сооружений, рынок спортивных кадров, рынок спортивных услуг, рынок спортивных товаров, фитнес-индустрия и др.) диктует свои условия профессиональному образованию спортивных менеджеров, определяет системное мышление как основополагающее.

Таким образом, теория и методика менеджмент-образования пришла к необходимости совмещения личностно-ориентированного и компетентностного подходов в обучении будущих руководителей сферы физической культуры и спорта.

В большинстве работ по данной проблеме исследования подчеркивается значимость такой функции менеджера как организация. Она может быть выражена и в совершенствовании работы коллектива физкультурного учреждения, и развитии творческого потенциала сотрудников, повышении креативной активности, укреплении дисциплины. А если учитывать ранее указанную Программу развития отрасти и осуществление международных коммуникаций при проведении различного уровня спортивных мероприятий и налаживания международного спортивного сотрудничества, следует включить в организаторскую функцию руководителя элемент дипломатической деятельности.

Эффективная мотивационная политика руководителя — несомненный фактор его успешности — способность мотивировать персонал на выполнение поставленных целей и задач для реализации управленческих решений, передав при этом сотрудникам свое видение проблемы. А, значит, раскрыта еще одна профессиональная компетенция, анализ ситуации и умение управлять человеческими ресурсами и адаптироваться к быстроменяющимся условиям внешней среды.

Особенности планирования спортивной деятельности и мероприятий, поиск источников финансирования мероприятий подобного рода (спонсорство и фандрайзинг в сфере физической культуры и спорта, составление смет спортивных мероприятий и др.) представляют функцию планирования в управленческом труде спортивного менеджера. Особенности всех специальных и общих функций менеджера, равно как и особенности их формирования у студентов — будущих менеджеров отражены в работах указанных авторов. Согласно их разработкам развитие навыка принятия управленческих решений и умение выстраивать систему обмена информацией являются связующим звеном в реализации управленческих функций руководителя сферы физической культуры и спорта.

Ряд ученых давно обращают внимание на управленческую систему спортивной отрасли в целом, которая имеет положительную динамику к изменениям. Менеджмент в наилучшей мере соответствует создавшимся социально-экономическим условиям, в которых оказалось отечественное физкультурное движение, его организационные структуры [2].

По мнению Т.Э. Кругловой и В.Б. Мяконькова, управленческое образование в России, находясь на этапе становления в отличие от зарубежных аналогов, сталкивается с некоторыми проблемами. Это и недооценка духовного развития личности, которая теряется среди гонки за приобретением практических умений и навыков; и слабая практическая интеграция приобретаемых знаний; и неспособность или нежелание некоторых образовательных учреждений отойти от традиционных методов обучения, что затрудняет их управленческую подготовку для будущей работы в современных предприятиях; и, наконец, слабая дифференциация спортивного менеджмента от менеджмента в классическом понимании, а это требует структурной перестройки учебного процесса в вузе с включением новых образовательных программ по менеджерской подготовке специалистов для сферы физической культуры и спорта.

Попытки решить эту проблему предприняты многими учеными, такими как Зубарев Ю.А., Зенкова Т.А., Жолдак В.И., Круглова Т.Э, Митин Е.А., Несытов, Д.Е., Пе- реверзин И.И., Пономарев Г.Н., Середа А.Ю., Шансков М.А. и другие. Научное сообщество сегодня, исходя из высокого инновационного потенциала физкультурного образования и специфических особенностей менеджмента физкультурных и спортивных организаций, ищет новые педагогические направления в методологии и методике развития профессиональной компетентности руководителя подобных учреждений. Особую ценность в этом направлении имеют работы авторов, рассматривающих структуру личностной психологии и социально-психологические аспекты развития профессиональной компетентности руководителя-тренера.

Новые государственные механизмы управления, новые рыночные условия, новые потребности общества и самой отрасли физическая культура и спорт привели к необходимости проведения изменений в системе образования, ознаменовавшихся внедрением нового образовательного подхода.

1. Федеральный закон № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. / http://www.rg.ru/
2. Какузин, В.А. Спортивное предпринимательство: Учебн. пособие / В.А. Ка- кузин. — Малаховка, 1998. — 105 с.
3. Кошаев, М.Н. Социально-культурные услуги отрасли «физическая культура и спорт» — формы, мотивы и потребности / М.Н. Кошаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2006. — № 21. — С. 30-32.
4. Малыгин, А. Профессия: спортивный менеджер / А. Мылагин // Профессия в вопросах и ответах. — 2010 / http://www.ecsocmen.hse.ru
5. Переверзин, И.И. Менеджмент спортивной организации: учеб. пособие / И.И. Переверзин. — М.: Физкультура и спорт, 2006. — 464 с.
6. Сейранов, С.Г. Управленческие отношения в сфере физической культуры и спорта в условиях перехода к рыночной экономике: Автореф. . дисс. д-ра пед. наук / С.Г. Сейранов. — СПб, 1995 — 46 с.
7. Сулейманова, С.Р. Организационно-правовые и методические аспекты совершенствования процесса подготовки будущих спортивных менеджеров в условиях физкультурного вуза / С.Р. Сулейманова, А.Г. Мастеров // Вестник Евразийской академии административных наук. — 2013. — №1(22). — С.116-121.
8. www.gosprogrammy.gov.ru

«Физическое воспитание и спортивная тренировка» № 1 (7) — 2014

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector