Mos220.ru

Онлайн марафоны
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности менеджмента в сфере культуры и искусства

Менеджмент в сфере культуры и искусства. Особенности менеджмента в сфере культуры и искусства;

Менеджмент – это управление. Он присутствует во всех областях жизни человека. В русском языке термин появился в 1990-е гг., когда прежние способы управления ушли в прошлое.

Технология менеджмента, т.е. конкретные способы осуществления управления, зависят от нескольких факторов:

1) социально-экономического развития общества, степени развития культуры и искусства;

2) информационного обеспечения;

3) действующего законодательства и т.д.

В РФ много исторических усадеб: в одной Москве и Московской области более 700. В 500 из них не сохранилось главное здание; бóльшая часть находится в аварийном состоянии. Историческая недвижимость является собственностью государства. Продавать, покупать, арендовать, брать в трастовое управление согласно действующему законодательству невозможно. Реконструкция главного здания стоит в среднем порядка 10 млн. рублей. Во всём мире есть практика трастового управления (ремонт без искажения исторического облика, управление, извлечение прибыли). Тадж-Махал в Индии находится в трастовом управлении. В РФ эта практика отсутствует.

Для прохождения законопроекта необходимо информирование чиновников. Например, в музейной деятельности очень медленно происходят изменения, особенно в маленьких провинциальных музеях.

Консерватизм мешает выставочной деятельности. Выставки проходят по шаблону, без привлечения современных технологических средств, и не затрагивают современных злободневных тем.

Затруднён обмен информацией между музеями; одна из причин этого – неразвитость информационных технологий и нежелание музеев делиться информацией.

Менеджмент – система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых разных социальных институтов. Основные функции менеджмента:

5) процесс разработки и принятия решений;

Все эти функции взаимосвязаны. Чем лучше организована система, тем меньше она нуждается в контроле.

Например, в издательской деятельности (издание альбомов по искусству) необходимы:

— редактор, корректор, верстальщик, дизайнер.

Перспективный план составляется на три года вперёд. Заранее ищутся авторы и финансирование. Выпуск книги согласуется с графиком работы типографии и очередью в неё. Требуется предугадать читательский интерес и опередить конкурентов.

Средства мотивации в издательской деятельности:

— разрешение работать по свободному графику, на дому и т.д.

Культура в широком смысле – способ бытия человека как социального существа. В этом смысле она образует духовную и материальную среду, способствующую формированию и духовному возвышению человека. Например, историческая реконструкция эпохи Наполеона I требует знания стиля, истории, моды, фехтования, верховой езды, бальных танцев и т.д.

Культура в узком смысле – сфера жизни общества, которая включает:

1) сохранение и использование культурно-исторического наследия (музейное, библиотечное, архивное дело, национальные и местные традиции и праздники);

2) художественное образование (от изостудии и художественной школы до аспирантуры);

3) детское творчество (с 1994 г. фонд Спивакова отбирает талантливых детей из провинции, в итоге сформировано целое поколение музыкантов);

4) искусство в чистом виде;

6) концертную деятельность;

7) досуг и развлечения;

8) этнографические искусства, ремёсла и т.д.

Также к сфере культуры относится деятельность, ей обеспечивающая:

1) экономика культуры;

5) информационная деятельность;

6) подготовка и переподготовка профессиональной среды;

Специфика менеджмента в сфере культуры и искусства

Характеристика системных процессов жизнедеятельности организации культуры (искусства)

Пользуясь системным подходом, можно увидеть всю совокупность внутренних и внешних связей организаций культуры и искусства и на основании целостной картины этих связей обрисовать специфические черты менеджмента в этой сфере.

Существование системы зиждется на трех процессах:

ВХОД -> ПРЕОБРАЗОВАНИЕ -> ВЫХОД

Согласно системному подходу анализ деятельности системы начинается с исследования параметров продукта на «выходе», затем исследуется процесс «вход», и после этого — процесс «преобразование». Проследим содержание этих процессов в организации культуры (искусства).

«Выход». Продукт деятельности организации культуры (искусства), получаемый на «выходе» из системы, относится к категории «культурные блага».

Благо — «это то, что заключает в себе определенный положительный смысл» [1] . Все трактовки понятия «благо» сводятся к его тождеству с добром, пользой. Культурные блага тесно соотносятся с понятием высших благ, поскольку связаны «с уяснением смысла бытия и человеческого существования как высшего блага», а также с удовлетворением потребностей познания, общения и творческой самореализации.

К культурным благам относятся:

материальное и нематериальное культурное наследие, его сохранение в музейных, архивных и библиотечных фондах и представление обществу;

Вопросы терминологии

В «Основах государственной культурной политики», утвержденных Указом Президента РФ от 24.12.2014 № 808, дается развернутое определение культурного наследия Российской Федерации:

«Культурное наследие — совокупность предметов, явлений и произведений, имеющих историческую и культурную ценность. Культурное наследие включает в себя материальное культурное наследие (здания и сооружения, образцы инженерных, технических решений, градостроительные объекты, памятники промышленной архитектуры, исторические и культурные ландшафты, археологические памятники, монументы, скульптурные памятники, мемориальные сооружения и т.д., произведения изобразительного, прикладного и народного искусства, документы, книги, фотографии — все предметы материального мира, сохраняющие представление об особенностях жизни людей в прошедшие эпохи) и нематериальное культурное наследие (языки и диалекты, традиции, обычаи и верования, фольклор, традиционные уклады жизни и представления об устройстве мира народов, народностей, этнических групп, русская литература и литература народов России, музыкальное, театральное, кинематографическое наследие, созданная в стране уникальная система подготовки творческих кадров)».

Там же уточняется содержание понятия «сохранение культурного наследия»:

«Сохранение культурного наследия — обеспечение физической сохранности объектов материального культурного наследия, собирание, документирование и изучение объектов нематериального культурного наследия, вовлечение в культурный и научный оборот объектов культурного наследия».

Из масштаба влияния на общество результатов деятельности культурных институтов (какими являются учреждения культуры и искусства) вытекает как категорический императив долженствующий масштаб доступности этих результатов для всего общества. Этот императив диктует бесплатность культурных благ для населения или незначительную цену на них.

На заметку

Чем большую всеобщую ценность имеет культурный продукт, тем с большим основанием он должен попадать в категорию бесплатных.

Чем меньшую (например, сугубо развлекательного характера) — тем больше оснований брать за него деньги.

Степень ценности культурного продукта определяется степенью его необходимости для выполнения сверхзадачи (миссии) культуры: воспитания гармонично развитой личности.

Таким образом, мы видим, что миссия (сверхзадача) организаций культуры и искусства исключает появление у них прибыли, т.е. их деятельность носит принципиально некоммерческий характер.

«Вход». Проанализируем параметры «входа» в систему — организацию культуры (искусства).

Большая часть организаций культуры и искусства является государственными и муниципальными учреждениями. В силу важной государственной миссии, которая на них возложена, и некоммерческого характера их деятельности государство берет на себя значительную часть их финансирования.

Зарубежные теории

Существует несколько научных теорий, аргументирующих необходимость государственной поддержки культуры. Это разные научные подходы, проливающие свет на особую природу культурных благ, вследствие чего сфера культуры не может стать полноценным участником рыночных отношений. Речь идет о «болезни цен» (У. Баумоль), необходимости исправлен и я провалов рынка (Б. Фрей), об отнесении результатов культурной деятельности к категории мериторных благ (Р. Масгрейв) [2] .

Государство берет на себя также частичное финансирование негосударственных учреждений культуры, если они выполняют государственное задание.

Кроме финансовой поддержки, государство обеспечивает учреждения культуры и искусства материальными ресурсами в виде недвижимости и другого ценного имущества, которое, оставаясь собственностью государства, передается учреждениям в оперативное распоряжение.

На государственном обеспечении находятся образовательные учреждения (система высших и средних специальных учебных заведений), готовящие специалистов в сфере культуры и искусства.

Таким образом, на «входе» организация-система получает от государства безвозмездно финансовые, материальные и кадровые ресурсы.

Еще одним источником финансирования является доход от собственной деятельности, который складывается из денег, вырученных от продажи билетов, и от разрешенной предпринимательской деятельности (доходы от сувенирных магазинов, буфетов и кафе на территории учреждения культуры, от аренды помещений, экспертных и консультативных услуг и т.п.).

И наконец, третьим источником финансирования (и иногда материальных ресурсов) являются спонсоры и благотворители. Спонсоры дают учреждению культуры деньги в обмен на рекламные услуги (это входит в их расходы на продвижение собственной продукции и имиджа). Благотворители (меценаты) поддерживают культуру и искусство безвозмездно. Этот источник доходов не является постоянной величиной. Его размеры и регулярность чаще всего прямо связаны со степенью известности учреждения культуры.

Обычно размеры государственных субсидий составляют 70—80% от всех финансовых источников учреждения.

«Преобразование». Жизнеспособность учреждения культуры в первую очередь зависит от качественного состояния его культурного ядра, будь то художественный коллектив, как в исполнительских искусствах, или фонд культурного наследия, как в музеях и библиотеках. Творческий потенциал этого ядра — главная пружина деятельности всей организации. Чем ценнее это ядро — тем весомее его репутация и тем больше шансов у менеджера обеспечить своей организации устойчивое положение во внешней среде.

Наивысшая концентрация творческо-производственного процесса в его культурном ядре прослеживается в исполнительских искусствах. Артист соединяет в себе:

кадровый ресурс: он исполнитель, участник производственного процесса;

творческий ресурс: его талант, профессионализм (владение своим телом, голосом, всем психофизическим аппаратом в комплексе);

материальный ресурс: само его тело, лицо, голос;

наконец, готовый продукт: произведение его искусства неотделимо от него самого.

Творческий коллектив является главным производственным подразделением такой организации, и управление им требует и организаторских знаний и способностей, и таланта психолога и воспитателя, и владения спецификой профессии. Руководитель, ответственный за творческий коллектив, как правило, не занимается другими организационно-производственными вопросами. Обычно эта должность называется «художественный руководитель» (арт-менеджер). Остальной деятельностью организации управляет директор. Обе должности главенствуют каждая в своей сфере. Трудность заключается в нарушении принципа единоначалия, что, как показывает практика, чревато конфликтами. Для нормального функционирования необходимо добровольное негласное подчинение одного из них другому.

Таким образом, конфликтогенностъ заложена в саму организационную структуру учреждения искусства. Благополучно миновать конфликты удается при высокой культуре взаимоотношений, построенной на уважении и всецелой преданности своему делу.

Читать еще:  Вакансии менеджер по связям с общественностью

В процессе «преобразование» участвуют первичный и вторичный комплексы производительных сил.

Стратегические цели учреждений культуры и искусства соответствуют характеру «продукта», производимого ими. А так как этот продукт — культурные блага — имеет ценность для всего общества, то и стратегические цели тоже имеют всеобщий характер. Например:

развить любовь к чтению;

развить интерес к произведениям русской классики и мировой литературы;

развить интерес и любовь к родному языку;

удовлетворять познавательные потребности молодежи в области науки, техники, искусства и т.д.;

удовлетворять потребности творческой самореализации молодежи в области науки, техники, искусства и т.д.;

развить интерес к устному народному творчеству, песенному народному творчеству;

развить интерес к народным промыслам и ремеслам;

развить интерес к истории страны, края, города, села, семьи;

воспитать уважение к людям старшего возраста;

воспитать уважение к героям Великой Отечественной войны;

воспитать любовь к труду;

воспитать любовь к своей Родине, своему городу, селу.

Характер «продукта» учреждений культуры и искусства определяет и характер главных ресурсов — это нематериальные ресурсы:

общественно ценные идеи;

социальное партнерство и др.

Главные ресурсы и главный творческо-производственный процесс, направленный на достижение стратегических целей, являются первичным комплексом производительных сил организации культуры (искусства).

Материально-технические ресурсы, весь комплекс организационно- административных, хозяйственно-технических, маркетинговых, финансовых и прочих подразделений являются вторичными, так как являются обслуживающими по отношению к творческо-производственному процессу.

Из практического опыта

Координационная роль менеджмента организации культуры (искусства) заключается в том, чтобы сохранять правильный баланс производительных сил, т.е. чтобы вторичный комплекс производительных сил не оказался выше первичного, чтобы вторичные цели не заслоняли первичные. К сожалению, в реальности такие случаи нередки, и они сильно мешают эффективности общей работы, рождают дух бюрократизма, оборачиваются потерями цепных творческих кадров.

Руководитель должен тонко чувствовать настрой своей организации, вовремя замечать перекос ценностей в коллективе и средствами, доступными ему, исправлять его. Здесь нельзя не сказать, что лучшим профилактическим средством против появления ценностных перекосов является пример самого руководителя, его волевые и деловые качества, весь морально-этический склад его личности.

  • [1] Большая советская энциклопедия. М., 1969—1978.
  • [2] См.: Музычук В. Ю. Должно ли государство финансировать культуру? М., 2012.

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Краснобаев Р.В.

В статье рассматривается понятие арт-менеджмента . Роль креативного менеджмента в развитии культурно-досугового сектора и творческих индустрий.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Краснобаев Р.В.

MANAGEMENT IN THE SPHERE OF CULTURE AND ART

The article deals with the concept of art management. The role of creative management in the development of cultural and leisure sector and creative industries.

Текст научной работы на тему «МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА»

numerous problems mostly caused by their inability to control their desires.

Firewood used to produce fire to cook rice for human consumption shall turn to ashes over time, implying that anything used for a purpose shall be used up eventually. Therefore, it is necessary for us to avoid excessive use of everything. The ashes from the firewood can be utilized to clean blackening cooking utensils by mixing them with soap

The cooked rice is later transferred into dulang to let the hot steam escape. It is necessary to prepare the cooked rice for immediate consumption. The proper procedures in ngakeul produce rice that tastes better, lasts longer, remains dry yet not hard, as well as provides nourishment and satiety.

Ngakeul is a process in cooking rice according to Sundanese tradition. This tradition involves a great number of procedures compared to cooking rice using a rice cooker. However, the cooked rice tastes better

and lasts longer. In addition, ngakeul has exceptional philosophical significance in the lives of Sundanese people.

1. Afrizal. (2014). Metode Penelitian Kualitatif (Qualitative Research Method). Jakarta: PT Raja Grafindo Persada.

2. Hasan, Sandi Suwardi. (2011). Pengantar Cultural Studies: Sejarah, Pendekatan Konseptual, & Isu Menuju Studi Budaya Kapitalisme Lanjut. Yogya-karta:Ar-Ruzz Media.

3. Kluckhohn, C. (1953). Universal Categories of Culture. Antropology Today, A.L. Chichago : University Press.

4. Sugiyono. (2014). Metode Penelitian Kom-binasi (MixedMethods). Bandung: Alfabeta.

5. Sulasman dan Gumilar, Setia. (2013). Teori-Te-ori Kebudayaan: Dari Teori hingga Aplikasi. Bandung: Pustaka Setia.

MANAGEMENT IN THE SPHERE OF CULTURE AND ART

Undergraduate, RANEPA, Moscow

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

магистрант, РАНХиГС, г. Москва

The article deals with the concept of art management. The role of creative management in the development of cultural and leisure sector and creative industries.

В статье рассматривается понятие арт-менеджмента. Роль креативного менеджмента в развитии культурно-досугового сектора и творческих индустрий.

Keywords: art-management, management in the sphere of culture and art, cultural product, art-market, the subject of art-management

Ключевые слова: арт-менеджмент, менеджмент в сфере культуры и искусства, культурный продукт, арт-рынок, предмет арт-менеджмента

«Менеджмент» — это интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента состоит из функции организации, планирования, координации, мотивации, осуществляя которые, менеджеры обеспечивают условия для производства и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих поставленным целям.

Арт-менеджмент как абсолютно новая дисциплина и направление появилась в конце 90-х годов прошлого столетия при рождении международной ассоциации менеджеров организаций культуры и искусства (Association international of Managers in Arts and Culture — AIMAC).

Арт-индустрия (от лат. art — искусство, творчество, industria — деятельность) — область арт-рынка,

отвечающая за производство и реализацию продукции в сфере искусства и культуры. К основным направлениям арт-индустрии относят: театрально-зрелищные организации, творческие объединения, агентства, концертные объединения, филармонии.

«Препарируя» термин «арт-менеджмент», который будет в дальнейшем использоваться не однократно, невозможно не отметить, что основной акцент в этом словосочетании сделан на его первой части (от англ., art) — это искусство, творчество (в это понятие входит живопись, дизайн, театр, танец и другие виды искусства).

Такой термин, как арт-менеджмент (управление в сфере культуры и искусства) имеет множество определении. К примеру, некоторые из них:

1. В современном мире «маркетинг в сфере культуры — это технология достижения тех сегментов рынка, которые наиболее вероятно заинтересованы в данном продукте, адаптируя к продукту

коммерческие переменные — цену, место, продвижение, — чтобы установить контакт продукта с достаточным числом потребителей и достичь целей, совместимых с миссией организации культуры». [1, с. 21-22]

2. Такой термин как арт-менеджмент можно понимать, как «совокупность определенных навыков (маркетинг, управление кадрами, бухгалтерия) и использование этих навыков в деятельности, которая в свою очередь направлена на регулирование процессов в данной отрасли и влияющая на просветительскую, социальную, экономическую жизнь сообщества». [2, с. 304]

3. Под менеджментом в сфере культуры подразумевается «стремление человека путем осознанном деятельности привести к определенным гармоничным отношениям потребности людей, труд и творчество в области культуры и искусства в целях достижения более высокой культурной жизни общества». [3, с. 208]

Культурная или творческая индустрия — современный сектор в экономике развитых стран, который представляет собой «деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несет в себе потенциал создания добавочной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности». [4] В данную индустрию входят разнообразные спектры областей, которые имеют творческую природу: музыка, театр, живопись, дизайн и т.д.

Арт-менеджмент по своей сути может быть представлен с двух сторон:

1. Научная дисциплина, которая обладает определенной теоретической базой (принципы, методики), а также играет яркую интегративную функцию (активный обмен в другими науками);

2. Искусство (искусство управлять, заниматься организаторской деятельностью требует определенного мастерства).

Арт-менеджмент имеет свои отличительные особенности по сравнению с менеджментом другой области экономики. Он включает в себя ряд под-дисциплин, таких как маркетинг (понятие «маркетинг» можно рассматривать как одну из функций современного арт — менеджмента, направленную на изучение спроса потребителя, рекламную и ценовую политику), управление персоналом и финансами.

Кадры и работники сферы искусства обладают специфическими талантами и способностями. В данной сфере работают талантливые и одаренные люди, которые могут привнести в менеджмент любой отрасли немало новых идей и возможностей. В российском и международном бизнесе хорошо известно, что в условиях жесткой конкуренции побеждает тот, кто смог привлечь к реализации проектов наиболее талантливых и креативных людей. Любого менеджера волнует вопрос, как грамотно организовать процесс управления одаренными людьми. Ведь талантливый человек независим по своей природе, их весьма трудно контролировать. До восьмидесятых годов XX века слово «талант в

менеджменте не использовалось, так как этот термин считался далеким от бизнеса», [5, с. 352] но сегодня ни одна организация не может обойтись без талантливых работников, и в условиях дефицита квалифицированных людей во всем мире побеждают те компании, которые умеют привлекать и управлять талантами.

Ежедневная деятельность творческой организации сосредоточена на «управлении» процессами создания, производства, распространения и сопровождения творческого выражения и процесса. Происходит данное управление через определенные средства и наработанные системы и механизмы управления. Но все же центральное место в деятельности учреждения досуга занимает именно «производство» и «реализация» разнообразных культурных услуг.

Изучая потребности целевой аудитории, внедряя новые формы культурно-досуговой деятельности, совершенствуя методику организации досуга и удовлетворяя тем самым разнообразные потребности посетителей (театр несет в себе не только духовную составляющую, но и образовательную), работники сферы культуры и досуга фактически занимаются менеджментом услуг, где такое явление, как маркетинг занимает далеко не последнее место (привлечь внимание населения к театру, убедить потребителей воспользоваться его услугами).

Читать еще:  Работа менеджера по туризму

Менеджмент в сфере культуры и искусства напрямую связан с такими процессами как отбор, производство, хранение и распространение культурных ценностей (художественной продукции) и рассматривается как комплекс различных управленческих обязанностей (организация, стратегия, контроль).

Основной целью, которую преследует данный вид управленческой деятельность, является массовое продвижение культурно-досугового продукта на рынок товаров и услуг.

Предметом менеджмента в культуре и искусстве является изучение всех способов (форм, моделей) таких организаций, которые существовали в различных общественных устройствах и в разные исторические периоды в области культурной деятельности как в целом, так и в ее отдельных направлениях (например, в театре, кинематографе, радиовещании).

Поскольку целью менеджмента в сфере культуре и искусстве является нахождение соответствующих организационных решений (моделей), которые бы с наибольшей эффективностью способствовали повышению общественного уровня и рыночной стоимости культурной деятельности, то эта наука имеет два основных направления:

1. Аналитическо-описательное (описание и исследование методов и форм организации);

2. Проектно-модельное (развитие и испытание новых, более эффективных способов и моделей организации) [6].

Арт-рынок может существовать, как и любая другая площадка купли-продажи, при наличии трех компонентов: продавец, потребитель-покупатель и

лицо, стоящее между ними (связующее звено) — посредник. Роль последнего заключается в организации процесса включения искусства в пространство товарно-денежных отношений (иными словами, интеграция искусства на рынок, в самом широком смысле этого слова).

Учреждения культуры, как и городские власти в лице министерства культуры настроены на взаимовыгодное сотрудничество друг с другом. И каждая сторона заинтересована в получении личных выгод: для властей — это популяризация культуры среди всех слоев населения, приобщение общества к культурным ценностям, к значимости мирового культурного наследия, поиск альтернативных источников финансирования культуры, переход учреждений культуры на самоокупаемость; культура же стремится к финансовой независимости, участию в коммерчески-выгодных проектах. Для того, чтобы взаимные интересы были удовлетворены, необходим своеобразный посредник, который выступит в роли координатора союза власти и культуры. Работа посредника связана исключительно с организацией потребления конечного продукта.

Менеджеры нового типа сочетают в себе не только интуицию, интеллект и духовное воспитание, но и определенные знания в области экономики, информатики, маркетинга и стратегии. Деятельность менеджеров в области культуры заключает в себе совмещение двух ведущих элементов -создание творческой продукции (работа по созданию условий для творческого процесса и производства культурных ценностей) и продвижение ее на рынок культурно- просветительских услуг (реализация творческих идей, доступных общественности). Умение своевременно обеспечить рекламу, выбрать и арендовать помещение и вывести коллектив на гастроли в полной мере принадлежит менеджеру, который занимается управлением в сфере искусства.

Обязанности арт-менеджера на первом этапе включают в себя: поиск режиссера-постановщика, артистов, художника-постановщика, звукорежиссера; также в обязанности менеджера на данном этапе является поиск и аренда помещения для будущей постановки, поиск спонсоров и составление сметы расходов по данному проекту.

На втором этапе менеджер должен составить удобное расписание репетиций, а также провести не только рекламную кампанию, но и организовать работу по распространению билетов будущего спектакля и в целом работать над организацией премьеры спектакля. Независимо от вида искусства или отрасли (коммерческой, некоммерческой и добровольной) — арт-менеджеры должны держать искусство в центре своего внимания.

Сегодня менеджмент в сфере искусства бесспорно является одним из актуальнейших направлений коммерческой деятельности в сфере культуры и искусства.

1. Ф. Колбер. Маркетинг культуры и искус-ства/Колбер Ф., Рич Дж.Д., Билодо С., Нантель Ж., Наймарк. 2004.С. — 21-22.

2. В. Чан Ким, Рене Моборн. Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков. 2016. С. — 304.

3. Д. Мур. Вторая космическая. Искусство управления и стратегии будущего, 2012. С. — 208.

4. М. Гнедовский. Творческие индустрии: политический вызов для России. URL: http://www.strana-oz.ru/2005/4/tvorcheskie-mdustrii-politicheskiy-vyzov-dlya-rossii/

5. Дж. Траут, Э. Райс. Позиционирование: битва за умы. 2015. С. — 352.

6. Ш. М. Адам «Стратегия голубого океана»: легко ли создать новые рынки? URL: https ://moluch. ru/archive/140/39378/

Особенности менеджмента в сфере культуры

Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере о т носятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи.

Под социально-культурной сферой мы будем понимать совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека.

Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы . собственности, а также частными лицами. Далее, фирма – любое учреждение социально-культурной сферы.

Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес.

Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все

богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.

Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер

деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции,

а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства,

В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство – нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы.

Бизнес и культура в современном обществе «скованы одной цепью» – предполагают и дополняют друг друга, немыслимы друг без друга.

Характерные черты менеджмента

Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, и т.д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т.д. Книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т.п., не являются художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т.п., – тем выше их социальная значимость).

Однако под услугами в сфере культуры теперь уже можно и нужно понимать не только услуги непосредственно посетителям, но и донорам, готовым выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера культуры – сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доходов. Некоммерческая деятельность не означает «непривлекательная» для бизнеса. Во всем мире некоммерческий (нонпрофитный) сектор – один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики. Более того, некоммерческая деятельность имеет более общий характер, она

может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные мастерские и т.п.

Эти обстоятельства накладывают свои особенности на маркетинг некоммерческой деятельности: он оказывается многомерным, в отличие от традиционного маркетинга в коммерческих сферах. Например, в некоммерческой сфере довольно часто субъект платежеспособного спроса (тот, кто платит деньги) не совпадает с непосредственным потребителем (клиентом). Так, типичные потребители услуг в социально-культурной сфере – это дети, подростки, ветераны. Работа с ними, с очевидностью, необходима, но кто должен оплачивать оказываемые им услуги? Зачастую – не они сами. Менеджмент в социально-культурной сфере может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития социально-культурной жизни – не больше, но и не меньше. И в этом заключается подлинное содержание характера менеджмента в социально-культурной сфере.

Все эти особенности современного менеджмента, которые являются закономерным выражением действия внутренних тенденций развития самого менеджмента, заметно сближают его со сферой культуры и социально-культурной сферой в целом. Все эти обстоятельства предъявляют новые требования к компетентности и профессионализму современного менеджера. К традиционным требованиям знания технологии, организации.

Реклама в менеджменте

Реклама как бизнес требует управления и имеет определенную структуру. Реклама – многоуровневая организационная структура, сложный процесс взаимодействия участников рекламной деятельности, которые заинтересованы в ее эффективности.

Рекламная деятельность – особый вид деятельности, процесс взаимодействия её участников, результатом которого является производство, продвижение и исследование рекламного продукта с целью стимулирования потребителя. Специфика рекламной деятельности определяется многими факторами – целями, средствами, участниками, местом в структуре экономической деятельности системы рынка.

Сфера рекламной деятельности:

· изучение потребителей рекламируемых товаров и услуг и потенциального рынка;

· стратегическое планирование, определение границ рынка, разработка бюджета;

· принятие тактических решений по смете расходов при выборе средств рекламы, разработка графика;

· производство рекламы (создание телевизионных и радиороликов, печатных объявлений);

· исследование эффективности рекламы.

Основные участники рекламной деятельности:

· рекламодатели – юридические или физические лица, являющиеся заказчиками рекламной деятельности и оплачивающие рекламу (рекламодатель – источник рекламной информации);

· рекламные агентства – независимые учреждения, выполняющие рекламные функции (рекламное агентство – рекламопроизводитель);

· СМИ или средства размещения рекламы (распространители рекламы) – организации, занимающиеся посредническими услугами в сфере размещения рекламы;

· потребители рекламы – юридические или физические лица, до сведения которых доводится реклама.

Читать еще:  Менеджер в общественном питании профессиональные качества

Вспомогательные участники рекламной деятельности

· поставщики, фото- и киностудии, художники, типографии и так далее, то есть те, кто помогает изготавливать рекламные материалы;

· контролирующие учреждения (функции контроля и регулирования рекламной деятельности (государство, конкуренты).

Таким образом, в процесс управления рекламной деятельностью вовлечены не одна фирма – производитель, но и рекламные агентства и СМИ и так далее. Естественно, что система этих отношений сложна. Управление предполагает больший объем действий по проведению и координации работ, в результате которых должен быть получен совокупный продукт, удовлетворяющий все стороны. Поэтому вопросы эффективного управления в области рекламной деятельности весьма актуальны, тем более что уровень потерь в результате промахов в сфере рекламного менеджмента значителен.

Сущность рекламного менеджмента может быть рассмотрена на основе различных концептуальных подходов.

Во-первых, системный подход, в рамках которого реклама рассматривается как одна из функций подсистем маркетинга. Маркетинг, в свою очередь, является одной из составляющих более крупной системы – общей системы функционирования фирмы в целом. Следовательно, управление рекламой определяется в рамках такого системного подхода как неотъемлемый элемент системы управления маркетингом во взаимосвязи с другими элементами.

Во-вторых, в рамках структурного подхода рекламный менеджмент рассматривается как процесс взаимодействия основных участников рекламной деятельности (рекламодатель, рекламное агентство, СМИ, потребители)

В-третьих, функциональный подход, основанный на следующих основных функциях: информационное обеспечение процесса управления; целеполагание или планирование; организация и руководство практической реализацией; контроль.

Е. Ромат систему рекламного менеджмента определяет как сложный комплекс элементов, участников процессов и приемов по определению целей, организации, контролю и информационному обеспечению рекламы в единой системе с другими элементами маркетинга коммуникатора. Это системный подход.

Авторы фундаментального учебника по рекламному менеджменту Батра, Майерс, Аакер, сторонники функционального подхода, утверждают, что рекламный менеджмент сконцентрирован на анализе, планировании, контроле и принятии решений центром всей этой деятельности – рекламодателем.

Ряд авторов (Гольман, Семенов, Феофанов, Пономарев) различают широкое и узкое понимание рекламного менеджмента.

Рекламный менеджмент – процесс взаимодействия основных участников рекламной деятельности – рекламодателей, производителей, распространителей и потребителей рекламы, т.е. рассматривают рекламный менеджмент как управление рекламным процессом в полном объеме. Субъектами рекламного менеджмента считаются руководство фирмы – рекламодателя, руководители ее маркетинговых и рекламных служб, менеджеры по рекламе.

Объектом рекламного менеджмента выступают потребители.

Более узкое понимание – процесс управления рекламной деятельностью ее субъектами.

Б. Д. Семенов в книге «Рекламный менеджмент»[4] акцентирует внимание на координации усилий, согласовании действий всех участников рекламной деятельности. Этот момент является спецификой управления в сфере рекламной деятельности. Рекламный менеджмент – процесс согласования интересов основных участников. Ключевая фигура – менеджер по рекламе.

Требования, предъявляемые к менеджеру по рекламе:

1. Профессиональные навыки:

· умение принимать административные решения;

· способность (дар) убеждать;

· способность к координаторской деятельности;

· знание современных технологий , что позволяет успешно сотрудничать с творческим контингентом – художники, постановщики, режиссеры и так далее.

2. Личностно-деловые качества:

· способность генерировать идеи;

· умение быть социологом, воспитателем, коллегой и партнером по работе;

· лидерские позиции в коллективе;

· способен разрядить обстановку и уладить конфликты.

Главная задача рекламного менеджера – совместить партнерскую обстановку в коллективе с жесткими требованиями к качеству и срокам реализации каждого конкретного проекта.

Условно рекламный менеджмент можно разделить на следующие виды.

1. Внутренний менеджмент – управление деятельностью рекламного агентства, обеспечивающее его эффективное устойчивое функционирование, целью которого является получение прибыли.

Особенности менеджмента в сфере культуры и искусства

Исследование роли и значения арт-менеджмента особо актуализируется в связи с тем, что сфера культуры и искусства постепенно переходит на рыночные отношения, которые настоятельно требуют научного анализа и теоретического обобщения управленческих механизмов на уровне позиционирования и продвижения социокультурных образовательных услуг.

В этой связи главной задачей арт-менеджмента как вида управленческой деятельности является повышение теоретической значимости и практической применимости технологий и методов, предоставляющих возможность решения многочисленных проблем функционирования и развития образовательных учреждений социокультурного и художественного профиля.

Арт-менеджмент рассматривается как средство эффективного управления и регулирования системой подготовки кадров отрасли культуры в условиях дефицитности ресурсов, так как именно он должен стать технологическим инструментом по формированию благоприятных условий для создания и продвижения художественных ценностей в социокультурном образовательном пространстве.

Арт-менеджмент рассматривается как средство эффективного управления и регулирования системой подготовки кадров отрасли культуры в условиях дефицитности ресурсов, так как именно он должен стать технологическим инструментом по формированию благоприятных условий для создания и продвижения художественных ценностей в социокультурном образовательном пространстве.

Следовательно, целью исследования является выявление специфики и значения современного арт-менеджмента как комплексной системы принципов, функций, методов и технологий в структуре социокультурного управления, направленного на формирование, функционирование и развитие образовательного пространства, обеспечивающего производство, воспроизводство и трансляцию художественных идеалов, образцов, ценностей и практик.

Используемые методы научного исследования (анализ, синтез, наблюдение, обобщение, контент-анализ документов, конкретизация, систематизация и классификация) позволяют сформулировать достоверные теоретические выводы. Работа основывалась на современных культурологических исследованиях теоретико-методологического [3, 6,7, 8] и практико-прикладного содержания [1, 2, 4, 5, 9, 10].

Категория «арт-менеджмент» вбирает в себя ряд параметров, раскрывающих особенности данного явления и одновременно позволяющих обрести целостное представление о его сущности, специфике, функциях и механизмах. К таким параметрам и направлениям относятся:

  • анализ внутренней и внешней среды: мониторинг условий, в которых выполняется деятельность учреждения для выявления, оценки и регулирования рисков, связанных с заинтересованными сторонами и их меняющимися интересами, потребностями и ожиданиями;
  • миссияи видение: выражение философии и смысла существования, продвижение и позиционирование основополагающих базовых принципов социокультурного предназначения учреждения культуры и искусства;
  • целеполагание и планирование: разработка и проектирование социально-культурных и художественных мер, адекватно отражающих потребности общества в защите жизненно важных прав и интересов подрастающего поколения в сфере образования, культуры, искусства и досуга, формирование необходимых условий для их всестороннего развития;
  • субъект управления: арт-менеджеры, наделенные функцией исполнения полномочий в области принятия управленческих решений в определенных сферах деятельности учреждения;
  • объект управления: совокупность взаимосвязанных структурных подразделений различного назначения (отделы, департаменты, сектора и т. п.), на которые направлены управленческие воздействия со стороны субъекта управления для эффективного достижения поставленных целей;
  • система управленческой деятельности: совокупность механизмов, обеспечивающих процесс осуществления целей, задач и функций управления; подготовки и реализации управленческих решений в сфере культуры и искусства;
  • содержание и организационные формы: комплекс приоритетов и направлений, ориентированных на создание условий и возможностей для успешной социализации, инкультурации и эффективной самореализации потребителей образовательных услуг, для развития потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое, образовательное и культурное развитие страны;
  • персонал-менеджмент и кадровая политика: совокупность принципов, технологий, методов и форм, определяющих основную стратегию и тактику работы с персоналом, направленную на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала учреждения;
  • информационно-коммуникационный комплекс: система трансляции сведений, яв­ляющихся объектом хранения, пере­работки и передачи и состоящая из взаимосвязанных элементов: адресант, каналы распространения, процесс кодирования и раскодирования, содержание, сообщения, эффективность, контроль, адресат;
  • стратегирование: процесс разработки и реализации перспективного планирования как комплекса мероприятий, направленных на предвидение ожидаемых результатов развития и преодоление отклонения прогнозируемых последствий от выбранной цели на основе анализа факторов внешней среды;
  • принципы: основные и руководящие правила деятельности, направленные на обеспечение эффективного функционирования и развития учреждения;
  • функции: совокупность действий, основанных на разделении и интеграции управленческой деятельности и характеризующихся определенной оптимальностью, сложностью, целостностью и стабильностью воздействий на субъект и объект управления;
  • этика и организационная культура: совокупность ценностей, знаков, символов, норм, идей, которые подсознательно и сознательно формируют стиль мышления и поведения сотрудников учреждения;
  • инфраструктура и ресурсы: условия и возможности, требуемые для достижения краткосрочных и долгосрочных целей управления;
  • методы итехнологии организации и реализации: способы и механизмы реализации управленческой деятельности, постановки и достижения поставленных целей и задач, решения разного рода социокультурных образовательных проблем; средства разработки, апробации и внедрения в художественную практику творческих, рекреативных, анимационных, образовательных проектов и программ;
  • арт-маркетинг: специфическая функция арт-менеджмента, совокупность действий, направленных на удовлетворение потребностей потребителей посредством продукта (товара или услуги) и целого ряда факторов, связанных с созданием, поставкой и потреблением социокультурного продукта;
  • критерии эффективности: показатели и индикаторы, на основании которых производится оценка, определение или классификация результативности, действенности и эффективности арт-менеджмента.

Все эти основные направления арт-менеджмента тесно взаимосвязаны между собой и реализуются как составляющие единого процесса на основе комплексного использования преимуществ и особенностей каждого из них.

На основе анализа ряда государственных документов, принятых в последние годы и определяющих содержание процесса управления в сфере искусства и художественной практики, можно дать следующее обобщенное представление о целях арт-менеджмента на современном этапе и выделить его основные черты и приоритеты:

  • организация процесса функционирования и развития искусства в обществе, разработка и реализация художественно-творческих мероприятий и событий (фестивалей, концертов, спектаклей, постановок, выставок, конкурсов, мастер-классов и др.);
  • обеспечение творческо-производственной и рекламно-маркетинговой деятельности, направленной на эффективную реализацию целевых социокультурных проектов и программ;
  • содействие процессу воздействия произведений искусства на социально-культурную среду общества;
  • популяризация памятников искусства и культуры, относящихся к художественно-историческому наследию;
  • формирование художественно-эстетических ценностей, идеалов и взглядов личности посредством профессиональной, социальной и просветительской деятельности;
  • реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи;
  • создание условий для успешного личностно-профессионального становления и развития специалистов сферы культуры и искусства;
  • обеспечение разработки и принятия обоснованных решений по вопросам развития искусства, формирования социокультурной среды, художественного образования и воспитания.

На основе системного анализа современной управленческой практики в сфере искусства можно выделить основные разновидности арт-менеджмента и структурно представить их в таблице 1.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector