Mos220.ru

Онлайн марафоны
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Менеджмент организации это

Менеджмент организации – что это такое, кем можно работать?

Что означает данная специальность и какие есть перспективы?

С ростом населения, а значит, и потребления ресурсов растет конкуренция между организациями, независимо от их размера. Так, формируется потребность в более продуманных стратегиях управления.

На сегодняшний день, менеджерами организации мы можем называть всех специалистов, задействованных в управлении. И если раньше навыкам управления обучались с опытом, то сейчас это самостоятельная сформированная специальность.

Кто такой менеджер?

Классик менеджмента Фредерик Тейлор, определил его как искусство ясно понимать, что необходимо будет сделать и как это сделать самым лучшим и не дорогим способом.

Здесь ярко видно, что главная задача менеджмента – улучшение стратегии управления компанией.

Круг обязанностей и вакансий на сегодня достаточно широкий. С целью охватить максимальное количество возможностей работы для данной специальности давайте рассмотрим условное разделение аппарата менеджмента.

Существует несколько видов данного разделения: вертикальное и горизонтальное.

Рассматривая вертикальное разделение, что являет собой иерархию, стоит учесть, что в крупной компании могут одновременно работать до 10-15 сотрудников данной специальности. В таких компаниях один специалист менеджмента будет подчинятся другому.

Получается, всегда один из специалистов будет главным. Если же мы говорим про небольшой магазин, менеджер там будет один и это его владелец. Поэтому, иерархия возможна только в крупных организациях.

Теперь давайте её рассмотрим:

  • высший уровень (институциональный). Профессии этого типа: генеральный или исполнительный директор, председатель компании и т.д.;
  • средний уровень (управленческий). Это: начальник отдела или цеха завода, директор магазина, входящего в торговую сеть;
  • первичный уровень (технический): бригадиры, старшие продавцы, выполняющие управленческие функции, начальники участков.

Такая иерархия не есть универсальной, но она обеспечивает понимание общей системы распределения ролей и обязанностей.

Задачи менеджмента организации

В научной литературе менеджмент или управление также определяют, как рациональное распределение ресурсов организации.

Для начала давайте остановимся на том, что есть «рациональное». В рамках менеджмента это значит подчинённое желаемому результату. Тут мы уже просматриваем несколько задач специалиста:

  • оценка состояния организации на данный момент;
  • постановка цели;
  • планирование способов достижения выбранной цели;
  • поиск критериев для оценки продвижения организации к этой цели.

Оценивая состояние организации на данный момент, специалист учитывает имеющиеся ресурсы. Традиционно их делят на 5 разновидностей:

  • материальные (здания, оборудования, сырье и другие расходуемые материалы);
  • финансовые (счета в банках, ценные бумаги);
  • трудовые или человеческие (наличие специалистов и уровень их квалификации);
  • информационные (технологии, базы данных и любая информация, связанная с организацией);
  • временные (распоряжение рабочим временем сотрудников).

Все эти ресурсы менеджер должен учитывать и внимательно изучить, устроившись на новую должность. В его задачу входит повышение эффективности, а значит и поиск наиболее оптимального расхода ресурсов в целях достижения цели.

Ресурсы для менеджера часто являются ограничивающим фактором: низкая квалификация работников или отсутствие необходимых специалистов, низкий бюджетный уровень и т.д.

Всё это одновременно является и ограничивающим фактором в достижении цели и проблемой, что необходимо решить для её достижения.

Теперь поговорим о цели. Менеджмент – деятельность по управлению, повышающая уровень результативности и эффективности работников организации. Поэтому, целью для менеджера есть управление, результативность и эффективность.

Для её реализации он должен прогнозировать результативность работы сотрудников на короткий и отдалённый срок в рамках своих планов. Конечная цель специалиста – устойчивое и целенаправленное развитие фирмы, результатом чего будут снижение текучести кадров, рост продаж, выручки и т.д.

Заработная плата специалиста

На сегодняшний день в таких городах, как Москва и Екатеринбург заработная плата в среднем 45-50 тыс. рублей. Все зависит от уровня менеджмента.

Работник технического уровня может получить 20-35 тыс. руб., работник институционального уровня около 100-200 тыс.

Требования к качествам менеджера

  • способности к прогнозированию и планированию стратегий;
  • стремление к саморазвитию и желание карьерного роста;
  • умение принимать перспективные решения при распределении ресурсов;
  • умение принимать решения в условиях риска;
  • рациональные и незаурядные взгляды;
  • обладание «внутренней оценкой», независимой от коллектива;
  • уверенность в своих силах;
  • концентрация на проблеме и посвященность работе.

Данный список не есть универсальным, это только желаемые черты для специалиста.

Что такое менеджмент и для чего он нужен

Что такое менеджмент

Менеджмент — это управленческая деятельность. Она представляет собой совокупность следующих факторов:

  • Планирование;
  • Постановка целей;
  • Организация бизнес-процессов;
  • Координация;
  • Мотивация;
  • Контроль.

Субъекты и объекты менеджмента

В управлении всегда существуют субъекты и объекты.

  • Субъектами являются отдельные люди или группы, осуществляющие функции менеджмента.
  • Объектами можно считать людей, системы и процессы, на которые направлены действия субъектов. К примеру, сотрудники, конкуренты, партнёры, поставщики, информация, ресурсы.

Модели и принципы менеджмента

В мире существует множество различных моделей менеджмента. Среди доминирующих в настоящее время выделяются три подхода:

  • Американский;
  • Западноевропейский;
  • Японский.

Американская модель весьма формализована, а отношения в коллективе похожи на отношения внутри спортивной команды. Планирование имеет долгосрочный характер. Скорость карьерного роста зависит от личных результатов, срок найма часто кратковременный. В приоритете — максимальная прибыль с минимальными затратами ресурсов.

Японская модель характеризуется идеологией на основе ценностей компании, отношения внутри которой похожи на семейные. Система принятия решений и ответственности чаще всего коллективная. В фокусе — качество любой ценой. Фактически полное отсутствие текучки кадров в связи со ставкой на максимальное повышение производительности труда. В японской модели распространён «пожизненный наём», при котором компания выращивает сотрудников, делая акцент не на имеющемся опыте, а потенциале человека.

Западноевропейская модель представляет собой нечто среднее между американской и японской. Формальности разбавляются неформальными отношениями, ценится способность налаживать связи.

При выборе модели менеджмента за основу часто берутся готовые решения, но они могут не прижиться без серьёзной адаптации с учётом территориальных или национальных особенностей, ментальности.

В связи со всё возрастающей скоростью изменений на смену классическим моделям менеджмента приходят гибкие парадигмы и концепции: agile, «бирюзовые» организации, холакратия, хотя они далеко не всегда выдерживают испытание практикой.

Задачи менеджмента

Менеджмент нужен для определения и постановки целей, их достижения при помощи людей и ресурсов, координации и контроля.

Без грамотной системы управления или самоорганизации невозможна эффективная хозяйственная деятельность в любой сфере: бизнес, государственное управление, некоммерческие проекты.

Функции менеджмента

Под данным понятием подразумеваются виды взаимодействия субъектов и объектов менеджмента.

Читать еще:  Три предметные области технологий менеджмента социокультурной деятельности

Постановка целей

Условно можно выделить два базовых типа целей:

  • Стратегические — долгосрочные;
  • Тактические — краткосрочные.

Существует также категория среднесрочных целей, которую имеет смысл рассматривать в особых случаях.

Стратегические цели зависят от миссии, ценностей и идеологии компании. Они задают векторы развития организации и ориентиры, к достижению которых необходимо стремиться.

Тактические цели больше направлены на оперативное управление.

Для корректной постановки любых типов целей рекомендуется использовать методологию SMART.

Планирование

Планирование может определять как систему целеполагания организации и влиять на постановку целей, так и наоборот — планы могут строиться на основе уже определённых и сформулированных целей.

В зависимости от используемой модели менеджмента, планирование также может кардинально различаться в подходах:

  • От жёсткого производственного плана на несколько лет;
  • До гибких систем планирования, основанных на итерациях в условиях неопределённости: Scrum, Kanban.

Отдельного внимания заслуживает сценарный подход в планировании, когда разрабатываются мультивариативные схемы.

В зависимости от различных факторов, которые были заранее предусмотрены аналитиками:

  • Конъюнктура рынка;
  • Динамика развития организации;

используются различные варианты разработанных планов.

Организация деятельности

Формально можно выделить два этапа организации деятельности:

  • Формирование организационной структуры;
  • Организация рабочих процессов.

В зависимости от модели менеджмента, организационная структура может сильно отличаться. Как уже упоминалось ранее, диапазон разновидностей может варьироваться:

  • От жёсткой древовидной структуры с вертикальной системой управления;
  • До группы независимых самоорганизующихся команд, каждая из которых самостоятельно определяет формат работы и внутренние регламенты.

Организация рабочих процессов включает в себя:

  • Объединение компетенций соответствующих сотрудников и подразделений;
  • Эффективное распределение ресурсов и задач для достижения как стратегических, так и тактических целей компании.

Контроль

Существует внешний и внутренний контроль.

Внешний контроль осуществляется различными проверяющими органами: налоговая, пожарная, технические инспекции, санитарно-эпидемиологическая служба, банки.

При всей кажущейся негативной составляющей внешнего контроля, он имеет положительное влияние на работу организации. Мотивация сотрудников автоматически возрастает, когда они понимают, что их деятельность может быть проверена внешними органами со всеми вытекающими из этого последствиями для компании и для них лично. Руководство же на основе результатов внешних проверок, получает оценку деятельности сотрудников от третьей стороны.

Внутренний контроль производится ресурсами самой организации. Он может осуществляться как посредством ревизии и аудит, так и исполнителями или руководством.

Функции контроля необходимы для:

  • Получения информации, на основе которой принимаются управленческие решения.
  • Отслеживания прогресса компании в движении к намеченным целям.
  • Сохранности материальных активов, важной и конфиденциальной информации.
  • Рационального и более эффективного распределения ресурсов.

Крайне важно понимать, как внедрённая система внутреннего контроля влияет на сотрудников. Она может мотивировать их и влиять на достижение целей организации, а может демотивировать и ограничивать.

В первую очередь, все сотрудники должны чётко понимать цели организации и поставленные перед ними лично задачи. Также важно наладить эффективные внутренние коммуникации и механизмы обратной связи.

Можно выделить три стадии контроля:

  • Предварительный — на этапе планирования формируются правила и регламенты.
  • Текущий — осуществляется непосредственно в ходе процессов.
  • Заключительный — подведение итогов, анализ и выводы.

При создании и изменении системы контроля необходимо сопоставлять экономический эффект. Если затраты на контроль превышают прибыль или экономию от его внедрения, то следует тщательно взвесить целесообразность такого внедрения.

В ходе контроля важно прогнозировать и выявлять на самой ранней стадии отклонения от пути или несоответствия намеченной динамики достижения целей. Причём, не только для фиксация отклонений, но и анализа причин их возникновения, выявления тенденций и логических закономерностей. Это помогает принимать корректирующие решения.

Что такое менеджмент и для чего он необходим в организации

Nike, Alibaba.com, General Electric и множество других компаний достигли невероятного успеха благодаря эффективному управлению. Так что такое менеджмент и почему он так необходим для повышения результативности работы предприятий?

Источник фото: govloop.com

Что такое менеджмент

На сегодняшний день четкого определения для этого понятия нет. Тем не менее наиболее распространенное объяснение, что такое менеджмент, следующее: менеджмент — максимально эффективное управление предприятием и персоналом. Некоторые бизнесмены, например Терри Александр Гибсон, называют менеджмент искусством: «Менеджмент — это искусство достижения целей в условиях ограниченности ресурсов».

Эффективное управление предприятием состоит из:

  1. Постановки задач и целей.
  2. Детального планирования задач.
  3. Организации работы.
  4. Регулирования производственных возможностей.
  5. Повышения мотивации подчиненных.
  6. Контроля производительности.

Менеджмент: для чего он необходим организациям

Одна из основных целей искусства управления — достижение поставленных задач в максимально короткие сроки при наиболее высокой производительности. При эффективном управленческом процессе руководство компании задействует в работе фирмы каждого сотрудника, мотивируя его «выкладываться на полную», чтобы получить максимальную пользу.

Например, существует проектная организация, которая занимается моделированием и построением мостов и дорог. В этой компании четыре главных отдела, у каждого из которых разные обязанности: 1) финансовый; 2) проектный; 3) отдел по внешним экономическим связям; 4) отдел по внутренним экономическим связям.

Президенту компании, которому они подчиняются, сложно уследить за выполнением поставленных задач. То, что у компании есть позитивный результат, еще не означает: производственная деятельность организации максимально эффективная.

Иногда руководители отделов не выполняют свои задачи, оправдываясь тем, что «забыл», «задача была поставлена не так» и тому подобные вещи. Для того чтобы избежать подобных случаев и повысить эффективность работы компании, президент вводит электронное управление проектами. Оно состоит в том, что у всех сотрудников на компьютерах стоит программа, в которой они ведут свои проекты, и они видны всем.

Теперь никто из подчиненных не может сказать: «Забыл, не понял». Его задачи и процесс их выполнения доступны каждому для просмотра и комментирования. Президент в любое удобное для него время может проконтролировать работу подчиненных.

Другой пример. Рабочий день в компании начинается в восемь часов утра. Но некоторые сотрудники очень любят опаздывать без видимой на то причины. Поскольку в компании работает большое количество людей, уследить за каждым невозможно.

Поэтому руководство вводит электронные карты, по которым в конце месяца считываются пропущенные часы работы и начисляется штраф. При этом, если сотрудник ежедневно в течение месяца не опаздывал, он получает небольшую денежную премию.

Итог — повышена эффективность производительности и увеличилась мотивация сотрудников. Прав Джастин Менкес: «Разгадывая секрет успеха управленцев, стоит смотреть не на решение, а на способ, который позволил к нему прийти».

Читать еще:  Менеджер по работе с клиентами образование

Источник фото: efvet.org

Для того чтобы увидеть идеальный пример эффективного управления, стоит прочитать книгу Джека Уэлча (генеральный директор General Electric с 1981 по 2001 год) «История менеджера». Примечательно, что его методом пользуются большинство управленцев.

Метод прост — разделить бизнесы на категории. Как это сделал Уэлч: на салфетке нарисовал три круга, в которые вписал направления своих бизнесов. То, что выходило за рамки трех кругов, требовало реформирования или же от этих предприятий стоило избавляться. Это Уэлч и сделал, таким образом увеличив эффективность компании.

Виды менеджмента

Ученые и бизнесмены выделяют несколько подходов к классификации менеджмента. Это обусловлено тем, что компании имеют разные направления, поэтому один вид классификации не может подойти под все организации. К предприятию, занимающемуся предоставлением услуг, классификация менеджмента по производству товаров вряд ли подойдет.

  1. Организационный менеджмент:
  • стратегический. Главная задача — установка целей и выбор «миссии» компании;
  • оперативный. Занимается распределением ресурсов и задач;
  • тактический. Этот вид менеджмента базируется на управлении такими отделами, как маркетинговый, научно-исследовательский или финансовый.

Источник фото: thestaffingstream.com

  1. Функциональный менеджмент:
  • производственный;
  • финансовый;
  • кадровый;
  • инновационный;
  • логистический.

Таким образом, зная, что такое менеджмент, можно повысить результативность работы организации. Именно поэтому, чтобы компания была успешной, ею должны руководить профессионалы — менеджеры.

Главная задача менеджера — повышать эффективность работы организации, прогнозировать различные ситуации, а также регулировать и контролировать работу подчиненных.

менеджмент организации

О профиле

Программа высшего образования «Менеджмент организации» направления подготовки 38.03.02 Менеджмент нацелена на профессиональную подготовку: менеджеров подразделений, менеджеров проектов, руководителей организаций, создателей собственного бизнеса.

Грамотный менеджмент позволяет сделать организацию надёжной, управляемой и успешной. Образование по профилю «Менеджмент организации» позволяет получить профессию, спрос на которую всегда будет стабильным, независимо от общей ситуации в стране и мире в целом.

Важнейшие черты специалиста данной сферы:

  • умение быстро реагировать на изменения внешней среды
  • знание и понимание людей
  • владение управленческой подготовкой
  • наличие дальновидности и развитой интуиции
  • способность брать и нести ответственность

Узнать подробнее о работе менеджера организации можно на странице «О профессии».

Программа обучения

Образовательная программа «Менеджмент организации» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, с учетом требований российского профессионального стандарта и международных практик.

Все преподаватели, реализующие программу, имеют ученую степень, ученое звание или являются практикующими представителями бизнеса. Каждый из них в совершенстве владеет современными методами как индивидуальной, так и групповой работы со студентами. Многие являются авторами уникальных курсов и методик.

Учебная программа включает в себя:

Дисциплины, позволяющие сформировать общепрофессиональные навыки:

  • Управление персоналом
  • Психология
  • Конфликтология
  • Теория менеджмента и другие

Профильные учебные дисциплины:

  • Деловые коммуникации
  • Лидерство и командообразование
  • Дизайн внутренней среды организации
  • Управление проектом
  • Стратегическое управление
  • Бизнес-планирование и другие

Дисциплины, позволяющие сформировать навыки делового общения:

  • Английский язык
  • Культура речи
  • Деловые коммуникации

Учебный процесс

Обучение предполагает наличие возможности самостоятельной подготовки студента в удобное для него время в результате работы с электронной библиотечной системой и системой дистанционного обучения, которые обеспечивают доступ к учебным, методическим, аналитическим материалам и статистическим данным из любой точки мира 24/7.

Заочная форма позволяет получить выпускникам достаточно прочные знания и стаж работы, на который обращают внимание работодатели в процессе подбора персонала.

Преимуществами заочного обучения являются:

  • опора на опыт, приобретаемый в процессе трудовой деятельности
  • более осознанный подход к значению содержания учебных дисциплин
  • более низкие финансовые затраты ввиду меньшей стоимости обучения

Преподаватели

Преподаватель дисциплин: «Теория менеджмента», «Деловые коммуникации», «Бизнес-планирование», «Организационная культура», и др.

Бизнес-тренер. Консультант компаний: «Норильский комбинат», «Автомир», «РОСНО»и др.

Преподаватель дисциплин: «Креативные технологии в маркетинге», «Брендинг в системе маркетинга», «Маркетинговые коммуникации» и др. К.ю.н.

Главный редактор журнала «Маркетинговые коммуникации».

Преподаватель дисциплин: «Управление человеческими ресурсами», «Управление деловой карьерой».

Директор кадрового агентства «Stuff up».

Преподаватель дисциплин: «Маркетинг в дизайн-проектах», «Маркетинговые исследования», «Психология рекламы», «Бизнес-практика». К.пс.н.

Директор по стратегическому планированию агентств Agency One Touch, DA Creative Group. Бизнес-тренер и консультант компаний.

Преподаватель дисциплин: «Психология рекламы», «Техники продаж».

Директор «РП-Консалтинг». Бизнес-тренер, консультант по развитию бизнеса и антикризисному сопровождению.

Консультант бизнес-практики по вопросам event-маркетинга и организации рекламных кампаний. Эксперт студенческих проектов.

Генеральный директор агентства эксклюзивных событий «Perets PRO».

Преподаватель дисциплин: «Бизнес-планирование», «Управление деловой карьерой», «Методы принятия управленческих решений» и др. К.э.н.

Преподаватель дисциплин: «История», «Философия», «Политология», «Научно-исследовательская работа». д.и.н., доц.

Преподаватель дисциплины «Иностранный язык».

Преподаватель дисциплины «Культурология». К.и.н., доц.

Преподаватель дисциплин: «Физическая культура и спорт», «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)».

Преподаватель дисциплин: «Информатика», «Базы данных», «Информационные технологии в маркетинге». К.ф.-м.н., доц.

Преподаватель дисциплин: «Финансовый менеджмент», «Учет и оценка эффективности маркетинговой деятельности», «Ценообразование в брендинге» и др. Д.э.н., доц.

Преподаватель дисциплин: «Экономика», «Микроэкономика», «Макроэкономика»,»Мировая экономика». Заведующая кафедрой менеджмента и маркетинга, к.э.н, доц.

Условия поступления

Для поступления на программу бакалавриата по образовательной программе «Менеджмент организации» необходимо:

1. Сдать экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ, МАТЕМАТИКЕ (профильного уровня) и ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Выпускники школ, являющиеся гражданами России, предоставляют результаты ЕГЭ по русскому языку, математике (профильного уровня) и обществознанию.

Внутренние вступительные испытания в форме компьютерного тестирования по русскому языку, математике (профильного уровня) и обществознанию (проводятся в институте) имеют право сдавать следующие поступающие:

  • выпускники вузов
  • выпускники колледжей
  • иностранные граждане или лица без гражданства
  • лица, закончившие школу в 2020 г. в иностранном государстве
  • лица с ограниченными возможностями здоровья

Минимальные баллы для поступления:

CATBACK.RU

СПРАВОЧНИК

ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ

Менеджмент. Основы менеджмента

Понятие «менеджмент» возникло в начале 20 века в американской среде бизнеса. Еще в 30-е годы прошлого столетия там была ясно осознана его значимость, деятельность превратилась в профессию, область знаний – в самостоятельную дисциплину, а социальный слой – в весьма влиятельную общественную силу. Произошла т.н. «революция менеджеров», когда возникли корпорации-гиганты, простирающие свои производственные и сбытовые сети по всему миру, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым с целым государством. Известно, что крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций, от них зависят правительства, а значит, решения менеджеров, стоящих во главе крупных корпорации, подобно решениям государственных деятелей определяют судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Важен и малый бизнес. В экономике развитых стран предприятия малого бизнеса по количественному составу составляют более 95% всех фирм. В этой сфере экономики существует еще более жесткая конкуренция, а основная задача устоять, выжить, вырасти принадлежит эффективному менеджменту. Что же такое менеджмент и кто такой менеджер?

Читать еще:  Менеджер по персоналу журнал

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленный на оптимизацию человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организации.

Менеджмент – это система научных знаний, рекомендаций, основанных на практике управления.

Менеджмент – это наука + опыт, приумноженные управленческим искусством.

Методология менеджмента основывается на определении следующих понятий или категории:

  • цели и задачи управления;
  • объекты и субъекты управления;
  • функции управления;
  • виды менеджмента;
  • методы менеджмента;
  • принципы управления.

Основная цель менеджмента – обеспечение прибыльности и доходности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, эффективного использования кадрового потенциала, применения новых технологий. Прибыльность обеспечивается путем максимизации дохода от реализации производимой продукции/услуг, осуществления других операций и минимизации затрат.

Реализация цели организации обеспечивается выполнением следующих задач менеджмента:

  • оценка состояния объекта управления;
  • определение конкретных целей развития организации и их приоритетности;
  • разработка стратегии развития организации;
  • определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
  • распределение и координация полномочий и ответственности, совершенствование структуры организации;
  • определение очередности и последовательности принятия решений, выработка системы мероприятий по времени;
  • подбор, подготовка кадров, стимулирование их труда;
  • установление учета и контроля при решении поставленных задач.

Объектом управления ( то, на что направлено управление) является организация – группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общих целей. Природа и свойства, формальная структура и поведенческие аспекты объекта управления зависят от вида, иерархического уровня и функциональной области деятельности.

Субъектом управления ( тот, кто осуществляет управление) являются менеджеры, весь руководящий состав организации. Менеджеры – это руководители, т.е. сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников, они занимают постоянную должность в организации, наделены полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Уровни управления. Содержание, формы и методы менеджмента зависят от его иерархического уровня: высшего, среднего или низового. Всякая организация представляет собой пирамиду, основанную на вертикальном и горизонтальном разделении труда.

Горизонтальное разделение труда происходит по принципу специализации, сосредоточения на выполнении определенной функции в организации ( функциональной области предприятия), разделение управления по уровням основано на вертикальном разделении труда по принципу власти, субординации и разделения полномочий.

Задачи менеджмента определяют его функции. Функции менеджмента – это устойчивый состав видов управленческой деятельности. Авторы известного учебника «Основы менеджмента» М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури рассматривают 4 основные функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Кроме этого, они выделяют еще две функции, назвав их связующими процессами, протекающими непрерывно в организации и связывающие все виды управленческой деятельности: это коммуникация и принятие решений. Другие авторы предлагают следующий состав управленческих функций: планирование, организация, мотивация, контроль и координация.

Планирование – определение целей деятельности, необходимых для этого средств, разработка методов достижения целей, прогнозирование будущего развития организации. Организация – формирование структуры организации, обеспечение ее ресурсами: материальными, финансовыми, трудовыми.

Мотивация – активизация работников, побуждение их эффективно работать ради достижения целей организации с помощью экономического и морального стимулирования и создание условий для развития творческого потенциала работников.

Контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов работы, корректировка планов, норм, решений.

Координация – достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей между ними.

Принятие решений – выбор из множества альтернатив.

Коммуникация – процесс обмена информацией между двумя и более людьми. Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач управления. По признаку объекта управления различают общий и функциональный менеджмент. Общий заключается в управлении деятельностью организации в целом, функциональный связан с управлением определенными сферами деятельности организации: управление персоналом, финансовый, производственный, инновационный, международный менеджмент и т.д. В любой организации общий и функциональный менеджмент существует в органическом единстве, составляя целостную систему менеджмента.

По признаку содержания управления различают стратегический и оперативный менеджмент. Стратегический менеджмент предполагает разработку и реализацию миссии организации, ее предпринимательской политики, определения конкурентной позиции фирмы на рынке, выработку набора стратегий, их распределение по времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.

Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию стратегий развития организации.

Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и научность в процесс принятия управленческих решений. К общим методам управления относятся:

  • системный анализ – рассмотрение объектов, процессов, явлений как сложных систем, состоящих из подсистем, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии;
  • моделирование управленческих процессов – создание моделей, т.е. представление ситуации, объектов, процессов в другом, несколько упрощенном виде путем придания свойствам и характеристикам объекта количественного значения и экспериментирование, дающее возможность проверить альтернативные варианты решения проблемы ( экономико-математическое методы или количественные методы принятия решений);
  • экспертный анализ – оценка управленческих решений экспертами-специалистами в различных областях знаний;
  • генерирование идей («мозговая атака»), основанное на привлечении большого количества людей в процесс принятия решения, позволяющее найти максимальное количество вариантов решения управленческой проблемы.

Принципы эффективного менеджмента — общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. К принципам менеджмента относятся:

  • целостность управления – комплексный взгляд на деятельность организации в целом, рассмотрение организации как целостной социально-экономической системы;
  • иерархическая упорядоченность управленческих процессов в организации и принцип единоначалия;
  • целевая направленность менеджмента — ориентация подчиненных на достижение целей организации;
  • научная обоснованность и оптимизация управления – использование научных методов при принятии управленческих решений, поиск наилучших способов достижения целей;
  • сочетание централизации и децентрализации управления – рациональное разделение управленческого труда на основе делегирования полномочий и определения ответственности менеджеров;
  • демократизация – продуктивное сотрудничество объектов и субъектов управления, использование всего спектра методов стимулирования труда.

Источник — Цыренова А.А. Менеджмент: Учебно-методическое пособие – Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2006. – с.114

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector