Mos220.ru

Онлайн марафоны
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Менеджмент к каким наукам относится

Менеджмент организации в системе наук

Важнейшими особенностями менеджмента организации как науки являются следующие:

1. Междисциплинарный характер знания, представленного в менеджменте организации. Менеджмент организации сформировался и развивается на стыке различных облас­тей знания – социологии, теории организации, психологии, права, кибернетики, теории систем и иных общественных, естественных и технических наук.

2. Практическая направленность менеджмента организации. Научные результаты, полученные в этой области знания, всегда находят применение в практике, не требуя промежу­точных стадий исследовательской работы, связанных с по­иском сфер их практического использования и внедрения.

3. Обусловленность проблематики менеджмента организа­ции потребностями повышения эффективности совмест­ной деятельности людей в рамках социальных организа­ций, а также новыми социальными идеями, получающими распространение в обществе (связанными с экологией, об­разом жизни, отношениями между странами, между раз­личными конфессиями и т.д.).

4. Двойственность источника формирования и развития ме­неджмента организации. С одной стороны, это собственно научно-исследовательская деятельность, а с другой – на­учное обобщение практического опыта руководства орга­низациями.

Целью менеджмента организации как науки является пре­одоление противоречий, возникающих в процессе совместной деятельности людей в составе организации, в частности:

Ø между потребностью в совместной деятельности людей в составе организации и наличием у них личных мотивов и целей различной направленности;

Ø между целями организации и тенденциями изменения ок­ружающей среды, а также разнообразными новыми соци­альными идеями;

Ø между увеличением размерности решаемых организацией задач и требованием снижения издержек на управление;

Ø между новыми технологиями, используемыми в политике, экономике, культуре и т.д., и сложившимися стереотипами совместной деятельности людей в составе организации, а также ограничениями, связанными с физическими воз­можностями человека;

Ø между высокой социальной ответственностью руководи­теля и наличием у него негативных качеств, подверженно­стью его негативным состояниям и т.д.

Различные аспекты проблем управления находятся в сфере научных интересов представителей различных отраслей зна­ния — экономистов, юристов, психологов, социологов, филосо­фов, математиков, инженеров и др. Эти проблемы исследуются каждым из подобного рода специалистов под углом зрения, специфичным для соответствующей науки (экономики, юрис­пруденции, психологии, социологии и т.д.). При этом достиже­ния соответствующей науки используются применительно к конкретному классу управленческих ситуаций. Вместе с тем практика управления организациями требует соединения ре­зультатов изучения различных аспектов проблемы разными науками и их комплексного специального изучения, с тем чтобы их можно было применить для эффективного разрешения кон­кретной управленческой ситуации. Этим и занимается само­стоятельная наука, изучающая общественные отношения опре­деленного типа, а именно – отношения управления.

Поскольку отношения управления являются общественны­ми отношениями, то и изучающий их менеджмент организа­ции относится к общественным наукам наряду с социологией, психологией, правом и т.д. Вместе с тем это ни в коей мере не исключает использования в качестве инструментария для изу­чения управленческих проблем результатов и методов естест­венных и технических наук.

Для доказательства истинности своих положений и воз­можности их практического использования науке управления организацией необходимы эксперименты, восприятие челове­ком внешнего мира и непосредственные наблюдения. По это­му критерию менеджмент организации относится к числу эмпирических (опытных) наук, в противоположность фор­мальным наукам, таким как математика, которые основыва­ются исключительно на интеллектуальной (мыслительной) деятельности и не требуют для обоснования своих результатов каких-либо чувственных наблюдений.

Менеджмент организации является преимущественно прикладной наукой, так как она разрабатывает средства для решения конкретных практических задач человеческой дея­тельности, для применения результатов фундаментальных (теоретических, «чистых») наук при решении не столько по­знавательных, сколько социально-практических проблем. Этим менеджмент организации отличается от теоретических наук (философия, этика и др.), задача которых – познание за­конов, определяющих поведение и взаимодействие базисных структур природы, общества и мышления.

Объект исследования (человеческие организации и объе­динившиеся в составе этих организаций для совместной дея­тельности люди) определяет принадлежность менеджмента организации к числу конкретных (предметных) наук. Други­ми примерами конкретных наук являются биология, астроно­мия, геология, которые изучают вещи в целом, агрегативно, а также механика, физика, химия, изучающие вещи в их эле­ментах. В отличие от конкретных наук абстрактные (отвле­ченные) науки (логика, математика) выделяют путем абстрак­ции и исследуют отдельные свойства, стороны, состояния материальных предметов и отношения между ними.

Изучая систему структур, связей, отношений управления на разных уровнях, менеджмент организации выступает как теория систем, в то время как ряд наук представляют собой теории свойств (в частности, механика, физика, химия) либо теории отношений (такие науки, как математика, логика).

Теоретические или прикладные проблемы, относящиеся к сфере менеджмента организации, изучают различные науки. В их числе такие теоретические дисциплины, как философия, политология, политическая экономия, математика, статистика, кибернетика. Большой вклад делают естественные науки, изучающие человека (одного из объектов и одновременно субъ­ектов управления), такие как физиология, психология, меди­цина. Весьма близки к менеджменту организации по своему предмету науки, изучающие определенные виды обществен­ных отношений, складывающихся в процессе управления ор­ганизацией — это, прежде всего, экономические, правовые, ор­ганизационные науки.

В целях анализа взаимодействия различных наук при изу­чении проблем управления выделим следующие группы опе­раций (функций) управления:

Ø определение целей деятельности организации;

Ø поиск, сбор (добывание), систематизация, накопление, об­работка, хранение информации;

Ø анализ ситуации и обстановки с использованием имею­щейся информации;

Ø выработка и принятие управленческого решения;

Ø организация исполнения решения.

Определение целей деятельности организации, постановка задач высшего уровня опираются, прежде всего, на достиже­ния философии, этики, политологии, политической экономии, национальной экономики, геополитики, теории организации. Особое значение при этом имеет методологическое знание.

В изучении таких операций (функций), как поиск, сбор (добывание), систематизация, накопление, обработка, хране­ние информации, участвуют следующие отрасли знания: ин­форматика, информационные технологии, документоведение, исследование операций, математика, а также науки, отражаю­щие специфику сферы деятельности организации (например, экономические науки). Важное значение здесь имеет фор­мальная методология, предполагающая анализ языка науки, формальной структуры научного объяснения, описание фор­мализованных методов исследования, исследование типоло­гии систем знания и т.д.

Анализ управленческой ситуации и деловой обстановки с использованием имеющейся информации осуществляется с учетом достижений таких научных дисциплин, как психология, право, логика, кибернетика, исследование операций, тео­рии вероятностей, теории игр, а также наук, отражающих специфику сферы деятельности организации.

Изучение процессов выработки и принятия управленческо­го решения ведется с участием таких научных направлений, как эвристика, этика, логика, психология, право. Особое зна­чение при этом имеет содержательная методология, которая охватывает, в частности, структуру научного знания, схемы объяснения, принятые в науке, структуру и состав научных методов, условия и критерии научности и т.д.

В области организации исполнения решения весьма важен вклад следующих наук, участвующих в изучении этого аспек­та менеджмента организации: педагогика, психология, социо­логия, право, теория организации, информационные техноло­гии, валеология, экономические науки и т.д.

ЛЕКЦИЯ 1. Менеджмент как наука. Общие понятия о менеджменте

1. Основные категории и понятия.

2. Менеджер. Требования к профессиональной компетенции.

3. Методы менеджмента.

4. Функции менеджмента.

1. Термин «менеджмент» в обозначении управления появился в США. Возникнув в конце Х1Х столетия, м-т приобрел особую популярность в 30-е годы 20 века. В общедоступном понимании М-т – это умением добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Другими словами менеджмент – это все человеческие возможности, которые используют лидеры для достижения стратегических и тактических целей организации.

К настоящему времени известны следующие важнейшие подходы к управлению. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

По содержанию менеджмент рассматривают в трех направлениях:

— Менеджмент это деятельность руководства организаций и предприятий по упорядочению и координации производственной и социально-культурной сферы.

— Менеджмент это группа управляющих лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью фирмы или ее подразделений.

— Менеджмент это совокупность научных знаний и практического опыт управления, учебная дисциплина.

Менеджмент это самостоятельный вид профессиональной деятельности. В качестве объекта менеджмента выступает хозяйственная деятельность предприятия в целом или ее сфера. Объект управления – часть окружающей среды, персонал фирмы, на которые направлены конкретные управленческие процессы (предприятие, технологии, качество услуг и продукции, коллектив, группа, личность).

Субъект управления – руководитель, группа лиц, организация, подразделение. Предмет менеджмента – изучение законов и закономерностей жизнедеятельности организаций, отношений людей в процессе производства. Отношения людей в процессе управления исследуются по двум основным направлениям, при демократических формах управления и при автократическом стиле управления.

Методология менеджмента – это учение об основных функциях, принципах и методах управленческой работы, системе важнейших ее показателей и результатов. Основой учения являются общие для наук методы – методы материалистической диалектики, анализа и синтеза, исторический и логический, рассмотрение конкретного и абстрактного, взаимосвязи условий и явлений и т.д.

Принципы менеджмента – это правила и способы управления деятельностью организации.

Принципы менеджмента: единоначалие и коллегиальность в управлении – руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. Коллегиальность – выработка коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровней, а также исполнителей. Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности – каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи. Каждый в организации наделяется конкретными правами и несет ответственность за порученное ему дело.

Читать еще:  Рггу арт менеджмент

А также принципы мотивации, принцип демократизации управления и другие.

2. Менеджер – управляющий делами организации. Чтобы выполнять свои функции, менеджеры должны иметь специальные знания в области техники, экономики, организации производства и управления и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Практика показывает, что не все даже высококвалифицированные специалисты, обладающие соответствующими знаниями, могут успешно руководить производством. Менеджеру необходимо иметь организаторские способности. Менеджеру необходимо иметь способности предвидеть будущее, изыскивать новые возможности и резервы, ставить перед коллективом новые задачи по развитию производства. Оперативное руководство заключается в умении менеджера быстро найти и принять конкретное управленческое решение. Большое значение имеет умение менеджера подбирать своих ближайших помощников, четко распределять функции, обязанности, ответственность каждого из них. Важным для менеджеров является умение понимать людей, правильно оценивать способности и индивидуальные особенности работников, прислушиваться к их мнению, поддерживать инициативу. Организаторские способности помогают менеджерам создавать и поддерживать в коллективе твердую, сознательную дисциплину.

Основные черты менеджера такие: самостоятельность мышления, инициатива, целеустремленность. Эти черты в определенной степени определяются возрастом менеджера. Это также аналитические способности, гибкостью в отношениях с людьми, предприимчивостью, ответственным отношением к работе. Такие черты как тактичность, уравновешенность, самообладание помогают завоевать авторитет – первое и наиболее важное условие для успешного руководства предприятием.

Требования к их профессиональной компетенции разделяют на две группы. Первая группа это знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении, то есть:

— умения обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;

— информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает организация: состояние исследований, техники, конкуренции, динамики спроса на продукцию;

— способность управлять ресурсами, прогнозировать работу предприятия;

— умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации, связи.

Вторая группа требований связана со способностью менеджеров работать с людьми и управлять самими собой. Менеджеры должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны других. Это -высокое чувство долга, честность в отношениях с людьми, умение убеждать и др. успех деятельности руководителя на 15 % зависит от его профессиональных знаний и на 85 % — от умения работать с людьми.

3. Методы менеджмента. Методы – это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема.

1. Организационно- административные методы. В рамках организации возможны три формы проявления организационно-административных методов: обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.); согласительные методы (консультации, разрешение компромиссов); рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение). Как правило, это прямые задания и распоряжения вышестоящих органов управления (волевое воздействие руководителей на подчиненных). Организационно-административные методы от других методов отличает четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины.

2. Экономические методы. Экономическим методам в управлении отводится центральное место. К экономическим методам относится распоряжение материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой. В управленческой практике экономические методы чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, ценообразование, финансирование, система материального поощрения.

3. Социально-психологические. Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения, возникающие в трудовых коллективах. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов.

4. Функции менеджмента это виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Функцииделятся на общие и частные.

Общими функциями являются: прогнозирование и планирование; организация, координация и регулирование; мотивация; контроль, учет и анализ.

Прогнозирование и планирование. Прогнозирование – это предвидение хода экономического развития на предстоящий период для конкретной организации. Планирование – один из этапов процесса управления, на котором определяются цели любой туристской структуры, а также методы их достижения. Сущность планирования состоит в том, что руководство определяет ведущий образ туристского предприятия. Ведущий образ содержит миссию, цели и задачи фирмы, принимает решения по ним, вырабатывать стратегию и определяет способы и сроки достижения запланированного, устанавливает исполнителей и ответственных лиц за использование материальных, финансовых и трудовых резервов и ресурсов.

В планирование включают: финансовое планирование, кадровое планирование, планирование поставок и сбыта (маркетинговое планирование), инновационное планирование. Выделяют стратегическое планирование. ориентированное на продолжительное существование предприятия, обеспечиваемое путем поиска, построения и сохранения потенциала успеха (доходности), и оперативное планирование — формирование годовых (оперативных) планов, определяющих развитие организации в кратко- и среднесрочной перспективе. Результаты планирования часто оформляют в виде «бизнес-плана». Прогнозирование и планирование определяют перспективу развития и будущее состояние системы производства как объекта, так и субъекта управления.

Результатом планирования как функции менеджмента может быть туристский образ региона.

Организация. Организация – это средство достижения целей предприятия. На примере организации работы туроператора можно более наглядно представить себе организационную функцию управления туризмом. Так, туроператор решает производственную, торговую, информационную задачи, задачу освоения новых регионов и т.д. По каждой из них менеджер распределяет обязанности, устанавливает ответственность, т.е. речь идет об установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями, отделами и службами фирмы, определении порядка и условий ее функционирования, ведением деловых переговоров, приемом делегаций, организацией рекламы и т.д.

Координирование и регулирование. Сущность этой функции заключается в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления, сохранении, поддержании и совершенствовании установленного режима работы фирмы. Цель координации и регулирования – установления взаимодействия в работе руководителей и специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы. Координация осуществляется с помощью совещаний, личных контактов между руководителями, согласования рабочих планов, графиков, внесения в них корректив.

Мотивация. Хорошо спланированная и организованная работа фирмы может не дать желаемого результата, если сотрудники не будут иметь должных мотивов к труду. Известным стимулом к труду является высокая заработная плата и премии. Заработная плата играет особую роль. Рыночная экономика ориентирована на конечные результаты деятельности.

Контроль, учет и анализ. Контроль бывает внутренний и внешний, общий и частный, периодический и постоянный. Это процесс соизмерения фактически достигнутых результатов с запланированными. Контроль, осуществляемый до фактического начала работы называется предварительным. Контроль, осуществляемый на стадии хозяйственного процесса называется текущим. Заключительный или последующий контроль осуществляется после того как работа выполнена. Заключительный контроль дает информацию для учета и анализа.

В настоящее время в практику современного управления вошло такое новое направление контрольной деятельности как контроллинг.

Контроллинг — совокупность всех форм контрольной деятельности, призванной объек­тивно и качественно проанализировать и оценить работу организации для ее развития или совершенствования ис­ходя из поставленных целей.

Частные функции – это функции управления, которые определяются по принадлежности управления к деятельности организации в целом или конкретным стадиям производственного процесса.

Что такое менеджмент и для чего он нужен

Что такое менеджмент

Менеджмент — это управленческая деятельность. Она представляет собой совокупность следующих факторов:

  • Планирование;
  • Постановка целей;
  • Организация бизнес-процессов;
  • Координация;
  • Мотивация;
  • Контроль.

Субъекты и объекты менеджмента

В управлении всегда существуют субъекты и объекты.

  • Субъектами являются отдельные люди или группы, осуществляющие функции менеджмента.
  • Объектами можно считать людей, системы и процессы, на которые направлены действия субъектов. К примеру, сотрудники, конкуренты, партнёры, поставщики, информация, ресурсы.

Модели и принципы менеджмента

В мире существует множество различных моделей менеджмента. Среди доминирующих в настоящее время выделяются три подхода:

  • Американский;
  • Западноевропейский;
  • Японский.

Американская модель весьма формализована, а отношения в коллективе похожи на отношения внутри спортивной команды. Планирование имеет долгосрочный характер. Скорость карьерного роста зависит от личных результатов, срок найма часто кратковременный. В приоритете — максимальная прибыль с минимальными затратами ресурсов.

Японская модель характеризуется идеологией на основе ценностей компании, отношения внутри которой похожи на семейные. Система принятия решений и ответственности чаще всего коллективная. В фокусе — качество любой ценой. Фактически полное отсутствие текучки кадров в связи со ставкой на максимальное повышение производительности труда. В японской модели распространён «пожизненный наём», при котором компания выращивает сотрудников, делая акцент не на имеющемся опыте, а потенциале человека.

Западноевропейская модель представляет собой нечто среднее между американской и японской. Формальности разбавляются неформальными отношениями, ценится способность налаживать связи.

При выборе модели менеджмента за основу часто берутся готовые решения, но они могут не прижиться без серьёзной адаптации с учётом территориальных или национальных особенностей, ментальности.

В связи со всё возрастающей скоростью изменений на смену классическим моделям менеджмента приходят гибкие парадигмы и концепции: agile, «бирюзовые» организации, холакратия, хотя они далеко не всегда выдерживают испытание практикой.

Задачи менеджмента

Менеджмент нужен для определения и постановки целей, их достижения при помощи людей и ресурсов, координации и контроля.

Без грамотной системы управления или самоорганизации невозможна эффективная хозяйственная деятельность в любой сфере: бизнес, государственное управление, некоммерческие проекты.

Функции менеджмента

Под данным понятием подразумеваются виды взаимодействия субъектов и объектов менеджмента.

Постановка целей

Условно можно выделить два базовых типа целей:

  • Стратегические — долгосрочные;
  • Тактические — краткосрочные.

Существует также категория среднесрочных целей, которую имеет смысл рассматривать в особых случаях.

Стратегические цели зависят от миссии, ценностей и идеологии компании. Они задают векторы развития организации и ориентиры, к достижению которых необходимо стремиться.

Тактические цели больше направлены на оперативное управление.

Читать еще:  Менеджер по оценке персонала обучение

Для корректной постановки любых типов целей рекомендуется использовать методологию SMART.

Планирование

Планирование может определять как систему целеполагания организации и влиять на постановку целей, так и наоборот — планы могут строиться на основе уже определённых и сформулированных целей.

В зависимости от используемой модели менеджмента, планирование также может кардинально различаться в подходах:

  • От жёсткого производственного плана на несколько лет;
  • До гибких систем планирования, основанных на итерациях в условиях неопределённости: Scrum, Kanban.

Отдельного внимания заслуживает сценарный подход в планировании, когда разрабатываются мультивариативные схемы.

В зависимости от различных факторов, которые были заранее предусмотрены аналитиками:

  • Конъюнктура рынка;
  • Динамика развития организации;

используются различные варианты разработанных планов.

Организация деятельности

Формально можно выделить два этапа организации деятельности:

  • Формирование организационной структуры;
  • Организация рабочих процессов.

В зависимости от модели менеджмента, организационная структура может сильно отличаться. Как уже упоминалось ранее, диапазон разновидностей может варьироваться:

  • От жёсткой древовидной структуры с вертикальной системой управления;
  • До группы независимых самоорганизующихся команд, каждая из которых самостоятельно определяет формат работы и внутренние регламенты.

Организация рабочих процессов включает в себя:

  • Объединение компетенций соответствующих сотрудников и подразделений;
  • Эффективное распределение ресурсов и задач для достижения как стратегических, так и тактических целей компании.

Контроль

Существует внешний и внутренний контроль.

Внешний контроль осуществляется различными проверяющими органами: налоговая, пожарная, технические инспекции, санитарно-эпидемиологическая служба, банки.

При всей кажущейся негативной составляющей внешнего контроля, он имеет положительное влияние на работу организации. Мотивация сотрудников автоматически возрастает, когда они понимают, что их деятельность может быть проверена внешними органами со всеми вытекающими из этого последствиями для компании и для них лично. Руководство же на основе результатов внешних проверок, получает оценку деятельности сотрудников от третьей стороны.

Внутренний контроль производится ресурсами самой организации. Он может осуществляться как посредством ревизии и аудит, так и исполнителями или руководством.

Функции контроля необходимы для:

  • Получения информации, на основе которой принимаются управленческие решения.
  • Отслеживания прогресса компании в движении к намеченным целям.
  • Сохранности материальных активов, важной и конфиденциальной информации.
  • Рационального и более эффективного распределения ресурсов.

Крайне важно понимать, как внедрённая система внутреннего контроля влияет на сотрудников. Она может мотивировать их и влиять на достижение целей организации, а может демотивировать и ограничивать.

В первую очередь, все сотрудники должны чётко понимать цели организации и поставленные перед ними лично задачи. Также важно наладить эффективные внутренние коммуникации и механизмы обратной связи.

Можно выделить три стадии контроля:

  • Предварительный — на этапе планирования формируются правила и регламенты.
  • Текущий — осуществляется непосредственно в ходе процессов.
  • Заключительный — подведение итогов, анализ и выводы.

При создании и изменении системы контроля необходимо сопоставлять экономический эффект. Если затраты на контроль превышают прибыль или экономию от его внедрения, то следует тщательно взвесить целесообразность такого внедрения.

В ходе контроля важно прогнозировать и выявлять на самой ранней стадии отклонения от пути или несоответствия намеченной динамики достижения целей. Причём, не только для фиксация отклонений, но и анализа причин их возникновения, выявления тенденций и логических закономерностей. Это помогает принимать корректирующие решения.

Менеджмент как наука — это. Понятие, методы, история и развитие

До начала 1900-х годов менеджмента, каким мы знаем его сегодня, не было. Существовала работа и те, кто мог ее сделать, опираясь только на свои знания, умения и мастерство. Идея о том, что она может быть изучена, а рабочий процесс оптимизирован, сформировалась благодаря Фредерику Уинслоу Тейлору.

Менеджмент в системе наук тех времен создал революцию. Были озвучены идеи обучения сотрудников и применения стандартных, изученных методик для улучшения продуктивности.

Определение термина

Менеджмент как наука — это широкое, междисциплинарное исследование по принятию решений, устранению проблем в организациях и эффективному управлению ресурсами. Он использует комбинацию аналитических моделей и поведенческих наук при работе с различными ситуациями.

Во многих институтах и университетах можно пройти курс обучения менеджменту, а после присвоения степени или получения диплома устроиться на работу менеджером.

Менеджмент — это наука изучающая различные способы управления. Ее часто называют дисциплиной, так как она соответствует двум основным требованиям этого термина:

  • Должны быть ученые и «мыслители», которые делятся соответствующими знаниями посредством публикаций и исследовательских работ.
  • Знаниям следует официально обучать и тренировать.

Теории Тейлора

Теории менеджмента, как науки об управлении, были разработаны в начале ХХ века Фредериком У. Тейлором (1856-1915). Он был американским изобретателем и инженером. Среди его работ две наиболее важные это «Управление магазинами» и «Принципы научного управления». Практически ко всем промышленным операциям в мире можно найти подход, используя его теории.

Они назывались научными, потому что для их развития Тейлор использовал методы, заимствованные у ботаников и химиков. Среди них анализ, наблюдение, синтез, логика и рационализм. На основании изученного, Тейлор создал концепцию организации, которая сегодня носит определение «бизнес» и обозначает эффективность и продуктивность.

1900-е года

Развитие менеджмента как науки, продолжилась в 1909 году, когда Тейлор опубликовал «Принципы научного управления». В книге обосновывалось улучшение производительности при оптимизации рабочих мест.

Вскоре после этого издания два теоретика, Фрэнк и Лилиан Гилбрет, продолжили исследования в поисках оптимального способа выполнения каждой из задач, изученных Тейлором. Дуэт подал идею снимать работников на камеру, чтобы анализировать механизм выполнения тех или иных процессов.

В 1921 году Гарвардская Школа Бизнеса впервые предложила обучение для получения степени магистра по управлению бизнесом (Master of Business Administration degree (MBA)).

В 1946 году Питер Друкер издает одну из первых книг по прикладному менеджменту «Концепция корпорации», продолжая историю менеджмента как науки. Ее выход стал результатом исследования организации, проведенного по поручению Альфреда Слоана (председателя General Motors до 1956 года).

21-е столетие

К началу 21-го века существовало разделение менеджмента на 6 отдельных ветвей:

  • Финансовый менеджмент.
  • Управление человеческими ресурсами.
  • Управление информационными технологиями.
  • Маркетинговый менеджмент.
  • Управление производством.
  • Стратегический менеджмент.

Однако, разделить управление на эти категории стало труднее. Некоторые процессы относятся сразу к нескольким из них.

Научный журнал

Одним из лучших и успешных журналов о менеджменте, с научной точки зрения, считается «Management Science» (дословный перевод — «управленческая наука»). Это ежемесячное издание, главный редактор которого — Давид Симчи-Леви, профессор Массачусетского технологического института.

«Management Science» — научный журнал, который публикует различные исследования в менеджменте. В них затронуты различные аспекты управления, связанные со стратегией, предпринимательством, инновациями, технологиями и всеми функциональными областями (бухгалтерский учет, финансы, маркетинг, операции).

Статьи основаны как на основополагающих дисциплинах математики и статистики прочих, так и на междисциплинарных изысканиях. Материал ценен тем, что исследования подаются с описательной и нормативной точек зрения, с теоретическими и лабораторными выкладками.

Знаковые личности

Каждые два года, начиная с 2001-го, блог Thinkers50 публикует свой рейтинг 50 лучших в мире «мыслителей» в области менеджмента и руководства. С каждым часом популярность этого списка растет. Так что попадание в него приравнивается к номинации на Оскар.

Среди названных ранее были Питер Друкер, Майкл Портер, Билл Гейтс, Стив Джобс, Том Петерс, Ричард Брэнсон, Клейтон Кристенсен и другие уважаемые персоны.

В основе бренда лежат идеи независимости, целостности, объективности и доступности.

Методы науки

Влияние менеджмента ощущается при всех бизнес-расчетах. Таких, как планирование, проектирование процессов, контроль качества, учет затрат и эргономика. Знание теории дает лучшее представление о промышленном управлении.

В менеджменте методы из наук (математика и прочие) применяются очень часто. К примеру, менеджер может использовать количественный анализ, а также изучение чисел и других измеряемых данных в управлении. Все это делается для повышения рентабельности и эффективности бизнес-операций.

Искусство – это умелое применение знаний

Искусство управления – это персональная творческая черта, присущая каждому менеджеру, которая обогащается образованием, обучением и опытом. Для эффективного управления недостаточно одного лидерства, нужны также навыки, приобретаемые с практикой.

Фактически, искусство менеджмента подразумевает под собой умение видеть упорядоченное целое, состоящее из хаотического набора частей. Это также «искусство из искусств», потому что оно организует и использует человеческие таланты.

Элементы искусства в менеджменте

  • Практические знания. Одного изучения теории недостаточно, искусство требует опыта, полученного на практике. У человека может быть степень магистра, которая подразумевает знания о том, что должен уметь и делать менеджер. Но, если нет знаний в использовании этой информации в реальных жизненных ситуациях, то он им не может считаться. Искусство учит практическому применению теоретических основ.
  • Личные навыки. Действия менеджера основываются не на одних знаниях и практике. Он должен обладать некоторыми качествами, которые сделают его уникальным.
  • Креативность. Работа художника не ограничивается теорией. Он думает «вне границ и вне категорий», отличается незаурядным мышлением. Хороший менеджер должен иметь те же качества, ведь управление – это поиск нового способа, который поможет выделиться среди других.
  • Совершенство через практику. Художник становится лучше, когда тренируется и учится на своих ошибках. Точно так же и менеджеры. Чем больше времени уделяется процессу управления, тем больше опыта они получают.
  • Ориентированность на цель. Искусство направлено на результат. Работа в менеджменте требует достижения определенной цели, и менеджер предпринимает шаги для этого.

Использование науки для принятия решения

Для понятия науки менеджмента следует знать, что любая дисциплина получает информацию про определенный объект посредством систематической модели наблюдения, изучения, практики, экспериментов и исследований.

Читать еще:  Смм менеджер обучение бесплатно

Процесс управления также следует этой схеме. Сбор данных и фактов, принятие решения на основе их анализа – основные функции менеджмента.

Процесс управления следует системному методу для поиска возможного решения проблемы. Лежащая в основе менеджмента наука — это, как и следовало ожидать, не физические сферы (химия или биология). Она не является точной. Но включение человеческого фактора относит менеджмент не только в разряд сложных, но и спорных наук, ведь поведение человека непредсказуемо.

Однако, изучение научных основ менеджмента определенно позволяет улучшить практические навыки. Менеджеры, не имеющие теоретической базы, полагаются только на свою интуицию или удачу в принятии решений. Они действуют на свой страх и риск, что недопустимо.

Элементы науки в менеджменте

Наука предполагает существование упорядоченных знаний. Ее суть заключается в применении научного метода в развитии знаний. Это происходит по следующим этапам:

  • Концепции (термины). Научный подход требует четких «понятий» вместо абстрактных образов чего-либо. В менеджменте существует терминология, определяющая те или иные ситуации и способы их решения.
  • Методы и принципы. Научный метод предполагает определение фактов посредством наблюдения. Это приводит к разработке схем, имеющих значение при прогнозировании того, что случится в подобных обстоятельствах.
  • Теория. Без нее не существует ни одной отрасли науки. «Теория» — это систематическая группировка взаимозависимых концепций и правил, которые создают рамки или связывают между собой значительную область знаний. Исследования менеджмента за многие годы разработали множество доказанных теорий для того, чтобы сделать управление более практичным или научным.
  • Организованные знания. Сегодня менеджмент как наука — это отдельная отрасль упорядоченных знаний. Концепции, теории, термины и методы являются его основой.
  • Практика. Теория менеджмента это результат практики. Все знания об управлении не имеют таких жестких рамок, которые существуют у физических наук. Они могут быть пересмотрены и изменены в соответствии с новыми социально-политическими или экономическими условиями.

Два в одном

С всего вышесказанного сделаем вывод, что следует рассматривать менеджмент как науку и искусство одновременно. Это неоспоримо. Он считается наукой, потому что обладает упорядоченным массивом информации, содержащим определенные, уже доказанные теории.

Однако менеджмент это еще и искусство. Да,наука многогранна. Но она не может заменить определенные личные навыки менеджеров, необходимые им в управлении. Наука предоставляет знание, искусство помогает в его применении.

Менеджер, который хочет быть успешным в своей профессии, должен получить знания о науке и искусстве их применения. Одно устанавливает правила, второе ищет способы его воплощения.

Следовательно, управление — это разумное сочетание науки наравне с искусством. И гармоничное, к тому же. Наука учит «знать», а искусство учит «делать».

Например, человек не может стать хорошим певцом, если у него нет знаний о разных жанрах, но он также применяет свои личные навыки в искусстве пения. Точно так же менеджеру недостаточно знать основополагающие теории — он должен также применять их при решении различных управленческих проблем.

Поэтому наука и искусство не являются взаимоисключающими понятиями. Они дополняют друг друга.

Одна из старых поговорок «Менеджерами рождаются» сегодня сменилась на «Менеджерами становятся». С этим сложно поспорить. Можно сказать, что как наука менеджмент — это корень, а искусство — это плод.

Предмет изучения науки менеджмента

Лекция 3.

Государственное и муниципальное управление и государственный и муниципальный менеджмент

1. Предмет изучения науки менеджмента

2. Менеджмент и управление: соотношение понятий

3. Государственное и муниципальное управление и государственный и муниципальный менеджмент: общее и особенное

Предмет изучения науки менеджмента

Наука менеджмента относится к экономико-организационным, социально-психологическим наукам, поскольку изучает отношения в связи людей в процессе управления производством.

При определении предмета изучения науки менеджмента исходят из сущности управлениякак особой деятельности, возникающей из необходимости руководства совместным трудом. В процессе управления люди вступают в определенные отношения друг с другом. Поэтому изучать менеджмент – значит изучать прежде всего отношения между людьми в ходе целенаправленного воздействия, выявлять законы формирования отношений управления, с тем чтобы на их основе установить принципы управленческой деятельности, формы и способы их осуществления.

Предметом изучения науки менеджмента являются отношения, которые представляют собой сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимодействий людей и коллективов в процессе управленческого воздействия. Эти связи отражают совместный труд участников управления и производства.

Задача науки менеджмента – выявление закономерностей, разработка принципов и методов целенаправленной организации и координирования деятельности людей для достижения максимального эффекта в процессе производства, раскрытие сущности рассматриваемых явлений, определение законов, управляющих изучаемыми процессами; создание системного представления о механизме организации управления.

Цель науки менеджмента – помочь формированию оптимального процесса управления; обеспечить бесперебойный и планомерный ход производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Сущностью любого управления является воздействие.

Научная категория воздействия – перевод системы из одного состояния в другое.

Содержание менеджмента составляют планирование, организация, координация, стимулирование и контроль.

Предметом труда в менеджменте является информация. Информация как научная категория – сведения, несущие в себе что-то новое.

Результатом труда менеджера является принятие управленческих решений для реализации функций управления.

Результатом деятельности менеджера является принятие управленческих решений для реализации функций управления. Решение как научная категория – выбор оптимального вари анта из ряда альтернатив.

Объектом менеджмента являются предприятия и организации.

2. Менеджмент и управление: соотношение понятий.

Менеджмент — система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли.

В российской экономике в широком употреблении слово «менед­жмент» появилось в связи с переходом на рыночные отношения и необходимостью руководствоваться принципами рыночной экономи­ки в управлении российскими предприятиями. Деятельность, заключающуюся в управлении персоналом фирмы, ее работниками, приня­то называть менеджментом.

Другие ученые рассматривают менеджмент как науку об эффек­тивном управлении предприятием, которая включает в себя учение о принципах организации предприятия (юридическая часть), о страте­гии его развития (идеологическая часть), о подборе персонала (соци­ологическая часть) и способах оптимизации его работы (психологи­ческая часть); главным в менеджменте является выделение, определе­ние и применение на практике всеобщих принципов управления.

Иными словами, менеджмент — это функция, вид деятельности по управлению производством; руководству отдельными работника­ми, рабочей группой в организациях; определенная категория людей, осуществляющая управленческую деятельность.

Управление же — функция организованных систем различной при­роды (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т. е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности, взаи­модействия внутрисистемного и межсистемного.

Управление понятие более широкое, чем менедж­мент. Неслучайно в научной литературе выделяются следующие виды менеджмента: стратегический, финансовый, инновационный, персо­нальный, международный, экологический, производственный, снаб­жения, маркетинга, качества. При этом сложность и разнообразие управленческой деятельности позволяют выделить до 80 видов управ­ления: государственное, муниципальное, социальное, оперативное, ситуационное, научное, эмпирическое и многие другие виды.

В зарубежной теории и практике термин «управление» объединяет все множество форм (точнее, форм объектов, на которые могут быть направлены управляющие воздействия) — от управления простейшими механизмами до управления государствами. Таким образом, управление представляет собой обобщающее понятие, хотя его применяют и для обо­значения воздействия людей на технические системы. Менеджмент же обозначает управление объектами только социально-экономической природы. При этом изначально менеджмент вообще сводили к управ­лению только «социально-экономическими процессами в рамках предпринимательской корпорации или акционерной компании». Управление же государством, административно-территориальными единицами, другими организациями, не ориентированными на извлечение из своей деятельности прибыли, например благотворительными фондами, называли администрированием. Несмотря на узость изначального толкования понятия «менеджмент», под ним вместе с тем понимали и систему знаний об управлении людьми, и способы или манеру общения отдельных руководителей со своими подчиненными, и искусство оказывать влияние на них, и конкретные навыки решения проблем упорядочения совместной деятельности, и организационные структуры фирм, корпораций, и еще многое-многое другое. В Оксфордском словаре английского языка термин «менеджмент» толкуется как «способ общения с людьми», «механизм осуществления власти», «особого рода умелость и навыки выполнения административной работы». Питер Друкер, один из известных американских теоретиков менеджмента, утверждает: «Термин „менеджмент» исключительно труден для понимания. Он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведен на какой-либо другой язык, включая и английский язык Британских, островов. Он обозначает функцию, но также и людей, ее выполняющих; он указывает на социальное или должностное положение, но в то же время означает учебную дисциплину и область научного исследования. Однако даже в американском употреблении менеджмент не адекватен как понятие: в не имеющих отношения к бизнесу организациях, как правило, не говорят о менеджменте и менеджерах». Хотя в последнее время подавляющая часть американских теоретиков менеджмента высказывают мнение, что государственные и публичные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если только они хотят достичь своих целей при минимуме затрат и максимуме эффективности. Эта оговорка относится к соотношению понятий «менеджмент» и «администрирование». Что же касается понятия «управление», то его употребляют в основном как обобщающее, впитывающее в себя все формы управленческой деятельности людей. В частных же случаях его применяют только для обозначения воздействия людей на технические системы с целью изменения их движения или состояния (например, управление кораблем, станком и т.п. или управление химической реакцией). А «менеджмент», подчеркнем еще раз,— это управление исключительно в организационных системах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector