Mos220.ru

Онлайн марафоны
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мастерицы которые изготавливают кружева

Кружева.

Кружева – это один из видов декоративно-прикладного искусства. На Руси плести кружева начали с 13 века. Кружевные изделия выполняли из золотых и серебряных нитей, украшали жемчугом и бусами. Использовали для украшения одежды, интерьера. Кружевные изделия – ажурное плетение, выполненное с помощью переплетения нитей, лент. В настоящее время кружева стали модным трендом, особенно изделия ручной работы. Виды плетения самые разнообразные, отличаются по методам и материалам плетения, по месту изготовления.

По технике исполнения различают кружева:

  • плетеное на коклюшах;
  • шитое: игольное и хардангер;
  • узелковое: макраме, фриволите;
  • вязаное: на спицах, крючком.

Кружева, плетеные на коклюшах.

Коклюшное плетение – плетение из нескольких нитей, намотанных на коклюши. Такие кружева на Руси начали плести в 13 веке. Орнамент для таких работ выбирался цветочный. Мастерицы в своих творениях пытались воспроизвести красоту родной природы, передать уникальность каждого цветка, листочка. В начале изделия делали из нитей одного цвета. В 18 веке начали использовать много цветочные узоры.

Кружева, игольные или хардангер.

Игольное плетение кружева — это вязание, выполненное на основе материала, в котором вырезается узор, а потом с помощью нитей обшивается. Вышивание – одно из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. До сих пор в сельской местности можно встретить шторы игольного вязания. Вырезались узоры на основе природных образов: цветы, листья, силуэты животных и птиц. Венецианское кружево относится к игольному, так как изготавливается с помощью иглы. На пергамент, наносится толстая нить в виде узора. Потом более тонкими нитями заполняли середину. Чтобы рисунок был объемный, использовали конский волос.

Узелковое плетение.

Узелковое плетение – это метод создания кружев с помощью вязания узелков различного вида.

Макраме – искусство плетения узлами. Существует легенда, что первые узоры из нитей связали моряки, во время путешествий. Плели они талисманы, цепочки и обереги. Это плетение основано на вязании различных узлов, которые переплетаются в замысловатый узор. В настоящее время с помощью макраме выполняют настенные панно, пояса, украшения.

Фриволите – плетение с помощью челнока и нитей. Считается, что фриволите имеет восточные корни, другая версия – итальянское происхождение. Широкое распространение этот вид плетения получил в 17 в. Применяется для отделки одежды, изготовления предметов декора: скатерти, салфетки. Фриволите предполагает использование грубых нитей.

Кружева крючком.

Кружева крючком – вид декоративно-прикладного искусства вязания узоров с помощью крючка разной длины. В каждой стране свои особенности кружевного плетения. С помощью длинного крючка изготавливают тунисское кружево.

Тунисским плетением можно делать ажурные изделия (салфетки, наволочки, платки), можно и плотные (пледы, покрывала, разнообразную одежду). Изделия связанные тунисским методом плотные и не тянутся.

В 19 в. светские красавицы украшали свою одежду воротниками «Берта», которые больше напоминали шали и палантины. Эти изделия выполнялись в технике викторианского кружева с помощью длинного крючка.

Афганское плетение также основано на использовании длинного крючка. Особенность работы в правильном сочетании цветовой гаммы нитей, очередность их использовании.

Коротким крючком можно выполнить немецкое, филейное, брюггское, ирландское кружево. А также гипюр и кружево на вилке.

Филейное кружево.

Филейное кружево – это способ вышивки на сетке, в которой ячейки заполняются по определенное схеме. Заполнение клеток происходит сразу, по мере вязания. Используется для изготовления предметов декора. Особенно красиво смотрятся скатерти. Можно придумать и выполнить разнообразный узор: цветы, фигуры птиц и животных, веточку дерева.

Брюггское кружево.

Брюггское кружево – плетение в виде тесьмы. Этому виду искусства около 30 лет. Его еще называют Бельгийским. На первый взгляд – это тесьма, выложенная в виде узора. На самом деле работа делается с помощью крючка. Используется для украшения одежды, изготовления салфеток, скатертей.

Плетение на вилке особенно воздушное и невесомее, за счет длинных нитей. Для работы используют проволоку в виде вилки, между двумя концами натягивают несколько нитей, а потом с помощью крючка связывают их в узор.

Ирландское кружево.

Ирландское кружево – вид вязания крючком отдельных элементов с последующей сборкой, методом сшивания в узор. Этот вид прикладного творчества был оценен во всем мире. Его особенность в тонкости работы и самобытности рисунка. В Ирландии этот промысел процветал в 19 в. Из-за голода и неурожая в стране, девушек начали обучать кружевоплетению. На вырученные от продажи кружев деньги покупали хлеб. Ирландцы пытались воспроизводить виды европейских кружев, но у них в результате выработалась своя техника плетения. Современное ирландское плетение очень цениться на международном рынке. Ирландское кружево нельзя воспроизвести на машинке. Для плетения одного предмета можно использовать несколько человек, так как кружево состоит из отдельных мотивов.

Существует несколько видов плетения: с помощью иглы, используя различные виды нитей. Ирландским плетением можно создать не просто салфетку, или воротничок, но и целый наряд. Невесты выходили замуж в платьях из ирландского кружева. Шляпка, зонтик тоже были сделаны из кружева. Часто плели крестильные комплекты для детей. Чем больше у невесты было нарядов из кружева, тем она считалась богаче. Прообразом ирландских кружев считают венецианские кружева.

Что такое кружево, какие виды бывают, применение, свойства и уход

Плетение кружева является одним из видов декоративно-прикладного искусства с давней историей. Чарующий рисунок наделен загадочностью и романтизмом. По витиеватости и замысловатости его сравнивают с морозными узорами на стекле.

Описание

Кружево – это ажурный текстиль без тканой основы. Рисунок формируется переплетением нитей. Особенность полотна в его воздушности, эластичности и сетчатой структуре. Для него характерно чередование ажурного фона и плотного узора, ритмическое строение рисунка.

Ткань выглядит нежно и роскошно. Отлично держит первоначальную форму, мало мнется, комфортна в носке. Чтобы оттенить очень тонкое и легкое полотно, придать контраст, используется подкладка из ткани.

Предназначено кружево для отделки сорочек и белья, как украшение интерьера, для изготовления предметов быта и нарядной женской одежды. Примером таких изделий являются салфетки, узорчатые покрывала и скатерти, дорожки. В качестве декора используются бордюры, прошвы, кружевные ленты, вставки по форме треугольников, полос или квадратов.

В чем привлекательность ажурной ткани:

  • интересная, красивая фактура;
  • придает одежде праздничный, торжественный вид;
  • хорошо драпируется и ложится в изделии;
  • не мнется и мало загрязняется;
  • отлично комбинируется с другими тканями;
  • большой выбор рисунков;
  • разнообразие и универсальность применения.

К недостаткам относится сложность и трудоемкость ручной работы. Нежная ткань требует бережного обращения и аккуратной носки, иначе быстро повреждается. Нитки легко вытягиваются, а сеточная основа рвется. Из-за прозрачности и легкости требует использования в одежде многослойности или комбинирования с другими тканями.

Виды по составу

Эффектные, ажурные изделия смотрятся по-разному в зависимости от вида используемых волокон. Для изготовления применяют нити хлопка, шерсти, льна, шелка и металлизированные. Для придания прочности и эластичности добавляют лайкру, эластан, полиэстер.

Текстильная промышленность предлагает полотна в белом тоне и цветные.

В зависимости от состава плетение бывает:

По плотности и ширине

Кружево может быть легким или плотным и прочным в зависимости от рисунка и типа нитей. Производится в виде полос для отделки или сплошного полотна для изготовления нарядов и предметов декора.

В магазинах тканей под кружевом понимают ажурную ленту шириной 10-100 мм. Полотно для пошива одежды называется гипюр.

Виды по плетению

В зависимости от способа изготовления различают ручное и машинное кружево. Изначально оно было только результатом работы мастериц. С началом широкого применения появилось и усовершенствовалось механизированное производство на специальных машинах.

Ажурный материал классифицируется по технике и географии происхождения. Виды кружев по способу исполнения:

  • вязаное с помощью крючка или спиц;
  • узелковое, полученное методом макраме или фриволите;
  • плетенное на коклюшках;
  • шитое в игольной технике или хардангер;
  • ленточное.

Механизированное производство кружев появилось во Франции под конец XIX века. Основными представителями машинного плетения является гипюр и ажур.

Сплетенное крючком кружево делится на группы по типу инструмента.

С помощью короткого крючка получают:

  • обычное и немецкое;
  • брюггское;
  • венецианское (гипюр);
  • филейное;
  • ирландское;
  • Ретичелла;
  • Вилочное.

Длинным крючком изготавливают:

Разновидности кружева

  • Популярным способом ручного вязания является крючок. Он позволяет создавать мелкие элементы из одной нити. Для работы подходит крепко скрученное сырье или тесьма. Когда-то такой стиль вязания называли тамбурным.
  • Узелковое плетение или макраме получается плотным и прочным. Имеет давнюю историю и своим возникновением обязано морскому промыслу.
  • Хартангер – это норвежское кружево из белой льняной ткани. Техника предполагает нанесение гладью контурного рисунка, а потом вырезание элементов ножницами. Паутинка с помощью стежков заполняется узорами. Базовым цветом является белый.
  • Фриволите – означает «легкий, воздушный». Плетение из Франции, получаемое кручением нитей с помощью челнока. Таким образом мастерицы создают скатерти, салфетки, бижутерию и отделку для постельного белья.
  • Ришелье – итальянское кружево, выполненное на тонком полотне. Например, на сетке, батисте, муслине или органзе. Рисунок наносится стежками разной глубины. Оставшееся незаполненным пространство основы удаляется. Плетение имеет объемный эффект с теневыми бликами.
  • Ленточное, ренессанс или меццо пунто – в отличие от традиционных способов узоры формируются лентами и украшаются игольным кружевом. По схеме подбирается материал нужной длины, ширины и цвета. Благодаря тесьме рисунок приобретает плавные, округлые переходы. Производится ручным и машинным способом.
  • Игольное кружево с классическим цветочным узором из роз, хризантем и завитков. Контур рисунка переносится с бумаги на ткань и постепенно заполняется тонкой иглой мелкими стежками.
  • Филейное кружево плетется на основе сетки с квадратными или ромбовидными ячейками. Бывает простое, косое, прямое и гипюр.

Видовое разнообразие

Ажурный материал отражает традиции и мастерство кружевниц, способствует самовыражению и подчеркивает индивидуальность.

Французское кружево

Материал стал широко применяться благодаря Екатерине Медичи, которая надела кружевной свадебный наряд. Она ввела моду на орнамент ретичелла. Французское кружево все так же популярно, является атрибутом показов одежды pret-a-porte.

Читать еще:  Новогодний декор мастер класс

Кружева Алансонии

Мастерицы нормандской провинции создали кружево, признанное наследием ЮНЕСКО. Его плетут на основе тончайшей сетчатой ткани, на шестигранные ячейки которой наносится вручную цветочный рисунок и растительный орнамент. Контуры узора оформляются конским волосом. Технология очень трудоемкая, ведь на 1 см 2 ажурного полотна нужно затратить почти 5 часов. Современное производство использует машинное плетение.

Первыми производство кружева освоили итальянские мастера в средине XVI века. Они называли полотно Punto Aria или «воздушные петли».

Ирландское кружево

Такие изделия отличаются изящной красотой и неповторимостью. Используется ручная техника, основанная на создании отдельных элементов (листиков, лепестков). Потом они соединяются в цельное полотно с помощью крючка. В работе участвует несколько мастериц. Чаще всего это семейное производство.

Бобинное (коклюшки) кружево

Такой вид плетения появился во Фламандии, одной из провинций Бельгии в конце XVIII века. Техника считается слишком трудоемкой и не получила широкого распространения. Ажурное полотно стало символом региона и охотно приобретается туристами. Кроме того, живописцы используют его в своем творчестве.

Акцент делается на растительный принт, а нити подбираются разного размера. Рисунок наносится на бумагу и заполняется сразу несколькими нитями, которые фиксируются накручиванием на коклюшку. Контур отмечается булавками (сколками). Потом заготовка переносится на подушку, которая соответствует размеру изделия. Нити фиксируются, а количество коклюшек в процессе работы убывает или прибавляется. По завершении кружевоплетения снимаются бобины и булавки.

Полученное на коклюшках кружево различают:

  • численное с геометрическим рисунком. Получается количеством переплетений, когда нет подготовленной схемы;
  • парное – узор и фон плетутся одновременно с преобладанием геометрических элементов.
  • сцепное – фрагменты рисунка напоминают тесемки, которые потом соединяются «сцепками» или «решётками» с помощью крючка. Здесь больше растительных мотивов.

Для парного и сцепного кружева используется рисунок, наколотый на картоне. Точки узора отмечают булавками, которые оплетаются нитями и формируют орнамент.

Шантильи

Название связано с городком, где работали мастерицы, создавшие уникальное кружево. Популярным оно стало еще в эпоху Наполеона. Это черные кружева, признанные классикой с узором решеткой. Техника плетения применяется для отделки пелерин и шалей, накидок и зонтиков. Шиком считается платье из чёрного кружева на белом чехле. Шантильи ценился королевскими особами.

Гипюр

Появился в Венеции. Применяется при создании одежды, для украшения мебели и интерьера. Классифицируется на несколько видов: на сетке, классический, стрейч, трикотажный.

Кружева ручной работы

Что такое знаменитое вологодское кружево – это выразительный растительный орнамент в виде цветов, гребешков и вееров. Изготавливается из плотной нити и часто цветной.

Брюггское плетение многие сравнивают с вологодским. Его изготавливают крючком из толстой шерстяной или мохеровой нити.

Михайловское кружево – результат льняного рукоделия с отделкой цветным мулине. Рисунок состоит из фестонов, зубцов, веерных мотивов. Используется для украшения скатертей, полотенец, занавесок.

Вилочное плетение ведется крючком и вспомогательной вилкой или шпилькой. Ажурные работы получаются в фантазийном стиле.

Применение

Кружевное полотно находит разнообразное применение. Воздушный материал используется для создания нарядов и платьев для торжественных событий – на свадьбу, выпускной бал, вечерний выход. Ажурные полотна успешно используют модные дизайнеры для эксклюзивных моделей.

Небольшие кружевные вещи способны украсить любую одежду и всегда пользуются спросом. Это может быть шарф или платок, палантин, воротники и манжеты.

Материал востребован для изготовления женских трусов, нижнего белья, пеньюаров, чулок и колготок. Ажурный элемент часто украшает сумочку, веер, брошь, шляпку, серьги, колье и даже обувь.

Без внимания не остался и домашний текстиль. Декоративные вставки или отделка украшают постельные комплекты, полотенца, занавески, скатерти, покрывала.

Накидки, шторы и салфетки изготавливаются полностью ажурными и украшают интерьер.

Кружевная ткань очень нежная и требует деликатного обращения. Для сохранения изящной структуры важно соблюдать правила ухода.

  • Стирка только ручным способом.
  • Используют теплую воду не выше +40°.
  • Включать машину разрешается лишь для плотных изделий.
  • Закладывать их в барабан нужно в мешке для стирки.
  • Моющее средство выбирают гелевое для тонких тканей.
  • Рекомендуется использовать хозяйственное мыло. Достаточно намылить изделия и подержать в мыльном растворе 20-30 минут. Тщательно прополоскать.
  • После легкого сжатия оставить для стекания воды.
  • Для сушки разложить на горизонтальной поверхности и аккуратно расправить.
  • Гладить теплым утюгом через марлю или хлопчатобумажную ткань.
  • Движения должны быть легкими, чтобы не повредить ажурную структуру.

Фактурное кружево или с объемными узорами гладить нельзя, как и синтетическое.

Описание и виды кружев: красивые разновидности кружевоплетения

Эти ажурные узоры создают уже в течение многих столетий. Кружева продолжают быть актуальными и востребованными сегодня. Дизайнеры, создавая новые модели, то и дело используют такие элементы одежды. Кружева также используются в сочетании с подходящей фурнитурой для создания постельного белья, оформления интерьера и в качестве бижутерии.

Что такое кружево

Это текстильное изделие сделано особым образом. Оно представляет собой ажурный орнамент, для которого не используется тканая основа. Узор представляет собой переплетение нитей. Они могут быть в соответствии с модой шелковыми, шерстяными, хлопчатобумажными или другими. Также бывают кружевные узоры, выполненные с помощью металлических нитей.

Дополнительная информация! Существуют другие материалы, сделанные похожими на эту ткань. Для этой цели могут быть использованы изделия из кожи, на которых имеется особым образом выполненная перфорация.

Что такое кружевоплетение

Прикладное искусство, в результате которого мастерицы создают ажурные изящные узоры, называется кружевоплетением. Оно появилось гораздо позднее по сравнению с ткачеством. В Европе узнали, что такое кружево, в 17 столетии благодаря венецианским мастерам.

Для их создания могут быть использованы различные инструменты:

  • Самые первые образцы этого искусства создавались с помощью иголок с нитками.
  • Сейчас в ручном кружевном ремесле имеет широкое распространение использование коклюшек. Они представляют собой деревянные инструменты, на которые намотана нить.
  • Вместе с коклюшками используются вязальные крючки.
  • Поскольку ручная работа дорога и медленна, получило широкое распространение вязание с помощью специальных приспособлений. Хотя машинное кружево уступает по качеству изделиям мастеров, однако является гораздо более дешевым.

Кружева изготавливались в качестве деталей для платья, постельного белья и деталей интерьера текстильного характера.

Изящное украшение

Получило распространение изготовление из этого материала различных деталей женской одежды, например, кружевного пояса для чулок.

Характеристика кружевных тканей

Обычно различные виды кружев разделяют по технике, с помощью которой они были выполнены.

Используются следующие названия видов кружев:

  • Вязаные изделия, сделанные крючком или спицами.
  • Узелковое — его изготавливают с помощью плетения толстых и прочных нитей. Наиболее известные направления такого творчества — макраме и фриволите.
  • Плетение с использованием коклюшек. Здесь для работы используются небольшие деревянные шпули с намотанными на них нитями. При изготовлении одного узора может одновременно использоваться до 600 парных коклюшек.
  • Шитые кружева создаются с помощью иголок и вспомогательных инструментов. Под это определение подходят игольные кружева и хардангер.
  • В ленточных кружевах основой рисунка является причудливо расположенная лента. Остальная часть ажурного узора представляет собой дополнение к ней.

Обратите внимание! Иногда кружевные узоры являются дополнением к тканым изделиям.

При изготовлении вязаных изделий может использоваться длинный или короткий крючок. В первом случае применяются следующие виды техники:

С помощью короткого крючка могут быть сделаны такие виды красивых кружев:

Здесь перечислены не все используемые техники того, как делают кружева, а только наиболее распространенные из них.

Изображение птицы

Техники исполнения

За столетия своего существования были созданы различные техники создания кружевных изделий. Некоторые наиболее известные виды кружев описаны далее.

Коклюшечные

Это традиционные русские кружева. Они появились на Руси в 13 веке, в то время как в Европе история этого вида искусства отсчитывается с 17 века. Для создания кружевного материала используют рисунок, в который втыкают булавки. При помощи коклюшек вокруг них плетут нити.

Первые шаги в кружевоплетении

Интересно! В 18 веке Петр I ввел моду на ношение кружев. Это привело к расцвету этого вида прикладного искусства. Тогда в плетение стали вставлять шелковые цветные нити, которые внесли новое измерение в то, какие бывают кружева.

Характерной особенностью этого способа создания ажурных узоров является сложность и трудоемкость работы. Поэтому такое кружевное шитье делали не для себя, а на продажу.

Макраме

Этот способ работы ведет свое происхождение с 9 века н. э. Предполагается, что основы макраме заложили моряки, создавая с помощью плетения различные обереги. Такая разновидность кружева не только красива, но и отличается прочностью и долговечностью. Это сделало такой метод широко распространенным.

Цветок

Фриволите

Стиль возник во Франции. Он представляет собой создание кружев с помощью челноков особой формы и иглы, на сегодняшний день часто используется для создания украшений из кружев.

Игольное

При этом единственным инструментом создания кружев выступает иголка с ниткой. Это результат очень трудоемкого процесса.

Чаще используются темы, связанные с розами или другими цветами.

Сюжетная картина

Работа происходит в несколько этапов. Сначала делают рисунок на бумаге. Затем с его помощью вышивают толстой нитью основу будущего узора. После этого тонкой нитью дошивают детали кружевного узора.

Обычно каждый цветок делается отдельно, затем все части сшиваются в одно целое. Игольное кружевоплетение — это искусство создания сложных кружевных узоров.

Шантильи

Эта техника шитья возникла во Франции во времена Наполеона Третьего. Одной из ее особенностей является использование чёрных нитей для кружевного узора шантильи. Этот стиль получил дальнейшее развитие в настоящее время в связи с тем, что сейчас такие кружева изготавливают в основном машинным способом. При этом они сохранили свои изящества и привлекательность.

Черный узор

Кружево по месту производства

В России самым древним способом изготовления кружев является тот, который выполняется с помощью коклюшек. Это деревянные шпульки, на которые намотаны нити.

Работа с коклюшками

Узор предварительно рисуют на бумаге. Основной частью женственного узора является плетеная лента, расположенная на плоскости с плавными изгибами.

Читать еще:  Мастер класс лоскутное шитье

В России известны следующие школы кружевного мастерства:

  • Вологодские — это самая известная школа мастерства, благодаря которой создается значительная часть российских кружев.
  • Вятское характеризуется богатством и сложностью рисунка решетки — основы для ажурного узора. При этом изгибы основных линий в этом случае более плавные по сравнению с вологодским стилем.
  • При создании елецких используются мотивы, связанные с растениями или геометрическими фигурами: квадратом, ромбом, кругом или др.

Обратите внимание! Это наиболее популярные школы, но также известны произведения белорусских, армянских, киришских и других мастеров кружевной работы.

Кружевные изделия хорошо сочетаются с использованием трикотажа.

Как правильно ухаживать за изделиями из кружевных полотен

За такими изделиями необходимо правильно ухаживать. В противном случае их можно легко повредить.

Кружевной веер

При этом рекомендуется соблюдение следующих правил:

  • Нужно стирать руками с аккуратностью. Если требуется воспользоваться стиральной машиной, то надо установить режим деликатной стирки.
  • Желательно не использовать стиральный порошок, а предпочесть жидкое моющее средство.
  • Дорогое и редкое кружевное изделие стоит отдать в химчистку.
  • Если кружевная ткань была повреждена, лучше всего это сможет исправить профессионал.
  • Даже при кратком выкручивании нужно быть аккуратным. Рекомендуется перед этим завернуть изделие в простыню.
  • Сушить его нужно без использования прищепок. Желательно аккуратно разложить его на ровной поверхности.

Салфетка

При соблюдении указанных правил это изделие прослужит еще много лет.

Достоинства и недостатки кружев ручной работы

Использование кружевных тканей имеет положительные стороны:

  • Эти ткани красивы.
  • Они экологичны. Это связано с использованием натуральных тканей.
  • Их воздухопроницаемость удовлетворяет гигиеничным требованиям.
  • Безопасность для здоровья — они не служат причиной аллергических реакций.
  • На кружевных тканях не образуется статическое электричество.

В качестве недостатков нужно отметить их высокую стоимость и то, что за ними требуется деликатный уход.

Итальянская кружевная ткань

Кружева способны украсить жизнь, но нужно помнить, что за ними необходимо бережно ухаживать. В этом случае они прослужат долго, принося радость своим изысканным видом.

Кружево шантильи: роскошь и элегантность французского кружева

Кружево шантильи – тончайшие чёрные изделия родом из Франции. Материал используют для изготовления нарядной одежды или декорирования вещей вставками. Французское кружево вручную делают из специальных шёлковых нитей. В машинном производстве используются хлопковые и синтетические волокна.

История появления и описание

Во Франции плетёное кружево стало популярным с 15 века. Моду на него привезла из Италии Екатерина Медичи. Заказывать его из Венеции было дорого, и поэтому было решено плести здесь.

Кружево шантильи, что это такое? Называется оно так по месту происхождения – небольшой городок Шантильи севернее Парижа. Сначала изготавливали чёрное и белое кружево из шёлковых нитей, также из металлических нитей, из льняных; потом стали делать только чёрное кружево.

В 17 веке в городе Шантильи построили несколько фабрик по производству кружева.

В Европе оно вошло в моду и стало популярным с сороковых годов 19 века. Его плели вручную, и стоило французское кружево шантильи очень дорого. Только состоятельные люди покупали себе такую роскошь.

Изделие плели на плоской большой подушке. На неё крепили нитки с одной стороны, другие концы наматываются на коклюшки. Для изготовления небольших вещей хватает одного куска ткани. Крупное делали отдельными элементами, которые потом соединяли между собой.

При Наполеоне третьем такое кружево применяли почти везде. Как при изготовлении небольших изделий, так и крупных:

  • шарфы, мантильи, пелерины;
  • юбки, зонты, носовые платки;
  • воланы, рюши на платьях;
  • накидки, жакеты;
  • наколки на волосы, веера;
  • перчатки и митенки.

В середине 19 века французские кружева обрели такую популярность, что фабрики по их производству открылись в других странах. Несколько таких было в Бельгии.

В конце 19 – начале 20 века модными были белые или светлые платья, покрытые чёрным кружевом.

В 18 веке основа выглядит как ромбовидная решётка. Две диагонали пересекаются с одной горизонталью, направленной в другую сторону. К началу 19 века сетка становится похожей на соты, как у шестигранного кружева из Алансона.

Алансонское кружево состоит из шестигранных ячеек. В основном присутствует растительный, цветочный рисунок. Поверх контуров орнамента нашивали белый конский волос. Для изготовления 1 квадратного сантиметра такой красоты вручную понадобится 4-5 часов работы.

На стыке 18 и 19 веков рисунок алансонских кружев упрощается. Его используют по контуру, на фоне выполняют мелкий рисунок бабочек, горошка.

Сейчас почти все кружева изготавливают машинным способом, ручную работу найти трудно. В музее есть мастерицы, которые показывают технику изготовления алансонского кружева.

Валансьенское кружево стало популярным в 18 веке после переноса сюда фабрики по производству кружев. С 13-го века в Валансьене изготавливали лучший батист. Изначально мастерицы из Фландрии обучали французских плетению кружева. Каждый рисунок был основательно сплетён, сетка была точной формы, изделия были тонкими. После присоединения к Франции вид кружева поменялся. Популярной стала очень тонкая сетка с плотным рисунком.

У кружева валансьен преобладает растительный орнамент, ячейки сетки разнообразные: круглые, квадратные, ромбовидные. Сетку и рисунок плетут одновременно, это отличает данный вариант ровной поверхностью, отсутствием рельефа.

Эти виды кружева похожи и все они из разных французских регионов.

Где используют кружево шантильи

В 40-50 годах прошлого века кинозвёзды часто появлялись в фильмах в наряде, украшенном этим кружевом. Сейчас шантильи применяется для украшения дорогих эксклюзивных нарядов, при изготовлении готовых платьев.

Основные производители этого материала сотрудничают с известными по всему миру домами мод. Производители нижнего белья нередко используют шантильи при создании элегантных и уникальных комплектов.

Из этой ткани делают блузки, топы, юбки, коктейльные, вечерние и свадебные платья. Платье Кейт Миддлтон на свадьбе было украшено кружевом Sophie Hallette – это ведущий производитель подобных изделий.

Сейчас французские кружева используются как для массового сегмента, так и для эксклюзивных вариантов одежды. Ещё один ведущий производитель кружева – это Riechers Marescot. Самые лучшие ткани этих производителей стоят дорого. В интернет-магазине можно найти тесьму за 10-16 тысяч рублей за погонный метр. За 12-18 тысяч – самые дорогие крупные ткани.

Популярный вариант нарядов – верх из кружева, низ из другой ткани, или наоборот. Варианты:

  • кружевная блузка и простые брюки;
  • ажурный лиф платья и низ из тонкого шёлка;
  • однотонная майка из хлопка и плетёная юбка;
  • джинсы и кружевная обувь без каблука.

Шантильи применяют для декорирования домашнего текстиля:

  • комплекты постельного белья;
  • салфетки, платочки;
  • скатерти.

При желании и наличии свободного времени можно самостоятельно украсить приятные домашние мелочи.

Как раньше, так и сейчас, дорогое кружево применяют для украшения интерьера и мебели. Это далеко не всем по карману, но и выглядеть такая комната будет богато и утончённо.

В продаже можно встретить французский гипюр, изготовленный в технике шантильи. Это прочный, но тонкий материал, подходит как для создания платья на свадьбу, так и для изготовления вечернего наряда. У гипюра шантильи присутствует растительный двухсторонний рисунок. Края обработаны особым способом и похожи на реснички.

Сейчас его производят машинным способом преимущественно из синтетических волокон. Обычно это 100% полиэстер либо с добавлением нейлона. Бывают варианты с большей частью искусственного шёлка. Встречается смесь полиамида и хлопка. Иногда делают из 70-80% хлопка также с добавлением нейлона. Часто можно встретить и варианты наоборот – большая часть нейлон, остальное хлопок. Бывает с добавлением волокон «район» – особых вискозных нитей. Для блеска добавляют люрекс.

Трудно найти в свободной продаже изделия ручной работы. При этом они стоят дорого и производятся в основном из шёлковых нитей.

Воздушное нежное кружево требует особого ухода:

  • Тончайшее бельё замачивают в чистой тёплой воде без мыла. Её меняют два или три раза. Проблемные участки застирывают хозяйственным мылом, оставляют так на 30 минут, и прополаскивают. Затем немного средства для стирки разводят в воде и взбивают в пену, замачивают там ненадолго изделие. Не трут, не мнут – просто полоскают в чистой воде. Бюстгальтер замачивают в растворе деликатного моющего. Плечики и чашечки осторожно трут мягкой щёткой. Прополаскивают и не отжимают, чтобы не испортить форму. Вешают на плечики в расправленном виде до высыхания.
  • Платье кладут на дно ванны и некоторое время поливают душевым шлангом. Хозяйственным мылом застирывают стратегически важные места – подмышки, воротник, рукава. Снова поливают душем. Замачивают на 2 часа в воде с добавлением моющего средства с антистатиком. Участки с вышивкой и стразами протирают новой губкой для посуды. Выполаскивают дважды и вешают на плечики до высыхания, чтобы не деформировалось и не было мятым.
  • Пятна выводят хозяйственным мылом. Нужно смочить брусок и потереть им испачканный участок. Затем прополоскать сначала в тёплой, потом в холодной воде и высушить.
  • Занавески сушат растянутыми, рекомендуется делать это на рамке. Сухие шторки окажутся ровными, гладить их не нужно. Другой домашний текстиль закатывают в хлопковую простыню минут на 20 и после этого гладят.
  • Платья с французским кружевом из хлопковых волокон и кружевной трикотаж утюжат с изнаночной стороны через влажную марлю. Вещи с рельефным орнаментом не отпаривают, чтобы не потеряли форму. Воротнички сначала крахмалят специальным средством. Затем немного подсушивают и гладят носиком утюга. Домашний текстиль утюжат с изнанки сквозь тонкий хлопок

Нельзя отступать от правил ухода, иначе нежное тонкое кружево быстро испортится.

Шантильи – это тончайшее уникальное кружево с историей в несколько столетий. Оно придаст наряду красоту и утончённость. Вечернее или свадебное платье будет выглядеть элегантно и дорого.

Плетение на коклюшках — древнее искусство создания кружева

Кружево во все времена привлекало к себе внимание за счет своей изящности, ажурности и уникальности. И хотя процесс создания кружева совсем непрост, даже сегодня находятся мастерицы, которые готовы неделями сидеть над такой филигранной работой, чтобы постичь секреты трудоемкого искусства. Одним из самых известных способов создания кружева является плетение на коклюшках, о котором мы постараемся вам рассказать!

Читать еще:  Барабанный мастер класс

Плетение на коклюшках — это особая техника плетения кружева, в которой узор создается с помощью специальных инструментов: валика и коклюшек. Коклюшки — это специальные деревянные палочки, на которые наматываются нити плетения.

Содержание:

История

Мотивы и символы

Инструменты и материалы

Разговор с мастерицей

Немного о процессе

История

Возникновение кружевоплетения связывают с такими странами, как Италия и Испания. В средние века из-за быстрого развития торговли, эта технология появилась и в России, где вобрала в себя черты национальной культуры, став уникальной и самобытной. Существует легенда, согласно которой кружево распространилось в Российской Империи благодаря стараниям Петра I: он вывез из Голландии несколько кружевниц, они же, в свою очередь, стали обучать русских мастериц. Со временем образовалось две основные школы кружевоплетения: елецкая и вологодская, расскажем подробнее о каждой.

Елецкое кружево

Изначально, все узоры, которые плели елецкие кружевницы, заимствовались из европейских образцов: итальянских, испанских, немецких, австрийских и так далее, однако вместе с совершенствованием мастерства пришли и собственные наработки.

Впоследствии елецкое кружево стало настолько известным, что его вывозили за границу за огромные по тем временам деньги (сумма, превышающая 800000 рублей, и это без перевода на современный курс)!

Елецкое кружево участвовало и в мировых ремесленных выставках, где всегда высоко отмечалось экспертами в этом искусстве.

Вологодское кружево

Не трудно догадаться по названию, что это кружево было широко распространено в Вологодской области. Основным отличительным элементом этого стиля может считаться «вилюшка» — кружевная, ажурная дорожка или тесьма, которая проходит рядом с «решетками» (сетка, получаемая в результате плетения любого кружева). Обыкновенно, с помощью вилюшки создаются узоры в виде роз, спиралей и других «завитых» элементов. Стоит отметить, что вологодские кружевницы очень любили геометрические мотивы, и насыщенный плотный рисунок.

История вологодского кружева очень напоминает историю елецкого: оно пришло из европейских стран и к 19 веку широко распространилось среди вологодских рукодельниц.

В основном кружевоплетением занимались крепостные, иногда в поместьях создавались целые мини-мастерские, в которых талантливые кружевницы работали только на своих барынь.

Количество кружевниц постоянно увеличивалось, уже к 1912 их насчитывалось сорок тысяч, а к 1960 году их стало настолько много, что был создан Вологодский кружевной союз. Это предприятие существует и сегодня на территории Вологодской области и называется «Снежинка».

Кроме этих всем известных школ, выделяются Вятская с центром в городе Советск, а также Белеевская и Михайловская.

Мотивы и символы

Несмотря на некоторые различия в стилях, во всех школах русского кружева есть похожие мотивы, узоры и орнаменты, некоторые из них имеют чисто эстетическую функцию, другие — определенную символику. Чаще всего в русском кружеве встречаются растительные мотивы, характерные для родных краев деревья, цветы, ягоды.

Нередко среди орнамента русского кружева можно было встретить узор в виде листьев дуба. В славянском фольклоре дуб — это самое почитаемое дерево. Дуб ассоциировался с божественным началом бога-громовержца Перуна, верховным властителем древнерусского языческого пантеона. Это дерево обладало священным ореолом: его нельзя было рубить или осквернять, а ношение предметов одежды или украшений с изображением дуба имело ритуально-символический характер. Часто узор дуба в кружеве или вышивки мог выполнять защитную функцию, а также укреплять здоровье, ведь дуб это самое сильное и крепкое дерево.

Узор в виде колоска — тоже нашел свое отражение в кружевном искусстве, он служил для привлечения богатства, благополучия. Колос, как и дуб, выполнял защитные функции, оберегал от нечести и злых духов.

Русские кружевницы любили создавать великолепные узоры в виде птиц таких, как лебедь, павлин, феникс (жар-птица) — они чаще всего встречаются на русском кружеве. Возможно, главной причиной, по которой мастерицы так любят обращаться именно к этим птицам — их роскошное оперение. Но, конечно, эти птицы имеют и свою определенную символику.

Лебедь — это женский символ, обозначающий целомудрие, чистоту, милосердие. Также лебедь — птица, олицетворяющая семейное счастье, поэтому кружевное изделие с изображением лебедя будет хорошим подарком для молодоженов.

Феникс или Жар-птица — это классический персонаж для русских былин и сказок, чаще всего жар-птица появляется в трудные для героя моменты и исцеляет его от ран, смерти и других невзгод, поэтому узор в виде этой волшебной птицы по традиции приносит счастье и удачу.

Павлин — нехарактерная для русских просторов птица, тем не менее, довольно часто появляется в сюжетах родного кружева. Павлин ассоциируют с жар-птицей, однако в их символике все-таки есть некоторые различия. Исторически павлин — это царственная птица, горделивая и властолюбивая, не случайно павлиньими перьями украшают одежды восточных ханов и шейхов. Часто павлин был вышит на одеждах статусных персон.

Из этих и других мотивов и символов появляются узоры, которые теперь стали неотъемлемой частью кружевного искусства. Вот только некоторые из них: дубовый лес, павлинки, олень, сливочки, звездочки, вороний глаз и многие другие.

Инструменты и материалы

Коклюшки — деревянные палочки вытянутой формы, на которые наматываются нити плетения. Чаще всего, коклюшки изготавливаются из деревьев вроде яблони или клена, потому что они имеют гладкую структуру — это может уберечь руки кружевницы от заноз. Каждый инструмент подбирается индивидуально, длина и ширина зависит от того вида кружева, которое должно выполняться с помощью коклюшек. Длина коклюшек варьируется от 10 до 100 мм.

Валик — специальная подушка, которая туго набита соломой, поролоном, перьями или опилками. На валике закрепляются булавки, необходимые для плетения.

Для облегчения работы с довольно большим валиком используют «козлик» — специальную подставку, на которую ставится валик

Сколок — что-то вроде трафарета, по которому работает кружевница. Это кожаный или картонный отрезок, где точками отмечены места, необходимые для размещения булавок. Созданием сколков занимаются художники, поэтому каждый новый рисунок — это уникальное приобретение в коллекции мастерицы.

Также для кружева требуются булавки , лучше выбирать те, которые имеют на конце цветной шарик, по ним будет проще ориентироваться и фиксировать нити.

Исторически в качестве материала кружевницы использовали льняные нити, однако со временем стали широко применяться нити мулине, хлопковые нити и даже шелк — кружево можно создавать практически из всего. В русском кружеве вообще часто присутствуют различные дополнительные материалы, например, жемчуг, бусины, перья или мех. Это добавляет плетению интересную самобытность, а также особенный стиль.

О том, что такое плетение на коклюшках, чем оно привлекательно для мастериц, и какие есть секреты в этой технике, мы поговорили с Ольгой Чарушниковой, которая является мастером по плетению кружева!

Чем вас привлекает плетение кружева на коклюшках?

Прежде всего, может это немного самодовольно, но в наше время кружевоплетением редко кто занимается, поэтому мне приятно, что этим искусством владею я. К тому же, я люблю любые виды рукоделия, и освоить что-то новое для меня всегда было интересно!

Как вы стали этим увлекаться?

Заниматься начала еще в школе. У нас был один день в неделю УПК (учебно-производственный комбинат). Каждый ученик должен быть выбрать специальность. В 8-ом классе я с подругой выбрала профессию продавца, но сразу поняла, что это совершенно не мое. А в середине года изменить выбор специальности нельзя. А в начале 9-го класса я выбрала профессию кружевницы. И, обучаясь, не только догнала тех, кто отучились год, но и перегнала. Преподаватель Валентина Ивановна говорила, что ждёт меня после школы на свое место.

В чем главное преимущество этого вида рукоделия?

Преимущество только одно — это красота и неповторимость. Но плетение кружев очень трудоемко. К примеру, сшить изделие, даже самое сложное намного быстрее, чем сплести на коклюшках небольшой воротник.

Не пугает ли вас трудоемкость данного процесса?

На данный момент трудоемкость процесса не пугает. Это удовольствие. А если бы я работала на производстве…. Затрудняюсь ответить. Это мое хобби — и я занимаюсь этим время от времени. Делать что-либо на заказ тоже не выгодно. Потому что на изделие уходит много времени, и хотелось бы оценить свои труды по достоинству.

Сколько времени занимало создание самой сложной вашей работы?

Плела маме на юбилей воротник-шаль. Размер покрывает плечи, опускается до середины груди, на спине до лопаток. Вот на такое изделие у меня ушло 2-3 недели, плела в любое свободное время.

Где лучше всего смотрится вышивка в данной технике?

Выигрышнее всего смотрятся воротники-пелерины. А так разнообразие изделий велико. Можно и картины большие и маленькие плести. Дорожки и салфетки на столы. Как-то в интернете видела декоративные цветы…

Могли бы вы дать совет начинающим кружевницам?

Правило для таких рукодельниц одно — огромная усидчивость. Чтобы изделие получить качественным, необходимо хорошо утягивать каждую ниточку. Бубен должен быть плотно набит соломой или опилками. Крючок и булавки не должны быть ржавыми, чтобы не испачкать изделие. Необходимо также уметь читать рисунок, при взгляде на который сразу видно, какое количество коклюшек необходимо для изготовления того или иного изделия, какие приемы будут применяться в данном плетении. Будет ли где-нибудь утолщение нити.

Немного о процессе

Существует несколько видов техник плетения на коклюшках: сцепная, парная и численная. Сцепное плетение отличается от парного тем, что детали кружевного изделия вышиваются отдельно, а потом соединяются (сцепляются) с помощью крючка. Парное же кружево плетется одновременно с помощью нескольких пар коклюшек, иногда их количество может доходить до 100. Численное кружево — это самый простой способ плетения, он не требует использования огромного количества коклюшек и сколка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector