Mos220.ru

Онлайн марафоны
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эмоции актерское мастерство

Эмоции актерское мастерство

Окраски (из системы Михаила Чехова)

Управление эмоциями, эмоциональная выразительность


На наших актерсикх занятиях мы очень часто обращаемся к теме эмоциональных окрасок. Это замечательная техника, которая позволяет осознавать свои эмоции и управлять ими как на сцене, так и в жизни.

Здесь я привожу оригинальный текст Михаила Чехова.

Индивидуальные чувства.

Действия с определенной окраской

Истиные творческие чувства не лежат на поверхности души.

Вызванные из глубин подсознания, они поражают не только зрителя, но и

Я описал атмосферу как объективные чувства, принадлежащие скорее спектаклю, чем актеру. Теперь я хочу сказать об индивидуальных чувствах, возникающих в душе самого актера.
Как я уже упомянул выше, атмосфера способна пробуждать творческие чувства актера. Но есть и другой путь, которым вы можете проникнуть к вашим чувствам, не насилуя их и не подвергая рассудочному анализу. Следуйте за мной, практически выполняя то, о чем я буду просить вас. Я попробую предложить вам технический прием для пробуждения ваших творческих чувств.


Поднимите и опустите руку. Что вы сделали? Вы выполнили простое физическое действие, сделали простой жест. И вы сделали его без труда. Почему? Потому что он, как всякое действие, находится в вашей воле. Теперь я попрошу вас снова произвести то же действие, придав ему на этот раз определенную окраску. Пусть этой окраской будет осторожность. Вы выполнили ваше действие с прежней легкостью. Однако теперь в нем уже был некоторый душевный оттенок: может быть, вы почувствовали легкое беспокойство и настороженность, может быть, в вас появилось нежное и теплое чувство или, наоборот, холодная замкнутость, может быть, в вашей душе зародилось удивление или любопытство и т.п. что же, собственно, произошло? Окраска осторожности, которую вы придали своему действию, пробудила и вызвала в вас целый комплекс индивидуальных чувств (вначале, может быть, и очень слабых, еле заметных и нежных). Все эти чувства, как бы разнообразны они ни были. Все же связаны с осторожностью, вызвавшей их. Выбранная вами окраска заставила звучать в вашей душе целый аккорд чувств в тональности “осторожность”.

Насиловали ли вы свою душу, для того чтобы вызвать все эти чувства? Нет. Почему? Потому что ваше внимание было обращено на действие, но не на чувства. Чувства сами пробудились в вас, когда вы, производя ваше действие, придали ему окраску осторожности. Чувства сами проскользнули в ваш жест.

Если бы вы бездейственно ждали появления чувств или, наоборот, действовали без того, чтобы придать вашему действию окраску, чувства ваши, вероятнее всего, остались бы пассивными.

Творческим чувствам нельзя приказать непосредственно. Они не лежат на поверхности души. Они приходят из глубин подсознания и не подчиняются насилию. Их надо увлечь. Своим действием, которому придана определенная окраска, вы вовлекли ваши чувства, пробудили их. Из этого вы вправе заключить, что действие (всегда находящееся в вашей воле), если вы произведете его, придав ему определенную окраску (характер) вызовет в вас чувство.


Но вы можете спросить: при более сложных действиях и чувствах получите ли вы тот же эффект? Что вы называете сложными действиями? Если это комбинация простых, естественных, свойственных каждому человеку действий, то кажущаяся сложность их исчезает, как только вы повторите (срепетируете) их достаточное количество раз повторение сделает сложное действие простым. Действительно сложным будет для вас такое действие, которого вы вообще не в состоянии выполнить, например, сделать сальто-мортале на трапеции, не будучи акробатом. Следовательно, для вас существуют невыполнимые действия, но сложных действий, при условии срепетовки, не существует.


Не иначе обстоит дело и с так называемыми сложными чувствами. Окраска, о которой я говорил, не есть чувства. Пользуясь окраской и выбирая ее для своего действия, вы не затрагиваете ваших чувств непосредственно. Они-то и есть тайна вашего творческого подсознания, и нет надобности говорить об их простоте или сложности. Непосредственно вы имеете дело только с окраской, вызывающей ваши творческие чувства. Следовательно, только об ее сложности вы и можете говорить.

Предположим, вы создаете сложную комбинацию окрасок. Вы поднимаете руку, придав вашему движению окраску осторожности, подозрительности и настороженности одновременно. Чем больше окрасок вы возьмете для вашего действия, тем сложнее они покажутся вам. Но, столько бы окрасок вы ни взяли, вам придется срепетировать их, так же как вы срепетировали ваше сложное движение. Повторение и тут уничтожит кажущуюся сложность. Вы может репетировать выбранные вами окраски сначала порознь, потом по две и по три, пока они вместе с действием не сольются для вас в простое, привычное и легко выполнимое единство. Срепетированные таким образом окраски и соответствующее им действие вызовут в вас комплекс чувств, и этот комплекс действительно может оказаться сложным. Но сложность его будет результатом вашего несложного технического приема. Реакция может быть сложной в зависимости от силы вашего дарования, но не пути, которым вы вызвали эту реакцию. Впрочем, на практике вы убедитесь, что нет надобности строить сложную комбинацию окрасок для того, чтобы пробудить ваши чувства, одна-две окраски могут вызвать в вас целую гамму чувств.


Действие с определенными окрасками будет открывать для вас сокровищницу вашего подсознания, и вы скоро заметите, что получаете больше, чем ожидали. Чувства богаче и содержательнее, чем окраска, при помощи которой вы пробуждаете их. Все легче будут пробуждаться ваши чувства, и скоро, может быть, настанет момент, когда одного намека на окраску будет достаточно для того, чтобы воспламенить их.

Упражнение

Произведите простое, естественное действие (возьмите со стола предмет, откройте и закройте и закройте дверь, сядьте, встаньте, пройдитесь по комнате и т.п.). сделайте это движение привычным. Соедините его с одной окраской (спокойствие, уверенность, раздраженность, печаль, хитрость, нежность и т.п.)

Повторяйте его, пока ваше чувство не отзовется.


Соедините две окраски. Путем повторений добейтесь того, чтобы они слились в одно целое. Не присоединяйте новых окрасок, пока не усвоите прежних.
Снова возьмите одну окраску и к вашему действию присоедините два, три слова. То же с двумя и больше окрасками.


Выберите окраску, не думая о действии. Подберите действие к окраске (например: окраска — задумчивость, действие — перелистывание страниц книги. Окраска — спешка, действие — укладывание вещей в саквояж и т.п.).
Присоедините несколько слов.
Возьмите слово или короткую фразу. Подберите к ней сначала окраску, потом действие.

Каждое упражнение повторяйте, пока действие, слово и возникшее чувство не сольются для вас в одно целое переживание.
Следите за тем, чтобы не насиловать своего чувства и не торопить нетерпеливо его появления.

Если вы работаете с партнером, делайте простые, короткие импровизации со словами (например: продавец и покупатель, гость и хозяин, портной или парикмахер и клиент и т.п.). условьтесь предварительно об окрасках, которым будет следовать каждый из участников упражнения.
Не употребляйте лишних, ненужных слов. Издишние слова часто вводят в заблуждение, создавая иллюзию действия, в то время как на самом деле они парализуют действие, подменяя его своим рассудочным, смысловым содержанием.

Манеры речи

Интонирование, эмоциональная выразительность

Речь — один из главных инструментов актерского мастерства.

В жизни мы тоже постоянно общаемся, разговариваем и выражаем себя через речь. Здесь мы поговорим о том как сделать свою речь яркой и выразительной.

Для начала выделим четыре параметра речи:

  • скорость (быстро-медленно)
  • громкость (громко — тихо)
  • текучесть (плавно — четко)
  • тональность (низко — высоко)

Это основные параметры, по которым можно охарактеризовать любую манеру речи. У каждого человека есть своя привычная манера речи, и наша задача ее определить и затем научиться разнообразить.

Для начала возьмите любой текст и прочитайте его, использую разные качества речи. Прочитайте текст максимально быстро, затем максимально медленно, очень тихо и очень громко, но не переходя на крик, просто используйте разговорную громкость. Тот же текст прочитайте плавно, практически не делая пауз между словами, как будто вы читаете на английском языке, затем очень четко, делаю акцент на согласные. То же самое проделайте с высотой: почитайте практически басом и очень тоненьким голосом.

Когда вы будете менять манеру речи, то все время оставайтесь в рамках реальности, что бы это было органично. Это нужно для того, что бы вы увидели свои возможности и разные способы интонирования.

Следующий шаг — сочетания этих параметров речи:

  • медленно и четко
  • медленно и плавно
  • быстро и тихо
  • громко и плавно и т.д.

Выберите любую тему и поговорите в этих манерах речи.

За каждой манерой речи есть определенная эмоция, постарайтесь ее почувствовать. Например, когда вы говорите медленно и четко, то есть ощущение, что слушатель вас не понимает, и поэтому вы стараетесь ему очень доходчиво все объяснить.

Следующее задание — сочетание всех возможных параметров речи в одном рассказе. Расскажите историю, используя как можно больше параметров речи: то убыстряйтесь, то говорите тише, то включайте четкость.. Следите за тем, что бы все ваши интонационные переходы были органичны и оправданы.

С помощью управления этими речевыми параметрами вы делаете свою речь более яркой, разнообразной и эмоционально насыщенной.

10 актёрских практик, благодаря которым вы научитесь виртуозно выражать свои эмоции

Хотите, чтобы вам было проще общаться с людьми? Научитесь выражать свои эмоции и заряжать ими окружающих. Коуч Татьяна Ежова предлагает брать пример с профессиональных актёров. Как именно — читайте в этой статье.

Читать еще:  Мастер класс как связать шапку спицами

1. Освойте технику якорения

Эта техника родом из нейролингвистического программирования, но она прижилась в актёрском мире, потому что легко помогает войти в нужное эмоциональное состояние. Суть её в выполнении определённых ритуальных действий.

Вспомните случай из прошлого, когда вы испытывали ту или иную эмоцию. Закройте глаза, погрузитесь в воспоминание и найдите необходимое чувство внутри себя. Когда эмоция обретёт достаточную яркость, сделайте что-то: скрестите пальцы или притопните.

Для закрепления эффекта такое упражнение нужно проделать несколько раз. Теперь вы легко сможете войти в нужное вам эмоциональное состояние, когда это потребуется.

2. Думайте о собеседнике

Это необходимо для того, чтобы лучше его почувствовать, понять, чем он дышит. Считывая эмоциональное состояние другого, предполагая, что он чувствует, вы поймёте, в чём вы близки. И эта внутренняя близость с другим позволит вам лучше определять свои эмоции.

3. Взаимодействуйте

Выражайте эмоции, вовлекая в процесс своё окружение. Не бойтесь быть ярким, заметным, сверкать красками. Ваши эмоции оживают в процессе взаимодействия с тем, что вас окружает.

4. Развивайте пластичность тела

Позы, походка, мимика, жесты — всё это имеет значение и должно соответствовать тем эмоциям, которые вы проявляете. И речь не только о тех случаях, когда нам не хватает слов или слова не нужны. Тело первым реагирует на то, что мы чувствуем, и отвечает взглядом, любым движением.

Попробуйте рассказать что-нибудь без слов, используя только ваше тело. Это может быть самая обычная история о том, как вы добирались сегодня на работу. Понимают ли визави ваши телодвижения? Чувствуете ли вы связку взгляда, губ, осанки? Где находятся ваши руки? О чём вы говорите движениями стоп?

5. Экспериментируйте с палитрой эмоций

Базовые эмоции, выделенные Полом Экманом (Paul Ekman), — это радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, страх, презрение. Не ограничивайтесь ими: выражайте шок, скуку, агрессию, трепет, прощение, зависть, симпатию, надежду, энтузиазм, облегчение, нежность и так далее.

Попробуйте перечислить по 10 разновидностей каждой базовой эмоции. Получайте удовольствие от различения оттенков

6. Наблюдайте за другими

Посмотрите, как другие рассказывают истории, сообщают неприятные новости, выступают перед аудиторией. Попробуйте угадать, какие эмоции они при этом испытывают, о чём говорят их жесты и мимика.

Наблюдение за другими повысит вашу эмоциональную компетентность в разы. А просмотр видео, где вы в главной роли, позволит уловить то, чего не хватает именно вам.

7. Выберите текст из книги и перескажите его разным людям

Это должны быть люди из вашего окружения: мама, дочка, друг, коллега. Рассказывайте так, как будто эта история действительно произошла с вами. Важно, чтобы ваши собеседники не догадались, что это отрывок из книги.

Для большего погружения можете изменить имена героев на имена ваших знакомых. Можете дополнить историю. Если вы вдруг удивлённо вспомните, что есть ещё и реальный автор, значит, вы на правильном пути.

8. Используйте контрапункт — противопоставление звука и изображения

Когда вы рассказываете смешно о грустном или, наоборот, грустно о смешном, вы начинаете тоньше чувствовать, ваше внутреннее эмоциональное ухо становится восприимчивее. Используйте классику драматургии: ищите зло в добре, а в зле — добро. Попробуйте рассказать обычную историю с противоположными или далёкими от смысла текста эмоциями.

9. Слушайте музыку. Особенно без слов

Музыка помогает развить образное мышление и найти смыслы, которые невозможно выразить словами. Музыка взаимодействует с эмоциями напрямую, не затрагивая наш разум.

Полезно не только слушать музыку, но и воспроизводить её. Если вы не владеете игрой на каком-либо музыкальном инструменте, пойте! Пойте смело и вдохновенно, можно без слов, отдаваясь полностью этому занятию, как будто нет иного способа донести смысл, кроме как петь.

10. Дышите правильно

Дыхание тесно связано с тем, что мы чувствуем. С помощью определённых дыхательных упражнений можно вызывать ту или иную эмоцию. Дыхательных практик сегодня большое количество, но основой любой являются вдох и выдох.

Достичь умиротворённого состояния возможно через медленные глубокие вдохи и выдохи. А с помощью учащённого или, напротив, затаённого дыхания, вы сможете войти в нужное вам экспрессивно-эмоциональное состояние.

Конечно же, этим не исчерпываются техники управления эмоциями. Пробуйте, тренируйтесь, ищите то, что подходит именно вам, а самое главное — получайте удовольствие от осознанного проявления вашей многогранной личности!

10 полезных актерских упражнений для прокачки, которые ребенок может делать где угодно! И взрослый!

Актерское мастерство — это один из топовых навыков в современном мире! Ораторское искусство, расслабленное тело, влияние на людей, подвешенный язык, применение в различных ситуациях при взаимодействии с людьми — это все актерское мастерство. Полный комплекс! Меня часто спрашивают клиенты, а как мой ребенок может еще прокачивать навыки актерского мастерства, кроме как на занятии и уча дома тексты ролей? (Про это я рекомендую прочитать мою статью «Зубрежка текста- слезы актерской профессии» ) Я расскажу вам несколько эффективных и полезных упражнений, которые вообще полезно выполнять, даже если вы не занимаетесь актерским мастерством, но для актерского мастерства они имеют тройную эффективность! Кстати, их могут делать даже взрослые и во взрослой жизни они тоже будут полезны!

Упражнение 1. Разминка лица. На лице человека более 300 мышц! Это больше чем в любой другой части организма. Если их регулярно разминать, то они расслабляются. Если расслабляется большая часть мышц организма (на лице) — расслабляется большая часть нервной системы, снимаются зажимы, организм отдыхает и релаксирует. Поэтому, важно уметь расслаблять и напрягать лицо. Например, представьте что вы укусили кислый лимон, скривите и напрягите лицо на 10 секунд , сохраните эту «маску», потом постарайтесь полностью расслабить лицо. И так можно сделать 4 раза по 10 секунд. Это займет не очень много время, но принесет большую пользу и хорошее настроение. Можно гримасничать как угодно, строить рожи, изображать разные эмоции, задерживать их на лице, вытягивать мышцы. Удобнее всего делать утром и вечером перед зеркалом после чистки зубов. Чем полезно для актеров — снимает лицевые зажимы, тренирует каждую мышцу, ведь каждая за что-то отвечает: одна за мимику, другие за дикцию, третьи за артикуляцию. А все это важно в актерском мастерстве.

Упражнение 2. Сжатие мышц/расслабление. Для того чтобы привести тело в гармоничное состояние без зажимов и напряжения, нужно проработать все места, где они живут. Это простое упражнение рекомендуют все психологи, если вы чувствуете тяжесть в какой-то части тела, например шее, груди, горле, челюсти и любой другой. Упражнение эффективно и легко снимает зажим и тяжесть, и делать его можно абсолютно в любом месте. Принцип — нужно сильно сжать мышцу, удержать сжатие, потом её расслабить. Можно сжимать/разжимать одну мышцу, можно компоновать по несколько, можно сразу все тело (но тогда это будет заметно и вы не сможете делать это, например, на улице). Если делаете все тело сразу -сильно зажмите челюсть, плечи подтяните к ушам, грудную клетку выставите вперед, пальцы сожмите в кулаки, ягодицы втяните, колени тоже втяните, носки на себя. Сожмите все мышцы одновременно на 10 секунд, потом расслабьте на 10 секунд и так 4 раза. А после расслабьтесь полностью. Актерам это упражнение поможет почувствовать все тело, каждую мышцу, и снять зажимы. Зажимы есть у всех и в театральных вузах и актерских студиях активно работают над их снятием, чтобы актер владел своим телом. А взрослым просто расслабиться.

Упражнение 3. Снятие замков. Человеческое тело выдает много знаков и, например, наши скрещенные руки в разговоре с собеседником обозначают закрытую позу. Руки, скрещенные или собранные, сжатые и неудобные позы «нога на ногу» называются «замками». Чтобы произвести хорошее впечатление уверенного человека лучше все позы держать открытыми. Как я говорю детям « сбросили замки!». Смысл упражнения — замечать за собой замки (в метро, в автобусе, в разговоре) и сбрасывать их. Нужно сконцентрировать внимание на том, что сейчас мы замечаем за собой замки, (пока куда-то идем, сидим на уроке или в кинотеатре, или в течение какого-то времени, час — полчаса) и снимаем их, перестаем скрещивать руки, занимать позы «нога на ногу», скрючиваться, неудобно сидеть, разваливаться на стуле.

  • Концентрируем на «замках» внимание.
  • Тело непроизвольно делает «замок».
  • Мы замечаем этот «замок».
  • Снимаем «замок», делаем открытую позу.

Это упражнение поможет лучше контролировать и чувствовать свое тело, что очень важно для актера.

Упражнение 4. Наблюдение за людьми. Актеры- люди наблюдательные, ведь им необходимо постоянно перевоплощаться в других людей и играть другую судьбу. Где это брать? Везде! На улице, в метро, в магазине, в ТЦ! Смотришь на человека и наблюдаешь за его физическим и внутренним состоянием. Как двигается,о чем думает,кем работает и т.д. Можно еще самостоятельно придумывать и продумывать его судьбу. Нужно задавать себе вопросы, а почему он так одет, почему у него именно такая прическа, и пытаться находить причинно-следственные связи. Пытаться отыскать правду, а не сразу безоговорочно эмоционально оценивать «зеленые волосы- дурак», «зеленые волосы, таак маленький незаметный значок продиджи, значит поклонник группы, большой поклонник, раз волосы покрасил». Со временем это будет получаться все лучше и лучше и все больше будет правильной оценки. Тут важно подвергать самого себя сомнению, задавать много вопросов и не превращаться в старую бабку, которая всегда все знает и может, одарив взглядом, сказать, кто наркоман, а кто идиот.

Читать еще:  Кулинарные мастер классы бесплатно

Упражнение 5. Копилка эмоций. Оно похоже на упражнение наблюдение. Тоже изучаем людей, но теперь запоминаем и концентрируем внимание на их эмоциях. Смотрим, как люди грустят, веселятся, злятся, раздражаются, реагируют в разных ситуациях, как меняется их настроение и что на него повлияло. Наиболее яркие эмоции, реакции и ситуации можно и нужно потом использовать во время актерской работы на сцене, для своих ролей и персонажей.

Упражнение 6. Зеркалить людей. Вокруг этого «страшного» упражнения построена «страшная» техника НЛП, написаны миллионы книг и с его помощью можно всех загипнотизировать и захватить мир. Если серьезно, то оно так же полезно для изучения своего тела и эмоций и полученные навыки можно использовать на сцене и для создания образов. Нужно представлять, что вы отражение человека и пробовать повторить его жесты, мимику, движения, голос. Делать это нужно постепенно, а не сразу «перекривлять» человека со всеми яркими подробностями. Повторить громкость голоса, паузы между словами, частоту миганий глаз, положение рук, настроение и.т.п. Это тренировка постепенного актерского перевоплощения в собеседника. Она поможет накопить большой актерский багаж и использовать его на сцене. Вне сцены поможет настроиться на волну собеседника и эффективнее с ним взаимодействовать.

Упражнение 7. Йога в приложении в смартфоне. А вы знали, что о силе йоги еще писал сам Станиславский? Он считал её прекрасным способом развития физической силы актерского тела. И я в свой магистерской диссертации в Щепкинском институте посвятила главу йоге, как способу снятия психофизических зажимов. Предпочитаю йогу рассматривать без эзотерики, просветления и прочей космической фантастики. Как физкультуру, как прекрасную физическую зарядку и развитие гибкости. Как говорится «мы на столько молоды, насколько гибки». Для себя я нашла классное приложение для телефона по йоге для занятий дома по утрам. Называется Daily Yoga. Оно работает по платной подписке. Очень много программ и видео, программа считает сколько времени ты занимаешься, можно все тонко настраивать. Можно использовать детям с 7 лет. Для более маленьких лучше ходить на специальные занятия. И не советую погружаться в мантры, чакры и прочие трактовки йоги, никакой пользы сейчас от этого не будет. Ищите приложения и занятия, где упор на упражнения. В Daily Yoga упор именно на физкультуру и гибкость. Для актеров гибкость очень важна.

Упражнение 8. Изучение английского через приложения. Да, да, это тоже имеет отношение к актерскому мастерству. Почему? Потому что единственная причина по которой в Голливуде нет российских актеров или есть, но они играют бандитов или русских — это незнание актерами английского языка или неумение говорить на английском без акцента. Шварценеггеру со слезами удалось побороть свой немецкий акцент, хотя первый его полнометражный фильм создателям пришлось переозвучивать, но ни одному российскому актеру пока этого не удалось. Возможно, ваши дети станут первыми, если будут активно заниматься английским. Ведь получилось же у немцев, китайцев, французов и прочих народов. Даже если ребенок учит английский в школе или на доп. занятиях, скачайте ему приложение и пусть сидит не в ютубе, а делает упражнения. Мне, например, очень нравится то, что делает компания Puzzle English. У них очень крутые структурированные приложения. Метод Титчера для основ и грамматики, сам Puzzle English для переводов и упражнений, Сериалы. Для актера-ребенка изучение английского открывает огромные перспективы.

Упражнение 9. Учить наизусть стихи и монологи. Используя смартфон, учим любые стихи и монологи. Делаем закладки на сайты с понравившимися стихами и в свободное время учим и повторяем. И это помимо основных текстов ролей! Это не только развивает память, но и всегда на кастингах и пробах поможет произвести хорошее впечатление. Режиссеры любят спросить, «а прочти чт- нибудь» и тут вы готовы. Во-вторых, у ребенка это хорошо развивает речь и увеличивает запас слов. Очень полезное применение смартфона для актера, иметь там запас закладок и заметок со стихами и монологами.

Упражнение 10. Видеть что-то прекрасное. Как легко ко всему привыкнуть, даже к хорошему. И как легко мы замечаем все плохое. Прекрасный мой учитель Виньямин Михайлович Фельштинский один раз дал прекрасное задание «каждый день увидеть что-то прекрасное!». Это не просто увидеть какое-то красивое платье или девушку. Это увидеть, например, почки растений, луч солнца, который искажается через стекло. Мелочи и детали в которых много прекрасного. И так я находила каждый день что-то прекрасное. Это не только тренирует наблюдательность, но и чувственно воспитывает глаз и душу артиста. Не забывайте про это упражнение и делайте хотя бы раз в день, оно очень мощное.

Все эти упражнения помогут молодому актеру заполнить свободные «дыры» времени и наполнить бытовые дела полезностью и дополнительной прокачкой навыков. Теперь можно ехать в автобусе и не просто праздно мыслить, а изучать людей и тем самым изучать актерское мастерство, сидеть в телефоне и учить стихи и английский, а не тупо созерцать информационный мусор миллионеров-блогеров. Вместо этого можно самому прокачать в себе харизму и навыки. Заполнить каждую минуту жизни пользой. Используйте эти упражнения в свободные минуты и станете профессионалом!

Эту статью можно показать своему актеру-ребенку, либо рассказать ему об этих упражнениях.

Как научиться управлять своими эмоциями

К эмоциональности можно относиться по-разному: одни люди считают ее недостатком, другие – достоинством, третьи – просто особенностью характера, одной из многих. Иногда излишнюю эмоциональность называют «тонкой душевной организацией» и считают признаком человека возвышенного, творческого, а подчас и вовсе гениального. Вы будете разочарованы: единственное, на что указывает неумение держать эмоции под контролем, это нервное расстройство. Управление эмоциями – та способность, которая характеризует уравновешенного, воспитанного и приятного в общении человека.

Гении действительно часто страдали расстройствами ЦНС в различной форме. Это объясняется тем, что великие писатели, художники и композиторы очень много работали в ущерб сну и здоровому образу жизни, не говоря уже о специфике труда, требующего постоянного душевного напряжения. Отсюда следует, что признаком творческой личности эмоциональность станет лишь тогда, когда эта личность начнет изнемогать от тяжелой творческой работы. Считать же одухотворенным художником каждого нервного – нелепо.

Чем же плоха эмоциональность?

  1. Предрасположенность к стрессу.
  2. Предрасположенность к заболеваниям сердечно-сосудистой системы и расстройствам личности.
  3. Неуравновешенность в быту, ведущая к осложнению отношений с окружающими.
  4. Склонность к импульсивности, принятию поспешных решений и совершению необдуманных поступков.

Нужно ли контролировать эмоции

Да, контроль чувств и эмоций необходим. Отдавать свое поведение и поступки в их власть – значит, полагаться на волю случая. Не слушайте красивые истории про зов сердца, победившего голос разума. Такие истории случаются, но столь редко, что можно списать их на статистическую погрешность. Человек, который ставит свою репутацию, благосостояние, а то и саму жизнь на 0.5% вероятности того, что случится чудо, ведет себя эксцентрично.

Собственные эмоции не имеют ничего общего с романтикой. Это химические реакции у вас в голове, которые играют роль сигнальной системы, помогая ориентироваться в окружающих явлениях.

Мода на идеализацию эмоций разрушила больше жизней, чем природные бедствия. Это объясняет, почему взрослые люди в основном прагматики: не потому, что с возрастом чувства притупляются, а потому, что жизненный опыт позволяет правильно их оценить.

Влияние негативных эмоций на жизнь

Негативные эмоции нужны человеку так же, как и позитивные. Такие чувства, как страх и гнев мобилизуют скрытые резервы организма, улучшают кровоснабжение, способствуют выбросу адреналина в кровь, благодаря которому человек ощущает резкий прилив сил и энергии. После бытовой ссоры люди часто чувствуют себя обновленными и помолодевшими. Считается, что эффект связан с избавлением от психологического груза, но на самом деле это следствие эмоциональной встряски организма. Однако все хорошо в меру, и если полное отсутствие негативных эмоций может пагубно сказаться на здоровье, то их чрезмерность точно нанесет непоправимый вред организму и психике.

Человеческий организм сам требует определенной доли негативных эмоций, поэтому так популярны фильмы ужасов и сюжеты про смерть и насилие.

Постоянное действие стресса сказывается на работе внутренних органов, печени, желудка, селезенки, легких и сердца. Следствием частых стрессовых ситуаций могут стать такие болезни, как сахарный диабет, артрит и даже рак. Сильные вспышки гнева повышают риск инфаркта почти в 9 раз. Нервное напряжение негативно сказывается на пищеварительной системе, ослабляет желудок, становится причиной потери аппетита и часто вызывает нарушения сна.

Способы управления эмоциями

Самый плохой способ – это подавление. Никогда не пытайтесь спрятать эмоции внутри себя, от этого они никуда не денутся, даже не станут глуше. Эмоцию необходимо реализовать, то есть направить в определенное русло энергию, которую она высвобождает. Проблема чрезмерной эмоциональности в неумении управлять эмоциями и чувствами: человек сам оказывается во власти этой энергии и совершает совсем не те поступки, которые хотел бы совершить.

Запомните, подавлять эмоции бессмысленно и вредно! К тому же это временная мера, т. к. рано или поздно скрытые эмоции найдут выход наружу.

Вот несколько рабочих практических советов о том, как научиться управлять своими эмоциями во время сильного стресса:

  1. Абстрагироваться. Это значит на несколько секунд стать третьим лицом, сторонним наблюдателем, и понаблюдать за самим собой. Такой подход позволит вовремя заметить повышение градуса происходящего и отреагировать.
  2. Переключить действие или объект внимания. Когда нужно быстро взять эмоции под контроль, просто отключите раздражитель сменой объекта внимания: заговорите с другим человеком, начните выполнять другое действие или просто возьмите паузу, выйдите покурить или сделайте телефонный звонок. Этот метод отлично работает в конфликтной ситуации против вспышек ярости.
  3. Дышите. Дыхательные техники применяются для успокоения людей, впавших в панику или истерику, не просто так. Сильная эмоция не бывает продолжительной. Если сконцентрироваться на равномерном глубоком дыхании всего на несколько секунд, то первый приступ гарантированно пройдет, а дальше будет намного легче взять себя в руки и реализовать контроль эмоций в конфликте.
Читать еще:  Вышивка гладью мастер класс

Перечисленные приемы саморегуляции и упражнения помогают быстро взять себя в руки даже в самой неприятной ситуации.

Упражнения для мимики лица. Упражнение для начинающего актера

Каждый начинающий актер мечтает сразу выйти на сцену в серьезной роли и творить под звуки аплодисментов. Но мечтать, к сожалению, не достаточно, сценический триумф начинается задолго до получения роли и далеко не с читки пьесы, а с кропотливой и тяжелой работы. Ведь талант – это на 99% упорный труд и только на 1% божественная искра.

Конечно, сколько ни работай, без одного процента ста все равно не получишь, но и на одном далеко не уедешь. Чтобы блистать на сцене и в кино, нужно с самого начала четко понимать, что такое актерское мастерство.

С чего все начинается

Чтобы не услышать при первом же выступлении знаменитое «Не верю!» Станиславского, юноше или девушке, ступающим на тернистый путь жизни в творчестве, придется много работать над собой. В игре актеров важны не только истинные переживания, но и то, каким образом актер их выражает. Ведь можно хоть десять раз все чувствовать, быть на изломе, но зритель не увидит ничего, кроме вялых движений и непонятной, слабой мимики. Чтобы донести мысль или эмоцию до зрителя, нужно обладать выразительным актерским аппаратом, то есть телом и лицом.

Первое упражнение для начинающего актера, шахматиста или музыканта, естественно, будет самым легким. Но только добившись идеального исполнения, можно приступать к следующему заданию.

Во многих учебных заведениях, обучающих юные таланты по системе Станиславского, занятия по актерскому мастерству начинаются с выноса стула на сцену. Это задание часто вызывает недоумение у студентов, ведь они хотят стать актерами, а не рабочими сцены! Но только добившись легкости и точности в таком простом (на первый взгляд) упражнении, можно идти дальше. Всегда нужно с чего-то начинать, и вынос стула – это первый шаг на сцену.

Из чего состоит рабочий аппарат актера

Упражнение для начинающего актера должно развивать все части тела и души в комплексе. Этот комплекс состоит из:

  • артикуляции;
  • мимики;
  • дыхания;
  • голоса;
  • движений;
  • воображения;
  • умения чувствовать и сочувствовать.

Все эти необходимые навыки развиваются с помощью актерского тренинга.

Артикуляция

Упражнения по актерскому мастерству и сценической речи начинаются именно с артикуляционного аппарата. Это наши губы, челюсть, язык и все, что участвует в процессе формирования слов, которые мы произносим вслух. Если актер обладает вялым артикуляционным аппаратом, его слова со сцены не будут понятны зрителям, звучать они будут нечетко. Поэтому речевой аппарат не только разогревается перед спектаклем, но и постоянно развивается и улучшается.

Разминка начинается всегда с челюсти, ведь от того, насколько хорошо открывается рот актера, зависит, каким будет посыл произносимого.

Упражнения для челюсти

  • Вверх-вниз.
  • В стороны.
  • Вперед-назад
  • По кругу.

Начинать стоит медленно, чтобы на первом же занятии ничего не вывихнуть и не перетрудить. С нарастанием количества тренировок увеличится и скорость работы.

Упражнения для губ

  • Трубочка вверх-вниз.
  • Трубочка в стороны.
  • Трубочка по кругу.
  • Трубочка-улыбка.
  • Натягивание верхней губы на верхние зубы.
  • Натягивание нижней губы на нижние зубы.
  • Расслабление губ с помощью произнесения «Тпррру».

Губы напрямую участвуют в формировании произносимых слов, поэтому от их подвижности и напряженности зависит, насколько четко будут произносится слова и фразы и насколько понятны они будут зрителю.

Упражнения для языка

  • Иголочка-лопаточка-трубочка языком попеременно.
  • Болтание языка из стороны в сторону, вверх-вниз.
  • Удары напряженным языком в щеку: по 1 разу, по 2, по 3.
  • Очищение внешней поверхности зубов языком.
  • Цоканье.
  • Жевание языка.

Артикуляционное упражнение для начинающего актера для языка так же важно, как и для губ. Вместе язык и губы создают звуки и слова, которые должны быть качественными, четкими и громкими.

Упражнения для гортани и верхнего неба

  • Массаж верхнего неба языком.
  • Глотание воображаемого яйца.
  • Зевок с закрытым ртом.

Гортань и верхнее небо очень важны при подаче текста, так как они создают звучание, и от них напрямую зависит посыл. Если в маленьком зале актер может разговаривать, особо не напрягаясь, то, выступая на большой сцене, каждое его слово, даже сказанное шепотом, должно быть слышно на последнем ряду.

Мимика

Упражнения для мимики лица в актерском тренинге не вынесены в отдельную категорию. Но подвижная мимика не менее важна, чем подвижный артикуляционный аппарат. Ведь для того, чтобы зритель сопереживал герою, он должен понимать, какие чувства и страсти владеют им в данную минуту, а для выражения внутреннего состояния одних глаз не достаточно. В этом участвуют и мимика, и поза, и движения. Конечно, показ чувств с помощью мимики сопереживания не вызовет — она должна быть подкреплена реальными чувствами, которые в данный момент испытывает актер в образе героя.

Чтобы развить мимику и придать подвижность чертам лица, достаточно просто покривляться перед зеркалом, изображать то радость, то грусть, то испуг, то злобу. Какие при этом работают мышцы, начинающий актер может увидеть в жизни – для этого им ведутся наблюдения, и все увиденное тщательно записывается в личный дневник.

Дыхание

От правильного дыхания на сцене, как и в спорте, зависит половина успеха. В первую очередь с помощью дыхания создается посыл, который доносит звуки до самых последних рядов. Также упражнения для актерского тренинга включают в себя задания для увеличения объема легких. Не очень красиво и органично выглядит на сцене актер, который во время длинного монолога начинает задыхаться – это сразу «выбивает» зрителя, а вернуть его в спектакль очень сложно. Также актеру нужно уметь произносить слова четко и с посылом в тот момент, когда он делает различные акробатические трюки или физические упражнения. Удержать при этом дыхание на одном уровне довольно сложно, и этому тоже надо учиться путем выполнения определенных упражнений.

  • «Воздушный шарик» — с помощью дыхания поддерживаем в воздухе воображаемый (или реальный) воздушный шар.
  • «Дровосек» — резко выдыхаем одновременно с движением руками, как будто рубим дрова.
  • «Лыжная гонка» — при каждом выдохе совершаем движения руками и ногами, как будто едем на лыжах, с длинным выдохом съезжаем с горы.
  • «Свеча» — представляем, что на кончике указательного пальца горит огонек, своим дыханием гасим его, относя палец все дальше и дальше.
  • «Присядка» — медленно (на 10 счетов) с выдохом садимся, внизу делаем вдох, так же медленно с выдохом встаем.

Голос

Нет смысла говорить о важности голоса для актера. Современный актер должен уметь и петь, и озвучивать фильмы и мультфильмы. Упражнение для начинающего актера по правильному овладению голосом входит и в сценическую речь, и в занятия по вокалу.

Движения

Хороший актер сейчас немыслим без полного владения своим телом. И в кино, и в театре ему может выпасть роль с непростыми трюками и немалой физической нагрузкой. Кроме занятий по актерскому мастерству, возможности тела развиваются еще на занятиях по сценическому движению. Они включают в себя общую разминку и растяжку мышц, снятие зажимов и скованности, акробатику, эквилибристику, отработку сценического боя, пощечин, ударов, поцелуев и так далее, часть циркового искусства. Все эти упражнения начинаются с простых разминок и заканчиваются сложными пластическими постановками, когда актеры выражают свои мысли без слов, только с помощью пластики.

Упражнение для начинающего актера, связанное с движением, в будущем поможет ему вызывать сопереживание зрителей, выражать мысли и эмоции всеми доступными способами: не только мимикой и голосом, но и пластикой.

Воображение

Сложно представить актера, у которого не развиты воображение и фантазия. Ведь ему постоянно нужно верить в то, чего на самом деле нет. Только истинная вера самого актера, его полное погружение в роль и в ситуацию заставит зрителя поверить, что это Гамлет, а не странный мальчик в смешных штанах; Король Лир, а не дедушка, похожий на Деда Мороза, и так далее.

Нет людей, совсем не обладающих воображением. Но есть люди, у которых оно слабо развито. Чтобы вообразить правдивость ситуации и себя главным героем в ней, воображение нужно развивать. В первую очередь это делается с помощью наблюдений, написаний сказок, стихов, рассказов, чтения хороших авторов. Затем начинается работа с актерскими этюдами. Этюд – это небольшая зарисовка, в которой актер должен действовать органично, а значит, должен верить.

Можно сказать, что главное упражнение для начинающего актера – этюд. Он может быть разным: на беспредметное действие, в условиях оправданного молчания, со словами и с предметами, одиночный и парный. Главное, чтобы в этюде были сюжет и событие. При этом актер должен сам придумать ситуацию (или работать в заданной) и вести себя в ней натурально и органично, а для этого должен поверить, что он в образе героя действительно попал в такую ситуацию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector